Почва это полезное ископаемое или нет
Почва – поверхностный слой земной коры. Почва (согласно учению В.В.Докучаева) представляет собой естественное природное образование в виде поверхностного плодородного слоя земли, сформированного под совокупным воздействием внешних условий: климата, растительности, почвообразующих пород, условий рельефа и жизнедеятельности организмов (особенно микроорганизмов). Для формирования почвы необходимы тысячелетия взаимодействия почвообразующих элементов. Почва – незаменимый природный ресурс.
Мощность почвы (толщина почвенного слоя), в зависимости от типа, колеблется в пределах от нескольких миллиметров до 2 – 3 м при средней величине 18 – 20 см.
Почвенные ресурсы являются одной из самых необходимых предпосылок обеспечения жизни на Земле. Однако их роль в настоящее время недооценивается.
Структура почвы. Почва состоит из нескольких горизонтов (слоев с одинаковыми признаками), возникающих в результате сложного взаимодействия материнских горных пород, климата, растительных и животных организмов (особенно бактерий), рельефа местности. Для всех почв характерно уменьшение содержания органических веществ и живых организмов от верхних горизонтов почв к нижним.
Горизонт Al – темно-окрашенный, содержащий гумус, обогащен минеральными веществами и имеет для биогенных процессов наибольшее значение.
Горизонт А2 – элювиальный слой, имеет обычно пепельный, светло-серый или желтовато-серый цвет.
Горизонт В – элювиальный слой, обычно плотный, бурый или коричневой окраски, обогащенный коллоидно-дисперсными минералами.
Горизонт С – измененная почвообразующими процессами материнская порода.
Горизонт В – исходная порода.
Поверхностный горизонт состоит из остатков растительности, составляющих основу гумуса, избыток или недостаток которого определяет плодородие почвы.
Гумус – органическое вещество, наиболее устойчивое к разложению и поэтому сохраняющееся после того, как основной процесс разложения уже завершен. Постепенно гумус также минерализуется до неорганического вещества. Перемешивание гумуса с почвой придает ей структуру. Обогащенный гумусом слой называется пахотным, а нижележащий слой – подпахотным. Основные функции гумуса сводятся к серии сложных обменных процессов, в которых участвуют не только азот, кислород, углерод и вода, но и различные минеральные соли, присутствующие в почве. Под гумусовым горизонтом располагается подпочвенный слой, соответствующий выщелоченной части почвы, и горизонт, отвечающий материнской породе.
Почва состоит из трех фаз: твердой, жидкой и газообразной. В твердой фазе преобладают минеральные образования и различные органические вещества, в том числе гумус, или перегной, а также почвенные коллоиды, имеющие органическое, минеральное или органоминеральное происхождение. Жидкую фазу почвы, или почвенный раствор, составляет вода с растворенными в ней органическими и минеральными соединениями, а также газами. Газовую фазу почвы составляет “почвенный воздух”, включающий газы, заполняющие свободные от воды поры.
Важным компонентом почвы, способствующим изменению ее физико-химических свойств, является ее биомасса, включающая кроме микроорганизмов (бактерии, водоросли, грибы, одноклеточные) еще и червей и членистоногих.
Образование почв происходит на Земле с момента возникновения жизни и зависит от многих факторов.
Субстрат, на котором образуются почвы. От характера материнских пород зависят физические свойства почв (пористость, водоудерживающая способность, рыхлость и т. д.). Они определяют водный и тепловой режим, интенсивность перемешивания веществ, минералогический и химический составы, первоначальное содержание элементов питания, тип почвы.
Растительность – зеленые растения (основные создатели первичных органических веществ). Поглощая из атмосферы углекислоту, из почвы воду и минеральные вещества, используя энергию света, они создают органические соединения, пригодные для питания животных.
С помощью животных, бактерий, физических и химических воздействий органическое вещество разлагается, превращаясь в почвенный гумус. Зольные вещества наполняют минеральную часть почвы. Неразложившийся растительный материал создает благоприятные условия для действия почвенной фауны и микроорганизмов (устойчивый газообмен, тепловой режим, влажность).
Животные организмы, выполняющие функцию преобразования органического вещества в почву. Сапрофаги (земляные черви и др.), питающиеся мертвыми органическими веществами, влияют на содержание гумуса, мощность этого горизонта и структуру почвы. Из наземного животного мира на почвообразование наиболее интенсивно влияют все виды грызунов и травоядные животные.
Микроорганизмы (бактерии, одноклеточные водоросли, вирусы) разлагающие сложные органические и минеральные вещества на более простые, которые в дальнейшем могут использоваться самими микроорганизмами и высшими растениями.
Одни группы микроорганизмов участвуют в превращениях углеводов и жиров, другие – азотистых соединений. Бактерии, поглощающие молекулярный азот воздуха, называют азотофиксирующими. Благодаря их деятельности, атмосферный азот могут использовать (в виде нитратов) другие живые организмы. Почвенные микроорганизмы принимают участие в разрушении токсических продуктов обмена высших растений, животных и самих микроорганизмов в синтезе витаминов, необходимых для растений и почвенных животных.
Климат влияет на тепловой и водный режимы почвы, а значит и на биологические и физико-химические почвенные процессы.
Рельеф перераспределяет на земной поверхности тепло и влагу.
Хозяйственная деятельность человека в настоящее время становится доминирующим фактором в разрушении почв, снижении и повышении их плодородия. Под влиянием человека меняются параметры и факторы почвообразования — рельефы, микроклимат, создаются водохранилища, проводится мелиорация.
Значение почвы, как элемента биосферы, заключается в обеспечении биохимической среды для человека, животных и растений, среды, обладающей высокой буферностью и энергоемкостью, значительным резервом механизмов для самоочищения, важных для поддержания сбалансированного прямого и косвенного взаимодействия почвенной биоты и человека. Она является средой обитания многих живых организмов. Только почвой могут быть обеспечены полноценные условия для производства продуктов питания, корма для животных. Неотъемлемыми функциями почвы как природного тела является накопление атмосферных осадков и регулирование водного баланса, концентрация элементов питания растений, образование и обеспечение чистоты подземных вод, трансформация или мобилизация загрязняющих компонентов.
Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества, различных химических элементов. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя и нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то сложившееся функционирование биосферы необратимо нарушится. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение глобального биохимического значения почвенного покрова, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.
Главное свойство почвы – её плодородие, которое определяется наличием в ней гумуса. Плодородием почвы называют её способность обеспечивать растения необходимым количеством питательных элементов, воды и воздуха. Почва – основа для получения урожая сельскохозяйственных культур.
С образованием достаточно развитого почвенного покрова биосфера становится целостной завершенной системой, все части которой тесно взаимосвязаны и зависят друг от друга.
Полезные ископаемые. Помимо почвы к ресурсам литосферы относятся полезные ископаемые, находящиеся в недрах Земли. Они подразделяются на три группы: твердые (металлические и неметаллические руды, нерудные ископаемые, грунты и горные породы), жидкие (минеральные воды) и газообразные.
К ресурсам литосферы относятся также запасы энергетического сырья (угля, нефти, природного газа и др.), которые ввиду их особой значимости выделены в группу энергетических ресурсов.
Практически нет ни одной отрасли хозяйства, где бы ни требовались полезные ископаемые. Минеральные ресурсы относятся к категории не возобновляемых. Запасы их по мере использования не восстанавливаются.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
©2015- 2020 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.
Цели:
образовательные:
- Закрепить знания учащихся о том, что Земля имеет три основных значения: Земля – это планета, Земля – это суша, Земля – это почва
- Способствовать становлению у учащихся первоначального представления о внутреннем содержании Земли – полезных ископаемых и их многообразии
- Создать условия для поиска ответов на следующие вопросы:
-что такое почва и какова ее польза?
-что такое полезные ископаемые?
развивающие: Продолжить формирование навыков
- коллективной работы и сотрудничества
- самостоятельного оценивания ответов и высказываний других детей
- самостоятельного поиска ответов на вопросы
воспитательные: Формирование бережного отношения к земле и полезным ископаемым
Оборудование:
- разрезные карточки,
- лоточки с образцами земли.
- проектор, ноутбук
- презентация « Земля»
Ход урока
1. Организация класса. Проверка рабочего места.
2. Выход на первую тему урока.
-Ребята, чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на уроке , надо из букв сложить слово.
Работа в группах
Дети работают в группах и выполняют задание самостоятельно.
– Какое слово вы получили?
После выполнения задания дети должны получить слово «земля».
-Но слово «земля» – многозначное слово.
– Давайте вспомним в каких случаях мы употребляем слово «земля».
По ходу ответов детей через проектор показываются иллюстрации.
- Земля-планета, когда мы говорим о космосе (слайд)
- Земля- суша, когда мы выходим или выплываем из воды( слайд)
- Земля – почва, когда мы сажаем растения (слайд)
-У вас на столах стоят коробочки. Рассмотрите их содержимое. Уточните в каком значении мы сегодня будем говорить о земле.
-Представитель готовой к ответу группы поднимет руку.
(Спросить одного представителя.)
– Итак, мы выяснили, что первая тема нашего урока «почва» (слайд)
– Возьмите полоску коричневого цвета и положите перед собой
-Мы знаем такие слова как «земля», «почва» (слайд)
– А что бы вы хотели узнать о почве? (Что такое почва? Значение почвы. Какая бывает почва? Как удобрять почву? Как ухаживать за почвой?)
– Мы вместе сформулировали первую цель нашего урока. Мы будем искать ответы на вопросы: «Что такое почва?» (то есть нам надо дать определение почве) «Какое значение имеет почва?» (слайд)
3. Работа по теме урока
-При обсуждении темы урока все группы выяснили, что говоря о почве мы подразумеваем землю. Используя это слово мы и начнем выстраивать наше определение.
Работа в группах
Возьмите полоски желтого цвета и, работая вместе, выберите понятие, которое высчитаете наиболее подходящим: – слой земли
– земля
(учитель проходит по классу и помогает, если необходимо, группам)
-Все группы готовы .Покажите мне карточку, которую вы выбрали.
-Какая группа хотела бы доказать свою точку зрения?
(Спросить представителя одной -двух групп)
-Мы определили, что это слой земли.(слайд)
– Теперь необходимо определить какой он?
Работа в группах
-Для этого возьмите карточки зеленого цвета и попытайтесь найти самые главные, важные признаки этого слоя. На карточках следующие слова: верхний, полезный, светлый, черный, грязный, липкий.
Выслушать представителя от каждой группы.
-Вы все выбрали слова «верхний», «полезный».(слайд)
-Меня особенно заинтересовало слово « полезный»
-А для кого он полезен прежде всего? (для растений)
-А чем полезен?( из почвы они добывают полезные вещества)
-Тогда как нам закончить наше определение?
(учитель спрашивает детей по желанию)
– Переверните карточку розового цвета и закончите определение
– Представителю самой организованной группы я предлагаю прочитать определение, которое у нас получилось.
– Давайте сверим наше определение с определением ,которое дается в учебниках.(слайд)
Почва -верхний полезный (плодородный) слой земли ,на котором могут расти растения.
– Как вы считаете, мы справились с поставленной нами целью? Докажите свою точку зрения.
-Действительно мы нашли ответ на вопрос и доказали его.(слайд)
Физ. пауза
4. Выход на вторую тему урока
-Мы сегодня на уроке говорили о почве, как полезном слое земли.
-И сейчас на уроке мы еще раз будем использовать слово « полезный»
(Учитель раздает каждой группе коробочку, в которой лежат полезные ископаемые)
-Посмотрите на вещества, которые лежат в коробочке. Есть ли среди них знакомые вам?
-Эти вещества такие разные, а я сложила их вместе.
-Как вы думаете, почему я их объединила?
Работа в группах
-Обсудите данный вопрос в группе.
После обсуждения выслушать представителей групп.
-Действительно, все эти вещества полезные.
-Но прежде, чем оказаться в этой в этой коробочке они проделали очень долгий путь , их добывали в глубинах Земли, на поверхности Земли.
– Может кто -то знает как они называются?(полезные ископаемые)
На экране появляется слайд :Мы знаем слова :полезные ископаемые(слайд)
– Кто хочет попробовать сформулировать 2 цель нашего урока?
(учитель спрашивает одного -двух желающих)
На экране появляется слайд :мы хотим узнать «Что такое полезные ископаемые?»
«Какие бывают полезные ископаемые?»
Работа в группах
-В ходе обсуждения мы уже попытались дать определение полезным ископаемым.
Какая из групп даст более точное определение .
После обсуждения выслушать представителя каждой группы и затем сверить с аналогом.
– Давайте сверим наши определения с определением , которое я взяла из учебника
Полезные ископаемые –природные богатства которые люди добывают из глубины земли и ее поверхности и приносят людям пользу.(слайд)
-Рассмотрите таблицу « Природные богатства Земли разнообразны» , найдите среди них полезные ископаемые и назовите.(если останется время найти исключения)
Дополниительный материал:
-Теперь я предлагаю каждой группе отгадать загадку про полезное ископаемое
1. Он на дорожках во дворе,
Он очень нужен детворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.(песок)
2. Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это?
3. Белый камешек растаял,
На доске лишь след оставил(мел)
4. Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.(уголь)
5. На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает от спички.
– Из загадок мы поняли, что каждое полезное ископаемое приносит пользу по-своему и они все для нас важны.
Работа по учебнику
-Посмотрите на страницу и назовите добыча каких полезных ископаемых здесь изображена?
-Использование какого полезного ископаемого вас больше всего удивило?
-Мы с вами живем в удивительном краю , богатом самыми разнообразными полезными ископаемыми.
– Назовите полезные ископаемые, которые встречаются на территории нашего края.(слайд)
– Мы сегодня работали по таблице «Природные богатства Земли разнообразны»
-Давайте еще раз назовем эти богатства. Они разнообразны , но не бесконечны.
Что нам нужно сделать ,что бы эти богатства достались еще нашим потомкам.
(выслушать ответы одного -двух человек)
5. Итог урока. Рефлексия.
-Какое слово мы чаще всего сегодня употребляли?( полезный)
-А для кого сегодня и урок был полезен?
– А чем же он был для вас полезен?
-А за что вы можете сегодня себя похвалить?
Урок окончен. Спасибо всем за работу.
Презентация.
Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья
или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.
Описание[править | править код]
Полезные ископаемые находятся в земной коре в виде скоплений различного характера (жил, штоков, пластов, гнёзд, россыпей и пр.).
Скопления полезных ископаемых образуют месторождения, а при больших площадях распространения — районы, провинции и бассейны.
Научные основы добычи полезных ископаемых разрабатывают горные инженеры.
Области науки и технологии о добыче полезных ископаемых:
- Горное дело
- Горные науки.
Виды полезных ископаемых[править | править код]
По назначению выделяют следующие виды полезных ископаемых:
- Горючие полезные ископаемые (нефть, природный газ, горючие сланцы, торф, уголь)
- Руды (руды чёрных, цветных и благородных металлов)
- Гидроминеральные (подземные минеральные и пресные воды)
- Нерудные полезные ископаемые — строительные материалы (известняк, песок, глина и др.), строительные камни (гранит) и пр.
- Камнесамоцветное сырьё (яшма, родонит, агат, оникс, халцедон, чароит, нефрит и др.) и драгоценные камни (алмаз, изумруд, рубин, сапфир).
- Горнохимическое сырьё (апатит, фосфаты, минеральные соли, барит, бораты и др.)
Последние три группы совместно могут рассматриваться как нерудные (неметаллические) полезные ископаемые[1][2].
Признаки полезных ископаемых[править | править код]
Отдельными примерами поисковых признаков полезных ископаемых, без разделения на прямые и косвенные, являются:
- Минералы — спутники рудных месторождений (для алмаза — пироп, для рудного золота — кварц и пирит, для платины нижнетагильского типа — хромистый железняк и пр.)
- Их присутствие в перенесённых обломках, валунах и т. п., попадающихся на склонах, в ложбинах, руслах водотоков и пр.
- Прямое наличие в горных обнажениях, выработках, керне
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в минеральных источниках
- Повышенное содержание их элементов-индикаторов в растительности
При разведке найденного месторождения закладывают шурфы, проходят канавы, разрезы, бурят скважины и др.
См. также[править | править код]
- Полезные ископаемые России
- Разубоживание
- Месторождение
Примечания[править | править код]
- ↑ Нерудные полезные ископаемые // Моршин — Никиш. — М. : Советская энциклопедия, 1974. — (Большая советская энциклопедия : [в 30 т.] / гл. ред. А. М. Прохоров ; 1969—1978, т. 17).
- ↑ Под редакцией Е. А. Козловского. Неметаллические полезные ископаемые // Горная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия (рус.). — 1984—1991. — статья из Горной энциклопедии. — М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Е. А. Козловского. 1984—1991.
Литература[править | править код]
- Смирнов B. И. Геология полезных ископаемых. — М.: Недра, 4-е изд., 1982. — 668 с.
- Смирнов В. И. Геологические основы поисков и разведок рудных месторождений. — М.: Изд-во Московского университета, 1954.
- Милютин А. Г. Геология и разведка месторождений полезных ископаемых: Учебн. пособие для вузов. — М.: Недра, 1989. — 296 с.
- Игнатов П. А., Старостин В. И. Геология полезных ископаемых. — М.: МГУ, 1997. — 304 с.
- Романович И. Ф., Кравцов А. И., Филиппов Д. П. Полезные ископаемые. — М.: Недра, 1982. — 384 с.