Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека thumbnail

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Анна Безлюдная,

телепродюсер, Киев

Сомневаться в близких — абсурд

Конечно, могут. Потому что это естественно, когда человек сомневается, задает себе вопросы.

В чем сомневаться однозначно нельзя? В правильности выбора жизненного пути, а также в близких людях, которым доверяешь. Человек спрашивает себя, для чего он родился. Религия, вера — это то, что помогает ответить на этот вопрос, чтобы выбрать свой жизненный путь и пройти его. И очень важно не разувериться в этом выборе.

А в рамках выбранного пути сомнения уже могут быть. К примеру, в правильности своих поступков. В каких-то неочевидных ситуациях, когда у тебя не хватает информации или, напротив, когда информации слишком много… Что касается частной, личной жизни, то сомневаться в родных, близких людях — это просто абсурд. Мне кажется, это вообще невозможно, потому что они — часть нас.

Как человек разрешает свои сомнения? Часто он это делает самостоятельно либо с помощью близких, а иногда обращается к священнику — это совершенно другой тип общения, тоже очень доверительный. Но ведь не по каждому вопросу следует обращаться, и уж, безусловно, не по бизнес-ситуациям, не по рабочим проблемам, а только по каким-то особенно важным жизненным обстоятельствам, когда мы думаем, правильно ли поступаем или, например, зачем мы вообще живем. Наверное, именно в моменты сомнения человек понимает, что он верит и что вера помогает ему принять правильное решение.

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Егор Гаврилов,

аспирант, Париж

Сам Бог ставит перед человеком вопросы

Мне кажется, что верующий человек может сомневаться во многом, даже, возможно, во всем — в чем угодно. Не только потому, что его, как и неверующего, искушает мир, плоть или собственный разум, но и потому, что он не может не относиться всерьез к тому, кто и что его искушает, к тому, что его зовет и влечет.

На мой взгляд, даже у верующего остаются вопросы. И это от Бога, часть Его замысла о человеке. Так и апостолу Фоме было послано испытание невиданной силы, когда живой воскресший Христос предстал перед его глазами. Как должен был он это трактовать? Как искушение собственной фантазии или как явленную любовь Бога? Иными словами, вера сама по себе не снимает проблему ответственности и необходимости мыслить своим умом даже в ситуации чуда любви.

Однако можно предположить, что сами сомнения верующего будут отличаться от сомнений человека неверующего тем, что они разрешаются совсем по-другому. Духовный опыт, который дает вера, предлагает возможность в ситуации крайней неопределенности услышать единственный правильный ответ — услышать его сердцем. Причем сила ответа такова, что разом примиряет нас со всем миром, потому что исходит из такой глубины, которую мы в себе и не предполагаем. Возможно, этот ответ в минуты крайнего сомнения есть опыт понимания, что уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20).

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Александр Тиханович,

народный артист Беларуси, Минск

«Господи, помоги моему неверию!»

Хорошо, когда у человека сомнений нет. Но, к сожалению, думаю, сомнениям подвержены все. И это свидетельствует скорее не об отсутствии веры, а о маловерии. Исключение составляют разве что святые: те, кто прославлены Церковью, а также старцы, которых сейчас не очень много, но которые есть и служат нам примером для подражания. А есть люди и моложе по возрасту, но жизненная ситуация привела их к тому, что они четко и твердо уверовали. Я очень им завидую. Но бывает, попросишь чего, а потом возникают сомнения: «А будет ли это?» И вроде как понимаю, что все, что я попросил и что мне полезно, — все это у меня есть. Но тем не менее присутствует маленькая такая червоточина, дефект в вере. А ведь и апостол Петр тоже сомневался: вот уже шел по воде, а засомневался-таки и начал тонуть.

Просто примеры Святого Писания говорят, что человеку это свойственно. Оно же дает ответ, как этого избежать. Вспомним из Евангелия разговор Христа с отцом бесноватого отрока: Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк 9:23–24).

Наверное, так и следует поступать. В случае любых сомнений нужно просить у Бога, чтобы он укрепил нашу веру — всегда, каждый день, в каждой молитве.

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Ирина Роднянская,

критик, литературовед, редактор словаря «Русские писатели», Москва

Где кончаются сомнения

Я не раз читала, в том числе и у духовных авторитетов, что веры без сомнений не бывает. Не знаю, общее ли это правило, но на меня оно распространяется. Приближаясь к концу «здешней» жизни, я все острее сомневаюсь относительно того, что ждет нас и меня лично за ее гранью. Видение о «мытарствах» кажется мне несколько апокрифичным, хотя Церковь не возражает против его истинности. Вверяясь словам апостола Павла: огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13), я часто думаю: остаться в этом вневременном, вечном огне? Неужели это возможно? Не подходят ли больше к этому огню и к таким, как я, слова Пуговичника из «Пера Гюнта» Ибсена: «Ты — нечто среднее: ни то, ни сё», тебя «расплавить надобно и перелить». Для меня это, увы, реальнее, чем духовный завет: «держи ум во аде и не отчаивайся». И воскресение в «духовном теле» слишком смутно представимо, хотя это главное чаяние нас, христиан.

В чем я, с тех пор как дана мне вера, не сомневаюсь? В том, что Бог — Творец, создатель мира; иное настолько абсурдно, что не годится даже для мысленного эксперимента. И еще: нет колебаний в том, что Христос — единственный абсолютный ориентир для души и жизни. Кстати, об апостоле Фоме. Много лет назад мне встретилась (кажется, в «Журнале Московской Патриархии») проповедь или статья отца Александра Меня, где он настаивает: апостол воскликнул «Господь мой и Бог мой!», едва увидев явившегося ему Христа, так что не понадобилось влагать пальцы в Его «язвы гвоздиные». По-моему, пастырь прав: душа узнает Христа немедленно, когда внутренне видит Его (как в «Великом инквизиторе»: «Он появился тихо, незаметно, и вот все — странно это — узнают Его»). И этот опыт — вне сомнений.

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Сергей Поляков,

полковник, бывший заместитель командира спецподразделения «Альфа», вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Москва

О сомнениях забываешь на Святой Земле

Все зависит от того, когда и как человек пришел к вере. Одно дело, если его несмышленым младенцем окрестили, причащали и в Церковь водили, а потом он вырос, вышел на дорогу — и растерялся. А если человек пришел к вере, как архимандрит Кирилл (Павлов), который всю войну Евангелие с собой проносил, то ясно, что здесь каких-то сомнений не может быть.

У меня сомнений вообще не было, так уж благодатно получилось. В 2000 году я вместе с группой сотрудников на Святой Земле обеспечивал безопасность его Святейшества, когда праздновали 2000 лет со дня Рождества Христова. Впечатления тех дней до сих пор со мной, и мне кажется, что именно благодаря им, а также общению с известными старцами, поездкам на Афон, сомнений у меня нет.

Но могут быть искушения: человек все знает, а поступает не по вере; как апостол Павел говорил: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7:15).

Сомнения, конечно, у верующих быть могут, причем не только у мирян, но и у монашествующих. И на Афоне разговоры были, что иногда так «враг» достает. С одной стороны, у каждого свой путь к вере, в том числе и через сомнения. Но с другой — у меня много крестников, и я бы очень хотел, чтобы они никогда не сомневались в вере. Но, увы, не все так просто.

Почему сомнения могут быть полезны для верующего человека

Николай Лисовой,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Москва

Нельзя хранить лед на горячей сковородке

Должны или не должны быть сомнения у верующего человека — вопрос спорный. Иногда говорят, что ежели сомнений нет, то, значит, и веры нет; называют это состояние «духовной сытостью» и видят в этом некий отрицательный момент. Я с этим совершенно не согласен. Все зависит от человека, от уровня его интеллекта, духовных дарований, обстоятельств прихода к вере. Бывают сомневающиеся, бывают несомневающиеся. К примеру, я не чувствую в себе сомнений. Вообще, когда мы говорим об этих самых сомнениях, то в основном имеем в виду интеллигентский тип религиозности, когда человек подвержен влиянию различных философских религиозных систем, восточных или западных религиозных веяний. Но для меня все это давно решено. Как невозможна другая родина, так невозможна и другая вера. Я бы просто не смог одновременно считать себя православным и заявлять, что «увлекаюсь» буддизмом, католичеством или еще чем-нибудь. Это все равно что хранить лед на горячей сковородке. Либо ты по-прежнему ищешь и еще не нашел главное решение, либо ты обрел Православие. И тогда какие же могут быть сомнения?

Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах “Фомы” (Живой Журнал). Регистрация не требуется.

Источник

В наше время люди приходят к Богу после десятилетий
атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через
увлечения оккультизмом, обращения к целителям и
экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в
Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми
искушениями.

Одно из таких искушений –
нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой
реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают
мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут
возникать у них подобные мысли.

Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и
по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними
бороться.

Вражьи прилоги

Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными
помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по
святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими
прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не
соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас
мучают:

«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не
нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не
соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум
лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь
не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если
человек смущается, то враг более на него восстанет, а
когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не
считает, тогда и помыслы исчезают».

Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых
враг мучает дурными, скверными мыслями:

«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его,
надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно,
не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего
спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в
отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь
он в руках диавола».

Помыслы неверия, сомнения в вере

К хульным помыслам относятся и
помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий
советовал:

«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о
Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым
Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не
соглашается, а только враг наводит на помысл неверия.
Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что
виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему
повод к приступу. А когда будешь презирать это и не
считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом
подает ему повод и осуждение других».

Преподобный Амвросий объяснял:

«Брань неверия и сомнения относится к хульным
помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся
очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в
благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и
неверия, имея в виду одно: никого не судить и не
осуждать».

Помыслы против духовного наставника

Часто враг всевает помыслы против духовного отца,
наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо
старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах,
направленных против самого старца, преподобный Антоний
отвечал:

«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и
усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же
Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так:
“Весть Господь помышления человеческая, яко суть
суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и
лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по
пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех
не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину
от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте
мирны в духе и веселы».

«Подобно ругательствам пьяного
прохожего»

Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных
помыслов с ругательствами пьяного человека, который
встречается по дороге:

«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу
попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие
ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать
мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если
что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти,
будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не
будет.

Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и
стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще
что-нибудь, а теперь вот это…» –
обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он
говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.

Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя,
знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у
Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а
внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно
останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет
удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе
этом».

В чем причина появления хульных помыслов

Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина
появления хульных помыслов и как с ними бороться.

Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются
за наше превозношение, гордость,
высокое мнение о себе:

«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением
Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о
себе или о своих исправлениях и за осуждение
ближних».

О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов
пишет и преподобный Амвросий:

«Хульные помыслы известно за что борют: за
возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что
ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и
поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут.
Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные
помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины
– грех».

«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других.
Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и
укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как
свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень
хулы есть гордость”».

Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:

«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от
гордости и осуждения других».

Как получить освобождение от хульных помыслов

Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких
помыслов человек получит, если смирится, покается и
удержится от осуждения:

«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и
не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то
получает от них освобождение».

Старец Амвросий советовал:

«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то
укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого
внимания».

«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте
себя в это время за горделивое расположение души и за
осуждение других».

«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно
избавиться от хулы».

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
нас, грешных!

Источник

Маловерие апостола ПетраЧто делать, если сомнения мешают верить в Бога?

Добрый день, дорогие наши посетители!

Одна женщина задала следующий вопрос:

Если есть Бог, почему Он раньше мне не помогал? Я живу по совести. Никого не ограбила, не убила, и в церковь мне, я считаю, незачем ходить. Про Бога я ничего не знаю, где Он там есть, я без Него прожила жизнь достойно, всю жизнь работала, детей воспитала без мужа и никто мне не помогал, никакой Бог. Соседка мне все говорит — надо сходить в церковь, надо исповедоваться, причаститься… А я не понимаю, зачем? Каяться не в чем, помощи уже не надо, дома все есть, дети разъехались, живу хорошо. И если есть Бог, почему Он раньше мне не помогал, когда муж умер и так тяжко было? И как бороться с сомнениями? Откуда они берутся? Почему, хотя веришь в Бога, пытаешься найти то, что заставляет сомневаться?

Отвечает протоиерей Александр Лебедев: 

«Всему есть предел (для человека). Нельзя научиться петь, если тебе медведь на ухо наступил. Точнее, петь-то можно, и громко, и с большим удовольствием, но отвратительно. И ведь никак не докажешь, что это звучит не серенада, а козлогласование: мне-то ведь нравится. И точка. Или, допустим, как объяснить слепому человеку, что такое свет? Никак. Слова бессильны. Нужно его лечить, и если вдруг зрение каким-то чудом появится — он без всяких слов все поймет. Так и с этим вопросом. Ну что я могу сказать?

То, что человек никого не ограбил и не убил, — заслуга не столько человека, сколько Бога, Который уберег его от таких ситуаций, когда подобные поступки очень вероятны. Вот я хожу в женскую колонию (окормляю духовно), там мне приходилось слышать о том, в каких ситуациях порой люди совершают преступления. Так знаете, в некоторых случаях я не поручусь, что окажись в подобном положении, не убил бы и не украл бы.

То, что Бог дает и жизнь, и здоровье, что каждый глоток воздуха — подарок от Него, что именно тогда, когда было очень тяжело, Бог был ближе всего, и без Него беды были бы просто невыносимы, — это, что ли, говорить? Так ведь, чтобы это услышать, человек должен хоть немного углубиться в себя и к тому же быть способным посмотреть на свою жизнь со стороны. Но неужели нуждается в критической самооценке человек, страдающий комплексом собственной полноценности?

протоиерей Александр ЛебедевА уж самое гиблое дело из всех гиблых дел — убеждать человека в том, что он грешник и что ему есть в чем каяться. Уж если человек ощущает себя безгрешным, то какая непритязательная должна быть у него совесть! Мой горький опыт говорит, что в этом случае даже если найти и указать какой-то грех, даже если человек согласится, что это грех, то знаете, что произойдет? Почти цитирую: «Да, это грех, да, согрешил, но я не виноват!» А молиться за таких людей надо, поскольку помочь им могут не слова, а исцеление, а оно от Бога.

 — Как бороться с сомнениями? Откуда они берутся? Почему, хотя веришь в Бога, пытаешься найти то, что заставляет сомневаться?

— Сомнения бывают разные. Одно дело— сомнение ума. Оно рождается от поверхностных знаний. Очень многое еще неведомо, но ощущение знания уже есть, отсюда недоумения, а затем и сомнения. Такого рода сомнения преодолеваются со временем. Позже, когда человек узнает больше о вере, они сами собой отпадут. Так что нужно учиться, читать умные книги.

Другое, дело — сомнения сердца. Умом человек принимает все положения веры, но смущает именно умозрительность, человек не чувствует реальности Бога и духовного мира. А вдруг это просто человеческое воображение? Это уже более тяжелый случай сомнения. Умными книжками он не лечится, потому что сердце питается не информацией (как ум), а чувствами. Поможет молитва. Бог отвечает на каждую искреннюю молитву, пусть чуть-чуть, но открывает Себя молящемуся человеку, и тот успокаивается.

Еще один вид сомнений возникает, когда ум и сердце вступают в противоречие. Сердце чувствует, что Бог есть, а ум возражает: «А почему тогда в мире несправедливость и проч., проч.», — начинает диктовать Богу, каким Он должен быть и как поступать. Здесь пригодятся и молитва и серьезные размышления. А еще нужно установить границу для ума: «Ты, конечно, умный, но всего знать невозможно, тем более Бога познать нельзя, так что не зарывайся, знай свое место».

И еще есть сомнение жизни. «Да-да, Бог есть, все верно. Заповеди — все правильно, прекрасно. Но это как-то нежизненно, ведь сейчас жить по заповедям невозможно». Это от неверия. Тут только одно средство — решительный шаг в невозможное. Надо заставить себя исполнять заповеди. Главное, сделать это искренно, без оглядки и без запасных путей отхода. И когда человек видит, что, оказывается, исполнение заповедей возможно, что можно жить по-божески, то сам бывает просто поражен. Этот способ еще ни разу никого не подводил.

В чистом виде и по отдельности все перечисленные мною виды сомнений проявляются очень редко. Чаще всего мы имеем их вместе целым букетом. Так что и борьба с ними должна идти по всем фронтам.

Возникновение сомнений неизбежно. Иногда их подбрасывает лукавый, иногда их ищет сам человек. И то, и другое естественно. С лукавым просто: он хочет нас сбить с толку. А что заставляет самого человека искать поводы для сомнений? Растущая вера. Сомнения нужны нам для развития нашей веры. Посмотрите на ребенка: вся жизнь его состоит из сплошного испытания своих сил. Он сам ищет трудностей и преград и, преодолевая их, становится взрослее. Есть риск не справиться, но иначе никак. Растущая вера тоже ищет испытаний (сомнения — одно из них), проходя через которые становится все сильнее. Здесь тоже есть риск не справиться, но это единственный путь, иначе нельзя».

Что такое – вера, и почему без нее нельзя спастись?

Что делать, если в нас слабеет вера?

  << На главную страницу             Вопросы священнику >>

Источник