Почему сомнение может быть полезным для верующих
Анна Безлюдная,
телепродюсер, Киев
Сомневаться в близких — абсурд
Конечно, могут. Потому что это естественно, когда человек сомневается, задает себе вопросы.
В чем сомневаться однозначно нельзя? В правильности выбора жизненного пути, а также в близких людях, которым доверяешь. Человек спрашивает себя, для чего он родился. Религия, вера — это то, что помогает ответить на этот вопрос, чтобы выбрать свой жизненный путь и пройти его. И очень важно не разувериться в этом выборе.
А в рамках выбранного пути сомнения уже могут быть. К примеру, в правильности своих поступков. В каких-то неочевидных ситуациях, когда у тебя не хватает информации или, напротив, когда информации слишком много… Что касается частной, личной жизни, то сомневаться в родных, близких людях — это просто абсурд. Мне кажется, это вообще невозможно, потому что они — часть нас.
Как человек разрешает свои сомнения? Часто он это делает самостоятельно либо с помощью близких, а иногда обращается к священнику — это совершенно другой тип общения, тоже очень доверительный. Но ведь не по каждому вопросу следует обращаться, и уж, безусловно, не по бизнес-ситуациям, не по рабочим проблемам, а только по каким-то особенно важным жизненным обстоятельствам, когда мы думаем, правильно ли поступаем или, например, зачем мы вообще живем. Наверное, именно в моменты сомнения человек понимает, что он верит и что вера помогает ему принять правильное решение.
Егор Гаврилов,
аспирант, Париж
Сам Бог ставит перед человеком вопросы
Мне кажется, что верующий человек может сомневаться во многом, даже, возможно, во всем — в чем угодно. Не только потому, что его, как и неверующего, искушает мир, плоть или собственный разум, но и потому, что он не может не относиться всерьез к тому, кто и что его искушает, к тому, что его зовет и влечет.
На мой взгляд, даже у верующего остаются вопросы. И это от Бога, часть Его замысла о человеке. Так и апостолу Фоме было послано испытание невиданной силы, когда живой воскресший Христос предстал перед его глазами. Как должен был он это трактовать? Как искушение собственной фантазии или как явленную любовь Бога? Иными словами, вера сама по себе не снимает проблему ответственности и необходимости мыслить своим умом даже в ситуации чуда любви.
Однако можно предположить, что сами сомнения верующего будут отличаться от сомнений человека неверующего тем, что они разрешаются совсем по-другому. Духовный опыт, который дает вера, предлагает возможность в ситуации крайней неопределенности услышать единственный правильный ответ — услышать его сердцем. Причем сила ответа такова, что разом примиряет нас со всем миром, потому что исходит из такой глубины, которую мы в себе и не предполагаем. Возможно, этот ответ в минуты крайнего сомнения есть опыт понимания, что уже не я живу, но живет во мне Христос (Гал 2:20).
Александр Тиханович,
народный артист Беларуси, Минск
«Господи, помоги моему неверию!»
Хорошо, когда у человека сомнений нет. Но, к сожалению, думаю, сомнениям подвержены все. И это свидетельствует скорее не об отсутствии веры, а о маловерии. Исключение составляют разве что святые: те, кто прославлены Церковью, а также старцы, которых сейчас не очень много, но которые есть и служат нам примером для подражания. А есть люди и моложе по возрасту, но жизненная ситуация привела их к тому, что они четко и твердо уверовали. Я очень им завидую. Но бывает, попросишь чего, а потом возникают сомнения: «А будет ли это?» И вроде как понимаю, что все, что я попросил и что мне полезно, — все это у меня есть. Но тем не менее присутствует маленькая такая червоточина, дефект в вере. А ведь и апостол Петр тоже сомневался: вот уже шел по воде, а засомневался-таки и начал тонуть.
Просто примеры Святого Писания говорят, что человеку это свойственно. Оно же дает ответ, как этого избежать. Вспомним из Евангелия разговор Христа с отцом бесноватого отрока: Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию! (Мк 9:23–24).
Наверное, так и следует поступать. В случае любых сомнений нужно просить у Бога, чтобы он укрепил нашу веру — всегда, каждый день, в каждой молитве.
Ирина Роднянская,
критик, литературовед, редактор словаря «Русские писатели», Москва
Где кончаются сомнения
Я не раз читала, в том числе и у духовных авторитетов, что веры без сомнений не бывает. Не знаю, общее ли это правило, но на меня оно распространяется. Приближаясь к концу «здешней» жизни, я все острее сомневаюсь относительно того, что ждет нас и меня лично за ее гранью. Видение о «мытарствах» кажется мне несколько апокрифичным, хотя Церковь не возражает против его истинности. Вверяясь словам апостола Павла: огонь испытает дело каждого, каково оно есть (1 Кор 3:13), я часто думаю: остаться в этом вневременном, вечном огне? Неужели это возможно? Не подходят ли больше к этому огню и к таким, как я, слова Пуговичника из «Пера Гюнта» Ибсена: «Ты — нечто среднее: ни то, ни сё», тебя «расплавить надобно и перелить». Для меня это, увы, реальнее, чем духовный завет: «держи ум во аде и не отчаивайся». И воскресение в «духовном теле» слишком смутно представимо, хотя это главное чаяние нас, христиан.
В чем я, с тех пор как дана мне вера, не сомневаюсь? В том, что Бог — Творец, создатель мира; иное настолько абсурдно, что не годится даже для мысленного эксперимента. И еще: нет колебаний в том, что Христос — единственный абсолютный ориентир для души и жизни. Кстати, об апостоле Фоме. Много лет назад мне встретилась (кажется, в «Журнале Московской Патриархии») проповедь или статья отца Александра Меня, где он настаивает: апостол воскликнул «Господь мой и Бог мой!», едва увидев явившегося ему Христа, так что не понадобилось влагать пальцы в Его «язвы гвоздиные». По-моему, пастырь прав: душа узнает Христа немедленно, когда внутренне видит Его (как в «Великом инквизиторе»: «Он появился тихо, незаметно, и вот все — странно это — узнают Его»). И этот опыт — вне сомнений.
Сергей Поляков,
полковник, бывший заместитель командира спецподразделения «Альфа», вице-президент Ассоциации ветеранов подразделения антитеррора «Альфа», Москва
О сомнениях забываешь на Святой Земле
Все зависит от того, когда и как человек пришел к вере. Одно дело, если его несмышленым младенцем окрестили, причащали и в Церковь водили, а потом он вырос, вышел на дорогу — и растерялся. А если человек пришел к вере, как архимандрит Кирилл (Павлов), который всю войну Евангелие с собой проносил, то ясно, что здесь каких-то сомнений не может быть.
У меня сомнений вообще не было, так уж благодатно получилось. В 2000 году я вместе с группой сотрудников на Святой Земле обеспечивал безопасность его Святейшества, когда праздновали 2000 лет со дня Рождества Христова. Впечатления тех дней до сих пор со мной, и мне кажется, что именно благодаря им, а также общению с известными старцами, поездкам на Афон, сомнений у меня нет.
Но могут быть искушения: человек все знает, а поступает не по вере; как апостол Павел говорил: не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю (Рим 7:15).
Сомнения, конечно, у верующих быть могут, причем не только у мирян, но и у монашествующих. И на Афоне разговоры были, что иногда так «враг» достает. С одной стороны, у каждого свой путь к вере, в том числе и через сомнения. Но с другой — у меня много крестников, и я бы очень хотел, чтобы они никогда не сомневались в вере. Но, увы, не все так просто.
Николай Лисовой,
доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института российской истории РАН, заместитель председателя Императорского Православного Палестинского Общества, Москва
Нельзя хранить лед на горячей сковородке
Должны или не должны быть сомнения у верующего человека — вопрос спорный. Иногда говорят, что ежели сомнений нет, то, значит, и веры нет; называют это состояние «духовной сытостью» и видят в этом некий отрицательный момент. Я с этим совершенно не согласен. Все зависит от человека, от уровня его интеллекта, духовных дарований, обстоятельств прихода к вере. Бывают сомневающиеся, бывают несомневающиеся. К примеру, я не чувствую в себе сомнений. Вообще, когда мы говорим об этих самых сомнениях, то в основном имеем в виду интеллигентский тип религиозности, когда человек подвержен влиянию различных философских религиозных систем, восточных или западных религиозных веяний. Но для меня все это давно решено. Как невозможна другая родина, так невозможна и другая вера. Я бы просто не смог одновременно считать себя православным и заявлять, что «увлекаюсь» буддизмом, католичеством или еще чем-нибудь. Это все равно что хранить лед на горячей сковородке. Либо ты по-прежнему ищешь и еще не нашел главное решение, либо ты обрел Православие. И тогда какие же могут быть сомнения?
Здесь Вы можете обсудить эту статью в Блогах “Фомы” (Живой Журнал). Регистрация не требуется.
В наше время люди приходят к Богу после десятилетий
атеизма, насаждавшегося пропагандой, пройдя через
увлечения оккультизмом, обращения к целителям и
экстрасенсам, зачастую духовно поврежденные. И, войдя в
Церковь, начав духовную жизнь, сталкиваются с тяжелыми
искушениями.
Одно из таких искушений –
нападение помыслов неверия, сомнения, хулы. Первой
реакцией на них бывает испуг, затем люди начинают
мучиться угрызениями совести, не понимая, как могут
возникать у них подобные мысли.
Оптинские старцы хорошо различали помыслы, знали, откуда и
по каким причинам хульные помыслы появляются и как с ними
бороться.
Вражьи прилоги
Жаловавшемуся на душевные страдания, приносимые хульными
помыслами, преподобный Макарий пояснял, что, по
святоотеческому учению, хульные мысли считаются вражьими
прилогами. И доказательство этому то, что мы с ними не
соглашаемся, а, наоборот, скорбим, что такие помыслы нас
мучают:
«Святые отцы вообще хульные мысли почитают не
нашими, а вражиими прилогами, и когда мы с ними не
соглашаемся, но и скорбим о том, что они к нам на ум
лезут, то это и есть знак нашей в оных невинности. Отнюдь
не надо смущаться о том, что они приходят. Ибо если
человек смущается, то враг более на него восстанет, а
когда не внимает оным, ни во что вменяет и за грех не
считает, тогда и помыслы исчезают».
Преподобный Варсонофий утешал и успокаивал людей, которых
враг мучает дурными, скверными мыслями:
«Разве может тот, кто верует в Бога, любит Его,
надеется на Него, – мыслить хулу на Него? Очевидно,
не его это мысли, а нашептываются они врагом нашего
спасения, которому выгоднее всего, чтобы человек впал в
отчаяние, счел себя отпавшим от Бога, – тогда весь
он в руках диавола».
Помыслы неверия, сомнения в вере
К хульным помыслам относятся и
помыслы сомнения в вере, неверия. Преподобный Макарий
советовал:
«Пишешь, что, как легкое облако, находит неверие о
Боге и о будущем. Этот помысл причисляется святым
Димитрием к хульным помыслам. Ибо в них наша воля не
соглашается, а только враг наводит на помысл неверия.
Человек этого не хочет и не виноват, а думает, что
виноват, смущается и сим больше веселит врага и дает ему
повод к приступу. А когда будешь презирать это и не
считать за грех, то и он постыдится и отыдет. В этом
подает ему повод и осуждение других».
Преподобный Амвросий объяснял:
«Брань неверия и сомнения относится к хульным
помыслам и считается наравне с оными. Поэтому не огорчайся
очень этою бранью, хотя она не легка, а тяжела. А лучше в
благодушии старайся презирать вражеские помыслы сомнения и
неверия, имея в виду одно: никого не судить и не
осуждать».
Помыслы против духовного наставника
Часто враг всевает помыслы против духовного отца,
наставника, священника, принимающего исповедь. Когда чадо
старца Антония пожаловался о мучающих его помыслах,
направленных против самого старца, преподобный Антоний
отвечал:
«Сердечно соболезную я о всех болезнях Ваших и
усердно молю Бога о исцелении Вашем. О помышлениях же
Ваших святой Давид в книге псаломстей пишет так:
“Весть Господь помышления человеческая, яко суть
суетна”. А посему и за грех не ставьте их, о чем я и
лично Вам говаривал, но Вы привыкли беспокоиться по
пустому. Также и противо меня, чтобы ни нанеслось, за грех
не ставьте, поелику помышления не наши, а посему и в вину
от Бога не поставляются. Верьте сему без сомнения и будьте
мирны в духе и веселы».
«Подобно ругательствам пьяного
прохожего»
Преподобный Варсонофий сравнивал вражье нападение хульных
помыслов с ругательствами пьяного человека, который
встречается по дороге:
«Еще так спрошу. Идете Вы по дороге. Навстречу
попадается пьяный мужик, который извергает страшнейшие
ругательства. Что Вам сделать нужно? Поскорее пробежать
мимо, стараясь не слышать того, что он говорит. Если
что-нибудь у Вас, помимо Вашей воли, осталось в памяти,
будет ли Вас за это судить Бог как за Вашу хулу? Нет, не
будет.
Иное было бы дело, если бы Вы подошли к этому пьяному и
стали бы ему говорить: “Вот хорошо; ну, скажи еще
что-нибудь, а теперь вот это…» –
обнялись бы и пошли с ним вместе, наслаждаясь тем, что он
говорит. В этом случае Вы были бы осуждены вместе с ним.
Так и с помыслами: если Вы стараетесь гнать их от себя,
знайте, что Вы не отвечаете за то, что они появились у
Вас, Вы ошибочно приписываете их себе, но они не Ваши, а
внушаются Вам врагом. Только когда Вы добровольно
останавливаетесь на дурной мысли и Вам она доставляет
удовольствие, тогда Вы виноваты и должны каяться в грехе
этом».
В чем причина появления хульных помыслов
Оптинские старцы подробно объясняли, в чем причина
появления хульных помыслов и как с ними бороться.
Преподобный Макарий пояснял, что эти помыслы попускаются
за наше превозношение, гордость,
высокое мнение о себе:
«Но помыслы сии, хотя не суть грех, но, попущением
Божиим, находят от врага за возношение наше, за мнение о
себе или о своих исправлениях и за осуждение
ближних».
О превозношении и осуждении как причине хульных помыслов
пишет и преподобный Амвросий:
«Хульные помыслы известно за что борют: за
возношение и за осуждение. Смирись, не думай о себе, что
ты лучше других, не зазирай никого, а себя за согрешения и
поползновения укоряй, то и хульные помыслы утихнут.
Впрочем, во всяком случае не смущайся; невольные хульные
помыслы святые отцы не считают грехом, а их причины
– грех».
«Ты не можешь сознавать себя грешнее и хуже других.
Чувство это явно горделивое, от которого и рождаются и
укрепляются хульные помыслы и хульные глаголы, как
свидетельствует святой Лествичник, говоря: “Корень
хулы есть гордость”».
Старец Анатолий (Зерцалов) подчеркивал:
«Хульные помыслы умножаются и укрепляются от
гордости и осуждения других».
Как получить освобождение от хульных помыслов
Преподобный Макарий учил, что освобождение от таких
помыслов человек получит, если смирится, покается и
удержится от осуждения:
«Когда человек, познав в этом свои грехи, смирится и
не станет осуждать других, а принесет о сем покаяние, то
получает от них освобождение».
Старец Амвросий советовал:
«Если придут хульные помыслы и осуждающие других, то
укоряй себя в гордости и не обращай на них никакого
внимания».
«Помыслами хульными не смущайтесь, а только укоряйте
себя в это время за горделивое расположение души и за
осуждение других».
«Знай, что, кроме смирения и слез, невозможно
избавиться от хулы».
Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о
нас, грешных!
Минувшая Неделя была посвящена памяти апостола Фомы, который усомнился в Воскресении Христа. Его сомнение послужило славе Божией. Мы решили спросить наших пастырей, в каких случаях сомнение или скепсис может явиться добродетелью, а в каких нет?
Не стоит спешить считать себя достойным чуда
Священник Валерий Духанин:
Без сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок и слабостей
– Отвечу кратко. У святых отцов есть духовное правило: если ты встретил непонятное тебе чудо или знамение, то не принимай и не отвергай, сохрани себя в стороне. За бдительность тебя только похвалят. Иначе, поспешив с принятием чуда, можешь оказаться в сетях обольстителя. Это не то чтобы скепсис, а это – духовная осторожность, осмотрительность. В этом смысле не стоит спешить считать себя достойным чуда, специально искать в своей жизни знамений свыше – такое от Бога подается, но редко.
Так что относись скептически к тому, что тебя могло бы как-то выделить среди других людей, подчеркнуть твою «особенность»: такое выделение себя – путь самообольщения. А вот без всяких сомнений и скепсиса принимай видение своей греховности, своих ошибок, слабостей, преткновений.
Священник Валерий Духанин
Такое видение однозначно является правдивым, так что сомневаться в своем недостоинстве и своих ошибках не стоит. Путь видения своих грехов и, конечно, раскаяние в них ведут к смирению, а посредством смирения – к единению с Господом.
Смиренная и самоотверженная вера приобщает нас Божественной Истине
Священник Димитрий Шишкин:
– Строго говоря, с точки зрения церковной, сомнения, скепсис уместны во всём, что явно противно церковному учению о нашем спасении, противно полноте и чистоте православной веры. Здесь даже не то что скепсис необходим, а бдительная и твердая решимость в отвержении всех учений, мнений и суждений, какими бы «правдоподобными» они ни казались, если они противоречат учению Церкви.
Но для этого надо знать и понимать церковное учение, отделять то, что исповедует вся полнота Православия, от того, что является выражением частных суждений людей, пусть даже и просвещенных (то есть церковных), но могущих ошибаться, как всякий человек. И уж тем более, повторюсь, надо осторожно относиться к суждениям людей нецерковных. А ведь таких людей очень много, и людей порой образованных и умных, даже считающих себя православными и способных связно излагать свои мысли. Но вот именно беда в том, что эти люди, при всех их достоинствах и талантах, не хотят осознать важность простейшего, но обязательного условия для жизни во Христе – смирения. Таким людям трудно принять в простоте то, что открывает Господь о Себе и о нас в лоне Святой Православной Церкви. Эти люди, что-то принимая из общего церковного учения, в чем-то сомневаются и начинают «интерпретировать» по-своему то, что объяснено уже давно святыми мужами и принято всей полнотой Церкви.
Священник Димитрий Шишкин
Вот в смысле трезвенного и критического отношения ко всевозможным нецерковным мнениям, а также к мнениям, высказываемым внутри Церкви, но не разделяемым всей ее полнотой, скепсис и сомнение могут быть добродетелью. А в том, что относится к благословенной полноте Православия, от нас требуется всецелая самоотверженная и деятельная вера, плоды которой сами по себе будут свидетельствовать об истине. Потому что именно такая – смиренная и самоотверженная – вера приобщает нас высшей Божественной Истине.
Скептицизм должен иметь предел
Священник Александр Дьяченко:
Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим, с учением отцов Церкви
– Читаем: «Скепсис есть критически-недоверчивое отношение к чему-либо».
Немедленно приходит на ум начало Евангелия от Иоанна. Будущий апостол Нафанаил не верит заявлению Филиппа и желает собственными глазами посмотреть на Того, Кого называют Христом. Иисус видит идущего к Нему Нафанаила и говорит о нем: «Вот подлинный израильтянин, в котором нет лукавства». Нафанаил испытывает Христа: почему так говоришь, откуда Ты меня знаешь? И лишь убедившись в правоте Филиппа, безоговорочно становится учеником Христовым.
Или тот же Фома. Он видит радующихся товарищей. Те в один голос заявляют: только что приходил воскресший Господь, – а он сомневается. «Такого не может быть, – говорит Фома, – и пока собственными руками не дотронусь до Его ран, не проверю их подлинности, буду оставаться в сомнениях». И Господь позволяет Фоме убедиться в том, что это действительно Он.
Священник Александр Дьяченко
Для христианина быть скептиком – не самое плохое качество. Почему бы и нет? Любой из нас должен уметь «включать голову» и жить собственным умом. Для христиан существуют абсолютные авторитеты: Священное Писание и духовное наследие отцов, чей опыт подтвержден временем и признан всей полнотой церковной. Это своего рода камертон, позволяющий наладить собственную духовную жизнь. Кто бы что тебе ни посоветовал, прежде чем принимать, сравни со словом Божиим. Поинтересуйся, что на эту тему говорили отцы. Если совет лежит в логике православного учения, выполняй. Если нет, то хорошенько задумайся. Иначе можно легко угодить в беду.
С другой стороны, скептицизм должен иметь предел и не распространятся на Личность Самого Спасителя, Божией Матери, учителей Церкви. В противном случае появится искушение поставить под сомнение авторитет опыта святых подвижников, и в итоге – риск сбиться с правильного духовного пути. Отвергая авторитет Божией Матери, Ее роль в деле спасения человечества, сам не заметишь, как окажешься вне спасительной церковной ограды. И покатишься дальше, пока однажды не заявишь и Самому Христу: «А Ты кто такой?!»