Почему ребенку не полезен детский сад

Здесь я постараюсь кратко, но ёмко объяснить почему необязательно отдавать каждого ребенка в дошкольное учреждение. И даже вредно. Многие отдают своих детей в учреждение из-за сложившихся в советские годы стереотипы, но тогда были совсем другие задачи у государства. Нужно было подымать страну, и цели были оправданы.

Учёные из Норвежского университета науки и технологий выяснили уровень стресса у домашних детей и у детей долгое время находящихся в детском саду. У последних детишек уровень гормона стресса-кортизола выше аж на треть. Всего исследование прошли 122 малыша.

Стереотип № 1 – Коллектив.

Многие считают, что чем раньше их ребенок попадает в коллектив, тем легче ему будет потом !

Серьезно? Скажу не только как дошкольный педагог, но и как мама, которая чувствует и наблюдает. А еще читает детских неврологов. Чем раньше оторвать ребенка от матери, тем хуже для его развития. Не может быть благополучного развития, когда ребенок находится в стрессовой ситуации. Данное явлении вообще противоречит законам природы, тем самым грубо нарушаются психические процессы. Развитие замедляется и даже появляются неврологические проблемы, которых могло и не быть. В природе существует симбиоз мать-дитя, нарушать, который очень чревато. В этом этапе близости матери или лицом заменяющим ее зависит, как будет проходить в будущем и процесс правильного, постепенного отделения ребенка от матери.

Отделение должно быть постепенным и естественным. Всем деткам нужна мама, а не 30 таких же беспомощных и орущих товарищей с незнакомыми тетками. Зависимость от мамы никуда не исчезнет! А отрывание в раннем детстве от матери переходит в тот период, когда как раз ребенок должен проявлять самостоятельность. Много видела детей, которые в силу неблагополучных обстоятельств часто оставались не с мамой в раннем детстве, а в яслях или со старшими братьями, другими редко приезжающими родственниками. Эти дети в старшем дошкольном возрасте часто ведут себя агрессивно, замкнуто и только в присутствии матери чувствуют себя наиболее благополучно. Такая чрезмерная зависимость от старших и постоянный поиск надежности толкает неуверенного в себе ребенка на поиск более старших друзей. А когда приходит понимание, что этого не хватает, или происходит разочарование, то продолжается поиск альтернативного выхода из неуверенности в наркотиках, ранних близких связях. Даже в богатых семьях, где родителям быстро пришлось поручить дитя в другие руки, для продолжения карьеры, вырастая ребенок начинает искать эти особенные эмоции и чувства недополученные от симбиоза мать-дитя в сомнительных способах успокоения, где наркотики – самый легкий путь !

Стереотип№2 – Ребенку будет сложно ходить в школу, если он не будет ходить в детский сад.

Родители беспокоятся за школу, где ребенок будет находится всего 3-4 часа в день. И не забывайте, что ему будет уже 7-8 лет! В этом возрасте очень сильная потребность в познавательных процессах малыша. У него уже нет такой сильной потребности в маме, хотя бы на эти 4 часа, где масса интересного для него и нового. Если его правильно морально подготовить, то ребенок чувствует себя уверенным и взрослым! Он ведь школьник!!! Но он знает, что через какое-то время он вернется в семью, в свою стихию, где его всегда поддержат. А ребенок скажем 3-х лет? Он плохо понимает время, точнее вообще не понимает. Когда за ним придут? А придут ли? А сколько тут сидеть? Многие малышы боятся даже сказать,что хотят в туалет. Когда же воспиталель увидет, что у ребёнка мокрые штаны, но ругает или показывает своё недовольство от происходящего. Для малышей это целая психологическая травма. Не для все конечно, но часто. Спросите у любой мамы, у которой ребенок начал ходить в сад. Сколько длилась адаптация? Сколько было слез? Зачем? ( если дело не в социальных проблемах конечно, а именно в стереотипах) Укладывание спать в саду происходит без мамы, что тоже нарушает симбиоз мать-дитя.

Стереотип №3 – Социализация

Гордон Ньюфельд, доктор наук, основатель собственного института в Канаде, автор книги «Не упускайте своих детей», переведенной на 10 языков, утверждает:  

«Преждевременная социализация всегда считалась самым большим злом в воспитании детей… Когда детей слишком рано помещают вместе, прежде чем они могут быть самими собой, они становятся такими же, как все, и это ломает их индивидуальность, а не оттачивает ее».

Чтобы лучше все понять, советую прочитать само понятие- социализация! Оно достаточно большое,поэтому писать его здесь я не буду. Главное в этом понятие то, что успешная социализация заключается в воспитании. Воспитание это прежде всего полноценное общение в семье. Общение интеллектуальное и эмоциональное. Когда важные понятия объясняют именно родные люди, а не чужие! Да и какое может быть общение в саду, где 1 воспитатель и 30 детей! Какое может быть общение с такими же сверстниками, которые не все и говорить могут. А некоторые общаются кусанием, толканием, и тд… Также хочу сказать, что ребенок в 2,3,4… года не может вам сразу так взять и социализация в момент! В дошкольном возрасте вообще ей отдают только самое базовое значение. Реальная социализация идет весь период детства до 18 лет, пока длится основное образование в школе. Ребенок должен всё хорошее, что он получает в семье реализовывать в обществе. Когда он выходит из дома, он показывает, чему он научился дома в семье. И в ответ на его положительные умения и поступки, он получает одобрение от общества. Это и есть успешная детская социализация. А получается, наоборот…. Ребенок берет из сада джунгливые понятия и несет их в свою семью. Потом родители удивляются странному новому поведению, которого раньше не было. Могут появится разные резкости и колкости в сторону взрослых, по образцу общения среди сверстников. На такое поведение простого объяснения родителей уже не хватает, так как ребенок привыкает к более громкому и резкому замечанию воспитателя. Также ребенок ранее общительный, становится молчаливым, замкнутым. В саду более активные дети опережают его в высказываниях перед воспитателем. Если раньше ему было интересно самому что-то рассказать, то в такой ситуации он может потерять к этому интерес и отмалчиваться, зная, что кто-то всё равно его опередит. От этого замкнутость, которой раньше не было.

В 4 года начинается естественное отделение ребенка от матери. Это видно по желанию ребенка проявлять самостоятельность ( сходить самому в магазин, принимать самому какие-то решения) Эту возможность надо давать!

В саду малыш обязан постоянно подчинятся и следовать правилам. О какой самостоятельности может идти речь? Домашнее воспитание позволяет развить истинную самостоятельность т.к дома ему не нужно выполнять навязанные правила и общаться с детьми потому, что ему так сказали. На обычной площадке ребенок сам знакомится, пытается наладить контакт, учится у более старших, помогает совсем маленьким малышам, тем самым чувствуя себя уже большим и ответственным и главное СВОБОДНЫМ!

Кроме того, в детском саду малыши начинают подражать друг – другу, вместо того, чтобы свободно развиваться, ориентируясь, прежде всего, на близких людей. Тем самым стирается вся индивидуальность вашего малыша. Он становится как все дети…В период моей практики в детском саду, я наблюдала, как от двух мальчиков, которые говорили матом, начинала также общаться большая часть группы. Воспитатель жестко на это реагировала и наказывала, уводя “главных” зачинщиков в угол. Но когда воспитатель уходила, все продолжалось или произносилось тихо, чтобы она не услышала. Матерится вскоре начала вся группа. Или если ваш мальчик всегда вежливо общался с девочками, так как в семье хотят приучить к галантности с детства, но насмотревшись на других мальчишек, которые толкаются, кидают в девочек песок, ваш ребенок начинает вести себя также. Ведь таким образом он получает одобрение своих сверстников, пока педагог ничего не видит.

Известный русский педагог К. Д. Ушинский тоже писал о плохом влиянии детского сада на ребенка, на его самостоятельность и индивидуальность, а так же на негативное влияние от постоянного нахождения в большом количестве людей. Он считает, что ребенку очень важна самостоятельная деятельность, когда есть возможность расслабится и спокойно играть на природе.

Детский сад нужен не детям, а родителям! Если к этому относится именно так, то противоречий не возникнет!

Эта тема очень обширна. В следующей статье я напишу другие стереотипы о воспитание в ДОУ, приведу примеры детских садов в других странах, и мнения других известных психологов о дошкольных учреждения. Еще подробно напишу о таких важных стереотипах как ИММУНИТЕТ в дош.учреждении и ОБЩЕНИЕ, которого якобы не хватает домашним детям.

А как вы относитесь к детским садам? Какие у вас воспоминания об этом с детства? Делитесь в комментариях о своем опыте с вашими детьми. Мне как маме это очень важно и интересно!

Текст : Марина Кубанская

Спасибо за внимание! Подписывайтесь на “МОРЕ ЗНАНИЙ” ! Здесь всегда интересно или полезно!

Источник

Многие современные мамы спешат выйти на работу и детский сад для их малышей является неизбежностью. В тех же семьях, где присматривать за ребенком есть кому, вопрос с дошкольным учреждением решается по-разному. Некоторые взрослые помнят собственный негативный опыт и отказываются оформлять своего сына или дочь в детсад, другие же напротив считают, что социализация необходима, а жизнь в коллективе наилучшим образом подготовит малыша к школе.

Какая позиция верна? Надо ли водить ребенка в садик? Стоит разобраться в этих вопросах подробнее. Мы рассмотрим плюсы и минусы обычного детского сада, вопрос подготовки к школе, а также приведем мнения специалистов.

Если у мамы или другого родственника есть возможность быть дома с ребенком, то вопрос садика решается по-разному

Плюсы посещения дошкольного учреждения

Есть множество аргументов, которые обычно приводят приверженцы садика. Мы перечислим основные из них:

  • Главный и самый очевидный плюс посещения дошкольного учреждения – возможность общения со сверстниками. Ребенок в коллективе учиться общаться, оттачивает свою коммуникабельность. Уже в два года малыши начинают интересоваться сверстниками и учатся играть вместе. Споры и ссоры воспитывают в детях умение идти на компромисс, признавать свою вину и находить настоящих друзей.
  • В коллективе иммунитет малыша подвергается мощной атаке, что тренирует его и делает крепче. Малыши 2-5 лет часто заражают друг друга инфекционными болезнями. Педиатры считают, что лучше в детстве переболеть инфекционными заболеваниями, чтобы заработать к ним иммунитет. Ветрянка, паротит и краснуха гораздо легче переносятся в дошкольном возрасте и редко дают осложнения.
  • Любое учреждение для детей должно соответствовать основным параметрам: иметь достаточно места для игр, в нем должна быть комната, оборудованная для сна. Дети учатся, танцуют и поют, с ними занимаются педагоги, логопеды, есть штатный психолог. К тому же есть и программа подготовки к школе, в которой учтены все нюансы.
  • Сад помогает своему воспитаннику стать автономным. Часто именно здесь, вдали от мамы, приходиться учиться самому одеваться, вовремя ходить на горшок, кушать ложкой и пользоваться полотенцем (рекомендуем прочитать: как приучить ребенка кушать самостоятельно и правильно держать ложку?). Воспитатель всего один и ждать от него опеки сродни той, что малыш видит дома, не приходится. Слово «хочу» или «дай» уже не так часто звучит из уст маминого любимчика. Значит, нужно учиться делать многие вещи самостоятельно.

В садике ребенок становится частью коллектива, учится дружить и общаться

Что еще является несомненным преимуществом?

Выше мы перечислили самые очевидные плюсы стандартного детского сада. Есть еще и менее заметные вещи, которые может осознать любой родитель “садиковского” ребенка:

  • Дети привыкают к режиму, что хорошо сказывается на здоровье и общем развитии. Кроме того, педагоги требуют от малышей придерживаться правил поведения в коллективе. Благодаря режиму и постоянному примеру одногруппников, дети в окружении сверстников лучше кушают и спят, а также быстрее одеваются на прогулку. Обычно детсадовский ребенок более дисциплинирован, чем тот, что растет под присмотром мамы или приходящей няни.
  • Современные дети уже в 2-3-летнем возрасте много времени проводят в виртуальном мире или за просмотром мультфильмов. Именно в коллективе сверстников под присмотром воспитателя маленький человек надежно огражден от компьютеров, планшетов, смартфонов. Весь день дети проводят по расписанию: вместо мультфильмов – рисование или лепка из пластилина, вместо компьютерных игр или интернета – подготовка к утреннику.
  • Хорошее дошкольное учреждение для сына или дочери позволит матери выйти на работу и повысить свое материальное благополучие. Кроме этого некоторым женщинам требуется реализовывать себя в коллективе, двигаться по карьерной лестнице, что дает возможность чувствовать свою нужность не только дома, но и на работе. Финансово обеспеченная, уверенная в своих способностях мама не будет раздражаться по пустякам, а сполна сможет одарить малыша своей любовью.

В садике ребенок точно не будет проводить свои дни за компьютером или планшетом – для него найдется много увлекательных занятий

Минусы детского сада

Некоторые мамы твердят: «Не хочу отдавать ребенка в детский сад, боюсь, что там ему не будет уделено достаточно внимания!». Отчасти это так, каждодневное посещение подобного учреждения сопряжено с рядом сложностей и многие видят в нем множество минусов. Мы приведем здесь несколько самых очевидных:

  • Коллектив сверстников – не всегда лучшее окружение для маленького человека. Умение общаться, находить компромиссы и даже дружить вполне можно оттачивать дома с взрослыми, на детской площадке. К тому же ребенок может посещать различные детские занятия – кружки или секции. В саду же зачастую возможно некоторое давление со стороны воспитателей, требования «быть как все», наличие в коллективе лидеров. Если же малыш будет воспитываться дома, он избежит стресса, который непременно возникнет в новой обстановке, среди незнакомых детей и строгих воспитателей. Он многому научится, наблюдая и участвуя в текущих событиях своей семьи, вместо того чтобы заменять реальные ситуации игровыми.
  • Даже самое прогрессивное дошкольное учреждение отрывает ребенка от семьи, учит не испытывать слишком глубокую привязанность к родителям. Сегодня многие мамы и папы не умеют общаться со своим ребенком и проводить время с семьей. Всему виной стойкое убеждение, что детей надо постоянно отвлекать, искать им развлечения. Любой ребенок сможет довольно продолжительный период играть самостоятельно, находясь около мамы. Иногда достаточно недолго поиграть с малышом, чтобы на следующие полчаса он нашел себе занятие, полностью удовлетворенный общением с мамой.
  • Самостоятельность в условиях детского учреждения весьма условна. Воспитанники подчиняются строгим правилам, которые не дают им проявить себя. Для воспитателя главным достоинством каждого малыша является умение подчиняться и действовать в очерченных рамках. Мама же готовит свою дочь или сына к взрослой жизни, чутко реагируя на его достижения, с каждым разом давая ему все больше свободы.

Возможность провести время с родителями для ребенка бесценна, а посещение садика сокращает эти часы и минуты

Забота о психическом и физиологическом здоровье – задача родителей

Отдавая дочку или сына в сад, многие не задумываются о том, как это скажется на его здоровье. Здесь речь идет как о физическом, так и психологическом аспектах. Хочется отметить, что минусы значительно перевешивают возможные плюсы:

  • Знаменитый педиатр доктор Комаровский считает, что у ребенка будут здоровые дыхательная и сердечнососудистая системы, если он достаточно времени проводит на свежем воздухе. При этом совсем не обязательно проходить этап череды заболеваний. Частые простуды и инфекционные болезни, которые неизбежны в большом детском коллективе, не всегда благоприятно сказываются на иммунитете и общем состоянии дошкольника. Каждое заболевание чревато осложнениями, а регулярные выпадения из жизни коллектива не позволяют ребенку с комфортом адаптироваться в своей группе.
  • В детском учреждении дисциплина – превыше всего. Разным воспитанникам трудно подстроиться под заведенный порядок для всех. Активные малыши с трудом могут уснуть в отведенное время, поскольку не успевают успокоиться перед сном. Им трудно проснуться «по звонку». В итоге они лишены полноценного отдыха. Каждый малыш имеет собственные биоритмы, согласно которым лучше всего организовывать занятия, сон или активные игры. Эти несовпадения могут оказать негативное влияние на общее состояние.
  • Иногда воспитатели бывают довольно грубыми и требуют от детей мгновенного выполнения своих требований. Не очень хороший педагог, не желая разбираться в детских конфликтах, часто наказывает всех, кто не слушается. Впечатлительный малыш может испытать стресс и даже получить психологическую травму, если будет несправедливо наказан.
  • Дети склонны перенимать поведение окружающих, и не только взрослых. В коллективе можно получить плохой пример поведения, научиться драться или сквернословить – среди сверстников возможны ссоры, драки. Ни одна мама или воспитатель не сможет оградить послушного ребенка от влияния агрессивных детей, если только они не нарушают дисциплину слишком грубо.

Подготовка к школе – обязательная часть программы?

Что считается грамотной подготовкой к школе? Умение дошкольника читать, писать печатными буквами и считать на палочках? Оказывается, при поступлении в школу эти навыки не будут лишними, однако они не обязательны. Главное на что ориентируются школьные учителя – это умение учиться: слушать, усваивать информацию, а также иметь развитое логическое мышление.

Необходимо задуматься, надо ли водить дошкольника в садик ради качественной подготовки к школе:

  • В саду нет специальной программы, которая призвана направить развитие будущего ученика в нужное русло. Для того чтобы развить логику, необходимо решать с ребенком специальные задачи, просить аргументировать то или иное свое решение. Также желательно развивать его общий кругозор и поощрять стремление познать мир – все это лучше делать в индивидуальном порядке.
  • Особенно коллективная дошкольная подготовка не подходит детям с ярко выраженной индивидуальностью. Воспитатели прививают воспитанникам мысль о том, что нужно быть как все и не выделяться. Во время творческих занятий детям предписывается делать аппликации или лепить фигурки по шаблону, рисовать на заявленную тему. Если ребенок любит фантазировать и придумывать собственные игры, необычные способы создания картин, аппликаций, ему в подобных условиях будет непросто. Для него результат занятий может оказаться нулевым.
  • Зачастую в детском государственном учреждении программа подготовки к школе несколько устаревшая. С каждым годом требования к поступающим в первый класс меняются, лучше готовить будущего ученика в соответствии с новыми запросами педагогов.

Как видите, посещать сад исключительно для подготовки к школе нет нужды. Мама может сама заниматься со своим дошкольником, либо отводить его на занятия пару раз в неделю. В дошкольном учреждении урокам уделяют совсем немного времени и не практикуют индивидуальный подход к каждому дошкольнику.

Чтобы ребенок без проблем влился в ряды школьников, подготовка должна учитывать его индивидуальные особенности

Что говорят специалисты?

Родители должны самостоятельно решить, нужен ли детский сад для их сына или дочери – так считает педагог и психолог Безингер Анна. Чтобы решение было взвешенным, желательно здраво оценить все преимущества и недостатки дошкольного учреждения. Тем, кто решил оформлять своего малыша в сад, важно подумать, как облегчить ребенку период адаптации к новым условиям. Прекрасно, если малыш умеет самостоятельно есть, пользоваться горшком, одеваться, может общаться со сверстниками (рекомендуем прочитать: как научить ребенка одеваться самостоятельно?). Тем семьям, которые переживают развод, недавно переехали, пополнились новорожденным братиком или сестричкой, лучше повременить с детским садом. Ребенок в этот момент переживает период адаптации к новым условиям и садик станет еще одним фактором, который может вызвать стресс.

По мнению известного семейного психолога, писателя, члена Ассоциации семейного устройства «Семья для ребенка» – Людмилы Петрановской, желательно сразу определить для себя статус детского сада. Если воспринимать его всего лишь как место, где можно безбоязненно оставить ребенка, пока родители на работе, сад превращается в нужную, удобную и недорогую услугу. Если же предъявлять к этому учреждению завышенные требования и рассчитывать, что в нем ребенка качественно подготовят к школе и уделят массу внимания его развитию, можно получить негативный результат. Те родители, которым нужно освободить время для работы, в детском саду вполне могут оставить малыша, не беспокоясь о его безопасности и развлечениях. Мамы и папы, готовые быть со своим ребенком, общаться с ним, играть – без детского сада вполне могут обойтись.

Иной позиции придерживается психолог и психотерапевт, кандидат психологических наук Ирина Млодик. У каждого взрослого, который посещал сад в детстве, остались воспоминания о нем – у кого-то приятные, веселые, у кого-то – не очень, считает Ирина. Несмотря на такие противоположные мнения, детский сад – обязательно хороший – необходим ребенку, который достиг 3 лет.

Идеальный вариант – полностью абстрагироваться от впечатлений, которые детский сад оставил у родителей в их детстве. Следует также принимать во внимание склад личности ребенка, его увлечения и наклонности.

Решение – за вами

Как видите, не все специалисты придерживаются единой точки зрения. Некоторые считают, что домашнее воспитание более равномерное, спокойное и при правильном подходе позволяет выявить и взрастить в ребенке индивидуальность, умение выразить свое мысли. Другие же настоятельно рекомендуют родителям подумать о социализации малыша и обязательно подыскать ему хорошего воспитателя.

Дать четкий и однозначный ответ на вопрос, нужен ли вашему ребенку детский сад, невозможно. Все родители разные и каждый из них имеет собственный опыт посещения сада. Этот опыт обязательно станет одним из весомых аргументов в пользу принятия решения «за» или «против». Однако иногда стоит отказаться от собственных впечатлений, чтобы принять взвешенное решение. В реальности сад – это хороший способ устроить ребенка на то время, пока мама занята. Пока малыш посещает группу, можно не беспокоиться о его досуге, регулярном питании и сне. Если же родители могут присматривать за ребенком своими силами, организовать ему творческие и развивающие занятия можно и дома. Любящие родители способны дать своему малышу достойное воспитание, а также обеспечить ему полноценное и регулярное общение со сверстниками.

Помните – принимая решение, стоит или нет отдавать ребенка в детский сад, важно не только брать во внимание собственные желания и потребности. Хорошо бы еще задуматься о готовности самого ребенка, а также его личностных качествах, которые могут не вписываться в общую программу и возможности детского учреждения.

Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Источник