Почему разнообразие культур важно и полезно для развития общества

Почему разнообразие культур важно и полезно для развития общества thumbnail

5

1 ответ:

0

0

Потому что в обществе будут цениться моральные нормы, будет порядок, будет взаимоуважение, взаимопомощь. Одним из примеров может служить Дагестан, на маленькой территории которой проживает больше 30 национальностей и разные культуры, но они очень хорошо уживаются, потому что со временем не теряют моральных ценностей, сохраняют традиции и обычаи.
2)Потому что в нашем обществе, к сожалению, не уважают чужую культуру, религию, на этой основе происходят общественные стачки.

Читайте также

“Осел и соловей ” мораль басни в том что невежа никогда не поймет исскуства ,так что смысл оценивать ему в исскустве нету
“Лиса и сорока ” мораль в том что доверять нельзя таким людям как лисам
“Кабан и дуб” мораль в том невежа есть свинья которая не умеет уважат то что имеет невежа никогда не научиться благодарить

Позитивные:

выдача государственной премии, присвоение ученого звания, сооружение памятника в честь человека, вручение почетных грамот, дружеская похвала, аплодисменты, улыбка, слава, почёт со стороны других, признание каких-либо качеств (напр. лидерские).

Отрицательные:

лишение гражданских прав, штраф, тюремное заключение, арест, увольнение, понижение в должности, замечание, насмешка, клевета, жалоба, распускание слухов, обидное прозвище.

а)Уголовное право и обязанность возмещение ущерба гражданину С.

б)право на охоту(не знаю как его сформулировать)

в)право запросить местное руководство возместить ущерб.

г) обязанность обучать гражданина М.

д)Административная ответственность. 

1.иначе говоря, культура-это все то, что создано человеком. Лично у меня подобная простота в обращении с понятиями не вызывает недоумения. Т.к. такая культура тоже очень важна для человека, иногда даже важнее тех же самых эпосов, сонат и т.д. 2. материальная: медаль, карета, бокал, погоны, амулет, револьвер, глобус, джинсы, телеграф, школа, сумка, кукла, колесо. нематериальная: дуэль, теория, песня, танец. магия, диспут, гостеприимство, крещение, свадьба, закон, святки, карнавал, огонь.

Ст.2 говорит о том, что права и свободы
человека являются высшей ценностью, и что именно государство обеспечивает
признание, соблюдение и защиту прав человека.

Ст.10 провозглашает разделение властей на
законодательную, исполнительную и судебную.

Ст.15 говорит о том, что Конституция РФ,
является высшей юридической силой, что все обязаны соблюдать ее и законы РФ, а также
все законы должны обязательно публиковаться официально для всеобщего
ознакомления. Кроме того, все международные договоры являются неотъемлемой
частью ее правовой системы.

Ст.17 гарантирует основные права и свободы
человека, которые принадлежат каждому от рождения. Эта статья говорит еще и о
том, что осуществление этих прав не должно нарушать прав и свобод других
граждан.

Ст.18 предусматривает нарушение прав и свобод
человека, в случаях, определенных правосудием. Это лишение свободы на
определенный срок за преступление или правонарушение.

Источник

Почему разнообразие культур важно и полезно для развития общества

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Культура формирует не только способ восприятия мира, но и взаимодействие человека с окружающей его средой обитания. Человеческая цивилизация представляет собой совокупность различных культур, сочетание которых предопределяет культурное разнообразие в мире. Абсолютно очевидно, что концепция устойчивого развития конструктивна лишь при ее применении в многогранном и комплексном подходе, то есть когда она рассматривается во взаимосвязи со всеми экономическими, социальными, экологическими и культурными аспектами, особенно в условиях глобализации.

Термин «культурное разнообразие» рассматривается в системе ООН как определенная система ценностей, позволяющая обществу развивать и поддерживать свою индивидуальность и самобытность, а также как совокупность способов решения наследуемых или создаваемых человечеством проблем в интересах устойчивого развития.

Культурное разнообразие неразрывно связано с важнейшими задачами современности – ликвидацией нищеты, борьбой с болезнями, защитой окружающей человека среды и рациональным использованием природно-ресурсной базы социального и экономического развития. Образ жизни большинства коренных народов напрямую зависит от биологического разнообразия. Многие знания коренных народов положены в основу методов лечения, используемых в системах здравоохранения. По оценкам ВОЗ/ЮНЕП, около 80% населения стран, не относящихся к числу промышленно развитых, используют в основном такие методы лечения. Однако сохранению и изучению этих знаний до сих пор не уделяется должного внимания. Кроме того, во многих частях мира деградация окружающей среды усиливается именно из–за совокупной потери коренным населением традиционных знаний, способных помочь приостановить этот процесс [108, 145, 150, 70-77].

Понятие «коренные народы» или «коренное население» означает общность людей, длительное время проживающих на одной и той же территории, являющейся частью исторически сложившейся экосистемы.

В Стокгольмской декларации по проблемам окружающей человека среды (1972 г.) записано: «Уважая критерии, согласованные международным сообществом, и нормы, установленные на национальном уровне, крайне важно также принимать во внимание системы ценностей, установленные в каждой стране, и степень применения норм, которые пригодны для большинства развитых стран, но не всегда подходят для развивающихся странах и вызывают в них неоправданные социальные издержки» [129].

Особое внимание усилению роли коренных народов уделялось на Конференции ООН по окружающей среде и развитию (1992 г.). Так, в «Повестке дня на ХХ век» записано, что «для коренных народов характерна историческая привязанность к своим землям, в силу того, что они являются потомками исконных жителей таких земель. К сожалению, под воздействием факторов экономического, социального и исторического характера складывается тенденция к ограничению возможностей их полноценного участия в деятельности по обеспечению устойчивого развития на собственных землях. В связи с этим, необходимо учитывать взаимосвязь между состоянием природной среды и культурным, социальным, экономическим и физическим благополучием коренных народов» [120].

В решениях Межправительственной конференцией по культурной политике в интересах развития (Стокгольм, 1998 г.) отражено, что любая политика в области развития должна в максимальной степени учитывать аспекты культурного разнообразия. Кроме того, в докладе под названием «Наше творческое разнообразие», подготовленном Всемирной комиссией по культуре и развитию (утверждена ГА ООН в 1992г.) отмечается, что культура может как способствовать, так и препятствовать быстрому экономическому росту, в связи с тем, что развитие, не учитывающее гуманный или культурный контекст, иными словами, экономическое развитие без “человеческого лица”, – это все равно, что развитие человеческого потенциала, лишенного всяческой духовности [108, 107].

В Мальмёнской декларации (2000 г.) также отмечена необходимость уделять особое внимание угрозам культурному разнообразию и утрате традиционных знаний, в частности коренного населения, вызванных глобализацией. В Декларации тысячелетия ООН (2000 г.) отмечается необходимость создания новой культуры сохранения и защиты окружающей человека среды, при этом существующее многообразие вероисповеданий, культур и языков должно способствовать уважительному отношению друг к другу в рамках культурного разнообразия [75].

В официальных документах ООН со ссылкой на экспертную оценку, изложенную в книге Самуэля Ханнингтона «Столкновение цивилизаций» отмечается, что Запад выиграл войну не в силу превосходства своих ценностей или религии, а в силу своего превосходства в применении организованного насилия. Можно утверждать, что ухудшение состояния окружающей среды и истощение природных ресурсов следует рассматривать как одну из форм такого насилия над экосистемами [69, 70].

Одним из первых международных правовых документов, где было уделено должное внимание роли коренного населения в сохранении биологических ресурсов, стала Конвенция ООН о биологическом разнообразии (1992 г.). В Конвенции подчеркнуто, что «каждая договаривающаяся сторона, в соответствии со своим национальным законодательством, обеспечивает уважение, сохранение и поддержание знаний, нововведений и практики коренных народов и местных общин, отражающих их традиционный образ жизни. Это имеет важное значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия, а также способствует совместному использованию на справедливой основе выгод, получаемых от применения таких знаний, нововведений и практики» [62]. В настоящее время в рамках этой Конвенции проводится работа по изучению взаимозависимости культурного разнообразия и биоразнообразия.

Следует отметить, что подобно тому, как природа создает разнообразие видов? приспособленных к соответствующей окружающей среде, так и человечество порождает различные культуры, отвечающие особенностям местных условий. Например, для влажных тропиков, в отличие от тундры или засушливых зон умеренного пояса, характерны не только другой растительный и животный мир, но и иные особенности культуры, носителями которой являются живущие на их территории люди.

Таким образом, культурное разнообразие может рассматриваться в качестве формы адаптивного разнообразия, а значит, и непременного условия устойчивого развития. В последние годы ЮНЕП и ВОЗ совместно с Центром здоровья и глобальной окружающей среды при Гарвардской медицинской школе тесно сотрудничают в области изучения влияния утраты биологического разнообразия на уязвимость человека. В рамках ООН реализуется также комплексная программа под названием «Биологическое и культурное разнообразие» и разрабатываются добровольные обязательства в области культурного разнообразия.

В условиях глобализации именно образование и просвещение, как важные аспекты культуры, должны играть основную роль, способствуя изменению образа жизни и утверждению новых нравственных принципов. Без соблюдения этих условий перспективы перехода к устойчивому развитию никак нельзя назвать обнадеживающими.

Несмотря на принятые в ООН обязательства, положение дел, связанное с традиционными знаниями коренного населения, продолжает оставаться крайне нестабильным. Например, в то время как опыт рационального использования услуг экосистем коренными народами вызывают все больший научный и коммерческий интерес, традиционные знания этих народов находятся под серьезной угрозой. Например, глобализация представляет угрозу как биоразнообразию, так и культурному разнообразию. Это обусловлено тем, что утрата биоразнообразия истощает биосферу, частью которой является человечество, а разрушение многовековых культур и традиций уменьшает арсенал противодействия человека негативным факторам окружающей среды. В связи с этим, глобализация, способствующая формированию единой глобальной среды обитания, ставит перед каждой страной новые задачи по сохранению культурного разнообразия.

В Плане выполнения решений Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) записано, что «культурное и биологическое разнообразие имеют в равной степени актуальное и существенное значение, поскольку человечество является неотъемлемой частью природы. Необходимо содействовать сохранению, развитию и использованию практических знаний коренных народов в области медицины и, в случае необходимости, сочетать их с современной медициной». В этом Плане также подчеркивается важность «использования научных знаний и технологий, в том числе использования традиционных знаний коренных народов, уважая носителей таких знаний и учитывая требования национального законодательства» [112] .

В ходе Всемирной встречи на высшем уровне по устойчивому развитию (2002 г.) состоялось заседание Круглого стола высокого уровня по вопросам культурного и биологического разнообразия в интересах устойчивого развития. Была достигнута договоренность, что культурное разнообразие должно рассматриваться как один из важнейших факторов в решении проблем по обеспечению безопасной окружающей человека среды.

Участники заседания Круглого стола высокого уровня заявили о необходимости принятия Всемирной конвенции о культурном разнообразии и обратились в ООН с предложением рассмотреть вопрос о дополнении трех компонентов устойчивого развития – экономического, социального и экологического четвертым компонентом – культурным разнообразием.



Источник

Понятие «культура» (от лат. cultura — уход, обработка, возделывание) понимается по-разному.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д.

В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах обще­ственной жизни форм, принципов, способов и резуль­татов активной творческой деятельности людей

В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребля­ются духовные ценности.

Культура
Материальная культураДуховная культура
Связана с производством и освое­нием предметов и явлений мате­риального мира, с изменением физической природы человека: ма­териально-технические средства труда, коммуникация, культурно-бытовые сооружения, произ­водственный опыт, умения, на­выки людей и др.Совокупность духовных цен­ностей и творческой деятельности по их производ­ству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мо­раль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно, так как провести грань между ними порой бывает очень сложно, потому что в «чистом» виде они просто не существуют: духовная культура может воплощаться и в мате­риальных носителях — книгах, картинах, орудиях труда и т. д.

Основные функции культуры

  • Гуманистическая — формирование гуманистического мировоззрения. Главная функция феномена культуры, все остальные связаны с ней в той или иной степени.

  • Познавательная — формирование целостного пред­ставления о народе, стране, эпохе.

  • Оценочная — осуществление дифференциации ценностей, обогащение традиций.

  • Регулятивная (нормативная) — формирование системы норм и требований общества ко всем инди­видам во всех областях жизни и де­ятельности (нормы морали, права, поведения).

  • Информативная — осуществление передачи и обмена знаниями, ценностями и опытом предшествующих поколений.

  • Коммуникативная — сохранение, передача и тиражиро­вание культурных ценностей; развитие и совершенствование лич­ности через общение.

  • Социализация — усвоение индивидом системы зна­ний, норм, ценностей, приучение к социальным ролям, нормативно­му поведению, стремление к само­совершенствованию.

Основные формы культуры

В масштабе отдельного общества различают три формы культуры: элитарную, народную, массовую, а также и две её разновид­ности: субкультуру (от лат. sub — под) и контркультуру (от лат. contra — против).

  1. Элитарная — создается привилегированной частью общества либо по её заказу профессиональными творцами. Особенности:

    1.  включает в себя классическую музыку, театр, авторское кино и высокоинтеллек­туальную литературу;

    2. представляет определённые трудности для понимания не­подготовленным человеком;

    3. потребителем этой культуры является высокообразованная часть общества: критики, литературоведы, театралы, художни­ки, писатели, музыканты.

  2. Народная — создается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды, эпосы, сказки, песни, танцы и пр.).

  3. Массовая — понятие, используемое для характеристики современного культурного производства и потребления (концертная и эстрадная музыка, поп-культура, цирк, средства массовой информации, китч и пр.). Особенности:

    1. имеет самую широкую аудиторию и является авторской;

    2. как правило, обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная культура, и обращается к наиболее простым чувствам публики;

    3. носит коммерческий характер;

    4. в отличие от элитарной и народной культуры, удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагируя на любое новое событие, поэтому образцы массовой культуры быстро теряют свою актуальность, устаревают и выходят из моды.

Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества

ПозитивноеНегативное
  1. утверждает представления о мире людей, о взаимоотно­шениях между ними, об образе жизни, что позволяет многим людям лучше ориентироваться в современном, быстро меняющемся мире;

  2. произведения массовой культуры не выступают средством авторского самовыражения, а непосредственно обращены к чи­тателю, слушателю, зрителю, учитывают его запросы;

  3. отличается демократичностью, т. к. её потребителями яв­ляются представители самых разных социальных групп;

  4. отвечает потребностям многих людей, в том числе и по­требностям в интенсивном отдыхе, психологической разрядке.

  1. снижает общий уровень духовной культуры общества, т. к. удовлетворяет невзыскательные вкусы массового потребителя;

  2. ведет к стандартизации и унификации не только образа жизни, но и образа мышления миллионов людей;

  3. рассчитана на пассивное потребление;

  4. насаждает мифы в сознании людей;

  5. формирует искусственные потребности, используя рекла­му и СМИ;

  6. навязывая определённые представления, СМИ уводят мно­гих людей от реальной жизни.

Разновидности культуры:

  • Субкультура — часть общей культуры, система ценностей, присущих определенной группе (половозрастные: женская, детская, молодёжная и др.; профессиональные: научное сообщество, современный бизнес и др.; до­суговые (по предпочитаемым занятиям в свободное время); религиозные; этнические).

  • Контркультура — оппозиция и альтернатива по отношению к господствующей в обществе культуре (битники, хиппи и панки; левые радикалы; андеграунд и др.).

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Дости­жения, художественные приёмы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая её уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, даёт возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моды оказывать поддержку «творцам» эли­тарного искусства.

Культура и её формы

Культура возникла и развивалась вместе с человеком. Она представляет собой то, что отличает человека от всех других живых существ. Человек, культура и общество неразрывно связаны между собой. Ни человек, ни общество не могут су­ществовать вне культуры.

Само слово «культура» появилось в Древнем Риме, где оно означало прежде всего возде­лывание, обработку, «культивирование» земли. Правда, уже знаменитый древнеримский оратор Цицерон отметил, что наряду с культурой, означающей возделывание земли, есть также культура, означающая «возделывание души». И это второе значение в дальнейшем постепенно стало основным: под культурой стала пониматься прежде всего духовная культура людей.

Понятие культуры. Культура является предметом изучения многих наук — антропологии, истории, социологии, философии. Существует также комплексная область знания — культурология, которая разрабатывает общую теорию культуры и изучает типы культуры различных народов и различных эпох. Если учесть такое разнообразие подходов к культуре, то не покажется странным, что в современном гуманитарном знании существует очень много (один из культурологов насчитал более 200) определений культуры. Это связано также с многозначностью и богатством этого понятия.

В самом широком смысле можно сказать, что культура — это всё созданное человеком, всё, что не является природой. Культура при этом понимается как «вторая природа», сотворённая самим человеком, образующая собственно чело­веческий мир, в отличие от нетронутой человеком природы.

Культуру также понимают:

  • как «социальную наследственность» или «социальную память», которая не передаётся биологическим путём;

  • как внутреннее, духовное развитие и богатство человека;

  • как образ жизни определённого народа (например, культура Древнего Египта или Японии).

Функции культуры

Культура выполняет ряд очень важных функций в жизни человека и общества. Во-первых, культура является той средой, в которой происходят социализация и воспитание человека. Только через культуру человек овладевает накопленным социальным опытом и становится членом общества. Культура поэтому действительно выступает в качестве «социальной наследственности», которая не менее важна, чем биологическая наследственность.

Во-вторых, важна норматив­ная функция культуры. Культура регулирует отношения между людьми посредством системы норм взаимоотношений между людьми, принципов морали.

С этим связана и ценностная функция культуры. Осваивая культуру, человека приобретает ориентации, которые позволяет ему различать добро и зло, прекрасное и безобразное, высокое и пошлое и т. п. Критерием для этого служат прежде всего нравственные и эстетические ценности, накопленные культурой.

Важна также, особенно в современном обществе,  развлекательная или компенсаторная функция культуры. Во многих видах культуры, прежде всего в искусстве, есть элемент игры, общения, психологической разрядки, эстетического наслаждения.

Материальная и духовная культура

Когда историк или антрополог описывает культуру древней цивилизации или народа, то он, если стремится к полноте своего описания, обычно раскрывает культуру как состоящую из трёх взаимосвязанных сторон или частей:

  • технологическая часть: её ядро составляют орудия производства, которые использует человек в переделке природных вещей;

  • социальная часть: это устойчивые отношения между людьми — семейные, хозяйственные, политические, правовые;

  • духовная часть: она включает в себя мифы, верования, художественные и моральные ценности, знания и систему образования.

В обычном словоупотреблении мы говорим о культуре прежде всего как о духовной культуре. В России есть, например, Министерство культуры, которое управляет делами в сфере театра, кино, музыки, художественного искусства. Но этим духовная культура не исчерпывается. К духовной культуре относятся также такие важные формы и институты, как религия, мораль, образование и наука.

Материальная культура определяется уровнем развития техники, транспорта, средств связи, характером жилищ и т. п.

В принципе между уровнями материальной и духовной культуры нет прямой и однозначной связи. Например, древнегреческая духовная культура V−IV вв. до н. э. была явно выше духовной культуры более поздней Римской империи, хотя в отношении материальной культуры Афины уступали Риму. В некоторых видах искусства и культурной деятельности вообще нужно очень осторожно говорить о прогрессе. Например, вряд ли кто-то сможет превзойти Рафаэля в его изображении мадонн, современным и будущим иконописцам «Троица» Андрея Рублёва будет недосягаемым идеалом. Или же, несмотря на все достижения науки и техники, ныне никто не может воспроизвести скрипку Страдивари. Духовная культура во многом живёт по своим законам, у нее бывают периоды взлёта, которые потом уже не удается повторить. В культуре важны традиции, которые могут быть безвозвратно утрачены.

Но всё же не может быть высокой духовной культуры без достаточно развитой материальной культуры. И наоборот, технические достижения материальной культуры являются, особенно в современную эпоху, продуктом развития научного знания и творческой деятельности образованных людей.

Таким образом, материальная и духовная культура тесно взаимосвязаны, во многом эта взаимосвязь выражается в понятии «цивилизация», которое отражает уровень развития человека и основных сфер жизни общества.

ВОПРОСЫ:

Установите соответствие между эле­ментами культуры и её видами. К каждой позиции, дан­ной в первом столбце, подберите позицию из второго столбца.

 ЭЛЕМЕНТЫ КУЛЬТУРЫ ВИДЫ КУЛЬТУРЫ
А)карета1)материальная
Б)телефон2)духовная
В)карнавал  
Г)песня  
Д)медаль  
Е)норма  

Источник