Почему право на поиск и добычу полезных ископаемых а также на устройство

Ни одно действие недропользователей не должно идти вразрез с главным нормативным документом — лицензией на право пользования недрами.

А грамотное юридическое закрепление во многом определяет дальнейшую судьбу предприятий. И если процесс получения лицензии на конкурсной основе или через аукцион сегодня наиболее отработанные и понятные соискателям институты, то заявительный принцип — настоящая головная боль, причём это касается даже госорганов.

Представители «Центрсибнедра» на форуме «МИНГЕО Сибирь» в очередной раз объясняли самые проблемные моменты.

Скользкая дорожка заявительного принципа

В 2014 году в России принципиально изменился способ получения права пользования недрами на уровне поисково-оценочной стадии.

Согласно приказу Минприроды № 61, впоследствии трансформированного в № 583, заявки стали осуществляться по заявительному принципу ещё до выдачи разрешения на открытие месторождения.

Нововведения стали толчком для «рождения» юниорных компаний. «Юридические лица ринулись на тропу развития регионального бизнеса, вступив на скользкую дорожку предоставления по заявочному принципу», — с такого заявления начал свой доклад заместитель начальника департамента «Центрсибнедра» Иван Курбатов.

Почему соискатели стали массово подавать заявки?

Во-первых, участие в аукционах и конкурсах не даёт никаких гарантий на победу.

Во-вторых, выигрыш не означает добросовестность дальнейшего сотрудничества: на практике часто происходит срыв сделок. И в-третьих, предпринимателей зачастую отпугивает длительное оформление документов.

Такие условия чуть ли не обязывают недропользователей прибегать к заявительному принципу. Но и этот способ опасен высоким риском отказа — в первую очередь из-за «законодательной безграмотности» соискателя.

«Предоставив возможность получения лицензии по заявительному принципу, государство поспособствовало возникновению рынка юниорных компаний. Некоторые заходят на рынок без должного понимания сути происходящего и в итоге прекращают своё существование.
А всё потому, что они не оформляют заявки в соответствии с нормами, и нам часто приходится их отклонять», — сказал г-н Курбатов.

По статистике, 9 из 10 компаний действительно не до конца понимают механизм именно первого этапа получения права пользования недрами и именно по этой причине получают отказ.

Результаты «недопонимания» напрямую сказались на работе «Центрсибнедр»: множество обескураженных отказом соискателей подают в суд на ведомство.

Однако суд практически всегда встаёт на сторону департамента — в его пользу принимали порядка 97% решений. Такие данные привёл заместитель председателя «Центрсибнедр» Ринат Яхин. Он тоже уверен, что корень проблемы заключается в очень слабых знаниях предпринимателей, которые подают новые заявки.

«Зачастую мы получаем не адаптированные к новым требованиям заявки. Однако нормативные документы вполне читаемы и не подразумевают двоякого смысла. По совершенно непонятным для нас причинам заявки оставляют желать лучшего».

Работа над ошибками

Итак, соискатели допускают неточности при оформлении заявки на право пользования недрами, которые дают право «Центрсибнедрам» вполне законно их отклонять. Ринат Яхин выделил три «типа» основных ошибок новичков. Для начала, они не соблюдают элементарных формальностей — по замечанию представителя «Центрсибнедр», это не что иное, как игнорирование требований закона.

Провалы в знаниях у предпринимателей есть о правах третьих лиц на запрашиваемый земельный участок. Это очень важный момент: в «Центрсибнедрах» ещё раз отмечают, что не регулируют этот вопрос — он находится в зоне контроля других ведомств.

Кроме того, хромает оформление геологического обоснования. Как правило, заявители прописывают лишь общеизвестные факты, забывая про обоснование границ и про сведения о своих планах.

Один из участников форума решил уточнить, правда ли решение об отказе из-за слабого геологического обоснования напрямую зависит от возможности получения информации по участку лиц геологического фонда.

Ринат Яхин опроверг это предположение, отметив, что речь идёт о геологической информации в отношении испрашиваемого участка, а не об информированности соискателя. «Недропользователь должен хотя бы приблизительно дать понять, что на испрашиваемом земельном участке залегают полезные ископаемые, которые он планирует добывать».

Тем не менее ведомство приводит статистику: сейчас лицензий выдаётся больше, чем изымается. Значит, в целом позитивные результаты есть. Во избежание разного рода ошибок эксперт «Центрсибнедр» порекомендовал руководствоваться действующими правовыми нормами и следить за каждым изменением.

«Прежде чем негативно отзываться о работе «Центрсибнедр», начните с себя. Обращайтесь в ведомство для урегулирования различных вопросов ещё до истечения срока лицензии. Мы не помним, чтобы кому-то отказали в консультации или кого-то дезинформировали», — сказал Ринат Яхин.

При первой же возможности слушатели спросили, в чём же преимущество получения права пользования недрами по заявительному принципу. Ответ достаточно прост: если соблюсти все требования закона, у заявителя есть большие шансы поставить запасы на баланс. Этот способ даёт право на поиск и оценку полезных ископаемых без конкурсов или аукционов. Если заранее разработать принцип работы, то через 5–6 лет можно добиться соответствия ресурсной базы собственным требованиям.

Юниоры, вперёд к прозрачности!

Вместе с активностью юниорных компаний введение приказа № 583 породило массу спекулянтов. Нередки случаи, когда предприниматель, получив лицензию, начинает заявлять о невиданных богатствах приобретённого участка.

«Мы стали часто получать заявки с планами на добычу золота. Многие из них, с любой точки зрения, не что иное, как мнимые заявки. Было сразу понятно, что предприниматели преследовали совсем другие цели, поэтому сейчас ведомство стало требовать минимальной «разумности» участка, на который нацелен соискатель.

Никто не будет скрупулёзно рассматривать ваше геологическое обоснование, но нужно хотя бы формально соблюсти требования, а нередко бывает, что и этого нет», — говорит г-н Яхин.

В свою очередь, инвестор далеко не всегда понимает, где правда, а где, скажем так, фантазии соискателя. Поэтому вкладывает деньги в пустышки, имеющие свойство испаряться. А рынок юниорных компаний уже сформировался, поэтому нужно искать способ организации «прозрачного» бизнеса.

По мнению эксперта Ивана Курбатова, чтобы решить проблему, нужно исправить лишь один недочёт в законе: стать товаром должна сама лицензия, а не юридические лица или земельные участки.

Только в таком случае удастся искоренить спекуляцию в сфере лицензирования.

«Договоры заключаются, что называется, «по знакомству», а это ненормально. Мне это не нравится, я думаю, что и другие не в восторге от такого положения дел», — говорит г-н Курбатов.

Эксперт предложил создать инструмент, который бы наладил коммуникацию между юниорными компаниями и потенциальными инвесторами. В мировой практике подобные механизмы уже работают — например, площадка Investors’ Exchange или канадская выставка PDAC.

«Несколько лет назад мы с организаторами «МИНГЕО Сибирь» пытались создать подобное мероприятие, но тогда ещё не вступил в силу приказ № 61.

Я думаю, что в рамках форума можно провести специализированную выставку. Для этого необходима поддержка правительства Красноярского края.

В случае успеха власти смогут получить дополнительный инструмент для реализации таких программ развития, как «Енисейская Сибирь». Кроме того, Красноярск имеет все шансы стать горно-геологической столицей Сибири», — считает Курбатов.

Создание коммуникационной площадки также позволит направить в местный федеральный бюджет налоговые отчисления юниорных компаний. Ведь сейчас львиная доля доходов крупных горнопромышленников красноярского края — «Норникеля», «Полюс Золото», СУЭКа, РУСАЛа — оседает в центральном регионе.

Строго хаотично

Ещё представители «Центрсибнедр» проинформировали публику о некоторых важных пертурбациях. Так, за последние полгода принципиальные изменения были внесены в Земельный кодекс РФ. Например, появился пресекательный срок в сфере срока действия разрешения на строительство.

Недропользователь обязан обратиться в госорганы за 10 рабочих дней до срока окончания разрешения на строительство, иначе Ростехнадзор его закроет.

Но есть и хорошие новости: сейчас заявитель имеет возможность без длительных переговоров получить право на изъятие для государственных нужд земельного участка, находящегося в собственности у частных лиц.

По словам заместителя председателя департамента, этот инструмент работает очень хорошо и активно, потому что не затруднён подзаконными актами. Вдобавок к этому собственники довольно охотно отдают свои земли недропользователям из-за их весьма высокой оценочной стоимости.

Иначе дело обстоит с заключениями договора аренды муниципальных лесных участков. В «Центрсибнедрах» говорят: всё будет в порядке, если лицензиат документально докажет, что уже инвестировал в освоение и начал работы.

Ещё одна проблема уже давно волнует горнопромышленников. Всем известно, что в процессе оценки получение металла неизбежно. Объёмы, мягко говоря, незначительные, но они могли бы покрыть часть затрат на те же геологоразведочные работы.

Многие интересовались, есть ли шанс, что в будущем в рамках лицензий, полученных по заявительному принципу, можно будет получить разрешение на «мелкую» добычу драгметаллов.

«Дело в том, что закон «О недрах» для всех отраслей является единственным, а для оборота драгметаллов — лишь одним из. Мы подкорректировали свои действия и теперь не предоставляем индивидуальным предпринимателям право на добычу металлов.

Рекомендуем не подавать заявки на их поиск и оценку, потому что в силу своего статуса соискатели, к сожалению, не смогут воспользоваться полученным правом. А что касается юридических лиц, я даже не представляю, каким образом это разрешение можно было бы давать», — ответил г-н Яхин.

Спикер отметил, что закон «О недрах» изменить можно, но всё-таки вопрос лучше рассматривать в плоскости банковского права — в рамках него можно добиться законности получения золота, которое по условию лицензии собственностью лицензиата не является.

«В перспективе — да, золото положить в банк на депозит можно, но получение драгметалла напрямую повлечёт за собой злоупотребление правом и таким образом предвосхитит все плюсы нововведения.

Другими словами, значительно вырастет чёрный рынок. Я знаю, что сейчас ведутся дискуссии по данному вопросу, но они несерьёзные», — пояснил зампредседателя «Центрсибнедр».

Из года в год изменения в законодательной базе, регулирующей отношения в сфере недропользования, провоцируют на возникновение неоднозначных последствий и вызывают, казалось бы, всё больше спорных моментов.

К чему приведут такие перипетии, можно только догадываться, но опыт прошлых лет показывает, что развязка вряд ли когда-то наступит.

СПРАВКА

В «Центрсибнедрах» считают, что стать товаром должна сама лицензия, а не юрлица или земельные участки

Статья опубликована в журнале “Добывающая промышленность” №4, 2019

Источник

Одна очень крупная компания, занимающаяся добычей природных ресурсов, называет себя в рекламных роликах «национальным достоянием». И действительно, за счет добычи и продажи нефти, газа, угля, руды и других ресурсов пополняется бюджет, который впоследствии тратится на развитие инфраструктуры, воплощение в жизнь госпрограмм, заработную плату бюджетников и т.д. То есть добывается компаниями, пополняет бюджет государства и тратится в пользу народа.

А на одну лишь нефтегазовую отрасль приходится более 1/3 доходов бюджетной системы. Но какое отношение к ресурсам имеет сам народ, и кому принадлежат «национальные богатства»: всем гражданам, государству или отдельным лицам – собственникам? Ответ на этот вопрос можно найти в Конституции РФ и законе «О недрах».

Статья 9 Конституции

В первую очередь, следует обратить внимание на статью 9 Конституции РФ, в которой говорится, что земля и природные ресурсы могут находиться в государственной, частной, муниципальных и иных формах собственности. То есть каких-то ограничений для частных собственников нет и ресурсами могут владеть все вышеперечисленные.

Статья 36 Конституции

В этой статье указано, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками свободно. То есть и здесь никаких ограничений нет – ресурсы могут находиться в частной собственности, и собственник имеет полное право распоряжаться ими как угодно.

Можно было бы на этом и закончить, но предлагаю заглянуть немного глубже.

Статья 1.2 закона РФ «О недрах»

Статья четко разграничат ресурсы, содержащиеся в недрах и добытые из них. Так, в части 1 указано, что все полезные ископаемые и природные ресурсы, содержащиеся в недрах, являются государственной собственностью. И государство может решать вопросы владения, пользования и распоряжения ими.

При этом во второй части отмечается, что участки недр нельзя покупать, продавать, дарить, наследовать и т.д. Право пользования регулируется исключительно федеральным законодательством.

Однако часть 3 той же статьи допускает возможность нахождения уже добытых природных ресурсов как в федеральной и муниципальной, так и в частной собственности.

Итог

То есть содержащиеся в недрах ресурсы находятся в ведении государства, которое может на свое усмотрение ими распоряжаться и допускать к их добыче компании. А те ресурсы, что уже были добыты такой компанией и едут в бочках/текут по трубам, находятся в ее собственности, и на них распространяются правила, установленные статьей 129 Гражданского кодекса РФ.

При этом указом Президента № 179 от 22 февраля 1992 года установлен перечень ресурсов, свободная реализация которых запрещена (например, уран и драгоценные камни).

Делаем вывод. Добыча природных ресурсов является одной из основных статей дохода в бюджет страны, и допускается она только с разрешения государства. Но осуществлять ее могут частные компании, которые становятся собственниками добытых ими ресурсов.

Народ получает с этого определенную пользу в виде отчислений на развитие инфраструктуры, социальные нужды и другие важные направления, но назвать его хозяином ресурсов не позволяет законодательство.

В начале этого года, когда разрабатывались поправки к Конституции, был поднят вопрос о включении в нее статьи по национализации недр. Он был раскритикован и отвергнут.

А что по этому поводу думаете вы? Делитесь своим мнением в комментариях.

Также мне очень важны ваши оценки – если публикация вам понравилась, прошу поддержать ее, нажав “ДА”.

Будьте здоровы, берегите себя и своих близких. Спасибо за внимание.

Источник

Юридическая энциклопедия МИП онлайн – задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Недропользование » Право пользования недрами

Статья посвящена вопросам права пользования недрами; субъектам права пользования недрами; видам права пользования недрами

Право пользования недрами – общие положения

Очевидно, что недра, содержащие множество различных природных ресурсов, обладают высокой экономической и социальной ценностью.

Закон РФ №2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее по тексту – Закон РФ «О недрах») определяет недра как часть коры Земли, которая расположена ниже почвенного слоя, а если последний отсутствует – ниже поверхности Земли и водного дна, простирающейся до глубины, доступной для изучения и ее освоения.

На законодательном уровне установлено, что недра являются собственностью государства (ст. 1.2 Закона РФ «О недрах») и не могут выступать предметом купли-продажи, передаваться по наследству, отдаваться в дар либо отчуждаться в какой-либо иной форме. Отчуждаться и переходить к другому лицу может лишь право недропользования.

Недропользование как таковое представляет собой выполнение определённых работ на основе лицензии, дающей право на геологическое изучение участков недр, извлечение полезных ископаемых, использование, а также захоронение производственных отходов, возведение и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ресурсов (ГОСТ Р 8.645-2008, утв. Приказом Ростехрегулирования от 15.10.2008 №259-ст).

Право пользования недрами в юридической науке традиционно рассматривается в двух аспектах – объективном и субъективном.

С объективной точки зрения, право пользования недрами – это совокупность норм права, определяющих права и обязанности недропользователей, а также основания возникновения права недропользования, его прекращения и иные существенные условия и процедуру осуществления этого права. Право пользования недрами в субъективном смысле – система конкретных прав и обязанностей, которые реализуют субъекты права пользования недрами.

Субъекты права пользования недрами и его объекты

По общему правилу, субъекты права пользования недрами – это любые участники предпринимательской деятельности, включая юридических лиц и их объединения, не имеющих статуса юридического лица, а также иностранных граждан.

Исключением из этого правила является использование недр для захоронения радиоактивных отходов и добычи радиоактивного сырья. Реализовывать такое недропользование могут только государственные организации, предприятия (ст. 9 Закона РФ «О недрах»).

Выделенные и обособленные участки недр, которые предоставляются недропользователям, являются объектами права недропользования.

Выделяют два вида объектов, на которые распространяется право пользования недрами:

– горный отвод, то есть геометризированный блок недр (при добыче полезных ископаемых, возведении подземных сооружений и т.д.);

– геологический отвод (для геологического исследования недр).

Особая значимость предмета правоотношений по недропользованию определяет их детальное регламентирование государством. Значительное внимание уделено законодателем основаниям возникновения права пользования недрами как отправной точке всей системы этих правоотношений.

Основания возникновения права недропользования

Из ст. 10.1 Закона РФ «О недрах» следует, что основания возникновения права недропользования в первую очередь зависят от категории участка недр (его правового режима). В общем государственном фонде недр выделяют участки недр федерального и местного значения, резервные участки (ст. ст. 2, 2.1, 2.3 ФЗ «О недрах»), а также участки, режим которых обозначается в юридической литературе как общеправовой.

Исходя из этого, основания возникновения права недропользования представляют собой:

– решение Правительства РФ по участкам недр федерального значения (п. 1 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– решение федерального органа управления государственным фондом недр или его территориального органа о предоставлении права пользования участком недр, деятельность на котором другого субъекта была досрочно прекращена (п. 2 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– решение специально созданной комиссии по участкам недр местного значения (п. 3 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– решение конкурсной (аукционной) комиссии, предоставляющее право пользования недрами для разведки и добычи полезных ископаемых либо для геологического изучения недр, проводимых по совмещенной лицензии, исключая участки недр федерального значения (п. 4 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– решение органа исполнительной власти субъекта РФ, принятое в целях сбора минералогических, палеонтологических и прочих геологических коллекционных материалов (п. 5 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– решение органа государственной власти субъекта РФ по участкам недропользования местного значения (п. 6 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»)

– переход права пользования участком недр (п. 7 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– соглашение о разделе продукции, вступившее в силу, которое заключено в соответствии с федеральным законодательством (п. 8 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»);

– государственный контракт на работы по изучению недр (п. 9 ст. 10.1 ФЗ «О недрах»).

Независимо от основания возникновения права недропользования, предоставление участка недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением – лицензией. Права и обязанности недропользователя возникают с момента государственной регистрации этой лицензии в установленном порядке.

Виды права пользования недрами

В зависимости от целевого назначения, выделяют следующие виды права недропользования (ст.6 Закона РФ «О недрах»):

– геологическое изучение недр в широком смысле слова. В этот вид права недропользования включаются все геолого-геофизические работы, инженерно-геологические исследования, осуществление мониторинга недр и т.д., а также обнаружение и оценка месторождений полезных ископаемых;

– разведка, добыча полезных ископаемых;

– возведение и использование подземных сооружений, деятельность которых не связана с добычей полезных ископаемых;

– образование особо охраняемых геологических объектов, которые имеют важное значение;

– сбор различных геологических коллекционных материалов (минералогических, палеонтологических и др.).

С учётом срока его действия, право пользования недрами может быть постоянным (бессрочным) или временным, то есть предоставленным на определенный срок (ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Критерием для такого разграничения выступает род деятельности, осуществляемой субъектом недропользования на переданном ему участке недр.

Если участок недр предполагается использовать для возведения и эксплуатации различных объектов, а не для изучения или извлечения каких-либо природных ресурсов, он может быть предоставлен без ограничения срока.

Напротив, временное право пользования недрами реализуется в течение конкретного срока и распространяется на:

– геологическое изучение участка недр;

– добычу полезных ископаемых;

– добычу подземных вод.

Временное право пользования недрами бывает:

– краткосрочным (на срок до 10 лет);

– долгосрочным (до 25 лет);

– с установлением срока в зависимости от отработки месторождения полезных ископаемых при их добыче (ч. 1 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

В любом случае, срок использования участка недр может быть продлен по инициативе недропользователя в порядке, установленном законом (ч. 3 ст. 10 Закона РФ «О недрах»).

Автор статьи

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет;
Специализация – разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Источник