Почему полезен томатный сок в самолете

Люди всегда, чтобы удовлетворить чувство жажды,пьют разнообразные напитки: воду, чай,содовую, пиво,соки и другие. Однако, стоит только пересесть на борт воздушного судна, как большинство людей, почему-то начинают выбирают томатный сок. Этот полезный напиток обладает прекрасным вкусом и обостряет наши вкусовые рецепторы.

Несколько лет назад немецкая авиакомпания Lufthansa объявила о том, что за год ей удалось реализовать 200 тысяч литров томатного сока. И это наряду с 220 тысячами литров пива в год. В чем же причина такого феномена?

Заведующий кухней авиакомпании Ernst Derenthal сказал по этому поводу:

«Немцы – нация, которая понимает толк в пиве. И мы были удивлены такими результатами.»

Они решили провести исследование, чтобы выяснить, почему же все таки пассажиры в самолете пьют томатный сок.
Для этого специально было сформирована сообщество Фраунгофера из Немецкого научно-исследовательского института.

Для эксперимента использовали фюзеляж старого Airbus A310, внутри которого были созданы условия полета на высоте – давление, турбулентность, шум двигателя. В иллюминаторы вставили фотографии неба и облаков.
Участникам теста подавали различную еду и напитки, после этого они заполняли отчет.

Большинство испытуемых написали в отчетах, что томатный сок на борту им показался вкуснее чем на земле.

О вкусе томатного сока на, скажем так, поверхности земли мы знали много. Согласитесь, что сок из помидор не обладает каким-то особым вкусом и ароматом, а некоторым он кажется и вовсе не свежим и отдающим плесенью – добавил г-н Derenthal.

Однако, как только самолет поднимается на высоту в 10 000 метров, томатный сок показывает себя совершенно с другой стороны. Вкус сока меняется, он становится более кислотным и минеральным и хорошо освежает.
Вот почему так происходит: на высоте 10 000 метров, давление в салоне самолета держится на уровне атмосферы одной мили над уровнем моря.
Из-за такого низкого давления происходят следующие процессы: наша кровь получает меньше кислорода и обонятельные и вкусовые рецепторы становятся менее чувствительными.

Из-за низкого давления обезвоживается слизистая оболочка носа и он становится не так «придирчив» к запахам. Т.е. мы перестаем улавливать их часть.

Большинство авиакомпаний держат влажность в салоне на уровне 10-15 процентов. Из-за этого слизистая рта и носа обезвоживается еще больше, что пагубно влияет на вкус пищи.

Сладкое становится не таким сладким, соленая пища – менее соленой, вкус трав и специй приглушается.
Кстати, одна из специй, что не меняет своего вкуса на высоте – карри.

Таким образом, почти вся еда на высоте имеет более пресный и мягкий вкус, чем на земле.
Но томатный сок реально вкусней, если пить его в полете в салоне самолета с солью и перцем – это мы знали, говорит Derenthal. Именно томатный сок с солью заставляет работать «отказавшие» вкусовые рецепторы. Если перед едой выпить томатного сока с солью — пища на борту уже не будет такой пресной.

Но дело не только в изменении вкуса продукта, должно быть что-то еще. Исследования были продолжены.

Стюардессы разносили пассажирам томатный сок и задавали вопрос, почему они выбирают именно его.

Результаты показали, что дело не только во вкусовых качествах. Кто-то говорил, что сок ему кажется более сытным, другие, что он успокаивает желудок. Кому-то он помогает от воздушной болезни.
А кто-то пьет томатный сок просто потому, что он есть.

К тому же, было замечено, если кто-то берет томатный сок, его соседи с большой долей вероятности, тоже выберут это напиток.

Резюмируя все вышенаписанное, можно сказать, что томатный сок в самолете вкуснее чем на земле, большей частью, из-за атмосферных изменений в салоне самолета. А если добавить сюда предпочтения людей, которые пьют этот сок на земле — мы получим те самые 200 000 литров томатного сока, проданного на борту самолетов Lufthansa.

Источник

Те, кто регулярно летает, на борту чаще всего сталкиваются с непростым выбором: во-первых — рыба или мясо, во-вторых — сок, вода, чай или кофе, которые одинаково бесплатно предлагают бортпроводники. Многие хоть раз замечали, что именно томатный сок на борту хочется пить всегда больше любого другого, а кто-то подчёркивал, что томатный сок по какой-то причине предпочитает только в самолёте, хотя в обычной жизни его недолюбливает. The Village поговорил с экспертами и узнал, почему в полёте томатный сок может показаться вкуснее, чем тот же самый сок — на земле.

Дамир Ярлушкин

эксперт НП «Росконтроль»

Учёные из Американской психологической ассоциации выяснили, что на борту самолёта, под влиянием постоянного сильного шума, меняются ощущения от вкусовых и обонятельных рецепторов человека. Благодаря этому у пассажиров авиалайнеров особым спросом пользуется обладающий выраженным вкусом умами томатный сок. Умами — это вкус глутаминовой кислоты, один из пяти вкусов, которые способен ощущать человек (наряду со сладким, горьким, кислым и солёным). Из-за такого изменения вкусовых ощущений, которое усугубляется большей сухостью воздуха в самолёте, пассажиры начинают отдавать явное предпочтение именно томатному соку.

Ничего плохого в этом нет. Слегка подсоленный томатный сок помогает сохранять водно-солевой баланс во время перелёта. К тому же он, как и свежие томаты, содержит в себе много полезного антиоксиданта ликопина.

Читайте также:  Всегда полезно подумать перед тем как сделать

Юлия Михеева

бортпроводник-инструктор S7 Airlines

Пассажиры действительно заказывают томатный сок намного чаще, чем яблочный или апельсиновый. Возможно, это связано с тем, что в полёте давление меняется, вкус обостряется и хочется чего-то солёненького. Кроме того, томатный сок более насыщенный, с мякотью, и им можно быстрее утолить голод. Возможно, этот фактор влияет.

Апельсиновый и яблочный могут казаться более кислыми, а томатный как-то хорошо идёт. Я это знаю по себе. Когда лечу в качестве пассажира, беру его обязательно. Томатный сок заказывают, наверное, процентов на 30 чаще, чем другие соки, и он быстрее всего заканчивается. Поэтому и на борт его загружают больше: иногда на каждые десять упаковок яблочного и апельсинового берём 15 томатного.

Это, кстати, зависит и от направления. Например, при полётах на восток пассажиры предпочитают яблочный и апельсиновый соки. С чем это связано, не могу объяснить. В Европу, на запад, по России — в лидерах томатный.

Пилоты редко пьют томатный сок. Они обычно пьют чай, в основном зелёный, и воду — негазированную, чаще всего с лимоном. А за бортпроводниками я это замечала. Некоторые бортпроводники пьют томатный сок и отказываются от пищи во время полёта — видимо, потому что томатный сок и так достаточно калорийный: и энергию даёт, и вкус у него интересный, и солёный, и усваивается хорошо.

То, что в полёте пассажирам всегда больше хочется есть, — это однозначно. Редко кто отказывается от приёма пищи. Это связано и с тем, что много времени затрачивается на дорогу до аэропорта, все аэропортовые формальности, поэтому повышается аппетит и пища в полёте кажется вкуснее.

Андрей Дунчич

командир воздушного судна A320, пилот-инструктор S7 Airlines

Была серия телепередач о работе аэропорта в целом — там один из сюжетов как раз был из цеха бортпитания. Говорили о том, что на высоте чувствительность вкусовых рецепторов притупляется, поэтому, чтобы еда не казалась пресной, её немного пересаливают. Поэтому и томатный сок кажется вкусным. Кроме того, в полёте всегда хочется пить, потому что воздух в салоне более сухой. И если вы летали на дальние расстояния, то, наверное, чувствовали, что постоянно хотелось пить, и это нормально.

Я люблю томатный сок с детства. И в воздухе его иногда пью, потому что он несладкий и лучше всего утоляет жажду. Даже среди пассажиров томатный сок больше всего расходится. Но чаще я пью в полёте воду с лимоном — это более правильно, с опытом приходит. Например, кофе, наоборот, воду выводит. Если летишь куда-то на восток, куда-то далеко, четыре часа туда-обратно, выпиваешь 1,5–2 литра за весь перелёт.

Лично у меня на высоте вкусовые предпочтения не меняются — видимо, я слишком давно летаю, с 1997 года. В полете я сам обычно ем очень мало, хотя у нас рацион довольно большой. Сладости забираю ребёнку.

Сергей Белков

химик-технолог, флейворист

На самом деле каких-то официальных данных, что люди целенаправленно в самолётах предпочитают томатный сок другим напиткам, не существует. Есть определённая статистика авиакомпаний, которая действительно свидетельствует, что доля потребляемого томатного сока в воздухе немного выше, чем его продажи в магазинах на земле. Но я бы к этой статистике подходил осторожно, так как самое её простое объяснение может лежать вовсе не в особенностях изменения вкуса, а в особенностях сбора статистики. Одно дело – покупатель, выбирающий себе напиток из 30 или даже 100 наименований сока в магазине, другое дело — из трёх видов сока в воздухе (а вы вряд ли встретите на борту ассортимент гипермаркета). Теория вероятностей однозначно предсказывает, что в условиях ограниченного выбора на борту томатный сок будут выбирать чаще. Поэтому к утверждениям, что люди неожиданно начинают предпочитать томатный сок именно по причине того, что оказались в самолёте, я бы относился со скепсисом.

Другой момент, который тоже необходимо учитывать, — цена продукта. Стоимость сока на борту для потребителя условно равна нулю, он за него не платит, и этот ноль значит очень много. Существует огромное количество работ по бихевиоральной экономике, показывающих, что поведение потребителя в условиях, когда товар доступен бесплатно, кардинально отличается от его поведения в условиях классических экономических отношений. Если говорить простым языком, то здесь уместна пословица «на халяву и уксус сладкий».

Ну и наконец, восприятие вкусов человеком очень чувствительно к условиям, субъективным и объективным факторам окружающего и внутреннего мира. Кто-то считает, что всё дело в том, что воздух в самолёте более сухой и организм таким образом пытается восполнить минералы — только почему-то организм делает это не минеральной водой, а соком, в котором минералов меньше. Ещё одна версия состоит в том, что чувствительность рецепторов разных вкусов зависит от давления воздуха и ко вкусу умами (а томатный сок за счёт достаточно высокого содержания глутамата обладает именно этим вкусом) чувствительность теряется меньше, чем к сладкому. Эта версия, экспериментально не подтверждённая, хотя бы похожа на правду.

Для приверженцев последней гипотезы у меня есть две новости. Хорошая новость в том, что восприятие вкусов в самолёте всё же меняется. Плохая — в том, что дело, похоже, не в давлении. Скорее всего, дело в шуме. Очевидно, что шум, как и любой другой фактор окружающей среды, должен влиять на восприятие вкуса. А вот как именно он влияет, было изящно показано в серии экспериментов, опубликованных в журнале «Экспериментальная психология» в прошлом году. Оказывается, в условиях постоянного шума (а именно в таких условиях находится пассажир во время приёма пищи в самолёте) восприятие сладкого вкуса ослаблено, в то время как вкус умами, наоборот, ощущается более ярко. Иными словами, если эффект улучшения вкуса томатного сока в самолёте и существует, то связан он не с давлением или влажностью, а с шумом двигателей. Солёный, кислый и горькие вкусы такому влиянию не подвержены.

Читайте также:  Что подарить ребенку на 5 лет полезное девочке

софия Зарубина

младший научный сотрудник химического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, автор блога @iknowchemistry

Известно, что авиакомпания Lufthansa проводила опрос пассажиров в рамках проекта по улучшению бортового питания. Оказалось, что четверть пассажиров выбирают томатный сок, из которых только 25 % заметили, что напиток становится вкуснее. Предположим, что в салоне Airbus A310-200 вместимость примерно 250 человек, тогда только 15 человек заявляют об улучшении вкуса томатного сока. Статистические данные опроса вызывают сомнения, поскольку всего 6 % опрошенных дают положительный ответ. Более того, в опросе неизвестна выборка: гендерность, возраст, образование, состояние здоровья и социальный статус. При этом надо понимать, что в самолётах дают пакетированные соки, которые могут иметь разный вкус в зависимости от качества. Хочу обратить внимание, что в публикации авиакомпании отсутствуют ссылки на настоящие научные исследования, что неудивительно, поскольку опрос мог быть коммерческим и иметь неизвестные нам цели. Более того, из результатов опроса нельзя связать вкусовые ощущения пассажиров с их индивидуальными предпочтениями. 

Согласно тому же исследованию, из-за пониженного давления на борту самолёта соль теряет свой вкус примерно на 30 %. Да, действительно на борту самолёта давление несколько ниже, чем на земле. Причиной этого является аэродинамическая целесообразность. Поэтому часто у пассажиров закладывает уши. Также на состояние значительным образом влияют шумы двигателей. Потерю вкуса можно связать и с тем, что подача напитков на борту самолёта проходит через заметный промежуток времени после приёма пищи, что приводит к нарушению водно-солевого баланса и возрастанию чувства голода.

Заметную роль здесь может сыграть и состояние предполётного стресса пассажира, которое влияет на гормональный фон. Организмом вырабатывается особый гормон кортизол, а вслед за ним адреналин. Вследствие чего у пассажира повышается давление, увеличивается пульс, уменьшается выделение слюны, и гликоген из печени расщепляется с высвобождением глюкозы в кровь. Во время стресса глюкоза даёт энергию и силы, чтобы преодолеть тяжёлый период.

При этом люди по-разному реагируют на стресс: у кого-то пропадает аппетит, а кто-то, наоборот, хочет его заесть. Томатный сок довольно густой, и им быстрее можно притупить чувство голода.

Таким образом, на отдельных людей влияют разные факторы, способные изменить вкусовые ощущения. Так, 6 % опрашиваемых могли субъективно воспринимать изменения вкуса как улучшение вкуса томатного сока. Однако стоит отметить, что подобные ситуации интересны и требуют более глубокого научного исследования.

ИЛЛЮСТРАЦИЯ: Даша Чертанова

Источник

Кто-то летает только на отдых пару раз в год, а для кого-то частые перелеты с одного континента на другой – естественная проза жизни

Фото: EAST NEWS

Наш эксперт: Елена Гусарова, врач-дерматовенеролог, косметолог, эндокринолог, член Московского научного общества дерматовенерологов и косметологов, член ассоциации дерматологов и косметологов Москвы.

Авиапутешествия стали неотъемлемой частью нашей жизни. Кто-то летает только на отдых пару раз в год, а для кого-то частые перелеты с одного континента на другой – естественная проза жизни. Полеты один – два раза в год не наносят серьезного ущерба здоровью, но два и более перелетов каждый месяц уже увеличивают риски для организма. Давайте разберемся, как снизить такие риски и повысить безопасность и комфорт перелета независимо от его дальности.

БЕРЕГИТЕ ВАШИ УШИ

Во время взлета и посадки у многих пассажиров закладывает уши. Так происходит из-за перепада давлений в барабанной полости уха и салоне самолёта при резком изменении высоты. Когда барабанная перепонка прогибается, возникает чувство заложенности. Может также появиться боль, звон в ушах, головокружение, рвота, ощущение блокирования слухового прохода. Иногда случается временная потеря слуха, возникает зубная или боль в животе.

Существует простой способ борьбы с влиянием разницы давления на организм. Нужно зевнуть, сделать несколько глотательных или жевательных движений. Еще есть специальные беруши, которые хорошо помогают «сглаживать» перепад давлений.

ЧЕГО НАМ НЕ ХВАТАЕТ НА БОРТУ

Во время полета давление в салоне самолета такое же, как на высоте 1500 – 2500 метров над уровнем моря. При пониженном атмосферном давлении содержание кислорода в воздухе салона падает. Поэтому может ощущаться легкая гипоксия (нехватка воздуха).

Еще один физиологический эффект во время полета – обезвоживание. Чтобы избежать появления конденсата, в салоне самолета поддерживается влажность 12 – 15%. А уровень влажности, необходимый человеку, чтобы не возникало обезвоживания организма, не менее 30%. Из-за недостаточной влажности воздуха могут появиться:

– сухость глаз, слизистой носоглотки;

– сухость кожи;

– проблемы с дыханием;

– запоры (при частых или длительных перелетах более 4 часов);

Читайте также:  Полезно ли быть донором крови для своего здоровья

– головные боли;

– повышенная восприимчивость к респираторным заболеваниям (простудам, гриппу).

Елена Гусарова, врач-дерматовенеролог, косметолог, эндокринолог

ЭТО ПРИГОДИТСЯ

Пять советов, чтобы избежать негативных эффектов обезвоживания

1. Низкая влажность воздуха может вызвать осложнения при уже имеющихся заболеваниях глаз. Для снижения риска возьмите в полет капли «искусственная слеза». В полеты, длящиеся дольше 4 часов, лучше отправляться в очках, а не в линзах.

2. Если перелет длится более 3 часов, из-за сухого воздуха в салоне сильно страдает кожа. Она становится очень обезвоженной, может появиться раздражение, шелушение, покраснение, высыпания, землистый цвет и отеки. Чтобы избежать этих неприятностей или как минимум сократить их интенсивность, за 12 часов до вылета нужно хорошо увлажнить верхний слой кожи кремом или гелем. Можно сделать увлажняющую маску для лица. Питательная маска для волос тоже будет кстати.

! Важно: все салонные процедуры (чистки, лазерный пилинг, дермабразию, инъекционные процедуры) желательно делать не позднее, чем за 2 – 3 недели до перелета, чтобы избежать осложнений.

3. Не стоит перед полетом наносить на лицо декоративную косметику. В исключительных случаях можно воспользоваться косметикой с эффектом ухода за кожей или губами (так называемые ВВ или СС-кремы, увлажняющая кремовая помада). Но глаза все же рекомендую оставлять без косметики.

4. Во время перелета можно использовать увлажняющие средства с гиалуроновой кислотой. А вот спреи для лица вопреки распространенному представлению как раз нежелательны. Так как при пониженной влажности жидкость будет мгновенно испаряться с кожи и еще больше обезвоживать ее.

5. Чтобы восполнить недостаток влаги, в полете старайтесь пить больше простой воды. В среднем рекомендуется пить 200 – 250 мл в час. В том числе несколько часов после прилета.

МОРСКАЯ БОЛЕЗНЬ, УХОДИ!

По статистике более 50% людей подвержены морской болезни, или, говоря попросту, укачиванию. Главная причина укачивания в самолете – несоответствие между тем, что видит пассажир (статичная картинка или медленные изменения в иллюминаторе), и тем, что испытывает его вестибулярный аппарат во время полета на огромной высоте и скорости.

Снизить эффект укачивания на авиаборту вам помогут такие простые меры:

– выбирайте место ближе к середине или началу салона;

– не смотрите в иллюминатор;

– пейте исключительно воду;

– периодически подходите к кондиционеру в салоне.

Если все эти меры не помогают, перед полетом проконсультируйтесь с врачом, чтобы подобрать подходящие именно вам препараты от укачивания в транспорте.

ОТ ГИПОДИНАМИИ ДО ТРОМБОЗА

Перелеты, особенно на большие расстояния, связаны с ограничением подвижности – гиподинамией. При продолжительном полете это может негативно повлиять на организм: привести к нарушению кровотока, отеку ног и даже образованию тромбов в глубоких венах. Исследования показывают, что риск тромбоза возрастает после 4 часов полета. А 8-часовые и более длительные перелеты повышают вероятность возникновения этой патологии почти в 4 раза.

НА ЗАМЕТКУ

Кто в группе риска

Опасность тромбоза повышается при наличии таких факторов:

– повторный перелет в течение двух недель;

– уже перенесенный тромбоз;

– наследственная предрасположенность;

– использование эстрогенсодержащих контрацептивов;

– беременность;

– недавняя травма или операция;

– онкологические заболевания;

– нарушение свертываемости крови;

– курение.

СОВЕТ

Чтобы перелет прошел легче, необходимо за несколько дней до поездки после консультации с врачом начать принимать аспирин (если нет противопоказаний!). Это уменьшает густоту крови, снижает риск тромбообразования и нагрузку на сердце. Во время полета нужно делать по несколько глотков воды каждые 20 – 30 минут. По мере возможности разминайте конечности, делайте легкий массаж. Хотя бы раз в час вставайте и проходитесь по салону.

ВЫБИРАЕТЕ ТОМАТНЫЙ СОК? ПРАВИЛЬНО ДЕЛАЕТЕ!

Полет на голодный желудок неправильный вариант. Перед поездкой в аэропорт нужно съесть легкую, но питательную пищу: рыбу, гречку, запеченные овощи.

Не стоит употреблять перед и во время полета продукты и напитки, вызывающие сильное газообразование, острую и жирную пищу, незнакомые деликатесы. Нужно отказаться от алкоголя и кофе, так как они усиливают нагрузку на сердце и способствуют обезвоживанию.

Эксперты отмечают, что в самолете вкусовые рецепторы снижают восприятие на 40%. Это сочетание высоты, низкой влажности и пониженного давления дает такой эффект. Именно поэтому еда на борту кажется безвкусной и пресной.

Было замечено, что большой популярностью на борту самолетов пользуется томатный сок. Так, авиакомпания «Lufthansa» в год закупает этот напиток в количестве более 200 миллионов литров.

Немецкие ученые провели исследование и выяснили: томатный сок люди выбирают интуитивно, так как он хорошо усваивается, насыщает организм и отлично подходит под измененные вкусовые ощущения. Кроме того, томатный сок избавляет от головной боли, ускоряет метаболизм, способствует выведению токсинов и продуктов распада. Калий и магний, содержащиеся в соке, ускоряют выработку серотонина, что помогает преодолеть стресс, а также нормализует деятельность центральной нервной системы.

КСТАТИ

Многие пассажиры при перелетах испытывают стресс, чувствуют тревогу, страх, волнение. Из-за этого происходит всплеск выработки различных гормонов, увеличивается кровяное давление и уровень сахара в крови.

Ни в коем случае не стоит пытаться решить проблему при помощи алкоголя. Это только увеличит нагрузку на организм, особенно на сердце. Лучше непосредственно перед вылетом и посадкой примите успокоительный препарат, рекомендованный вашим лечащим врачом.

Источник