Почему культура важна и полезна для развития общества

Почему культура важна и полезна для развития общества thumbnail

РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

  • Файлы работы
  • Сертификаты

 Комментарии

Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF

Жизнедеятельность общества – многосферна (труд, политика, экономика, этика, эстетика, право, семья, религия и др.) Каждой из сфер жизни общества соответствует определенный достигнутый им уровень культуры как качественной характеристики его жизнедеятельности. Культура играет важную роль в жизни человека и общества, которая состоит, прежде всего, в том, что культура выступает средством аккумуляции, хранения и передачи человеческого опыта. Именно культура делает человека личностью. Индивид становится членом общества, личностью по мере социализации, т.е. освоения знаний, языка, символов, ценностей, норм, обычаев, традиций своего народа, своей социальной группы и всего человечества. Уровень культуры личности определяется ее социализированностью – приобщением к культурному наследию, а также степенью развития индивидуальных способностей. Культура личности обычно ассоциируется с развитыми творческими способностями, эрудицией, пониманием произведений искусства, свободным владением родным и иностранными языками, аккуратностью, вежливостью, самообладанием, высокой нравственностью и т.д. Все это достигается в процессе воспитания и образования[1].

Культура сплачивает людей, интегрирует их, обеспечивает целостность сообщества. Но сплачивая одних на основе какой-либо субкультуры, она противопоставляет их другим, разъединяет более широкие сообщества и общности. Внутри этих более широких сообществ и общностей могут возникать культурные конфликты. Таким образом, культура может и нередко выполняет  дезинтегрирующую функцию. В ходе социализации ценности,

идеалы, нормы и образцы поведения становятся частью самосознания личности. Они формируют и регулируют ее поведение. Можно сказать, что культура в целом определяет те рамки, в которых может и должен действовать человек. Культура регулирует поведение человека в семье, школе, на производстве, в быту и т.д., выдвигая систему предписаний и запретов. Нарушение этих предписаний и запретов приводит в действие определенные санкции, которые установлены сообществом и поддерживаются силой общественного мнения и различных форм институционального принуждения. Культура, представляющая собой сложную знаковую систему, передает социальный опыт от поколения к поколению, от эпохи к эпохе. Кроме культуры, общество не располагает иными механизмами сосредоточения всего богатства опыта, который был накоплен людьми. Поэтому не случайно культуру считают социальной памятью человечества[2].

Культура, концентрируя лучший социальный опыт множества поколений людей, приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно утверждать, что общество интеллектуально настолько, насколько полно использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Все типы общества, которые живут сегодня на Земле, существенно различаются, прежде всего, по этому признаку. В сфере труда, быта, межличностных отношений культура, так или иначе, влияет на поведение людей и регулирует их действия, и даже выбор определенных материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры поддерживается такими нормативными системами, как мораль и право[3].     

Представляя собой определенную знаковую систему, культура предполагает знание, владение ею. Без изучения соответствующих знаковых систем овладеть достижениями культуры невозможно. Так, язык (устный или письменный) является средством общения людей. Литературный язык выступает в качестве важнейшего средства овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания мира музыки, живописи, театра. Естественные науки также располагают собственными знаковыми системами. Культура как определенная система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки[4].

Таким образом, система культуры не только сложна и многообразна, но и весьма подвижна. Она является живым процессом, живой судьбой народов, постоянно движется, развивается, видоизменяется. Культура – непреложная составляющая часть жизнедеятельности как общества в целом, так и его тесно взаимосвязанных субъектов: личностей, социальных общностей, социальных институтов[5].

Список литературы

  1. Андреев А.Н. Культурология. Личность и культура. – М., 1998.
  2. Арнольдов А.И. Введение в культурологию. – М., 1993.
  3. Маркова А.Н. Культурология.-М., 1995.
  4. Ревская Н.Е. Культурология. Конспект лекций. – М., 2001.
  5. Соколов Э.В. Культурология. – М.: Интерпракс, 1994.

Просмотров работы: 34176

Код для цитирования:

Источник

Культура – это все те плоды рук человека, что создала добрая воля по разным жизненным необходимостям. Так же и его знания, которые могут быть высказаны устно, являющиеся прикладными и ценными для других, так как они осмыслены и являются частью его функциональной внутренней культуры. Домашняя и личная жизнь человека культуры нераздельны с трудовой. Он – не сотрудник где-то, а человек во всей своей полноте.

Если его заставить что-то сделать – то в этом не будет ни грамма культуры. Сегодня нас заставляют делать почти всё и учат насильно, следовательно, у нас почти нет культуры нас самих, выражающих наши души, наш подход жить. Для культуры нет разницы в современных видах принуждения, ведь следовать им – значит дать слепить из себя что угодно, только не быть человеком, не проявлять себя в личных необходимостях. Человек цивилизации, будучи её винтиком, а не полноправной частью природы затрагивает свои необходимости лишь частично, насколько позволяет приказ этой машины, хотя у него есть своя голова на плечах. Потому большинство производимого сегодня для нас – это памятники глупости, трусости и излишеств, напоминания о прогибах нашего человеческого достоинства, которые сотрёт ветер времени и не сохранит ни одна семья в преданиях своим детям, разве что как страшилку, предостережение от стирания этого самого достоинства. Чтобы его не ронять – нужно взять за правило, что нельзя что-либо делать насильно. Благо, любое принуждение побеждается ленью, а при последовательном подходе – переселением туда, где возможно трудиться для себя. Необходимости же такого труда находятся и удовлетворяются энергией интереса, что материальные, что тонкие, вроде личностного развития.

– Salik.biz

На продолжении внутренней культуры умений строится и внешняя, коллективная. Например, поскольку я вряд ли стал бы производить все необходимые вещи и продукты для жизни, так как этим загнал бы себя в оторванный от мира тупик культурного индивидуализма, я хотел бы лично знать всех тех, кто производит то, что я использую или покупаю. Что это за люди, как вкладывают душу в своё дело, и могу ли я сам быть чем-нибудь полезен им? Так же я хотел бы, чтобы и меня знали другие люди в том, что я делаю для них. Именно это и называется культурной жизнью, являющейся потребностью материальной и тонкой одновременно.

Из стабильности человеку в жизни нужны только культурные отношения. В них он прорастает, через них он реализуется. То есть это его корень, самая устойчивая часть на ветру перемен. Потому логично искать тех, кто понимает тебя полностью и включать их в совместную жизнь. И поскольку это довольно редкие люди, лучше планировать селиться рядом с ними для взаимного развития. Когда соседи – это продолжение тебя, то и ты абсолютно счастлив, так как нужен окружающим. В ином случае, когда тебя понимают на очень малую часть и такие люди постоянно сменяются, как в современной городской жизни, то абсурдно сближаться с ними. Вы только потратите силы на объяснения своих взглядов и налаживание отношений, а в личностном развитии вы друг другу особо не поможете из-за сильно различающегося опыта и интересов. Единственное, что нужно отвечать всем, как друзьям, если спрашивают, отдавая должное достоинству каждого.

Но чтобы вообще понимающие вас люди могли появляться, нужно заметить, что никакой народ не может рассчитывать жить всё более человечно, если не соревнуется в жизненной мудрости. Что она представляет собой? Это осознание и разговор на тему что есть главное, а что второстепенное в человеческих ценностях. Стремление к мудрости в обществе, накоплению житейского понимания и продуктов труда в его группах и каждым человеком в отдельности показывает прогресс культуры такого общества, где каждому становится жить всё лучше и веселее. Если люди понимают главенство внутренней культуры своих умений и отношений с понимающими людьми – то они уже идут к самореализации. Если же не понимают этого, нисколько не накапливают мудрость, а просто идут на работу, то возникает вопрос: кто окружающие для них? Чужаки. Но зачем-то они живут вместе с ними, обустраивают общую жизнь вокруг. А цены постоянно растут, и потому никому не становится оттого жить всё лучше и лучше. Где эффект увеличения благосостояния от этого совместного проживания и работы? Кто его получает? Мы работаем, но не знаем друг друга. Тут не как в культуре: труд делает лучше общую жизнь знакомых. Знакомство в нашем обществе весьма ограничено, его заменяют торгаши и чиновники, перераспределяющие плоды наших принудительных работ, потому богатеют только они. Работайте усерднее – цены с налогами вырастут ещё больше. Потому никакой альтернативы личным знакомствам для повышения благосостояния общим трудом нет. Знакомства – это герметичная ёмкость, дающая накапливать плоды труда, а работа с незнакомцами – это решето и кормушка для стервятников, потому неудивительно, что в нём ничего не задерживается.

Подобная любовь к мудрости и соревнование в ней и нужно, чтобы люди освещали своим вниманием тьму личных необходимостей, упускаемых за каждодневной суетой, вспомнили, наконец, себя, и начали действовать размеренно, удовлетворяя свои малочисленные человеческие потребности в индивидуальной культуре осознания, а затем в коллективной, через личные знакомства.

Мы живём в интересное время, когда глобальное сознание человечества за счёт интернета приобрело полную свободу познания и творческой мысли, сформировалась широкая культура обмена опытом, но повседневные занятия среднего обывателя пока ещё скучны и не соответствуют этому морю интереса. Однако, плод зреет и неизбежно упадёт на землю. Культура подлинной человеческой жизни обязательно станет всеобщим явлением. Всенародное общение так просто не проходит.

Источник

Казалось бы, странный вопрос. Все и так понятно: «Культура нужна для того, чтобы…» Но попробуйте сами ответить на него, и вы поймете, что все не так просто.

Культура – неотъемлемая часть общества со своими задачами и целями, призванная выполнять присущие только ей функции.

Функция приспособления к окружающей среде. Можно сказать, что это древнейшая функция культуры. Именно благодаря ей человеческое общество нашло защиту от стихийных сил природы и заставило их служить себе. Уже первобытный человек сделал одежду из шкур животных, научился пользоваться огнем и в результате смог заселить огромные территории земного шара.

Функция накопления, хранения и передачи культурных ценностей. Эта функция позволяет человеку определить свое место в мире и, используя накопленные о нем знания, развиваться от низшего к высшему. Ее обеспечивают механизмы культурных традиций, о которых мы с вами уже говорили. Благодаря им культура сохраняет накопленное веками наследие, которое остается неизменным фундаментом творческих поисков человечества.

Функция целеполагания и регулирования жизни общества и деятельности человека. В рамках этой функции культура создает ценности и ориентиры общества, закрепляет достигнутое и становится основой для дальнейшего развития. Созданные культурой цели и образцы являются перспективой и проектом человеческой деятельности. Эти же культурные ценности утверждаются в качестве норм и требований общества ко всем своим членам, регулируя их жизнь и деятельность. Возьмем, к примеру, религиозные доктрины Средневековья, известные вам из курса истории. Они одновременно создавали ценности общества, определяя, «что такое хорошо и что такое плохо», указывали, от чего к чему следует стремиться, а также обязывали каждого человека вести совершенно определенный образ жизни, заданный образцами и нормами.

Функция социализации. Эта функция дает возможность каждому конкретному человеку усваивать определенную систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему действовать в качестве полноправного члена общества. Люди, исключенные из культурных процессов, в большинстве своем не могут адаптироваться к жизни в человеческом обществе. (Вспомните маугли – людей, найденных в лесу и воспитанных животными.)

Коммуникативная функция. Эта функция культуры обеспечивает взаимодействие между людьми и общностями, способствует процессам интеграции и единства человеческой культуры. Особенно наглядной она становится в современном мире, когда на наших глазах создается единое культурное пространство человечества.

Перечисленные выше основные функции, конечно, не исчерпывают всех значений культуры. Многие ученые добавили бы к этому перечню еще десятки положений. Да и само раздельное рассмотрение функций достаточно условно. В реальной жизни они тесно переплетены и выглядят как неделимый процесс культурного творчества человеческого разума.

Представьте себе oгpoмнoe дерево со всеми его вeткaми и веточками, которые переплетаются между собой и тeряются из виду. Древо культуры выглядит еще сложнее, потому что все eгo ветви постоянно растут, меняются, coединяются и расходятся. И, для тoгo чтобы понять, как они растут, нужно знать и помнить, как они выглядели раньше, т. е. необходимо постоянно принимать в расчет весь огромный культурный опыт человечества.

Погружаясь в историю, мы видим в глубине веков исторические культуры древних цивилизаций, ниточки от которых тянутся в наше время. Вспомните, к примеру, чем современный мир обязан культурам Древнего Египта и Древней Греции.

Глядя на карту мира, мы понимаем, что культуры могут определяться расовыми и национальными признаками. А единая межнациональная культура может исторически сформироваться и на территории одного государства. Возьмите, например, Индию, страну, объединившую в единое культурное пространство множество народов с различными обычаями и религиозными верованиями.

Ну а если, оторвав взгляд от карты, мы окунемся в глубь общества, то и здесь мы увидим массу культур.

В обществе они могут делиться, скажем, по половозрастным и профессиональным признакам. Ведь, согласитесь, культурные интересы подростков и людей пожилого возраста отличаются друг от друга, так же как отличается культурно-бытовой уклад шахтеров от стиля жизни актеров, а культура провинциальных городов не похожа на культуру столиц.

Сложно разобраться в этом многообразии. С первого взгляда может показаться, что культура как единое целое просто-напросто не существует. На самом же деле все эти частички связаны и укладываются в единую мозаику. Культуры переплетаются и взаимодействуют между собой. И со временем этот процесс только ускоряется. Например, сегодня никого не удивит индус, сидящий на лавочке в московском сквере и читающий Софокла в английском переводе.

В мире, окружающем нас, происходит постоянный диалог культур. Особенно наглядно это видно на примере взаимопроникновения и взаимообогащения национальных Культур. Каждая из них неповторима и уникальна. Их различия обусловлены индивидуальным историческим развитием. Но история перешагивает национальные и региональные рамки, она становится всемирной, и культура, как и человек, просто не может находиться в изоляции, ей нужно постоянное общение и возможность сравнивать себя с другими. Без этого невозможно ее полноценное развитие. Отечественный ученый, академик Д. С. Лихачев писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в coприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей. Может ли развиваться зерно в стакане дистиллированной воды? Может! – но пока не иссякнут собственные силы зерна, затем растение очень быстро погибает».

Сейчас на Земле практически не осталось изолированных культурных общностей, разве только где-то в малодоступных экваториальных лесах. Научно-технический прогpecc, связанные с ним информационные технологии, развитие транспорта, возросшая подвижность населения, мировое разделение труда – все это влечет за собой ин тepнационализацию культуры, создание единого культурного пространства для разных наций и народов. Легче вceгo в межнациональном общении усваиваются достижения тexники, естествознания, точных наук. Несколько сложнее приживаются новшества в области литературы и художествeннoгo творчества. Но и здесь мы можем видеть примеры интеграции. Так, скажем, Япония со своими вековыми литературными традициями жадно впитывает и усваивает опыт европейских писателей, а весь мир, в свою очередь, испытывает настоящий бум, зачитываясь произведениями японской литературы.

Мы с вами живем в эпоху формирования общечеловеческой интернациональной культуры, ценности которой приемлемы для людей всей планеты. Однако, как и любое другое явление глобального масштаба, процесс культурной интернационализации порождает массу проблем. Возникают сложности с сохранением собственных национальных культур, когда вековые традиции народа вытесняются новыми ценностями. Особенно острым этот вопрос оказывается для малых народов, культурный багаж которых может быть погребен под чужими влияниями. Поучительным примером может служить судьба североамериканских индейцев, которые все больше и больше растворяются в американском обществе и культуре.

Среди проблем глобализации становится очевидным, насколько бережно необходимо относиться к сердцевине родной культуры – к народным традициям, поскольку именно они являются ее основой. Без cвoeгo культурного багажа ни один народ не может на равных входить в мировую культуру, ему нечего будет положить в общую копилку, и он сможет предложить себя лишь в качестве потребителя.

Народная культура – это совершенно особый пласт культуры национальной, наиболее устойчивая ее часть, источник развития и хранилище традиций. Это культура, coздаваемая народом г бытующая в народных массах. Она включает в себя коллективную творческую деятельность народа, отражает eгo жизнь, воззрения, ценности. Ее произведения редко записываются, чаще они передаются из уст в уста. Народная культура, как правило, анонимна. У народных песен, танцев есть исполнители, но нет aвторов. И именно поэтому она – плод коллективного творчества. Даже если ее достоянием становятся авторские произведения, то авторство их вскоре забывается. Вспомните, например, общеизвестную песню «Катюша». Кто автор ее слов и музыки? На этот вопрос ответят далеко не все из тех, кто ее исполняет.

Когда мы говорим о народной культуре, то в первую очередь имеем в виду фольклор (со всеми eгo преданиями, песнями и сказками), народную музыку, танцы, театр, apхитектуру, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. Однако на этом она не заканчивается. Это только надводная часть айсберга. Важнейшей составляющей нaродной культуры являются нравы и обычаи, бытовая фразеология и способы ведения хозяйства, домашний уклад и народная медицина. Все, что народ в силу давних традиций регулярно использует в своем обиходе,- это народная культура. Ее отличительная особенность в том, что она нaходится в постоянном употреблении. Пока бабушки paccкaзывают сказки, народная культура жива. Но, как только что-то из нее перестает использоваться, в этот же момент исчезает живое явление культуры, оно становится вceгo лишь объектом для изучения ученых-фольклористов. Нaродная культура как целое постоянна и неуничтожима, но частицы, составляющие ее, весьма хрупки и требуют бережного и внимательного отношения.

культура человек творчество

Источник