Почему игрушки считаются полезными для развития общения ребенка
У каждого ребенка есть игрушки. Они необходимы не только для того чтобы чем-то занять малыша, но и для его нормального и полноценного развития. Так, почему игрушки считаются полезными для развития ребенка? Ведь потребность в них с течением времени ничуть не падает, а напротив, только постепенно возрастает. Ведь дети очень любят играть.
Почему игрушки полезны для развития ребенка?
Специалисты в области детской психологии уже неоднократно доказали, что для ребенка игрушка просто необходима. Ведь именно в ходе игры происходит развитие умственных способностей малыша, а также его памяти, внимания и прочих важнейших качеств для последующего обучения. Малыши благодаря игрушкам учатся распознавать и различать всевозможные предметы.
Детские игрушки дарят положительные эмоции и помогают развитию и выявлению скрытых способностей ребенка. Этот факт также многократно подтвержден специалистами.
Часто именно игрушки помогают малышам забыть о том, что их беспокоит. Самый простой пример: малыши, возрастом всего в несколько месяцев, успокаиваются, если им дать некую игрушку.
Другими словами игрушки считаются полезными для развития ребенка, ведь они способствуют развитию памяти и логических способностей.
Какие игрушки будут наиболее полезными для детей?
Для того чтобы выбрать действительно полезную игрушку для ребенка, родителям необходимо принимать во внимание сразу несколько важных факторов. Так:
1. Игрушку нужно выбирать строго по возрасту ребенка. Ведь развитие любого крохи идет последовательно, поэтому нарушать его нельзя.
2. Нужно объяснять ребенку, для чего нужна та или иная игрушка, и как с ней правильно обращаться. В противном случае может произойти искажение в восприятии действительности.
3. Агрессивные или просто уродливые игрушки явно не будут полезными для ребенка, ведь они лишь пробудят в нем такие качества, как враждебность и злость.
4. Для младенцев однозначно не подойдут яркие игрушки, в дизайне которых одновременно присутствует более трех цветов, ведь они будут оказывать на них лишь раздражающее воздействие.
5. Электронные игрушки тормозят развитие фантазии малышей, ведь они делают любую игру линейной и предсказуемой.
Конечно, любые родители самостоятельно делают выбор в пользу той или иной игрушки для своего чада. Но если взрослым важно, чтобы вещица не только развлекала малыша, но и была для него полезна, при выборе стоит опираться на базовые правила, обозначенные детскими психологами, а именно:
1. Малыши до года готовы играть с погремушками и всевозможными подвесками. Также дополнить их можно различными «звучащими шарами», которые можно трясти и сталкивать. Это не только интересный и занимательный, но и просто познавательный процесс.
2. От года до трех лет малышам свойственно отдавать предпочтение куклам, кубикам, машинкам и тому подобным вещам, в зависимости от пола ребенка. При этом не стоит забывать о пользе простой пирамидки.
3. Дошколята, вплоть до семи лет, должны активно развиваться, поэтому для них стоит подбирать различные конструкторы и пазлы. Не менее важно на данном этапе научить ребенка общению, а также самостоятельному принятию решений. Поэтому это самое время для появления в детском арсенале наборов, рассчитанных на совместную игру.
Другими словами, игрушки считаются полезными для развития ребенка не зря. Но для этого их важно правильно выбрать.
Игрушка как средство общения и психического развития ребенка.
У большинства людей детство связано с любимыми игрушками: они остаются в памяти взрослого человека как близкие друзья, как опора в огорчениях и печалях (Е. О. Смирнова).
Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка, в данном случае, выступает в качестве своеобразного эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности. Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.
В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы и т.д.), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка, иным словом игрушки, имитирующие простейшие средства труда взрослых), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства способствуют борьбе с гиподинамией, учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве.
Сидя за столом ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки, соразмерные с ростом ребёнка в положении сидя и стоя. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся.
Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Не все дети имеют возможность увидеть живых зверей и птиц. Познакомиться с ними помогают книги, игрушки, телевиденье. Очень важно, чтобы в подборе игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом».
Игрушка для ребёнка полна смысла. Дети осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. Особое значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. Необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку.
Правильное руководство игрой со стороны взрослых делает её содержательной, подлинно ведущей в дошкольном возрасте, существенно расширяет кругозор ребенка. Однако никакое обилие игрушек, позволяющее, казалось бы, развернуть самые сюжетные игры, не заменит ребёнку товарищей по игре. Вынужденная необходимость играть одному, иногда, может привести к перевозбуждению его нервной системы. Играя один, ребёнок возбуждается от обилия взятых на себя ролей. Естественно, после игры он будет излишне подвижным, раздражительным, «крикливым». Но такая же игра в коллективе сверстников не вызывает у ребёнка подобной реакции. Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.
Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдумано для своего ребёнка.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида
№11 «Алёнушка»
Консультация для воспитателей
групп раннего возраста
на тему:
«Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста»
Воспитатель: Унусян Ксения Игоревна
г. Воскресенск
2016 г.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка раннего возраста
Ребёнок раннего возраста при виде незнакомой игрушки всегда стремится обследовать её. Иногда новизна настораживает его: он внимательно вглядывается в изображение, подолгу рассматривает, протягивает руку. Всё это говорит о том, что у ребёнка уже на первом году жизни возникают ориентировочные реакции, направленные на восприятие окружающей действительности.
Игрушка является главной частью окружающей действительности, когда у малыша ещё не достаточно развита речь, он пользуется взглядом, мимикой, жестом указывая на заинтересовавшую его игрушку. Во взгляде малыша при этом можно прочитать вопрос, разрешение к действию, желание привлечь внимание взрослого к себе, эмоционально откликнуться на происходящее. Игрушка становится средством для формирования ориентировочной деятельности только при условии общения с воспитателем. Именно он развивает познавательную активность ребёнка, побуждая его к действиям.
Огромна роль дидактической игрушки в психическом развитии детей раннего возраста. Дидактические игрушки представляют собой специально составленный набор предметов с запрограммированными свойствами. Задача взрослого – с их помощью обратить внимание ребёнка на различные свойства предметов, научить выполнять задания на подбор по сходству или различию (соотнесение, группировка, сортировка). Занимаясь, например, с пирамидкой, ребёнок в одних случаях обратить внимание на размер колец, в других – на их цвет.
Трудно переоценить значение первых предметных игр малыша с матрёшками, пирамидками, кольцами, втулками, шариками и т.п. важно учитывать, что дидактические игрушки не только обогащают сенсорный опыт ребёнка, но и учат мыслить. В процессе таких практических действий как соединение, разъединение, нанизывание предметов, развиваются мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения.
Дидактические игрушки выполняют ещё одну важнейшую задачу. Они способствуют развитию действий руки, формируют ручную умелость, совершенствуют мелкую моторику пальцев.
Занятия с игрушками развивают познавательную активность детей. Например, открывая и закрывая коробку, собирая и раскладывая шарики, малыш осваивает прямые и обратные действия.
Игры с предметами ставят ребёнка перед необходимостью запоминать и воспроизводить способы действий, которые были показаны воспитателем. Это развивает память – запоминание, узнавание, воспроизведение.
Практический результат действий с дидактической игрушкой, оценка педагога развивают эмоционально – волевую сферу, учат целенаправленности и осознанности в достижении поставленной задачи, доведению начатого дела до конца.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до года
игрушка должна быть подобрана (цвет, форма, звучание, эстетика, гигиена)
– для манипулирования
– для общения
В 2-3 месяца ребёнок смотрит на яркую игрушку, слышит звуки игрушки – погремушки, следит за игрушкой, фиксирует её взглядом, учится смотреть и видеть.
Действия взрослого – игрушкой привлекает внимание ребёнка, учит следить взором, вызывает положительные эмоции.
В 3-12 месяцев малыш учится манипулировать (без учёта свойств предмета), следит за действиями взрослого, пытается повторять действия.
Взрослый организует общение, манипулируя игрушкой.
С 6-7 месяцев разнообразные манипулирования с разными игрушками. Взрослый в общении учит принимать участие в игре: «Где мишка? – вот он!»
С 6-10 месяцев малышу дают книжки – раскладушки (создаётся запас представлений, находит изображённые предметы).
Взрослый, в общении рассказывая, показывает и спрашивает.
Игрушка как средство общения и психического развития
ребёнка до трёх лет
В связи с ведущей деятельностью – предметной – очень важны для психического развития ребёнка соотносящиеся и орудийные действия.
- Соотносящиеся действия:
Цель: приведение предметов (их частей) в определённые пространственные отношения.
Игрушки: сборно-разборные (пирамидки, вкладыши) подбираются у учётом формы, величины, цвета.
Взрослый руководит в процессе действий игрушками: показывает и объясняет действия, побуждает к действиям, вселяет уверенность, создаёт положительные эмоции, оценивает.
- Орудийные действия:
Цель: употребление одних предметов (орудий) для воздействия на другие предметы (ложкой едят, лопаткой копают).
Взрослый в общении знакомит с миром простых вещей: каждый предмет для чего-то существует, и использовать его надо по назначению.
- С полуфункциональными предметами:
Цель: ими (палочки, шишки, камешки) можно замещать отсутствующий предмет.
Взрослый в общении развивает воображение, развивает знаковую функцию сознания.
- С сюжетными игрушками (куклами, зайцами, мишками и т.п.):
Ребёнок учится подражательным действиям (качать, купать куклу…), идентифицировать себя с куклой, проявлять заботу о кукле, сопереживать игрушке, любить игрушку.
Взрослый в общении создаёт игровые ситуации, в которых надо: проявлять заботу, сопереживать игрушке (например, куклу вдвоём обнимают и укладывают спать).
С ребёнком 2-3лет можно разыгрывать сюжеты с машинками, кубиками, конструкторами. Каждое стихотворение можно превратить в игру – драматизацию с игрушками, организуя общение через игру, взрослый помогает выбрать нужные игрушки, учит действовать вместе, поощряет успехи ребёнка. Постепенно снижая свою активность, взрослый увеличивает свободу действий ребёнка, который начинает играть самостоятельно с игрушками, ищет себе партнёра – сверстника для игры. Но на протяжении всего раннего возраста взрослый организует общение, а игрушка является средством для этого.
Игрушка – предмет, служащий для забавы и развлечений, но одновременно являющийся средством психического развития ребенка. Это средство подготовки ребенка к жизни в современной ему системе общественных отношений.
В младенчестве ребенок получает погремушки, которые определяют содержание его поведенческой активности, его манипулирования. Он внимательно разглядывает подвешенные перед его глазами игрушки, что упражняет его восприятие.
В раннем возрасте ребенок получает автодидактические игрушки (матрешки, пирамидки и др. ) , в которых заложены возможности развития ручных и зрительных соотносящих действий. Ребенок учится соотносить различать формы, размеры, цвета. Он получает и игрушки – заместители реальных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта(игрушечная посуда, игрушечная мебель) , машины и др. Ребенок осваивает функциональное назначение предметов, овладевает орудийными действиями.
Игрушки – копии предметов, существующих в быту взрослых, приобщают ребенка к этим предметам. Он познает их функциональное значение и это помогает ему психологически войти в мир постоянных вещей.
Помимо игрушек, созданных специально для детской игры, в качестве игрушек часто используются различные бытовые предметы (пустые катушки, спичечные коробки, карандаши, лоскутки, веревочки и др. ) и природный материал (шишки, веточки, щепочки, кора, сухие корни и др. ) Взрослый подсказывает ребенку возможность использования подобных предметов в качестве заместителей реальных предметов.
Игрушка – средство воздействия на нравственную сторону личности ребенка. Особое место среди игрушек занимают куклы и мягкие игрушки – изображения мишки, зайца, обезьяны, собаки и др. Сначала ребенок выполняет с куклой только те действия, которые ему показывает взрослый: качает куклу, возит ее в коляске, кладет в кроватку. Это прежде всего подражательные действия, а не изображение отношений взрослых. В дальнейшем взрослый предлагает ребенку куклу или игрушечную зверюшку как объект для эмоционального общения. Ребенок учится проявлять заботу, сопереживать игрушке во всех ее кукольных перипетиях, которые ребенок сам создает в своем воображении на основе собственного опыта. Ребенок учится эмоциональному отождествлению и рефлексии.
Кукла имеет особое значение для эмоционального и нравственного развития ребенка. Она « ведет себя « исключительно так, как это нужно в данный момент ее хозяину. Она умна и послушна. Она ласкова и весела. Она строптива и упряма. Она лгунья и неисправимая неряха. Ребенок переживает со своей куклой все события собственной и чужой жизни во всех эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка – заместитель идеального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у каждого дошкольника – не только у девочек, но и у мальчиков. Кукла или мягкая игрушка – партнер в общении во всех его проявлениях. У каждого ребенка устанавливаются особые отношения со своей куклой или зверюшкой, он по-своему привязывается к игрушке, переживая благодаря ей множество разнообразных чувств.
Любимая игрушка учит ребенка доброте, способности идентифицироваться с куклой, с природой, с другими людьми.
Основные новообразования младенческого возраста
Центральными новообразованиям младенческого периода являются потребность во впечатлениях (Божович) и потребность в общении со взрослым (Мухина).
Основой общения ребенка со взрослым к концу младенчества становится удовлетворение им потребности во впечатлениях. Потребность во впечатлениях побуждает исследовательскую деятельность ребенка и формирующуюся познавательную потребность . Взрослый вводит ребенка в окружающий мир, организуя его восприятие и его действия.
К 2–2,5 месяцам под влиянием воздействий взрослого и при его помощи складывается коммуникативная потребность. Потребность в общении, возникая на основе потребности во внешних впечатлениях, впоследствии приобретает для ребенка самостоятельное значение и имеет свой путь развития. Потребность в общении характеризуется следующими признаками:
интерес ко взрослому – эмоциональное отношение к нему, – инициативность в налаживания контактов со взрослым, чувствительность к его оценкам
Потребность в общении со взрослым в имеет специфический характер – по своему содержанию это потребность в доброжелательном внимании, обмене положительными эмоциями.
В дальнейшем в процессе игры и обучения одобрение взрослого будет для ребенка основным показателем успешности его поведения и деятельности. Возникнув в жизни ребенка однажды, одобрение взрослого становится важнейшим мотивом поведения и деятельности детей, на основе которого будет формироваться притязание на признание. Помимо потребности во внимании и одобрении, ребенок начинает испытывать необходимость и в сотрудничестве со взрослым – соучастии, одновременной практической деятельности рядом с ним. Удовлетворение именно этой потребности выводит ребенка на новый этап развития. Новообразованиями первого года жизни ребенка являются – овладение ходьбой, развитие речи, потребность в общении.
Усвоение речи приобретает активный характер – ребенок берет на себя инициативу в общении. Латентный период развития речи занимает около трех месяцев. Слово является фундаментальным шагом в психическом развитии ребенка по следующим причинам: ребенок узнает, что каждая вещь имеет свое название; происходит увеличение словаря ребенка, направление развития речи идет от пассивного к активному. Появляется малопонятная для окружающих автономная речь, которая является переходным этапом к овладению речью.
Кризис 1 года
В последние месяцы первого года жизни способны выполнять действия, основанные на установлении простейших связей и отношений между предметами и их свойствами, т.е. мыслительные действия. К этому периоду относится начало кризиса 1 года. Выготский выделяет 3 момента, которые характеризуют кризис 1 года:
1) Становление ходьбы. Связано с предшествующим развитием двигательным. Способность перемещаться в пространстве появляется, когда ребенок начинает поднимать головку, а в 3 мес. Может отрывать грудь от кроватки, могут перемещаться от одного края к другому. Большинство начинают самостоятельно усаживаться, после того как ему покажут. К 9 мес.- самостоятельно и могут так быть 10 мин. После научения ползать и преодолевать преграды, удерживаться в вертикальном положении без посторонней помощи, он делает первые шаги. Начинают ходить в 10-15 мес. Благодаря способности к прямохождению ребенок вступает в период более свободного и самостоятельного общения с внешним миром. В результате ходьбы ребенок отделяет себя от взрослого. Происходит разделение «мы». Не только мама ведет, но и ребенок.
Ходьба- первое новообразование младенч. возраста.
2) Становление речи зависит от того, как взрослые организуют общение с ребенком. К концу 1 мес. возникает слуховое сосредоточение, особое внимание он обращает на слова, которые обращены к нему. В 3 мес.- начинает гулить,благодаря гулению дети развиваются и совершенствуют свою «речь». С 5 мес. появляется лепет- комбинация гласных и согласных звуков в произвольной форме. С 6 мес. – «псевдослова», которые состоят из нескольких слогов, но лишены смысла. С 8 мес. эти слова приобретают предметную отнесенность. Способность к хорошему пониманию речи взрослых складывается со 2 полугодия жизни. 6-7 мес. – связывает предмет с его названием. К 8 мес. – ориентировочно-исследовательская реакция. С 10 мес. протягивает игрушку, берет в ответ на просьбу взрослого( предметная деятельность ребенка и взрослого. С 4-8 мес. произносит первые односложные слова.К 10 мес.- конкретная предметная отнесенность. К концу 1 года понимает и реагирует на 10-20 слов, появляется автономная речь: «Ням-ням», которая необходима для развития ребенка.
3) Аффективные вспышки возникают когда взрослые не понимают его слов, желаний. Афф. реакции- пронзительный крик, на пол руками, ногами.
Кризис 1 года символизирует переход на новый возрастной этап- раннее детство.