Почему детям полезно играть в шахматы

Почему детям полезно играть в шахматы thumbnail

Наверное, да. Можно.

Интересно посмотреть во сколько начали играть а шахматы Чемпионы мира:

Чемпион мира с 1886 по 1894 г.г.

Вильгейм Стейниц родился 14 мая 1836 года в Праге, а умер 12 августа 1900 года в Нью-Йорке. Вильгельм познакомился с шахматами в 12 лет, тогда он даже не подозревал, что вся его дальнейшая жизнь будет с ними связана. В 1886 году в возрасте 50 лет Стейниц стал первым чемпионом мира по шахматам.

Эмануил Ласкер родился 5 января 1869 года в Берлинхеме (Польша). С детства у Эмануила проявлялись необыкновенные способности к математике, а уже в 12 лет он начал играть в шахматы. С двадцати лет он стал участвовать в турнирах, а в 1884 Ласкер выиграл свой первый матч на первенство мира у Стейница, став 2-ым чемпионом мира по шахматам.

Чемпион мира с 1921 по 1927 г.г.

Третий чемпион мира по шахматам, Хосе Рауль Капабланка, родился 1 декабря 1888 года на Кубе. Поразительно, но он научился играть уже в 4 года.

Чемпион мира с 1927 по 1935 г.г. и с 1937 по 1946 г.г.

Александр Александрович Алехин родился 31 октября 1892 года в семье предводителя дворянства Воронежской губернии Алехина. Учился в гимназии и в Императорском училище. В шахматы стал играть с семи лет, а в 16 получил звание маэстро.

Чемпион мира с 1935 по 1937 г.г.

Пятый чемпион мира Махгилис (Макс) Эйве родился 20 мая 1901 года в Ватерграфмере в Нидерландах. С 11 лет начал играть в клубных турнирах по шахматам. Чемпион мира с 1948 по 1957 г.г., с 1958 по 1960 г.г. и с 1961 по 1963 г.г.

Михаил Моисеевич Ботвинник родился августа 1911 года в Ленинградской области. В шахматы он стал играть в 12 лет, а через 2 года получил первый разряд.

Чемпион мира с 1957 по 1958 г.г.

Василий Васильевич Смыслов родился 24 марта 1921 в Москве. В возрасте семнадцати лет он уже был мастером спорта и чемпионом Москвы.

Чемпион мира с 1960 по 1961 г.г.

Михаил Нехемьевич Таль родился 9 ноября 1936 года в Риге. У мальчика с раннего детства проявлялись необыкновенные способности, например, он мог умножать трехзначные числа в уме. Уже в 15 лет Таль закончил школу. В шахматы он начал играть с десяти лет, что с его быстротой и точностью мышления не составляло труда.

Чемпион мира с 1963 по 1969 г.г.

Тигран Вартанович Петросян, родился 17 июня 1929 в Тбилиси. Шахматы в жизни мальчика стали занимать огромное место, когда ему было 13 лет.

Чемпион мира с 1969 по 1972 г.г.

Борис Васильевич Спасский родился 30 января 1937 в Ленинграде. Первое знакомство с шахматами состоялось у мальчика в пять лет. Позднее он занял первое место на юношеском чемпионате, а уже в 18 стал президентом на мировое первенство.

Чемпион мира с 1972 по 1975 г.г.

Роберт Джеймс «Бобби» Фишер родился в 1943. Играть в шахматы он научился в 6 лет благодаря сестре, а уже в 14 лет стал чемпионом США

Чемпион мира с 1975 по 1985 г.г.

Анатолий Евгеньевич Карпов родился 23 мая 1951 года в городе Златоуст. В шахматы научился играть в 5 лет, его учителем был отец. В 9 лет у мальчика был уже девятый разряд, а в 14 лет – знание мастера спорта.

Чемпион мира с 1985 по 1993 г.г.

Гарри Кимович Каспаров родился 13 апреля 1963 года в Баку в семье инженеров Отец Гарри был разносторонне развитым человеком. В семье любили музыку, поэзию. Это не могло не повлиять на мальчика, и уже в 5 лет Гарри стал играть в шахматы.

Чемпион мира с 1993 по 1999 г.г.

Чемпион мира с 1999 по 2000 г.г.

Александр Валерьевич Халифман (18 января 1966 года) — чемпион мира по версии ФИДЕ с 1999 по 2000 года.

В шахматы начал играть в шесть лет, изучая книгу Авербаха и Бейлина

Чемпион мира с 2002 по 2004 г.г.

Руслан Олегович Пономарёв (11 октября 1983 года) — чемпион мира по шахматам с 2002 по 2004 года по версии ФИДЕ.

В шахматы мальчика научил играть отец, который работал инженером на авторемонтном заводе в городе Горловка Донецкой области. Семилетнему Руслану постоянно давались для решения шахматные этюды, которые печатались в местной газете.

Чемпион мира с 2004 по 2005 г.г.

Рустам Машрукович Касымджанов (5 декабря 1979 года) — чемпион мира с 2004 по 2005 год по версии ФИДЕ.

Начал играть в пятилетнем возрасте, живя в Узбекистане. В пятнадцать — стал чемпионом Азии среди юношей, а в семнадцать получил звание гроссмейстера.

Чемпион мира с 2005 по 2006 г.г.

Веселин Топалов (15 марта 1975 года) — чемпион мира с 2005 по 2006 годы по версии ФИДЕ. Начал играть в шахматы в восемь лет. В тринадцать — стал чемпионом мира среди юношей до 14 лет. В семнадцать стал гроссмейстером.

Чемпион мира по версии ПША

Чемпион мира с 1993 по 2000 г.г.

Владимир Борисович Крамник родился 25 июня 1975 в Туапсе в семье художника. В семье любили шахматы, потому и маленький Вова пристрастился к этой игре, и уже в семь лет у него был первый разряд.

Чемпионы мира после объединения ФИДЕ и ПША

Чемпион мира с 2006 по 2007 г.г.

Чемпион мира с 2007 г.

Вишванатан (Виши) Ананд родился 11 декабря 1969 года в Мадрасе в семье индийского раджи. В детстве он жил и воспитывался в США. Здесь же он начинает играть в шахматы, а первые уроки игры берет у советских эмигрантов.

Интересно, что уже в пятнадцатилетнем возрасте Вишванатан состоял в национальной сборной Индии.

Магнус Карлсен

Играть в шахматы пятилетнего Магнуса научил отец.

Норвежский шахматист, 16-й чемпион мира по шахматам. Чемпион мира по шахматам в трёх категориях: с 2013 года – чемпион мира по классическим шахматам; в 2014-2016, 2019 годах – чемпион мира по рапиду; в 2014-2015, 2017-2019 годах – чемпион мира по блицу. Один из самых молодых гроссмейстеров мира – стал гроссмейстером 26 апреля 2004 года в возрасте 13 лет 4 месяцев 27 дней.

Источник

Шахматы – интересная, увлекательная и полезная игра, которая развивает логическое и аналитическое, творческое и абстрактное мышление. Она тренирует усидчивость и умение мыслить на перспективу, планировать и выстраивать действия заранее. Шахматы учат соблюдать правила и быть организованным, положительно влияют на успеваемость в школе.

Ребенок, играющий в шахматы, легко осваивает точные науки. При этом данный спорт доступен для каждого малыша, в независимости от физических данных и особенностей здоровья. Он универсален и подходит для девочек, и для мальчиков. Шахматы останутся актуальными в любом возрасте. Давайте подробнее узнаем о пользе данной игры. Рассмотрим, как заинтересовать ребенка шахматами и научить малыша играть.

Чем полезны шахматы для ребенка

  • Многоходовые партии учат мыслить и думать самостоятельно, тщательно своевременно принимать решения, продумывать каждый шаг заранее и отвечать за него;
  • Развивает логику и интеллект, память и воображение, усидчивость и внимательность, целеустремленность и выдержку, умение за короткий срок концентрироваться и сосредотачиваться;
  • Воспитывает умение адекватно воспринимать проигрыш и неудачи, учит работать над ошибками и делать выводы;
  • Расширяет кругозор, границы системного и стратегического мышления, фантазии и творческого потенциала;
  • Дает уверенность в себе и формирует характер, учит общению и развивает знания в психологии противника, воспитывает волевые качества;
  • Выполняет важнейшие функции в дошкольном развитии ребенка. Повышает работоспособность и дисциплинированность, выносливость и стойкость.

С какого возраста начинать

Польза игры в шахматы неоценима и для детей, и для взрослых. Как показывает практика, уже в три-четыре года ребенок может освоить шахматные правила. Но учитывайте, что крохе в таком возрасте слишком трудно долго концентрироваться на подобном процессе. Поэтому занятия не должны быть продолжительными. Многие эксперты советуют начать обучение в четыре-пять лет.

Не спешите сразу вести кроху в шахматную школу. Во многих подобных заведениях дети ведут себя слишком шумно и активно, внутри стоит хаос и гул. Тренер в таких клубах не сможет заниматься с каждым персонально. Ребенок может не понять правила и, что от него требуется, может испугаться. Первые проигрыши, стресс, новые люди и обстановка, неразбериха и суматоха напрочь отобьют интерес к шахматам и желание играть.

Поэтому начать обучение лучше дома, в привычной и комфортной обстановке. Когда уже кроха освоит азы игры, можно обратиться к тренеру или отдать малыша в шахматный кружок. А привить любовь к игре в шахматы должны родители. Объясните начальные правила. Но делайте это деликатно и терпеливо, без давления.

Подберите для ребенка удобный инвентарь. Доска не должна быть слишком большой или маленькой, магнитной или пластиковой. Выбирайте классическую деревянную доску 40х40. Здесь фигуры и детали будут в поле зрения ребенка. Фигурки должны хорошо отличаться друг от друга, чтобы малыш понял ценность каждой и смог отличить нужную. Они должны быть комфортными и не выскальзывать из рук.

Правила обучения

Смотрите обучающие видео и программы, играйте на компьютере или смартфоне, читайте соответствующие книги. В процессе обращайте внимание, какими способностями обладает кроха. И уже на основании этого составьте приблизительный план обучения.

Первые занятия должны быть непродолжительными и составлять до десяти минут. Иначе ребенок переутомится, а игра наскучит крохе. Используйте игровую форму занятий и знакомьтесь с правилами постепенно. Постепенно увеличивайте продолжительность занятий до 30-60 минут в день. В школьном возрасте можно уже играть и по два часа. Но как только видите, что ребенок заскучал или устал, прекращайте игру.

Не ругайте ребенка, если у того что-то не получается. Спокойно объясняйте ошибку и обязательно хвалите. Отмечайте, что в этот раз он играл лучше, чем в предыдущем. Не заставляйте заниматься насильно, иначе это отобьет любовь к шахматам.

Не давите на результат и не ругайтесь, если малыш проиграл. Наоборот, поддержите и похвалите ребенка. Выявите ошибки и причины проигрыша. Важно сформировать правильное отношение к проигрышам, иначе это отрицательно скажется на детской психике.

Как научить ребенка играть в шахматы

Чтобы увлечь ребенка, расскажите, что это древняя игра, где есть два войска. И они сражаются друг с другом. Детки любят таинственное и загадочное. Расскажите о фигурах, придумайте о каждой занимательную историю или легенду. Красочно оформленные и красивые фигурки обязательно заинтересуют малыша.

Объясните, что шахматная доска разделена на клетки, и каждая клетка – один шаг. Важно донести до малыша, что игра должна быть честной, что здесь важно строго соблюдать правила.

Не рассказывайте сразу о всех фигурах, действуйте постепенно. Выучите название, место расстановки и правила хода. Лучше начинать с пешек. Причем сначала можно играть только пешками. Сыграйте несколько партий и закрепите навык, а уже затем добавьте новую фигуру и так далее.

Чтобы развить навыки игры, у малыша постоянно должен быть партнер. Не отказывайте крохе, если тот просит поиграть с ним. Когда он освоит правила и принципы игры, ближе к школе запишитесь в шахматный кружок или обратитесь к персональному тренеру. В любом случае, если вы планируете дальнейший рост, без профессионального обучения не обойтись.

Чтобы заинтересовать малыша, если тот совсем не хочет играть, психологи советуют использовать интересный прием. Просто не давайте ему играть. Запретный плод сладок, и каждый малыш захочет сделать то, что запрещено. Показывайте, как интересно играть в шахматы, но не давайте ему рассмотреть и потрогать фигурки, принять участие в игре. Тогда кроха обязательно скажет, что тоже хочет играть.

Кстати, такой прием работает со многими сферами. Если малыш не хочет играть на музыкальном инструменте или даже кушать. Скажите, что сейчас нельзя кушать овощи. И вот увидите, как кроха начнет уплетать блюдо, когда еще пару минут назад отказывался.

Источник: https://vskormi.ru/children/polza-shahmat-dlya-detei/

Источник

Когда ребенок немного подрастает, родители начинают задумываться о том, в какой кружок или секцию лучше отдать малыша. Конечно же, хочется выбрать такие занятия, которые бы развивали ребенка, а не только развлекали его. Поэтому многие останавливают свой выбор на шахматах – игре, которая широко распространена во всем мире, является, пожалуй, самым популярным видом интеллектуального спорта. Чем же так полезны шахматы для детей, какие навыки они развивают?

В современном мире трудно встретить человека, который не слышал о шахматах. Эта древнейшая игра дошла до наших дней, но ничуть не утратила своей актуальности. Для одних людей она является любимым видом досуга, для других – универсальным тренажером интеллекта. Родители, стремясь развить своих детей, больше обращают внимание на пользу, которую несут в себе занятия шахматами:

Логическое мышление и анализ

Шахматы требуют от игрока планирования своих действий наперед: необходимо просчитать несколько вариантов развития событий и предугадывать действия противника. К тому же, ребенку просто необходимо не только запомнить, но и научиться применять огромное множество различных комбинаций, видоизменять их в зависимости от ситуации. Конечно же, все это развивает логическое мышление детей, учит их анализировать обстановку и принимать взвешенные решения на основе своих наблюдений. Умение видеть не только детали, но и картину целиком – важный навык, который требует постоянного развития. Шахматы являются одним из тех видов умственной нагрузки, который наилучшим образом справляется с этим.

Память

Чтобы преуспеть в шахматах, ребенку необходимо усвоить много информации, постоянно самосовершенствоваться. В начале занятий в секции на память ребенка приходится огромная нагрузка, которая дает своеобразный толчок его умственному развитию. Шахматы позволяют улучшить навыки запоминания и обработки информации, что ведет к более продуктивному восприятию знаний. Таким образом, занятия в данной секции положительно сказываются и на успеваемости ребенка в школе.

Концентрация и внимание

Умение концентрироваться на игре, не отвлекаться на посторонние раздражители очень важно в шахматах. Если игрок не обладает достаточным вниманием, то ему сложно будет предугадать ходы противника, ведь в этой игре одно неверное действие может решить исход поединка. Поэтому, если ребенок с интересом занимается в шахматной секции, то он становится успешнее и в других сферах деятельности. Шахматы – идеальный способ борьбы с самой частой проблемой современных детей – отсутствием концентрации.

Целеустремленность

И в детстве, и во взрослой жизни очень важную роль играет стремление добиваться поставленных целей. Пассивным, нецелеустремленным людям труднее добиться успеха в учебе или в карьере. Шахматы являются тем видом спорта, который учит не сдаваться, столкнувшись с трудностями, до последнего искать выход.

Логическое мышление, умение анализировать, целеустремленность и концентрация – залог высокой успеваемости ребенка в школе. Современные кружки и секции, зачастую, направлены на развитие лишь одного из этих навыков. Шахматы, в свою очередь, работают комплексно, позволяют разносторонне улучшать интеллект и характер ребенка. Помимо всего прочего, эта игра – прекрасный вид досуга, освоив который, ребенок сможет проводить время не только полезно, но и увлекательно.

Источник

В разных семьях этот вопрос решается по-разному. Кто-то определяет ребенка на фигурное катание, кто в балетную студию, в школу тенниса, на хоккей, футбол, в технические кружки детского творчества (правда, в последние все реже) — вариантов множество, особенно, если родители состоятельны и могут оплачивать и дорогостоящую экипировку, и возможность регулярно возить на занятия.

Ну, а если нет таких возможностей, то как отвлечь ребенка от бесцельного сидения за компьютерными играми или небезопасного болтания по улицам? Один из лучших способов — научить его игре в шахматы! Эта удивительная, древнейшая полезная игра доставляет детям много радости, удовольствия, в то же время оказывает огромное влияние на развитие мышления.

Игра в шахматы расширяет кругозор, учит думать, быть внимательным, запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности. Развивает изобретательность и логическое мышление. У ребенка вырабатывается выдержка, сила воли, усидчивость, внимательность и собранность. Он становится самокритичнее, учится самостоятельно принимать решения, не унывать при неудачах, когда проигрывает партию.
Софонисба Ангвиссола, «Игра в шахматы», 1555 г.Софонисба Ангвиссола, «Игра в шахматы», 1555 г.
Фото: Источник

Особенно важно обучение игре в шахматы гиперактивных детей, которые с трудом могут усидеть пять минут на месте. Они становятся спокойнее, уравновешеннее.

Знаменитый советский педагог В. А. Сухомлинский, считал, что

«Без шахмат нельзя представить полноценного воспитания умственных способностей и памяти».

А когда начинать обучать ребенка игре в шахматы? И кто этим должен заниматься? Когда читаешь биографии великих шахматистов, гроссмейстеров, чемпионов мира, то видишь, что все они начали играть в раннем детстве.

Хосе Рауль Капабланка (1888−1942), выдающийся кубинский гроссмейстер и третий чемпион мира, научился играть в пять лет, наблюдая за игрой отца. Роберта Фишера (1943−2008), американского гроссмейстера и одиннадцатого чемпиона мира, в шесть лет научила играть в шахматы старшая сестра. Тринадцатый чемпион мира Гарри Каспаров, играя с пяти лет, в 10 уже получил первый разряд и вошел в сборную команду Азербайджана. Другой выдающийся российский и международный гроссмейстер, двенадцатый чемпион мира, Анатолий Карпов (1951 г. р.) первые уроки шахматной игры получил от отца Евгения Степановича в пять лет.

Из приведенных примеров видно, что учить игре в шахматы можно еще до школы, ну и, конечно, в младших классах школы. И начальные сведения вполне могут дать родители, старшие члены семьи, если они хотя бы немного когда-то играли или играют сами.
Почему полезно учить детей играть в шахматы?Фото: Depositphotos

Сейчас есть много разнообразной литературы, пособий по обучению шахматной игре. Особенно мне нравятся книги по шахматам Игоря Сухина. Например, для обучения самых маленьких прекрасное пособие «Приключения в шахматной стране». Еще есть учебник Всеволода Кострова «Эта книга научит играть в шахматы детей и родителей. Учебник для 1−2 класса начальной школы». Или вот «Шахматы для «чайников».

Почему полезно учить детей играть в шахматы?

Во времена моего детства шахматы и шашки были самыми доступными и самыми любимыми играми. Постоянно проводились турниры и внутри класса, и школьного масштаба, и в Доме пионеров, и городские. Играли и мальчики и девочки, и всегда около игроков были болельщики и наблюдатели.

Очень хорошим шахматистом был мой муж — имел первый разряд. И по его рассказам, во время длительных морских рейсов шахматы помогали отвлечься хоть ненадолго от разных проблем, скоротать время. Сыновья в детстве очень любили играть с отцом, когда он возвращался с моря. А потом и старший внук лет в шесть сел за доску с дедушкой и во втором классе даже стал победителем школьного турнира. Хотя никто из них не увлекся всерьез игрой и не стал чемпионом и мастером по шахматам, но игра привила им очень много полезных свойств характера.

Как-то здесь, в Хьюстоне, мама одного моего ученика, семилетнего Габриэла — Гаврика, как мы его зовем, сказала, что он очень хочет научиться играть в шахматы. Среди наших знакомых нет никого, кто мог бы его научить азам этой игры.

Гаврик ребенок очень шустрый, подвижный, непоседа, любитель поговорить, сосредоточиться 20−30 минут на уроке для него сложно. Занимаемся мы с ним русским языком уже месяцев восемь. Гаврик наполовину египтянин (папа, правда, давно с ними не живет), мама приняла мусульманство искренне и безоговорочно. И у мальчика большие нагрузки — кроме обычной американской начальной школы, он два раза в неделю ходит на занятия по изучению Корана и арабского языка.

Но мама хочет, чтоб и русский язык он знал. Освоение грамоты движется довольно медленно, одного урока в неделю мало, к тому же, из-за маленького словарного запаса у мальчика, много времени уходит на объяснение слов. При этом Гаврик вскакивает, бегает, размахивает руками, пытается как-то сам объяснить это слово. Домашние задания он тоже выполнял не всегда.

Почему полезно учить детей играть в шахматы?Фото: Depositphotos

И вот, переговорив с мамой, я предложила, что часть урока будем посвящать игре в шахматы. Я хотя и небольшой специалист, но начальные сведения могу дать. А потом видно будет, можно найти кружок или клуб шахматный. Благо, шахматы и пара книг по игре в нашем доме есть, к тому же Интернет, как справочное бюро, всегда под рукой. Да и сын изредка, при наличии свободного времени, обещал поучаствовать в обучении.

С Гавриком договорились так, что если он будет хорошо заниматься русским языком, делать дома то, что я ему задаю, не будет отвлекаться на ненужные разговоры, то мы каждый урок 20 минут будем отводить игре в шахматы! Кто-то скажет, что 20 минут слишком мало, но на первых порах для ребенка вполне этого достаточно, чтоб не сильно переутомлять.

И знаете, как у нас хорошо пошло дело! Теперь Гаврик приходит ко мне на урок с выполненными упражнениями, старается не отвлекаться во время чтения, чтоб мы успели уделить внимание шахматам. Он уже знает, как называются все фигуры, в каком порядке выстраиваются на доске, как ходит та или иная фигура.

Очень ему понравилось объяснение слов «шах» и «мат». Запомнил, что «шах» в переводе с персидского — угроза королю, и что от шаха необходимо как-то защищаться. А «мат» в переводе с арабского — смерть. И если вам объявили мат, значит, вы проиграли. Он знает, что Король — самая главная фигура, а Ферзь — самая сильная. Можно начинать решать простенькие задачи с небольшим количеством фигур.

Так что, уважаемые родители, если вы хотите, чтобы ваш ребёнок был не просто красивым и умным, но и логически мыслил, то познакомьте его с этой игрой. Шахматы для ребёнка — это увлекательная игра, в которой надо не просто победить, но и обосновать свою победу.

Источник