Почему детям полезно ходить в поход

Почему детям полезно ходить в поход thumbnail

Знакомство с природой для жителей мегаполисов все чаще ограничивается прогулкой по ближайшему парку, пикником на даче или посещением зоопарка. Причина тому кроется не только в нехватке времени, но и в чувстве страха перед живой природой, основанной чаще на незнании ее законов. Дети, как правило, берут пример со своих родителей, и все реже хотят выезжать за город. Но понять и полюбить природу можно только наедине с ней. Для этого существует занимательное мероприятие для детей и взрослых — поход. В чем его преимущества для ребенка и его родителей?

1. Отдых на свежем воздухе

1. Отдых на свежем воздухе

В условиях постоянно задымленного города это преимущество похода следует назвать в первую очередь. В атмосфере мегаполисов скапливается масса вредных веществ, которые негативно влияют на здоровье человека. В лесу в мозг поступает много чистого кислорода, что хорошо сказывается на его работе. Свежий воздух помогает стабилизировать артериальное давление, снизить стресс, решить проблемы с пищеварением и укрепить иммунную систему. Находясь в лесу, желательно практиковать глубокое медленное дыхание.

2. Получение витамина D

Солнечный свет приносит много пользы организму. Благодаря ему вырабатывается витамин D, помогающий в усвоении фосфора и кальция. Маленькие дети особенно в нем нуждаются. Он помогает укрепить кости и зубы, предотвратить рахит, онкологические заболевания, улучшить иммунную систему. Именно поэтому врачи рекомендуют детям как можно больше времени проводить на свежем воздухе. При этом не стоит забывать о солнцезащитных средствах, которые уберегут кожные покровы от ожогов.

3. Уменьшение стресса

3. Уменьшение стресса

Отдых на природе помогает отвлечься от будничных проблем и уменьшить чувство тревожности. Дети, пережившие серьезный психологический стресс, намного быстрее приходят в форму, общаясь с живой природой, наблюдая за растениями и животными. В это время мозг отдыхает, увеличивается уровень серотонина, и постепенно уходит психологическое напряжение. Уменьшить стресс помогает и высокий уровень кислорода.

4. Спокойный сон

Согласно исследованиям, отдых на природе и обилие свежего воздуха помогают решить многие проблемы со сном. После насыщенного мероприятиями дня на свежем воздухе дети и взрослые засыпают гораздо легче. Хороший, крепкий сон положительно влияет на детское развитие и функции всего организма ребенка. К тому же желтый свет от костра способствует повышению уровню мелатонина — химического вещества, регулирующего сон.

5. Экологически чистые продукты

Если во время кэмпинга заниматься охотой и рыбалкой, то можно разнообразить свой рацион здоровыми и экологически чистыми продуктами. В них не будет промышленных добавок и консервантов, которые негативно влияют на пищеварительную систему. Конечно, стоит выбирать для этого незагрязненные места, подальше от городских предприятий и жилищ. В лесу появляется возможность собрать свежие ягоды и грибы. Даже каша, приготовленная на костре, будет полезнее и вкуснее, чем сваренная на кухонной плите.

6. Улучшение настроения

Отдых в лесу помогает улучшить настроение. Многие исследования показали, что солнечный свет стимулирует производство серотонина, ответственного за позитивный настрой и стабильное эмоциональное состояние человека. Мероприятия на свежем воздухе уменьшают депрессию и негативное мышление, приводящие к психическим расстройствам.

7. Повышение уверенности в себе

Во время похода дети многому учатся: ставить палатку, находить хворост, ловить рыбу, разжигать костер и пр. Осваивая новые навыки, ребенок становится более уверенным в себе, у него укрепляется чувство собственного достоинства и сила духа. Это очень важные свойства характера, помогающие человеку добиваться успехов.

8. Физическая нагрузка

Пребывание на лоне природы и свежий воздух хорошо поддерживают физическое состояние детей. Поход сам по себе подразумевает определенную нагрузку. Для лучшего эффекта можно добавить несколько фитнес упражнений или спортивные игры на свежем воздухе с участием всех членов семьи. Дети с удовольствием поиграют на природе в футбол, баскетбол, бадминтон, волейбол, догонялки или просто побегают на поляне.

9. Улучшение отношений в семье

Совместное времяпрепровождение на природе способствует укреплению отношений между родителями и детьми. В условиях похода многие задачи необходимо решать сообща и делить приятные моменты отдыха. Это хорошо объединяет и улучшает отношения. Для укрепления связи между детьми и родителями полезно поиграть в командные игры и выполнять все задачи по организации отдыха вместе.

10. Отвлечение ребенка от гаджетов

Желательно во время похода отвлекаться на мобильные телефоны лишь в крайнем случае, а планшеты и ноутбуки лучше и вовсе оставить дома. На несколько дней стоит полностью отказаться от различных современных гаджетов, отвлечься от суеты цивилизации и наслаждаться девственной природой. Это позволит как следует отдохнуть и снять стресс. По словам психологов, поход рекомендуется детям, страдающим от игромании и зависимостью от Интернета. Новая обстановка и общение с природой поможет им отвлечься и избавиться от их вредных привычек.

11. Навыки выживания

Еще одно немаловажное преимущество похода с детьми — возможность познакомить детей с основными навыками выживания. Нужно заранее спланировать мероприятия, участвуя в которых, ребенок смог бы получить необходимые знания для выживания в экстремальных условиях. Детям нравится чувствовать себя взрослыми и сильными. Это позволит им преодолеть многие их страхи, раскрыть внутренний потенциал и лучше ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций.

12. Уроки биологии для детей

12. Уроки биологии для детей

Во время лесного похода малыши больше узнают о жизни растений, наблюдая за животными и насекомыми в их естественной среде обитания. Дети могут обогатить свои познания в астрологии, рассматривая ночное звездное небо. Важно, чтобы родители поддерживали интерес своих детей и доносили до них как можно больше полезной информации.

13. Эстетическое удовольствие

По наблюдениям психологов, люди часто чувствуют себя счастливыми, глядя на закат или звездное небо. Отдых в лесу открывает такие возможности, и наслаждаться видами природы можно без лишней суеты, приобщая к этому детей. Эстетическое удовольствие, полученное от наблюдений за природными явлениями, их звуками и красками, помогает людям стать более счастливыми, почувствовать умиротворение и внутреннюю гармонию.

14. Воссоединение с природой

Отправляясь в поход, человек получает возможность воссоединиться с природой и почувствовать себя ее частью. Это необходимо для полноценной жизни людей, ведь изначально они жили в окружении диких лесов и пещер. По словам экспертов, в мире все чаще наблюдается дефицит общения с природой, что ухудшает физическое и психическое здоровье как детей, так и взрослых. Особенно это актуально для тех, кто живет в «каменных джунглях» огромных мегаполисов.

15. Новые эмоции

Даже если отправляться в поход на одно и то же место, все равно каждый раз можно испытать от этого мероприятия новые эмоции, узнать что-то совершенно неожиданное и интересное. Положительный эмоциональный фон помогает сохранить здоровье мозга. Новые виды деятельности благотворно сказываются на самочувствии детей. В лесу всегда для них найдутся приключения и возможности проверить свои силы.

Источник

Как обучают подрастающее поколение техникам пешеходного и водного туризма, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».

Непутевые детки

Супруги Игорь Ушев и Елена Воробей водят детей в пешие походы без малого три десятка лет. Они работают педагогами в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи.

Свою молодость вспоминают с ностальгией. Называют 70-е годы прошлого столетия золотым временем. Тогда из-за многочисленных туристов с лыжами и огромными рюкзаками нельзя было влезть в пригородный автобус или электричку. После распада Советского Союза настал глухой период — не могли набрать детей для похода.

И что мы заметили: пропало чувство коллективизма. Школьники перестали делиться. Если раньше ехали в электричке и кто-то проголодался, то, открыв рюкзак, доставал паек и делил его на всех членов группы. А сейчас подросток, сидя рядом с товарищами, может, отвернувшись в сторону, есть в одиночку дольками апельсин, — замечает Е. Воробей. Признаться, первое время совершенно не знали, как реагировать на такое поведение.

Сами Игорь и Елена начали ходить в походы с 6-го класса. Супруги вспоминают: тогда туризмом увлекались все. За путешествия дети получали значки, например «Юный турист». Чтобы его вручили, нужно было пройти в общей сложности около 80 км. Потом нарабатывался стаж для присвоения звания «Турист СССР».

И мы взрослели в этой атмосфере. Старались быть сильными, быстрыми и ловкими, — подчеркивает Елена.

Поход — это маленькая жизнь, а его участники — команда. В путешествии человек становится таким, какой он есть.

Здесь сильная воспитательная составляющая, — считает И. Ушев. В походе распределяются обязанности: есть фотограф, летописец, костровой, врач, ремонтник, завхоз… И каждый несет ответственность за часть коллективной жизни.

Несомненно, важна в путешествии и личность педагога. То, насколько он сможет заинтересовать ребят и повести их за собой.

У нас с супругой общие интересы — увлекаемся историей Беларуси. Поэтому зачастую наши походы имеют краеведческий и этнографический характер. Посещаем языческие капища. В этом плане интересен Полоцкий район. Очищаем родники, — рассказывает Игорь.

Супруги вспоминают, как однажды, отправившись в поход со школьниками по полоцкой земле, поинтересовались у местного населения родниками. Необходимо было пополнить запасы воды. Правда, вместо кристально чистого ручья обнаружили болото, в котором еле сочилась вода.

Мы стали с ребятами котелками вычерпывать грязь. На дне камнями действительно некогда был выложен родник. Решили натаскать булыжников, чтобы заново огородить источник. Дети кривились и жаловались, что тяжело. Сделав колодец, пошли кушать и гадали: когда же прибудет вода? К вечеру? А может, только к утру? — говорит с улыбкой Елена. Пообедав, решили посмотреть, что с родником. Все с досадой ахнули: вода ушла совсем! Но, когда подошли ближе, увидели: она не исчезла, а была такой чистой и прозрачной, что ее сперва и не разглядели. Дети поняли, что работали не зря.

Прежде чем отправляться в путь на несколько дней, ребенка нужно подготовить, отмечают педагоги.

Мы начинаем с однодневных выездов. Ребята учатся общаться, действовать в команде, отрабатывают походные навыки. Ведь не знают даже, какие дрова собирать для костра! А пока его разожгут, могут всю коробку спичек израсходовать. Привыкли к мангалам и готовым углям на даче, — констатирует Игорь. Заметил, что девочки более выносливые. В наше время мальчишки от стыда сгорели бы, если снаряжение тащила бы девочка. А для нынешних подростков это нормально.

Крутые берега

Сергей Уразов заведует отделом спортивного туризма в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи. Обучает подрастающее поколение технике водного туризма. Ребята под его руководством участвуют в сплавах на байдарках, каяках и катамаранах. Сергей Алексеевич увлекся этим лет 30 назад. Говорит, тогда еще «воды» было много, имея в виду туристов-водников.

Проплывали Карелию, Таджикистан, Карпаты, — делится педагог. Дети позанимаются годик в кружке, потренируются на белорусских реках, например на Нарочанке, а потом спускают байдарки и по Южному Бугу. Это голубая артерия юго-запада Украины — классическая двойка, то есть имеет вторую категорию сложности.

Правда, туристом-водником С. Уразов стал не сразу. По образованию он учитель физкультуры. Когда молодой педагог пришел в школу, его тут же отправили на курсы по туризму. Первые походы с детьми организовывал пешеходные.

Так и ходил, ходил… Пока друг однажды не пригласил поучаствовать в водном походе. Тогда я впервые вживую увидел лодку, — вспоминает Сергей.

Маршрут оказался сразу третьей категории сложности. Речные перекаты, пороги и шиверы (каменистое мелководье) не отбили охоту к путешествиям, а раззадорили.

С тех пор предпочитаю такой вид туризма. А знаете, почему? Пешком на гору, пешком с горы, при этом на тебе рюкзак. Во время водного путешествия тоже приходится тащить много тяжестей. Но дотянешь вещи до берега реки, сядешь в лодку — и тебя несет вода. Главная задача — хорошо управлять плавсредством, — рассуждает Сергей Алексеевич.

Понятное дело, и романтика имеет здесь место. Когда спускаешься по реке, пейзажи стремительно меняются. Не знаешь, какие красоты откроются за поворотом!

А бывает так, что уныло гребешь долгое время, а потом:

О! Шумит, слышите? Значит, порог! — почти шепчет Уразов, вспоминая то чувство, когда в нескольких метрах от тебя начинает бурлить течение.

Подплываешь. Если порог сложный, останавливаешься, продумываешь стратегию спуска, ставишь страховку. В водном походе, каким бы ты ни был опытным туристом, можно столкнуться с неожиданными ситуациями. Даже в Беларуси, где нрав у речек некапризный.

В прошлом году были на Ислочи. Казалось бы, проплывали ее раз десять! Но той весной подмыло дерево: громаднейший дуб свалился поперек русла, — делится педагог. Кричу восьмикласснице, выполнявшей функции матроса: «Машуня, причаливаем!» Вещи перенесли на берег, а лодки — через препятствие вручную.

Второй экипаж, двигавшийся следом, решил облегчить переход — перетащить плавсредство через дуб, не выходя на берег.

Кувырк — и лодка утонула! Вещи плавают, всё мокрое. Но ничего, обсушились. Поход продолжился, — улыбается С. Уразов. Кстати, главное правило при оверкиле — выплыть с веслом в руке. Оно в этом случае послужит спасательным кругом. Мы ходим в походы и в мае. Если случается переворот в воде, неподготовленный турист может от холода и неожиданности растеряться.

В аварийной ситуации все действия должны быть доведены до автоматизма. Поэтому, чтобы отправиться в водный поход даже по спокойной реке, надо прежде потренироваться. Сделать это можно в объединениях по интересам туристско-экологического центра. Набирают детей на направление «Водный туризм» с 8–9 лет. В течение года ребята занимаются в спортзале, тренируются, чтобы стать выносливыми. Зимой посещают бассейн, где на каяках (пластиковых лодках) учатся правильно держать весло, четко выполнять гребок, а также… тонуть. Перевернулся разок в байдарке. Страшно? Еще раз! Весло в руке? Выплывай. И так до тех пор, пока не станешь контролировать себя в экстренных ситуациях.

Фото из архива героев

Источник

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования  

Станция юных туристов г. Павлово

Пора в поход.

(Роль похода в активном отдыхе детей)

                                                                           Автор: Емельянов Михаил Павлович

педагог дополнительного образования

МБУ ДО «СЮТур»

г. Павлово 2017 г.

Детский туризм  является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности.  Это не только отдых и  оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.

 Дополнительное туристско-краеведческое образование является   своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта и туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.            

В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать  окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.  

 Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности – это  приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях. Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки  и склонности  к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в    коллективе, уважать мнение  товарищей, бережное отношение к природе.

Формы активного отдыха учащихся

Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.

Основными формами туристской работы являются  занятия туристско-краеведческой секции,  походы, путешествия, туристские слёты, соревнования.

Туристский поход это путешествие с активным способом передвижения

в отдалённых  от места жительства района, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной  исследовательской целью.

По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные,( походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные .

Путешествия  – это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).

Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки  могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.

Экскурсия  – коллективное посещение определённых объектов с познавательной  или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.

Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.

 Поход  как основная форма активного отдыха детей

Одним из самых массовых и доступных форм занятий является туризм. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами:

Туристические маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными ионами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход – это движение, физическая нагрузка, которая самым благотворным образом воздействуют на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Тишина леса, простор полей, аромат и краски леса – все многообразие красот родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.

Наконец, туризм является профилактикой  различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.

Походы  помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное, конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине и за ее пределами школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, любуются памятниками архитектуры, соприкасаются с творчеством и великими делами наших замечательных соотечественников, с реальной жизнью. Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине. Чем полнее и ярче будут эти впечатления, тем глубже будет чувство Родины, патриотизма, гражданственности.

Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.

     Туристические мероприятия и подготовка к ним помогают ребятам приобретать опыт общения с окружающими людьми, дипломатии, решая различные текущие вопросы. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружбу, взаимовыручку, щедрость, понимание, заботу о более слабых. Этот опыт человеческого взаимодействия обеспечивает детям психологическое здоровье.

     Туризм учит  «пробовать на вкус» природу. Непосредственное общение с природой учат детей бережному отношению к ней, способствует экологическому воспитанию.

     Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие черты как выносливость, силу, ловкость, воспитывают волевые качества.  Занятия туризмом для подростков – это и романтика, и приключения, и реализация потребностей в риске. Походы позволяют наиболее полно удовлетворить эту потребность. Здесь все время надо быть начеку, преодолевая трудности маршрута. А сюрпризы природы: ураганный ветер,  снег, дожди,  холодные ночи,  мошкара и комары  и многие другие опасные, экстремальные ситуации, которые надо преодолеть, найти выход. Интересный парадокс: по статистическим данным, находясь в походе, человек рискует в десятки раз меньше, чем оставаясь дома. Это объясняется не отсутствием опасности, а готовностью и умением ее преодолевать.

В походе реализуются возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни.

При подготовке к походу учитывают:

1.Варианты подъезда и выезда с маршрута:

2.Сведения о возможности организации заброски и пополнения продуктов на маршруте:

3.Запасные и аварийные  выходы  с маршрута:

4.Дополнительные сведения:   пункты телефонной и телеграфной связи, магазины, медицинские пункты,  интересные экскурсионные объекты.

5.Адреса и телефоны туристских организаций:

6.График движения

Предварительная подготовка похода

Предварительная подготовка к путешествию – основной фактор успешности проведения туристского путешествия. Конечно, сами педагоги провели большую подготовку для того, чтобы поход непременно состоялся:

-разрабатывается план подготовки и проведения похода, составляется смета расходов по организации и проведению похода в определённы район;

-ведётся переписка по электронной почте с принимающей стороной по организации похода;

– подбирается и проверяется всё необходимое снаряжение  для проведения запланированных мероприятий,

-составляется меню и перечень необходимых продуктов, утверждённый СанЭпидСтанцией, получаются продукты;

-принимаются меры по обеспечению безопасности в путешествии;

-оформляется приказ о проведении похода, проводится инструктаж с руководителями туристской группы;

-заполняется маршрутный  лист или маршрутная книжка, оформляется страховка на участников похода;

Подготовка детей к прохождению маршрута

-в течение учебного года на занятиях, экскурсиях, в однодневных походах, соревнованиях в рамках учебной программы «Школа безопасности» школьники получают определённые знания, умения, навыки, которые требуют особого закрепления в естественных природных условиях;

– изучаются литературные источники о районе путешествия и подбирается картографический материал, заготовливаются памятки (по охране природы);

-проводятся беседа о предстоящем походе летом и опрос об ожиданиях и пожеланиях по проведению путешествия;

-организовывается вакцинация (для желающих привиться против клещевого энцефалита);

-распределяются походные обязанности;

-подготавливается снаряжение (личное и групповое);

-получается медицинский  допуск к участию в туристском походе, проводится инструктаж о правилах передвижения туристской группы, ТБ при бивачных работах, ТБ при купании и т.д.;

В течение учебного года проводится работа с родителями учащихся:

-родители приглашаются  на  соревнования, которые проходят в течение учебного года;

– проводятся родительские собрания;

-организовываются фотовыставки, просмотр фильмов о районах предстоящих путешествий;

-заключаются договора и пишутся заявления  на участие детей в туристском путешествии.

Меры по обеспечению безопасности

            – в целях обеспечения безопасности при прохождении маршрута  были привлекаются проводники со стороны принимающей стороны;

          -в группе (направляющий и замыкающий) имеется радиосвязь;

         -группа снабжается GPS навигатором и картографическим материалом;

         – время проведения –  период спада клещевой активности, но в группе имеются    реппеленты- баллончики с аэрозолем от клещей  для нанесения на одежду и снаряжение, а дети  и руководители проходят вакцинацию против клещевого энцефалита в течение учебного года ;

        -наличие у детей медицинской справки-допуска;

        – наличие мобильной связи (МТС присутствует на протяжении всей тропы);

        -обязательное присутствие медицинского работника, имеющего необходимый комплект медикаментов в районе путешествия;

       -страхование всех участников путешествия   от несчастного случая (на время проведения  путешествия);

      -соблюдение всех нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению многодневных туристских путешествий;

Финансовое и материальное обеспечение путешествия

       Материальное обеспечение группы необходимым снаряжением личным (рюкзак, туристский ковёр, спальный мешок), групповым (палатки, котлы, рем.набор), несла организация, проводящая путешествие (МБОУ ДОД «Станция юных туристов» Анжеро-Судженского городского округа).

Питание  участников  путешествия обеспечивалось продуктами базовой столовой при Управлении Образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа из расчёта 150 руб. на 1 человека в сутки (по городской  программе организации летнего оздоровительного отдыха детей). Перечень продуктов для многодневного путешествия был утвержден Санитарно-Эпидемиологической Станцией города.

        Все остальные финансовые расходы: проезд, страхование, проживание на базе отдыха, экскурсионное обслуживание, аптечка, несли участники путешествия.

Рекомендации:

  • При планировании путешествия надо учитывать коэффициент на ж/д билеты, который изменяется в течении года;
  • Стоимость аренды автотранспорта будет зависеть от стоимости ГСМ  в данном регионе.

Исследовательско – познавательная  работа в походе

 (проводится на протяжении всего маршрута или на отдельных участках)

Выбор общественно-полезной работы  определяется  изучением информации о данном маршруте. Отсюда ставится и цель  работы:  знакомство с  интересными объектами на маршруте, их посещение, фотосъёмка и  описание. Определение местоположения по карте.

Общественно-полезная   работа

Результативность общественно полезной работы в походе зависит от соблюдения таких правил: выполнение заданий не должно вредить познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или  безопасности туристской группы; необходима предварительная договоренность, согласованность полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями; требуется подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечения их необходимым рабочим инструментом, приборами исследований и т.п.. Перед туристами следует поставить конкретные задачи, доступные для выполнения; желательно создать интересную торжественную атмосферу для общественно полезной работы, элементы соревнования; следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных ее участников, обеспечивать наглядность результате.

Итак, основным условием успешного осуществления общественно полезной деятельности является создание комфортной психологической атмосферы в группе, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к ней

 Всем известно, что охрана природы – одна из наиболее злободневных проблем современности.

Немного поразмыслив над глобальностью вопроса охраны природы  решаем внести посильный вклад в дело охраны природы: изготавливаем с ребятами памятки, ламинируем (с целью продления срока годности) и ставим цель нашей общественно- полезной работы.

Цель: 

Воспитание  бережного  отношения к природе, любви  к родному краю через пропаганду правил поведения в природе.

Данная общественно – полезная  работа была выполнена участниками в качестве учебно-тренировочного мероприятия для усвоения определённых знаний и формирования навыков  поведения  в природных условиях.

По итогам пройденного похода всегда делаются выводы . Выглядеть они могут следующим образом:

Цели и задачи, поставленные перед группой перед походом, выполнены.

1. Маршрут был пройден полностью всеми участниками группы без травм и заболеваний.

2. Сложность маршрута, график и темп движения, уровень сложности

препятствий соответствовал уровню физической, технико-тактической  и  морально-волевой подготовке участников.

3. Поход был совершён в благоприятных погодных условиях.

4. Поход  был пройден  без  особых трудностей, значит, группа   может     пройти и более сложный маршрут.

 5. Запланированный график движения группы  был выполнен полностью.

Таким образом, главную цель путешествия можно считать достигнутой – обучающиеся готовы к совершению категорийных пешеходных походов.

Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми. 

Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков – значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят признание их значимости. Это помогает в становлении их жизненной позиции, в желании и далее приносить пользу своему коллективу.

После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии. После завершения многодневного похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении своих должностных обязанностей. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена коллектива и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.

Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету, дневник похода или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях.

Но это больше для себя – где мы были, что испытали. А для других? Для тех, кто пойдет по этому маршруту? Помните, как группа готовилась к походу? Ребята искали тех, кто бывал в этих местах, и были рады любой информации, которую от них получали. Самая простая форма – паспорт маршрута. Он содержит скупые, очень сжатые сведения, вписанные в отпечатанный образец. Более сложная форма – отчет о походе. Отчет – ценное пособие для групп, которые пойдут по этому маршруту. Работа над отчетом – очень важная форма воспитания школьников. Она дает возможность приучить ребят к наблюдательности, бережному отношению к полученному практическому опыту освоения района, желанию и умению делиться своими знаниями, своим опытом с другими: узнал сам – расскажи товарищам.

Заключение

    В данной статье  кратко обозначена  роль  туризма и краеведения в  познавательном развитии обучающихся; представлены  формы и методы  туристско-краеведческой деятельности, которые используются  в развитии познавательной деятельности обучающихся, проанализированы полученные   результаты.

    Работа по развитию познавательной деятельности обучающихся средствами туризма и краеведения будет продолжаться и совершенствоваться.

Источник