Почему детям полезно ходить в поход
Знакомство с природой для жителей мегаполисов все чаще ограничивается прогулкой по ближайшему парку, пикником на даче или посещением зоопарка. Причина тому кроется не только в нехватке времени, но и в чувстве страха перед живой природой, основанной чаще на незнании ее законов. Дети, как правило, берут пример со своих родителей, и все реже хотят выезжать за город. Но понять и полюбить природу можно только наедине с ней. Для этого существует занимательное мероприятие для детей и взрослых — поход. В чем его преимущества для ребенка и его родителей?
1. Отдых на свежем воздухе
В условиях постоянно задымленного города это преимущество похода следует назвать в первую очередь. В атмосфере мегаполисов скапливается масса вредных веществ, которые негативно влияют на здоровье человека. В лесу в мозг поступает много чистого кислорода, что хорошо сказывается на его работе. Свежий воздух помогает стабилизировать артериальное давление, снизить стресс, решить проблемы с пищеварением и укрепить иммунную систему. Находясь в лесу, желательно практиковать глубокое медленное дыхание.
2. Получение витамина D
Солнечный свет приносит много пользы организму. Благодаря ему вырабатывается витамин D, помогающий в усвоении фосфора и кальция. Маленькие дети особенно в нем нуждаются. Он помогает укрепить кости и зубы, предотвратить рахит, онкологические заболевания, улучшить иммунную систему. Именно поэтому врачи рекомендуют детям как можно больше времени проводить на свежем воздухе. При этом не стоит забывать о солнцезащитных средствах, которые уберегут кожные покровы от ожогов.
3. Уменьшение стресса
Отдых на природе помогает отвлечься от будничных проблем и уменьшить чувство тревожности. Дети, пережившие серьезный психологический стресс, намного быстрее приходят в форму, общаясь с живой природой, наблюдая за растениями и животными. В это время мозг отдыхает, увеличивается уровень серотонина, и постепенно уходит психологическое напряжение. Уменьшить стресс помогает и высокий уровень кислорода.
4. Спокойный сон
Согласно исследованиям, отдых на природе и обилие свежего воздуха помогают решить многие проблемы со сном. После насыщенного мероприятиями дня на свежем воздухе дети и взрослые засыпают гораздо легче. Хороший, крепкий сон положительно влияет на детское развитие и функции всего организма ребенка. К тому же желтый свет от костра способствует повышению уровню мелатонина — химического вещества, регулирующего сон.
5. Экологически чистые продукты
Если во время кэмпинга заниматься охотой и рыбалкой, то можно разнообразить свой рацион здоровыми и экологически чистыми продуктами. В них не будет промышленных добавок и консервантов, которые негативно влияют на пищеварительную систему. Конечно, стоит выбирать для этого незагрязненные места, подальше от городских предприятий и жилищ. В лесу появляется возможность собрать свежие ягоды и грибы. Даже каша, приготовленная на костре, будет полезнее и вкуснее, чем сваренная на кухонной плите.
6. Улучшение настроения
Отдых в лесу помогает улучшить настроение. Многие исследования показали, что солнечный свет стимулирует производство серотонина, ответственного за позитивный настрой и стабильное эмоциональное состояние человека. Мероприятия на свежем воздухе уменьшают депрессию и негативное мышление, приводящие к психическим расстройствам.
7. Повышение уверенности в себе
Во время похода дети многому учатся: ставить палатку, находить хворост, ловить рыбу, разжигать костер и пр. Осваивая новые навыки, ребенок становится более уверенным в себе, у него укрепляется чувство собственного достоинства и сила духа. Это очень важные свойства характера, помогающие человеку добиваться успехов.
8. Физическая нагрузка
Пребывание на лоне природы и свежий воздух хорошо поддерживают физическое состояние детей. Поход сам по себе подразумевает определенную нагрузку. Для лучшего эффекта можно добавить несколько фитнес упражнений или спортивные игры на свежем воздухе с участием всех членов семьи. Дети с удовольствием поиграют на природе в футбол, баскетбол, бадминтон, волейбол, догонялки или просто побегают на поляне.
9. Улучшение отношений в семье
Совместное времяпрепровождение на природе способствует укреплению отношений между родителями и детьми. В условиях похода многие задачи необходимо решать сообща и делить приятные моменты отдыха. Это хорошо объединяет и улучшает отношения. Для укрепления связи между детьми и родителями полезно поиграть в командные игры и выполнять все задачи по организации отдыха вместе.
10. Отвлечение ребенка от гаджетов
Желательно во время похода отвлекаться на мобильные телефоны лишь в крайнем случае, а планшеты и ноутбуки лучше и вовсе оставить дома. На несколько дней стоит полностью отказаться от различных современных гаджетов, отвлечься от суеты цивилизации и наслаждаться девственной природой. Это позволит как следует отдохнуть и снять стресс. По словам психологов, поход рекомендуется детям, страдающим от игромании и зависимостью от Интернета. Новая обстановка и общение с природой поможет им отвлечься и избавиться от их вредных привычек.
11. Навыки выживания
Еще одно немаловажное преимущество похода с детьми — возможность познакомить детей с основными навыками выживания. Нужно заранее спланировать мероприятия, участвуя в которых, ребенок смог бы получить необходимые знания для выживания в экстремальных условиях. Детям нравится чувствовать себя взрослыми и сильными. Это позволит им преодолеть многие их страхи, раскрыть внутренний потенциал и лучше ориентироваться во время чрезвычайных ситуаций.
12. Уроки биологии для детей
Во время лесного похода малыши больше узнают о жизни растений, наблюдая за животными и насекомыми в их естественной среде обитания. Дети могут обогатить свои познания в астрологии, рассматривая ночное звездное небо. Важно, чтобы родители поддерживали интерес своих детей и доносили до них как можно больше полезной информации.
13. Эстетическое удовольствие
По наблюдениям психологов, люди часто чувствуют себя счастливыми, глядя на закат или звездное небо. Отдых в лесу открывает такие возможности, и наслаждаться видами природы можно без лишней суеты, приобщая к этому детей. Эстетическое удовольствие, полученное от наблюдений за природными явлениями, их звуками и красками, помогает людям стать более счастливыми, почувствовать умиротворение и внутреннюю гармонию.
14. Воссоединение с природой
Отправляясь в поход, человек получает возможность воссоединиться с природой и почувствовать себя ее частью. Это необходимо для полноценной жизни людей, ведь изначально они жили в окружении диких лесов и пещер. По словам экспертов, в мире все чаще наблюдается дефицит общения с природой, что ухудшает физическое и психическое здоровье как детей, так и взрослых. Особенно это актуально для тех, кто живет в «каменных джунглях» огромных мегаполисов.
15. Новые эмоции
Даже если отправляться в поход на одно и то же место, все равно каждый раз можно испытать от этого мероприятия новые эмоции, узнать что-то совершенно неожиданное и интересное. Положительный эмоциональный фон помогает сохранить здоровье мозга. Новые виды деятельности благотворно сказываются на самочувствии детей. В лесу всегда для них найдутся приключения и возможности проверить свои силы.
Как обучают подрастающее поколение техникам пешеходного и водного туризма, выясняла корреспондент агентства «Минск-Новости».
Непутевые детки
Супруги Игорь Ушев и Елена Воробей водят детей в пешие походы без малого три десятка лет. Они работают педагогами в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи.
Свою молодость вспоминают с ностальгией. Называют 70-е годы прошлого столетия золотым временем. Тогда из-за многочисленных туристов с лыжами и огромными рюкзаками нельзя было влезть в пригородный автобус или электричку. После распада Советского Союза настал глухой период — не могли набрать детей для похода.
— И что мы заметили: пропало чувство коллективизма. Школьники перестали делиться. Если раньше ехали в электричке и кто-то проголодался, то, открыв рюкзак, доставал паек и делил его на всех членов группы. А сейчас подросток, сидя рядом с товарищами, может, отвернувшись в сторону, есть в одиночку дольками апельсин, — замечает Е. Воробей. — Признаться, первое время совершенно не знали, как реагировать на такое поведение.
Сами Игорь и Елена начали ходить в походы с 6-го класса. Супруги вспоминают: тогда туризмом увлекались все. За путешествия дети получали значки, например «Юный турист». Чтобы его вручили, нужно было пройти в общей сложности около 80 км. Потом нарабатывался стаж для присвоения звания «Турист СССР».
— И мы взрослели в этой атмосфере. Старались быть сильными, быстрыми и ловкими, — подчеркивает Елена.
Поход — это маленькая жизнь, а его участники — команда. В путешествии человек становится таким, какой он есть.
— Здесь сильная воспитательная составляющая, — считает И. Ушев. — В походе распределяются обязанности: есть фотограф, летописец, костровой, врач, ремонтник, завхоз… И каждый несет ответственность за часть коллективной жизни.
Несомненно, важна в путешествии и личность педагога. То, насколько он сможет заинтересовать ребят и повести их за собой.
— У нас с супругой общие интересы — увлекаемся историей Беларуси. Поэтому зачастую наши походы имеют краеведческий и этнографический характер. Посещаем языческие капища. В этом плане интересен Полоцкий район. Очищаем родники, — рассказывает Игорь.
Супруги вспоминают, как однажды, отправившись в поход со школьниками по полоцкой земле, поинтересовались у местного населения родниками. Необходимо было пополнить запасы воды. Правда, вместо кристально чистого ручья обнаружили болото, в котором еле сочилась вода.
— Мы стали с ребятами котелками вычерпывать грязь. На дне камнями действительно некогда был выложен родник. Решили натаскать булыжников, чтобы заново огородить источник. Дети кривились и жаловались, что тяжело. Сделав колодец, пошли кушать и гадали: когда же прибудет вода? К вечеру? А может, только к утру? — говорит с улыбкой Елена. — Пообедав, решили посмотреть, что с родником. Все с досадой ахнули: вода ушла совсем! Но, когда подошли ближе, увидели: она не исчезла, а была такой чистой и прозрачной, что ее сперва и не разглядели. Дети поняли, что работали не зря.
Прежде чем отправляться в путь на несколько дней, ребенка нужно подготовить, отмечают педагоги.
— Мы начинаем с однодневных выездов. Ребята учатся общаться, действовать в команде, отрабатывают походные навыки. Ведь не знают даже, какие дрова собирать для костра! А пока его разожгут, могут всю коробку спичек израсходовать. Привыкли к мангалам и готовым углям на даче, — констатирует Игорь. — Заметил, что девочки более выносливые. В наше время мальчишки от стыда сгорели бы, если снаряжение тащила бы девочка. А для нынешних подростков это нормально.
Крутые берега
Сергей Уразов заведует отделом спортивного туризма в Минском государственном туристско-экологическом центре детей и молодежи. Обучает подрастающее поколение технике водного туризма. Ребята под его руководством участвуют в сплавах на байдарках, каяках и катамаранах. Сергей Алексеевич увлекся этим лет 30 назад. Говорит, тогда еще «воды» было много, имея в виду туристов-водников.
— Проплывали Карелию, Таджикистан, Карпаты, — делится педагог. — Дети позанимаются годик в кружке, потренируются на белорусских реках, например на Нарочанке, а потом спускают байдарки и по Южному Бугу. Это голубая артерия юго-запада Украины — классическая двойка, то есть имеет вторую категорию сложности.
Правда, туристом-водником С. Уразов стал не сразу. По образованию он учитель физкультуры. Когда молодой педагог пришел в школу, его тут же отправили на курсы по туризму. Первые походы с детьми организовывал пешеходные.
— Так и ходил, ходил… Пока друг однажды не пригласил поучаствовать в водном походе. Тогда я впервые вживую увидел лодку, — вспоминает Сергей.
Маршрут оказался сразу третьей категории сложности. Речные перекаты, пороги и шиверы (каменистое мелководье) не отбили охоту к путешествиям, а раззадорили.
— С тех пор предпочитаю такой вид туризма. А знаете, почему? Пешком на гору, пешком с горы, при этом на тебе рюкзак. Во время водного путешествия тоже приходится тащить много тяжестей. Но дотянешь вещи до берега реки, сядешь в лодку — и тебя несет вода. Главная задача — хорошо управлять плавсредством, — рассуждает Сергей Алексеевич.
Понятное дело, и романтика имеет здесь место. Когда спускаешься по реке, пейзажи стремительно меняются. Не знаешь, какие красоты откроются за поворотом!
А бывает так, что уныло гребешь долгое время, а потом:
— О! Шумит, слышите? Значит, порог! — почти шепчет Уразов, вспоминая то чувство, когда в нескольких метрах от тебя начинает бурлить течение.
Подплываешь. Если порог сложный, останавливаешься, продумываешь стратегию спуска, ставишь страховку. В водном походе, каким бы ты ни был опытным туристом, можно столкнуться с неожиданными ситуациями. Даже в Беларуси, где нрав у речек некапризный.
— В прошлом году были на Ислочи. Казалось бы, проплывали ее раз десять! Но той весной подмыло дерево: громаднейший дуб свалился поперек русла, — делится педагог. — Кричу восьмикласснице, выполнявшей функции матроса: «Машуня, причаливаем!» Вещи перенесли на берег, а лодки — через препятствие вручную.
Второй экипаж, двигавшийся следом, решил облегчить переход — перетащить плавсредство через дуб, не выходя на берег.
— Кувырк — и лодка утонула! Вещи плавают, всё мокрое. Но ничего, обсушились. Поход продолжился, — улыбается С. Уразов. — Кстати, главное правило при оверкиле — выплыть с веслом в руке. Оно в этом случае послужит спасательным кругом. Мы ходим в походы и в мае. Если случается переворот в воде, неподготовленный турист может от холода и неожиданности растеряться.
В аварийной ситуации все действия должны быть доведены до автоматизма. Поэтому, чтобы отправиться в водный поход даже по спокойной реке, надо прежде потренироваться. Сделать это можно в объединениях по интересам туристско-экологического центра. Набирают детей на направление «Водный туризм» с 8–9 лет. В течение года ребята занимаются в спортзале, тренируются, чтобы стать выносливыми. Зимой посещают бассейн, где на каяках (пластиковых лодках) учатся правильно держать весло, четко выполнять гребок, а также… тонуть. Перевернулся разок в байдарке. Страшно? Еще раз! Весло в руке? Выплывай. И так до тех пор, пока не станешь контролировать себя в экстренных ситуациях.
Фото из архива героев
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Станция юных туристов г. Павлово
Пора в поход.
(Роль похода в активном отдыхе детей)
Автор: Емельянов Михаил Павлович
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «СЮТур»
г. Павлово 2017 г.
Детский туризм является одним из самых доступных и массовых форм активной деятельности. Это не только отдых и оздоровление для детей, но и средство их воспитания, но и одно из самых важных факторов познания окружающего мира.
Дополнительное туристско-краеведческое образование является своеобразной образовательно-воспитательной средой, в которой и осуществляется формирование увлеченных активной деятельностью в сфере физической культуры, спорта и туризма и краеведения обучающихся, с учетом их индивидуальных способностей, мотивов, интересов и ценностных ориентаций.
В своей работе в области туризма и краеведения мы помогаем учащимся расти физически и духовно, познавать окружающий мир, себя. Во время туристских походов они учатся преодолевать различные трудности, закаливать себя физически, изучают родной край, учатся ценить дружбу, заботу и помощь друга, с пользой проводят свое свободное время.
Цель работы педагогов туристско-краеведческой направленности – это приобщение обучающихся к здоровому образу жизни через участие в походах и туристских путешествиях. Основные задачи, которые педагоги ставят перед собой, чтобы достичь поставленной цели таковы: обучать детей нормам здорового образа жизни, совершенствовать знания учащихся в области здорового образа жизни, через пребывание в условиях природной среды; развивать память, внимание, сообразительность, быстроту восприятия, логическое мышление, задатки и склонности к различным видам спорта; воспитывать любовь к здоровому образу жизни; умение работать в коллективе, уважать мнение товарищей, бережное отношение к природе.
Формы активного отдыха учащихся
Активный отдых имеет большое воспитательное значение, он используется как средство физического, эстетического, трудового, морально-нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения, как средство познания окружающей среды и человека в природных условиях. Оказывает воспитательное воздействие сравнительно простыми и доступными средствами: походы, путешествия, экскурсии, прогулки, туристские слёты и соревнования, а также краеведческая и природоохранная деятельность.
Основными формами туристской работы являются занятия туристско-краеведческой секции, походы, путешествия, туристские слёты, соревнования.
Туристский поход это путешествие с активным способом передвижения
в отдалённых от места жительства района, осуществляемое с образовательной, оздоровительной, спортивной исследовательской целью.
По продолжительности различают походы однодневные, двухдневные,( походы выходного дня без ночёвки, с ночёвкой) и многодневные .
Путешествия – это многодневные походы, проводимые обычно в каникулярное время. Походы и путешествия могут быть ближними и дальними, т.е. их маршруты проходить по территории родного края (ближние) или выходить за его пределы, проходить по другим областям и регионам страны (дальние).
Прогулка представляет собой передвижение на местности с познавательной, оздоровительной целью, с целью закаливания организма. В зависимости от времени года и подготовленности человека прогулки могут быть пешие, лыжные, велосипедные, лодочные. Это самая простая и доступная кратковременная форма туризма.
Экскурсия – коллективное посещение определённых объектов с познавательной или научной целью. Экскурсия также преследует цель расширения кругозора, общего культурного развития человека.
Туристская экспедиция представляет собой организованное многодневное путешествие в малоисследованный район, который осуществляется со специальными исследовательскими целями.
Поход как основная форма активного отдыха детей
Одним из самых массовых и доступных форм занятий является туризм. Туризм является самой массовой формой активного отдыха и оздоровления, одним из самых важных средств воспитания. Он характеризуется многими положительными свойствами:
Туристические маршруты выводят нас на свежий воздух. Ученые давно установили, что свежий воздух очень богат отрицательными ионами, которые обладают способностью быстро и эффективно снимать усталость. Туристический поход – это движение, физическая нагрузка, которая самым благотворным образом воздействуют на организм человека. Тренированный человек не так скоро утомляется, работоспособность у него всегда повышенная. Тишина леса, простор полей, аромат и краски леса – все многообразие красот родной природы заставляют забыть о будничных делах и заботах, раскрепощают нервную систему.
Наконец, туризм является профилактикой различных правонарушений. Он решает проблему занятости детей, позволяет им рационально использовать свое свободное время, органически сочетать досуг с образовательной деятельностью.
Походы помогают воспитывать у учащихся действительную любовь к Родине, патриотизм, гражданственность. Любить что-то абстрактное, гордиться чем-то неизвестным, пытаться изменить к лучшему непонятное, не увиденное, конечно, невозможно. А вот в походах, на экскурсиях по своей малой Родине и за ее пределами школьники познают наше Отечество: природу, историю, культуру, любуются памятниками архитектуры, соприкасаются с творчеством и великими делами наших замечательных соотечественников, с реальной жизнью. Именно эти впечатления детства имеют исключительное значение в формировании любви к Родине. Чем полнее и ярче будут эти впечатления, тем глубже будет чувство Родины, патриотизма, гражданственности.
Туризм создает благоприятную среду для воспитания трудовых и волевых навыков. В походе турист учится преодолевать препятствия, готовить пищу, рубить дрова, ставить палатку. Педагог учит этому своим личным примером. Во время похода перед педагогом открываются такие стороны характера воспитанников, которые, невозможно познать в условиях обычной школьной жизни. Туристская группа-это не класс. Походная жизнь сближает туристов, они лучше узнают друг друга. Часто туристский коллектив, эффективно воздействует на нарушителей дисциплины.
Туристические мероприятия и подготовка к ним помогают ребятам приобретать опыт общения с окружающими людьми, дипломатии, решая различные текущие вопросы. В совместной деятельности, особенно в автономных условиях ребята накапливают опыт формирования отношений друг с другом и взрослыми людьми (руководителями), проявляют свои лучшие качества, высокие нормы и ценности человеческого поведения: дружбу, взаимовыручку, щедрость, понимание, заботу о более слабых. Этот опыт человеческого взаимодействия обеспечивает детям психологическое здоровье.
Туризм учит «пробовать на вкус» природу. Непосредственное общение с природой учат детей бережному отношению к ней, способствует экологическому воспитанию.
Занятия туризмом укрепляют здоровье, тренируют организм, закаляют характер, вырабатывают такие черты как выносливость, силу, ловкость, воспитывают волевые качества. Занятия туризмом для подростков – это и романтика, и приключения, и реализация потребностей в риске. Походы позволяют наиболее полно удовлетворить эту потребность. Здесь все время надо быть начеку, преодолевая трудности маршрута. А сюрпризы природы: ураганный ветер, снег, дожди, холодные ночи, мошкара и комары и многие другие опасные, экстремальные ситуации, которые надо преодолеть, найти выход. Интересный парадокс: по статистическим данным, находясь в походе, человек рискует в десятки раз меньше, чем оставаясь дома. Это объясняется не отсутствием опасности, а готовностью и умением ее преодолевать.
В походе реализуются возможности каждого, происходит становление личности, ее самоутверждение и еще многое другое необходимое подростку в повседневной жизни и подготовке его к самостоятельной жизни.
При подготовке к походу учитывают:
1.Варианты подъезда и выезда с маршрута:
2.Сведения о возможности организации заброски и пополнения продуктов на маршруте:
3.Запасные и аварийные выходы с маршрута:
4.Дополнительные сведения: пункты телефонной и телеграфной связи, магазины, медицинские пункты, интересные экскурсионные объекты.
5.Адреса и телефоны туристских организаций:
6.График движения
Предварительная подготовка похода
Предварительная подготовка к путешествию – основной фактор успешности проведения туристского путешествия. Конечно, сами педагоги провели большую подготовку для того, чтобы поход непременно состоялся:
-разрабатывается план подготовки и проведения похода, составляется смета расходов по организации и проведению похода в определённы район;
-ведётся переписка по электронной почте с принимающей стороной по организации похода;
– подбирается и проверяется всё необходимое снаряжение для проведения запланированных мероприятий,
-составляется меню и перечень необходимых продуктов, утверждённый СанЭпидСтанцией, получаются продукты;
-принимаются меры по обеспечению безопасности в путешествии;
-оформляется приказ о проведении похода, проводится инструктаж с руководителями туристской группы;
-заполняется маршрутный лист или маршрутная книжка, оформляется страховка на участников похода;
Подготовка детей к прохождению маршрута
-в течение учебного года на занятиях, экскурсиях, в однодневных походах, соревнованиях в рамках учебной программы «Школа безопасности» школьники получают определённые знания, умения, навыки, которые требуют особого закрепления в естественных природных условиях;
– изучаются литературные источники о районе путешествия и подбирается картографический материал, заготовливаются памятки (по охране природы);
-проводятся беседа о предстоящем походе летом и опрос об ожиданиях и пожеланиях по проведению путешествия;
-организовывается вакцинация (для желающих привиться против клещевого энцефалита);
-распределяются походные обязанности;
-подготавливается снаряжение (личное и групповое);
-получается медицинский допуск к участию в туристском походе, проводится инструктаж о правилах передвижения туристской группы, ТБ при бивачных работах, ТБ при купании и т.д.;
В течение учебного года проводится работа с родителями учащихся:
-родители приглашаются на соревнования, которые проходят в течение учебного года;
– проводятся родительские собрания;
-организовываются фотовыставки, просмотр фильмов о районах предстоящих путешествий;
-заключаются договора и пишутся заявления на участие детей в туристском путешествии.
Меры по обеспечению безопасности
– в целях обеспечения безопасности при прохождении маршрута были привлекаются проводники со стороны принимающей стороны;
-в группе (направляющий и замыкающий) имеется радиосвязь;
-группа снабжается GPS навигатором и картографическим материалом;
– время проведения – период спада клещевой активности, но в группе имеются реппеленты- баллончики с аэрозолем от клещей для нанесения на одежду и снаряжение, а дети и руководители проходят вакцинацию против клещевого энцефалита в течение учебного года ;
-наличие у детей медицинской справки-допуска;
– наличие мобильной связи (МТС присутствует на протяжении всей тропы);
-обязательное присутствие медицинского работника, имеющего необходимый комплект медикаментов в районе путешествия;
-страхование всех участников путешествия от несчастного случая (на время проведения путешествия);
-соблюдение всех нормативно-правовых актов и санитарно-эпидемиологических правил и норм по организации и проведению многодневных туристских путешествий;
Финансовое и материальное обеспечение путешествия
Материальное обеспечение группы необходимым снаряжением личным (рюкзак, туристский ковёр, спальный мешок), групповым (палатки, котлы, рем.набор), несла организация, проводящая путешествие (МБОУ ДОД «Станция юных туристов» Анжеро-Судженского городского округа).
Питание участников путешествия обеспечивалось продуктами базовой столовой при Управлении Образования Администрации Анжеро-Судженского городского округа из расчёта 150 руб. на 1 человека в сутки (по городской программе организации летнего оздоровительного отдыха детей). Перечень продуктов для многодневного путешествия был утвержден Санитарно-Эпидемиологической Станцией города.
Все остальные финансовые расходы: проезд, страхование, проживание на базе отдыха, экскурсионное обслуживание, аптечка, несли участники путешествия.
Рекомендации:
- При планировании путешествия надо учитывать коэффициент на ж/д билеты, который изменяется в течении года;
- Стоимость аренды автотранспорта будет зависеть от стоимости ГСМ в данном регионе.
Исследовательско – познавательная работа в походе
(проводится на протяжении всего маршрута или на отдельных участках)
Выбор общественно-полезной работы определяется изучением информации о данном маршруте. Отсюда ставится и цель работы: знакомство с интересными объектами на маршруте, их посещение, фотосъёмка и описание. Определение местоположения по карте.
Общественно-полезная работа
Результативность общественно полезной работы в походе зависит от соблюдения таких правил: выполнение заданий не должно вредить познавательной ценности путешествия, мешать активному отдыху или безопасности туристской группы; необходима предварительная договоренность, согласованность полезной инициативы туристов с соответствующими учреждениями; требуется подготовка (образовательная, трудовая) туристов, обеспечения их необходимым рабочим инструментом, приборами исследований и т.п.. Перед туристами следует поставить конкретные задачи, доступные для выполнения; желательно создать интересную торжественную атмосферу для общественно полезной работы, элементы соревнования; следует доводить работу туристов до логического завершения, награждать самых активных ее участников, обеспечивать наглядность результате.
Итак, основным условием успешного осуществления общественно полезной деятельности является создание комфортной психологической атмосферы в группе, заинтересованности в результатах своего труда, сознательное отношение к ней
Всем известно, что охрана природы – одна из наиболее злободневных проблем современности.
Немного поразмыслив над глобальностью вопроса охраны природы решаем внести посильный вклад в дело охраны природы: изготавливаем с ребятами памятки, ламинируем (с целью продления срока годности) и ставим цель нашей общественно- полезной работы.
Цель:
Воспитание бережного отношения к природе, любви к родному краю через пропаганду правил поведения в природе.
Данная общественно – полезная работа была выполнена участниками в качестве учебно-тренировочного мероприятия для усвоения определённых знаний и формирования навыков поведения в природных условиях.
По итогам пройденного похода всегда делаются выводы . Выглядеть они могут следующим образом:
Цели и задачи, поставленные перед группой перед походом, выполнены.
1. Маршрут был пройден полностью всеми участниками группы без травм и заболеваний.
2. Сложность маршрута, график и темп движения, уровень сложности
препятствий соответствовал уровню физической, технико-тактической и морально-волевой подготовке участников.
3. Поход был совершён в благоприятных погодных условиях.
4. Поход был пройден без особых трудностей, значит, группа может пройти и более сложный маршрут.
5. Запланированный график движения группы был выполнен полностью.
Таким образом, главную цель путешествия можно считать достигнутой – обучающиеся готовы к совершению категорийных пешеходных походов.
Туризм способствует сохранению и укреплению здоровья, экологическому воспитанию, решает проблемы общения, рационального использования свободного времени, помогает изучить природу родного края. А изучение родного края – это прекрасное дополнение к школьным курсам природоведения, экологии, географии, ботаники, зоологии, истории и других предметов. Ведь как бы ни были глубоки знания, почерпнутые из учебников и книг, они не заменят изучение природы, населения, экологии лицом к лицу. Не заменят собственных наблюдений, поисков, встреч с интересными людьми.
Подведение итогов похода имеет большую педагогическую ценность. В любом походе дети чему-то учатся. Оценить их действия, высказать замечания и предложения по исправлению недостатков – значит наметить пути дальнейшего совершенствования каждого члена группы. В оценке действий каждого, похвале за хорошую работу, помощь коллективу дети видят признание их значимости. Это помогает в становлении их жизненной позиции, в желании и далее приносить пользу своему коллективу.
После проведения однодневного похода разбор действий участников можно провести на следующем занятии. После завершения многодневного похода каждый член группы представляет свой краткий письменный отчет о выполнении своих должностных обязанностей. На общем собрании происходит заключительное обсуждение итогов работы каждого члена коллектива и группы в целом. Важно, чтобы все дети знали оценку своего участия в походе.
Детям важно рассказать о своем походе друзьям, учителям, родителям. Это можно сделать, оформив фотогазету, дневник похода или организовав вечер, на котором юные туристы расскажут о своих впечатлениях.
Но это больше для себя – где мы были, что испытали. А для других? Для тех, кто пойдет по этому маршруту? Помните, как группа готовилась к походу? Ребята искали тех, кто бывал в этих местах, и были рады любой информации, которую от них получали. Самая простая форма – паспорт маршрута. Он содержит скупые, очень сжатые сведения, вписанные в отпечатанный образец. Более сложная форма – отчет о походе. Отчет – ценное пособие для групп, которые пойдут по этому маршруту. Работа над отчетом – очень важная форма воспитания школьников. Она дает возможность приучить ребят к наблюдательности, бережному отношению к полученному практическому опыту освоения района, желанию и умению делиться своими знаниями, своим опытом с другими: узнал сам – расскажи товарищам.
Заключение
В данной статье кратко обозначена роль туризма и краеведения в познавательном развитии обучающихся; представлены формы и методы туристско-краеведческой деятельности, которые используются в развитии познавательной деятельности обучающихся, проанализированы полученные результаты.
Работа по развитию познавательной деятельности обучающихся средствами туризма и краеведения будет продолжаться и совершенствоваться.