По наследству от родителей потомству передаются только полезные признаки
ОСНОВЫ УЧЕНИЯ ОБ ЭВОЛЮЦИИ.(9класс, ГИА)
ВАРИАНТ №1.
ЧАСТЬ 1.
А1. Ч. Дарвин жил и работал в:
1. 19 век, Англия. 3.17 век, Швеция.
2.18век, Франция. 4.18век, Германия.
А2. По наследству от родителей потомству передаются:
1. Только полезные признаки.
2. Полезные и вредные признаки.
3. Только признаки, приобретенные родителями в течении их жизни.
4. все признаки родителей.
А3. Ч. Дарвин считал, что в основе разнообразия видов лежит:
1. наследственная изменчивость и естественный отбор.
2. борьба за существование.
3. способность к неограниченному размножению.
4. единовременный акт творения.
А4. Выберите утверждение, которое точнее отражает взгляды Ч. Дарвина на эволюционные процессы.
1. любая изменчивость может служить материалом для эволюции.
2. материалом для эволюции служит наследственная изменчивость.
3. причиной возникновения приспособлений является прямая адаптация организмов к условиям среды.
4. борьба за существование – это основной результат эволюции.
А5. Значение теории Дарвина заключается в том, что она впервые:
1. объясняла механизм возникновения жизни на Земле.
2. доказала, что виды изменяются в ходе исторического развития.
3. выявила факторы, определяющие причины приспособленности видов.
4. опровергла идеи самозарождения жизни.
А6. Причиной образования новых видов, по Дарвину, является:
1. борьба за существование
2. постепенное расхождение в признаках у особей одного вида.
3. неограниченное размножение
4. непосредственное влияние условий среды.
А7. Причина приспособленности организмов и их биологического разнообразия заключается в:
1. сохранение естественным отбором полезных наследственных изменений.
2. их внутренним стремлением приспособиться к среде.
3. упражнении полезных органов и передаче их по наследству потомкам.
4. единовременном творении всех форм жизни.
А8. Заяц-беляк периодически линяет, изменяя окраску шерсти. Это приспособление:
1. заложено Творцом.
2. сформировалось исторически.
3. не обусловлено генетически.
4. унаследовано от древних млекопитающих.
А9. Устойчивость к ядам у тараканов – это следствие:
1. движущего отбора.
2. стабилизирующего отбора.
3. направленной наследственной изменчивости.
4. несовершенства ядов.
А10. В процессе макроэволюции:
1. появляются новые популяции. 3. появляются новые виды.
2. изменяются популяции. 4. появляются новые классы.
А11. Синонимом термина « морфофизиологический прогресс» является термин:
1. идиоадаптация. 3. конвергенция
2. ароморфоз 4. адаптация
А12. Примером ароморфоза можно считать:
1. перья птиц 3.крепкий клюв у дятла.
2. красивый хвост у павлина. 4. длинные ноги у цапли.
А13. Примером идиоадаптации можно считать:
1. шерсть у млекопитающих.
2. вторую сигнальную систему у человека.
3. длинные ноги у гепарда.
4. челюсти у рыб.
А14. Примером дегенерации можно считать отсутствие:
1. конечностей у змей.
2. зубов у птиц.
3. хвоста у взрослых лягушек.
4. пищеварительной системы у цепня.
А15. Корень, возникший у наземных растений, можно рассматривать как:
1. ароморфоз 3. дегенерацию
2. идиоадаптацию 4. дивергенцию.
А16. Отсутствие кишечника у бычьего цепня можно рассматривать как:
1. ароморфоз 3. дегенерацию
2. идиоадаптацию 4. дивергенцию.
А17. Длинный липкий язык, которым хамелеон ловит насекомых можно рассматривать как:
1. ароморфоз 3. дегенерацию
2. идиоадаптацию 4. дивергенцию.
А18. Рецессивные мутации не могут накапливаться в популяциях:
1. зебры 3. майского жука.
2. ландыша лекарственного 4. бактерии кишечной палочки.
А19. Мутационный процесс:
1. закрепляет изменения генофонда популяции.
2. направляет эволюцию.
3. вызывает появление новых аллелей в популяции.
4. обеспечивает выбор наиболее жизнеспособных генотипов.
А20. Ребенок получил от каждого из родителей две разные мутации, содержащиеся в негомологичных хромосомах. Его будущие дети:
1. получат только одну мутацию.
2. получат обе мутации.
3. не получат ни одной мутации.
4. возможны все три варианта.
ЧАСТЬ 2.
В1. Выбери три правильных ответа из шести.
Укажите положения дарвиновской теории эволюции.
А) Организмам присуще внутреннее стремление к прогрессу.
Б) Приобретённые полезные признаки наследуются.
В) Организмы размножаются в геометрической прогрессии.
Г) Мельчайшее различие между организмами может иметь значение для их выживаемости.
Д) В природе выживают и оставляют потомство наиболее приспособленные особи.
Е) Эволюционный процесс подразделяется на микро – и макроэволюцию.
В2. Установите соответствие. Соотнесите формы изоляции с примерами изоляции.
ПРИМЕРЫ ИЗОЛЯЦИИ ФОРМЫ ИЗОЛЯЦИИ
1.мухи пестрокрылки, откладывающие А) географическая
яйца на яблоне и боярышнике изоляция
2. растущие в Калифорнии сосны, Б) экологическая
у которых пыльца осыпается в феврале и в апреле. Изоляция
3. Бурые медведи Канады и Финляндии.
4.Дымчатые леопарды, живущие в Индокитае и на острове Тайвань.
5. Полевки обыкновенные, живущие в лесу вдали от воды и по берегам озер.
6. Дриада восьмилепестковая (растение тундры) из Норвегии и Альп.
В3. Укажите правильную последовательность возникновения приспособлений организмов к изменившимся условиям окружающей среды. В ответе запишите соответствующую последовательность букв.
А) внешнее проявление нового признака.
Б) возникновение наследственного изменения.
В) распространение изменения в популяции.
Г) закрепление признака под действием естественного отбора.
Д) расширение ареала.
В4. Вставьте в текст « ПОПУЛЯЦИИ» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр впишите в таблицу.
ПОПУЛЯЦИИ.
В популяциях происходит_____,который обеспечивает выживание наиболее приспособленных к условиям среды особей. Генетической основой этого процесса является________. Конкуренция между особами в популяциях за ресурсы среды приводит к_____,которая особенно обостряется в популяциях с ______.
ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ.
наследственность особей естественный отбор. наследственная изменчивость особей. стабильность численности особей. избыточная численность особей. борьба за существование.
ЧАСТЬ 3.
С1. Почему гомологичные органы считаются одним из доказательств эволюции?
А можно ли считать доказательством эволюции возникновение аналогичных органов?
С2-С3. Прочитайте текст. Выполните задание.
ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРИСПОСОБЛЕНИЙ У ЖИВОТНЫХ.
Биологи Ж-Б. Ламарк и Ч. Дарвин по-разному объясняли причины возникновения новых видов. Первый полагал, что новые признаки у животных и растений появляются в результате их внутреннего стремления к образованию новых приспособлений. Оно заставляет организмы упражняться в достижении своих целей и, таким образом, приобретать новые свойства. Так, по мнению Ламарка, у жирафа, добывающего пищу на высоких деревьях, появилась длинная шея, у уток и гусей – плавательные перепонки на ногах, а у олений, вынужденных бодаться, появились рога.
Кроме того, ученый считал, что приобретенные организмом в результате упражнений признаки всегда полезны и они обязательно наследуются.
Ч. Дарвин, пытаясь выяснить механизмы эволюции, предположил, что причинами появления отличий между особями одного вида являются наследственная изменчивость, борьба за существование и естественный отбор. В результате изменчивости появляются новые признаки. Некоторые из них наследуются. В природе между особями происходит борьба за пищу, воду, свет, территорию, полового партнера. Если новые признаки оказываются полезными для особи в определенных условиях среды и помогают выжить и оставить потомство, то они сохраняются естественным отбором и закрепляются в поколениях в процессе размножения. Особи с вредными признаками отсеиваются. Свои предположения ученый подтвердил, наблюдая за работой селекционеров. Он обнаружил, что в процессе искусственного отбора человек скрещивает особей с определенными, нужными селекционеру, признаками и получает разнообразные породы и сорта. Ч. Дарвин предположил, что в природе происходит нечто подобное. В результате естественного отбора возникают особи, обладающие новыми приспособлениями к условиям окружающей среды.
С2. Прочитайте текст. Заполните в таблице « Сравнительная характеристика взглядов Ж-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на причины возникновения приспособлений у животных» графы, обозначенные цифрами 1,2,3. При выполнении задания перерисовывать таблицу не обязательно. Достаточно записать № графы и содержание пропущенного элемента.
Сравнительная характеристика взглядов Ж-Б. Ламарка и Ч. Дарвина на причины возникновения приспособлений у животных»
Признаки для сравнения | По Ламарку | По Дарвину |
Причины появления длинной шеи у жирафа | 1 | Наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. |
Характер изменений, лежащих в основе возникновения приспособлений. | 2 | Изменения могут быть вредными и полезными. Наследственные изменения либо сохраняются, либо отсеиваются. |
Будут ли через несколько поколений рождаться бесхвостые щенки, если их родителям купируют хвосты? | Хвост у щенят постепенно исчезнет. | 3. |
С3. Объясните, каким образом могло возникнуть приспособление к распространению плодов-крылаток у клена? (Используя текст).
ОТВЕТЫ: 1.1.
2.2
3.1.
4.2
5.3.
6.2
7.1.
8.2
9.1
10.4
11.2
12.1
13.3.
14.3
15.1
16.3
17.2
18.4.
19.3
20.4.
В. 1) ВГД.
2)ББААБА
3) ДБВАГ.
4) 2365.
С1. Гомологичные органы у представителей родственных групп имеют общее происхождение, но разную степень развития – кожа рептилий и шерсть млекопитающих, рука человека и рука гориллы, губы человека и слона. Их существование доказывает факт эволюции. Аналогичные органы – похожие по функциям, но различные по происхождению также можно считать доказательством эволюции, ибо они свидетельствуют о сходных приспособлениях, выработанных у разных групп организмов в близких условиях среды. Форма тела акулы и дельфина как раз такой пример.
С2. 1) Внутреннее стремление к совершенству через упражнения.
2) Все новые признаки полезны и сохраняются в потомстве.
3) Щенята всех поколений будут рождаться хвостатые.
С3. 1) В результате наследственной изменчивости у плодов могли появиться зачатки лопастей, выростов.
2) Эти выросты позволили плодам перемещаться с помощью ветра на более дальние расстояния, чем остальным, не имеющим выростов.
3) В течение времени естественный отбор сохранял те плоды, у которых новый признак проявляется сильнее.
Источник
Если вы услышите в свой адрес заявление вроде «Ты вся / весь в мать», то знайте, что это заведомо ложное утверждение. На самом деле мы (особенно женщины) больше похожи на своих отцов, а не на матерей. Кроме того, есть предположение, что образ жизни отца до момента зачатия ребенка, его питание и самочувствие закладывают основы здоровья будущего малыша. О том, какие признаки передаются ребенку от папы, а какие — от мамы, читайте в этой статье.
Чаще всего дети наследуют от своих родителей форму кончика носа, область вокруг губ, размер скул, уголки глаз и форму подбородка. При распозновании лиц эти участки являются ключевыми, поэтому люди с одинаковыми областями кажутся нам поразительно похожими и даже идентичными.
А вот область между бровями часто отличается у родителей и их детей.
Дочь Риз Уизерспун унаследовала от мамы голубые глаза, форму скул, подбородка и кончика носа.
Мамины гены обычно составляют 50 % ДНК ребенка, а папины — остальные 50 %. Однако мужские гены более агрессивные, чем женские, поэтому они чаще проявляют себя. Так, на 40 % активных маминых генов может быть 60 % папиных.
Кроме того, организм беременной женщины распознает плод как наполовину чуждый организм. Чтобы сохранить ребенка, ему приходится мириться с захватническими отцовскими генами (иногда в ущерб собственным).
Тем не менее можно определить, какие признаки передадутся малышу от папы, а какие — от мамы.
Пол ребенка
© Pixabay © Pixabay
Пол будущего малыша зависит от отца. От мамы ребенок всегда получает X-хромосому, а от папы либо тоже X-хромосому (и тогда будет девочка), либо Y-хромосому (и тогда будет мальчик).
При этом если у мужчины в семье много братьев, то у него будет больше сыновей, а если много сестер, то, соответственно, дочерей. Лишь у части мужчин сперма содержит примерно равное соотношение X- и Y-хромосом, и у них с одинаковой вероятностью рождаются как мальчики, так и девочки.
Y-хромосома содержит намного меньше генов, чем X-хромосома, и часть из них отвечает за формирование мужских половых органов и выработку сперматозоидов. Поэтому черты внешности мальчик большей частью получит от мамы и похож будет на нее. Что касается девочек, то они получат Х-хромосомы от обоих родителей, так что заранее предугадать их облик не удастся.
Состояние зубов
© Depositphotos © Depositphotos
Если папа довольно частый гость в стоматологических клиниках, то, скорее всего, ребенок также будет нередко посещать дантиста. Хотя размер и форма зубов, а также особенности строения челюсти могут передаваться от любого из родителей, чаще доминирующими являются именно гены отца.
Поэтому если у папы кривые зубы, то у ребенка наверняка будет нарушение прикуса.
Интеллект
© Pexels © Depositphotos
Гены, ответственные за интеллект, содержатся в X-хромосоме. Поэтому именно матери передают свои умственные способности сыновьям. Дочери получают ментальные способности от обоих родителей. Однако наследуется лишь до 40 % материнского интеллекта,все остальное дети получают в результате воспитания. Поэтому усиленную работу над собой ничто не заменит.
В среднем IQ у мальчиков отличается от материнского не более чем на 15 пунктов.
Склонность к психическим заболеваниям
© Depositphotos © Depositphotos © Depositphotos
С возрастом у мужчин ухудшается качество спермы. Из-за этого пожилые люди могут передавать детям мутированные гены. Это повышает риск появления у ребенка психических болезней, аутизма, гиперактивности, биполярного расстройства. Также дети, рожденные от отцов в возрасте 45 лет и старше, могут быть склонны к суициду и иметь сложности с обучением.
В любом возрасте представители сильного пола, страдающие ишемической болезнью сердца, передают склонность к ней своим сыновьям. А мужчины, которые страдали от бесплодия, а потому зачатие проводилось искусственным путем, также передают сыну предрасположенность к данной проблеме.
Склонность к гемофилии и аутизму
© Osborne House, Isle of Wight / Wikimedia © Wikimedia
Одним из самых известных больных гемофилией является цесаревич Алексей. Слева на фото — его прабабушка, английская королева Виктория, которая была носителем гена гемофилии и передала его некоторым своим детям, внукам и правнукам.
Есть заболевания, которые передаются от матери, но проявляются только у мальчиков (у девочек вероятность этих болезней ничтожно мала). Так происходит, если женщина является носителем X-хромосомы с дефектным геном и именно эту хромосому передает сыну. В отличие от мамы, у мальчика только одна X-хромосома, поэтому ему нечем компенсировать мутированный ген.
К заболеваниям, передаваемым от матери, относится гемофилия (нарушение свертываемости крови) и миодистрофия Дюшенна (прогрессирующая слабость мышц). Аутизм бывает наиболее выраженным, когда он передается от матери к сыну.
Склонность к полноте
© Depositphotos
Склонность к полноте или, наоборот, стройности передается генетически. У некоторых людей вес и ширина талии на 25 % обусловлены генетикой, в большинстве же случаев — на 40%. У людей, борющихся с ожирением, эти цифры могут достигать 75–80 %, и тогда избавиться от лишних килограммов становится проблематично. Хотя и в этом случае разумная диета и физические нагрузки дадут результат.
Склонность к худобе или ожирению передается примерно одинаково от обоих родителей. При этом предрасположенность к стройности передается в меньшей степени, чем склонность к полноте.
Однако на вес ребенка при рождении влияет только мама. Независимо от того, насколько велика масса отца, ребенок родится стройным, если женщина худенькая. А вот если мама страдает ожирением, то у малыша с рождения может быть «резервный запас».
Рост
© Depositphotos © Depositphotos
На рост ребенка в большей степени влияют отцы, чем матери. У высоких мужчин дети, как правило, имеют при рождении более высокий рост. В целом от 60 до 80 % роста ребенка определяется его отцом и матерью, а остальное — результат его питания, образа жизни и здоровья. Кроме того, не все дети одних родителей имеют одинаковый рост: как правило, младшие ниже старших.
Есть 2 формулы для определения роста будущего ребенка.
- Если у вас мальчик, к росту мамы прибавьте рост папы и затем еще 13 см. Разделите сумму на 2 — и вы узнаете, насколько высоким будет ваш сын. Если у вас девочка, то к росту мамы прибавьте рост папы и вычтите 13 см. Разделите полученный результат на 2 — и вы получите примерный рост вашей дочки.
- Запишите рост девочки в 18 месяцев, а мальчика — в 2 года и умножьте данные на 2. Такой рост (плюс-минус 10 см) и будет у вашего ребенка во взрослом возрасте.
Цвет глаз
© Georges Biard / Wikimedia © East News © Georges Biard / Wikimedia
Карий цвет глаз является доминантным признаком. Поэтому, если у одного из родителей (особенно у отца) темные глаза, а у другого — голубые или зеленые, то ребенок, скорее всего, будет кареглазым. Шанс увидеть светлоглазого малыша все же остается, но только если у родителя с темными глазами есть рецессивный ген, ответственный за голубой цвет глаз.
Голубой и зеленый цвет глаз — рецессивные признаки, но голубой является более доминантным, чем зеленый.
В то же время не исключена возможность появления кареглазого малыша у голубоглазых родителей.
Ямочки на щеках
© s_bukley / Depositphotos © s_bukley / Depositphotos
Ямочки на щеках — это доминантный признак. Если они есть хотя бы у одного из родителей, то с большой вероятностью они проявятся и у ребенка.
Кудрявость волос
© s_bukley / Depositphotos © REHAB/bauergriffinonline.com / East News
Кудрявые волосы — это очень красиво, и многие мамы мечтают, что у их ребенка тоже будут кудряшки. Однако, несмотря на то что склонность волос завиваться — это доминантный признак, наличия его у одного из родителей недостаточно.
Упрощенный вариант схемы такой:
- Если у обоих родителей курчавые волосы, то и у ребенка будут кудряшки.
- Если у мамы и папы прямые волосы, то и у малыша будут прямые.
- Если у одного из родителей — кудри, а у другого — прямые волосы, то у их чада волосы будут волнистыми.
Вместе с тем если оба родителя имеют кудри, а в семье у них были люди с прямыми волосами, то может случиться, что и у ребенка волосы будут прямыми.
Бонус: как предсказать, какая внешность будет у малыша
Посмотрите семейные фотографии обоих родителей. Обратите внимание на то, какие черты неизменно повторяются у большинства родственников (нос с горбинкой, курчавые волосы, темный цвет глаз). Эти черты являются доминирующими, и с большой вероятностью они проявятся и у вашего будущего ребенка.
На кого из родителей вы похожи? Может быть, ваш ребенок удивил вас неожиданным цветом глаз или кудрявой шевелюрой? Расскажите нам об этом.
Источник