По карте тектоника и полезные ископаемые

По карте тектоника и полезные ископаемые thumbnail



1. По карте «Тектоника и полезные ископаемые» (см. Приложение, с. 250—251) определите, какими полезными ископаемыми богата Россия. Какие закономерности в их размещении можно выявить?

Недра нашей страны богаты огромными запасами полезных ископаемых, по многим из которых Россия занимает первые места в мире. В частности Россия обладает огромными запасами нефти и природного газа, угля, никеля, калийными солями, золотом, вольфрамом, оловом, кобальтом, молибденом, цинком, свинцом и др. Общая закономерность залегания полезных ископаемых такова: большинство рудных полезных ископаемых сосредоточено на территории гор, в то время как на равнинах залегают топливные полезные ископаемые.

2. Выберите верный ответ. В районах платформ, где близко к поверхности расположен их фундамент, добывают: а) нефть и природный газ; б) каменный уголь; в) металлические руды.

Ответ: В.

3. Как образуются россыпные месторождения?

Россыпные месторождения встречаются в местах, где наземная металлосодержащая порода подвергается атмосферному воздействию, а образовавшиеся обломки породы смываются реками в моря. Там они «сортируются» течением, волнами, приливами и отливами таким образом, что тяжелые металлические частицы скапливаются, образуя залежи минерального песка. Они обычно принимают форму прибрежных отложений, но там, где изменялся уровень моря, они могут присутствовать и вне материкового шельфа. При добыче ценных ископаемых из песка его поднимают драгами и просеивают, отделяя металлические компоненты.

4. Где в России сосредоточены месторождения угля, нефти и газа?

Основные месторождения природного газа расположены в районе севера Западной Сибири; месторождения нефти имеются в центральной части Западной Сибири, Поволжье, в предгорьях Северного Кавказа, на острове Сахалин; Месторождения угля сосредоточены в Печерской низменности, около Кузнецкого Алатау, в Средней Сибири. В целом самым «богатым» регионом, наиболее обеспеченным минеральными топливными ресурсами, является Западная Сибирь.

5. Какие территории и почему связаны в России с землетрясениями и вулканизмом?

Показателем активности земной коры выступают землетрясения и вулканизм. Эти явления возникаю в результате столкновения, подныривания или раздвижения литосферных плит. Си-ла и частота землетрясений на территории России особенно явно проявляется в горах Кавказа, При¬байкалья и Забайкалья, Камчатки, Сахалина, Курильских островов. Кавказ – один из районов России повышенной сейсмической активности. Действующие и потухшие вулканы расположе¬ны на крайних восточных рубежах России – Камчатке и Курильских островах – крае вулканов.

6. Какое утверждение о полезных ископаемых России является верным? а) Нерудные полезные ископаемые чаще залегают в складчатых областях. б) Рудные полезные ископаемые приурочены к складчатым областям или фундаменту древних платформ. в) Самые главные топливно-энергетические ресурсы — горючие сланцы и торф.

Ответ: А.

7. Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

Экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых:

Сформулируйте экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых. Как, на ваш взгляд, решать эти проблемы?

8. В ресурсах Интернета или в библиотеке найдите книгу А. Е. Ферсмана «Воспоминания о камне». Прочитайте полностью главу «Карта». Обсудите в классе, помог ли поэтический рассказ о геологической карте лучше понять тему о недрах Земли.

«Воспоминания о камне» – не учёный труд и не научно-популярная книга в обычном смысле этого слова: это, если можно так выразиться, научная лирика, одинаково замечательная и в смысле глубины истинно поэтического чувства, и в смысле изящества формы. Книга А.Е. Ферсмана помогла понять те области знании, которые были нам малоизвестны. Живой рассказы автора очень удачно объясняет процессы, происходящие в недрах Земли, отлично дополняет общие представления о тематике полезных ископаемых.

Источник

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

Комментарий: Работу лучше выполнять по шагам, последовательно выполняя задания к контурным картам. Для того, чтобы увеличить карту, просто нажмите на неё. Также можно увеличивать и уменьшать размер страницы при помощи одновременного клавиш Ctrl и «+» или Ctrl и «-«.

ЗАДАНИЯ

Для выполнения заданий будем рассматривать атлас на страницах 4, 5, 10 и 11.

1. Разными цветами покажите складчатые области, штриховкой покажите выступы кристаллического фундамента.

  • Граница России обозначена красной линией.
  • Байкальская и раннекаледонская складчатость (1200 — 520 млн. лет) — тёмно-синяя заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каледонская складчатость (460 — 400 млн. лет) — фиолетовая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Герцинская складчатость (300 — 230 млн. лет) — коричневая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Мезозойская складчатость (160 — 70 млн. лет) — тёмно-зелёная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Кайнозойская складчатость (от 30 млн. лет до наст. врем) — жёлтая заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Выступы кристаллического фундамента — красная заливка

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

2. Подпишите названия крупных форм рельефа: равнины, низменности, горы, нагорья, плоскогорья, плато.

Равнины России:

  • Восточно-Европейская (Русская) равнина
  • Западно-Сибирская равнина
  • Азово-Кубанская равнина (1)

Низменности России:

  • Прикаспийская низменность
  • Северо-Сибирская низменность
  • Яно-Индигирская низменность
  • Колымская низменность
  • Барабинская низменность

Горы России:

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)
  • Уральские горы
  • Алтай
  • Саяны
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)
  • Верхоянский хребет
  • хребет Черского
  • Становой хребет

Нагорья России:

  • Корякское нагорье
  • Чукотское нагорье
  • Алданское нагорье
  • Становое нагорье

Плоскогорья России:

  • Среднесибирское плоскогорье
  • Анадырское плоскогорье
  • Янское плоскогорье

Возвышенности России:

  • Среднерусская возвышенность
  • Приволжская возвышенность
  • Северные Увалы
  • Валдайская возвышенность
  • Тиманский кряж

Плато России:

  • Приленское плато
  • Вилюйское плато
  • Центрально-Тунгусское плато
  • плато Путорана

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

3. Подпишите максимальные абсолютные высоты на Кольском полуострове, Урале, Алтае, Кавказе, Среднерусской возвышенности, Среднесибирском плоскогорье, полуострове Камчатка.

Горные пики России (обозначены красными точками):

  • Кавказские горы (Большой Кавказ)

    • гора Эльбрус — 5642 м (2)
    • гора Дыхтау — 5204 м (3)
    • гора Казбек — 5032 м (4)
  • Уральские горы

    • гора Ямантау — 1638 м (5)
    • гора Конжаковский камень — 1569 м (6)
    • гора Народная — 1895 м (7)
  • Алтай

    • гора Белуха — 4509 м (8)
  • Срединный хребет (полуостров Камчатка)

    • Ключевская Сопка — 4850 м (9)
  • Кольский полуостров — 1200 м
  • Среднерусская возвышенность — 471 м
  • Среднесибирское плоскогорье — 1701 м

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

4. Отметьте крупные месторождения железной руды, нефти и газа, каменного угля, алмазов, золота и укажите, в пределах каких крупных форм рельефа они находятся.

  • Железные руды — Среднерусская возвышенность, Кольский полуостров, Уральские горы, Среднесибирское плоскогорье, Саяны, Становой хребет, Алданское нагорье.
  • Нефть — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.
  • Газ — Кавказ, Каспийское море, Приволжская возвышенность, Уральские горы, Западно-Сибирская равнина, Среднесибирское плоскогорье, остров Сахалин.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Каменный уголь — Азово-Кубанская равнина, Уральские горы, Саяны, Северо-Сибирская низменность, Алданское нагорье, Верхоянский хребет, хребет Черского, полуостров Камчатка, остров Сахалин.
  • Алмазы — Среднесибирское плоскогорье.
  • Золото — Уральские горы, Становое нагорье, Алданское нагорье, Янское плоскогорье, Анадырское плоскогорье, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Корякское нагорье.

Страница 2 - 3. Рельеф, тектоническое строение и полезные ископаемые - Контурные карты по географии. 8 класс. Дрофа

  • Все рабочие тетради (главная страница сайта)
  • ГДЗ к контурным картам по географии. 8 класс «Дрофа»

Источник

        Здравствуйте!

*

        В настоящее время незнание истории своей малой Родины – одна из главных проблем. Но все знают, что без прошлого не было бы и настоящего. История, которую мы хотим вам представить , началась чуть более полувека назад, но, к примеру, для многих наших одноклассников она так же далека, как Средневековье.

*

 Мы здесь родились, здесь же живут наши родные. Со временем мы поняли, что хотим узнать: как же все начиналось.

        Так с чего же начинается  Родина?  Наша – началась с бурого угля.

*

        Нередко бывает, что добывать уголь в шахтах трудоемко и невыгодно. Иногда и в его пластах встречается так много бесполезных примесей, что разрабатывать такие пласты совершенно нецелесообразно. Казалось бы, что такой уголь навсегда останется лежать в земле бесполезно для человека.

        А нельзя ли превращать его в газ прямо в недрах земли, не вынимая на поверхность?

*

        Решить эту проблему помогла идея подземной газификации угля. Впервые ее высказал великий русский ученый Д.И. Менделеев в 1888 году.

*цитата фото  зачитать

«Настанет, вероятно, со временем такая эпоха, что уголь из земли вынимать не будут, а там, в земле, его сумеют превращать в горючие газы и их по трубам будут распределять на далекие расстояния.»

*фото

        К этой идее возвращались в 30-е годы прошлого века, но во время войны почти все станции ПГУ в Советском Союзе были уничтожены. В тяжелые послевоенные годы стране понадобились огромные энергетические ресурсы для восстановления экономики, сельского хозяйства и других сфер. И тогда

было принято решение о возвращении к ПГУ.

*

В эти же годы были запроектированы Подмосковная и Шатская станции ПГУ в районе города Тула, Каменская — в Ростовской области, Ангренская — в Узбекистане, Южно-Абинская — в Кузбассе и другие.

Сырьевой базой для Шатская станции ПГУ  должны были стать угли Подмосковного буроугольного бассейна.

*

   В августе 1948 года в Главном управлении искусственного жидкого топлива и газа – “Главгазтоппром” при Совете министров СССР была создана комиссия для выбора под Тулой, на одной из угольных залежей, площадки для строительства новой станции “Подземгаз”.

*

 Назначение станции состояло в выработке методом подземной газификации углей энергетического газа для использования его как топлива в газовых электротурбинах. Получаемую турбиной электроэнергию планировалось передавать в государственную энергосистему.

*видеожурнал

* Шатская станция «ПОДЗЕМГАЗ» стала первой в мире электростанцией с газовыми турбинами, работающими на газе ПГУ.

*

В этой технологии был заинтересован не только Советский Союз, но и другие страны.

Проекты газогенераторных станций разрабатывались также для Китайской Народной Республики, Корейской народно-демократической Республики, Индии.

Нашу станцию не раз посещали иностранные делегации, в том числе китайская и английская, члены которых наблюдали за процессом и перенимали опыт у наших работников.  В Великобритании, Бельгии, США, Польше, Чехословакии, Вьетнаме и в других странах были сделаны попытки повторить опыт нашей страны по ПГУ. 

Несмотря на то, что были получены в принципе положительные результаты, эти работы дальнейшего развития не получили

*

Но вернемся к строительству. Место было определено сравнительно быстро – им оказалось месторождение, позднее названное Шатским, в 15км к юго-востоку от Тулы, запасы которого должны были обеспечить работу станции на 20 лет. И вот в 1949 году начинается строительство станции.

*

На строительство, а в последующем и на работу на новой станции, приезжали люди со всех концов Советского Союза и, в отличие от жителей окрестных деревень, имевших свои дома, первые несколько месяцев жили в палатках, а немного позже вблизи промплощадки построили временный жилой поселок из сборно-щитовых бараков, который просуществовал до 1975 года.

*

Строительство началось в 1950 году.

*

 Тогда здесь не было ни одного деревца, улицы. Все было перерыто траншеями для прокладки водопровода, канализации и теплосети, причем центральное отопление предусматривалось только в 2-этажных домах по улице Ленина и Садовой, в остальных печное отопление. Грязь после дождей была настолько вязкая, что от сапог отрывались подошвы.

*

Но постепенно поселок благоустраивался, озеленялся, асфальтировался.

*

 В два следующих года помимо жилых домов были построены: здравпункт, аптека, баня,

*

 столовая, клуб, школа и детский сад.

*

 Названием поселок Шатск, как и Шатская станция «Подземгаз» обязаны протекающей вблизи речушке Шат.

Жизнь в поселке кипела во всех смыслах.

*

 Стали организовываться футбольные матчи, хоккейные турниры, лыжные гонки и велокроссы. Заводской хор был одним из лучших

,*

 а футбольная команда одной из сильнейших среди коллективов Киреевского района, к которому в то время относился Шатск.

*

 В Доме Культуры был замечательный духовой оркестр и вокально-инструментальный ансамбль. *

За клубом была оборудована танцплощадка, так же было обустроено футбольное поле, и каждую зиму заливали каток.

Планировалась застройка микрорайона поселка Шатск, собирались проложить трамвайные пути  в Тулу и строить аэропорт. Скучно жителям никогда не было!

*

Но вернемся к заводу.

*Видео Савельева

   В 60-е годы, настала эра природного газа. Открытие мощных месторождений подвигло руководство страны искать более быстрые пути к энергоносителям. В 1964 году было решено прекратить работы по проектированию и строительству новых станций «Подземгаза» и свернуть научно-исследовательские работы в этой области.

*

 Шатская станция «Подземгаз» как и другие станции (кроме Ангренской и Южно-Абинской) была перепрофилирована на производство строительных конструкций и нестандартного оборудования для промыслов природного газа. Окончательно производство газа ПГУ было прекращено на Шатской станции «Подземгаз» в 1974 году, когда был закрыт (затушен) последний подземный газогенератор.

По мнению С. Лазаренко, д.т.н., ведущего научного сотрудника Института угля и углехимии СО РАН, технология ПГУ открывает новые возможности в разработке угольных пластов со сложными горно-геологическими условиями залегания. Безусловно, что ПГУ сегодня нужно рассматривать как технологию ближней и средней перспективы — технологию, которая, не будучи в состоянии сегодня конкурировать со сравнительно дешевым природным газом и нефтью, через определенный период будет обязательно востребована.

В заключении мы  хотим сказать, что это лишь маленькая часть истории поселка Шатск и завода ООО «Промстройгаз». Здесь нет ничего о людях, которые творили эту историю. Мы надеемся, что и у нас будет возможность внести свой посильный вклад в развитие поселка .

Источник

Рельеф

   

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Впишите географические названия на карте зарубежной Европы.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия известных рек.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия известных рек.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия горных массивов, укажите местоположение крупных вершин и вулканов. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Полезные ископаемые

   

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите, какие полезные ископаемые добываются на месторождениях Европы мирового значения. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Большие и малые страны

   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Расставьте выделенные страны на нужные места.
Вариант 3

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия 10 государств зарубежной Европы с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите страны зарубежной Европы с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Отметьте местоположение и подпишите названия пяти микрогосударств Европы.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Субрегионы

   

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите, к каким субрегионам Европы относятся выделенные страны, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Определите, какие параметры субрегионов Европы сравниваются на приведенных диаграммах.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Административно-территориальное устройство

   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с их административно-территориальным устройством. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Формы государственного правления

   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Закрасьте контуры выделенных государств в соответствии с формой государственного правления. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Европейский союз

   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав Европейского союза, подпишите их названия. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и Европейским союзом.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Подпишите названия 10 государств Европейского союза с наибольшей площадью территории. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите страны Европейского союза с численностью населения более 15 миллионов человек, подпишите их названия и столицы. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

НАТО в Европе

   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 1

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Укажите, какие из выделенных стран входят в состав НАТО, подпишите их названия. Вариант 2

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Нарисуйте сухопутную границу между Россией и странами НАТО в Европе.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Распад Югославии

   

Подпишите названия независимых государств, образовавшихся после распада Югославии, и их столиц.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

   

Нарисуйте границу между Косово и остальной частью Сербии.

Укажите государства, которые признали независимость Косово.

Проверочное задание  | 
Тренажерное задание с подсказкой

Источник