По чему полезно ходить ногами детям

Всем привет! Из названия статьи вы уже поняли, что сегодня хочу поговорить об извечном вопросе для родителей: нужно ли детям ходить дома босиком или в обуви? Хочу написать об этом, так как тема актуальная и подтверждена спорами у читателей моей предыдущей статьи. Они спорили по данному поводу в комментариях под статьёй. Кому интересно, вот ссылка на предыдущую статью: https://zen.yandex.ru/media/id/5d64f436a98a2a00aef8bd72/u-syna-boliat-mizincy-na-nogah-prichinu-boli-my-poniali-ne-srazu-5db48e0274f1bc00ae2e576e

Но возвращаясь к нашей теме, хочу сразу предупредить, что вышеуказанный вопрос, будет касаться только детей и его я буду рассматривать с научной точки зрения. Какие-то мои догадки или советы по этому поводу здесь присутствовать не будут. Повторюсь, что всё, сегодня написанное мною будет основано на советах врачей и учёных, с которыми я ознакомился на страницах интернета. Всё это я постараюсь собрать в одну кучу и структурировать для вас в моей статье. Поэтому выбирать вам: либо мириться с этими взглядами, либо иметь свою точку зрения.

Во-первых: формирование стопы у наших детей происходит до 12-ти летнего возраста, независимо от того, мальчик это или девочка. Именно в этот период вы можете активно влиять на развитие стопы вашего ребёнка. По совету врачей минимум один раз в год нужно показывать ноги ребёнка врачу-ортопеду. С этим я думаю всё понятно.

Во-вторых: исходя из физических законов, при контакте двух сред с разной температурой, происходит перенос тепла. К примеру, если нога с температурой 36 градусов соприкасается с полом, температура которого 17 градусов, то происходит потеря тепла организмом, т.е. от ноги к полу. Именно в этот момент происходит спазм сосудов кожи на стопах, таким образом температура ноги снижается и отдача тепла резко замедляется. Это и есть главный механизм стоп, который работает для профилактики переохлаждения при перемещении ребёнка босиком. Прошу заметить, что природа либо эволюция, науке не известно, так придумала человеческие ноги, что именно они и только они (ещё раз повторюсь – ноги, а не руки или голова) приспособлены к тому, чтобы контактировать с холодным.

Итог по второму пункту такой: нет ничего плохого, когда ребёнок стоит на холодном полу, но ужасно плохо, когда он на нём сидит, так как попа ребёнка не может также реагировать на холодное, как ноги.

С этим я думаю мы тоже разобрались и сделали для себя соответствующие выводы.

В-третьих:человеческая стопа имеет аркообразную форму. Она появилась потому, что во время эволюционирования и развития человека, нужно было амортизировать вес его тела. Таким образом данная форма стоп даёт человеку возможность бегать, прыгать, скакать и держать равновесие. Наши предки ходили по неровным поверхностям: камни, сучья, земля, песок, трава т.д. У них не было паркета, ламината, плитки и бетона. Вывод напрашивается сам: для развития стопы необходима неровная поверхность.

Исследования учёных таковы, что при длительном хождении ребёнка по ровной и скользящей поверхности, стопа ноги расползается и принимает плоскую форму. В тоже время учёные рекомендуют, чтобы дети почаще ходили босиком, но на правильной поверхности – это главное и основное правило, которым должны руководствоваться родители.

В-четвёртых: стопа человека имеет множество нервных окончаний (более 70 тысяч). Стопу можно рассмотреть как зону, воздействуя на которую возможно восстановление биоэнергетической активности всего нашего организма. Эти нервные окончания связаны со всеми органами нашего организма, в том числе сердца и мозга. Именно поэтому стопу называют “вторым сердцем”. Она выполняет функцию возвращения кровотока от ног к сердцу. При правильном воздействии на область стопы (с помощью массажа или при ходьбе босиком) происходит активизация обменных процессов в крови и улучшается поступление питательных веществ, повышается тонус, нормализуется дыхание и т.д. Именно поэтому надо делать своим детям лёгкий массаж стоп и заставлять их ходить по траве, гальке и ортопедическим коврикам.

В данном случае факт на лицо – ходьба босиком очень необходима для правильных процессов, происходящих в нашем организме.

Ну и в конце:общий вывод для всех, или для тех, кто не хочет читать весь вышеуказанный научный текст.

1. Ходить босиком – детям очень полезно! Но, это надо делать не просто так, а с толком, с пользой и со смыслом. И не так, что вы сняли обувь и отправили ребёнка ходить целый день по ровной и холодной плитке или по скользкому ламинату. Используйте для этого любую, не травмирующую стопы ребёнка, неровную поверхность. Кроме этого, ходить по холодной плитке, ламинату и паркету, вашему ребёнку тоже можно, но в пределах разумного. У кого дома имеются такие полы, врачи советуют, что для закалки детского организма, необходимо чередовать хождение в обуви и хождение босиком.

2. Делайте лёгкий массаж стоп вашим детям, чтобы ноги ваших детей работали как “второе сердце” и тогда в их организме будут происходить правильные процессы, положительно влияющие на развитие ваших детей.

Забыл указать про ортопедическую и обычную обувь (советы врачей).

Читайте также:  Облепиха полезные свойства и противопоказания при давлении

1. Ортопедическую обувь необходимо покупать и носить вашим детям только по совету врача-ортопеда. Специально покупать для этого ортопедическую обувь не надо. Если у вашего ребёнка стопы развиваются правильно, то не стоит нарушать этот процесс жёсткой ортопедической обувью.

2. Обычная обувь. Врачи советуют выбирать мягкую и гибкую обувь, которая позволяет стопам ребёнка двигаться свободно. Необходимо избегать зауженных носов в обуви. Короче говоря стопы ног должны работать так, как будто ребёнок бегает босиком, а не в твёрдых и неудобных колодках. Детская обувь предназначена для красоты, удобства ноги и для защиты стоп от окружающей среды (колющие предметы).

Спасибо за ваше внимание. Увидимся на страницах нашего канала. Если не жалко, поддержите лайком. Кому интересно, подписывайтесь:

zen.yandex.ru/id/5d64f436a98a2a00aef8bd72

Источник

Ирина Захтаренко
Ходьба для здоровья. Консультация для родителей

Ходьба для здоровья

Консультация для родителей

Дошкольный возраст — один из важнейших периодов в жизни человека. Именно в это время формируются личностные, морально-волевые и поведенческие качества, основные двигательные навыки, проявляется интерес к физкультуре.

Движения — важнейшая потребность ребенка, с их помощью он познает окружающий мир, формируется психика, активизируется внимание.

Активные движения — непременное условие нормального развития, укрепления здоровья. Для этого полезно не только выполнять специальные упражнения, но и просто ходить. Научными исследованиями и практическим опытом доказана эффективность такого вида деятельности, как ходьба, поддающаяся дозированию, обладающая выраженным тренирующим эффектом.

Ходьба — одно из первых движений, которым овладевает ребенок после умения ползать.

Умение ходить формируется у него в конце первого — начале второго года жизни.

Ходьба расширяет возможности детей, обогащает их деятельность, стимулирует активность, способствует полноценному физическому развитию.

В ходьбе активно участвует весь опорно-двигательный аппарат ребенка, одновременно в работу включается до 56% мышц тела. При соблюдении правильной техники ходьбы значительно укрепляются мышцы туловища, спины и живота, тренируются мелкие мышцы стопы, формируется правильная осанка. Кроме того, при ходьбе тренируются дыхательная и сердечно-сосудистая системы, активнее происходит процесс обмена веществ. Во время ходьбы воспитывается согласованность движений, организованность, умение ориентироваться в пространстве, в разнообразных и часто меняющихся условиях местности.

Ходьба представляет собой циклическое движение умеренной интенсивности, т. е. происходит повторение одних и тех же циклов двигательных действий (шаги правой и левой ногой). Руки двигаются поочередно в направлении вперед назад согласованно с движениями ног. В процессе ходьбы происходит постоянное чередование напряжения и расслабления мышц, что обеспечивает длительную работоспособность нервно-мышечного аппарата на высоком уровне. Поэтому ходьба широко использоваться в физическом развитии детей разных возрастов.

Величина нагрузки при ходьбе зависит от скорости движения и условий выполнения. Так, при медленной ходьбе по относительно ровной поверхности (грунтовой или асфальтовой дорожке) интенсивность нагрузки незначительна. Но она заметно увеличивается, если повысить темп движения, включить преодоление спусков и подъемов или двигаться по дорожкам с разным грунтом (песчаным, травянистым).

При кажущейся простоте движений в ходьбе ребенок не может сразу овладеть правильными навыками, особенно на начальном этапе, когда малышу трудно сохранять равновесие из-за колебаний общего центра тяжести (он раскачивается, туловище излишне наклоняет вперед). Поэтому ребенок двигается быстро,мелкими шагами: стопа ставится на опору вся целиком, без переката с пятки на носок, ребенок как бы «шлепает». Шаги неуверенные, неравномерные. Плохо согласованы движения рук и ног, руки мало участвуют в движении. Эти особенности ходьбы ребенка вызваны слабостью мышц, участвующих в движении, плохой согласованностью их работы, более высоким, чем у взрослого, расположением центра тяжести тела. Слабо выраженный свод стопы, отсутствие умения при движении напрягать или расслаблять соответствующие мышцы не выполняет рессорной функции стопы, делая шаги ребенка тяжелыми.

Ходьба у детей в возрасте 3 – 4 лет имеет еще неравномерный темп и недостаточную четкость движений, несоблюдение указанного направления, боковые раскачивания, разведение рук для сохранения равновесия, шарканье ногами, ноги при ходьбе полусогнуты.

В возрасте 5 – 6 лет координация движений улучшается, согласованные движения рук и ног улучшаются более чем у 70 % детей, становится более равномерным шаг.

К 7 годам почти у 1 % детей более согласованные движения рук и ног, увеличивается длина шага и замедляется темп ходьбы, возрастает скорость ходьбы на расстояние. У большинства детей имеется правильная осанка при ходьбе.

«Дозированная ходьба»

Термин «дозированная ходьба» означает, что физические нагрузки регламентируются (увеличиваются или уменьшаются дистанция, темп, продолжительность) в зависимости от состояния здоровья и возраста воспитанников.

Оздоровительно-спортивная ходьба доступна и показана всем здоровым людям, в том числе и детям. Оптимальный ее эффект может достигаться лишь при соблюдении правильного общего режима.

Начинать с ходьбы по ровной поверхности в безветренную погоду (ветер увеличивает нагрузки, в медленном темпе (при быстрой ходьбе организм не успевает вработаться, что приводит к утомлению).

Читайте также:  Быстро вкусно и полезно хадижа бирбасова

Величина нагрузки в оздоровительной ходьбе складывается из двух компонентов — интенсивности и объема. Интенсивность ходьбы должна быть такой, при которой можно вести разговор на ходу, не допуская перенапряжения, чтобы ЧСС составляла 60% от максимальной. Лучше увеличить дистанцию или время ходьбы, но не скорость передвижения.

Осваивать оздоровительно-спортивную ходьбу лучше в два этапа.

Первый этап — прогулочная ходьба в привычном для детей темпе.Нагрузка дозируется по продолжительности: начиная с 15 минут, доходя через несколько недель до 30. При хорошем самочувствии можно увеличивать расстояние, сохраняя скорость ходьбы постоянной (ЧСС 14-16 уд. /10 с).

Второй этап — оздоровительная ходьба. После того как дети могут без напряжения ходить в течение 30 минут, целесообразно переходить ко второму этапу. Нужно постепенно увеличивать скорость ходьбы (контролировать пульс, который на этом этапе должен быть в пределах 18— 20 уд. /10 с). Дыхание должно быть произвольное, через нос.

Рекомендации: если вы видите, что ребенок дышит через рот, значит, скорость слишком велика и ее нужно уменьшить.

Для оздоровительной ходьбы характерны:

— активное отталкивание стопой с мягким перекатом с пятки на носок;

— поворот таза и активное движение в тазобедренном суставе путем подтягивания туловища к опорной ноге;

— постановка стоп почти параллельна друг другу с минимальным разворотом их в стороны. При этом нужно избегать «стопора», т. е. натыкания на край пятки, для чего голень не следует выносить слишком далеко вперед.

Переходить от обычной ходьбы к оздоровительной нужно постепенно, с периодическим включением ее отдельных элементов, пока новая техника не станет привычной. Тренировка в оздоровительной ходьбе проводится раз в день (4—5 раз в неделю, в зависимости от самочувствия. Второй раз в течение дня может использоваться только медленная, прогулочная ходьба.

Так постепенно ребенок приобретает подвижность, гибкость, силу и выносливость. Физические упражнения — незаменимые средства поддержания и укрепления здоровья.

Дозированная физическая нагрузка в виде ходьбы, регламентированной по продолжительности, темпу, расстоянию,используется как метод физкультуры в лечебных целях:

формировать правильный стереотип ходьбы и правильную осанку;

развивать ориентировки в пространстве и зрительное внимание.

Рекомендации: обязательно измеряйте у детей пульс до и после ходьбы, а также наблюдайте за их самочувствием визуально во время ходьбы.

Упражнения в ходьбе для детей 3 – 4 лет.

Эти упражнения развивают чувство равновесия. Ребенок приобретает гибкость, быстроту и грацию будущей походки.

Исходное положение (одно и то же для всех упражнений): руки на поясе, большие пальцы сзади. Плечи и локти отведены назад. Лопатки сведены. Голова держится прямо.

«Волчий шаг» – поднять ногу, вынося колено вперед. Ступню выпрямить. Бесшумно поставить ее на землю.

«Мышиный шаг» – укрепляет свод ступни. Выполняется так же, как и предыдущее упражнение, но ногу нужно опускать на носок.

«Шагом, рысцой, галопом» – при ходьбе поднимать бедро до горизонтального положения. Ступня расслаблена и вытянута вперед.Передвигаться в различном темпе: шагом, рысцой, галопом.

«Солдатский шаг» – развивает чувства равновесия и ритма. Руки опустить. Идти, выбрасывая ногу вперед. Размахивать в такт руками.

«Подпрыгивание» – развивает мышцы ног и укрепляет ступню. Руки все время на поясе. Пятки вместе.

«Прыжки на носках».

Упражнения в ходьбе для детей 4—5 лет.

Исходное положение то же.

«Краб» – развивает равновесие и рефлексы. Пятиться назад, грудь слегка наклонена вперед для сохранения равновесия.

«Гигантский шаг» – развивает мышцы ног и придает легкость походке. Выбросить согнутую ногу как можно дальше вперед. Туловище наклонить вперед. Руками покачивать в такт движению.

«Ходьба с остановкой» – развивает координацию движений и внимание. По сигналу (например, хлопку руками) ребенок останавливается и стоит на правой ноге. Затем начинает движение. Новый сигнал — останавливается на левой ноге. И так далее.

«Ходьба с предметом на голове» – вырабатывает легкую походку, ребенок учится правильно держать голову.

Найти легкий предмет, например большую пластиковую губку. Вначале можно разрешить ребенку поддерживать предмет рукой. Потом нужно научить его поворачиваться на месте, удерживая предмет на голове, без помощи рук.

«Газель» – руки на поясе. Голову держать прямо. Ходить, выдвигая прямую ногу вперед. Ставить ступню на носок. Постепенно ускорять темп. Не утомляйте ребенка, делая эти упражнения слишком много раз в день. Варьируйте их.

ДЕТСКАЯ ОБУВЬ ДОЛЖНА БЫТЬ УДОБНОЙ:

1. легкая и гибкая нескользящая подошва;

2. небольшой каблучок, который предотвращает заваливание назад;

3. жесткий удлиненный задник, фиксирующий ступню и повышающий устойчивость;

4. широкий носок, дающий свободу пальчикам;

5. шнурки (или липучки, которые позволяют закрепить ботинок так, чтобы он плотно прилегал к ножке;

6. супинатор внутри.

ХОДИТЕ НА ЗДОРОВЬЕ!

Источник

Впереди лето, а значит, малыши будут просить родителей снять обувь и побегать по траве или песку босиком. Почему это полезно и необходимо – читайте в нашей статье.

Читайте также:  Добыча и переработка полезных ископаемых презентация

Каждая продвинутая мама знает, что детским ножкам нужно уделять внимание с первого дня жизни. Совсем крохотные ножки мы каждый день гладим, целуем, делаем массаж, изучаем каждый пальчик и каждую складочку. С особенным нетерпением ждём момента, когда малыш встанет и сделает первые шаги. Тогда же задаёмся вопросом: можно ли ребёнку ходить босиком или нужно защитить нежные ножки носочками или тапочками?

Педиатры рекомендуют здоровым детям ходить босиком.
Знатоком в этом вопросе я стала с рождением второго сына. Разглядывая крохотные ножки малыша, я заметила, что один пальчик заходит под другие, как будто прячется. Меня это насторожило. Вдруг это будет доставлять малышу дискомфорт или скажется на ходьбе? Первый год жизни мы наблюдались у ортопеда, выполняли рекомендации, регулярно посещали массажный кабинет. О пользе хождения босиком мы тоже узнали от специалистов. Оказалось, что это отличная профилактика плоскостопия. Оба моих сына делают зарядку для стоп и ходят босиком. И вот почему:

1. Стопы ребёнка – это основание его тела. Младенческая стопа плоская. Она формируется до взрослой формы в течении 10-15 лет, а особенно интенсивно – до 5 лет. При неправильном развитии стопы могут возникнуть проблемы с коленными и тазобедренными суставами, позвоночником. Хождение босиком способствует тренировке мышц и правильному их развитию. К тому же босоногие дети учатся ходить гораздо быстрее.

2. Дети знакомятся с миром через тактильные ощущения. На подошвах ног находится много нервных окончаний. Движения ножек (так же, как и моторика ручек) влияют на развитие головного мозга и речи малышей. Поэтому пальчиковые игры и гимнастику нужно делать не только на руках!
Хождение босиком помогает малышу лучше ориентироваться в пространстве, формирует чувство равновесия.

3. Очень важный эффект от хождения босыми ногами – это закаливание, укрепление иммунитета. Самым полезным считается хождение босиком по различным природным поверхностям: песку, глине, траве, хвое, мелким камушкам. Прежде, чем отпустить ребёнка гулять босиком, стоит убедиться в безопасности – в отсутствии стекол, острых предметов.

В климатических условиях нашей страны мы не можем позволить себе круглогодичные босоногие прогулки по пляжу или парку. Но есть простые альтернативные варианты. Я со своими детьми практикую вот такие способы хождения босиком в домашних условиях:

1. В ежедневную зарядку мы включаем упражнения для стоп. Ходим на носочках, будто кошечка крадётся куда-то. Топаем на пяточках, как лошадка или бычок копытами. Ходим на внешней и на внутренней стороне стопы, изображая косолапого мишку.

2. Соляные ванны. Выбираю всегда самую крупную морскую соль для ванн, без красителей; если с ароматом, то хвои или лаванды – эти запахи расслабляют и успокаивают. Набираю воду в ванну и насыпаю соль, не размешивая. Дети ходят по кристалликам соли в воде. Соль со временем начнет растворяться, но пару минут массажа натуральным материалом детские ножки успевают получить.

3. Летом с озера мы привезли гальку. В невысоком деревянном ящичке она храниться под кроватью. Периодически я достаю его, и младший сын топает по камушкам прямо в ящичке. Детям вообще очень нравиться играть с камнями: они выкладывают из них узоры на полу, складывают друг на друга, собирают в кучки или, наоборот, рассыпают в разные стороны.

4. Массажный коврик. Можно использовать покупной, у нас – собранный своими руками. Квадраты с разными фактурами сшиты в длинную дорожку. Я чередовала мягкие и твёрдые фактуры: мех, пуговицы, поролон, деревянные палочки. Размер должен быть таким, чтобы ребёнок мог ступить двумя ножками на один квадрат.

5. В холодное время года или когда отключено отопление перед сном, чтобы согреть ножки, мы перекатываем стопами маленькие бутылочки с тёплой водой. Это упражнение люблю делать даже я. Согревающий лёгкий массаж ног перед сном расслабляет, снимает, усталость, помогает заснуть.

6. Летом мы конечно в волю бегаем босиком на природе. Я не боюсь переохлаждения, когда дети ходят босыми ногами. Во-первых, мы раздеваем ножки полностью только в тёплое время года, когда солнце уже достаточно прогрело землю. Во-вторых, дети не бегают целый день босоногими, достаточно получаса игры в песке или догонялок на траве.

А ещё мои мальчишки с удовольствием летом поливают бабушкин огород. Босиком бегают с лейками между грядок. Тут уж можно вдоволь плескаться и брызгать водой, не боясь испачкаться или замочить одежду и обувь. После прогулки босикомобязательно нужно вымыть ноги. Если всё-таки стопы у ребёнка холодные, то нужно как следует растереть их махровым полотенцем и надеть тёплые носочки. Профилактика всегда лучше лечения.

Хождение босиком способствуют правильному физическому развитию ребёнка, укрепляет иммунитет, позволяет избежать плоскостопия, заряжает энергией и стимулирует работу нервных окончаний.

Анастасия Поздякова

А вы даёте вашим малышам бегать босиком? Поделитесь в комментариях!

Источник