По биологии 3 класс полезные ископаемые

Цель урока: Раскрыть роль полезных
ископаемых в деятельности человека и показать
необходимость их бережного использования.
Задачи урока:
Образовательная:
- Ознакомить с разнообразием полезных ископаемых
и некоторыми их свойствами, способами их добычи; - Организовать исследование школьниками
основных свойств полезных ископаемых; - Показать их важную роль в экономике страны.
Развивающая задача:
- Развитие умения анализировать и на основе
анализа строить гипотезы, выводы,
доказательства. - Развивать умения составлять схемы, таблицы.
Воспитательная:
- Показать необходимость охраны полезных
ископаемых; - Поддерживать осознание причастности каждого
школьника в результат совместной учебной
деятельности. - Воспитывать толерантности.
Тип урока: предметный
Форма урока: урок-исследование.
Форма организации учебной деятельности: индивидуально
– групповая, фронтальная.
Методы: частично-поисковый,
исследовательский.
Термины и понятия: полезные ископаемые,
геологи, месторождения, карьер, шахта.
Оборудование: мультимедийный проектор,
экран, молоток, коллекция ископаемых, стеклышки,
гвоздь, стакан с водой, белая бумага, лупы.
Дидактические материалы: презентация
учителя, горные породы, карточка инструкция по
изучению свойств полезных ископаемых.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Психологический
настрой.
– Посмотрите друг на друга, глазками пожелайте
товарищу хорошего рабочего настроения на весь
урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам
желаю интересного урока.
2 этап. Мотивация и целеполагание.
Презентация.
– Посмотрите на нашу Землю. Богата и
разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства
находятся на поверхности Земли, другие спрятаны
глубоко в Земле. (слайды 1, 2, 3).
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах
пойдет сегодня речь?
– Прочитайте тему урока. “Полезные ископаемые”
(слайд 4).
– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной
теме? Какие поставим для себя вопросы?
(Какие полезные ископаемые мы знаем? Где
находятся? Как люди используют в своей жизни? Как
надо охранять полезные ископаемые? Как их
добывают?)
– Какую проблему ставим на уроке? (Почему
полезные ископаемые играют большую роль в жизни
человека?) (слайд5).
– Для чего нам необходимо это знать?
– Как будем узнавать неизвестное о полезных
ископаемых? Как будем работать? (работая в
группах).
3 этап. Планирования поиска способа решения.
-Вы посажены в группы по 5 человек.
– Какой первый шаг, для слаженной работы в
группах надо сделать, чтобы найти ответы на все
поставленные вопросы? ( распределить роли в
группе: организатор, секретарь, информаторы).
4 этап. Реализация плана.
Фронтальная работа.
– Исследование. Что такое “полезные” и
“ископаемые” (слайд6).
– Теперь поработайте в группе и попробуйте дать
определение “Полезные ископаемые”.
(“Полезные ископаемые” – природные богатства,
которые люди добывают из глубины земли и её
поверхности и используют). (слайд7).
– Если мы знаем, что такое полезные
ископаемые, то чтобы знать как их использовать,
где применять, как вы думаете, что еще мы должны о
них знать? (свойства). (слайд8).
– Каждое полезное ископаемое обладает каким-
либо свойством. Сейчас мы эти свойства будем
выявлять – исследовать и заносить в таблицу. Конверт№1.
Свойства полезных ископаемых.
Название | Состояние | Цвет | Основное свойство | Где используют |
Нефть | Жидкое; легкая; маслянистая | коричневый | горючесть | топливо |
Каменный уголь | Твердое; тяжелый | черный | горючесть | топливо |
Гранит | Очень твердое тяжелый | красный, серый, белый | прочность | строительство |
Нефть (слайд9). Исследование. Показ
учителя опытов и заполнение таблицы. Вывод (слайд10).
Каменный уголь.
Исследовать по плану (слайд11).
План изучения свойств каменного угля.
1. Рассмотрите образец каменного угля.
Определить его цвет. Имеет ли блеск?
2. Опустите кусочек в воду. Он плавает на её
поверхности или тонет?
3. Проведите ногтем по породе.
- Если остался след – то порода мягкая;
- Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;
- Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.
4. Уголь твердый, но предположим, что хрупкий.
Докажите! Найдите способ доказательства.
5. Где используют и на основании какого
свойства?
– Сравните эти два полезных ископаемых,
используя таблицу.
План изучения свойств гранита (слайд12).
1. Рассмотрите в лупу кусочек гранита.
Определите, какого цвета и из чего состоит?
Подумайте, на какой фрукт похож и почему
называется гранит?
2. Определите легче или тяжелее воды?
3. Сравните твердость гранита и твердость угля,
оставляя на нем царапины ногтем, гвоздем.
4. Убедитесь в особой прочности гранита.
Проведите по стеклу гранитом и углем. Что оставит
след или царапину на стекле (уголь или гранит)?
Выводпо таблице о граните.
– Давайте сравним по таблице уголь и гранит.
Физминутка (слайд13).
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
– Продолжаем работу. Нам предстоит еще многое
узнать.
– Итак, зная свойства полезных ископаемых, что
мы теперь можем узнать? (где используют и как
добывают)
5 этап. Работа по учебнику. С 49- 50. Приложение:
Конверт №2. (см. в конце статьи)
– Как вы думаете, кто такие геологи?
– Сейчас каждая группа будет геологами –
разведчиками. Вы отправляетесь на разведку и
через несколько минут расскажите нам о способах
добычи полезных ископаемых. В этом вам помогут
учебник и конверт №2.
У каждой геологической группы свое задание.
Начинать свой рассказ будете со слов: “Мы
геологи только что вернулись с экспедиции….” В
помощь к вашему тексту есть еще дополнительная
информация. Используйте ее.
Перед рассказами поработаем с понятиями: (слайд
14).
Геологи – люди, занимающиеся изучением и
поиском полезных ископаемых.
Месторождения – места, где в глубинах земли и
на её поверхности залегают полезные ископаемые.
Карьер – это открытый котлован.
Шахты – это глубокие колодцы.
(Дети читают приготовленные сообщения)
(слайд15,16,17,18,19,20,21,22).
– Теперь по вашим рассказам составим небольшую
схему – “паучок” (слайд 23).
Для чего человеку нужны полезные ископаемые и
где он их использует?
Ребята, а два овала не изучены. Чтобы их
изучить, послушаем сообщения. (Дети рассказывают
о соли и природном газе) (слайд24,25,26,27).
6 этап. Бережное использование.
– Может ли наша экономика обойтись без
природных богатств?
– Полезные ископаемые – это источник нашей
жизни.
– Скажите, а что будет, если исчезнут полезные
ископаемые с нашей Земли?
– Что же должен делать человек, чтобы по-
хозяйски использовать богатства подземных
кладовых?
7 этап. Вывод (слайд 28,29).
Полезные ископаемые – это клад нашей Земли.
Поэтому, как любой другой клад, их нужно беречь и
охранять. Запасы полезных ископаемых на Земле не
бесконечны. Нужно правильно и бережно относиться
к подземным богатствам, которые не возможно
восстановить. А как мы с вами будем бережно
использовать эти богатства?
8 этап. Рефлексия (слайд 30).
– Какие задачи ставили в начале урока?
– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с
поставленной задачей?
-Что помогло нам в работе?
– Какие открытия для себя сделали?
9этап. Оценивание работы.
Оценка в группе.
1 0этап. Домашнее задание (слайд 31)
– Поднимите руку те, кому захотелось после урока
узнать больше о полезных ископаемых и
подготовить сообщение.
– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я
предлагаю вам приготовить сообщение о полезном
ископаемом Новосибирской области.
– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я
предлагаю приготовить сообщение о любом
полезном ископаемом.
Приложение к уроку. Конверты.
Задание группе 1.Каменный уголь.
Уголь называют каменным, потому что он твердый
и его долгое время считали камнем. А на самом деле
уголь образовался из древних растений. Но вот
пришли люди, увидели эти залежи. Уголь добывают
двумя способами: открытым – добыча в карьере, и
закрытым – добыча в шахтах.
Карьер – это открытый котлован.
Шахта – это глубокий колодец.
Уголь – одно из самых необходимых полезных
ископаемых. Он обогревает жильё, дает своему
другу- человеку лекарства. Без угля нельзя
выплавить металл, приготовить пищу. А еще из него
готовят духи и разные пахучие сиропы.
Задание группе 2.Нефть.
Наша страна очень богата нефтью. До сих пор
ученые не пришли к единому мнению по тому, как я
образовалась. Многие утверждают, что за сотни
миллионов лет вещества, составлявшие когда – то
водоросли, рыб и рачков, превратились в нефть. Без
нефти сейчас нельзя обойтись в современном мире.
Более тысячи веществ изготавливают из этой
маслянистой коричневатой жидкости. Например,
чистейший бензин, для авиации и смазочные масла
для машин. Из нефти получают духи, лекарства,
фотопленки, пластмассы, из которых можно строить
дома и делать машины.
Для того, чтобы добыть нефть строят буровые
установки и бурят глубокие скважины.
Задание группе 3. Железная руда.
С давних пор человек ищет месторождения РУД,
содержащих различные металлы. Из руд чёрных
металлов выплавляют железо, чугун, сталь. А из руд
цветных металлов – алюминий, медь, цинк, свинец.
Как правило, изделия изготавливают не из чистых
металлов, а из сплавов. Как много вокруг нас
металлических предметов: ножницы, ложки,
кастрюли, вёдра.. а станки на заводе, самолеты и
автомобили, поезда на рельсах, да и сами рельсы.
Все это из металлов! А металлы получены из РУД,
добытых в природе.
Задание группе 4 .Строительные материалы.
Песок, глина, известняк.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из
мельчайших частиц. Это продукт разрушения
твердых пород. Незаменим в стекольном
производстве, строительстве дорог.
Глина – это широко применяемый строительный
материал. Кирпич делают из глины. А еще делают
красивую фарфоровую, фаянсовую посуду. Глина
образуется в результате выветривания различных
горных пород. В воде она намокает, становится
вязкой, пластичной.
Известняк – залегает в земле громадными
слоями. Обыкновенный камень белого или серого
цвета. Из него иногда состоят целые горы.
Используют в строительстве. Мелом пишут по доске.
Белят стены. Используют при строительстве домов.
Цели урока: ознакомить детей со свойствами
полезных ископаемых, профессиями людей,
добывающих полезные ископаемые; развивать
логическое мышление, речь; воспитывать бережное
отношение к природе; учить экономно использовать
богатства нашей планеты.
Задачи:
- Дать представление учащимся о полезных
ископаемых, расширить представления об
использовании их, формировать умения определять
полезные ископаемые по их основным признакам. - Формировать готовность слушать собеседника и
вести диалог; готовность признавать возможность
существования разных точек зрения и права
каждого иметь свою; излагать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; - Развивать способности активно использовать
речевые средства и средства информационных и
коммуникационных технологий (ИКТ) для решения
коммуникативных и познавательных задач,
развитие операций мышления для решения
проблемных ситуаций. - Воспитывать бережное отношение к природе,
уважение к труду людей, занятых в добыче полезных
ископаемых.
Формы организации учебно-познавательной
деятельности:
- фронтальная, индивидуальная, групповая, парная.
Оборудование:
- учебник Плешкова “Окружающий мир” 3 класс 1
часть; - коллекция полезных ископаемых:(5 контейнеров с
полезными ископаемыми :гранита, известняка,
каменного угля, торфа, железной руды, нефть) ; план
описания полезного ископаемого; - атлас- определительпо окружающему миру
Плешакова А.А. - рабочая тетрадь по окружающему миру для 3 класса
Плешакова А.А. - презентация в программе PowerPoint. Приложение
1.
Планируемые результаты: учащиеся
систематизируют и углубляют знания о полезных
ископаемых, учатся бережному отношению к
богатствам природы.
Ход урока
1. Организационный момент: (дети сидят в
группах: 5 групп по 6 человек)
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу
хорошего рабочего настроения на весь урок.
Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю
интересного урока.
Правила работы в группе.
Вспомним правила работы в группах:
В группе работая вежливы будьте.Другу
помочь вы не позабудьте.Не перебивайте друг друга.
Будьте открытыми для взаимодействия.
Уважайте мнение всех участников группы.
Заранее подготовленный ученик читает наизусть
стихотворение:
3 клада у природы есть-
Вода, земля и воздух-
3 её основы.
Какая бы ни грянула беда-
ЦелЫ они-
Всё возродится снова.
2. Проверка домашнего задания.
– О каких же 3 кладах говорится в этом
стихотворении?( воде, земле и воздухе)
- Расскажите, как человек использует воздух в
экономике? - Если вдруг исчезнет вода, что произойдёт?
- А что было бы невозможно без земли?
- Что является основой экономики? (природные
богатства и труд людей)
Есть ещё такое выражение, как подземные
богатства. Как вы это понимаете? Как можно
по-другому назвать подземные богатства? (Полезные
ископаемые). Я поставила между ними знак =.
Почему?
3. Новая тема.
Сегодня мы поближе познакомимся с некоторыми
полезными ископаемыми. У вас на столах в лоточке
лежат полезные ископаемые. Вы должны будете по
атласу определителю узнать название этих пород.
Положить возле каждого карточку с его названием.
(известняк, торф, железная руда, глина, гранит,
каменный уголь)
Давайте проверим, как вы с этим справились.(Учитель
показывает полезное ископаемое, а представители
от каждой группы называют его).
Определите по плану, данному на листочке,
свойства той породы, которая записана в вашей
карточке.
План разбора полезного ископаемого по
группам:
1 (группа) Гранит. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по •где применяется (используется): в | 2 (группа) Известняк. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий; •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по •где применяется (используется): в | 3 (группа) Каменный уголь. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по •где применяется (используется): в | 4 (группа) Торф. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдый-жидкий •прочный-хрупкий; •прозрачный-непрозрачный •плотный-рыхлый •из чего состоит (по •где применяется (используется): в | 5 (группа) Железная руда. 2.Цвет. 3.Свойства: •твёрдая-жидкая •прочная-хрупкая •притягивает магнит? •как ведёт себя магнитная стрелка рядом с •где применяется (используется): в |
Записать в тетрадь на с.28 в таблицу 2 по плану.
После этого один представитель от команды
расскажет об этом ископаемом.
4. Физкультминутка:
Чтобы колокол нам сделать,
Вместе с нами джин трудился.
Мы сначала глину мнем,
Любую форму ей даем.
Круг гончарный покрутили –
Колокольчик получили.
Мы немного потанцуем,
Колокольчик разрисуем.
Раз, два, три, четыре, пять –
Мы садимся рисовать.
Показ презентации. Обратите внимание, где
используют эти полезные ископаемые.На с. 29 в
тетради запишите, где используют.
Сейчас мы посмотрим презентацию, как добывают
эти полезные ископаемые и где их используют. А вы
потом ответите, какие породы залегают у нас в
Московской области.
_ Назовите , какие полезные ископаемые
встречаются у нас в Подмосковье? Как нужно
обращаться с дарами природы?
5. Закрепление.
Самостоятельная работа. (Взаимопроверка
парами). Работа по тетради с.30. №4,№5
Работа у доски: Заполните таблицу – (один у
закрытой доски). Затем проверка.
Название ископаемого | Применяют в строительстве | Делают металл | Используют как топливо |
гранит | |||
известняк | |||
нефть | |||
природный газ | |||
глина | |||
песок | |||
торф | |||
железная руда | |||
каменный уголь |
6. Рефлексия.
О каком богатстве нашего государства мы
сегодня говорили на нашем уроке? (о полезных
ископаемых) Как нужно относится к подземным
богатствам? (бережно, они могут исчерпать себя)
Какое из подземных богатств мы не можем увидеть?
(Газ). Почему? (Он бесцветный и газообразный.)
Какие полезные ископаемые обладают горючестью?
Торф, газ, нефть, каменный уголь)
Используют в строительстве? (известняк, гранит,
глина, песок).
Поднимите руки, кто для себя открыл что-то
новое? Кому урок показался интересным? Что
особенно понравилось? Спасибо за активную
работу. На память о нём я дарю вам закладки с
полезными ископаемыми.
7. Дом.задание.
Дома вы прочитаете ещё раз этот материал и по
тетради выполните №6, 7.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые
2 слайд
Описание слайда:
Что такое полезные ископаемые? Что такое месторождение? Кто ищет месторождения полезных ископаемых? Как они используются человеком?
3 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
4 слайд
Описание слайда:
Природные скопления полезных ископаемых, пригодных для добычи, называют месторождениями, а при больших площадях распространения – бассейнами.
5 слайд
Описание слайда:
Поиском месторождений занимаются геологи. Геология – это наука о строении и истории развития земной коры, о методах поиска полезных ископаемых.
6 слайд
Описание слайда:
Назовите горючие полезные ископаемые.
7 слайд
Описание слайда:
Каменный и бурый уголь, нефть, горючие сланцы, природный газ, торф.
8 слайд
Описание слайда:
Угольная шахта В шахте Полезные ископаемые Месторождения Каменный уголь Карагандинское, Экибастузское, Ленгерское месторождения (Южный Казахстан)
9 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Нефтегазоносные провинции Территория Каспийского шельфа, полуостров Мангыстау, Прикаспийская низменность.
10 слайд
Описание слайда:
Добыча нефти
11 слайд
Описание слайда:
Добыча газа
12 слайд
13 слайд
14 слайд
Описание слайда:
Назовите руды чёрных металлов.
15 слайд
Описание слайда:
Железная руда (магнитный, красный и бурый железняки).
16 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Железная руда Соколовско – Сорбайское месторождение, Сарыарка, северное Приаралье.
17 слайд
Описание слайда:
Название руд чёрных металлов Магнитный железняк Бурый железняк Красный железняк а) цвет; чёрный тёмного цвета с вишнёво-красным оттенком латунно-жёлтого цвета б) плотный/рассыпчатый/мягкий; плотный плотный плотный в) состоит/не состоит из отдельных зёрнышек; мелкозернистый мелкозернистый мелкозернистый г) притягивается/не притягивается магнитом; притягивается магнитом не притягивается магнитом не притягивается магнитом е) прочный/непрочный. прочный прочный прочный
18 слайд
Описание слайда:
Назовите руды цветных металлов.
19 слайд
Описание слайда:
Медь, свинец, цинк, алюминий, серебро, золото.
20 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Медь Жезказган, Конырат.
21 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Свинец, цинк Рудный Алтай (Риддер)
22 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Алюминий Аркалыкское месторождение Костанайской области
23 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Золото ВКО (Месторождения -Суздальское, Бакырчик), СКО (Васильковское).
24 слайд
Описание слайда:
Золото в кварце
25 слайд
Описание слайда:
Название металлов Из какой руды получают Какие изделия изготавливают Медь Медный колчедан Детали электрических машин и приборов Алюминий Бокситы Ложки, вилки, посуда, самолёты, провода, кабели. Свинец Полиметаллическая руда Оболочки кабелей, пластины аккумуляторов. Цинк Полиметаллическая руда Оцинкованные вёдра, тазы, ванны, трубы.
26 слайд
Описание слайда:
Назовите нерудные полезные ископаемые.
27 слайд
Описание слайда:
Поваренная соль, асбест, фосфориты, гранит, глина, песок, известняк, мел, мрамор, ракушечник.
28 слайд
29 слайд
Описание слайда:
Добыча мрамора
30 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Асбест Месторождение Жетыкар Костанайской области.
31 слайд
Описание слайда:
Хризотил – асбест
32 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Известняк Полуостров Мангыстау.
33 слайд
Описание слайда:
Известняк
34 слайд
Описание слайда:
Мел Ракушечник
35 слайд
Описание слайда:
Полезные ископаемые Месторождения Соль Северное Приаралье
36 слайд
Описание слайда:
Добыча соли
Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки
Учитель начальных классов
Курс повышения квалификации
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Краткое описание документа:
•Что такое полезные ископаемые?
•Что такое месторождение?
•Кто ищет месторождения полезных ископаемых?
•Как они используются человеком?
Полезные ископаемые – это вещества, которые образуются в недрах Земли и которые человек, добывая, может использовать для своих нужд.
Вам будут интересны э?