Пнш урок полезные ископаемые 3 класс окружающий мир

Пнш урок полезные ископаемые 3 класс окружающий мир thumbnail

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

– Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

– Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

– Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

– Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие – спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

– Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

– А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

– Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

– Молодцы ребята, у вас все правильно!

– Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

– Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

– Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

– Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

– Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

–  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

– Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

– Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

– Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

– Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

– Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

– А кто мне скажет, что такое месторождение?

– Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

– Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

– Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

– Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

– Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

– Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

– В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

– Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

– Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Учитель начальных классов Богданова Алена Валерьевна

МБОУ «Восяховская СОШ» ОЦ»

Урок по окружающему миру в 3 классе

Обобщение по теме: «Тайны недр Земли»

Тема урока: Полезные ископаемые и их использование человеком.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: интерактивная доска, школьная доска, карточки, «медальки», «яблоки»

Педагогические задачи:

  • Проверить знания о полезных ископаемых и их использовании человеком;

  • Создать условия для понимания необходимости охраны полезных ископаемых и бережного отношения к богатствам природы;

  • Способствовать формированию универсальных учебных действий – работать с учебными текстами, осознанно читать вслух (с соблюдением интонации, пауз, логических ударений) и про себя.

Планируемые результаты: учащиеся научатся осознавать необходимость ответственного отношения к природным ресурсам; познакомятся с влиянием человека на природу; научатся аргументированно отвечать, делать выводы.

Предметные: научатся определять свойства полезных ископаемых, классифицировать полезные ископаемые; сохранять полезные ископаемые и бережно относится к богатствам природы, работать с учебными текстами, анализировать исторические события.

Метапредметные: 

регулятивные УУД: формулировать познавательную учебную задачу, исходя из целей; предлагать способы решения учебной задачи урока; принимать установленные правила в планировании и контроля способа решения; осуществлять действия взаимоконтроля, самоконтроля.

познавательные УУД: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; определять цели, функции участников, способы взаимо-действия; осознавать необходимость ответственного отношения к природе; воспринимать новую информацию, касающуюся темы урока, интерпретировать ее; извлекать из текста информацию, необходимую для ответов на вопросы учителя.

Коммуникативные УУД: вступать в диалог с учителем и сверстниками, договариваться в группе сверстников;

Личностные: проявлять интерес к проблемам окружающей природы, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

– Дорогие дети, давайте поприветствуем, друг друга, улыбнемся и поделимся своим хорошим настроением и все вместе скажем: «Доброе утро». Садитесь.

2. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы будем говорить о тайнах, которые скрывают от нас недра Земли.

Дома вы читали о полезных ископаемых, отвечали на вопросы в карточках, которые я вам раздала на прошлом уроке. Возникли ли у вас трудности с выполнением домашнего задания?

  1. Постановка цели:

На доске записаны опорные слова:

ПОЛЕЗНЫЕ, ИСКОПАЕМЫЕ, ЧЕЛОВЕК, ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

Что же мы сегодня будем делать на уроке?

– Мы будем классифицировать полезные ископаемые

– Мы вспомним, что такое магматические и осадочные горные породы

– Мы вспомним, в каких трех состояниях бывают полезные ископаемые

– Подведем итог и узнаем, что полезные ископаемые считаются невосполнимыми или исчерпаемыми.

– Мы узнаем, что полезные ископаемые и природу нужно беречь во имя будущих поколений

4. Сообщение темы урока:

Тема: Полезные ископаемые и их использование человеком.

-Прежде всего, мне бы очень хотелось начать наш урок с прочтения вами небольшого текста о Сталинградской битве.

Раздается текст на карточках. Учитель дает команду: прочитайте внимательно текст.

«17 июля 1942 года началась Сталинградская битва. Эта дата прописана во всех учебниках, но мало кто знает, что первое сражение произошло не 17-го, а 16 июля. Первый бой будущей грандиозной баталии состоялся у хутора Морозов в Ростовской области, где шесть советских танков из передового отряда наткнулись на немецких артиллеристов и разгромили их.

200 дней и ночей длилась Сталинградская битва – с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 г.

23 августа – самый страшный день для Сталинграда. В этот день Сталинград подвергся настолько масштабной бомбежке, что город покрыло бомбами как одеялом. Сталинград был практически сравнен с землей, но это не сломило боевой дух красноармейцев.

15 минут – средняя продолжительность жизни в Сталинграде. Бои были настолько ожесточенными, что любой человек, будь то немец или русский, внезапно заброшенный в город, едва ли имел шансы дожить до следующего дня.

2 февраля 1943 года. В этот день последние подразделения окруженной 6-ой армии нацистского Вермахта сложили оружие и прекратили сопротивление ввиду его бессмысленности. За двое суток до этого, 31 января, фельдмаршал Паулюс вместе с офицерами штаба окруженной 6-ой армии сдались генералу-майору 64-ой армии Ивану Ласкину. Завершилась Сталинградская битва».

На доске учитель располагает карточки при помощи магнитов:

Июль 1942 г.

Февраль 1943 г.

200 дней и ночей

Май 1945 г.

После прочтения детям предлагается среди карточек найти соответствия:

Начало Сталинградской битвы

Окончание битвы под Сталинградом

Продолжительность боев за Сталинград

Победа

На доске записывается: Сталинград-Волгоград, даются пояснения о современном названии города.

Учитель: Скажите, а как связаны Сталинградская битва, победа нашего народа над фашизмом и тема нашего урока?

Как полезные ископаемые использовались во время Великой Отечественной войны?

На доске располагаются карточки:

Танки

Самолеты

Бомбы

Дома

Дороги

Мосты

Учитель предлагает найти карточки на столе с названиями полезных ископаемых, которые использовались для производства данных объектов: железная руда, нефть, глина, песок, гранит, мрамор.

-Учитель: итак, на прошлом уроке мы установили, что в природе есть горючие и негорючие полезные ископаемые. Попробуйте выполнить следующее упражнение: Какие полезные ископаемые являются горючими, а какие – нет? (глина, торф, гранит, горючий сланец, каменный уголь, нефть). Дети могут выполнять задания либо по карточкам, либо на интерактивной доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №1)

Учитель: для чего нужна человеку нефть? (бензин, дизельное топливо, горюче-смазочные материалы)

Дети высказывают свои предположения.

Учитель: мы с вами хорошо знаем, что в природе существуют горные породы магматического и осадочного происхождения. Сопоставьте изображения разных осадочных пород с описанием способа их происхождения:

каменный уголь,

торф,

известняк.

«Образовался из оказавшихся под водой остатков древних гигантских деревьев»

«Образуется на болотах из отмирающих частей водных растений»

«Формировался из остатков живых организмов на дне морей, которые затвердевали» (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №2)

Дети находят соответствия по одному.

Учитель: на прошлых уроках мы рассматривали различные горные породы из школьной коллекции. Выберите минералы, которые входят в состав гранита: кварц, графит, слюда, полевой шпат, кальцит, гипс. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №3). Кто сможет выйти к доске и выполнить задание?

Один из учеников проходит к доске и указывает ответ.

Учитель: подпишите минералы, которые входят в состав гранита. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №4). Кто сможет выполнить задание?

Один из учеников выполняет задание у доски.

-Работа в группах.

Учитель: теперь я предлагаю разбиться на 2 группы.

1 группа укажет строительные полезные ископаемые, а вторая группа укажет строительные материалы. Выберите соответствующие карточки и разместите их на доске при помощи магнита.

В какой команде получилось больше наименований? Молодцы!

Учитель: продолжаем работать в 2 группах.

Мы с вами уже говорили о том, что горные породы бывают магматические и осадочные. Я выдам вам карточки, а вы в них выпишите с доски те породы, которые указаны в вашем задании.

Дети выписывают в свою карточку те названия, которые соответствуют полученному заданию. Затем обмениваются карточками и проверяют правильность ответов. Взаимопроверка.

4.Учитель: теперь каждый из вас в карточке распределит полезные ископаемые по группам: твердые, жидкие и газообразные. Эти полезные ископаемые вы видите на доске. (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №7)

Давайте проверим. Если все ответы правильны- поставьте себе 5, если 1 ответ не совпал, то – 4, если 2 ответа не совпали, то это будет 3, в остальных случаях- двойка. Самопроверка

Породы какого вида встречаются чаще всего в вашей таблице, а в природе?

Дети высказывают свои предположения.

Посмотрите на доску и подумайте: какие изделия сделаны из глины, а какие из мрамора? (Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №8)

Выходим к доске по одному и выбираем правильный ответ.

Предметы из какого материала здесь встречаются чаще всего?

Учитель. Отвечают желающие. Мы с вами часто будем встречаться с географическими картами, на которых отмечены полезные ископаемые различными условными значками. Давайте попробуем запомнить обозначения тех, которыми богата наша земля.(Академкнига. Интерактивные тренажеры. Задание №9)

Дети находят на доске обозначения нефти, природного газа и каменного угля.

5. Рефлексия: (2 мин.)

1. – Можем ли обойтись без полезных ископаемых? Почему? (Ответы учащихся: – нет, не смогут строить дома, ездить машины, летать самолеты, закончатся лекарства, краски, различные строительные материалы)

2. – Как вы думаете, можно ли восстановить полезные ископаемые в тех местах, из которых люди их берут на свои нужды, и там, где они уже закончились? (К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые нельзя восстановить. Они образовывались в недрах земли за миллионы лет)

Значит, какой вывод мы можем сделать об охране полезных ископаемых?

Воспитательный момент. (Человек обязан бережно и экономно использовать ресурсы нашей земли, чтобы в конце концов они не истощились). Добывая полезные ископаемые, нужно помнить об охране окружающей среды и не наносить ущерба природе.

– На «яблоках» напишем свое отношение к уроку: 1-интересно, 2- познавательно, 3-скучно; и повесьте их скорей на «дерево знаний». Оно заждалось ваших «яблок».

6. Подведение итога. Обратная связь. (2 мин.)

– Подведем итог урока. А что же вы усвоили на уроках? Это проверит еще один хранитель подземных секретов.

Ученики выходят по одному и снимают замочек. На другой стороне вопрос. (За правильный ответ получают кружочек)

1. Дать определение понятию – полезное ископаемое.

2. Какие полезные ископаемые используют в строительстве?

3. Какие полезные ископаемые используют как топливо?

4. Какие полезные ископаемые используют в быту?

5.Что такое месторождение?

6.Кто такой геолог?

7. Как в годы войны назывался город Волгоград?

8. Сколько дней и ночей длилась Сталинградская битва?

9. Сколько лет Великой Победе нашего народа исполняется 9 мая 2020 года?

7. Домашнее задание: приготовить сообщение об истории строительства монумента «Родина – Мать зовет!»

Источник

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе

по теме «Полезные ископаемые»

Автор: Фетисова Наталья Валерьевна,

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия № 8»

г.о. Коломна, Московской области.

Тема: «Полезные ископаемые»

Цель: сформировать понятие «полезные ископаемые», познакомить с разнообразием полезных ископаемых, со способами их добычи и использованием.

Задачи:

– развивать экологическое мышление;

– учить детей самостоятельно добывать информацию, оперировать ею;

– формировать умение ставить вопросы по изучаемому материалу; проводить на уроке рефлексию своей работы;

– формировать ключевые компетенции: информационную, проблемную и коммуникативную.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая, работа в парах.

Методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран, физическая карта России, кроссворд, лупы, микроскоп, гвоздь, стаканы с водой, выставка детских поделок из глины.

Дидактические материалы: презентация учителя, коллекция полезных ископаемых, карточка инструкция по изучению свойств полезных ископаемых, таблица условных обозначений полезных ископаемых, картинки с изображением: шахтера, геолога, бурильщика, карточки с индивидуальными заданиями.

Планируемые результаты формирования УУД:

Регулятивные: умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем, устанавливать новые учебные задачи; проявлять инициативу в ученом сотрудничестве, развитие навыков контроля и самоконтроля, своевременное внесение корректив;

Познавательные: умение извлекать информацию из исследования, схем, иллюстраций, текста, фиксировать знания с помощью таблиц, делать обобщения и выводы в результате совместной работы;

Коммуникативные: умение работать в группе, слушать и понимать других; умение договариваться и приходить к общему мнению; учитывать разные мнения, эффективно сотрудничать, формулировать собственную позицию и мнение, оформлять свое мнение в устной речи, умение строить монологическое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

Предметные: учащиеся научатся различать важнейшие полезные ископаемые, объяснять их значение в экономике, осознавать значение природных богатств в хозяйствен-ной деятельности человека.

Метапредметные: принимать и сохранять учебную задачу, активно использовать речевые средства для решения познавательных задач, осуществлять поиск средств её достижения; планировать, контролировать, оценивать учебные действия; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные: проявление познавательного интереса к новым способам действии, ценностного отношения к полезным ископаемым, способность к самооценке на основе критериев успешной деятельности.

Ход урока

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока.

– Сегодня мы будем опять наблюдать

Выводы делать и рассуждать,

А чтобы урок пошел каждому впрок!

Активно в работу включайся, дружок!

II. Актуализация знаний.

– Ребята, давайте вспомним, какую тему мы с вами изучали на прошлом уроке? (Экономика).

– Что же такое экономика? (экос по-гречески значит «дом», номос– «закон».

Экономика-наука о рациональном ведении хозяйства).

– Какая главная задача экономики? (удовлетворение разных потребностей людей).

– Что называется потребностями? (все, что требуется людям для жизни).

– Что нужно для удовлетворения потребностей людей? (товары и услуги).

– Что такое товары? (Вещи, предметы, с помощью которых люди удовлетворяют свои потребности).

– Приведите примеры товаров(продукты питания, одежда…).

– Что такое услуги? (Работа, которую люди выполняют, чтобы удовлетворить те или иные потребности других людей).

– Приведите примеры услуг (стрижка в парикмахерской).

 Карточки для индивидуальной работы во время фронтального опроса:

Если вы согласны, то поставьте знак «+», если нет, то «-».

  1. – Мясо, хлеб, молоко даёт нам промышленность.

  2. – Отрасль экономики, которая возводит различные постройки – это строительство.

  3. – Все отрасли экономики тесно взаимосвязаны.

  4. – Благодаря приобретению современного оборудования, удаётся производить  больше новых товаров.

 III. Целеполагание и мотивация.

– Без чего невозможнопроизводство товаров и услуг? (без использования труда людей и природных богатств).

– А что же такое богатство?

Ответы детей: 

Давайте посмотрим, как определяется это слово в толковом словаре русского языка Сергея Ивановича Ожегова. (Богатство – это то, что содержит в себе много ценного).

– Без каких природных богатств не может существовать человек?(Воздух, вода, почва). Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле. Отгадайте, загадки и вы узнаете, что за богатства лежат у меня в шкатулке.

Игра «Угадай, что находится в шкатулке».

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Очень прочен и упруг,

Строителям надежный друг.

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. (Гранит).

Он несет в дома тепло,

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали.

Он черный, блестящий,

Помощник настоящий. (Уголь)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение.(Известняк)

– Как вы думаете, о каких богатствах идет речь?

(о полезных ископаемых).

– Сформулируйте тему нашего урока. (Дети формулируют тему урока).

– Как вы думаете, почему их назвали ископаемыми? (добываются из-под земли).

– Почему они полезные? (служат людям).

– Теперь примените полученные знания для пояснения понятия «полезные ископаемые». Посовещайтесь в группе и попробуйте дать определение.

 (Выслушиваются ответы детей).

Учитель:

– Для того чтобы сверить, отличаются ли ваши ответы от верного определения этого понятия, я предлагаю вам обратиться к учебнику на с.46.

Богатства земных кладовых, которые люди используют в хозяйстве, называют полезными ископаемыми.

– Так какова же цель сегодняшнего урока? (Выяснить свойства полезных ископаемых, а так же как их можно добыть и где использовать).

IV. Изучение нового материала.

Первичное восприятие и осознание нового материала.

Фронтальная беседа.

Учитель.

В моей шкатулке находится еще одно полезное ископаемое. Отгадайте его название:

Без нее не побежит

Ни троллейбус, ни такси

Не поднимется ракета.

Отгадайте, что же это? (Нефть)

Нефть – жидкое, маслянистое, горючее вещество, черного цвета, которое употребляется в качестве топлива, а также как сырьё для получения различных продуктов (керосина, бензина и т. п.).

– А еще бывают и такие полезные ископаемые.

На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички (газ)

– На какие же три группы по своему состоянию делятся ископаемые? (они могут находиться в твердом, жидком и газообразном состоянии).

–  На доске мы видим карту России. Посмотрите, какая она большая. А кто знает, чем богата Россия? (лесами, полями, полезными ископаемыми). Рядом с картой висит таблица обозначений некоторых полезных ископаемых. Благодаря этим обозначениям мы можем определить на карте, где какие природные богатства располагаются (дети определяют по карте расположения полезных ископаемых).

– Как добывают полезные ископаемые.

– Прочитайте в учебнике текст на с. 48.

– Как называются места, где залегают полезные ископаемые? (Месторождение.)

На доске появляется карточка со словом «месторождение».

– Назовите профессию людей, которые изучают полезные ископаемые и отыскивают их месторождения:

Проберется с молотком

К неизвестным скалам.

С каждым камешком знаком,

С каждым минералом. (Геолог)

– Да, благодаря труду геологов находятся различные ископаемые.

– Назовите профессии людей, которые добывают полезные ископаемые.

Уголь под землей найдут,

Вверх его поднимут.

Завершив тяжелый труд,

Люди каски снимут.

Их работа всем нужна

С угольком зимой страна! (Шахтеры)

Шахтер – горнорабочий, работающий в шахте.

Так же для добычи полезных ископаемых используется труд бурильщика.

Бурильщик – рабочий, производящий бурение. Он делает скважины, сверлит, пробивает почву.(На доске появляются картинки с изображением геолога, шахтера и бурильщика и карточки со словами: «геолог», «шахтер», «бурильщик».)

– Рассмотрите иллюстрации на с. 48-49.

– Какое полезное ископаемое добывают в шахте? (Каменный уголь.)

– Какие полезные ископаемые добывают в карьере? (Глину, песок, известняк, гранит.) Раньше это делали с помощью кирки и молотка, сейчас с помощью взрывов. Затем экскаваторы подбирают породу и отправляют на завод, где ее обрабатывают.

– Какие полезные ископаемые добывают из скважин? (Нефть, газ.) Самый обычный способ поиска нефти это бурение скважин. Бурить начинают в том месте, где, по мнению геологов, должна быть нефть. И бурят до тех пор, пока из скважины не вырвется чёрный фонтан.

– Вы хорошо поработали и вам необходимо отдохнуть, чтобы продолжить исследование.

V. Физминутка.

Мы геологами станем,

Будут все гордиться нами.

Что же ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река т(показывают руками),

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут).

Все мы сможем, все сумеем,

И своей достигнем цели.

VI. Практическая работа.

Учитель:

– Я предлагаю вам поработать в группах: определить свойства полезных ископаемых, которые находятся на ваших столах. Выполните исследование на примере изучения свойств каменного угля.

1. Рассмотрите образец каменного угля. Определим его цвет. Имеет ли блеск?

2. Используя микроскоп или лупу, можно выяснить плотное или пористое это ископаемое.

3. Проведите ногтем по породе.

Если остался след – то порода мягкая;

Если можно поцарапать гвоздем, то он твердый;

Если нет следа от гвоздя, то очень твердый.

4.Уголь твердый, но хрупкий т.к. его можно разбить.

5.Опустив уголь в стакан с водой, мы видим, что он не растворяется в воде.

– А еще, что мы наблюдаем? (он не тонет).

– Значит уголь легче воды.

Для правильного построения своего ответа используйте карточку «Помогай-ка».

Карточка «Помогай-ка»

  1. Рассмотрите в лупу кусочек полезного ископаемого.

  2. Определите, в каком состоянии находится, какого цвета и из чего состоит?

  3. Плотное или рыхлое (пористое).

  4. Выясните на сколько прочен и тверд.

  5. Растворяется в воде или нет.

  6. Занесите полученные результаты в таблицу.

 Каждой группе дается по 1 полезному ископаемому.

1 группа – гранит 3 группа – песок

2 группа – известняк 4 группа – глина

– Теперь вы можете приступать к работе.

На доске в виде таблицы оформляются результаты исследований.

Учитель:

Давайте теперь сверим ваши ответы с таблицей на экране.

Просигнальте, как вы справились с этим заданием.

Защита работ. (Заслушиваются ответы представителей от каждой группы.)

– Начнем с гранита (слайды 5-8)

1-я группа.

Если гранит рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что это очень плотная горная порода. Он очень тверд и прочен. Цвет красный, серый. В воде он тонет и не растворяется. За высокую твердостью и прочность его используют при строительстве опор для моста и фундаментов для высокого здания. Полированный гранит украшает полы и лестницы дворцов и музеев. Именно из гранита в Санкт-Петербурге сделаны колоны Казанского собора, бортики Исаакиевского собора, а огромный камень, на котором установлен памятник Петру I, также из этой горной породы.

2-я группа.

Если известняк рассмотреть под лупой, то можно увидеть, что его частицы значительно мельче и цвет у этих частиц бывает разный: белый, желтый, серый. Известняк – твердая и прочная горная порода (слайды 9-12).Если опустить кусочек известняка в стакан воды, то мы увидим, что он утонет, значит, тяжелее воды. В воде он не растворяется.

Учитель:

Разновидностью известняка является мрамор. Рассмотрим мрамор внимательнее. Цвет его частиц может быть разным: белым, красным, серым, черным. Мрамор имеет матовый блеск, а если его сравнивать с известняком, то можно сказать, что мрамор тверже известняка. Древние греки высекали из мрамора памятники, строили храмы. Станции Московского метро отделаны этой горной породой разного цвета, известны на весь мир церкви и соборы.

3-я группа.

Песок, по которому мы ходим, – рыхлая горная порода. Цвет песка желтый, белый, серый. Он сыпучий и хорошо пропускает воду, поэтому его широко используют в строительстве автомобильных дорог и железнодорожных насыпей. Также песок применяют для изготовления цемента и бетона. Из белого кварцевого песка изготавливают стекло. Для изготовления стекла смешивают чистый кварцевый песок с содой и известью. Эту смесь помещают на 12 часов в печь 1200 градусов. За тем достают трубкой, несколько вдохов и получается пустой, прозрачный пузырь. Другими инструментами придают любую форму, остужают и получают готовое изделие.

4-я группа.

Глина – плотная горная порода, коричневого или серого цвета. При намокании она становится вязкой и пластичной, долго сохраняет свою форму при высыхании. Особенно ценится белая глина, из которой производят фаянсовую и фарфоровую посуду. Использование глины можно наблюдать на заводе «Гжель. Здесь, в цехе, скульптор придает куску глины форму. В печи, обожженные глиняные изделия, становятся твердыми и прочными. За тем их покрывают специальным раствором, который выявляет наличие трещин. Расписывают изделия серой кобальтовой краской, покрывают глазурью и помещают в печь. В печи краска приобретает синий цвет. Так же из глины изготавливают кирпичи, черепицу, игрушки.

Учитель:

Давайте перечислим, для чего человеку нужны полезные ископаемые и где он их использует?

Дети перечисляют.

На экране появляется схема-«паучок» использования полезных ископаемых.

VII. Беседа об охране полезных ископаемых (слайд 23).

– Каждый год в нашей стране добывается огромное количество полезных ископаемых.

На образование большинства из них понадобилось миллионы лет, и у каждой из ценных пород своя особая, сложная и загадочная история. У одних история начинается в глубинах морей и океанов, озер и болот. На дне водоемов образовались торф, известняк, каменный и бурый уголь, песок и глина. У других история начинается глубоко под землей, где находится раскаленное вещество – магма. Потоки магмы при извержении вулкана могут изливаться на поверхность земли и остывать, а могут застывать в глубине земли, не доходя до поверхности.

Из магмы образовались гранит и другие полезные ископаемые. А при распаде гранита образуются песок и глина.

– Как вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?

Ответы детей:

Запасы полезных ископаемых на Земле не бесконечны. Их нельзя восстановить быстро, как, например, лес после вырубки.

Учитель:

– Как вы думаете, можем ли мы помочь в охране природных богатств?

Ответы детей:

-Ученые создают новые искусственные материалы (пластмасса) для замены металла и горючих полезных ископаемых.

– Топливо из каменного угля и нефти заменяют другие источники тепла.

– Люди собирают металлолом, из которого на заводах выплавляют металлы.

– Экономно использовать газовые и электрические приборы.

– Не оставлять двери в подъездах открытыми настежь.

– Следить за экономным расходованием питьевой воды, ведь ее очистка и доставка невозможна без использования полезных ископаемых.

Учитель:

– Во время взрывных работ портится почва, изменяется ландшафт местности. А на его восстановление требуется очень много времени.

VIII. Закрепление изученного материала.

Работа в парах с ноутбуками (дети выполняют тест на тему «Полезные ископаемые»)

Давайте сверим ваши ответы с правильными ответами на доске.

Оцените свою работу на этом этапе.

IX. Домашнее задание.

1.Учебник стр. 46-49 читать, с.50 (??)

2. Приготовьте к следующему уроку сообщение о полезном ископаемом на ваш выбор.

X. Подведение итога урока. Рефлексия.

Наше увлекательное путешествие заканчивается.

О чем мы говорили сегодня на уроке?

Что же нового вы узнали, чему научились?

Почему песок и глина – «дети» гранита, а стакан и чашка – его родные «внуки»?

Выберите сигнальную карточку и оцените результаты своей деятельности на уроке.
Дети поднимают сигнальные карточки.

Зелёный цвет:

 Кто для себя сделал открытие?

Кто про себя может сказать, я активно работал на уроке?

Кому на уроке было интересно и захотелось больше узнать о полезных ископаемых?

Кому урок подарил хорошее настроен