Пнш урок по окружающему миру полезные ископаемые

2. Проверка домашнего задания

10 мин.

– Молодцы, ребята, сейчас мы с вами повторим тему – минералы. Домашним заданием на сегодня у вас был пересказ стр. 12-15. Ребята, я спрошу одного ученика по данной теме. Кто хочет ответить?

– Очень хорошо ребята, ваш ответ был очень четким и выразительным!

– Сейчас, для того чтобы закрепить изученный материал, я раздам карточки с заданиями двум желающим. Вам необходимо заполнить пробелы в карточках и ответить на заданные вопросы по прошлым темам.

– Ребята, подойдите со своими дневниками, я поставлю вам оценку за ответ на уроке.

Проверяет домашнее задание; озвучивает тему урока

Слушают учителя, работают по карточкам; отвечают с помощью схемы

Проверка знаний учащихся.

  1. Подготовка к основному этапу занятий:
  1. Мотивационный этап;
  2. Постановка целей

1 мин.

5 мин.

10 мин.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие – спрятаны глубоко в Земле.

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнёшься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!  

– Как вы думаете, о каких богатствах и секретах пойдет сегодня речь? (ответы детей).

– Правильно ребята, о полезных ископаемых.

(Слайд 2).

– А сейчас, подумайте и составьте схему из чего состоят полезные ископаемые.

– Посмотрите пожалуйста на слайд и проверьте правильно ли вы составили свою схему.

(Слайд 3)

– Молодцы ребята, у вас все правильно!

– Какую цель можно поставить на уроке? (Узнать, что такое ископаемые)

(Слайд 4)

А какую проблему мы можем поставить на уроке?

– Проблема: Если есть полезные ископаемые, есть ли не полезные?

(Слайд 5)

– Открываем учебник на стр. 16. Кто нам прочитает тему урока? («Полезные ископаемые»)

– Давайте мы с вами повторим пройденное: прочитайте 2 вопроса и ответьте на них.

– Правильно, ребята! А теперь, прочитайте 1 абзац на 16 стр., давайте подумаем, что мы называем полезными ископаемыми? (ПИ – это горные породы и минералы, которые человек использует для свои хозяйственных нужд).

(Слайд 6)

–  Хорошо, давайте поработаем в парах. Составьте схему полезных ископаемых по 1 абзац стр. 16.  

– Молодцы ребята, а я составила вот такую схему, посмотрите на экран

(Слайд 7)

– Как вы думаете, почему моя и ваши схемы похожи?

– Правильно, к твердым полезным ископаемым относится торф, песок, каменный уголь, гранит, известняк, алмазы и другие. К жидким полезным ископаемым относится нефть, минеральная вода, к газообразным полезным ископаемым природный газ.

 (Слайды 8, 9, 10)

– Очень хорошо ребята. Перепишите мою схему со слайда в тетрадь.

.

– Кто прочитает нам вопрос на стр. 16?

– Теперь ребята скажите мне, что же такое разведка?

(Разведка – это работы, производимые с целью ближайшего исследования уже отрытого месторождения полезного ископаемого)

(Слайд 11)

– А кто мне скажет, что такое месторождение?

– Посмотрите внимательно в учебник возле слова месторождение стоит звездочка, что нам нужно сделать? (открыть словарик и посмотреть значение).

– Кто нам прочитает?  (Месторождение – это место, где залегают полезные ископаемые).

(Слайд 12)

– Молодцы! Но чтобы нам ответить а этот вопрос, нам нужно изучит следующий абзац.

– Ребята, скажите кто такие геологи и археологи и чем они занимаются?

– Правильно ребята, геолог – это человек, который занимается поиском крупных скоплений и залежей полезных ископаемых.

(Слайд 13)

 А археолог – человек, который занимается раскопками древних вещей.

(Слайд 14)

Уточняет понимание учащимися поставленных;

формулирует задачи урока;

объявляет: цели урока, выдвигает проблему, формулирует задания, контролирует выполнение работы;

Показывает свою схему полезных ископаемых

Спрашивает значение слов

Слушают учителя, отвечают на вопросы, предполагают цели, ставят проблем урока; работают с учебником

Записывают схему полезных ископаемых;

Думают над значением слов; работает со словарем

Проверка знаний учащихся.

Выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Осладение базовыми  предметными, межпрдметными понятиями, отражающими существенные связи  и отношение между обектами и процессами

строят рассуждения

Слушают, вступать в диалог участвовать в коллективном обсуждении;

Формулирвать собственную позицию, мнеия, контролировать действие партера.

  1.  Изучение нового материала

3 мин.

7 мин.

10 мин.

5 мин.

– Поработаем в группах. У каждой группы будет свое задание, связанное с полезными ископаемыми. Всего групп 5 по 5 человек. Я назначу ведущего, секретаря, чтеца и двух докладчиков. Ведущий руководит работой и следит за тем, чтобы все говорили только о данной теме. Чтец, читает материал из учебника, задания из карточки, дополнительный материал для работы, а в некоторых читает информацию из хрестоматии. Секретарь записывает на основе текста и выбранного ребятами материала информацию и составляет текст для выступления докладчиков. После окончания работы с текстами и с карточками докладчики выступают по их теме.

Каждой группе я раздам несколько карточек:

1 – инструкция работы с материалом;

2 – как нужно работать в группе;

3 – карточка с заданием.

– В 3 карточке будет написано название темы, с которой будит работать ваша группа, страницы учебника и хрестоматии и дополнительный материал.

(Слайд 15)

Кадой групппе я раздам образцы полезных ископаемых.

-На эту работу вам даётся на работу 7 мин.  

(работа в группах)

– Время работы подошло к концу. Давайте начнем с первой группы. Докладчики выходите отвечать. Все ребята, кто не работал над этой темой записывайте кратко в рабочую тетрадь.

– Постарайтесь каждая группа уложиться в 2 минуты.

(ответы учеников по темам)

(Слайды: 16 – 20)

– Молодцы ребята, вы хорошо справились с заданием! А теперь, давайте проверим ваши знания по всему тому, что вы усвоили за урок. Проведем тест. Я раздам вам карточки с заданиями.

Инструктирует учеников; распределяет роли

Слушают учителя, выполняют групповую работу,

находят в тексте информацию

Определение основной информации; учатся работать в группе.

Источник

Этапы урока, цели

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

Организационный момент

Цель: создание благоприятной психологической атмосферы, включение в учебную деятельность

-Улыбнитесь, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим.

– Откройте свои ладошки к новым знаниям и произнесите нашу волшебную фразу:

Я хочу много знать!

– А сейчас тихо сядут девочки

– а мальчики сядут ещё тише.

Настраиваются на работу, высказывают друг другу добрые пожелания.

Личностные:  выражают позитивное отношение к предстоящей работе

Актуализация  знаний

Цель: повторение опорных понятий и ранее усвоенных учебных действий, подготовка мышления

 -Урок начнем с проверки домашнего задания в форме теста

– На выполнение работы 3 минуты

– За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

– А сейчас поменяйтесь карточками и проверьте тест на слайде (Слайд № 2)

-Оцени работу соседа

Критерии оценивания:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2-3 ошибки -«3»

3-5 ошибок –«2»

– Послушайте стихотворение

(читает учитель)

Какие хитрые секреты

Таят обычные предметы:

Блестят в солонке минералы!

Снежинки – это же кристаллы!

Фольга, скрывавшая конфету –

Металл такой же, как в ракетах.

Таит его простая глина,

Сестра сапфира и рубина!

А коль споткнешься ты о камень,

Не думай, что виной булыжник,

И тут всесильная природа

Тебе подсунула породу!

– Кто догадался, о чем это стихотворение?

-Какие полезные ископаемые вы знаете?

Приложение № 1

Выполняют работу на карточках.

Взаимопроверка, оценивание.

(О полезных ископаемых)

-Узнать свойства полезных ископаемых.

Познавательные: логические: анализ, составление целого из частей, установление причинно-следственных связей, знаково-символические действия: моделирование,

осуществляют поиск и выделяют необходимую информацию

Регулятивные: саморегуляция: преодоление препятствий

Коммуникативные: сотрудничество в сборе информации

Целеполагание

Цель: выявление затруднений и постановка цели

-Откройте учебник на стр. 22

-Прочитайте тему урока.

– О чем мы сегодня будем говорить?

-Какую цель поставим перед собой?

-Зачем нам необходимы знания по этой теме?

 -Где они нам могут пригодиться?

-Сегодня на уроке вы не просто ученики, вы исследователи и работая  в  группе для себя откроете что-то новое.

Читают

О свойствах полезных ископаемых

(Узнать свойства полезных ископаемых)

Регулятивные: принятие учебно-познавательной задачи и её        сохранение,

целеполагание.

Планирование предстоящей деятельности

Цель: составление плана действий

– Ну, что заглянем в научную лабораторию.

 В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования.

-Прочитав и отгадав загадки, каждая группа узнает   какие полезные  ископаемые они будут исследовать.

(Карточки с загадками каждой группе)

-А результаты своих исследований группа будет записывать в научный дневник.

-Прежде, чем начать работу, вспомните правила ТБ при проведении опытов.

-Приступая к работе, не забудьте про правила работы в группе.

 Каждая группа читают и отгадывают загадки.

Приложение № 2

Каждой группе выдается карточка (Научный дневник)

 (Слайд № 3)

Вспоминают правила ТБ при проведении опытов

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность.

Регулятивные: планирование учебной деятельности

Практическая деятельность учащихся

Цель: организация построения  нового знания

Физминутка

Цель: снять утомляемость детей.

Предоставление результатов.

 Цель: Умение представить и оценить результаты групповой работы

Закрепление знаний

-Время на исследование и запись результатов 10 минут.

— За одну минуту до окончания работы подаю сигнал (колокольчик)

-Предлагаю приступить к реализации плана.

Подробный план проведения опытов находится в учебнике.

 Исследования в группах:

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее мы обойдем (топают ногами),

Ее мы проплывем (плывут),

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

-Обобщим результаты исследования.

-А сейчас закрепите знания, полученные в исследовательской работе.

 Задание на отдельных листах для каждой группы:

Найди ошибки в следующих утверждениях.

Большинство полезных ископаемых жидкие.

Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.

Нефть добывают в карьерах.

Как удобрение для растений используется каменный уголь.

Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.

Учащиеся работают над исследованием:

самостоятельно выполняют опыты, фиксируют в научный дневник, оформляют отчёт. 

Выполняют упражнения

Каждая группа зачитывает результаты своих исследований.

Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество правильных ответов

Ответы:

твёрдые

залегают

в недрах земли

торф

геологи

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле).

Познавательные:

уметь формулировать несложные выводы, основываясь на проведённом опыте

Коммуникативные:

уметь оформлять свои мысли в устной форме

Познавательные:

уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта

Подведение итогов.

Цель:

дать оценку успешности достижения цели .

– Ребята, достигли цели нашего урока?

Оцените свою работу на уроке

-Заполните оценочные листы.

Учитель выставляет оценки по результатам оценочных листов.

Да, нам удалось определить свойства известняка, мрамора, песка, глины.

Учащиеся заполняют оценочные листы

(оценочный лист содержит критерии оценивания личностных и метапредметных умений)(Приложение №5)

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Рефлексия.

 Цель: Оценивать свой вклад в общий результат деятельности

-Закончите предложения:

На уроке я узнал…

На уроке я учился…

Мне было трудно…

Мне понравилось…

Анализируют

Слайд № 4

Регулятивные:

оценивание результатов

Домашнее задание.

Цель:  Сообщить учащимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения

-Подготовить сообщение о заинтересовавшем вас полезном ископаемом.

Дети записывают задания в дневник

1.Горные породы и минералы, которые человек использует в своей хозяйственной деятельности, называют

в) вода.

В) нефть, глина, торф.

в) строители.

4. Установи соответствие.

в) глина, известняк.

6.В каких из перечисленных пород, минералов или полезных ископаемых основную часть составляют остатки растений

В) гранит.

В) известняк.

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Свойства песка и глины стр. 24-25

Свойства известняка и мрамора- стр. 22-23

Источник

Конспект урока

1. Тема урока: Полезные ископаемые.

2. Предмет: окружающий мир (ПНШ)

3. Класс: 3

4. Автор: Кузнецова Г.В.

5. Тип урока: урок «открытия» новых знаний

Цель урока: полезные ископаемые

Задачи урока:

1. Дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.Познакомить со свойствами песка, глины, угля, нефти.

3. Формировать общеучебныеумения: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развивать коммуникативные навыки.

Ход урока.

I. Организационный момент урока.

II. Сообщение темы и целей урока.

– Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле (слайд1-2).

-Отгадайте загадки:

1.Он очень прочен и упруг,

Строителям -надёжный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы будут и заметны. (Гранит)

2.Этот мастер белый-белый

В школе не лежит без дела:

Пробегает по доске,

Оставляет белый след. (Мел)

3.На кухне у мамы

Помощник отличный.

Он синим цветком

Расцветает от спички. (Газ)

4. Без неё не побежит

Ни такси, ни мотоцикл,

Не поднимется ракета

Отгадайте, что же это? (Нефть)

5.Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А ещё он есть в цементе.

Сам он удобрение. (Известняк)

6. Росли на болоте растения,

Стали топливом и удобрением. (Торф).

7.Он чёрный, блестящий,

Людям помощник настоящий.

От него кругом светло,

Помогает плавить стали,

Делать краски и эмали. (Уголь).

Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов и на слайдах № 3-4.

-Как назвать все эти отгадки?

– Тема нашего сегодняшнего урока «Полезные ископаемые»

На доске и в тетрадях тема: «Полезные ископаемые» (слайд 5).

– Какие проблемы нам надо раскрыть по данной теме? Какие поставим для себя вопросы? (Какие полезные ископаемые мы знаем? Где находятся? Как люди используют в своей жизни? Как надо охранять полезные ископаемые? Как их добывают?)

– Какую проблему ставим на уроке? (Почему полезные ископаемые играют большую роль в жизни человека?)

III. Работа по теме урока.

-В мире существует много полезных ископаемых. Что вы предлагаете отнести к полезным ископаемым?

-Попробуйте сформулировать понятие полезные ископаемые.( слайд 6)

– Сегодня вы сможете попробовать себя в роли людей, занимающихся изучением и поиском природных богатств. – Для того чтобы узнать как называется эта профессия, давайте разгадаем ребус:

ГЕ + , КОЛОС ,+ Г (слайд 7)

– Что изучают геологи? (Геологи – это люди, которые ищут полезные ископаемые и изучают их)

– Как человек использует полезные ископаемые? (слайд 8).

– А сейчас мы с вами узнаем о некоторых полезных ископаемых. Внимание на экран. https://www.youtube.com/watch?v=zbzDrph6HLs

-Да, ребята, человек активно использует полезные ископаемые, он широко изучил их свойства. Давайте и мы расширим наши знания о некоторых полезных ископаемых.

ФИЗМИНУТКА.

Мы геологами станем

Да? – да! ( хлопок над головой).

Будут все гордится нами.

Да? – да! ( хлопок над головой).

Что ждет нас впереди?

Высокая гора (показывают руками),

Бурная река (показывают руками)

Ее не обойдешь (топают ногами),

Ее не проплывешь (плывут),

Ее не пролетишь (крылья),

Надо напрямик.

Все мы сможем, все сумеем

И своей достигнем цели.

Да? – да! ( хлопок над головой).

IV. Практическая работа

– Отгадайте, с какими полезными ископаемыми мы будем работать?

1.Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже.

( песок)

2. Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу (глина) (слайд 9)

Работать будете в паре. Заполняете таблицу и бланки исследований. Сегодня мы заполним только первые два элемента нашей таблицы- песок и глина.(слайд 10)

1) Рассмотрите песок и глину через лупу

Определите состояние (твердое, жидкое, газообразное)

Определите цвет.

Прозрачные или непрозрачные.

2) Понюхайте песок и глину.

Итак, мы установили, что песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма, размеры, расстояние между частицами у них различны

3) Высыпьте песок и глину из стакана на лист бумаги. (сыпучий или вязкий).

Песок пересыпается легко, струйкой, а глина струйку не образует. Значит: песок сыпучий.

4)Помоем сапожки: от чего легче отмыть обувь – от песка или глины?

5)Создание «песчаных картин». На фанерку насыпается тонким слоем песок, тонким слоем распределив его по всей поверхности. Пальцем прорисовывается изображение. Можно ли изготовить для выставки такую картину? Почему?

6) Возьмите 2 стакана и поместите в них воронки. В воронки поместите фильтр из кусочков ваты. На фильтр одной воронки положите влажный песок, а на фильтр второй размельчённую смоченную глину. Отмерьте одинаковое количество воды и налейте одновременно в обе воронки. Понаблюдайте, что произойдёт.

Раньше появляются капли воды из той воронки, в которой лежит песок. Значит: песок хорошо пропускает воду. У глины слабая водопроницаемость.

– Объясните, почему на песчаных дорожках после дождя не образуются лужи, а на глинистых скапливается много воды?

Как пригодилось свойство песка пропускать воду? В строительстве дорог.

7) Придайте сырому песку и мокрой глине форму шарика. Подождите, пусть немного подсохнет. Что лучше сохраняет форму: песок или глина?

-В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Глина легко скатывается в шарик. Он прочный, эластичный. Из песка шарик сделать не удалось. песок не обладает вязкостью, крупные округлые частицы его плохо прилипают друг к другу Он легко рассыпается. Значит: глина обладает хорошей вязкостью., мелкие плоские частицы ее легко и прочно прилипают друг к другу.

Ниф-Ниф построил дом из песка, а Наф-Наф построил дом из глины. Какой дом более прочный?

Теперь исследовав свойства песка и глины, мы можем подумать как люди используют песок и глину.

– Как вы думаете, это свойство глины не пропускать воду, пластичность где пригодилось человеку?

Способность глины не пропускать воду – важное свойство, благодаря ему, глину стали использовать для приготовления посуды.

-А знаете ли вы, что непрозрачный песок становится прозрачным стеклом?

https://www.youtube.com/watch?v=lqsaxHlPE64 или https://www.youtube.com/watch?v=nXWYBf7x-Tc

– Ребята, а как вы думаете, какие полезные ископаемые есть у нас в Саратовской области?

Основными полезными ископаемыми области являются нефть и газ, которые нередко встречаются в едином месторождении. Впервые было открыто месторождение газа на территории области в 1906г. в 40 км к северу от рабочего посёлка Дергачи, когда бурили артезианский колодец.
Особенно активно начались поиски нефти и газа в 1932 году.
Признаки нефти находили во многих местах области.
В 1941 году началось бурение в окрестностях деревни Елшанка около Саратова. В 1942 году из скважины стал выделяться природный газ, и в конце октября ударил мощный газовый фонтан в виде голубоватого столба высотой 40 метров. Началось строительство первого в стране газопровода Елшанка-Саратов. С 1943г. саратовским газом пользуется столица нашей страны – Москва. (слайды 11-16)

V. Рефлексия

– Какие задачи ставили в начале урока?

– Как вы думаете, справились ли мы на уроке с поставленной задачей?

-Что помогло нам в работе?

– Какие открытия для себя сделали?

VI. Домашнее задание

– Поднимите руку те, кому захотелось после урока узнать больше о полезных ископаемых и подготовить сообщение.

– Много еще полезных ископаемых на земле. Вот и я предлагаю вам приготовить сообщение о полезном ископаемом Саратовской области.

– Если кто-то будет затрудняться, то тем детям я предлагаю приготовить сообщение о любом полезном ископаемом.

Презентация к уроку “Полезные ископаемые”
PPTX / 2.14 Мб

Использованные источники

1. Учебник «Окружающий мир» для3 класса часть 2; ПНШ;О.Н. Федотова и др.

2. https://www.youtube.com/watch?v=lqsaxHlPE64 3.https://www.youtube.com/watch?v=nXWYBf7x-Tc

4. https://www.youtube.com/watch?v=zbzDrph6HLs

5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

Источник