Плательщик налога на добычу полезных ископаемых обязан

Плательщик налога на добычу полезных ископаемых обязан thumbnail

При каких обстоятельствах возникает основание для постановки организации или индивидуального предпринимателя на учет в качестве плательщика НДПИ? Каким образом осуществляется данная процедура? Подлежит ли организация (предприниматель) постановке на учет в качестве плательщика НДПИ, если пользование недрами не связано с добычей полезных ископаемых, являющихся объектом обложения указанным налогом? Должен ли пользователь недр представлять налоговую декларацию по НДПИ в налоговый орган, в котором он поставлен на учет в качестве плательщика данного налога? (В рамках этой статьи не затрагивается вопрос о постановке на учет налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции).

Основание для постановки на учет

В силу пп. 2 п. 1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Налоговым кодексом. На основании п. 1 ст. 83 НК РФ организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:

  • по месту нахождения организации;
  • по месту нахождения ее обособленных подразделений;
  • по месту жительства физического лица;
  • по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств;
  • по иным основаниям, предусмотренным Налоговым кодексом. К данным основаниям, в частности, относится наличие у организации или индивидуального предпринимателя в пользовании участка недр. Согласно п. 1, 2ст. 335 НК РФ плательщики НДПИ подлежат постановке на учет в качестве таковых:

1) по месту нахождения участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование. Местом нахождения такого участка признается территория субъекта (субъектов) РФ, на которой расположен участок недр;

2) по месту нахождения организации (месту жительства физического лица). Постановка на учет по месту нахождения (жительства) налогоплательщика производится в том случае, если добыча полезных ископаемых осуществляется на участке недр, предоставленном налогоплательщику в пользование, расположенном:

  • на континентальном шельфе РФ (включает в себя морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря РФ на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка);
  • в исключительной экономической зоне РФ. Такой зоной признается морской район, находящийся за пределами территориального моря РФ и прилегающий к нему, с особым правовым режимом, установленным специальным законом, международными договорами РФ и нормами международного права;
  • за пределами территории РФ на территориях под юрисдикцией РФ либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора.

Разберемся, при каких обстоятельствах считается, что участок недр предоставлен в пользование. Порядок пользования недрами в РФ и отношения, возникающие в связи с их использованием, регулируются нормами Закона о недрах.

Исходя из ст. 9 данного закона права и обязанности пользователя недр возникают с даты государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. Именно лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий (ст. 11 Закона о недрах). Следовательно, единственным критерием для придания организации или индивидуальному предпринимателю статуса плательщика НДПИ и основанием для постановки на учет в таком качестве является наличие лицензии на пользование недрами. (Подтверждает это и тот факт, что постановка на учет производится в течение 30 календарных дней с момента государственной регистрации лицензии (разрешения) на пользование участком недр (п. 1 ст. 335 НК РФ).) Причем на необходимость постановки на учет не влияет указанное в лицензии целевое назначение разрешенных работ. Это означает, что пользователь недр подлежит постановке на учет в качестве плательщика НДПИ при осуществлении любого вида пользования недрами, в том числе того, в результате которого не осуществляется добыча полезных ископаемых, являющаяся объектом обложения НДПИ (письма ФНС РФ от 06.12.2013 №ГД-4-3/22016, Минфина РФ от 08.10.2013 № 03-06-05-01/41901).

Виды пользования недрами перечислены в ст. 6 Закона о недрах. Недра предоставляются в пользование:

1) для регионального геологического изучения, включающего:

  • региональные геолого-геофизические работы;
  • геологическую съемку;
  • инженерно-геологические изыскания;
  • научно-исследовательские, палеонтологические и другие работы, направленные на общее геологическое изучение недр;
  • геологические работы по прогнозированию землетрясений и исследованию вулканической деятельности, созданию и ведению мониторинга состояния недр, контроль за режимом подземных вод;
  • иные работы, проводимые без существенного нарушения целостности недр;

2) для геологического изучения, включающего поиски и оценку месторождений полезных ископаемых, а также для геологического изучения и оценки пригодности участков недр для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

3) для разведки и добычи полезных ископаемых, в том числе для использования отходов горнодобывающего производства и связанных с ним перерабатывающих производств;

4) для строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

5) для образования особо охраняемых геологических объектов, имеющих научное, культурное, эстетическое, санитарно-оздоровительное и иное значение (научных и учебных полигонов, геологических заповедников, заказников, памятников природы, пещер и других подземных полостей);

6) для сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов.

Процедура постановки на учет

В пункте 3 ст. 335 НК РФ (в редакции Федерального закона от 29.06.2004 № 58-ФЗ, действующего с 01.01.2004) указано, что особенности постановки на учет пользователей недр в качестве плательщиков НДПИ должен определить Минфин. В соответствии с ранее действовавшей редакцией Налогового кодекса данная обязанность была возложена на МНС и исполнена им в виде Приказа от 31.12.2003 №БГ-3-09/731, которым и утверждены Особенности постановки на учет в налоговом органе организации или индивидуального предпринимателя в качестве налогоплательщика налога на добычу полезных ископаемых. Названный приказ актуален и сегодня.

Передача налоговым органам сведений о предоставлении прав на пользование природными ресурсами – обязанность лицензирующих органов (органов, осуществляющих учет и (или) регистрацию пользователей природными ресурсами, а также лицензирование деятельности, связанной с пользованием данными ресурсами). На это им отводится 10 рабочих дней после регистрации (выдачи соответствующей лицензии, разрешения) природопользователя (п. 7 ст. 85 НК РФ). Уточним: сведения подлежат передаче в налоговый орган по месту нахождения лицензирующего органа. В свою очередь, указанный налоговый орган не позднее рабочего дня, следующего за днем получения сведений, направляет их по каналам связи:

1) в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя в двух случаях – во-первых, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территории одного субъекта РФ, во-вторых, если участок недр расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ на территориях, находящихся под юрисдикцией РФ (либо арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора);

2) в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ, если пользователем недр является организация, состоящая на учете в названной инспекции в качестве крупнейшего налогоплательщика;

3) в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, если участок (участки) недр и место нахождения организации или место жительства индивидуального предпринимателя расположены на территориях разных субъектов РФ. Далее управление (срок тот же – в течение следующего рабочего дня) должно направить полученные сведения в уполномоченный налоговый орган, который выбирается с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с ним, наилучшей оснащенности (материально-технической и кадровой) налогового органа для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения участка недр. Решение об определении уполномоченного налогового органа оформляется управлением по форме 9-НДПИ-3. Таким налоговым органом может стать:

  • налоговый орган субъекта РФ, в котором налогоплательщик – пользователь недр уже состоит на учете в качестве плательщика НДПИ;
  • налоговый орган по месту нахождения участка недр, если налогоплательщику предоставлен в пользование один участок недр и данный налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по указанному основанию в субъекте РФ;
  • налоговый орган по месту нахождения одного из участков недр, если налогоплательщику предоставлены в пользование несколько участков недр и этот налогоплательщик не состоит на учете ни в одном из налоговых органов по такому основанию в субъекте РФ.

Постановка на учет пользователя недр в качестве плательщика НДПИ осуществляется соответствующим налоговым органом в течение пяти дней со дня получения сведений или решения и сведений, но не позднее 30 дней с момента государственной регистрации лицензии на пользование участком недр. В тот же срок организации должно быть выдано (направлено по почте с уведомлением о вручении) уведомление по форме 9-НДПИ-1, индивидуальному предпринимателю – по форме 9-НДПИ-2. Кроме того, в трехдневный срок со дня постановки на учет копия уведомления направляется в налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Снятие с учета

Процедура снятия организации или индивидуального предпринимателя с учета в качестве плательщика НДПИ, как и постановка на учет, запускается в налоговом органе по месту нахождения лицензирующего органа. Основанием для этого являются сведения о прекращении права пользования недрами, поступившие от лицензирующих органов (на снятие с учета отводятся пять дней с момента получения указанных сведений). Причины прекращения права пользования недрами перечислены в ст. 20 Закона о недрах.

Далее полученные сведения следуют тем же путем, что и сведения о предоставлении прав на пользование недрами. В течение рабочего дня они направляются в налоговый орган:

  • по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя;
  • в межрайонную инспекцию МНС по крупнейшим налогоплательщикам по субъекту РФ;
  • в Управление МНС по субъекту РФ по месту нахождения участка (участков) недр, которое передает сведения в течение следующего рабочего дня в уполномоченный налоговый орган.

О снятии налогоплательщика с учета налоговый орган должен уведомить «бывшего» пользователя недр в произвольной форме, а также в трехдневный срок налоговый орган по месту нахождения организации или месту жительства предпринимателя.

Представление налоговой декларации

На основании абз. 1п. 3 ст. 80 НК РФ налоговая декларация подлежит представлению в налоговый орган по месту учета налогоплательщика. Означает ли это, что налоговая декларация по НДПИ должна представляться в налоговый орган, в котором осуществлена постановка пользователя недр на учет в качестве плательщика НДПИ?

В пункте 1 ст. 346 НК РФ зафиксировано: налоговая декларация по НДПИ представляется пользователем недр в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика. Данная норма, как указала ФНС, является императивной, поэтому местом представления налоговой декларации по НДПИ следует считать инспекцию ФНС по месту нахождения (жительства) налогоплательщика (Письмо от 06.06.2013 №ЕД-4-3/10408@). Из этого правила есть исключение, касающееся налогоплательщиков, отнесенных к категории крупнейших. Таковые представляют декларацию по НДПИ в межрегиональную (межрайонную) инспекцию ФНС по крупнейшим налогоплательщикам, в которой они поставлены на учете (абз. 4 п. 3 ст. 80 НК РФ).

При заполнении налоговой декларации на титульном листе (на листе 01) указывается код налогового органа, в который представляется документ. Так, в случае представления декларации по месту нахождения российской организации, не являющейся крупнейшим налогоплательщиком, ставится код «214», по месту учета в качестве крупнейшего налогоплательщика – «213».

Уплата налога

Порядок исчисления и уплаты НДПИ определен ст. 343 НК РФ. На основании п. 2 этой статьи НДПИ подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование в соответствии с законодательством РФ. Вспомним: постановка на учет в качестве плательщика НДПИ осуществляется по месту нахождения участка недр, предоставленного ему в пользование согласно законодательству РФ (если только участок не расположен на континентальном шельфе РФ, в исключительной экономической зоне РФ или за пределами территории РФ). Таким образом, уплата НДПИ производится в бюджет того субъекта РФ, на территории которого находится участок недр, предоставленный налогоплательщику в пользование и по месту нахождения которого пользователь недр поставлен на учет в качестве плательщика НДПИ (письма ФНС РФ от 16.04.2013 №ЕД-4-3/7001@, Минфина РФ от 12.12.2013 № 03-06-05-01/54697).

Если же налог исчисляется по полезным ископаемым, добытым за пределами территории РФ, он уплачивается в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 343 НК РФ).

* * *

Получение организацией (индивидуальным предпринимателем) лицензии на пользование участком недр означает, что она будет поставлена на учет в налоговом органе по месту нахождения участка недр, предоставленного в пользование, или по месту нахождения организации (месту жительства физического лица), если добыча осуществляется за пределами территории РФ или территориального моря РФ. Соответствующие сведения в налоговый орган предоставляются лицензирующим органом. То же самое он сделает и в случае прекращения права пользования недрами, что явится основанием для снятия организации (предпринимателя) с учета в качестве плательщика НДПИ.

Постановка на учет в качестве плательщика НДПИ не по месту нахождения (жительства) пользователя недр не означает, что налоговая декларация по НДПИ не должна представляться по месту нахождения организации или между жительства индивидуального предпринимателя. Исключение касается только организации, отнесенной к категории крупнейших налогоплательщиков, которая представляет декларацию по НДПИ в налоговую инспекцию по крупнейшим налогоплательщикам. А вот уплата НДПИ и место нахождения участка недр взаимосвязаны, за исключением ситуации, когда добыча полезных ископаемых производится за пределами территории РФ.

  • Статья 1 Федерального закона от 30.11.1995 № 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации».
  • Речь идет о Федеральном законе от 17.12.1998 № 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации».
  • Закон РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».
  • Форма и формат представления, а также порядок заполнения налоговой декларации по НДПИ утверждены Приказом ФНС РФ от 16.12.2011 № ММВ-7-3/928@.

Источник

Налоговые ставки

^К началу страницы

Ставки налога на добычу полезных ископаемых установлены в статье 342 НК РФ.

Главой 26 Налогового кодекса установлены следующие виды налоговых ставок:

  • Адвалорные ставки (в процентах) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как стоимость добытого полезного ископаемого.
  • Специфические ставки (в рублях за тонну) – применяются в отношении налоговой базы, определяемой как количество добытого полезного ископаемого.

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей)

Льготная налоговая ставка 0 процентов (0 рублей) применяется при добыче:

  • полезных ископаемых в части нормативных потерь;

    Порядок утверждения и применения нормативов указанных потерь установлен Постановлением Правительства РФ от 29.12.2001 № 921.
    Нормативы потерь твердых полезных ископаемых утверждаются Роснедрами, нормативы потерь по углеводородному сырью утверждаются Минэнерго России по согласованию с Роснедрами по каждому конкретному месту образования потерь.
    Фактические потери сверх утвержденного норматива облагаются по общеустановленной ставке.

  • попутного газа;
  • полезных ископаемых при разработке некондиционных (остаточных запасов пониженного качества) или ранее списанных запасов полезных ископаемых. Отнесение запасов полезных ископаемых к некондиционным запасам осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации;
  • подземных вод, содержащих полезные ископаемые, извлечение которых связано с разработкой других видов полезных ископаемых, и извлекаемых при разработке месторождений полезных ископаемых, а также при строительстве и эксплуатации подземных сооружений;
  • минеральных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в лечебных и курортных целях без их непосредственной реализации;
  • подземных вод, используемых налогоплательщиком исключительно в сельскохозяйственных целях;
  • полезных ископаемых, которые добыты из вскрышных и вмещающих (разубоживающих) пород, отходов горнодобывающего и связанных с ним перерабатывающих производств в пределах нормативов содержания полезных ископаемых в указанных породах и отходах.

Подробнее (п.1 ст. 342 НК РФ)

Налоговый период

^К началу страницы

Определен в НК РФ как календарный месяц.

Налоговая база

^К началу страницы

Налоговой базой является:

количество добытых полезных ископаемых – при добыче нефти, природного газа, газового конденсата (за исключением добытых на новых морских месторождениях углеводородного сырья), угля, а также многокомпонентных комплексных руд, добываемых на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Красноярского края;

стоимость добытых полезных ископаемых – при добыче других полезных ископаемых, а также при добыче нефти, природного газа, газового конденсата на новых морских месторождениях углеводородного сырья.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого.

Стоимость добытых полезных ископаемых определяется следующими способами:

  • исходя из сложившихся цен реализации добытых полезных ископаемых;
  • исходя из сложившихся цен реализации без учета субсидий из бюджета на возмещение разницы между оптовой ценой и расчетной стоимостью;
  • исходя из расчетной стоимости добытых полезных ископаемых. Способ оценки, исходя из расчетной стоимости полезных ископаемых, применяется в случае отсутствия их реализации в соответствующем налоговом периоде.

Расчеты:

Расчетная стоимость добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно
на основании данных налогового учета, при этом применяется тот порядок признания доходов и расходов,
который предусмотрен для определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций.

При определении расчетной стоимости учитываются следующие виды расходов, связанные с добычей полезных ископаемых:

Прямые расходы.

Это могут быть материальные расходы, расходы на оплату труда, на амортизацию основных средств, используемых при добыче полезных ископаемых, суммы страховых взносов. Налогоплательщик самостоятельно определяет в учетной политике для целей налогообложения перечень прямых расходов, связанных с добычей полезных ископаемых. Указанные расходы, произведенные в течение налогового периода, распределяются между добытыми полезными ископаемыми и остатком незавершенного производства на конец налогового периода.

Косвенные расходы.

Это материальные расходы (за исключением относящихся к прямым), расходы на ремонт основных средств, расходы на освоение природных ресурсов, на ликвидацию выводимых из эксплуатации основных средств, расходы, связанные с консервацией и расконсервацией производственных мощностей и объектов, прочие расходы.

Косвенные расходы распределяются между затратами на добычу полезных ископаемых и затратами на иную деятельность налогоплательщика пропорционально доле прямых расходов, относящихся к добыче полезных ископаемых, в общей сумме прямых расходов. Сумма косвенных расходов, относящаяся к добытым полезным ископаемым, полностью включается в расчетную стоимость добытых полезных ископаемых за соответствующий налоговый период.

Для определения расчетной стоимости отдельного полезного ископаемого, необходимо из общей суммы расходов выделить часть расходов, соответствующую доле этого добытого полезного ископаемого в общем количестве добытых полезных ископаемых.

Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплательщиком самостоятельно, в единицах массы или объема.

Количество добытого полезного ископаемого определяется:

  • прямым методом
    (с помощью измерительных средств и устройств)
  • косвенным методом
    (расчетно, по данным о содержании добытого полезного ископаемого в извлекаемом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье)

В случае если определение количества добытых полезных ископаемых прямым методом невозможно, применяется косвенный метод.

При определении количества добытого в налоговом периоде полезного ископаемого учитывается полезное ископаемое, в отношении которого в налоговом периоде завершен комплекс технологических операций по добыче (извлечению) полезного ископаемого из недр (отходов, потерь), предусмотренных техническим проектом разработки месторождения полезного ископаемого.

В случае применения прямого метода определения количества добытого полезного ископаемого – количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь. Налогообложению подлежит расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы.

Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого.

Данные потери в пределах утвержденных нормативов облагаются по ставке ноль процентов (ноль рублей).

Сумма налога

^К началу страницы

рассчитывается в соответствии с пунктом 1 статьи 343 НК РФ как произведение налоговой базы и соответствующей налоговой ставки.

Порядок исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых

^К началу страницы

Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода (месяца) по каждому добытому полезному ископаемому.

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее
25-го числа месяца
,
следующего за истекшим налоговым периодом.

Налоговая декларация по налогу представляется налогоплательщиком за каждый отдельно взятый период (не нарастающим итогом) в налоговые органы по месту нахождения (месту жительства) налогоплательщика не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

Налог подлежит уплате в бюджет по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного налогоплательщику в пользование.

Сумма налога, исчисленная по полезным ископаемым, добытым за пределами территории Российской Федерации, подлежит уплате в бюджет по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.

Источник