Плата за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых
Понятие «потери полезных ископаемых» введено для
использования при расчетах платежей за пользование недрами, а также для
осуществления контроля за достоверностью этих данных применительно к добыче
различных видов минерального сырья.
Под потерями понимается часть балансовых запасов
полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения,
полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в
местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на
транспортных путях горного производства, а также потери при первичной
переработке минерального сырья. Потери драгоценных металлов и драгоценных
камней при их первичной переработке отнесены к потерям при добыче [74].
Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при
разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения,
неподтверждения при последующих геологоразведочных работах и разработке
месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках,
предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и
природных объектов, в согласованных с органами Госгортехнадзора охранных
целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их
своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче
полезных ископаемых в потери при добыче не включаются.
Потери при добыче минерального сырья подразделяются на
нормативные и сверхнормативные.
К нормативным потерям полезных ископаемых при добыче
относятся потери, технологически связанные с принятой схемой и системой
разработки месторождения согласно утвержденному техническому проекту.
Расчетная величина нормативных потерь определяется в процентах от величины
погашаемых запасов.
Нормативные потери устанавливаются в планах развития
горных работ по каждой выемочной единице (пласту, лаве, блоку и т.п.) на год
и согласовываются в установленном порядке с органами Госгортехнадзора. Объем
фактических потерь определяется маркшейдерской, геологической и
технологической службами предприятий не менее одного раза в год.
Объемы нормативных (проектных) потерь, заключенные в
предохранительных целиках, предусмотренных в технических проектах для охраны
зданий, сооружений, природных объектов, магистральных нефтегазопроводов,
продуктопроводов, железных дорог и других объектов от вредного влияния горных
работ, в охранных целиках у геологических нарушений и подземных водных
объектов, согласованные с органами Госгортехнадзора, при расчете платежей за
право пользования недрами не учитываются. Оплате подлежат только объемы
добытого полезного ископаемого из этих целиков.
Сверхнормативные потери определяются как разность между
фактическими и нормативными (плановыми) потерями, установленными в планах
развития горных работ по каждой выемочной единице.
На предприятиях, где ведется прямое определение объемов
потерь и добытых полезных ископаемых, плата за право на добычу полезных
ископаемых и за сверхнормативные потери производится с учетом фактически
допущенных потерь. На предприятиях, где имеется только расчетное (косвенное)
определение потерь и добычи полезного ископаемого, платы за право на
пользование недрами, определяется с учетом соответствующего установленного
норматива потерь с последующей корректировкой по фактическим потерям в целом
за год.
При эксплуатации нефтяных, газоконденсатных и нефтегазовых
месторождений сверхнормативными потерями нефти, конденсата, природного и
растворенного газа являются их расход сверх расчетных технологических
расходов на собственные нужды, а также потери, не предусмотренные в проектах
разработки и обустройства месторождений (прорывы трубопроводов, открытое
фонтанирование, неисправность и негерметичность промыслового и резервуарного
оборудования).
Потери попутного (растворенного) газа при добыче нефти в
пределах, установленных Минэнерго по согласованию с Госгортехнадзором
(процент утилизации), относятся к нормативным потерям. Потери попутного
(растворенного) газа сверх установленного предела (процента утилизации)
относятся к сверхнормативным потерям.
Извлекаемые из недр природный и попутный нефтяной газы,
закачиваемые обратно в пласт для поддержания пластового давления и осуществления
сайклинга — процесса для повышения конденсатоот- дачи, а также газлифта,
являются рабочими технологическими агентами, и их соответствующие объемы к
потерям не относятся.
Платежи за сверхнормативные потери осуществляются
за счет прибыли, остающейся в распоряжении пользователя недр. Размер платежей
за сверхнормативные потери при добыче увеличивается в два раза по сравнению с
нормативными отчислениями.
Под потерями при переработке понимается часть полезных
ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при
первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери при переработке, за
исключением случаев добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, а также
при особых способах добычи подлежат специальному нормированию и в потери при
добыче не включаются.
За сверхнормативные потери при переработке, за исключением
случаев их включения в потери при добыче, штрафные санкции не установлены.
Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении
сверхнормативных потерь при переработке, подлежат административной или
уголовной ответственности 1в соответствии с действующим законодательством.
Контрольные вопросы
1. Основы налогообложения и система платности
недропользования.
2. Налоги и сборы при пользовании недрами в НК РФ.
3. Налог на добычу полезных ископаемых.
4. Акциз на минеральное сырье.
5. Платежи за право пользования недрами.
6. Разовые платежи при пользовании недрами.
7. Регулярные платежи при пользовании недрами.
8. Налоги и платежи в режиме раздела продукции.
9. Особенности таможенного налогообложения
минеральных ресурсов. 10. Потери при добыче полезных ископаемых.
12. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при добыче понимается часть балансовых запасов полезных ископаемых, не извлеченная из недр при разработке месторождения, полезные ископаемые, добытые и направленные в породные отвалы, оставленные в местах складирования, погрузки, первичной обработки (подготовки), на транспортных путях горного производства, для случаев добычи нефти и газа потери при подготовке извлеченной из недр нефти и газа, а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, также потери при первичной переработке минерального сырья.
13. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” потери драгоценных металлов и камней при их первичной переработке отнесены к потерям полезных ископаемых при добыче.
14. Запасы полезных ископаемых, не извлеченные из недр при разработке месторождения по причинам утраты промышленного значения, неподтверждения при последующих геолого – разведочных работах и разработке месторождения, а также заключенные в предохранительных целиках, предусмотренных техническими проектами для охраны зданий, сооружений и природных объектов, в согласованных с органами государственного горного надзора охранных целиках у геологических нарушений и водных объектов, в случае их своевременного списания в установленном порядке с учета организации по добыче полезных ископаемых в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.
15. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” к сверхнормативным потерям полезных ископаемых при добыче относятся потери, превышающие нормативы, устанавливаемые в составе ежегодных планов горных работ, согласованных с органами Госгортехнадзора России. В связи с этим потери, допущенные за период работ по добыче полезных ископаемых без согласованных годовых планов развития горных работ (годовых программ работ), а в особых случаях, предусмотренных подпунктами б), в), е) пункта 8 настоящих Методических указаний, и при ведении работ по переработке минерального сырья, являются сверхнормативными потерями.
КонсультантПлюс: примечание.
Федеральным законом от 08.08.2001 N 126-ФЗ Раздел V “Платежи при пользовании недрами” Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 изложен в новой редакции.
16. Для настоящих Методических указаний под потерями полезных ископаемых при переработке понимается часть полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов, потерянных при первичной переработке добытых полезных ископаемых. Потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами б), в) и е) пункта 8 настоящих Методических указаний, подлежат специальному нормированию и в потери полезных ископаемых при добыче не включаются.
В соответствии с п. 6 Положения о Федеральном горном и промышленном надзоре России нормативы потерь полезных ископаемых и содержащихся в них полезных компонентов подлежат согласованию с органами государственного горного надзора для всех технологических переделов предприятий по переработке минерального сырья.
КонсультантПлюс: примечание.
Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утв. Указом Президента РФ от 18.02.1993 N 234 утратило силу в связи с изданием Указа Президента РФ от 14.01.2002 N 20.
КонсультантПлюс: примечание.
Постановлением Правительства РФ от 03.12.2001 N 841 утверждено Положение о Федеральном горном и промышленном надзоре России.
За сверхнормативные потери полезных ископаемых при переработке, за исключением случаев их включения в потери полезных ископаемых при добыче, штрафные санкции не установлены. Лица, виновные в нарушении требований охраны недр и допущении сверхнормативных потерь полезных ископаемых при переработке подлежат административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
17. Для настоящих Методических указаний под нормативными потерями полезных ископаемых при добыче понимаются фактические потери в пределах устанавливаемых по согласованию с органами Госгортехнадзора России нормативов потерь. В соответствии со статьей 41 Закона Российской Федерации “О недрах” стоимость нормативных потерь в налогооблагаемую базу не включается.
Открыть полный текст документа
Статья 5. Платежи за добычу полезных ископаемых
1. Платежи за добычу полезных ископаемых взимаются в форме разового платежа (бонуса) за победу в конкурсе или аукционе, а также последующих регулярных платежей после начала добычи в течение всего срока действия лиценции#.
2. Размеры разовых платежей (бонусов) за добычу полезных ископаемых не должны быть менее 10 процентов величины регулярного платежа в расчете на среднегодовую проектную мощность добывающего предприятия. Величина суммы разового платежа определяется органами, выдающими лицензию, по результатам конкурса или аукциона.
Действующие горнодобывающие предприятия, пользовавшиеся недрами до введения в действие настоящего Закона, разовые платежи за добычу полезных ископаемых не производят.
3. При предоставлении совмещенной лицензии на условиях предпринимательского риска, включающего поиск, разведку и добычу полезных ископаемых, платежи осуществляются в форме разового платежа при выдаче лицензии, размер которого определяется органами, выдающими лицензию, или по результатам конкурса или аукциона, а также последующих регулярных платежей отдельно за проведение каждого вида работ.
4. В качестве условия взимания платежей за добычу полезных ископаемых вводятся предельные уровни регулярных платежей согласно Приложению N 1.
Регулярные платежи определяются как доля от стоимости добытого минерального сырья с учетом нормативных потерь полезных ископаемых в недрах и включаются в себестоимоть# его добычи. При этом стоимость добытого минерального сырья исчисляется по ценам реализации товарной продукции из него, без учета налога на добавленную стоимость и спецналога. При использовании добытого минерального сырья для собственных нужд (в том числе пресных подземных вод для хозяйственно-питьевого и промышленного водоснабжения) стоимость добытого минерального сырья рассчитывается исходя из себестоимости единицы продукции с учетом нормативной прибыли.
Конкретные размеры регулярных платежей определяются по каждому месторождению с учетом вида полезного ископаемого, количества и качества запасов, природно-географических, горнотехнических условий, оценки риска пользователя недр и рентабельности разработки месторождения и устанавливаются органами, предоставляющими лицензию.
Размер платежей за сверхнормативные потери при добыче полезных ископаемых увеличивается в два раза. Платежи за сверхнормативные потери производятся один раз в год по результатам подсчета маркшейдерским замером погашаемых в недрах запасов и определения размеров сверхнормативных потерь и осуществляются за счет прибыли, оставшейся в распоряжении пользователя недр.
5. К минеральному сырью, по которому производятся платежи, относятся все виды полезных ископаемых, указанные в лицензии. В состав платы за пользование недрами при добыче отдельных полезных ископаемых может включаться стоимость кондиционных подземных вод, извлекаемых из недр, или вод, не извлекаемых из недр, но ухудшивших свое качество при добыче полезного ископаемого.
6. В случае реализации пользователем недр части минерального сырья или продуктов его технологического передела по бартеру или для экспортных поставок в общую стоимость минерального сырья для определения размера платежей включаются также стоимость экспортных поставок в иностранной валюте или в рублях (для рублевой зоны) и стоимость сырья по прямому обмену, оцениваемых по рыночному курсу на аналогичное сырье, или продукты его передела на момент их реализации.
7. При реализации товарной продукции более высокой степени технологического передела минерального сырья размер платежей корректируется понижающим коэффициентом, определяемым отношением себестоимости добытых полезных ископаемых к себестоимости реализованных продуктов их передела.
Понижающий коэффициент применяется к перерабатывающим производствам, представляющим собой самостоятельные относительно основных технологических процессов по добыче полезных ископаемых комплексы (обогатительные фабрики и установки, производства по выпуску окатышей и агломерата, металлургические производства, производства по выпуску бетона, асфальта, кирпича и другой керамической продукции). К себестоимости добытых полезных ископаемых относятся все затраты на их добычу и транспортировку, затраты по рекультивации земель, нарушенных при добыче полезных ископаемых, а также на геологоразведочные, изыскательские и проектные работы.
По перерабатывающим технологиям, обеспечивающим достижение требуемого качества минерального сырья и предусматриваемым проектами горнодобывающих предприятий для целей приведения добываемой горной массы в соответствие со стандартами и техническими условиями на продукцию (дробление и сортировка песчано-гравийной смеси и природного камня, рассев песков), понижающий коэффициент не применяется. Кроме того, действие понижающего коэффициента не распространяется на перерабатывающие технологии, которые при лицензировании приняты в качестве основных способов добычи полезных ископаемых, то есть отнесены к специальным видам добыточных работ (подземная газификация, химическое и бактериологическое выщелачивание, дражная добыча полезных ископаемых), а также на случаи, когда применение перерабатывающих технологий вызвано ухудшением качества добываемого минерального сырья вследствие изменения технологии ведения горных работ, применения оборудования и механизмов, не предусмотренных проектами предприятия.
8. За попутную добычу полезных ископаемых, осуществляемую при их поисках и разведке, платежи за право на добычу соответствующих полезных ископаемых осуществляются в форме разовых взносов или регулярных платежей.
9. Платежи за использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств устанавливаются по самостоятельной лицензии в размере 25 – 50 процентов платежей за право добычу# соответствующих полезных ископаемых.
- Главная
- Консультация эксперта
- НДПИ
3757 февраля 2018
Как в целях исчисления НДПИ определяется расчетное количество полезного ископаемого? Нужно ли платить за сверхнормативные потери при расчете НДПИ при статусе РИП?
Вопрос: Нужно ли платить за сверхнормативные потери при расчете НДПИ при статусе РИП?
Ответ: 1. Пунктом 3 ст. 339 НК РФ установлено, что, если налогоплательщик применяет прямой метод определения количества добытого полезного ископаемого, количество добытого полезного ископаемого определяется с учетом фактических потерь полезного ископаемого.
Фактическими потерями полезного ископаемого признается разница между расчетным количеством полезного ископаемого, на которое уменьшаются запасы полезного ископаемого, и количеством фактически добытого полезного ископаемого, определяемым по завершении полного технологического цикла по добыче полезного ископаемого. Фактические потери полезного ископаемого учитываются при определении количества добытого полезного ископаемого в том налоговом периоде, в котором проводилось их измерение, в размере, определенном по итогам произведенных измерений.
В письме Минфина России от 14.07.2006 № 03-07-01-04/17 сказано, что в целях исчисления НДПИ расчетное количество полезного ископаемого, на которое уменьшаются его запасы, определяется как сумма количества фактически добытого полезного ископаемого и количества фактических потерь.
В случае отсутствия нормативов потерь твердых полезных ископаемых все фактические потери полезных ископаемых относятся к сверхнормативным до утверждения нормативов потерь и, соответственно, подлежат налогообложению по общеустановленным налоговым ставкам. То есть сверхнормативные потери облагаются НДПИ по общеустановленной ставке.
В связи с использованием льготного налогообложения участником РИП его действие распространяется в том числе и на сверхнормативные потери. Это связано с тем, что нормами НК РФ не предусмотрен отдельный расчет для сверхнорм и высвобождение этих показателей из под льготы.
2. Пунктом 1 статьи 342.3-1 НК РФ установлено, что коэффициент Ктд применяется участником регионального инвестиционного проекта, указанным в подпункте 2 пункта 1 статьи 25.9 НК РФ, начиная с налогового периода, в котором впервые одновременно соблюдены следующие условия:
1) появились основания для определения налоговой базы по НДПИ в отношении таких полезных ископаемых;
2) налогоплательщиком – участником РИП выполнено требование к минимальному объему капитальных вложений, установленное подпунктом 4.1 пункта 1 статьи 25.8 НК РФ;
3) налогоплательщик – участник РИП обратился в налоговый орган с заявлением о применении налоговой льготы, указанным в пункте 1 статьи 25.12-1 НК РФ.
Согласно подпункту 2 пункта 3 статьи 25.9 НК РФ организация получает статус участника РИП, начиная с налогового периода, в котором одновременно соблюдены условия, предусмотренные пунктом 2 статьи 284.3-1 НК РФ. При этом включение организации в реестр участников РИП не требуется.
В течение ста двадцати налоговых периодов считая с указанного выше периода коэффициент Ктд принимается равным 0 в течение первых двадцати четырех налоговых периодов.
Об этом сказано в письме Минфина России Минфина России от 14.04.2017 № 03-03-05/22477.
Таким образом, для применения льготы важно именно выполнение вышеназванных условий. При этом база по НДПИ определяется в порядке 26 главы НК РФ.
Отвечает Александр Сорокин,
заместитель начальника Управления оперативного контроля ФНС России
«ККТ нужно применять только в случаях, если продавец предоставляет покупателю, в том числе своим сотрудникам, отсрочку или рассрочку по оплате своих товаров, работ, услуг. Именно эти случаи, по мнению ФНС, относятся к предоставлению и погашению займа для оплаты товаров, работ, услуг. Если организация выдает денежный заем, получает возврат такого займа или сама получает и возвращает заем, кассу не применяйте. Когда именно нужно пробивать чек, смотрите в рекомендации».
Из рекомендации Нужно ли применять ККТ при выдаче, получении и возврате займа
Статьи по теме в электронном журнале