Пятунин 8 класс урок рельеф и полезные ископаемые россии
Конспект урока по географии в 8 классе
Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс, и для меня уже награда – вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок. Скрестив все шпаги ваших мнений, мы вместе проведем урок! У нас с вами урок географии.
А как лучше всего изучать окружающий нас мир? Когда урок географии может «ожить»? Стать понятным и интересным? А знаете, мы отправимся в экспедицию. Да, да! В самое настоящее путешествие.
А что нам для этого потребуется? Ну, раз мы географы, нам потребуется карта с проложенным маршрутом, мы должны определить сроки достижения конечного пункта маршрута и цель экспедиции ради которой и отправляемся в неизведанные дали.
Карта маршрута экспедиции
Вершина Конструкторов Перевал Исследователей
Равнина Закономерностей Плато Надежды
Залив
Истины
Урок географии в 8 классе «Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры»
Учитель: Парамонова Наталья Евгеньевна
Тип урока:
УМК: В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя «География России. Природа. Население», М., Издательский центр «Вентана –Граф», 2011г.
Технологическая карта урока
«Рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры»
Цель
Задачи
Образовательные:
формирование знаний о рельефе и полезных ископаемых России и их зависимости от строения земной коры
формирование навыков работы с тематическими картами
формирование навыков использования информационных технологий
Развивающие:
развитие памяти,
развитие навыков анализа и систематизации изученного материала
развитие образного и абстрактного мышления
развитие логического мышления, умения четко формулировать свои мысли
развитие умения самостоятельного выбора, совершенствование самооценки учебных знаний
развитие устойчивого интереса к предмету, мотивация на работу с дополнительными источниками географической информации.
Воспитательные:
продолжить формирование умений работать в малых группах
воспитание активной жизненной позиции
воспитание патриотизма через познание географических особенностей своей малой Родины
Формируемые УУД
Личностные: личностное самоопределение, смыслообразование, т.е., установление обучающимися связи между целями учебной деятельности и её мотивом, нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.
Регулятивные: целеполагание, планирование, контроль и коррекция, оценка и саморегуляция в организации своей учебной деятельности, умение сформулировать проблему.
Познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, построение речевого высказывания в устной форме), логические ( анализ и синтез учебной информации, установление причинно – следственных связей, представление логических цепочек объектов и явлений)
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение четко и грамотно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникативности.
Основные понятия
Формы рельефа, тектонические структуры, виды равнин, критерии различия гор, полезные ископаемые.
Ресурсы:
-основные
-дополнительные
Физическая и тектоническая карта России, атласы, проектор, компьютер, мультимедийные презентации, раздаточный иллюстративный материал.
Стихи, афоризмы, цитаты по теме урока, модель островов.
Организационная структура урока
1.Самоопределение и мотивация учебной деятельности
Цель:
Включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку Друзья мои! Я очень рада войти в приветливый наш класс, и для меня уже награда вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в классе гений, но без труда талант не впрок, скрестив все шпаги наших мнений, мы вместе проведем урок.
Пожелание плодотворной работы на уроке. Создание условий для благоприятной рабочей обстановки в классе, привлечь внимание учащихся к предстоящей работе.
Приветствие учителя, подготовка к уроку
Создание доброжелательной рабочей атмосферы в классе. Настрой на работу. Осознание важности порядка на столе и в классе для лучшего освоения урока.
Проверка готовности рабочего места учеников и учителя.
2.Актуализация опорных знаний
Цель:
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия новых знаний»
Создание проблемной ситуации
У нас с вами урок географии.
А как лучше всего изучать окружающий нас мир? Когда урок географии может «ожить»? Стать понятным и интересным? А давайте отправимся в экспедицию. Да, да! В самое настоящее путешествие.
А что нам для этого потребуется? Ну, раз мы географы, нам потребуется карта с проложенным маршрутом, мы должны определить сроки достижения конечного пункта маршрута и цель экспедиции ради которой и отправляемся в неизведанные дали.
Ребята, а что делают путешественники, когда собираются в экспедицию?
Правильно, берут в дорогу багаж. Что станет нашим багажом? Знания.
(Приложение №1)
Работа с картой:
Какие карты отображают изученную вами тему? ( строения земной коры)
Почему платформы показаны на карте одним цветом, а складчатые участки разными?
( платформы образовались в одно время, а складчатые участки в разные эпохи горообразования)
Как называются выходы кристаллического фундамента на платформах?
( щиты)
Определите, какому этапу развития земной коры соответствует каждая схема
Учащиеся отвечают на вопросы, осуществляется взаимопроверка, выставляются оценки.
Работа с тектонической картой
Смыслообразование – осуществляют самооценку своих знаний
Нравственно – этическая ориентация – проявление интереса к новым знаниям.
Осознанно использовать речевые средства для представления результата.
Регулятивные УУД: умение формулировать проблему
Усовершенствование навыков работы с картой.
3.Определение темы урока и постановка учебной задачи
Цель:
Формулирование темы урока, целеполагание.
Ну что, можем отправляться? НЕТ А почему? Нет конечной цели маршрута.
Я жду ваших предположений.. (совместное целеполагание.)
Цель: изучить рельеф и полезные ископаемые России и их зависимость от строения земной коры; совершенствовать умения работать с картой, учебником, источниками географической информации; ( а какие качества помогут вам подняться на вершину успеха?)
развивать навыки сотрудничества, креативность и творческие способности
Начинаем нашу экспедицию.
Ученики слушают, осмысливают и самостоятельно формулируют тему урока. Записывают тему в тетрадь.
Формирование мотивационной основы учебной деятельности
Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели
Формулирование темы и цели урока
4. «Открытие» учащимися новых знаний
Цель:
Изучить формы рельефа России, полезные ископаемые и их зависимость от строения земной коры.
Мы начнем путешествие с разных точек маршрута, но все команды в итоге пути встретятся на берегу Океана Знаний в заливе Истины.
На ваших столах находятся подробные инструкционные карты, выполняя задания предложенные разным группам мы будем двигаться по нашему маршруту. В течение 5 – 7 минут вы работаете самостоятельно. Затем каждая группа представит нам продукт своего труда. ( Приложение №2)
Ребята читают, обдумывают, обрабатывают информацию: выбирают форму подачи этой информации всему классу.
Дети работают в малых группах, определяют необходимые источники информации.
Самоопределение в условиях работы в группах
Коммуникативные УУД: управление своим поведением; умение выслушать товарища, владение монологической и диалогической формами речи. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками. Умение выполнять задание в соответствии с целью, оценивать достигнутые результаты.
Общеучебные УУД: смысловое чтение, извлечение необходимой информации.
Умение читать и выбирать главное согласно заданию, умение работать с тематическими картами атласа.
5. Первичное закрепление
Цель: Закрепить знания по теме в рамках выполнения Практической работы
Еще раз обдумать и закрепить приобретенные вами знания поможет выполнение практической работы. Ребята, обратите внимание, что вам предстоит частичное заполнение таблицы. Вы можете пользоваться учебником, атласом предложенными вам картами.
Учащиеся выполняют практическую работу «Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых»
Самостоятельная работа, обобщение знаний
Регулятивные УУД: выполнение учебных действий в соответствие с заданием
Использование приобретенных знаний и умений в самостоятельной практической деятельности
6. Включение новых знаний в систему знаний и повторение вновь изученного материала
Цель:
Включение нового знания в систему изученного материала
Ну, вот мы и прибыли к берегу Океана Знаний, но
без знаний об особенностях рельефа и полезных ископаемых нашего края багаж ваших знаний будет неполным. Включаемся в работу.
Нам предстоит определить особенности рельефа и полезных ископаемых Ивановской области
Я предлагаю вам новый прием работы. Я буду говорить утверждения, а вам предстоит или согласиться со мной или опровергнуть мои выводы.
Ивановская область находится в пределах Восточно – Европейской равнины (да)
В основании – плита (нет – платформа)
Самые распространенные полезные ископаемые – уголь, (нет – торф) нерудные полезные ископаемые, (да) фосфориты, (нет) сланцы соли (нет)
Молодцы!
Идем дальше.
У ваших ребят, которые, ожидали вас в Заливе Истины, была особенная миссия. Они должны были сформулировать ключевые вопросы по материалам урока. Предоставим им слово:
1.Чем определяется рельеф и полезные ископаемые, залегающие на данной территории
2.Какие формы рельефа формируются на платформах?
3.Чем выражены в рельефе складчатые области?
4.Когда горы приобрели современный облик?
5.Какие полезные ископаемые залегают в горах?
6.Какие горы богаче природными ресурсами, складчатые или складчато – глыбовые?
7.Почему на платформах имеются полезные ископаемые как осадочного так и магматического происхождения?
На презентации выделяются ответы учащихся, выводы по уроку
Ребята включаются в работу, работая с тематическими картами отвечают на вопросы, формулируют ответы на ключевые вопросы
Учащиеся отвечая на вопросы обобщают приобретенные знания, совершенствуют навыки анализа и синтеза учебного материала
Воспитываются личностные качества посредством изучения географических особенностей своей малой Родины
Связь с краеведческим материалом,
Умение систематизировать знания по теме
7. Домашнее задание
Для всех –п. 15
По желанию:
1.Продолжить портретную галерею
2.Стихи о равнинах и горах
3.Виртуальное путешествие «Загадки гор и равнин»
4.Тайны Алтайских хребтов (творческое задание)
Выбирают домашнее задание. Записывают задание в дневник
8.Рефлексия
Цель:
Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей как части коллектива класса и всего класса
Ребята, мы можем считать наше путешествие завершенным? Рано ставить точку. Мы возвращаемся к целям нашего урока.
( мнение учащихся о выполнении целей урока)
Багаж ваших знаний пополнен и вы можете идти по более сложному маршруту. Самое главное – не останавливаться, ведь только в деятельности формируется личность человека.
Вам предстоит оценить свою деятельность на уроке и полученные знания.
Так как мы находимся в Заливе Истины в океане Знаний, то нм предстоит определить остров, где и закончится наше путешествие.
Если вы считаете, что цель путешествия достигнута, и вам было все понятно и комфортно на уроке, вы держите путь на остров Радости
Если что – то осталось непонятным и неясным, вам было неуютно на уроке, вы отправляйтесь на остров Сомнений
Ну а если вам совсем непонятен материал урока и вам от этого грустно, то вам прямой путь на остров Грусти.
Мне жаль с вами расставаться, но время пришло. Желаю вам новых достижений и побед. А теперь немного поиграем, я попрошу вас встать: «дождик шлепает по лужам, тише, тише, громче, громче. Это нам аплодисменты за хорошую работу»
Дают оценку своей деятельности на уроке и достигнутых результатов обучения.
Эмоционально – ценностное отношение к изучаемой теме.
Умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с поставленной целью
Приложение №1
Проверка домашнего задания:
Развитие земной коры – тема вашего прошлого урока, тема сложная, но важная для вас. Вы должны были усвоить сложные понятия и термины, причинно – следственные связи. Багаж ваших знаний поможет вам достичь цели путешествия сегодня.
Я прошу вас ответить на вопросы.
В вашем распоряжении всего 3 минуты. Будьте внимательны.
В чем основное отличие тектонических структур?
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………….
……………………………………………………………………………………………………………………………………………………..
Продолжи фразу
Подвижные участки земной коры с течением времени……………………………………………………………………
Складчатые участки имеют разную высоту потому, что……………………………………………………………………
Древние и молодые платформы имеют отличия в………………………………………………………………………….
Приложение №1 ( образец ответа)
Проверка домашнего задания:
Развитие земной коры – тема вашего прошлого урока, тема сложная, но важная для вас. Вы должны были усвоить сложные понятия и термины, причинно – следственные связи. Багаж ваших знаний поможет вам достичь цели путешествия сегодня.
Я прошу вас ответить на вопросы.
В вашем распоряжении всего 3 минуты. Будьте внимательны.
В чем основное отличие тектонических структур?
Они отличаются характером и интенсивностью тектонических движений
Продолжи фразу
Подвижные участки земной коры с течением времени превращаются в устойчивые, т.е. на месте складчатых поясов образуются платформы
Складчатые участки имеют разную высоту потому, что образовались в разные эпохи складчатости
Древние и молодые платформы имеют отличия в возрасте осадочного чехла
Приложение №2
Инструкционная карта для преодоления Вершины Конструкторов:
Откройте учебник на стр..77
Прочитайте раздел 1 и внимательно рассмотрите схему на рис.64
Постройте схему на доске из предложенных заготовок по направлению снизу вверх
Рассмотрите рис. 66 и 67, дополните схему данными о размещении полезных ископаемых относительно форм рельефа.
Осадочн. п/и Магмат. п/и
равнины горы
Формы рельефа
платформы складчатости
Геологические структуры
Плиты Литосферы ( Вегенер)
Ответьте на вопрос: Чем определяется размещение крупных форм рельефа?
Ваш ответ не должен превышать 2 минут. Спасибо!
Инструкционная карта для преодоления Равнины Закономерностей:
Откройте учебник на стр. 77, внимательно прочитайте раздел «равнины и горы»
Ответьте на вопрос: Какова общая закономерность размещения крупных форм рельефа?
Сравните Физическую карту России и карту Строения земной коры и подумайте, везде ли соблюдаются данные закономерности?
Какие территории «не вписываются» в правила, обозначенные схемой?
Какую часть страны можно назвать равнинной, а какую горной?
Прочитав текст на стр. 80-81 сформулируйте закономерность размещения полезных ископаемых
Поэтапно отвечая на вопросы, составьте ответ на 2 минуты. Спасибо!
Инструкционная карта для преодоления Перевала Исследователей:
Внимательно рассмотрите рис. 64 на стр.77 учебника
Сравните Физическую карту России и карту Строение земной коры, найдите подтверждение закономерностей, обозначенных на рис. 64
Везде ли на территории России платформам соответствуют равнины?
По источникам дополнительной информации попробуйте объяснить, почему над Сибирской платформой располагается Среднесибирское плоскогорье?
Почему в г. Урал с восточной стороны преобладают магматические полезные ископаемые, а с западной – осадочные?
Назовите районы России, где добываются наиболее редкие полезные ископаемые: золото, алмазы, серебро, платина, драгоценные и полудрагоценные минералы? С какими процессами это связано?
Последовательно отвечая на вопросы подготовьте рассказ на 2 минуты. Спасибо!
Инструкционная карта для преодоления Плато Надежды:
Познакомьтесь с текстом разделов «платформенные области. Равнины» и «Складчатые области. Горы»
Ответьте на вопрос: как различаются между собой равнины и горы? Приведите примеры.
Заполните схему:
Подберите «портреты» равнин и гор для демонстрации
Подготовьте рассказ на 2 минуты, последовательно отвечая на вопросы. Спасибо!
Приложение №3 Практическая работа
«Выявление зависимости между тектоническим строением, расположением крупных форм рельефа и размещением месторождений полезных ископаемых»
Восточно – Европейская равнина
Русская платформа
Западно – Сибирская равнина
Нефть, природный газ
Среднесибирское плоскогорье
Сибирская платформа
Кавказские горы
Полиметаллические руды, вольфрам – молибденовые руды
Уральские горы
Область Герцинской складчатости
Вывод:
Инструкционная карта для преодоления Залива Истины
Когда сформировалась территория Ивановской области?
В пределах какой формы рельефа расположена территория области?
Какие полезные ископаемые распространены в области?
Последовательно отвечая на вопросы составьте рассказ на 1,5 – 2 минуты. Спасибо!
Сформулируйте ключевые вопросы по изученному материалу урока.
1.———————————————————————————————————————————————–
2.———————————————————————————————————————————————-
3.———————————————————————————————————————————————-
4.———————————————————————————————————————————————-
5.———————————————————————————————————————————————-
Ключевые вопросы по изученному материалу на уроке
Чем определяется рельеф и полезные ископаемые, залегающие на данной территории
Какие формы рельефа формируются на платформах?
Чем выражены в рельефе складчатые области?
Когда горы приобрели современный облик?
Какие полезные ископаемые залегают в горах?
Какие горы богаче природными ресурсами, складчатые или складчато – глыбовые?
Почему на платформах имеются полезные ископаемые как осадочного так и магматического происхождения?
Рефлексия
Вспомните, какой была конечная цель нашего маршрута?
Оцените результаты своей работы на уроке.
Так как мы находимся в Заливе Истины в океане Знаний, то нм предстоит определить остров, где и закончится наше путешествие.
Если вы считаете, что цель путешествия достигнута, и вам было все понятно и комфортно на уроке, вы держите путь на остров Радости
Если что – то осталось непонятным и неясным, вам было неуютно на уроке, вы отправляйтесь на остров Сомнений
Ну а если вам совсем непонятен материал урока и вам от этого грустно, то вам прямой путь на остров Грусти.
Портретная галерея форм рельефа России
Памятка для работы в группах
Физическая карта России