Песок и глина как полезные ископаемые

Песок и глина как полезные ископаемые thumbnail

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

глина является полезным ископаемым

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия – 39 %, а также воды – 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины – это Al2O3 и SiO2. Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина – полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

глина полезное ископаемое

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность – комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец – это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина – полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина – это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

полезные ископаемые песок и глина

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м3. Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м3.

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м3. Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м3. У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м3. Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина – полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина – белая или коричневая.

является ли глина полезным ископаемым

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк – полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

таблица полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит – это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит – это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см3, его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина – это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

глина условное обозначение

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Источник

  • Доклады и сообщения
  • География
  • Глина – полезное ископаемое

Глина является одним из самых распространенных материалов, она встречается повсеместно и образует почти половину всех осадочных пород земной коры. Глина образуется в результате разрушения горных пород под воздействием факторов окружающей среды (выветривания). Она состоит их очень мелких частичек – не более 0,01мм, поэтому в сухом виде похожа на пыль.

Основные составляющие вещества этой горной породы – оксиды алюминия и кремния, а также вода. Глина бывает разного цвета: от привычной желтой и красноватой до зеленой, черной и даже белой. Это зависит от того, какие именно вещества входят в ее состав. Например, красная глина имеет такой цвет из-за высокого содержания в ней железа.

Осадочные глины формируются за счет их переноса в другое место и скопления там. Бывают морские глины, сформировавшиеся на дне мора, а также континентальные, осевшие на материке. Остаточные глины – результат выветривания горных пород, преобразования лавы и пепла.

У глины есть особые свойства. При смешивании с водой, она образует очень пластичную массу, похожую на тесто. Ей можно придать любую форму, которая после высыхания сохраняется. А после обжига глиняное изделие становится твердым и при этом не пропускает воду. Это свойство материала издавна использовалось и сейчас применяется для производства глиняных изделий: посуды, водопроводных труб, вазонов, ваз и кувшинов, статуэток, свистулек и т.д. Глину можно расписывать или же покрывать лаком. В Индии сейчас можно встретить даже одноразовую посуду из глины. После использования такую чашку просто разбивают. Ведь недостатка в этом материале нет, а на палящем солнце сформированные изделия быстро сохнут.

В давние времена люди писали перьями на глиняных табличках. Ее использовали вместо мыла при купании (оттирали кожу), а также для бальзамирования мумий в Древнем Египте. Еще одно свойство глины – это способность связывать вещества, склеивать их. Она обладает хорошей укрывистостью. Поэтому глиной раньше обмазывали дома и печи в деревнях, сараи.

Из пластичной глины делают свои работы скульпторы, а уж затем только их отливают из гипса или бронзы. Яркоокрашенные глины можно использовать как краски.

Из легкоплавкой глины получают черепицу, плитку. Каолин – белая разновидность глины является основным сырьем для изготовления фарфоровых и фаянсовых предметов. Фарфор получают обжигом при очень высоких температурах смеси из глины, полевого шпата и кварца.

Из вспененной глины получают гранулы керамзита, он является отличным изоляционным материалом, сохраняет тепло и не пропускает шум. Любят керамзит и цветоводы: его насыпаю на дно горшка, чтобы сделать дренаж и не допустить загнивания корней растений.

Глина – это уникальный природный сорбент: она поглощает различные вещества. Поэтому на ее основе производят лечебные препараты, выводящие токсины из организма. Полезными считаются грязевые ванны. Нашла свое применение глина и в косметологии, особенно виде масок и обертывания. Также при помощи глины можно удалить загрязняющие вещества из воды, например нефть. Глину как сорбент используют и при производстве продуктов питания для очистки соков, вин, пива, а также растительного масла.

Добывать глину не сложно, ведь она залегает неглубоко пластами, между которыми находятся слои песка. Ее добывают в специальных карьерах и на берегах озер и рек. Но это очень тяжелый материал и перевозить ее дорого. Поэтому заводы по производству кирпича (еще одно важное применение глины) строят недалеко от места ее добычи. Такой кирпич отличается огнеупорностью, поэтому из него строят доменные печи, в которых плавят металлы.

Доклад Глина – полезное ископаемое сообщение

Глина считается, с древних времён и по сей, день полезным и нужным природным ископаемым. Окрас глины может быть разным от белого, голубого и до красного. В сухом виде глина похожа на сыпучие вещество, но стоит слегка намочить ее, и она приобретает, форму пластилина, и с нее можно лепить все что угодно. После высыхания сохраниться готовая изготовленная фигура. Место образования глины произошло от разрушения скальных пород. Так же найти ее можно под небольшим слоем земли и у высохших водоемом.

Прежде чем появилась бумага, человечество писала на созданных из глины табличках, писать приходилось заточенными острыми  тоненькими палочками, а после того как написали, им приходилось, сушить на солнце. Археологи, будучи на раскопках находили не мало таких написанных табличек, и в наше время мы их можем увидеть в музеях.

По сегодняшний день глину довольно широко используют, практически во всех направления строительства, а скульпторы создают просто шедевры из глины, и поэтому она считается нужным и полезным ископаемым. Большой плюс этому ископаемому, что высокие температуры ее не пугают. Так же глину за ее полезные свойства применяют в медицине. Вообще глина практически везде добавляется и без нее не обойтись.

Глину хорошо добывать в местах, где когда-то протекали реки. Для того чтобы добыть это полезное ископаемое роют экскаваторами целые карьеры. Сначала удаляют верхних слой земли, а потом уже добывают саму глину, ее можно добывать не зависимо от времени года. Только в зимний период стоит карьер утеплять при помощи торфа и опилок. Далее глина поступает на перерабатывающие заводы, где ее подвергают особым процессам очистки, и, придав, нужный вид и состояние ее выпускают, в реализацию.

Поэтому это нужный и полезный природный ископаемый, который нам подарила планета и его следует использовать по уму.

3, 4 класс

Глина – полезное ископаемое

Глина - полезное ископаемое

Популярные темы сообщений

  • Зеленая морская черепаха

    Черепахи относятся к отряду пресмыкающихся. Они существуют на земле более 220 миллионов лет. Биологам сегодня известно 230 видов черепах.

  • Город Благовещенск

    Город Благовещенск является единственным городом областного значения находящимся на границе России. Город расположился на реке Амур, по левой стороне. От Благовещенска до Москвы 7985 километров.

  • Гражданско патриотическое воспитание

    Когда с высоких трибун говорят о воспитании в стране гражданина и патриота, то чаще всего говорят языком канцелярским и пафосным, который мало воспринимается молодежью, а значит, не доходит до сознания.

Источник

Урок биологии в 6 классе

с применением здоровьесберегающих технологий для детей с ОВЗ

учителя

МБОУ «Школа № 20 для обучающихся с

ограниченными возможностями здоровья»

Лопатиной Наталии Николаевны.

Тема «Песок и глина.

Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов?».

Цели урока:

Образовательная: закрепить представления о полезных ископаемых: песок и глина, их свойствах и значении в экономике страны.

Коррекционная: формировать умения ориентироваться в плане урока, в своей деятельности на уроке, делать выводы.

Воспитательная: воспитывать интерес к предмету, воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, формирование здорового образа жизни.

  1. Организационный момент. Психологический настрой учащихся на урок. (Применяется метод настроя из театральной педагогики : стоим прямо, расслабились, круговыми движениями обводим запястья рук, чтобы снять напряжение и вспоминаем позитивные моменты, улыбнулись друг другу, приветствуем наклоном головы гостей)

II. Проверка домашнего задания.

– Какую тему начали изучать на прошлом уроке?

– Мы начали изучать тему «Полезные ископаемые».

– Прочитайте научное определение полезных ископаемых (это понятие более расширенное)

– Поле́зные ископа́емые — минеральные и органические образования земной коры, химический состав и физические свойства которых позволяют эффективно использовать их в сфере материального производства (например, в качестве сырья или топлива). Различают твёрдые, жидкие и газообразные полезные ископаемые.

– Какое определение полезных ископаемых дано у нас в учебнике?

– Полезные ископаемые – все тела и вещества, которые люди добывают из земли, выкачивают или выкапывают.

– Проверим, как хорошо вы знаете полезные ископаемые. (Используем двигательную активность; по очереди выходим и работаем с интерактивной доской)

На интерактивной доске тест:

1.Полезные ископаемые, применяемые в строительных материалах

а) нефть б) гранит в) каменная соль

2.Полезные ископаемые, используемые в качестве горючего

а) медная руда б) известняк в) каменный уголь

3. Полезные ископаемые, применяемые для получения металлов

а) железная руда б) мрамор в) торф

4.Каким условным знаком на карте обозначают природный газ

а) б) в)

-Для чего мы изучаем полезные ископаемые?

-Чтобы знать, какие полезные ископаемые добывают в России и как их используют в сфере материального производства.

III. Введение в тему урока.

– Что изображено на интерактивной доске? (изображение со строительством олимпийских объектов)

– Мы видим строительство объектов.

– Определить, строительство, каких объектов вы видите, вам помогут талисманы, которые изображены на нашей доске (положительный эмоциональный фон). Какие именно объекты изображены, вы узнайте в конце урока.

– 7 февраля состоится открытие Зимних Олимпийских игр. На строительство объектов олимпиады выбирали строителей с высоким уровнем профессионализма. Кто много знает и хорошо работает, следит за своим здоровьем и не уходит на больничный. Для успешных выступлений спортсменов строители постарались проявить свое мастерство. Желаю и вам на уроках получать знания и успешно их применять в жизни.

-Как тема строительства связана с темой, которую мы изучаем?

-В строительстве применяют некоторые полезные ископаемые.

-Тема нашего урока:Песок и глина. Полезные ископаемые, используемые в строительстве?

– Как вы думайте, почему в теме урока стоит вопрос?

-Мы должны доказать, что эти полезные ископаемые используют в строительстве. Песок и глину могут применять еще в каком-нибудь производстве.

– Интересные предположения. Посмотрим, правильно ли мы догадались.

-Цель: познакомиться с полезными ископаемыми: песок и глина, их свойствами и применением (читают учащиеся).

– На основе темы и цели составьте план работы на уроке (проговаривают план работы).

1. Знакомство со свойствами песка и глины.

2. Применение глины и песка при изготовлении предметов быта.

3. Использование песка и глины в строительстве.

Для изучения свойства веществ мы их можем трогать, нюхать, видеть, определять цвет, проводить опыты.

-Записываем в тетрадь число и тему урока (работает правило сохранения зрения: 26- 35см до учебника и тетради)

IV. Работа с текстом.

-Прочитайте первые 2 абзаца.

-Найдите предложения, где описываются свойства песка и глины.

-Давайте проверим описание в учебнике и выводы по опыту. (Проведение опыта)

-В химические стаканы поместили воронки, фильтры в один насыпали песок, в другой – глину, затем налили воду. Наблюдаем.

– Какой сделаем вывод?

– Песок пропускает воду, глина воду не пропускает.

-Записываем вывод в тетрадь.

– Какого цвета бывает песок?

-Песок бывает серый, белый, коричневый (иллюстрация видов песка).

-Какого цвета бывает глина?

-Глина бывает красного, желтого и белого цвета.

-Прочитаем 3абзац, сравним высказывания (иллюстрация видов глины)

-V.Перед вами предметы (глиняная посуда, статуэтка, колба). Догадайтесь, из каких полезных ископаемых сделаны предметы.

– Предметы сделаны из песка и из глины.

-Как эти предметы можно использовать в быту?

Сегодня Сережа подготовил для нас сообщение.

– Из всех известных материалов по физическим, химическим, и художественным свойствам фарфор не имеет себе равных. Фарфор получают из белой глины и полевого шпата. К этим двум компонентам добавляются кварц или речной песок. При получении фарфора смесь мелко перемалывают до состояния порошка, замешивают, промывают, высушивают, доводя до консистенции теста. Затем готовят нужное изделие и его два раза подвергают обжигу в печах при высокой температуре. Фарфор крепкий материал. Он не проводит электрический ток. На этих свойствах основано применение фарфора в промышленности. Фарфор применяется в медицине. При утрате человеком естественных зубов изготавливают искусственные зубы. Идеальным материалом для получения искусственных зубов является фарфор. Только этот материал идеально воспроизводит естественные зубы человека, передавая цвет, прозрачность и неповторимость формы. Я хочу показать вам фарфоровые зубы, изготовленные около 100 лет назад в Германии. (слайд на инт. доске). Человек, следящий за состоянием полости рта, располагает к общению, менее подвержен таким заболеваниям, как гастрит, язвенная болезнь, рак желудка. Помните, что процесс пищеварения начинается с ротовой полости.

-Читаем 4 абзац, делаем вывод.

-Вывод: из глины и песка изготавливают предметы, которые мы используем для жизни и быта.

Физкультминутка с использованием офтольмотренажера.

-Для решения 3 пункта плана нам необходимо прочитать 6 абзац.

-Ученик зачитывает 3 пункт плана: использование песка и глины в строительстве.

-Чтение 6 абзаца. -Расскажите, как глина используется в строительстве.

-Из глины делают кирпичи.

-Расскажите, как песок используют в строительстве.

– Песок добавляют к цементу и делают раствор. Из чистого белого песка делают стекло.

-Давайте сделаем вывод.

-Песок и глину используют в строительстве.

А как можно узнать, в каких районах нашей страны добывают эти полезные ископаемые?

-Нужно обратиться к физической карте.

VI. Работа с картой (Атлас Пермской области. География. История). Назовите районы, в которых добывают песок и глину.

-Песок и глину добывают в Чернушке, Осе, Соликамске, Чердыни, Новых Лядах, Усть-Кишерти.

Каким образом можно защитить организм от цементной пыли, чтобы не допустить попадания в легкие?

– По технике безопасности применяют строительные маски, респираторы.

VII. Возвращаемся к олимпийским объектам. (на интерактивной доске изображение построенных олимпийских объектов).

-Назовите, какие строительные материалы использовались при их строительстве.

-При строительстве разных олимпийских объектов использовали и песок, и глину, и другие полезные ископаемые.

-С кокой темой мы сегодня работали на уроке?

-Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Песок и глина.

-Что нового узнали?

-Свойства песка и глины, их применение.

-А теперь посмотрите на тему урока, почему же там стоит вопрос, смогли ли мы на него ответить?

-На уроке мы узнали, что песок и глина используются не только в качестве строительных материалов, а еще используют в повседневной жизни и даже в медицине.

VII. Проверка знаний.

-Из какого полезного ископаемого сделаны эти предметы? (на интерактивной доске изображение предметов из белой глины)

-Эти предметы сделаны из белой глины.

-Какой из видов кирпичей будете использовать для закладки фундамента? (изображение красного и белого кирпича)

-Красные кирпичи более прочные и влагоустойчивые.

– Из какого полезного ископаемого изготовлены эти предметы? (изображение предметов из стекла)

-Эти предметы изготовлены из песка.

VIII. Оценивание за работу на уроке.

Домашнее задание. Ответить на вопрос.

Каким образом связана тема нашего урока и город Суксун Пермского края?

Список используемой литературы.

  1. Вахрушев А.А. Мир и человек .М. Дрофа, 1998г.

  2. Разиза Ф.В.Простые опыты. М.1997г.

  3. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5 – 9 классы. / Под ред. Бгажноковой И.М.– 4-е, испр. и доп. –– М.: «Просвещение», 2010.

  4. Биология. Неживая природа. 6 класс: учеб. для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – 2-е изд. – М.: «Просвещение», 2011.

  5. Биология. Неживая природа. 6 класс: рабочая тетрадь для  спец. (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида. / А.И. Никишов. – М.: «Просвещение», 2008.

Источник