Песок и глина это полезные ископаемые

Песок и глина это полезные ископаемые thumbnail

Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).

Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.

Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.

Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.

Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.

Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.

Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.

Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.

Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.

Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.

Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.

Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.

Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.

Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.

Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.

На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.

Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.

Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.

Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.

Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.

Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны,  памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.

Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.

Источник

Глина является полезным ископаемым и представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу. В сухом состоянии она является пылевидной, а при увлажнении становится пластичной и может увеличиваться в размерах.

Описание

В составе материала присутствует один или несколько минералов группы каолинита. В основе может быть минерал группы монтмориллонита и других алюмосиликатов слоистого типа, которые еще называются глинистыми минералами. Может содержать карбонатные и песчаные частицы.

глина является полезным ископаемым

Породообразующим минералом выступает каолинит, который состоит из оксида кремния в объеме 47 %, оксида алюминия – 39 %, а также воды – 14 %. Значительная часть химического состава желтой глины – это Al2O3 и SiO2. Материал может иметь следующие цвета:

  • зеленый;
  • синий;
  • коричневый;
  • черный;
  • лиловый.

Окраска обусловлена примесями ионов, в качестве которых выступают хромофоры.

Основные виды

Глина – полезное ископаемое, которое имеет несколько видов. Каждый из них обладает своей областью использования. Если число пластичности достигает 0,27, то материал называется легким. Когда этот параметр превышает упомянутую цифру, то глина является тяжелой. Обычно добываемая и реализуемая глина по большей части состоит из каолина, который используется в целлюлозно-бумажной промышленности и при производстве огнеупорных изделий, а также фарфора.

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и строительной разновидностью, а также глинистым сланцем. Этот материал идет на изготовление огнеупорного кирпича, а также ложится в основу жаропрочных изделий. Среди видов важное место занимает бентонит. Он образуется при химическом распаде вулканического пепла. В воде данная разновидность разбухает и увеличивается в объеме в несколько раз. Используется при бурении скважин и при производстве буровых растворов.

глина полезное ископаемое

Глина – полезное ископаемое, которое представлено еще и сукновальной разновидностью, которая ценится за отбеливающие свойства при очистке нефтепродуктов. Из этого типа глины изготавливаются фильтры, которые применяются при очистке минеральных и растительных масел.

Еще одна разновидность – комовая глина, которая называется гончарной. Она нашла свое применение при изготовлении посуды. Глинистый сланец – это важное сырье, которое вместе с известняком используется при производстве портландцемента. Наиболее распространенными в природе являются:

  • глина из песчаника;
  • белая глина, которая является каолином;
  • красная глина.

Сорта используются для производства огнеупорных изделий, а также фаянса и фарфора.

Основные свойства

Глина – полезное ископаемое, которое обладает рядом свойств, среди них следует выделить:

  • воздушную и огневую усадку;
  • пластичность;
  • спекаемость;
  • огнеупорность;
  • вязкость;
  • цвет керамического черепка;
  • пористость;
  • усушку;
  • дисперсность;
  • набухание.

Глина – это наиболее устойчивый гидроизолятор, который не пропускает влагу, что является одним из важных качеств. Глиняная почва имеет устойчивость. Она развита на пустошах и пустырях. Развитие корневой растительности в глиняных залежах невозможно.

полезные ископаемые песок и глина

Для сохранения качества подземных вод полезна водонепропускаемость материала. Между глинистыми слоями залегает большая часть качественных артезианских источников.

Технические характеристики и дополнительные свойства

Теперь вам известно, является ли глина полезным ископаемым. Однако это не все, что следует знать об этой горной породе. Важно ознакомиться еще и с основными характеристиками, например, удельным и объемным весом молотой глины, который составляет 1400 кг/м3. Шамотной глине свойственен показатель 1800 кг/м3.

Когда глина имеет вид сухого порошка, ее объемный и удельный вес составляет 900 кг/м3. Важна еще и плотность мокрой глины, которая варьируется от 1600 до 1820 кг/м3. У сухой этот показатель примерно равен 100 кг/м3. Сухое сырье обладает теплопроводностью, которая достигает 0,3 Вт/(м*К). У материала во влажном состоянии этот параметр равен 3,0 Вт/(м*К).

Условное обозначение

Условное обозначение глины вам должно быть интересно, если вы занимаетесь ее изучением. Когда в материале имеются примеси песков, он обозначается штрихами и точками. Если же в глине присутствуют валуны, то к штрихам добавляются кружочки. Глинистые сланцы имеют такое же обозначение, как и слоистая глина, это длинные штрихи, густо расположенные и проводимые по направлению пластов.

Песок и глина

Песок и глина – полезные ископаемые, которые являются наиболее распространенными. Они образуются при разрушении горных пород по типу гранита. Под действием воды, солнца и ветра гранит разрушается, это способствует образованию глины и песка. По цвету они отличаются друг от друга: песок чаще бывает желтым, иногда серым, тогда как глина – белая или коричневая.

является ли глина полезным ископаемым

Песок состоит из отдельных частиц разной величины. Крупинки между собой не скреплены. Поэтому песок является сыпучим. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, хорошо скрепленных друг с другом. Песок является осадочной горной породой или может быть искусственным материалом из зерен горных пород. Обычно он состоит почти из чистого минерала кварца, веществом выступает диоксид кремния.

Природный материал обладает зернами с размерами в пределах 5 мм в диаметре. Минимальное значение составляет 0,16 мм. Классифицировать песок можно по условиям накопления. Материал с учетом этого подразделяется на следующие виды:

  • аллювиальный;
  • делювиальный;
  • морской;
  • озерный;
  • эоловый.

Если песок появился в результате деятельности водоемов, то он обладает более округлой формой частиц.

Свойства гранита

Песок, глина, гранит, известняк – полезные ископаемые. Если более подробно рассматривать гранит, то он представляет собой магматическую платоническую горную породу кислого состава. В основе лежат:

  • калиевый полевой шпат;
  • плагиоклаз;
  • кварц;
  • биотит;
  • мусковит.

таблица полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Гранит распространен в континентальной земной коре. Его плотность достигает 2600 кг/м³, тогда как прочность на сжатие равна 300 МПа. Материал начинает плавиться при 1215 °C. При присутствии давления и воды температура плавления снижается до 650 °C.

Гранит – это наиболее важная порода земной коры, она широко распространена и слагает большую часть всех компонентов. Среди разновидностей гранитов можно выделить аляскит и плагиогранит. Последний имеет светло-серый цвет с резким преобладанием плагиоклаза. Аляскит – это розовый гранит, в нем присутствует резкое преобладание калиево-натриевого полевого шпата.

Свойства известняка

Рассматривая таблицу полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка, вы можете остановить внимание на последнем. Он представляет собой осадочную горную породу органического или хемогенного происхождения. В основе чаще всего лежит карбонат кальция в виде кристаллов разного размера.

полезные ископаемые песок глина гранит известняк

Известняк состоит из раковин морских животных и обломков. Плотность материала составляет 2,6 г/см3, его морозостойкость равна F150. Прочность на сжатие эквивалентна 35 МПа, тогда как потеря прочности во влагонасыщенных условиях достигает 14 %. Пористость материала равна 25 %.

В заключение

Глина – это осадочная горная порода, которая при соединении с водой начинает размокать и разделяться на отдельные частицы. В результате образуется взвесь или пластичная масса. Глиняное тесто пластично, а в сыром виде может принять любую форму. После высыхания материал сохраняет ее, но уменьшается в объеме. Пластичные глины еще называются жирными, ведь на ощупь кажутся именно такими. Если пластичность невысока, то материал называется тощим. Кирпичи из него быстро рассыпаются и имеют плохую прочность.

глина условное обозначение

Порода клейкая и обладает связующей способностью. Она насыщается некоторым объемом воды, а после больше не пропускает жидкость, что говорит о водоупорности. Глина имеет кроющую способность, поэтому раньше ее широко использовали для побелки стен домов и печей. Среди свойств следует выделить сорбционность. Это выражено в способности поглощать вещества, растворенные в воде. Данная характеристика позволяет использовать глину для очистки растительных жиров и продуктов нефтепереработки.

Источник

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей №1 Красноармейского района Волгограда

Районный конкурс «Здравствуйте, дети!»

Авторская методическая разработка

урока окружающего мира

Тема урока: ««Полезные ископаемые. Песок и глина».

4 класс

Автор методической разработки

учитель начальных классов МОУ Лицей № 1

Волкова Елена Валерьевна

Волгоград, 2018

Класс: 4

Тема урока: «Полезные ископаемые. Песок и глина»

Тип урока: комбинированный урок

Цель: создать благоприятные условия для формирования исследовательских умений, стимулировать интерес к изучению полезных ископаемых России.

Задачи урока:

Образовательная: познакомить учащихся с самыми распространенными полезными ископаемыми – песком и глиной, их основными свойствами;

Развивающая:

  • развивать навыки самостоятельной исследовательской работы, умение сравнивать, анализировать, делать выводы;

Воспитательная:

  • способствовать воспитанию интереса к урокам окружающего мира и исследовательской деятельности.

  • Проявлять бережное отношение к природным ресурсам России;

Планируемые результаты.

Предметные результаты достижения учащихся:

  • Проводить исследование полезных ископаемых России

  • Оформлять результаты исследования в таблице.

Метапредметные:

регулятивные –

  • выполнять учебное действие в соответствии с целью;

  • контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей в условиях групповой работы.

познавательные –

  • раскрывать значение понятия: «свойства полезных ископаемых» и использовать его в активном словаре;

  • определять и объяснять особенности полезных ископаемых и обосновывают свое мнение.

коммуникативные

  • формулировать собственное мнение и позицию, в рамках учебного диалога;

  • учитывать разные мнения, договариваться и приходить к общему решению в рамках учебного диалога при выполнении учебного задания в группе;

  • использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Личностные:

  • проявлять интерес к изучению темы, осознавать личностный смысл;

  • проявлять желание изучать, исследовать окружающий мир, справляться с трудностями.

Основные понятия: «песок», «глина», «гранит», «выветривание», «экология», «памятник природы».

Формы организации деятельности: фронтальная работа, групповая работа.

Технологии: технология развивающего обучения, технология активного обучения ,социо-игровая, группового обучения.

Оборудование: таблицы-инструкции, коробки с песком, глиной, стекло, лупы, стакан с одинаковым количеством воды, воронки, банки, одинаковое количество песка и глины. дидактический материал «Полезные ископаемые», физическая карта Волгоградской области.

Интерактивный материал: презентация по теме.

Использованные источники:

Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения. Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

https://geographyofrussia.com/://География Волгоградской области

Технология проведения

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Планируемые результаты

Предметные

УУД

    Мотивация к учебной деятельности

    Эмоциональное начало урока

    Цели:

    – актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

    – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

    Мотивирует учащихся к учебной деятельности с помощью социо-игрового упражнения.

    – Встаньте в конец класса те, кто любит изучать окружающий мир?

    – Встаньте к доске те, кто не любит?

    – Объясните своё отношение. Какие советы дадим тем, кто не любит урок окружающего мира?(«Чтобы полюбить, нужно познать»)

    Объясняют, для чего нужно изучать окружающий мир. При этом звучат качества ученика, его задачи, правила поведения на уроке.

    Коммуникативные:

    уметь оформлять в устной форме свои мысли о мотивах учения, школьных правилах и следовать им.

    II. Формулирование темы урока, постановка цели

    Цели:

    – организовать формулирование темы урока учащимися;

    – организовать постановку цели урока учащимися.

    Учитель проводит социо-игровое упражнение «Кубики», которое помогает организовать совместное планирование, целеполагание. Организует совместный выбор видов работ на уроке.

    На полу лежит лист ватмана, расчерченный на квадраты. Внутри квадратов записаны ключевые фразы:

    • «наблюдение»

    • «опыты»

    • «исследование»

    • «деловая игра».

    – Я думаю, нам удастся выполнить все ваши пожелания. Сегодня на некоторое время мы все вместе представим себя в современной научной лаборатории. Нам предстоит провести нелегкое, но интересное исследование полезных ископаемых песка и глины.

    Работа со словариком.

    откроем словарик исследователя и вспомним, что такое лаборатория.

    (лаборатория – это помещение, где проводятся исследования и опыты).

    -А что такое опыт (Опыт – проверка какого-либо предположения (гипотезы)на практике.

    Опыты интереснее и лучше проводить самому, своими руками, а не смотреть, как их делают другие).

    – какие вопросы должен задавать себе самому каждый исследователь?

    (Что? Как? Где? Почему? Зачем? Когда? Отчего? А что из этого следует?)

    Распределение ролей в группах по 4 человека.

    Координатор, докладчик, секретарь, художник

    – Какие законы мы должны соблюдать при работе в группах?

    • Все участвуют в работе, у каждого своя роль.

    • Все друг другу помогают.

    • Конфликты решаются мирным путем.

    • Когда один говорит, все внимательно слушают.

    Участвуют в совместном планировании и целеполагании.

    Выбирают и ставят кубик на вид работы, важный для себя лично, объясняют свой выбор.

    Формулируют тему и цели урока. Тема урока-исследования «Песок и глина» Цель: узнать свойства и определить, на какие свойства опирается человек при их использовании.

    – определять свойства полезных ископаемых

    Регулятивные : уметь определять и формулировать цель с помощью учителя.

    Познавательные:

    раскрывать понятия «свойства песка и глины»

    Коммуникативные:

    использовать его в активном словаре;

    — комментировать действия
    в рамках учебного диалога.

    III. Актуализация опорных

    знаний.

    Цели:

    – создать условия для актуализации изученных знаний.

    Организует повторение изученного.

    – Что вы знаете о песке и глине?

    – Где их используют?

    Повторение пройденного материала

    – Почему говорят, что песок и глина – «дети» гранита, стакан и чашка – его родные «внуки»?

    Вывод: песок и глина – продукты распада гранита.

    Повторяют тему «Гранит», «Как разрушаются скалы»

    Предметные умения:

    — знать состав и свойства гранита.

    — иметь представление о процессе выветривания.

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий и использовать их в активном словаре;

    IV.Формирование новых знаний и способов действий.

    Цель:

    -Организовать работу по формированию умения проводить микроисследования на основе проведения деловой игры.

    – организовать анализ и запоминание свойств песка и глины в группах.

    Организует исследование, затем коммуникативное взаимодействие в группах.

    Организует работу, помогает, дает советы группам.

    Организует работу по осмыслению учебного материала.

    Создаёт условия для обобщения представлений, фиксацию полученных результатов в таблице.

    Практическая работа.

    Инструкция:

    Опыт 1. Установление сыпучести.

    Цель: узнать, что легче пересыпается песок или глина.

    (вывод: песок легче пересыпается струйкой. Песок сыпучий.

    Глина струйку не образует. Глина не обладает сыпучестью)

    Опыт 2. Определение вязкости песка и глины.

    Цель: узнать, что прочнее связывается друг с другом – частицы песка или глины.

    Смешать песок и глину и сделать шарики, колбаску, калачик.

    (Вывод: глина легко скатывается в шарик. Он прочный, пластичный, из него можно сделать колбаску, согнуть калачик. Из песка шар, колбаску сделать нельзя, он рассыпается. Песок не обладает вязкостью, его частицы плохо прилипают друг к другу, частицы глины очень хорошо прилипают друг к другу).

    Опыт 3. Установить водопроницаемость песка и глины.

    Цель: выяснить, что лучше пропускает воду – песок или глина. В воронку положить фильтровальную бумагу, а сверху в одну воронку засыпать песок, а в другую – глину. Все это вставить в пустой стакан. Налить воду. Пронаблюдать, в каком стакане раньше появились капли воды. Какой стакан быстрее наполнится водой.

    (Вывод: раньше появились капли из воронки с песком. Вода в этом стакане собирается быстрее, чем в воронке с глиной. Песок хорошо пропускает воду. Глина – хуже).

    Организует проверку самостоятельной работы,

    сравнение свойств.

    Организация исследования отличий свойств песка и глины.

    Организует постановку проблемы отличия свойств песка и глины.

    Предмет исследования: песок и глина.

    Задача: узнать в чем причина отличий свойств песка и глины.

    Предположение (гипотеза): Причина отличия свойств:

    А) строение частиц

    Б) размер частиц

    В) расположение частиц.

    План исследования:

    1. Изучим внешний вид песка и глины.

    2. Изучим строение песка и глины при помощи лупы.

    3. Проведем моделирование.

    4. Сделаем вывод, верно ли наше предположение.

    Результат исследования:

    1. Песок и глина состоят из отдельных частиц, но форма размеры, расстояние между ними различны.

    2. Песок состоит из кружочков разного размера, глина состоит из мелких частиц похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой

    Организует моделирование.

    Песок Глина

    б) Моделирование частиц из пластилина.

    Вывод:

    1. песок пересыпается легко, т.к. крупные округлые частицы легко скользят, не задевают друг друга. У глины плоские, мелкие частицы задевают друг друга и мешают пересыпаться.

    2. Круглые частицы песка плохо прилипают друг к другу, поэтому песок не обладает вязкостью. Глина обладает хорошей вязкостью, т.к. мелкие плоские частички легко и прочно прилипают друг к другу.

    3. Песок состоит из более круглых частиц, они расположены рыхло, между ними более крупные промежутки. Вода через них проходит легко. Между мелкими, плоскими частицами глины промежутки маленькие. Вода проходит плохо и медленно.

    4. 4. строение частиц песка и глины объясняет особенности вязкости, водопроницаемости, сыпучести. Наше предположение было верно.

    Выполняют практическую работу в граппах, выполняют опыты, оформляют результы в таблице.

    Выполняют проверку результатов исследования ,

    Сравнивают свойства песка и глины.

    Формулируют проблему, гипотезу, составляют план исследования.

    Исследуют отличия свойств песка и глины.

    Моделируют частицы песка и глины из пластилина., делают вывод.

    Предметные умения:

    -рассказывать:

    — о полезном ископаемом и его свойствах;

    – проводить исследование полезного ископаемого и оформлять результат в таблице;

    Познавательные: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков;

    Коммуникативные: обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации; согласовывать свои действия с партнером, вступать в групповое учебное сотрудничество, строить речевые высказывания.

    – использовать речевые средства для представления результата деятельности;

    Личностные:

    проявлять интерес к теме , осознавать личностный смысл.Регулятивные умения:

    — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;

    — выбирать вариант выполнения задания;

    V. Формирование практических навыков и способов деятельности.

    Цель:

    -Организовать работу по обобщению представлений, закреплению полученных знаний.

    Создаёт условия для обобщения представлений, закреплению полученных знаний.

    Тест:

    1.Песок

    2.Глина

    А.Водопроницаемость

    Б. Сыпучесть

    В. Вязкость.

    Ключ : 1-А,Б, 2-В

    Экологическая страничка. Работа с картой Волгоградской области, обозначениями полезных ископаемых на карте. Рассказ учителя о месторождении и способах добычи, использовании полезных ископаемых (используется мультимедийная презентация):

    Пески и глины – важный строительный материл, широко распространен в Волгоградской области.

    Наиболее крупные месторождения песков Чапурниковское, Латашинское, Гумракское, Орловское, Себряковское

    Стекольные пески Камышинского месторождения не содержат примесей.

    • Чтобы добыть песок и глину роют карьеры. Этим нарушают поверхность почвы

    • Если экономно расходовать добытые полезные ископаемые, потребуется меньше новых карьеров и сохранится больше земель

    Выступление ученика:

    Памятник природы Волгоградской области Голубинские пески.

    – Необычный уголок природы Волгоградской области свое название получил от реки Голубой.

    Песчаные долины никогда не зарастают. Здесь могут наблюдаться настоящие барханы, которые можно увидеть в пустынях. Высота пустынных гряд достигает 14 м, а длина до 300м.

    Определяют сходство и различия свойств.

    Предметные умения Определять сходство и различия свойств.

    Используют приобретённые знания.:

    -рассказывать:

    — о

    месторождении и способах добычи полезных ископаемых, их использовании человеком;

    Личностные умения:

    — проявлять интерес к изучению полезных ископаемых;

    — проявлять бережное отношение к природным ресурсам.

    Познавательные умения:

    — раскрывать значение понятий «месторождение», «песок», «глина»,;

    — определять полезные ископаемые по его описанию;

    — определять свойства полезных ископаемых.

    Регулятивные умения:

    — выполнять учебное задание, используя план;

    Коммуникативные умения:

    — конструктивно взаимодействовать с партнёром в рамках учебного диалога.

    VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

    Цель:

    – организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

    Организует рефлексию.

    Напоминает критерии оценки успешности (3 ступеньки «Лесенки успеха»).

    Не понял свойства песка и глины и не могу объяснить.

    – Понял, но не могу объяснить.

    – Понял свойства, могу перечислить свойства песка и глины и объяснить.

    Оценка работы групп:

    – Как работала ваша группа?

    – Какая атмосфера была в группе во время работы?

    – Все ли дети участвовали в работе?

    – Доволен ли ты своей работой в группе?

    Проводят рефлексивный анализ учебной деятельности. Выполняют самооценку на «Лесенке успеха».

    Выражают и аргументируют свое мнение и оценку событий урока

    Фиксируют затруднения и определяют направления будущей деятельности

    Личностные умения:

    оценивать результат собственной деятельности,

    понимать успешность при изучении темы.

    Регулятивные умения:

    — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

    Источник