Песок глина мрамор какие полезные ископаемые

Песок глина мрамор какие полезные ископаемые thumbnail

Полезные ископаемые представляют собой природные образования, которые добываются с поверхности Земли или из недр, а после используются для различных целей. Одна из групп составляет строительные ископаемые по типу известняка, песка, гранита и глины. Гранит – это сложное ископаемое, которое имеет в составе три минерала, а именно слюду, кварц, а также полевой шпат. Этот материал применяется при облицовке станций метро и зданий. Известняк образовался из окаменевших раковин морских древних моллюсков. Плиты, сформированные из известняка-ракушечника, обладают красивой узорчатой структурой и применяются с целью декорирования. Песок и глина применяются при изготовлении кирпича, цемента, а также бетона. Подробнее о каждом ископаемом вы сможете прочесть в статье.

Песок и его описание

что такое песок

Если вы задались вопросом о том, что такое песок, то стоит прочитать информацию, представленную ниже. Это горная осадочная порода или искусственный материал, который имеет в составе зерна горных пород. Достаточно часто песок состоит практически полностью из чистого кварца. Если говорить о природной разновидности песка, то он характеризуется как рыхлая смесь отдельных зерен, фракционность которых варьируется от 0,1 до 5 миллиметров. Элементы образуются в процессе разрушения горных твердых пород. В зависимости от генезиса, природные пески могут быть озерными, морскими, аллювиальными, делювиальный, а также эоловыми. Если перед вами стоит вопрос о том, что такое песок, то вы должны знать, что он может возникнуть в процессе деятельности водотоков и водоемов, в этом случае элементы обладают более окатанной и округлой формой.

Разновидности песка

что такое песок и глина

Можно выделить среди разновидностей речной песок, который добывается из русла рек. Отличается он превосходной степенью очистки и отсутствием глинистых примесей, посторонних включений и мелких камней. Карьерная разновидность добывается методом промывки большим объемом воды. В результате из состава вымываются пылевидные элементы и глина. Наиболее часто в строительстве используется одноименный песок, который является сыпучим неорганическим материалом. Фракционность в этом случае не превышает 5 миллиметров. Он образуется в процессе естественного разрушения горных скальных пород. Если перед вами стоит вопрос о том, что такое песок, то вас должна заинтересовать его радиоактивность. Согласно ГОСТ 30108-94, данное вещество можно использовать для всех видов строительных работ без ограничения, что указывает на радиационную безопасность.

Что представляет собой глина

что такое песок глина гранит известняк

Если вы решили узнать о том, что такое песок и глина, то последняя представляет собой осадочную мелкозернистую горную породу, которая может переходить в сухое состояние, обретая пылевидность. При увлажнении вещество становится пластичным. В составе может быть один или несколько минералов группы каолинита. Среди ингредиентов могут быть всевозможные глинистые минералы, а также карбонатные и песчаные частицы. В роли образующего минерала выступает каолинит, что касается оксида кремния, то он содержится в объеме, равном 47%. Оксид алюминия содержится в объеме 39%, тогда как вода в количестве 14%. Главным источником описываемых пород выступает полевой шпат, который распадается под воздействием атмосферных явлений. Некоторые глины, которые обладают осадочным происхождением, образуются в ходе накопления перечисленных минералов. Однако большинство из них – это наносы водных потоков, которые выпадают на дно морей и озер.

Гранит и его описание

что такое песок для детей

Что такое песок, было описано выше, теперь вы сможете узнать об особенностях гранита. Он представляет собой магматическую кислую интрузивную породу, которая состоит из полевого шпата, слюды, кварца, а также плагиоклаза. Граниты достаточно распространены в земной континентальной коре. Плотность этого вещества составляет 2600 килограм на кубический метр, тогда как прочность на сжатие достигает показателя в 300 МПа. Гранит можно назвать одной из самых важных пород земной коры. Он играет значительную роль в ее строении. Гранит в наибольшем объеме образуется в зонах коллизии, где происходит столкновение континентальных плит и наблюдается утолщение континентальной коры.

Прочитав данную статью, вы сможете узнать о том, что такое песок, глина, гранит, известняк. Предпоследняя порода выступает одним из наиболее плотных веществ, которое характеризуется прочностью и твердостью. Ее применяют в строительстве в роли облицовочного материала. Помимо прочего, гранит обладает незначительным водопоглощением и превосходной устойчивостью к воздействию загрязнений и морозов. Именно поэтому он считается оптимальным для мощения снаружи и внутри помещений. Однако необходимо помнить о том, что такое помещение будет обладать несколько более значительным радиационным фоном.

Описание известняка

что такое песок строительный

Если вас интересует, что такое песок строительный и известняк, то оба эти понятия вам станут известны после прочтения данной статьи. Последнее вещество представляет собой горную осадочную породу хемогенного или органического происхождения. Преимущественно известняк состоит из карбоната кальция, который представлен кристаллами кальцита всевозможных размеров. Благодаря наличию карбоната кальция, известняк способен частично медленно растворяться в воде. Он разлагается на углекислый газ, а также на соответствующие основания. Образуется он при участии живых организмов в условиях морских бассейнов. Эта порода является частью горных цепей, а также достаточно распространена в других местах. Материал лишен блеска и обладает светло-серым оттенком. Однако может быть белым или почти темным. Цвет зависит от состава примесей.

Заключение

Если вы задались вопросом о том, что такое песок для детей, то его можно приобрести в магазинах строительных материалов. При его изготовлении добавляется некоторое количество глины, что позволяет добиться пластичной консистенции, подходящей для песочницы.

Источник

Полезные ископаемые – это ресурсы, содержащиеся в недрах нашей планеты. Добыть их нелегко, однако без них экономика человечества просто не может существовать.

Какие бывают полезные ископаемые?

Существует огромное разнообразие ресурсов, добываемых из недр Земли. Их принято делить по их назначению.

Горючие ископаемые используются как источники энергии. Их либо напрямую сжигают на электростанциях, либо преобразуют в топливо (бензин, солярка, дизель). К этой группе относят нефть, газ, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.

Руда, или рудные ископаемые – это ископаемые, содержащие ценные вещества, обычно металлы. Например, из железной руды добывают железо, из марганцевой руды – марганец. Есть и неметаллические рудные ископаемые, содержащие графит и асбест. Руды, в которых содержится много полезного компонента, называют богатыми. Если же концентрация полезного компонента мала, то руда считается бедной. Для получения полезного компонента руду подвергают какому-то физическому воздействию, обычно ее просто плавят.

К категории нерудных ископаемых относят мел, песок, глина. В отличие от руды нерудные ископаемые не надо подвергать особой физической обработке.

Драгоценные камни – это алмазы, сапфиры, изумруды и прочие камни, традиционно используемые ювелирами. Однако многие такие камни находят применение и в промышленности. Так как алмаз – самое твердое природное вещество, то из него делают инструмент для резки металлов.

Рассмотрим эти группы полезных ископаемых поподробнее.

Горючие ископаемые

Что такое полезные ископаемые? Определение, на какие группы делятся и примеры 2Добыча нефти

Изначально развивающаяся промышленность отдавала предпочтение такому ископаемому, как уголь. Это твердое вещество, которое относительно легко добывать и транспортировать. Лишь в конце XIX в. стала расти популярность нефти. Ее сложнее добыть, но и энергии из нее можно получить больше. В XXI в. растет популярность газа. Его важное преимущество – экологичность.

Все горючие ископаемые чем-то схожи друг с другом. В их составе высока доля углерода и водорода. Считается, что нефть и уголь образовались из останков умерших животных. Существуют технологии, которые позволяют получать из угля нефть.

Горючие ископаемые используются не только в энергетике. Из нефти получают парафин, различные масла и смазки, лаки, краски, пластмассы и многие другие химические вещества.

Рудные ископаемые

Что такое полезные ископаемые? Определение, на какие группы делятся и примеры 3Добыча железной руды

Руды являются главным, но не единственным источником металлов. В природе встречаются также и самородки – это большие куски чистого металла. В руде же металл содержит много примесей. Однако самородки встречаются чрезвычайно редко, и для нужд промышленности их недостаточно. Металлы редко используют в чистом виде, куда чаще из нескольких металлов получают сплавы.

Все металлы можно условно разделить на три группы. Черные металлы – это в основном железо, но также сюда включают ванадий, хром и марганец. Железо является основой для всех сплавов, которые называют сталью либо чугуном. Существуют тысячи различных марок сталей и чугунов, которые отличаются своими свойствами, а также своим составом. Например, если добавить к железу хром, то получается нержавеющая сталь, а при добавлении никеля сталь становится жаропрочной.

Почти все остальные металлы, кроме железа, относят к категории цветных. Это свинец, алюминий, титан, медь. Сплавы на основе цветных металлов сильно отличаются от сталей и чугунов. Например, алюминиевые сплавы очень легкие и потому используются при создании кораблей.

В отдельную категорию выделяют драгоценные сплавы. Это золото, серебро, платина. Они используются для создания ювелирных украшений.

Нерудные ископаемые

Что такое полезные ископаемые? Определение, на какие группы делятся и примеры 4Добыча песка

Большинство нерудных ископаемых используется в строительстве. Наиболее популярны такие вещества, как песок, гранит, известь, мрамор. Также из нерудных ископаемых получают другие важные вещества. Например, из известняка, глины и гипса можно получить цемент.

Подведение итогов

Большинство полезных ископаемых относится к категории горючих ископаемых, руде или нерудным ископаемым. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их надо рационально использовать.

Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту

Источник

Тема урокаСвойства полезных ископаемых (песок,  глина,  мрамор,  известняк).

Цель урока: формирование знаний по теме: «Свойства полезных ископаемых».

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:

–       формирование уважения к иному мнению;

–       развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

(регулятивные УУД)

– формирование  умения принимать и сохранять учебные задачи;

– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

(познавательные УУД)

–   формирование умения работать с информацией: использовать различные способы поиска информации; работать с несколькими источниками информации ( планом, иллюстрациями, словарем);

– формирование интеллектуальной автономности;

– развитие операционного мышления;

 (коммуникативные УУД)

-формирование умения слушать и слышать;

-формирование умения ясно и четко излагать свою точку зрения, доказывать ее;

-формирование умения работать в группах, распределять роли и функции совместной деятельности; выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;

-формирование умения работать в подготовленной среде, осуществлять выбор дополнительной информации, форм презентации;

-формирование умения связно выражать свои мысли, готовить полные речевые высказывания.

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения :

– закрепление понятия о полезных ископаемых, об их месторождении.

  – формирование умений: проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, инструкции и правила при проведении экспериментов; делать выводы на основании полученных результатов; использовать при выполнении задания материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания.

– выявление в ходе опытов свойств известняка, мрамора, песка, глины;

– подготовка на основании опытов сообщения о свойствах полезных ископаемых и их использовании человеком.

– формирование умения описывать на основе предложенного плана изученные объекты, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

-формирование умения работать с географической картой (на этом уроке с картой Владимирской области).

– развитие познавательного интереса к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Оборудование:

1. Лабораторное: коллекция полезных ископаемых (известняк, мрамор, песок, глина);  лупы, стаканчики с водой, воронки, фильтры, гвозди, пластиковые коробки.

2. Интерактивное: интерактивная доска, ноутбук.

3. Инструкционные карты: план работы, листы исследования, картинки.

Технологическая карта

 Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результаты: формируемые УУД

1.

2.

3.

4.

6.

7.

Эмоциональное начало урока.

  Актуализация знаний

Выход на тему  урока

Целеполагание, планирование деятельности.

-Планирование деятельности.

Исследование, работа в статичных  группах.

Осуществление исследовательской деятельности. Самостоятельная работа учащихся. Оформление результатов и подготовка презентации.

Презентация результатов исследования.

Первичное закрепление материала

Подведение итогов.

Оценивание эмоциональной сферы учащихся

– Давайте повернемся и поздроваемся с нашими гостями.

– А теперь повернемся друг к другу и пожелаем удачи.

-Послушайте загадки и постарайтесь их отгадать. 

Он очень нужен детворе.

Он на дорожке во дворе,

Он и на стройке, и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. (Песок)

Если встретишь на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу,

Она понадобится сразу. (Глина)

Покрывают им дороги,

Улицы в селениях.

А еще он есть в цементе.

Сам он — удобрение. (Известняк)

Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступеньки, постаменты
Красивы станут и заметны. (Мрамор)

– Каким понятием можно объединить отгадки?

– Сделайте предположения о теме урока.

– Давайте поставим цель нашего урока.

– Гипотезу?

Предлагает  предположить, что будет происходить на уроке, цели и задачи, план действий.

– Что мы должны узнать во время исследования об этих полезных ископаемых?

-Где мы найдём подсказку, как исследовать свойства?

-В каком источнике вы найдете толкование слова?

Сообщает каждой группе об объекте исследования.

Учитель  в  качестве   эксперта  наблюдает, советует, следит за соблюдением временных рамок. Контролирует соблюдение правил техники безопасности. Мотивирует  учащихся, создаёт ситуацию успеха. При необходимости консультирует учащихся  по вопросам подготовки презентации.

Учитель организует презентацию результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчёт: обобщает и резюмирует полученные результаты, давая возможность группам оценить свою работу, подводит итоги работы каждой группы.

Учитель проводит блиц-опрос для групп, называет свойство горной породы, а группа, узнавшая свой объект исследования – встаёт.

Мотивирует учащихся на дальнейшее изучение через  мини-опрос «Я узнал о том, что…»

Предлагает заполнить листы самооценки каждому учащемуся.

Предлагает проиллюстрировать наглядно эмоциональный настрой от урока «Гора самоцветов»

Спрашивает учащихся об их впечатлениях от урока

Хоровое проговаривание, внутренний настрой на урок.

Отгадывают загадки.

– Полезные ископаемые

Высказывают предположения о задачах и теме урока. 

 я узнаю о свойствах полезных ископаемых, если
– знаю, что такое полезные ископаемые;
– умею работать в группе;
– умею пользоваться разными источниками информации.

– узнать их свойства

– на листах с планом

– в словаре

Делятся на группы в соответствии с номером на карточке.

Распределяют роли в группе; планируют свою деятельность; выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата.

Учащиеся работают над исследованием: осуществляют поиск, сбор, систематизацию и анализ информации с использованием различных источников;

самостоятельно выполняют опыты, консультируясь по мере необходимости с учителем и товарищами по группе. 

Оформляют отчёт. Анализируют готовый продукт.

Презентуют результаты исследования. Дают оценку деятельности своей группы (Соответствует ли их выступление плану?Довольны ли своей работой?).

Отвечают на вопросы блиц -опроса (встают всей группой, если узнали свою горную породу). Весь класс контролирует правильность ответа группы.

Отвечают на вопросы в таблице и делают вывод: о том, что полезные ископаемые надо беречь, на уроках ещё не говорили. Это и будет темой следующего урока.

Заполняют листы самооценки, где оценивают свою работу и работу группы в целом.

Выбирают «самоцветы» по цвету настроения  и наклеивают их на 1 лист. Делятся своими впечатлениями от урока: что понравилось, что не понравилось…

личностные

(самоопределение)

Коммуникативные (умение осуществлять выбор необходимой информации)

Коммуникативные(умение работать в группах сменного состава, выполнять свою часть работы и встраивать её в общее рабочее поле)

коммуникативные познавательные (умение работать с интерактивной доской и ноутбуком

регулятивные (целеполагание, прогнозирование),

познавательные (умение работать с учебником)

регулятивные(целеполагание, планирование, алгоритмизация действий)

Коммуникативные: (инициативное сотрудничество: умение работать в  группе –распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле)

Познавательные (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера, практические действия, умение работать с несколькими источниками информации: учебниками, текстами и иллюстрациями).

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные (полные ответы уч-ся, готовые речевые высказывания, использование средств языка и речи для получения и передачи информации)

Личностные (развитие самостоятельности и личной ответственности за свою часть работы)

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

коммуникативные

(самовыражение: монологические высказывания разного типа)

Регулятивные (контроль, коррекция, оценка).

Источник

Тема урока: Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк).

Задачи урока:

1. дать понятие о полезных ископаемых, о месторождении;

2.познакомить со свойствами песка, глины, гранита, известняка, мела и мрамора;

3. формирование общеучебных умений: ставить и решать учебную задачу, сравнивать, обобщать результаты наблюдения, давать оценку своей работы; умение работать с учебником, с таблицей;

4.Формировать умение работать коллективно и в парах, развитие коммуникативных навыков.

Оборудование: набор строительных материалов (13 шт.); коллекция камней (гранит, известняк, мрамор, кварц, слюда, полевой шпат); лупа, стекло, стаканчики с водой, пипетка, соляная кислота, молоток, кусок ткани; диск со слайдами.

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний учащихся. И так мы начинаем наш урок. Скажите, пожалуйста, что было вам задано на дом.( виды полезных ископаемых)

Учитель: Назовите мне пожалуйста виды полезных ископаемых?

Ученик: Твердые, жидкие, и газообразные. Учитель: На какие три группы по своим свойствам делятся полезные ископаемые? Ученик: Горючие полезные ископаемые, Рудные полезные ископаемые, и нерудные полезные ископаемые.

Учитель: Назовите мне горючи полезные ископаемые? Ученик: Каменный уголь, нефть, газ.

Ученик: Назовите рудные полезные ископаемые? Ученик: Железо, алюминий, медь, свинец, и т.д.

Учитель: Назовите нерудные полезные ископаемые? Ученик: Соли, мрамор, гранит, известняк, песок, глина и т.д. Учитель: Сегодня мы с вами будем говорить подробно о нерудных полезных ископаемых. Но чтобы их узнать вы должны отгадать загадки. Но я хочу у вас спросить, кто изучает полезные ископаемые?

Ученик: Геологи.

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомится с нерудными полезными ископаемыми.

3. Изучение нового материала.

Учитель: Многие горные породы имеют большую ценность для человека.

Слайд 1.Чтобы построить дом, нам нужен песок, глина, известняк.

Слайд 2. Чтобы изготовить стакан, нужен специальный песок- это горная порода.

Учитель: Полезные ископаемые добывают из различных слоев Земли. Рассмотрим схему. Назовите горные породы.

Добыча полезных ископаемых производится только в тех местах, где человек находит их большие скопления. Такие места называют месторождениями.

Слайд 3.

Вывод: Полезные ископаемые – это горные породы, которые добывают люди из различных слоев Земли и используют для жизни и деятельн

Учитель: Представим себя геологами, чтобы познакомиться с полезными ископаемыми, узнать их свойства.

(Учитель предлагаетзагадку.)

Он очень нужен детворе,

Он на дорожках во дворе.

Он и на стройке и на пляже,

И он в стекле расплавлен даже. Рая расскажет о песке.

Слайд 4.песок

На доске:

есок

глина

Загадка.

Если встретить на дороге,

То увязнут сильно ноги.

А сделать миску или вазу-

Она понадобится сразу. Стас нам расскажет о глине.

Слайд 5.глина

Практическая работа. Эксперимент. ( «Работа в парах»).

Учитель: Геологам предстоит задача исследовать свойства песка и глины. Работать будем в парах. После обсуждения результат записывайте в тетради,

Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

Песок

желтый

белый

красный

серый

не имеет

пропускает

сыпучесть

Глина

коричневый

разного цвета

Имеет

сухая глина не имеет, сырая имеет

плохо

пластичность, вязкость

Пластичность глины: (под руководством учителя)

Учитель: В блюдце с водой положите небольшой кусок глины: вода вскоре исчезла с блюдца. Понемногу подливаем воду, глину разминаем до тех пор, пока она не станет мягкой и вязкой (тестообразной). Из такой глины легко можно лепить.

Сейчас я вам покажу что можно сделать из глины. Слайды глина.

-Если изделие из глины обжечь, то оно становится твердым.

(Учитель демонстрирует изделия из обожженной глины: кирпич, посуду, дымковская игрушка, поделки из глины, выполненные в художественной школе.)

Вопрос 4 Почему летом после дождя на глинистой дороге долго стоят лужи, а песчаная дорогая высыхает быстро?

Физкультминутка.

Загадка.

Он очень прочен и упруг,

Строителям – надежный друг:

Дома, ступени, постаменты

Красивы станут и заметны. Теперь я вам расскажу о граните.

Слайд 6.гранит

На доске:

гранит

известняк

Загадка.

Покрывают им дороги,

Улицы в селении,

А еще он есть в цементе,

Сам он – удобрение. Теперь я вам расскажу, что такое известняк.

Слайд 7. Известняк

(Учитель рассказывает о свойствах гранита и известняков). Рассмотрим гранит. Из каких минералов состоит гранит? В нем отчетливо различаются по цвету и блеску отдельные более или менее крупные зерна. От зернистого строения этой горной породы и произошло его название: гранит означает «зернистый». Цвет граниту придают зерна полевого шпата. Если полевой шпат серый, то и гранит серый (показываю): если красный, то гранит красный (показывааю) и др. Некоторые зерна гранита – прозрачные, со стеклянным блеском – это кварц. Между зернами полевого шпата и кварца отчетливо выделяются блестящие пластинки слюды. Гранит очень твердая, прочная порода.

Перед вами образцы известняков (обыкновенный известняк, мрамор, мел). У мрамора на изломе видны зернышки. Это кристаллики, из которых он состоит. На изломе обыкновенного известняка и мела их не видно. Самый твердый из известняков – мрамор.

Учитель: Какого цвета обыкновенный известняк?

Ученик: Белый.

Учитель: От примесей иногда приобретает желтоватый или зеленоватый оттенки.

Учитель: Рассмотрите обыкновенный известняк, что вы еще увидели?

Ученик: Остатки раковин.

Учитель: Объясните их происхождение. Дополнение учителя: в морях и океанах живут рыбы, по дну ползают крабы и морские улитки. За многие миллионы лет на дне накапливается огромное количество скелетов и панцирей умерших обитателей моря, из которых со временем образуются полезные ископаемые: известняк, Практическая работа. Аналогично.

Опыт №4 демонстрирует сам учитель (из пипетки капает на кусочек гранита и известняка соляную кислоту).

Учитель: Что вы увидели?

Ученик: вскипание известняка (кипит камень, пузырьки, пена).

Учитель: Таким образом, можно определить известняк.

Полезные ископаемые

Цвет

Запах

Пропускает ли воду

Другие свойства

Гранит

красный, розовый, серый и др.

не имеет

не пропускает

прочность, хорошо полируется

Известняк

белый, серый, желтый

имеет

пропускает

хрупкий

А теперь мы открываем учебники на странице 53 – гранит будет читать первый ряд. 55 – 57 – будет читать второй ряд. После текста я вам задам несколько вопросов. Расскажите о свойствах гранита? Из чего состоит гранит? Где используют гранит? Какая бывает глина? Что изготавливают из глины? Из чего состоит песок? Д/З. стр. 53 -57.

Итог урока. Выставление оценок. Геологи.

Учитель: Что называют полезными ископаемыми? Почему? Какие полезные ископаемые рассмотрены на уроке? Перечислите свойства песка, глины, гранита, известняка.

hello_html_20e4e58c.jpg

Источник