Песня что может быть полезней чем шут

Песня что может быть полезней чем шут thumbnail

Рецензирует Георгий Матавкин.

О новом альбоме Монеточки «Декоративно-прикладное искусство» есть две новости – плохая и хорошая. Плохая – он, увы, слабее предыдущего. Сделан теми же людьми, Елизаветой Гырдымовой и Витей Исаевым – но Исаев здесь слышен заметно хуже. Стилистически вроде бы такой же разнообразный – но впечатление производит не многогранное, а ровное. Всё ещё с прилипчивыми мелодиями, остроумными находками, ловко пойманными чувствами… Но без бэнгеров в духе «Каждый раз» и «90-е», которые в 2020-м уж точно разорвали бы TikTok.

Хорошая новость – «Декоративно-прикладное искусство» сделано таким нарочно, это не просчёт, а решение. Значит, Монеточка всё ещё лучшая. Она просто захотела сделать такой альбом – тихий, личный, идущий поперёк ожиданиям и трендам. Apple Music определяет эту работу как «признание в любви эстраде XX века», Лиза в текстах часто возвращается в детство. То есть выдав взрослым раскраски, она сама отправилась на поиски утраченного времени. Пусть ищет, если ей так хочется, а мы пойдём за ней, в какую бы сторону она ни шагнула. А шаги она сделала такие.

Песня что может быть полезней чем шут

«Крошка». Претендент на звание главного хита «Декоративно-прикладного искусства». Именно «Крошку» Монеточка спела на «Вечернем Урганте», именно ей анонсировала новый альбом на летних концертах. Интересно, что песня про талантливого, но продавшегося исполнителя у Монеточки уже была – «Нет монет» с «Раскрасок для взрослых». «Крошка» в другом стиле (куплеты напоминают какого-нибудь Вертинского) и с новыми удачными образами («На всех банкоматах

ты смело поддержишь любые форматы: наличку и карты»), но ровно о том же. И это уже знак – сама Монеточка не продалась, коммерческая музыка ей отвратительна, повторять прошлый альбом она не будет.

«Папина любовница». Тоже потенциальный хит, «Папина любовница» звучит как трек, который в последний момент убрали из прошлого альбома, но всё же решили вставить в этот. Написана от лица ребёнка, но рассказывает, на удивление, не о распаде семьи, а о женском одиночестве – «Она уедет ничейная/ А дома ни вина, ни цветов, ни ваз».

Песня что может быть полезней чем шут

«Ириски и риски». Самая весёлая песня альбома – о статистической вероятности смерти. Монеточка расстраивается, что скорее умрёт от ВИЧ или подавится ириской, чем попадёт в руки пиратов, террористов или Бабки Ёжки. «Ириски и риски» звучат по-детски и напоминают даже не предыдущий альбом, а те ироничные видео, которые Монеточка несколько лет назад записывала, сидя дома перед синтезатором. Когда была ещё не главной певицей страны, а максимум звездой ВКонтакте.

«Лёд». А вот эта песня затрагивает уже новые душевные струны, раньше Монеточка так не звучала. Суетливая зимняя атмосфера в столице, все разъезжаются по югам, а лирическая героиня вспоминает родную провинцию – «Там, где я никому не чужая». Как Монеточке удаётся через образы льда, снежной корки и холодного уральского хребта передать такую теплоту – это какое-то поэтическое чудо. Вернее, даже не какое-то, а предновогоднее. Через пару месяцев «Лёд» станет только актуальнее.

Песня что может быть полезней чем шут

«Коза». Единственный совместный трек на альбоме – с куплетом от старого друга Монеточки Noize MC, у них уже были исполненные в дуэте «Люди с автоматами» и «Чайлдфри». Эта песня не такая остросоциальная, как предыдущие, ну или просто вся социальщина в ней чуть лучше спрятана под сказочной обёрткой. Что за рогатая коза имеется в виду? Сначала можно подумать, что это вторая волна пандемии. Потом – что русский рок. Что страшнее, так сразу и не скажешь.

«Тугие косы». На «Раскрасках для взрослых» были «Кумушки» – отповедь красоткам из Instagram, исполненная в стиле русской народной песни. «Тугие косы» – «Кумушки» нового альбома. Только у них и в тексте нет ничего актуального и современного, они вполне могли быть придуманы несколько веков назад, слова и музыка народные. Неожиданно смело для Монеточки, которую все так любят за её умение поймать дух времени.

Песня что может быть полезней чем шут

«Шприц». Самая скандальная песня альбома (если, конечно, вообще допустить, что Монеточка способна на скандал). Завуалированный дисс на группу «Ленинград», любовь к которой здесь представлена как болезнь, поразившая отца семейства. Проблема в том, что «Шприц» наполнен фирменными приёмами группы «Ленинград» – здесь тот же речитатив, тот же псевдоискренний надрыв в финале, даже совершенно шнуровский юмор в припеве («Папе сде-, папе сде-, папе сделали укол»). Понятно, что это шутка, но если уж она работает – получается, «Ленинград» не так и плох.

«Рентгенограмма». Самая, наверное, слабая песня альбома, не запоминающаяся ни текстом, ни музыкой. Может быть, я ещё не дорос до её понимания. Ну, или это Монеточка не доросла до того, чтобы выведенная ей героиня-старушка была бы интересна.

«Мартовские коты». Песня о лете в деревне. Снова обращение в детство – и снова удачное. Впечатление «Мартовские коты» производят примерно как детский рассказ какого-нибудь русского классика – вроде бы ничего особенного, но слова подобраны и расставлены так, что крапиву, солнце и берёзы чувствуешь кожей. Из-за строчки  «А ты липнешь к губам как дачное варенье» Монеточку можно было бы обвинить в поддержке ЛГБТ, но, во-первых, за такое надо не обвинять, а хвалить, а во-вторых, она часто делает лирического героя мужского пола.

Песня что может быть полезней чем шут

«Переживу». Вероятно, лучшая песня на «Декоративно-прикладном искусстве». Иронично, что она так похожа на творчество Земфиры, например, на песню «Итоги» – «Я ухожу, оставляя горы окурков, километры дней, миллионы придурков…». Два года назад Земфира Монеточку критиковала, а сейчас Монеточка делает такую сильную песню-каталог (то есть играет на поле Земфиры, она же знаменита своими перечислениями), да ещё и обещает всех пережить. И нет сомнений, что она и переживёт. К слову, ходил слух, что Земфира тоже выпустит альбом в эту пятницу – но эту пятницу Земфира проиграла.

«Америка». Ещё один привет русскому року, свой вариант «Гудбай, Америка, ооо, где не был никогда». А может, и нет никакой Америки? Той, где девчонки не носят лифчики, где вымыты с мылом скверики, где царствует демократия. С нашего берега её и правда пока что не видно.

Но с Монеточкой нам хорошо и здесь. Потому что, ещё раз, даже с альбомом слабее предыдущего Монеточка всё ещё лучшая. Как в той избитой байке про Тарантино: « – Почему вы так и не сняли ничего лучше, чем «Криминальное чтиво»? – А кто снял?».

Подписывайтесь на наш Telegram-канал – точно не пропустите крутые новости и тексты

У нас есть топовый канал со скидками. Смартфоны, ноутбуки и аксессуары – на всём можно сэкономить

«Палач» во «ВКонтакте» – все посты, комменты и даже лайки

Источник

У меня черное чувство юмора. Ты попробуй прожить мою жизнь, посмотри, какого цвета у тебя получается. (Карен Мари Монинг)

На мой взгляд, хорошо развитое чувство юмора является верным признаком человечности человека, каким бы черным и горьким ни был этот юмор (Томас Лиготти)

Американцы не принимают черный юмор, это ужасно.
(Марина Абрамович )

  • Моя маленькая дочь пришла ко мне в восторге, сказав: -Папа! Папа! Угадай, сколько мне будет лет в июне! -О, я не знаю принцесса, давай ты мне скажешь?
    Она широко улыбнулась мне и подняла четыре пальца. Сейчас, три часа спустя, у нас в доме полиция , а она до сих пор не рассказала , где она их взяла.
  • Петя: “Вася, ты кричал на мою жену, пинал мою собаку и бил моих детей в последний раз, когда ты был у меня в доме ?!”
    Вася: “Но… но ты сказал, что я должен чувствовать себя как дома!”
  • Учитель говорит: “На Земле 8 миллиардов людей и это означает, что многие люди умирают каждую минуту. Люди умирают, когда я сейчас говорю с вами, с каждым вздохом, который я делаю”.
    Вовочка предлагает: “Может быть, вам стоит попробовать жидкость для полоскания рта”.
  • Адвокат: “Почему вы не помогли, когда ваша жена подверглась нападению и избиению со стороны вашего соседа?”
    Ответчик: “Мне показалось, что он и сам справится!”
  • Я попытался поделиться бутербродом с бездомным по дороге на работу сегодня. Но этот гад сказал мне, чтобы я поискал еду в другом месте.
  • Я попросил стюардессу поменять свое место в самолете, потому что я сидел рядом с кричащим ребенком. Она отказала.
    Видимо, нельзя этого сделать, если ребенок ваш.
  • -Знаете ли вы разницу между лошадью и кактусом? -Нет
    -Ну, просто попробуйте сесть на лошадь затем на кактус, тогда вы ее узнаете.
  • Вовочка говорит своему другу: “Мой дедушка умер вчера”. Друг спрашивает: “О, как это случилось?” Вовочка: “Он ударил себя молотком по пальцу”. Друг: “Но от этого не умирают!” Вовочка: “Я знаю, но он не переставал кричать и ругаться, поэтому нам пришлось его застрелить”.
  • -Я действительно не могу поверить, что после всего этого огромного дерьма они снова вместе. -Что? О ком ты говоришь? -Мои ягодицы!
  • В горной поездке человек падает в трещину. Его жена зовет его: “Ты в порядке?”
    -Да! -Тебе больно? -Нет! -Не царапины? Как ты умудрился?! -Я еще не закончил пада-и-и-эт-и-ать!
  • 87-летний мужчина общается со своим врачом: “Итак, я снова женюсь на следующей неделе!” “О, это замечательно! А сколько лет невесте?” “Ей 19 лет.” “Это фантастика, но я должен предупредить вас, слишком много действий в постели может быть смертельно опасным!” “Ну, хорошо, если она умрет, мне просто придется снова жениться.”
  • Какое животное имеет пять ног? Питбуль возвращается с детской площадки.
  • Я копался в нашем саду и нашел сундук, полный золотых монет. Я хотел бежать домой, чтобы рассказать об этом моей жене. Потом я вспомнил, почему я копаюсь в нашем саду.
  • Я пришел к моему новому другу в его квартиру. Он сказал мне, чтобы я чувствовал себя как дома. Поэтому я выгнал его. Я ненавижу гостей.
  • В тот момент, когда вы замечаете, что одна вилка не очень чистая, когда вы накрываете на стол, вы должны решить, какой член семьи вам нравится меньше всего.

Проверка IQ с помощью черного юмора здесь.

И не забудьте подписаться на канал.

Источник

Возможно, у вас есть свой плейлист с расслабляющей музыкой. Вы включаете его, когда вам нужно успокоить свой разум. Музыка может заставить нас чувствовать себя чудесно и мирно. Она производит серотонин, чтобы снять стресс и физическую боль.

И это не случайно. Музыка оказывает огромное влияние на наш мозг, и расслабляющая музыка действительно помогает нам чувствовать себя лучше. Например, существует хорошо известная теория – хотя она еще не доказана эмпирически – о пользе, которую частота 528 Гц может принести нашему телу.

Она называется частотой сольфеджио, изначально используемой в григорианских песнопениях. Независимо от того, исцеляется она или нет, мы знаем, что музыка способна вносить изменения в наш разум и тело.

Давайте посмотрим на некоторые из этих положительных характеристик:

1. Снижает стресс

Если мы будем искать «расслабляющую музыку», мы получим тысячи результатов. Тем не менее, расслабляющая музыка действительно снимает стресс? Ответ – да. На самом деле, несколько лет назад ученые из Mindlab, которая специализируется на экспериментах с нейронаукой, пришли к интересному выводу.
Они сказали, что песня «Weightless» наиболее эффективна для успокоения сердечного ритма, дыхания и мозговой активности.

2. Звуки природы улучшают нашу концентрацию

Звук дождя, шум реки, неутомимый грохот океана на рифе, песня кита… Звуки природы оказывают определенное катарсическое действие на наше тело. Как будто мы возвращаемся туда, откуда пришли. Это фокусирует нас и одновременно освобождает нас.

3. Уменьшает восприятие боли человеком

Прослушивание расслабляющей музыки после операции улучшает выздоровление пациента. Также делает это критическое время немного более приятным и менее напряженным. Это замечательная находка, статья в «Психологии сегодня» объясняет, что расслабляющая музыка уменьшает чувство боли у человека, вырабатывает эндорфины и даже укрепляет нашу иммунную систему.

4. Помогает нам лучше спать по ночам

Мы ложимся в постель, выключаем свет и погружаемся в мирный, теплый, чудесный мир музыки. Прослушивание музыки в наушниках ночью помогает нам лучше спать.  Это помогает нам избавиться от наших забот и тех изнурительных мыслей, которые часто питают беспокойство.

5. Улучшает работу мозга

Наш мозг увлечен музыкой. Например, мы знаем, что игра на музыкальном инструменте с самого начала помогает нашему мозгу развиваться и даже улучшает математические показатели. Расслабляющая музыка почти как витамин для наших нейронов.

Это ставит нас в оптимальное психическое состояние для рассуждений и задач, связанных с нашими пространственно-временными способностями. В то же время улучшается связь между нашими двумя полушариями мозга, способствуя более быстрой связи между нейронами.

6. Ваше сердце также ценит расслабляющую музыку

Ранее мы говорили о преимуществах прослушивания расслабляющей музыки после операции. Одна из причин в том, что это хорошо для нашего сердца. Это снижает наше кровяное давление и частоту сердечных сокращений. Наше сердцебиение становится более регулярным и ритмичным, у нас меньше аритмий, и мы чувствуем себя спокойнее.

7. Больше серотонина и эндорфина

Два гормона, которые нам действительно нравятся, это эндорфины и серотонин. Они также действуют как нейромедиаторы. Хотя у каждого из нас есть свои музыкальные вкусы, и иногда мы находимся в настроении для более энергичных песен, мы не можем игнорировать преимущества, которые расслабляющая музыка имеет для мозга.

Мелодические гармонии, совершенные частоты и звуки природы вызывают выброс серотонина и эндорфина. Так что найдите время в своем дне, чтобы дать себе дозу музыкального счастья.

С тех пор как человек появился, есть музыка; но животные, атомы и звезды тоже создают музыку.
-Карлхайнц Штокхаузен-

8. Помогает нам питаться более внимательно

Это может вас удивить. Что такое простое занятие, как прослушивание расслабляющей музыки во время еды, может помочь нам питаться более осознанно, сбалансировано и полезно для здоровья. Это во многом связано с внимательностью. Это помогает нам есть медленнее и, следовательно, распознавать раньше, когда мы сыты. Мы вкушаем еду более интенсивно и наслаждаемся ощущениями от еды.

9. Поможет вам медитировать

Научиться медитировать нелегко, особенно если ваша жизнь безостановочно занята.  Иногда, когда мы пытаемся найти некоторое расслабление, медитируя, это не работает. Одна вещь, которая может помочь – расслабляющая музыка. Просто найдите тихое место, наденьте удобную одежду и наушники и отпустите себя…

10. Расслабляющая музыка для учебы

Расслабляющая музыка оптимизирует наши познавательные процессы.  Мы лучше концентрируем и обрабатываем информацию, а также сохраняем новую информацию быстрее и эффективнее. Как мы уже говорили, наш мозг любит сбалансированное, гармоничное музыкальное стимулирование. Есть на самом деле частоты, которые могут помочь нашему мозгу работать лучше.

Воспользуйтесь магией расслабляющей музыки в следующий раз, когда вы сдаете экзамен. Еще один интересный факт, который говорят нам специалисты по музыкальной психологии, заключается в том, что для того, чтобы увидеть преимущества, нужно всего лишь 10–15 минут слушать расслабляющую музыку каждый день в течение нескольких недель.

Вы почувствуете внутреннее спокойствие, лучше справитесь со стрессом и сосредоточитесь. Нужны еще причины, чтобы начать слушать расслабляющую музыку?

Подписывайтесь на канал путЁвые заметки, чтобы не пропустить новые интересные истории!

Больше статей для вас ▼

Частоты сольфеджио – что это такое и как их использовать

Простота: качество неординарных людей

Сила, создавшая ваше тело – единственная сила, которая может его исцелить

Источник

Как безграничен образный мир музыки!

В ней можно услышать пение птиц и шелест листвы,
шепот волн и порывы ветра, капли дождя и восход
солнца. (Назвать или озвучить фрагменты
произведений: Глинка «Жаво­ронок», Алябьев
«Соловей», Чайковский «Март» («Песня жаворонка»),
Шуберт «Липа», Лист «Гроза», Косенко «Дождик»,
Григ «Утро», Гайдн.Симфония «Утро».1 ч.- по выбору).

Музыка рассказывает о красоте родной земли и
позволяет совершать увлекательные путешествия в
дальние страны. Вспомним «Арагонскую хоту»
Глинки, «Венгерские рапсодии» Листа, «Песни
венецианского гондольера» Мендельсона, образы
Норвегии в халлингах Грига, образы Польши — в
мазурках и полонезах Шопена, кавказские ритмы в
музыке Хачатуряна.

В произведениях композиторов можно услышать
отголоски реальной повседневной жизни: шум
города, гудки паровоза, звуки заводских цехов
(Свиридов. Сюита «Время, вперед», Онеггер.
«Пасифик 231», Мосолов. «Завод»). Другие сочинения
помогают пере­нестись в далекое историческое
прошлое. Таковы: «Богатырская симфония»
Бородина, «Богатырские ворота» из цикла
«Картинки с выставки» Мусоргского, опера «Садко»
Римского-Корсакова, прелюдии Дебюсси
«Дельфийские танцовщицы» и «Затонувший собор».
Слушая классическую музыку, любители сказок и
фантастики встретят множество знакомых героев и
персонажей: Золушка из балета Прокофьева,
Щелкунчик из балета Чайковского, Храбрый витязь
Руслан и карлик Черномор из оперы Глинки, гномы и
кобольды из пьес Грига, Баба-Яга в произведениях
Мусоргского и Лядова, Дед Мороз в пьесе Шумана и
опере Римского-Корсакова «Снегурочка»,
Шехеразада – в музыке Шумана, Равеля и
Римского-Корсакова.

Мечты и грезы, надежды и стремления, радость и
отчаяние человека находят выражение в
музыкальных звуках.

А может ли музыка быть веселой? Передавать
шутку, юмор, иронию? Дарить нам улыбку и смех?
Конечно, да! Хотя до сих пор некоторые люди
думают, что классическая музыка – это что-то
скучное, грустное, слишком серьезное и
непонятное. Уверяю вас, что это совсем не так! И
сегодня нас ждет экскурсия в мир музыкального
смеха.

Оглянитесь вокруг. Мы видим портреты мастеров
комедийного жанра в литературе раз­личных эпох и
национальных культур. Создатель древнегреческой
комедии – Аристофан (VI–V вв. до н.э.), У.Шекспир,
Лопе де Вега, Мольер (XVI–XVII век), Бомарше, Гоцци,
Шеридан, Фонвизин – XVIII в., Грибоедов, Гоголь,
Островский, О.Уайльд, Б. Шоу – XIX век.
А сколько улыбок дарит нам изобразительное
искусство в портретах и рисунках, иллюстрациях,
шаржах, карикатурах (репродукции и альбомы).

Можно ли представить, что композиторы стояли в
стороне от образов веселья и хорошего
настроения? Ведь даже на портретах многие
композиторы смотрят на нас с улыбкой (Вивальди,
Бах, Глюк, Гайдн… Равель, Стравинский, Прокофьев,
Бриттен).

Целая группа музыкальных произведений уже
своими названиями располагает нас к улыбке:
«Шутка» Баха и «Музыкальная шутка» Моцарта,
«Сарказмы» Прокофьева, «Озорные частушки»
Щедрина, «Прибаутки, «Кошачьи колыбельные песни»
и «Цирко­вая полька для молодого слона»
Стравинского, «Юморески» Шумана, Грига, Дворжака,
Рахманинова, Щедрина и многих других.

Итак, решено. Мы стараемся постичь условности
различных жанров и стилей, особенности их
средств выразительности. Вместе с поэтом В.
Хлебниковым мы совершаем «Заклятие смехом» и под
звуки «Попутной песни» М.И.Глинки отправляемся
путешествовать в Мир Музыкального Юмора!

О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи!
Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно.
О, засмейтесь усмеяльно!
О, рассмешищь надсмеяльных – смех усмейных
смехачей!
О, смейся рассмеяльно, смех надсмейньгх смеячей!
Смейево, смейево.
Усмей, осмей, смешики, смешики,
Смеюнчики, смеюнчики.
О, рассмейтесь, смехачи!
О, засмейтесь, смехачи! (В.Хлебников)

Дым столбом, кипит, дымится пароход.
Пестрота, разгул, волненье, ожиданье,
нетерпенье…
Веселится и ликует весь народ,
И быстрее, шибче воли поезд мчится в чистом поле. (Н.
Кукольник)

Музыкальная фонограмма. Работа со шкалой
времени и географической картой.

Фантастически быстро переместившись во
времени и пространстве, мы выходим на первой
остановке. Слышна итальянская речь… Судя по
прическам и костюмам – мы в XVII веке. Это не Рим, не
Венеция, не Флоренция. Это город Болонья. Город, в
котором жил и работал монах, органист, теоретик,
композитор Адриано Банкьери (1567 – 1634). Видимо это
был очень энергичный и веселый человек. В
свободное от игры на органе в церкви время, в
перерывах между написанием учебников и
трактатов он сочинял мадригальные комедии. В
этих комедиях он был автором и литературного
текста, и музыки. Среди них: «Старческое
сумасбродство» (1698), «Музыкальная смесь» (1603),
«Юношеское благоразу­мие» (1607). «Представление
на Масленицу» (1608).

В «Представлении на Масленицу» 20 музыкальных
номеров, исполняемых вокальным ансамблем с
инструментальным сопровождением. Это веселый
карнавал, где встречаются персонажи комедии
дель-арте, различные маски, звучат шутовские
песенки, забавные скороговорки.

В № 10 тётушка Бернардина решила посплетничать,
рассказать свои последние новости «по секрету –
всему свету». В № 17 звучит «Ослиная перекличка».
№ 19 – «Шутовская песенка». Самым смешным и
оригинальным в этой комедии можно считать
мадригал № 12. Он называется «Контрапункт
животных разуму».

А знаете ли вы, что такое мадригал? Это светская
песня эпохи Возрождения, XIV– XVII вв. Её исполнял
ансамбль из 2, 3, иногда 5 голосов. Текст звучал на
родном языке,в отличие от церковных
произведений, для которых была характерна
латынь.

В мадригале № 12 5 исполнителей. Четырех из них
мы легко узнаем во время слушания. Каждый из них
будет петь на своем языке, но мы легко их поймем. А
пятый пытается продемонстрировать свою мнимую
ученость. Он важно поет хоральную мелодию,
исполь­зуя латинский текст, в котором, увы, нет
смысла. (Фонограмма).

Итак, мы верно определили большинство
участников ансамбля. Это кот, пёс, кукушка и сова.
А пятый, считающий себя самым ученым, участник
беседы – осёл. Исполнители забавно подражали
голосам животных и птиц. А осёл повеселил публику
игрой в образованность. Маски животных,
характерные для жанра басни, создают здесь
аллегорию и позволяют сделать какие-то выводы.
Как, например, в стихотворении Г.Р. Державина
«Вельможа»:

Осёл останется ослом,
Хотя осыпь его звездами:
Где должно действовать умом,
Он только хлопает ушами.
О! тщетно счастия рука,
Против естественного чина,
Безумца рядит в господина
Или в шумиху дурака.

Так итальянская музыка XVII века и русская
литература XVIII века неожиданно приводят нас к
мысли, что от смешного до серьезного – один шаг.

А мы снова отправляемся в путь и через короткий
промежуток времени попадаем в Германию первой
половины XVIII века. Здесь, в городе Лейпциге живет
очень трудолюби­вый, очень энергичный, очень
веселый органист, клавесинист, дирижер, педагог
по фамилии Ручей. Правда, Ручей – это в переводе
на русский язык. А вообще-то его все знают по
фамилии Бах.

Как?! – воскликнете вы. Бах – известный
композитор, который писал медленные ученые фуги.
Да. Но при этом он написал около 20 сюит, в которых
чередуются различ­ные танцы! А «Шутка» из его
оркестровой сюиты по сей день никого не
оставляет равнодушным и дарит нам улыбку. Такую
же добрую, как у И.С. Баха на этом портре­те. (Фонограмма).

В семье И.С.Баха росли сыновья и дочери. К нему в
дом приходили талантливые ученики. Он любил
общаться с молодежью и знал их интересы. В
Лейпциге Бах создал множество кантат
(вокально-инструментальных произведений, где
чередовались арии, речитативы, ансамбли и хоры).
Это были произведения на религиозные и светские
тексты. Среди последней группы мягким юмором,
живостью характеров, чертами театральности
выделяется «Кофейная кантата». Она написана для
трех солистов (сопрано, тенор, бас) и
струнного оркестра с флейтой. В кантате 10
номеров. Слушая их, мы становимся свидете­лями
забавной семейно-бытовой сценки: ворчливый
папаша Шлендриан переживает из-за непослушания
дочери Лизхен, которой он запрещает пить кофе. А
она так любит этот на­питок, что посвящает ему
целую арию. Лизхен придумывает благополучное
решение этой «проблемы» и завершает кантату
дружный веселый ансамбль.

А мы послушаем арию Лизхен «Ах, как вкусен
сладкий кофе». Она звучит в движении менуэта –
танца, популярного в XVIII веке. Серебристое
звучание сопрано перекликается с мелодией
флейты. Возгласы «Кофе, кофе!» повторяются много
раз, вызывая улыбку слушателей. (Фонограмма)

Оставим Лизхен лакомиться её любимым напитком
и направимся дальше. Посмотрим на шкалу времени,
географическую карту м рисунки с видами города.
Мы – в Вене послед­них десятилетий XVIII века. В
этот период здесь жили и работали многие
известные компози­торы: Глюк, Гайдн, Моцарт,
Сальери (показ портретов).

Творчество В.А.Моцарта поражает
многоплановостью, мастерством передачи
различ­ных образов и характеров, контрастами и
сопоставлениями лирического, комического,
драматического и философского в произведениях
разных жанров. Ведь и в характере самого
композитора сочетались общая жизнерадостность,
общительность, дружелюбие с обост­ренным
чувством собственного достоинства,
эмоциональной ранимостью, резким неприя­тием
чужой тупости и ограниченности.

В 1787 году Моцарт написал оригинальный камерный
ансамбль для струнного квартета и двух валторн и
назвал его «Музыкальная шутка». В каждой из
четырех частей этого цикла встречаются забавные
эпизоды с пародированием творческой безликости
само­уверенного композитора – дилетанта и игры
неумелых исполнителей.

Вторая часть – менуэт – открывается
монументальными аккордами в пунктирном ритме.
Утрированная важность и торжественность музыки
вызывает улыбку. Вспоминаются ко­мические
рассуждения учителя танцев из пьесы Мольера
«Мещанин во дворянстве»: «Все людские невзгоды,
все злоключения, коими полна история, оплошности
государст­венных деятелей, ошибки великих
полководцев – все это проистекает единственно
от неумения танцевать.

Когда человек поступает не так, как должно, будь
то просто отец семейства, или же государственный
деятель, или же военачальник, про него
обыкновенно говорят, что он сделал неверный шаг,
не правда ли?

А чем еще может быть вызван неверный шаг, как не
умением танцевать?».

Серьезность, невозмутимость, основательность,
рассудительность, нарочитая важность заключены
в первой теме менуэта.

Разгар веселья наступает в середине
экспозиции, когда после энергичных триольных
мотивов струнных дуэт валторн с непревзойденной
фальшью исполняет тему в характере незатейливой
веселой песенки. Музыкантам никак не удается
попасть на нужные ноты, возникают абсолютно
непредсказуемые созвучия, но исполнители с
невозмутимой серьезностью старательно
продолжают играть дальше по принципу «кто в лес,
кто по дрова». (Фонограмма)

В этом же городе Вене в 1790-х годах жил молодой
музыкант Людвиг Ван Бетховен. Сейчас мы его знаем
как автора множества новаторских произведений, в
творчестве которого получили яркое воплощение
драматические, героические и философские образы.
9 симфоний, 11 увертюр, 32 сонаты для фортепиано, 16
квартетов, инструментальные концерты отражают
глубокие раздумья о жизни, борьбе человека с
судьбой.

Однако веселые страницы тоже встречаются в его
музыке. Одно из таких сочинений создано во второй
половине 1790-х годов. Это фортепианное
рондо-каприччио Соль мажор. «Ярость из-за
потерянного гроша, излившаяся в Каприччио» –
таково полное название этого опуса, являющегося
его краткой программой. В статье, посвященной
рондо-каприччио, немецкий композитор и
музыкальный критик Р.Шуман дал следующую
характеристику Бетховену: «Когда ему было весело
(…) он смеялся, как лев. И наносил удары направо и
налево, ибо он во всем был неукротим».

Современные музыковеды сравнивают это рондо с
развернутым комическим рассказом-сценкой, где
музыка передает различные контрастные эпизоды и
ситуации: начальная безмятежность, затем
обнаружение пропажи, чередования надежды и
волнения. Далее следуют бестолковые поиски с
блужданием по тональностям и нарушениями в
композиции, создающими хаос. Наконец, бешеная
ярость от безрезультатного поиска.
Дополнительный комический эффект создает
контраст понятий «ярость» и «грош». Это гнев по
самому ничтожному поводу. Вспомним выражения
«буря в стакане воды», «дело не стоит выеденного
яйца», «много шума из ничего» и подобные им. (Фонограмма)

Слушая рондо-каприччио, мы наблюдаем, как его
герой в приступе гнева, под влиянием
неконтролируемых эмоций теряет облик разумного
уравновешенного человека. От звуков начальной
веселой и беззаботной темы в духе польки музыка
переходит к бурным пассажам. Трелям и арпеджио в
низком регистре, напоминающим возмущенное
рычание. И хотя это лишь музыкальная шутка, она
приводит к выводу о необходимости сохранять
человеческий облик в любой ситуации. «Учитесь
властвовать собой».

Наше путешествие завершается.

Сегодня музыка позволила нам побывать в разных
городах и странах. Вспомнить известных
композиторов, послушать произведения разных
жанров. В воображаемом Музее Музыкального Юмора
мы познакомились лишь с некоторыми экспонатами,
характерными для искусства XVII–XVIII веков. Но
хочется верить, что эта экскурсия была
интересной, увлекательной и полезной. И нам снова
захочется обратиться к творчеству
композиторов-классиков в поисках произведений,
несущих радость, улыбку и хорошее настроение. До
новых встреч в мире музыки!

Источник