Перевод земель для добычи полезных ископаемых
Полное описание
Если собственник (арендатор) желает использовать земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения для добычи полезных ископаемых, необходимо перевести земельный участок в составе таких земель в земли промышленности.
Для этого заинтересованному лицу необходимо обратиться в соответствующий орган государственной власти или местного самоуправления с ходатайством.
Согласно ст. 8 Земельного Кодекса РФ «Перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении:
– земель, находящихся в федеральной собственности, – Правительством Российской Федерации;
– земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
– земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
– земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления».
Порядок перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории регулируется ФЗ « О переводе земель Федеральный закон от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Для перевода земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности необходимо подать ходатайство о переводе земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности с приложением:
– выписка из государственного кадастра недвижимости относительно сведений о земельном участке, перевод которого из состава земель сельскохозяйственного назначения в земли другой категории предполагается осуществить (выдается территориальным отделом федерального государственного учреждения «Земельная кадастровая палата»);
– копии документов, удостоверяющих личность заявителя – физического лица, либо выписка из единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц ;
– выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на земельный участок (предоставляется по запросу заявителя территориальными отделами Главного управления Федеральной регистрационной службы);
– согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую (если участок находится не в частной собственности);
– утвержденный в установленном порядке проект рекультивации сельскохозяйственных земель (выполняется проектными организациями, в составе рабочих проектов на разработку полезных ископаемых, либо в рабочих проектах строительства линейных объектов);
– заключение департамента агропромышленного комплекса;
– копия лицензии на пользование недрами;
– заключение органа исполнительной власти, осуществляющего функции в области охраны объектов культурного наследия с целью установления отсутствия объектов историко-культурного наследия на территории земельного участка, перевод которого планируется осуществить.
Также необходимо проверить, не противоречит ли планируемое использование земельного участка (добыча полезных ископаемых) документам территориального планирования того поселения (населенного пункта), где расположен земельный участок.
Для этого необходимо подать соответствующий запрос в органы местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Если будет установлено, что планируемое использование не соответствует документам территориального планирования – в удовлетворении ходатайства о переводе будет отказано.
Порядок рассмотрения ходатайства и принятия решения един независимо от категории земель и установлен в ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
1. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных:
1) с консервацией земель;
2) с созданием особо охраняемых природных территорий или с отнесением земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения;
(п. 2 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3) с установлением или изменением черты населенных пунктов;
(в ред. Федерального закона от 18.12.2006 N 232-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
4) с размещением промышленных объектов на землях, кадастровая стоимость которых не превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), а также на других землях и с иными несельскохозяйственными нуждами при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов, за исключением размещения на землях, указанных в части 2 настоящей статьи;
(п. 4 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
КонсультантПлюс: примечание.
О государственном регулировании обеспечения воспроизводства плодородия земель сельскохозяйственного назначения, см. Федеральный закон от 16.07.1998 N 101-ФЗ.
5) с включением непригодных для осуществления сельскохозяйственного производства земель в состав земель лесного фонда, земель водного фонда или земель запаса;
6) со строительством дорог, линий электропередачи, линий связи (в том числе линейно-кабельных сооружений), нефтепроводов, газопроводов и иных трубопроводов, железнодорожных линий и других подобных сооружений (далее – линейные объекты) при наличии утвержденного в установленном порядке проекта рекультивации части сельскохозяйственных угодий, предоставляемой на период осуществления строительства линейных объектов;
(п. 6 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
7) с выполнением международных обязательств Российской Федерации, обеспечением обороны страны и безопасности государства при отсутствии иных вариантов размещения соответствующих объектов;
(п. 7 в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
8) с добычей полезных ископаемых при наличии утвержденного проекта рекультивации земель;
(п. 8 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
9) с размещением объектов социального, коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, образования при отсутствии иных вариантов размещения этих объектов.
(п. 9 введен Федеральным законом от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
2. Перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения, кадастровая стоимость которых на пятьдесят и более процентов превышает средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу), и особо ценных продуктивных сельскохозяйственных угодий, указанных в пункте 4 статьи 79 Земельного кодекса Российской Федерации, в другую категорию не допускается, за исключением случаев, установленных пунктами 3, 6, 7 и 8 части 1 настоящей статьи.
(часть вторая в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 111-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Открыть полный текст документа
Промышленные земли – это территории, предназначенные для строительства объектов для целей производства, добычи полезных ископаемых или обслуживания жилых домов. Использовать участки, находящиеся в сельскохозяйственном фонде для перечисленных нужд нельзя. В связи с этим осуществляется перевод земли из сельскохозяйственного назначения в промышленную.
Как правило, земли промышленного назначения образуются на основе участков, созданных ранее, на которых некогда действовали производственные объекты. Еще один способ образования – изменения категории земли.
Зачем переводить сельскохозяйственные земли в промышленные
Чтобы использовать сельскохозяйственные участки по назначению требуются серьезные финансовые вложения. Такие земли, как правило, располагаются за пределами населенных пунктов и не оснащены коммуникациями.
Между тем, для обслуживания промышленных объектов требуется транспортная развязка и другие ресурсы. Все это сложно реализуемо на сельскохозяйственных землях, поэтому требуется перевод.
Плюс таких участков в том, что, благодаря удаленности от населенного пункта, доступно расширение территории промышленного комплекса, если это потребуется. Когда территория под производство находится в черте города или поселка, любое расширение вызывает затруднение. Чаще всего приходится арендовать земельный участок в другом месте, что не выгодно, так как возрастают расходы на транспорт и иные издержки.
Когда разрешается перевод земель сельхозназначения в другую категорию
Основная сложность в том, что не всегда разрешается переводить сельскохозяйственные земли в другую категорию. Это допустимо в следующих случаях:
- Консервация и создание особо охраняемой территории, а также изменение вида разрешенного использования участка на рекреационный, природоохранный и т.д.
- Корректировка или установление черты населенного пункта.
- Размещение промышленных объектов, кадастровая стоимость которых превышает среднюю по рынку.
- Выполнение международных обязательств.
- Добыча полезных ископаемых.
- Размещение объектов коммунального, бытового или социального назначения, а также для целей образования и здравоохранения.
- Строительство линий электропередач, дорог, железнодорожных путей и различных трубопроводов.
В соответствии со ст. 79 ЗК РФ, нельзя перевести сельскохозяйственные земли в другую категорию, если кадастровая стоимость будущего участка превысит среднюю по району более чем на 50 %. Также запрещается перевод особо ценных и продуктивных земель.
Как перевести земли сельхозназначения в земли промышленности
Изменение категории земли – длительная процедура. Если причина перевода земли в промышленную уважительная, то необходимо составить заявление, подготовить документы и передать пакет в муниципалитет или иной орган, в компетенции которого находится земля.
При этом компетенция по переводу земель распределяется следующим образом:
1) перевод земель, находящихся в федеральной собственности, осуществляется Правительством Российской Федерации;
2) земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
3) земель, находящихся в муниципальной собственности, за исключением земель сельскохозяйственного назначения, – органами местного самоуправления;
4) земель, находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения – органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (Правительство Ульяновской области);
земель иного целевого назначения – органами местного самоуправления.
В обязательном порядке к пакету документов прикладывается обоснование изменения категории земель, проект рекультивации, предусматривающий комплекс мероприятий, который необходим для восстановления окружающей среды в результате ведения планируемого вида деятельности. Проект рекультивации требуется в случаях, если перевод земель связан со строительством линейных объектов, а также добычей полезных ископаемых. Помимо этого, прикладывается заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами.
После рассмотрения проекта рекультивации и иных документов будет вынесено решение о переводе. Если оно положительное, то оформляется постановление, в соответствии с которым осуществляется перевод категории земли. решение о переводе земельного участка из одной категории в другую в порядке межведомственного взаимодействия направляется в Управление Росреестра для внесения сведений в ЕГРН.
В результате на руках у заявителя остается акт о переводе, выписка из ЕГРН и договор аренды земельного участка. Последний документ выдается в том случае, когда земля передана в пользование на правах аренды.
Документы для перевода земли в промышленную
Если земельный участок соответствует всем требованиям для перевода, то необходимо подготовить следующие документы:
- Ходатайство, в котором указываются:
1) кадастровый номер земельного участка;
2) категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить;
3) обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую;
4) права на земельный участок. копии документов, удостоверяющих личность заявителя (для заявителей – физических лиц);
- выписка из единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (для заявителей – индивидуальных предпринимателей) или выписка из единого государственного реестра юридических лиц (для заявителей – юридических лиц);
- выписка из Единого государственного реестра недвижимости на земельный участок, перевод которого из состава земель одной категории в другую предполагается осуществить;
- заключение государственной экологической экспертизы в случае, если ее проведение предусмотрено федеральными законами;
- согласие правообладателя земельного участка на перевод земельного участка из состава земель одной категории в другую, за исключением случая, если правообладателем земельного участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого земельного участка;
- проект рекультивации земель в случаях, установленных законом.
Все документы могут быть переданы лично, через представителя или посредством направления заказного письма с описью вложений и уведомлением о вручении. Когда от лица заявителя действует его представитель, необходимо предоставить также доверенность, заверенную нотариально.
Если в результате рассмотрения администрацией будет вынесено положительное решение, то следующий этап процедуры – прохождение экспертиз, получение согласия разнообразных инстанций, защита созданного проекта и внесение изменений в Единый реестр прав.
Еще на этапе сбора документов и подготовки заявления об изменении категории земли может потребоваться помощь юриста. Лучше заблаговременно обратиться к специалисту, чтобы предотвратить возникновение ошибок и нарушений норм законодательства.
Правовой режим земель промышленности
Режим использования промышленной земли устанавливается с учетом развития отрасли. В общем понимании промышленные участки предназначены для размещения производственных объектов.
В земельном законодательстве существует следующее определение земель промышленности. Эти территории предназначены для обеспечения деятельности предприятий и эксплуатации объектов производства. В состав таких земель могут включаться охранные территории и санитарно-защитные зоны с особым использованием.
Важным элементом использования участком промназначения является необходимость соблюдения санитарных норм и правил. Так, например, по периметру участка следует высаживать деревья. Таким образом соблюдаются нормы, установленные в отношении допустимого загрязнения территории.
Перевод участков из земель сельскохозяйственного назначения в земли иных категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.2004 №172-ФЗ.
Для осуществления перевода земель или земельных участков подается ходатайство о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства.
Пункт 2 статьи 2 №172-ФЗ устанавливает, что содержание ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состав прилагаемых к нему документов устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ в отношении земель сельскохозназначения, за исключением земель, находящихся в собственности РФ.
В Оренбургской области такие процедуры проводит Министерство природных ресурсов, экологии и имущественных отношений.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 01.04.2009 г. №132-п определены требования к содержанию ходатайства о переводе земель из одной категории в другую и состава прилагаемых к нему документов в отношении земель сельскохозназначения. Необходимо предоставить:
1. Документы, удостоверяющие личность заявителя: паспорт гражданина РФ – для физических лиц; выписка из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей – для индивидуальных предпринимателей; выписка из Единого государственного реестра юридических лиц – для юридических лиц, исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований Оренбургской области.
2.Согласие заявителя на передачу и обработку его персональных данных;
3.Выписка из ЕГРН на земельный участок, выданная не более чем за шесть месяцев до подачи заявителем ходатайства о переводе.
4.Согласие правообладателя такого участка на перевод, заверенное надлежащим образом, за исключением случая, если правообладателем участка является лицо, с которым заключено соглашение об установлении сервитута в отношении такого участка.
5.Заключение органа местного самоуправления, уполномоченного на обеспечение градостроительной деятельности, соответствующего МО Оренбургской области о соответствии испрашиваемого целевого назначения участка утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории с приложением к указанному заключению фрагментов карт документов территориального планирования с нанесенными границами земельного участка в соответствии с выпиской из ЕГРН.
6.Заключение государственной экологической экспертизы, в случае если ее проведение предусмотрено законодательством РФ.
7.Акт органа местного самоуправления, уполномоченного на распоряжение земельными ресурсами, соответствующего МО Оренбургской области о создании особо охраняемой территории и объектов, либо о создании особо охраняемых природных территорий или отнесении земель к землям природоохранного, историко-культурного, рекреационного и иного особо ценного назначения (в случае перевода на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 №172-ФЗ.
8.Утвержденный проект рекультивации земель (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых для добычи полезных ископаемых, лицензия на право пользования недрами, горноотводный акт, документы, содержащие сведения о местоположении земельных участков относительно границ предоставленного горного отвода (в случае перевода на основании п. 8 ч. 1 ст. 7 Закона).
9.Утвержденный проект рекультивации части сельскохозяйственных угодий (либо соответствующий раздел проектной документации), предоставляемых на период осуществления строительства линейных объектов (в случае перевода на основании п. 6 ч. 1 ст. 7 Закона).
10.Заключение органа местного самоуправления об отсутствии иных вариантов размещения объектов (в случае перевода на основании пунктов 4, 7, 9 ч. 1 ст. 7 Закона).
11. Обоснование площади земельного участка, согласованное с органом местного самоуправления, за исключением перевода земельного участка на основании п.8 ч. 1 ст. 7 Закона.
12. Правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на объект недвижимости в случае наличия на земельном участке зданий, строений, сооружений, объектов незавершенного строительства, при отсутствии в ЕГРН сведений о зарегистрированных правах на соответствующие объекты недвижимости.
13. Согласие правообладателя объекта недвижимости на перевод в случае наличия на земельном участке зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства.
14. Решение о консервации земель (в случае перевода на основании п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона).
По результатам направленного ходатайства, Министерством природных ресурсов изучаются все приложенные документы и в течение 60 дней готовится соответствующее Распоряжение.
После получения такого Распоряжения правообладателю земельного участка необходимо обратиться с заявления в Росреестр.