Папка передвижка как воспитывать полезные привычки

Папка передвижка как воспитывать полезные привычки thumbnail

Здоровая семья – здоровый ребенок

Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные. Первые впечатления у ребенка, связанные с выполнением определенного действия, черпаются из домашнего бытия. Ребенок видит, воспринимает, старается подражать,  и это действо у него закрепляется независимо от его неокрепшей воли. Выработанные годами в семье привычки, традиции, образ жизни, отношение к своему здоровью переносятся во взрослую жизнь. Поэтому необходимо с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять здоровье, чтобы личным примером демонстрировать здоровый образ жизни.

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми и счастливыми, но не задумывается о том, как сделать, чтобы их дети жили в ладу с собой, с окружающим миром, с людьми. Секрет этой гармонии прост – здоровый образ жизни:

  • Поддержание физического здоровья
  • Отсутствие вредных привычек
  • Правильное питание
  • Радостное ощущение своего существования в этом мире

Ничто не может с такой силой повлиять на поведение ребенка как наглядный родительский пример.

Недаром говорят: «Ребенок учится тому, что видит у себя в дому»

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗДОРОВЬЕ.

  • Где здоровье, там и красота.
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит.
  • Если хочешь быть здоров – закаляйся.
  • Чистота – залог здоровья.
  • Тот здоровья не знает, кто болен не бывает.
  • Кто встал до дня, тот днем здоров.
  • Беспричинная усталость – предвестник болезни.
  • Здоровья за деньги не купишь.
  • Дал бы бог здоровья, а счастье найдем.
  • Двигайся больше – проживешь дольше
  • От лежанья да сиденья хвори прибавляются.
  • Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет.
  • Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест.
  • Деньги потерял – ничего не потерял, время потерял –  многое потерял, здоровье потерял – все потерял.

«Что нужно  делать  для того, чтобы ваш ребенок был здоров?»

  1. Постоянно следить за состоянием своего  здоровья и здоровья своих детей.
  2. Обеспечивать полноценное и рациональное питание семьи.
  3. Соблюдать режим дня, в выходные дни создавать условия для прогулок.
  4. Обеспечивать здоровую, гигиеническую обстановку (регулярно проветривать помещение, делать влажную уборку, следить за достаточным освещением).
  5. Обучать ребенка уходу за своим телом: дважды в день чистить зубы, полоскать рот после приема пищи, ежедневно принимать душ, менять постельное белье.
  6. Активно заниматься физкультурой и спортом.
  7. Не иметь вредных привычек, а при их наличии избавляться, так как они пагубно влияют на детский организм.
  8. У курящих родителей дети гораздо чаще болеют бронхолегочными заболеваниями.
  9. Создавать благоприятную психологическую атмосферу в семье. В счастливых семьях заболеваемость даже в периоды эпидемий в несколько раз ниже.
  10. Осуществлять активное взаимодействие с детским садом по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Как здоровье сохранить?

Чтоб здоровье сохранить,

Организм свой укрепить,
Знает вся моя семья —
Должен быть режим у дня.
Следует, ребята, знать —
Нужно всем подольше спать.
Ну а утром не лениться —
На зарядку становиться!
Чистить зубы, умываться
И почаще улыбаться,
Закаляться, и тогда
Не страшна тебе хандра.
У здоровья есть враги,
С ними дружбы не води!
Среди них тихоня лень,
С ней борись ты каждый день.
Чтобы ни один микроб
Не попал случайно в рот,
Руки мыть перед едой
Нужно мылом и водой.
Кушать овощи и фрукты,
Рыбу, молокопродукты –
Вот полезная еда,
Витаминами полна!
На прогулку выходи,
Свежим воздухом дыши.
Только помни при уходе:
Одеваться по погоде!
Ну, а если уж случилось:
Разболеться получилось,
Знай, к врачу тебе пора.
Он поможет нам всегда!
Вот те добрые советы,
В них и спрятаны секреты,
Как здоровье сохранить.
Научись его ценить!

Стихотворение «Лыжники» (Лев Квитко)

Вьюга, 
Вьюга, 
Вьюга, 
Вьюга. 
Не видать 
Совсем друг друга, 
Мерзнут щеки 
На бегу, 
Перегоним 
Мы пургу! 
Все быстрей 
Мелькают лыжи, 
Цель все ближе, 
Ближе, 
Ближе, 
Через ельник, 
Сквозь кусты, 
С перевала, 
С высоты. 
Нет для лыжников 
Помех. 
Кто домчится 
Раньше всех? 
По дороге 
Белой 
Смело, 
Смело, 
Смело 
Мы несемся 
Вперед. 
Пусть опасен 
Поворот, 
Пусть тропинки 
Узки, 
Очень круты 
Спуски, 
Тяжелы 
Подъемы, – 
Скорость 
Не сдаем мы! 
Ввысь и вниз 
Вихрем мчись! 
Ель, сосна, 
Посторонись! 
Пусть свирепствует 
Мороз – 
Состоится 
Лыжный кросс!

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПО ФОРМИРОВАНИЮ  ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У СВОИХ ДЕТЕЙ.

1.Новый день начинайте с улыбки и с утренней разминки.

2. Соблюдайте режим дня.

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребёнка, он – ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Обнимать ребёнка следует не менее четырёх раз в день, а лучше – 8 раз.

6. Положительное отношение к себе – основа психологического выживания.

7. Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

8. Личный пример по здоровому образу жизни – лучше всякой морали.

9. Используйте естественные факторы закаливания – солнце, воздух и воду.

10. Помните: простая пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

11. Лучший вид отдыха – прогулка с семьёй на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребёнка – совместная игра с родителями.

Источник

ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Навык – автоматизированный компонент сознательного действия, возникающий в результате многократного повторения. Другими словами, навык не сразу становится автоматизированным, а складывается в результате многократных повторов.

Какие навыки и привычки следует воспитывать в первую очередь

Выделяют три основные категории: гигиенические навыки (приём пищи, умывание и мытьё рук, пользование горшком и т.п.); навыки культуры поведения (формирование положительного отношения к окружающим взрослым и детям); навыки элементарного самообслуживания (посильная самостоятельность).

Формирование культурно-гигиенических навыков.

Культурно-гигиенические навыки – важная составная часть культуры поведения. Необходимость опрятности, содержания в чистоте лица, рук, тела, одежды, обуви продиктованная не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений.

Педагоги и родители должны постоянно помнить, что привитые в детстве навыки, в том числе культурно-гигиенические, приносят человеку огромную пользу в течение всей его последующей жизни.

С дошкольного возраста дети должны усвоить определённые привычки: нельзя класть локти на стол во время еды, есть надо с закрытым ртом, тщательно пережёвывая пищу.

Для ребёнка, приученного к личной гигиене с раннего возраста, гигиенические процедуры – потребность, привычка. Обучение гигиеническим навыкам начинается со знакомства с предметами личной гигиены: полотенце для лица и рук, полотенце для тела, полотенце для ног, банная простынка, небольшая расчёска с тупыми зубчиками, стаканчик для полоскания рта, зубная щётка, носовые платки, щёточка для мытья ногтей, мочалка для тела.

Гигиеническое воспитание  направлено на приобщение ребенка к следующим гигиеническим навыкам:

  • мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;
  • умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;
  • принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;
  • мыться с мылом и мочалкой (через два дня на третий);
  • подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;
  • полоскать рот после приема пищи (с двух лет);
  • пользоваться зубной щеткой (с двух лет);
  • пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);
  • пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);
  • ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);
  • не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства);
  • мыть ноги перед сном.

Любую гигиеническую процедуру с маленьким ребенком следует проводить аккуратно, осторожно, чтобы не испугать его, не вызвать неприятных ощущений. И даже тогда, когда ваш малыш научится самостоятельно выполнять ту или иную процедуру, не оставляйте его без присмотра.

Приступая к гигиенической процедуре, заранее продумайте все действия, расположите необходимые предметы так, чтобы ими свободно можно было пользоваться, не тратя время на их поиски, не отвлекаясь. Например, готовясь к купанию, продумайте, где поставить кувшин, куда положить мыло, на какой крючок повесить полотенце. Проверьте температуру воды, уберите все лишние предметы из ванной комнаты.

Для проведения гигиенических процедур с ребенком создайте все необходимые условия:

  • разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;
  • подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;
  • прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;
  • положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке.

Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.).

Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

Источник

Хорошие привычки имеют большое значение для воспитания здорового ребенка.

Уверенность

Родители должны с самого раннего возраста сформировать чувство уверенности у детей. Это важно, так как многие недостатки в характере возникают из-за низкой самооценки. В то же время, дети должны научиться ценить чувства других и никогда не вредить чьей-либо самооценке.

Независимость

Взрослая жизнь бывает сложной и преподносит разные сюрпризы, если Вы не научите своих детей элементарным навыкам, таким как: приготовление пищи, стирка, уборка, пунктуальность, самостоятельность, то Вы сделаете так, что дети во всём будут полагаться только на Вас. Начните с возложения на них небольших задач и вознаграждайте за ответственное их выполнение.

Обучение детей перечисленным хорошим привычкам будет гарантировать, то что Ваши дети вырастут дисциплинированными, любящими и заботливыми. Они не только войдут в этот мир сильными людьми, но и с большой долей вероятности добьются успеха в жизни.

Мои полезные привычки

hello_html_m40c715f4.pnghello_html_m3d73f5e5.jpg

Автор-составитель: Ятленко Анна

hello_html_2bd3e77e.jpgВоспитание положительных навыков и привычек у детей

Здоровый образ жизни

Ребенок должен знать о пользе овощей и других питательных продуктов. Ему необходимо понимать, что ежедневные игры на свежем воздухе очень важны для здоровья. Кроме этого, Ваши дети должны знать о вреде таких привычек, как курение, употребление алкоголя или наркотиков. Объясните им, что эти привычки не дают ничего хорошего, вредят не только им, но и их родным и близким.

Уважительное отношение

Ни для кого не секрет, что дети рождаются невинными и, впитывают информацию как губка. Они являются действительно хорошими наблюдателями и воспринимают образцы поведения, просто наблюдая за окружающими. Их следует научить уважению не только к старшим, но и к своим сверстникам. Ребенок должен быть вежливым и почтительным во время разговора с другими. Лучший способ привить эту привычку у Вашего ребенка это самому вести себя так же. Ваша обязанность как хорошего родителя – собственным поведением подать правильный пример своему ребенку.

hello_html_215b9526.jpgРебёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным – пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом. 

Управляемое поведение

Очень часто, мы видим, как дети ведут себя агрессивно, если вдруг Вы заметили признаки такого поведения у своего ребенка, то настало время выработать у него привычку контролировать свой гнев и вести себя спокойно. Кроме того, как родитель, Вы должны беспокоиться о безопасности Вашего ребенка и в свою очередь защитить его агрессии и издевательств со стороны других детей.

Личная гигиена

Кроме перечисленных привычек, поддержание элементарной гигиены тоже влияет на формирование личности ребенка. Следует научить его чистить зубы перед сном, закрывать рот во время чихания или кашля, мыть руки до и после еды, а также после посещения ванной комнаты.

Честность

Научите своих детей всегда говорить правду. Они должны научиться признавать свою вину, неважно сделали они это умышленно или случайно. Ребенку следует научиться извиняться вместо того, чтобы плакать или убегать.

Источник

Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам

Папка-передвижка "Как научить ребенка кататься на велосипеде"

Папка-передвижка “Как научить ребенка кататься на велосипеде”

Папка-передвижка “Как научить ребенка кататься на велосипеде”
Формат: jpeg
Размер: 20,1 Mб
Количество листов: 6
Оформление: Ptitsaindigo
Велосипед продолжает оставаться фаворитом среди спортивных увлечений детворы. К вопросу обучения ребенка катанию на велосипеде надо подойти со всей серьезностью. Ведь от этого зависит, насколько легко и безболезненно ребенок освоит велосипед и будет ли он использовать этот навык в будущем.
Подробнее

Папка-передвижка "Как не надо кормить ребенка"

Папка-передвижка “Как не надо кормить ребенка”

Папка-передвижка “Как не надо кормить ребенка”
Формат: jpeg + png
Размер: 76,2 Mб
Количество листов: 6
Оформление: Ptitsaindigo
У каждого малыша есть свои привычки и вам придется считаться с ними. Часто дети отказываются есть нелюбимую или незнакомую пищу. Что категорически запретить, и где пойти на компромисс – поможет разобраться консультация для родителей.
Подробнее

Консультация для родителей " Тест "Рисунок семьи"

Консультация для родителей ” Тест “Рисунок семьи”

Консультация для родителей ” Тест “Рисунок семьи”
Формат: jpeg
Размер: 32,6 Mб
Количество листов: 14
Оформление: helenushka
Автор текста: Ольга Анисимович
Подробнее

Игры – тренинги  экологического содержания

Игры – тренинги экологического содержания

Игры – тренинги экологического содержания
Формат: jpeg
Размер: 13,9 Mб
Количество листов: 4
Оформление: helenushka
Подборка игр предназначена для старшего дошкольного возраста. Игры направлены на снятие психоэмоционального и мышечного напряжения, тревожности, агрессии.Помогают развить умения выражать свои эмоции и чувства,стимулируют активность, развивают внимание и навыки конструктивного общения
Автор текста: Усынина М.В
Подробнее

Картотека дидактических игр

Картотека дидактических игр

по ознакомлению дошкольников с растениями

Формат: jpeg + png
Размер: 83,3 Mб
Количество листов: 14
Оформление: helenushka
Состоит из трех разделов:
1.Игры по ознакомлению детей с овощами и фруктами.
2.Игры по ознакомлению детей комнатными растениями.
3.Игры по ознакомлению детей с деревьями и кустарниками.
Подробнее

Осенняя пальчиковая гимнастика

Осенняя пальчиковая гимнастика

Осенняя пальчиковая гимнастика
Формат: jpeg + png
Размер: 82,4 Mб
Количество листов: 12
Оформление: helenushka
Картотека содержит 20 упражнений для развития мелкой моторики.
Дополнительно – шаблон.
Подробнее

Информация для родителей: Как мы делаем наших детей неудачниками

Информация для родителей: Как мы делаем наших детей неудачниками

Информация для родителей: Как мы делаем наших детей неудачниками
Формат: jpeg + png
Размер: 30,46 Mб
Количество листов: 7
Оформление: helenushka
Подробнее

Стихи про пожарную безопасность - Папка передвижка для детского сада

Стихи про пожарную безопасность – Папка передвижка для детского сада

Стихи про пожарную безопасность – Папка передвижка для детского сада
Автор-составитель: Оксана Петрова
Подробнее

Консультация для родителей "Я леплю из пластилина"

Консультация для родителей “Я леплю из пластилина”

Консультация для родителей “Я леплю из пластилина”
Формат: jpeg + png
Размер: 77,1 Mб
Количество листов: 8
Оформление: helenushka
Многие родители, озабоченные развитием творческих способностей своего малыша, знают, как важны занятия лепкой. Но с помощью пластилина можно развивать не только фантазию ребенка, но и массу других полезных навыков.
Подробнее

Папка-передвижка "Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли"

Папка-передвижка “Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли”

Папка-передвижка “Как воспитать экологически грамотного хозяина Земли”
Формат: jpeg
Размер: 22,6 Mб
Количество листов: 9
Оформление: Ptitsaindigo
Папка-передвижка содержит консультацию для родителей по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и помогает развить у детей познавательный интерес к миру природы, любознательность, творческую активность.
Автор текста: Алываева Е.А.
Подробнее

Папка-передвижка "Вредные привычки у детей"

Папка-передвижка “Вредные привычки у детей”

Папка-передвижка “Вредные привычки у детей”
Формат: jpeg + png
Размер: 65,4 Mб
Количество листов: 10
Оформление: Ptitsaindigo
В папке-передвижку даются рекомендации родителям: как помочь ребенку избавиться от вредных привычек, какие хитрости можно для этого использовать.
Подробнее

Папка передвижка по ОБЖ - Опасные предметы

Папка передвижка по ОБЖ – Опасные предметы

Папка передвижка по ОБЖ – Опасные предметы
Каждая семья по-своему создает уют и комфорт в доме, но для всех едины правила соблюдения безопасности и устранения источников опасности, из-за которых ребенок может получить травму…
Подробнее

Папка передвижка для детского сада - О естественном закаливании

Папка передвижка для детского сада – О естественном закаливании

О естественном закаливании ребенка
Папка передвижка для детского сада
Подробнее

Папка передвижка для детского сада - Если ребенок кусается. Консультация для родителей

Папка передвижка для детского сада – Если ребенок кусается. Консультация для родителей

Папка передвижка для детского сада – Если ребенок кусается
Консультация для родителей
3 jpg +чистый шаблон / 300 dpi / A4 / 36,19 Мб
Подробнее

Источник

Принципы детского питания

В пищу дошкольнику годятся далеко не все блюда, которые едят не только его родители, но даже старшие братья и сестры.

Меню маленького ребенка состоит из более легко усваиваемых продуктов, приготовленных с учетом нежной и пока незрелой пищеварительной системы.

Также у маленьких детей другая потребность в энергетической ценности пищи.

Для организации правильного питания дошкольников родителям следует руководствоваться следующими принципами:

— адекватная энергетическая ценность,

— сбалансированность пищевых факторов,

— соблюдение режима питания.

На столе должна быть разнообразная и вкусная пища, приготовленная с соблюдением санитарных норм. Рацион ребенка от трех до семи лет обязательно содержит мясо, рыбу, молочные продукты, макароны, крупы, хлеб, а также овощи и фрукты. Не меньше трех четвертей рациона должна составлять теплая и горячая пища.

Можно и нельзя

Источником белка − строительного материала для быстро растущего организма − являются мясо, яйца, творог и рыба. Для питания дошкольников лучшим мясом считаются нежирная телятина, куры, индейка. Из рыбы предпочтительнее всего треска, судак, минтай, хек, навага и горбуша.

Деликатесы, копчености, икра и прочие «праздничные» блюда и давать лучше по праздникам − они раздражают слизистую желудка и кишечника, а большой ценности не представляют.

Вопреки распространенному мнению, жареную пищу давать маленьким детям можно, хотя лучше отдать предпочтение вареным или тушеным блюдам. Котлеты и фрикадельки можно зажаривать, но не сильно − жир, на котором их жарят, способен вызывать изжогу. Куда лучше приготовить их на пару или в соусе.

Что и сколько

Каждый день ребенок должен получать молоко и молочные продукты − кефир, ряженку, творог, йогурт и сыр. Их можно приготовлять на завтрак, полдник или ужин, использовать как в натуральном виде, так и в запеканках, бутербродах и десертах. Овощи, фрукты и соки из них также требуются дошкольнику ежедневно. Для полноценного питания дошкольнику необходимо 150–200 г картофеля и 200–250 г других овощей в день. В их числе − редис, салат, капуста, огурцы, помидоры и зелень. Фруктов и ягод нужно тоже немало − 200–300 г в свежем виде, плюс соки и нектары. Свежие овощи и фрукты − главный источник витаминов для ребенка.

Вдобавок к мясу и овощам, детям нужны хлеб и макароны из твердых сортов пшеницы, а также жиры в виде сливочного и растительного масел.

Соблюдаем режим

Чтобы ребенок ел хорошо, еда должна доставлять ему удовольствие. Капуста и каша вызывают не меньшую радость, чем кусок пирога, если и то, и другое равно вкусно и красиво.         Кроме того, очень важно соблюдать пищевой режим. Если ребенок ест слишком редко, с большими интервалами, от голода его умственные и физические способности снижаются, а стремление наестся поплотнее может стать дурной привычкой. Если же ребенок ест слишком часто, у него ухудшается аппетит, он не успевает проголодаться.

Оптимальным режимом считаются четыре приема пищи в день: завтрак, обед, полдник и ужин. Калорийность блюд должна распределяться так: 25 процентов суточной нормы приходится на завтрак, 40 процентов − на обед, 15 процентов − на полдник и 20 процентов − на ужин.

Ребенок, посещающий детский сад, чаще всего три из четырех раз ест там. Дома он получает только ужин. Родителям имеет смысл брать в саду копию меню на неделю, чтобы не готовить на ужин то, что ребенок уже ел.

Также стоит учитывать, что не все продукты необходимо давать детям ежедневно. Так, в списке продуктов на каждый день находятся молоко, масло, хлеб, мясо и фрукты. А вот рыбу, яйца, творог, сметану и сыр достаточно получать раз в два-три дня.

Закаливание детей дошкольного возраста

Как правильно закаливать малыша, чтобы не нанести его здоровью вреда?

Есть специальные методики закаливания детей. К ним относятся воздушные ванны и водные процедуры: обливание ног, контрастное обливание, обтирание и купание в открытых водоемах.

Хождение босиком, расширенное умывание ребенка, проветривание квартиры — это закаливание в повседневной жизни. Оно очень удобно, ведь для такого закаливания не требуется особенных условий. Оно показано всем детям, однако требуется индивидуальный подход. Требуется подобрать режим и учитывать состояние здоровья ребенка и уровень его физического развития.

Соблюдайте принципы закаливания: систематичность и постепенность. К началу процедур ребенку надо создать положительный эмоциональный настрой. Если малышу не нравятся какие-либо процедуры закаливания, насильно вводить их в практику нельзя.

Как принимать воздушные ванны

Начинать повседневное закаливание детей раннего возраста надо с воздушных ванн. Во-первых, это гигиеническая процедура, а, во-вторых — закаливание.

Для начала выберите комфортную для ребенка температуру, постепенно снижая ее до разумных пределов. Стоит учесть, что при температуре ниже +17 и выше +26 мероприятия по закаливанию проводить нельзя. Высокая температура может привести к перегреванию малыша, а низкая — к простуде. Но ребенок не должен просто стоять в холодном помещении — это не закаливание, и так малыша легко простудить. Когда ребенок выполняет физические упражнения — тогда закаливание работает отлично.

Поэтому хорошо сочетать воздушные ванны с утренней зарядкой, которая совершенно необходима для всех детей. Проветрите помещение, а малыша лучше не одевайте и оставьте заниматься в трусиках, маечке и носочках. Когда ребенок привыкнет заниматься в прохладном помещении, носки можно не надевать и заниматься босиком.

Как умываться

После зарядки отправляйтесь в ванную, чтобы умывать ребенка сначала теплой водой, а, когда он привыкнет, делать воду прохладнее. Хорошо для закаливания расширенное умывание — не только кисти и лицо, но и руки до локтей, шею и верхнюю часть груди и шеи.

Как спать

Закаливание можно проводить и тогда, когда ребенок спит, днем или ночью. Подходящая для закаливания температура во время сна — на 2–3 градуса ниже, чем обычная температура, в которой ребенок бодрствует. Такая же температура подойдет и для принятия воздушных ванн. Перед сном помещение проветрите или оставьте открытой форточку, если на улице не холодно. Но следите, чтобы не было сквозняков. Для детей до 3 лет температуру во время сна держите в рамках 21–23 градусов, а для ребят постарше — 20–21 градус, а с 5–7 лет — 19–21 градус.

Как одеваться

Большое значение имеет и то, во что ребенок одет дома. Как и на прогулках, малыша не стоит сильно кутать. При температуре в квартире выше 23 градусов достаточно белья и тонкой хлопчатобумажной одежды, при 18–22 градусах — можно надеть колготы и кофточку из плотного хлопка с длинным рукавом.

Как ходить

Некоторые дети очень любят ходить босиком. Но маленьким детям вредно долго ходить босиком по твердой поверхности: ведь у них еще идет формирование свода стопы. А из-за жесткой опоры могут усугубиться уже имеющиеся нарушения или развиться плоскостопие.

Так что и здесь все надо дозировать. Давайте ребенку побегать с голыми ножками, например, во время выполнения физических упражнений. Или, если у вас на полу есть толстый ковер, разрешайте малышу ходить босиком по нему.

Если у вас есть возможность выехать летом с малышом на природу, где есть чистая трава, а обстановка не травмоопасна, то можете позволить малышу ходить по земле и траве.

Немного грязи для детского здоровья

В доме, где есть маленький ребенок, взрослые так или иначе стараются поддерживать чистоту. Это правильно и важно, ведь микробы на малышей действуют серьезнее, чем на взрослых.

Ошибка стерильности

Создать для ребенка стерильные условия невозможно. Но если родители стремятся к этому, они приносят своему ребенку не пользу, а вред. Малыш – не редкое оранжерейное растение. Ведь рано или поздно ему придется выйти из дома и столкнуться со всем тем, что обитает снаружи: микробами, грязью и прочими факторами, от которых его так тщательно прятали.

А для того, чтобы адаптироваться к «чужой» инфекции, с которой ребенок сталкивается в течение жизни, требуется определенное время. И детям, выросшим без контакта с так пугающей родителей грязью, приходится очень нелегко.

Ошибка попустительства

Несмотря на то, что стерильность ребенку не только не полезна, а даже вредна, не стоит бросаться и в другую крайность. Помните, что современный город абсолютно безопасным для ребенка не назовешь. Например, в переполненном общественном транспорте ребенок способен легко подхватить совершенно не нужную ему вирусную инфекцию. Особенно осенью и зимой — в разгар эпидемий.

С осторожностью надо относиться и посещению супер- и гипермаркетов. Особенно строго следите за тем, где и как ходит малыш. Ведь ребенок гораздо ниже ростом, чем взрослый, и, когда он бегает среди полок магазина, трогает руками товар или падает на пол, риск столкнуться с инфекцией, привезенной на упакованном товаре, тележках или обуви посетителей, значительно выше.

Другая странная привычка родителей — сажать детей в продуктовые тележки и заваливать их покупками. Те сразу радостно тянут в рот все то, до чего могут достать. Вопрос: сколько микроорганизмов обитает на поверхности безопасного с виду пакета молока?

Главное, что нужно делать – следить за ребенком. Испачканные в песке ручки — это одно, а дошкольник, роющийся около мусорного бака и собирающий на улице пивные пробки или окурки — совсем другое. Так что, если малыш тянет в рот все, что находит на улице или дома — это не проблема нестерильности условий проживания, а недосмотр и безответственность самих родителей.

Как защитить ребенка

Однако и самые внимательные родители не оградят ребенка от всех инфекций. Но как же помочь малышу?

Первое и главное, что может сделать для новорожденного ребенка мама — достаточное время кормить его грудью. Ведь с материнским молоком передаются важные антитела, обеспечивающие защиту ребенка от самых разных инфекций.

Если нет противопоказаний к прививкам, необходимо вовремя и правильно привить. Вопрос о прививках родители решают индивидуально с педиатром, аллергологом и иммунологом. И, если у малыша нет никаких проблем, просто так отказываться от прививок нельзя. Ведь тем самым родители обрекают собственного ребенка на повышенный риск заболеть

И снова о стерильности

Не надо все время применять бытовую химию для дезинфекции помещений, в которых живет ребенок. В первую очередь потому, что постоянное использование хлорсодержащих веществ способно привести к развитию у малыша тяжелой аллергической реакции и даже бронхиальной астмы. Особенно если речь идет об использовании аэрозолей.

Если постоянно применять те же освежители воздуха, в дыхательных путях ребенка могут возникнуть функциональные и морфологические изменения, которые впоследствии практически не лечатся. Тем более, если контакт с «химией» начался в совсем раннем возрасте.

Приучаем ребенка к правилам личной гигиены

Обучение детей принципам личной гигиены — не такой уж сложный процесс. Малыши охотно подражают взрослым и очень любят делать все, как папа и мама. Если подойти к учебе последовательно и с фантазией — ребенок быстро подружится с мылом и зубной щеткой. К гигиеническим процедурам малыша приучают с самых первых дней жизни — все начинается с обыкновенного купания. А уже к трем годам ребенок вполне в состоянии освоить простые навыки ухода за собой.

О чем говорить

Малыш не всегда понимает, зачем надо мыть руки или умываться. Задача родителя — понятно и просто объяснить ему, почему не стоит ходить грязным. Совсем маленькому человечку надо рассказывать не о страшных болезнях или абстрактном здоровье.

Для каждой семьи история про грязь своя — кто-то может рассказать, что это некрасиво, кто-то сошлется на пример взрослых, а более продвинутые родители могут простыми словами поведать о микробах. Главное — ребенка заинтересовать и не напугать.

По мнению Моргуновой, дети должны обязательно видеть положительный пример взрослых. Мало просто рассказывать о том, что мыть руки полезно, или загонять ребенка в ванную после прогулки. Родители сами должны подавать положительный пример своим малышам — и идти мыть руки вместе с ними.

В гости к Мойдодыру

Малыш в этом возрасте и сам хочет быть самостоятельным. Поэтому надо дать ему возможность делать все так же, как и взрослые. К умывальнику можно подставить скамейку, позволяющую малышу самостоятельно дотягиваться до крана.

Ребенку надо повесить собственное яркое полотенце, до которого он сможет дотянуться сам. Поможет в приучении к умыванию и специальное детское мыло в виде маленьких забавных фигурок с приятным запахом. Приучать малыша умываться самостоятельно надо постепенно. Хорошо, если первое время ребенок может наблюдать, как папа или мама моет руки и лицо, рассказывая и показывая, как это правильно делать. Потом родитель может сам умыть ребенка и предложить ему воспользоваться полотенцем.

Следующий этап — в присутствии взрослого и при его помощи малыш постепенно учится правильно брать мыло, намыливать руки и смывать пену под краном.

Под душ!

Включайте душ в присутствии ребенка, предложить «поймать» воду руками, побрызгаться и вообще понять, что эта шумная штука — сплошное удовольствие. Не делайте слишком сильный напор, чтобы льющаяся вода не напугала.

Под ножки малышу лучше положить резиновый коврик, чтобы тот не поскользнулся. Купите яркую мягкую мочалку, детский гель для душа, шампунь для волос и купальный халат — чтобы все ?