Памятка как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной
Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной.
Дети обожают прогулки. Во-первых, на улице всегда интересно. Во-вторых, там родители принадлежат им целиком и полностью, не то, что дома, где у взрослых всегда найдутся важные дела. Вот вам и гениальная возможность совместить полезное с приятным.
Зимняя прогулка с ребёнком может быть полезной не только из-за свежего воздуха и возможности физического развития. Здесь вы неназойливо развиваете и воспитываете своего малыша. Одна маленькая уловка: чем бы вы ни хотели занять своё солнышко, назовите это занятие игрой – и вам обеспечено стопроцентное внимание и деятельное участие. Специальное снаряжение? Две пары варежек (лучше непромокаемых), большое ведерко, лопата или совочек с длинной ручкой, санки (коньки или лыжи), корм для птиц и животных. Остальное – по теме назначенной вами беседы или игры. Хорошая и полезная прогулка состоит из трех частей: наблюдения и беседы, развивающей игры или свободного времени для личного творчества. Конечно, это деление чисто условное, и четких границ между каждой нет. Не столь важно, в каком порядке вы будете проводить свои занятия. Тему для наблюдения и беседы вы выбираете, конечно, с учетом возраста своего ребенка. Например: «Деревья зимой», «Какая сегодня погода», «Что делают птицы зимой», «Время суток: что сейчас, день или вечер?», «Кто как зимой одевается» и т.п. Малышу в год-полтора можно, например, показать березу и елку, дать их потрогать, обратить внимание на отличия, на снег, лежащий на ветках. Ребенку постарше можно задавать вопросы (не сомневайтесь, малышу всегда интересно подумать и поискать правильный ответ!) Например, спросите, какое сейчас время года, как он догадался, что зима, куда делись листья с деревьев. Не настаивайте на разговоре, если ребенок не расположен к нему, дайте время побегать, а потом поговорите о том, чем он сейчас заинтересовался. Пяти – пятнадцать минут вам вполне хватит, потом малыш устает, значит, надо переключаться на новое занятие.
Быстрые игры:
1.«Осторожный зайчик». Превратиться в зайчиков (руками изобразить заячьи уши). Присесть и попрыгать, не опуская рук.
2.«Зайчик и лиса». Вы превращаетесь в зайчика и прячетесь от хитрой лисы за сугробы. А малыш ищет вас. Потом меняетесь ролями.
3.«Олени». Полезно бегать по рыхлому снегу. Превращайтесь вместе в быстроногих оленей и вперед!
4.«Лошадки». Малыш – кучер, он сидит на санках, вы, естественно, «лошадка». Командуя лошадкой, малыш играючи освоит такие сложные для него понятия, как «прямо», «вперед», «назад», «сбоку», а ребенок постарше перестанет путать «направо» и «налево».
5.«Веселые лыжники». «Конькобежцы». Конечно, вы учите малыша кататься на лыжах, отталкиваться правильно, ходить разным шагом. Но в игре это делать интереснее и проще. Устройте соревнование на время. Например, успеет ли малыш доехать до той лавочки, пока вы считаете до десяти. Включите воображение и представляйте, где сейчас проходит ваш лыжный маршрут. Сейчас вы попали в лес: «Впереди дерево, объезжай его», «Ой, зайчик выскочил из кустов, ну-ка, кто быстрее, ты или зайчик?», «Лисичка около лыжни, не задень лыжной палкой», «Здесь берлога, тише, тише, не буди мишу», «Вот поляна, поехали по кругу»…
6.«Фигуры на снегу». Малыш падает в сугроб, раскинув руки и ноги, а вы помогаете ему подняться; старайтесь, чтоб фигурка не смазалась: малыши обожают отставлять следы и любоваться на них. А вы повторите с ним, как называются различные части тела человека. В эту игру лучше играть в самом конце прогулки.
Игры в компании.
1.«Скачки». Все изображают резвых скакунов. Сначала скакуны разминаются (шаг на месте, можно на четвереньках, так смешнее). Потом бегут, подпрыгивают, скачут, отзываются на оклик – ржут. Все делается не сходя с места.
2.«По тропинке, по дорожке…». Все встали друг за другом. Вы идете «по тропинке» и делаете вид, что «обходимте» препятствия, перепрыгиваете через ручей, пролезаете под ветками. Все остальные повторяют движения.
3.«Кто живет в лесу (с поле, по дворе…)». Вы говорите: «В лесу живет волк, покажи, как он ходит». (Так перечисляете разных зверей и птиц).
4. Очень весело играть на снегу в классические игры: «Гуси-гуси», «Кошки-мышки», «Замри». Даже если ненароком все свалятся в кучу малу, вреда не будет: снег мягкий.
Набегались? Пора отдохнуть.
1.«Что из этого получится». Проведите на снегу линию любой формы, ребенок должен дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет. Узоры на снегу можно выводить санками, лыжами, коньками.
2.«Зимние слова». Вы начинаете говорить слово, а ваш малыш заканчивает его. Например: снегов…(вик), снего…(ход), дед мо…(роз), вью…(га). С 4-5 летним ребенком вы можете поменяться ролями, а малышу лет до двух надо называть те предметы, которые он видит перед собой.
3.«Все белое». Называть по очереди предметы белого цвета, сначала те, что видите вокруг, потом – что вспомните (снег, мамина шапка, машина…).
Научные игры и эксперименты.
1.«Снежные скульптуры». Конечно, вы с малышом уже лепили снежки, набирали снег в ведерко и делали куличи, катали снежный ком, лепили снеговика. А ведь можно сделать разных зверей (зайца, лису, кота, жирафа, бегемота). И раскрасить их. Для этого заранее разведите дома гуашь водой (несколько цветов в разных баночках) и полейте снежные фигурки. Можете не сомневаться, результат превзойдет все ожидания.
2.«Откуда дует ветер». Возьмите с собой на прогулку компас. Поверните так, чтобы ветер дул в лицо, и по компасу вместе с ребенком определяйте его направление. Через несколько дней вам малыш сам начнет определять стороны света. А почему бы не взять на прогулку градусник и не измерить температуру снегу? И сравнить ее с температурой в квартире?
3.Дети любят лизать сосульки и есть снег. Возьмите одну домой, поставьте в прозрачной баночке, а рядом баночку с питьевой водой. Когда сосулька (снег) растает, сравните цвет воды в этих баночках. Помогите малышу сделать полезный вывод.
4.«Кто здесь был?» Обратите внимание ребенка на то, какие разные остаются следы на снегу. Сравните свой след и детский (чей больше? чей меньше?). Превращайтесь в следопытов и определяйте, кто гулял в вашем дворе.
5.«Я вам помогу». Поговорите о том, что животным зимой трудно добывать себе корм. Берите с собой на прогулку кусочки хлеба, косточки, обрезки сала, зернышки, орешки. Ваш ребенок будет очень горд, что он помогает тем, кто слабее его «Снежные тропинки». Когда выпадает свежий снег, займитесь расчисткой тропинок. Можно лопатками, можно просто утаптывать их ногами. А можно даже создать целый лабиринт таких тропок и побегать по нему.
А теперь самая важная часть прогулки – как утащить свое сокровище домой.
Придумайте необычный звуковой сигнал (тайный код), который вы легко сможете изобразить (веселая песенка, чириканье птицы, завывание ветра), тогда ваш заигравшийся ребенок, услышав его, тут же примчится узнать, зачем это он понадобился. И можно отправляться домой. До следующей прогулки!
Муниципальное учреждение
«Управление дошкольного образования»
Исполнительного комитета Нижнекамского муниципального района
Республики Татарстан
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как сделать зимнюю прогулку с малышом приятной и полезной»
составила:
воспитатель МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №14»
Малахова Л.А.
РТ г. Нижнекамск 2014 год
Консультация для родителей
“Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной”.
Подготовила воспитатели:
Лаврова В.В
Максименко М.Ю.
Консультация для родителей
“Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной”.
Для наших детей зима – долгожданная и любимая пора. Они знают: как только выпадает снег, участки детского сада превращаются в сказочную страну, которую населяют персонажи любимых сказок, вылепленные из снега.
Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал малышам получить удовольствие от прогулки, они должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Как организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Попробуйте поиграть в специальные игры, задания, забавы, подходящие для зимних условий.
Задания на внимание:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и когда срезана эта веточка.
2. Во время пути обратите внимание детей на то, что происходит вокруг. Сколько труб на том доме? Кто там идет вдали — мужчина или женщина? Есть ли здесь лиственные деревья? Сколько человек в той группе? Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются игры-эстафеты. Такие развлечения помогают содержательно и весело провести с детьми прогулки, спортивные состязания.
Кто быстрее слепит снеговика
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами, игра начинается по команде «Приготовились! Начали!»
Флажки
Вдоль ската горки расставлены палочки с ленточками на них. Необходимо прокатиться с горы на санках и схватить флажок. Побеждает тот, у кого больше флажков.
Снежки
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Шагай шире
Расстояние между двумя линиями 3—4 м. Необходимо быстрее дойти до противоположной черты, делая широкие шаги. Вместо широких шагов можно передвигаться и прыжками.
Кто выше подбросит снежок
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех. Бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой.
Самые быстрые санки
2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед. Расстояние от старта до финиша — 5 метров. Игру можно повторять 2—3 раза, с разными участниками.
Попади в лунку
Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками. За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков, затем подсчитывают итог.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:
— Ходьба и бег спинами друг к другу.
— Парный бег (взявшись за руки).
— Быстрая ходьба с подниманием предметов.
— Бег вперед спиной.
— «Беги и не дотрагивайся» (шесть лыжных палок ставятся на расстоянии 2— 2, 5 м друг от друга). Ребенок должен пробежать между палками (змейкой), не дотрагиваясь до них. Вместо палок можно использовать другие ориентиры.
— Подъем в горку руки за спиной, спуск с горы (можно шагом или бегом).
— «След в след» — ходьба по следам взрослого, взрослый при этом учитывает длину детского шага.
После активного движения необходим небольшой отдых. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла… (Зима)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
Отгадай, кто я таков?
Я играть с тобой готов:
То качусь я, то скачу,
А подбросишь — полечу. (Мяч)
Он в берлоге спит зимой
Под большой сосной,
А когда придет весна,
Он проснется ото сна. (Медведь)
В народе говорили: «Подкорми птиц зимою — послужат тебе весною». Наблюдение за жизнью пернатых, рассказы о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются, — подчас становятся открытием не только для ребенка, но и для взрослого горожанина.
Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!
Можно задать детям вопросы для размышления:
-Все ли синички одинаковые?
– Кто обедал на рябине? И т.д.
Помните в детстве это радостное возбуждение, когда, проснувшись, вдруг обнаруживаешь, что все вокруг белым-бело? Постарайтесь, чтобы и ваши дети получали удовольствие от зимы.
Консультация
«Как сделать зимнюю прогулку приятной и полезной»
Подготовила:
воспитатель I квалификационной категории
Александрова Н.Е.
Санкт-Петербург
2019
Для наших детей зима – долгожданная и любимая пора. Не секрет, что для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе. И зима — не исключение из этого правила! А чтобы холод принес пользу и не помешал получить удовольствие от прогулки, дети должны быть заняты интересным делом. Необходимо лишь следить за тем, чтобы более интенсивные движения сменялись более спокойными.
Хорошая и полезная прогулка состоит из 5 частей. Конечно, это деление чисто условное, и четких границ между каждой нет. Не столь важно, в каком порядке вы будете их проводить. Тему для наблюдения и беседы вы выбираете, конечно, с учетом возраста детей. Например: «Деревья зимой», «Какая сегодня погода», «Что делают птицы зимой», «Время суток: что сейчас, день или вечер?», «Кто как зимой одевается» и т.п. Малышу в полтора-два года можно, например, показать березу и елку, дать их потрогать, обратить внимание на отличия, на снег, лежащий на ветках. Детям постарше можно задавать вопросы (не сомневайтесь, детям всегда интересно подумать и поискать правильный ответ!)
Как же организовать зимние прогулки и сделать их наиболее интересными и полезными для детей?
Игры:
1.«Осторожный зайчик». Превратиться в зайчиков (руками изобразить заячьи уши). Присесть и попрыгать, не опуская рук (мл.возр).
2.«Зайчик и лиса». Вы превращаетесь в зайчика и прячетесь от хитрой лисы за сугробы. А малыши ищут вас. Потом меняетесь ролями.(мл и ср.возр)
3.«Олени». Полезно бегать по рыхлому снегу. Превращайтесь вместе в быстроногих оленей и вперед! (ср и ст.возр)
4.«Лошадки». Ребёнок–кучер, он сидит на санках, вы, естественно, «лошадка». Командуя лошадкой, дети играючи освоят такие сложные понятия, как «прямо», «вперед», «назад», «сбоку», а ребенок постарше перестанет путать «направо» и «налево».
5. «Веселые лыжники». «Конькобежцы».
Устройте соревнование на время. Например, успеет ли ребенок(дети) доехать до той скамеечки, пока вы считаете до десяти. Включите воображение и представляйте, где сейчас проходит ваш лыжный маршрут. Сейчас вы попали в лес: «Впереди дерево, объезжай его», «Ой, зайчик выскочил из кустов, ну-ка, кто быстрее, ты или зайчик?», «Лисичка около лыжни, не задень лыжной палкой», «Здесь берлога, тише, тише, не буди мишу», «Вот поляна, поехали по кругу»…(ст.возр)
6.«Фигуры на снегу». Дети падают в сугроб, раскинув руки и ноги, а вы помогаете ему подняться; старайтесь, чтоб фигурка не смазалась:дети обожают отставлять следы и любоваться на них. А вы повторите с ним, как называются различные части тела человека. В эту игру лучше играть в самом конце прогулки.
Игры в компании
1. «Скачки». Все изображают резвых скакунов. Сначала скакуны разминаются (шаг на месте, можно на четвереньках, так смешнее). Потом бегут, подпрыгивают, скачут, отзываются на оклик – ржут. Все делается не сходя с места( все возраста)
2. «По тропинке, по дорожке…». Все встали друг за другом. Вы идете «по тропинке» и делаете вид, что «обходите» препятствия, перепрыгиваете через ручей, пролезаете под ветками. Все остальные повторяют движения(мл и ср.возр)
3. «Кто живет в лесу (во дворе…)». Вы говорите: «В лесу живет волк, покажи, как он ходит». (Так перечисляете разных зверей и птиц)-все возраста.
Научные игры и эксперименты.
1. «Снежные скульптуры».
Конечно, вы с детьми уже лепили снежки, набирали снег в ведерко и делали куличи, катали снежный ком, лепили снеговика. А ведь можно сделать разных зверей (зайца, лису, кота, жирафа, бегемота). И раскрасить их. Для этого заранее разведите гуашь водой (несколько цветов в разных баночках) и полейте снежные фигурки. Можете не сомневаться, результат превзойдет все ожидания.
2. «Откуда дует ветер».
Возьмите с собой на прогулку компас. Поверните так, чтобы ветер дул в лицо, и по компасу вместе с ребенком определяйте его направление.
А почему бы не взять на прогулку градусник и не измерить температуру снега? И сравнить ее с температурой в квартире?
3.Дети любят лизать сосульки и есть снег.
Возьмите в группу снег или сосульку, поставьте в прозрачной баночке, а рядом баночку с питьевой водой. Когда сосулька (снег) растает, сравните цвет воды в этих баночках. Помогите детям сделать полезный вывод.
4. «Кто здесь был?»
Обратите внимание ребенка на то, какие разные остаются следы на снегу. Сравните свой след и детский (чей больше? чей меньше?). Превращайтесь в следопытов и определяйте, кто гулял на вашей площадке.
5.Когда выпадает свежий снег, займитесь расчисткой тропинок. Можно лопатками, можно просто утаптывать их ногами. А можно даже создать целый лабиринт таких тропок и побегать по нему.
Задания на внимание:
1. Показать детям веточку и предложить внимательно осмотреть ее в течение 30—40 сек. Затем веточку спрятать. Теперь ребята должны постараться как можно точнее ответить на следующие вопросы: сколько на ветке сучков; сколько из них сломанных; от какого дерева и др.
2. Во время прогулки обратите внимание детей на то, что происходит вокруг
-Сколько труб на том доме?
– Кто там идет вдали — мужчина или женщина?
-Сколько человек в той группе?
-Что нес в руках прохожий? и др.
3. Обратить внимание детей, что:
а) если большие и маленькие предметы находятся от нас на одном и том же расстоянии, то маленькие кажутся дальше;
б) яркие предметы кажутся ближе, чем темные;
в) в пасмурный день, в дождь, в сумерки все расстояния кажутся больше, а в солнечный день — наоборот.
Кроме игр со снегом, занимательных упражнений и забав, большим успехом у наших детей пользуются
игры-эстафеты.
Кто быстрее слепит снеговика
Дети разбиваются на пары, и каждая пара получает задание слепить снеговика. Для этого необходимо скатать комки разного размера, поставить их друг на друга. Сделать снеговику глаза, брови, нос, рот (из морковки и угольков) и надеть шапку (ведро). Выигрывает та пара, которая быстрее закончит работу. Дети о работе договариваются сами.
Снежки
Дети лепят снежки и стараются попасть друг в друга. Бросать можно только в ноги. Вариант: можно разделить детей на две команды. Выбывает из игры тот, в кого попадут снежком. Выигрывает та команда, у которой останется больше игроков.
Кто выше подбросит снежок
В игре принимают участие все дети. По команде дети начинают лепить снежки и подбрасывать их. Каждый выполняет задание 3 раза. Побеждает тот, кто все три раза подбросит снежок выше всех (например, бросают 2 раза правой и 1 раз левой рукой и т.д.)
Самые быстрые санки
2—3 детей садятся на санки спиной вперед (на одних санках может ехать один ребенок или двое детей). По команде дети начинает отталкиваться ногами и двигаться вперед . Игру можно повторять 2—3 раза с разными участниками.
Попади в лунку
Педагог делает в снегу несколько лунок, каждому ребенку дает мешочек с шариками(мячиками). За установленное время дети забрасывают в лунку как можно больше шариков(мячиков), затем подсчитывают итог.
На морозе необходимо постоянно двигаться. Делать это можно разными способами. Подойдут:
– ходьба и бег спинами друг к другу,
-парный бег (взявшись за руки),
-быстрая ходьба с подниманием предметов,
-бег вперед спиной.
После активного движения необходим небольшой отдых
Набегались? Пора отдохнуть.
1. «Что из этого получится».
Проведите на снегу линию любой формы, ребенок должен дорисовать так, чтобы получился какой-то предмет. Узоры на снегу можно выводить лыжами.
2. «Зимние слова». Вы начинаете говорить слово, а ребенок заканчивает его. Например: снегов…(вик), снего…(ход), дед мо…(роз), вью…(га).
3. «Все белое». Называть по очереди предметы белого цвета, сначала те, что видите вокруг, потом – что вспомните (снег, мамина шапка, машина…).
4. В это время можно предложить отгадать загадки о зиме, например:
Крыша в шапке меховой,
Белый дым над головой,
Двор в снегу, в снегу дома,
Ночью к нам пришла. (Зима)
Какой это мастер
На стекла нанес
И листья, и травы,
И заросли роз? (Мороз)
5. А также можно провести наблюдение за жизнью пернатых, рассказать о том, из чего они строят гнезда, как высиживают птенцов, где зимуют и чем питаются. Не забывайте почистить кормушки и положить крошки хлеба, семечки— для детей это не только увлекательная игра, но и настоящий урок доброты!