Памятка для родителей при выборе игрушек полезные игрушки

Памятка для родителей «Полезные игрушки» (вторая младшая группа)
Дошкольное детство – большой отрезок жизни ребенка. Условия жизни в это время стремительно расширяются: рамки семьи раздвигаются до пределов улицы, города, страны. Ребенок открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает сильное желание включиться в эту взрослую жизнь, активно в ней участвовать, что, конечно, ему еще не доступно. Кроме того, не менее сильно он стремится к самостоятельности. Из этого противоречия рождается игра – самостоятельная деятельность детей, моделирующая жизнь взрослых.
Около трех лет ребенок становится гораздо более самостоятельным, и его совместная деятельность с близким взрослым начинает распадаться. В то же время, игра социальна и по своему происхождению, и по содержанию. Она не сможет развиваться без частного полноценного общения со взрослыми и без тех разнообразных впечатлений от окружающего мира, которые ребенок приобретает тоже благодаря взрослым. Нужны ребенку и различные игрушки, в том числе неоформленные предметы, не имеющие четкой функции, которые он мог бы легко использовать в качестве заменителей других. Д. Б. Эльконин подчеркивал: нельзя выбрасывать бруски, железки, стружки и прочий ненужный, с точки зрения мамы, мусор, приносимый детьми в дом. Поставьте для него коробку в дальний угол, и ребенок получит возможность более интересно играть, развивая свое воображение. Дидактические игрушки или пособия должны быть развивающими и побуждать ребенка к игре. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. Познавательные действия, направленные на решение обучающей задачи, предлагаются с учетом возрастных возможностей трех-четырехлетних детей и не утомляют их.
В качестве игрового материала можно использовать разнообразные атрибуты, изменяющие внешний облик ребенка. Это прежде всего разные украшения (бусы, значки, головные уборы, ленточки, которые так любят малыши. Игра с эти предметами создает атмосферу праздничности, сюрпризности, которая обогащает жизнь детей.
Музыкальные и озвученные игрушки (барабан, озвученная неваляшка, резиновая игрушка с пищиком, погремушка, игрушечная гармошка, бубен и т. д.) учат малыша узнавать на слух источник звука. Решение такой задачи способствует обострению слуховой чувствительности и восприимчивости к звукам, что важно для развития музыкальных способностей. Различные пирамидки с разными по цвету и по величине толстыми колечками, которые свободно надеваются на палочку, способствуют установлению связи между цветовыми тонами и их названиями. Разнообразное цветовое лото также способствует различению и называнию основных и некоторых дополнительных тонов спектра (голубой, розовый, оранжевый, фиолетовый, серый и др.).
Каждый знает, что привлекательный предмет малыш непременно попытается взять в руки. Однако типичные действия детей с предметами (перетаскивание с места на место, постукивание о другие предметы, зажимание в кулаке, манипулирование) не приводят к восприятию формы и тем более выделению ее качественных особенностей. Эти действия, лишенные игровой и познавательной цели, говорят о низком уровне познавательного и сенсорного развития ребенка. Только благодаря обследованию предметов обеими руками ребенок в дальнейшем будет узнавать предмет по форме. Для этого подойдут небольшие игрушки контрастной формы, отличающиеся друг от друга и изображать знакомые детям предметы. Это могут быть кубики, шарики, игрушечная посуда, машинки, куколки-голыши, лошадки и т. п. Для правильного называния и различения геометрических фигур используются специально разработанные геометрическое лото, знакомство с которыми предусмотрено программой детского сада (круг, треугольник, квадрат, овал, прямоугольник, звезда).
Большой популярностью пользуются народные игрушки – пирамидки, матрешки, мисочки-вкладыши и другие деревянные игрушки, отдельные детали и части которых отличаются только размером. Эти игрушки как будто специально созданы для детей, чтобы научить их различать величину предметов. Эти игрушки учат сравнивать и соизмерять предметы по высоте, ширине, а иногда и в разных пространственных измерениях одновременно.
Таким образом, все игрушки, без исключения, должны использоваться для всестороннего познавательного и сенсорного развития ребенка.
Источник
ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «КАКИЕ ИГРУШКИ НУЖНЫ ДЕТЯМ?»
Ни один из видов детской деятельности, особенно в раннем детстве, не может развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. В условиях предметного вакуума у ребенка исчезает стремление узнать новое, возникает апатия и т.д.
В современном разнообразии игрушек родителям часто тяжело сориентироваться, что полезно малышу, во что ребенок будет играть, какую игрушку купить и порадовать кроху.
Требования, которые необходимо знать при выборе игрушек для детей раннего возраста:
1. Игрушка должна быть безопасна для жизни ребенка. Покупать игрушки следует в магазинах, при этом необходимо ознакомиться с удостоверением о гигиенической регистрации и сертификатом соответствия. При выборе и покупке детских игрушек обратите внимание на наличие следующих знаков на упаковке:
СЕ – этот значок говорит, что данный товар соответствует всем нормам ЕС, но не является гарантией безопасности, изображение детского лица с приписанными рядом цифрами информирует, для детей какого возраста эта игрушка предназначена.
ВНИМАНИЕ! Все значки должны быть хорошо видны – не переснятые ксерокопии, а четкое изображение. В противном случае стоит задуматься о качестве товара.
Приобретение некачественной игрушки грозит Вашему ребенку:
- отравлением токсичными веществами. Зарегистрированы случаи, когда в качестве наполнителя в погремушках использовались протравленные токсичными веществами горох и фасоль,
- рецидивами аллергии. Некачественная продукция может в больших количествах содержать химические вещества-аллергены, в том числе формальдегид,
- травматическими повреждениями. Плохо закрепленные мелкие детали могут попасть в дыхательные пути малыша. В электрических игрушках Вы вполне можете столкнуться с превышением нормы электрического напряжения,
- опасностью возникновения пожара.
Примечание: не забудьте тщательно вымыть новую игрушку, прежде чем отдать ее ребенку. Это элементарное правило предосторожности поможет сохранить Вашему малышу здоровье.
2. Игрушка должна быть доброй и заботиться о психическом здоровье малыша. В общем оформлении должны использоваться яркие основные светлые тона (зеленый, желтый, красный, синий, белый), не более 2-3 в одной игрушке.
Если малышу еще нет трех лет, то «страшные» игрушки не только не будут полезны, но могут иметь негативное влияние на его развитие. В раннем возрасте дети только начинают познавать мир, учатся разделять по-настоящему опасное и опасное «понарошку», различать хорошее и плохое, доброе и злое.
Малышей в этом возрасте легко напугать, но они еще не могут «обыграть» свой страх и таким образом справиться с ним. Слишком сильные впечатления, такие как появление страшной игрушки или просмотр пугающего мультфильма, могут серьезно повредить ребенку. Если Вы заметили, что какая-то, даже самая безобидная на вид игрушка пугает ребенка, лучше сразу уберите ее. Это могут быть любые предметы, вплоть до погремушек, однако чаще всего такое случается с заводными и электронными игрушками, слишком большими или слишком яркими и издающими резкие и громкие звуки.
Покупая «страшные» игрушки, родители часто не подозревают о том, какой вред наносят своему малышу, даже если ребенок радуется каждой новой покупке и нисколько не пугается, получая в подарок очередного «монстра». Стараясь угодить малышу и покупая ему все новых и новых «забавных», с их точки зрения, роботов и чудовищ, мамы и папы не только тормозят и задерживают его развитие, но и порой направляют это развитие в неведомое им самим русло, воспитывая в ребенке агрессивность, жестокость и закрытость.
3. Игрушка должна приносить эстетическое удовольствие. Игрушка для ребенка – определенный идеал, образ, который закладывается в подсознание. Хорошо, если образы эти будут соответствовать общечеловеческим представлениям о красоте.
4. Игрушка не должна быть перегружена дополнительными деталями (кукла с нарисованными глазами и лепным париком и т.д.), так как у детей раннего возраста отмечается непроизвольность внимания.
5. Лучше, чтобы игрушка была полифункциональной. При выборе в магазине попробуйте придумать минимум 3 – 4 игры с ней. Если у Вас это получилось, то смело покупайте. Любая игрушка без участия родителей в игре теряет значительную долю своей привлекательности. Очень важно, чтобы Вы показали ее ребенку и научили играть с ней. Также игрушек не должно быть много. Так как большое количество предметов перед глазами мешает ребенку сосредоточиться – он хватается то за одно, то за другое, так как играть трудно и трудно убирать их после игры.
К двум годам необходимо обеспечить ребенку его собственное пространство. Будь это игровой уголок или целая детская комната, ребенок должен понимать, как это пространство организовано. Каждая вещь должна иметь свое место и предназначение, в первую очередь это касается игрушек, ведь это собственность малыша. Организовать пространство помогут полки, стеллажи, коробки, корзинки и др. Кубики и строительные конструктор должны располагаться на полу, так малышу будет удобней делать постройки. Для действий с некоторыми игрушками (вкладыши, волчки, картинки и пр.) понадобится детский стул и столик. Для игры в кукол следует отвести игровой уголок с необходимой кукольный утварью (кроватка, посуда, одежда и пр.). Кроме того, важно обеспечить свободное пространство на полу для игры в мяч, перевозки игрушек в машинах и тех же построек из кубиков. Любимые игрушки малыша, которые обязательно появляются в этом возрасте, также должны располагаться в доступном месте, например, на нижних полочках стеллажа, чтобы малыш не прибегал к Вашей помощи, когда захочет поиграть с ними. На верхних полках следует разместить те игрушки, которые требуют особого, бережного отношения, различные развивающие игры с множеством деталей, книжек и т.д.
В таком продуманном пространстве малышу будет легче организовывать свои действия и поддерживать порядок.
Список игрушек, необходимых ребенку раннего возраста для развития предметной деятельности:
- совочки, лопаточки для копания,
- ложечки и тарелочки для кормления кукол,
- молоточки и колышки для забивания,
- удочки с магнитом для ловли рыбок, сачки для вылавливания игрушек,
динамические игрушки: игрушки-каталки (барабанчик с бубенчиками, сороконожка, утенок-барабанщик); крутящиеся (юла, волчок и пр.); качающиеся (неваляшка, лошадка-качалка); катящиеся (дорожка для катания шариков – кегельбан, мячи); лазающие и кувыркающиеся (клоун-верхолаз, клоун-акробат); шагающие игрушки (шагающие куклы).
Список игрушек, необходимых для сюжетных и подвижных игр:
- тряпичные куклы (высота до 30 см),
- пластиковые куклы,
- кукла-голыш с набором простой одежды (с большими пуговицами или липучками),
- кукольная утварь, соответствующая размерам кукол: набор кукольной посуды (плита, чайник, кастрюльки и пр.),
- мебель и оборудование для кукол (кроватка, ванночка, стульчик, стол),
- «предметы гигиены» для кукол – расчески, щетки, мыло и пр.,
- «продукты питания» – наборы овощей, фруктов,
- игрушечные животные (маленькие и средних размеров с реалистичной, достоверной и выразительной внешностью),
- несколько машин, лучше грузовиков большого размера, чтобы в них можно перевозить кубики, кукол и т.д.,
- наборы «Доктор», «Магазин».
Наряду с реалистическими игрушками для детской игры нужны предметы неопределенного назначения, способные стать предметами-заместителями. Например, шарики, колечки или брусочки разных цветов и размеров, кусочки ткани или поролона и пр.
Важно помнить, что образные игрушки (куклы, мягкие игрушки и фигурки животных) должны быть простыми и открытыми для игровых действий малыша. С такими игрушками удобно действовать: куклу можно легко посадить на стульчик или уложить в кроватку, собачка может встать на задние лапки, а мишка может хлопать в ладоши. Образ игрушки должен быть четким, реалистичным и узнаваемым для ребенка.
Интерактивные игрушки (плачущие и писающие пупсы, интерактивные роботы-трансформеры и пр.) не позволяют начать игру, поскольку исключают игровые действия и фантазию ребенка!
Список игрушек для игр, развивающих познавательную деятельность:
- набор «Строитель» деревянный (кубики, конусы и другие модули разной формы и величины),
- средняя пирамидка (5 колец),
- 4 пирамидки разного цвета на четыре кольца,
- матрешка – 5 мест (средняя),
- игры-шнуровки из дерева и вспененной резины,
- рамки-вкладыши Монтессори – планшеты и вкладыши разных форм и тематики («Грибы», «Овощи», «Фрукты», «Машинки», «Рыбы» и пр.).
Список игрушек для игр, развивающих речь ребенка:
- картинки с изображением животных, людей, предметов и игрушек (животные – мишка, зайчик, лиса, кошка, собачка; предметы – стул, стол, чашка, ложка; игрушки -кукла, машинка, пирамидка и т.д.),
- сюжетные картинки с изображением действий (девочка играет в куклы, мальчик спит, умывается, кушает и т.д.),
- наборы картинок с различными пространственным положением одних и тех же персонажей (например, птичка сидит на дереве, под деревом и летает над деревом), чтобы малыш учился понимать пространственные предлоги,
- лото, книжки с детскими стихами (например, А.Барто).
Список игрушек для формирования продуктивных видов деятельности у ребенка:
- для рисования – мольберт, пальцевые краски, набор мелков, цветных карандашей, гуашь, кисти (крупные и средние), набор бумаги (можно использовать обои),
- для лепки – пластилин, лучше чешский (тесто, глина), дощечка для работы, стека,
- для аппликации – детские ножницы, набор цветной бумаги, карандашный клей.
Список игрушек для игр, развивающих мелкую моторику рук:
- бусы,
- баночки с сыпучими материалами (горох, чечевица, фасоль и пр.).
Список игрушек для развития навыков самообслуживания у ребенка:
- полотенце,
- наборы (один для куклы, один для ребенка – расческа, щетка, зубная щетка, зеркальце; предметы столового обихода – ложка, чашка, тарелка (для куклы),
- различные виды детской одежды с различными застежками: пуговицы, кнопки, липучки, молния.
ИГРЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В современном мире ребенку очень сложно гармонично развиваться. Век высоких технологий сводит наши достижения к минимуму, а ведь дошкольный период жизни – важнейший этап в формировании здоровья ребенка, обеспечивающий единство физического, духовного, психического и интеллектуального развития.
Зачастую у нас не хватает времени позаниматься со своим ребенком. А ведь игры и упражнения с включением родителей помогут решить проблемы эмоциональных отношений между Вами и Вашим ребенком, подарить радость от совместной деятельности.
Прогулка – это источник новых впечатлений и радостных эмоций. Если продумать игры на прогулке с малышом заранее, то после нее он будет чувствовать себя бодрым и веселым, узнает много нового, а мама разделить радость игры со своим ребенком.
Хорошо, если ребенок зимой находится на свежем воздухе до четырех-пяти часов в день. Нужно постепенно приучать малыша выходить на улицу в любую погоду, даже при температуре – 10 градусов Цельсия. Однако продолжительность прогулки в таком случае сокращается до 40-60 минут. Все зависит от самочувствия ребенка, степени его закаленности, подвижности, от того, как он переносит мороз, ветер, влажность воздуха.
Какие игры особенно нужны ребенку?
В первую очередь, для развития ребенка важны те игры, которые исходят из его собственной инициативы, то есть те игры, сюжет которых он выдумывает сам – сюжетно-ролевые и режиссерские игры. Именно в них в наибольшей степени происходит развитие ребенка – не упражняются какие-то отдельные функции, а именно происходит общее развитие. Однако возникают эти игры не на пустом месте. Любые другие игры (инициатором в которых выступает взрослый) также в итоге способствуют – льют воду на мельницу развития самодеятельной игры. Поэтому важно, чтобы ребенок владел игровой культурой во всем ее многообразии: в раннем и младшем дошкольном возрасте – это сюжетно – отобразительные игры (в которых ребенок повторяет то, что видит вокруг), самодеятельные сюжетные игры (в которых ребенок обращается к сюжетам, которые интересны ему, придумывает их сам). К старшему дошкольному возрасту сюда добавляются разнообразные игры с правилами. Но не следует игнорировать и такие виды игр, как досуговые, подвижные, игры-экспериментирования, разнообразные народные игры.
ПРАВИЛА ИГРЫ
1. Игра должна приносить радость и ребенку и взрослому.
2. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть.
3. Все задания дети должны выполнять самостоятельно.
4. Обязательно начинайте с посильных задач.
5. Воспитывайте бережливое отношение к играм.
6. Для самых маленьких оживляйте игру сказкой или рассказом.
7. Создавайте в игре непринужденную обстановку. Не сдерживайте трудовую активность ребенка.
8. Устраивайте соревнования с другими детьми и взрослыми.
9. Увлечения детей проходят «волнами», поэтому, когда у ребенка остывает интерес к игре, «забывайте» о ней на месяц-два, а потом пусть малыш «случайно» вспомнит о ней.
Источник
Правила выбора игрушек
Памятка для родителей
Дорогие родители! Ваш малыш растёт в любви и заботе?! Вы так хотите, чтобы ребёнка окружали умные, здоровье созидающие игры и игрушки, которые окажут влияние на его успешность в настоящей и будущей жизни. Но как их выбрать? Как научить ребёнка играть? Как оборудовать игровой уголок дома? Ответы на эти и другие вопросы вы найдёте далее.
Правила выбора игрушки.
Игрушка радует вас и вашего малыша, вызывает положительные эмоции.
Игрушка не утомляет и не перегружает ребёнка.
Игрушка отвечает индивидуальным особенностям развития ребёнка и его потребности в игре.
Игрушка вызывает интерес, обладает игровой динамикой, стимулирует к активному действию с ней.
Игрушка расширяет кругозор и побуждает ребёнка к познавательно-исследовательской деятельности.
Игрушка воспитывает художественный вкус ребёнка.
Дети, которые мало играют, плохо развиваются !
Основные психолого-педагогические требования к игрушке.
Игрушка вредна, если она:
провоцирует ребёнка на агрессию и жестокость
вызывает страх или тревогу
имеет грубый натурализм
унижает человеческое достоинство
вызывает психологическую зависимость в ущерб полноценному развитию ребёнка.
Игрушка полезна, если она:
безопасна
привлекательна
эстетична
соответствует возрастным возможностям ребёнка
полифункциональна ( предоставляет возможность для развития способностей ребёнка: познавательных, физических, духовных, нравственных и т.д.)
выполнена из экологически чистых материалов
упакована.
Выбранные вами игрушки разноцветны, имеют различный размер, форму и материал изготовления. Ваш ребёнок их рассматривает, исследует (ощупывает, катает, кусает, нюхает, бросает и т.д.).
Помните о звуковых, световых и двигательных эффектах, они насыщают и развивают познавательную сферу ребёнка.
Правила выбора игрушек для детей раннего возраста.
Игрушки для накопления зрительного опыта.
Игрушки для схватывания предметов различных форм.
Игрушки для нанизывания на стержень предметов различных форм, имеющих сквозное отверстие.
Игрушки для группировки предметов по величине и форме.
Игрушки для проталкивания предметов различных форм в соответствующие отверстия.
Игрушки для прокатывания.
Игрушки различной величины, формы, цвета для сравнения предметов, раскладывания фигур, резко различающихся и близких по форме.
Игрушки для размещения вкладышей разных по величине и форме в соответствующие отверстия.
Игрушки – шнуровки.
Игрушки для нанизывания предметов разного размера, цвета, формы на нитку (леску, проволоку).
Игрушки образные с различными застёгивающимися элементами.
Игрушки для развития пальчиков и совершенствования движения рук.
Мозаика.
Разрезные картинки.
Сюжетные игрушки..
Выбрать тему для игры и определить характер игровых действий ребёнку помогут игрушки различной тематической направленности.
Обустраиваем игровой уголок дома.
Игровой уголок для детей оптимально насыщаем, организуем пространство и содержание с учётом многофункциональности.
Игрушки в нём размещаем удобно и компактно, в доступном для детей месте.
Для мальчиков и девочек, начиная с четырёх лет, подбираем игрушки в соответствии предназначения их пола и возрастных особенностей.
От подбора игрового материала и его расположения в игровом уголке во многом зависит характер детской игры и её продолжительность.
В игровом уголке создаём условия для гармоничного развития личности ребёнка!
Играем вместе с ребёнком и учим его играть.
Обучаем ребёнка действиям с игрушками, усложняя их в соответствии с возрастом и имеющимся у малыша игровым опытом:
объединять в несложный сюжет,
придумывать сюжет игры самостоятельно,
развёртывать игровой сюжет в соответствии с замыслом игры,
подбирать игрушки и оборудовать место для игры в соответствии с игровым замыслом,
в ходе игры вносить изменения в игровую обстановку, убирая или пополняя разнообразными предметами или игрушками.
Играем вместе с ребёнком, принимая позицию партнёра!
Выполняем игровые действия , поясняя их смысл!
Учим ребёнка переносить знакомые действия с игрушками на новые игровые ситуации.
Обучаем ребёнка ролевым взаимодействиям:
в сюжетной игре с несколькими действующими лицами,
в индивидуальной игре с партнёрами – игрушками (проигрывать роль и за себя и за игрушку).
Оцените домашнюю игровую среду (тест)
Игровая среда интересна и вам(взрослым) и ребёнку(детям)?
В игровой среде большой выбор разнообразных развивающих игр и игрушек?
В игровой среде есть игры и игрушки для индивидуальной и коллективной игры?
Игровая среда связана с личным опытом Вашего ребёнка (новый игровой материал учитывает имеющийся у ребёнка опыт, его познавательные интересы)?
В игровой среде учтены принципы посильности требований и постепенности усложнения заданий?
Игровая среда личностно значима (игровой материал, игрушки-персонажи понятны ребёнку и их содержание отвечает основным требованиям , предъявленным к игрушкам)?
Игровая среда богата различными ситуациями?
Игровая среда позволяет ребёнку проводить различные исследования (рассматривать, ощупывать, катать, кидать, наблюдать, классифицировать, сравнивать и т.д.)?
Игровая среда позволяет строить различные, в том числе и ошибочные теории и извлекать плодотворные идеи?
Вывод: проанализируйте свои ответы. Пункты с ответом «нет» нуждаются в коррекции. Советы педагогов детского сада, консультации у специалистов помогут Вам внести изменения в домашнюю игровую среду.
Источник