Овощи ягоды и фрукты полезные продукты игры

Овощи ягоды и фрукты полезные продукты игры thumbnail

Интеллектуальная игра

Овощи, ягоды, фрукты – самые полезные продукты

2 -4 классы                                                                                                                                

Цель: знакомство с главными источниками витаминов – фруктами, ягодами и овощами и их значением для организма.

Задачи:

-формировать представления о здоровом питании; способствовать осознанию необходимости правильно питаться.

-воспитывать полезные пищевые привычки.

-развивать познавательные и творческие способности детей, речь.

Оборудование: презентация, Карточки для работы изготовлены в форме овощей и фруктов.

Ход занятия

1.Введение в тему.

 Под музыку появляется Царица Витаминка, у неё в руках корзина с овощами и фруктами.

Здравствуйте, ребята!.. Я – царица витаминных продуктов. Нам всем знакомо слово «витамины». А что оно значит? «Вита» в переводе с латинского значит «жизнь». А вы, ребята, знаете какие – нибудь витамны?

2.Сценка «Познакомьтесь с нами»: на сцену выходят ребята с табличками – названиями «А», «В», «С», «Д» – и рассказывают о том, какое они имеют значение для организма человека.

Витамин А: Я полезен для кожи, зрения, зубов, костей и встречаюсь в моркови, свёкле, картофеле, сыре.

Витамин В: Я укрепляю организм, необходим для работы нервной системы, встречаюсь в хлебе, молоке, яйцах, зелени, свинине, печени.

Витамин С: Я закаливаю организм, оказываю благоприятное действие на зубы и кости, встречаюсь в цитрусовых, помидорах, капусте.

Витамин Д: Я укрепляю костную систему и вырабатываюсь под воздействием солнечных лучей. Меня  вы можете также обнаружить в рыбе и масле.

Все эти витамины нужны вашему организму, при их недостатке организм слабеет, человек быстро устает, плохо выглядит.

I тур.

За каждый правильный ответ 1 балл

Загадки:

  1. В летнем солнечном саду

        Зреют фрукты на виду.

        Только нужно не лениться,

        Отгадать их потрудится.

        Далеко на юге где – то

        Он растет зимой и летом.

        Удивит собою нас

        Толстокожий…(ананас).

  1. Желтый цитрусовый плод

         В странах солнечных растет.

         Но на вкус – кислейший он

         А зовут его…(лимон).

  1. Вот стручок – огромный дом,

         Поселились братцы в нем,

         Каждый братец – скоморох,

         А стручок этот -…(горох).

  1.  Под землей живет семья:

          Папа, мама, деток тьма.

          Лишь копни ее немножко –

Вмиг появится….(картошка).

  1. Огурцы они как будто,

Только связками растут,

И на завтрак эти фрукты

Обезьянам подают.

                                 (Бананы)

II тур

Анаграммы. Отгадайте названия овощей, правильно расставив буквы. За каждый правильный ответ (1 балл).

АСТУПАК – капуста

ЕЛКВАС – свёкла

УЛК –лук

ОКОВМРЬ – морковь

ЛЕФОТКАРЬ – картофель

ДОРМИПО – помидор.

ЗУБРА – арбуз.

III тур

«Знатоки сказок».

 За каждый правильный ответ 1 балл

    Скажите в названии каких произведений встречаются овощи и фрукты? «Репка», «Чипполино», «Петушок и бобовое зернышко», рассказ Н.Носова «Огурцы», «Принцесса на горошине», стих-е Тувим «Овощи», рассказы Сутеева «Яблоко», «Мешок яблок».

IV тур

Закончи пословицы, соедини начало и конец стрелкой.

За каждый правильный ответ 1 балл

В здоровом теле –            

так живешь.

Щи да каша-

невелика честь.

Как жуешь,

здоровый дух.

Много есть-

пища наша.

V тур

Узнай сказку по отрывку, потому что в них идет речь об овощах и фруктах: За каждый правильный ответ 1 балл

– «Позвала внучка – жучку, тянут – потянут..»

– «Коровушка – матушка, меня бьют журят , хлеба не дают, плакать не велят…»

VI тур

Найдите название овощей, которые растут у вас на огороде.

За каждый правильный ответ 1 балл

ОТВЕТ: Морковь, помидор, огурец, тыква, лук, капуста,  перец, картофель, свёкла, дыня.

VII тур 

За каждый правильный ответ 1 балл

Подчеркните группы пищевых продуктов должны быть включены    в  рацион школьника?

  • Мясо и мясопродукты;
  • Рыба и рыбопродукты;
  • Гамбургеры.
  • Молоко и молочные продукты;
  • Чипсы и кириешки.
  • Яйца;
  • Кока кола;
  • Фрукы, ягоды и овощи;
  • Картофель фри.
  • Хлеб и хлебобулочные, макаронные изделия. Крупы,  бобовые;
  • Сахар и кондитерские изделия
  • Чупа-чупсы.

VIII тур

За каждый правильный ответ 1 балл

Как вы считаете, почему люди питаются?

Чтобы жить                                чтобы расти

Для удовольствия                        чтобы успокоиться

Чтобы получить энергию                чтобы оставаться здоровым

IX тур

Выберите слова для характеристики здорового человека:

красивый        ловкий        статный        крепкий

сутулый        бледный        стройный        неуклюжий

сильный        румяный        толстый        подтянутый 

X тур

Приготовьте традиционные русские блюда (выберите продукты, необходимые для приготовления блюда).

Борщ.

вода

капуста

лук

майонез

молоко

свекла

редис

сметана

чай

огурец

соль

чипсы

картофель

помидор

сахар

торт

Заключение.

Человеку нужно есть.

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтоб расти и развиваться,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться,

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Работа со зрителями.

  1. «Веселые вопросы»

Названия какого овоща произошло от латинского слова «капут»?        

                               (Капуста)

 Великая ягода.  (Арбуз)

 Какие овощи напоминают космическую тарелку?  (Патиссоны)                               Что без боли и печали вызывает слёзы?  (Лук)

Маленький, горький, луку брат.  (Чеснок)

Что редьки не слаще?  (Хрен)

По итальянски –тартуфель, а по-русски…(Картофель)

Какой овощ  называют вторым хлебом? (Картофель)

Каким фруктом отравили царевну из сказки А.С.Пушкина? (Яблоко)

Самая овощная сказка? (Чиполлино)

Во что превратилась карета Золушки? (В тыкву)

Что вызвало бессонницу у  принцессы? (Горошина)

Чем стрелял барон Мюнхгаузен в голову оленя? (Вишневой косточкой)

Из –за какого фрукта Адама и  Еву изгнали из рая? (Яблоко)

У какого овоща есть «глазки»? (Картофель)

Назовите «усатые» овощи? (Горох ,бобы)

  1. Ведущий. Итак, а сейчас мы проверим, полезен данный продукт или нет. Я называю продукты. Если продукт полезный вы хлопаете в ладоши, если не полезный  – топаете ногами.                              

Игра «Полезные и неполезные продукты»

•        апельсин                      

•        лимон

•        чипсы

•        свёкла

•        кока – кола

•        фанта

•        яблочный сок

•        торт

•        салат из овощей

•        рыба

•        жирное мясо

•        «Сникерс»

•        лук

•        шоколадные конфеты

  1. Ведущий.  Чтобы вырастить хороший урожай, нужно много трудиться. Вот  кая история произошла с одним садоводом.

Стихотворение Н. Кончаловской  «Про овощи».

Жил один садовод,

Он развёл огород

Приготовил старательно грядки.

Он принёс чемодан,

Полный разных семян,

Но смешались они в беспорядке.

Наступила весна,

И взошли семена –

Садовод любовался на всходы.

Утром их поливал,

На ночь их укрывал.

И берёг от прохладной погоды.

Но когда садовод

Нас позвал в огород,

Мы взглянули и все закричали:

Никогда и нигде,

Ни в земле, ни в воде,

Мы таких овощей не встречали!

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках засеяно густо,

Огорбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвёкла, чеслук и репуста.

Ведущий. Ребята, давайте поможем садоводу собрать урожай. Если вы заметили, вокруг нас развешены названия овощей, только буквы перепутались. Начнём с огорбуза – какие же овощи здесь спрятались? (огурец и дыня). Найдите их. (Дети находят названия овощей) и т.д.

Загадки

1.        Все о ней боксеры знают,

        С ней удар свой развивают.

        Хоть она и неуклюжа,

        Но на фрукт похожа…(груша).

2.        Наш лиловый господин

           Среди овощей один.

           Он французский граф де Жан,

           А по–русски – ….(баклажан).

3.        Кто разлегся среди грядки,

                  Кто играть не любит в прятки?

                  Вот Емеля – простачок,

                  Белобокий….(кабачок).

Литература

1.Жирков И. 292 загадки. Сборник загадок для маленьких и больших. Грамотей, 2008.

2.Лившиц  И. А. Природы  мудрые  советы. Иркутск  МП «Пируз», 2005.  – 527 с.  ил.

3.Уроки здоровья. А.Макеева

4..Презентации выполненные учителем.

                                                                                                                            Приложение 1

                                                             Сценка «Спор овощей»        
          Овощи: Кто из нас из овощей, и вкуснее и нужнее? Кто при всех болезнях будет всех полезней?
Хозяйка: Выскочил горошек — ну и хвастунишка!
Горошек: ( весело) Я такой хорошенький, зелененький мальчишка! Если только захочу, всех горошком угощу!
Хозяйка: От обиды покраснев, свекла проворчала…
Свекла: ( важно ) Дай сказать хоть слово мне, выслушай сначала. Свеклу надо для борща и для винегрета. Кушай сам и угощай. Лучше свеклы нет!
Капуста: ( перебивая ) Ты уж, свекла, помолчи! Из капусты варят щи. А какие вкусные пироги капустные!
Огурец: ( задорно ). Очень будете довольны, съев огурчик малосольный. А уж свежий огуречик всем понравится, конечно!
Редиска: ( скромно ). Я — румяная редиска, поклонюсь вам низко-низко. А хвалить себя зачем? Я и так известна всем!
Морковь: ( кокетливо ). Про меня рассказ недлинный: кто не знает витамины? Пей всегда морковный сок и грызи морковку — будешь ты тогда, дружок, крепким, сильным, ловким.
Хозяйка: Тут надулся помидор и промолвил строго…
Помидор: Не болтай, морковка, вздор, помолчи немного. Самый вкусный и приятный, уж конечно, сок томатный.
Лук: (заманчиво) Я — приправа в каждом блюде и всегда полезен людям.
Картошка: (скромно) Я, картошка так нужна и большим и малым.
Баклажаны: (робко) Баклажанная икра так вкусна, полезна…
Хозяйка: Спор давно кончать пора! Спорить бесполезно! Чтоб здоровым, сильным быть, надо овощи любить все без исключения, в этом нет сомнения!

                                                                                                         Приложение 2

Стихотворение Н.Кончаловской «Про овощи»

Жил один садовод,
Он развёл огород,
Приготовил старательно грядки.
Он принёс чемодан,
Полный разных семян,
Но смешались они в беспорядке.
Наступила весна,
И взошли семена –
Садовод любовался на всходы.
Утром их поливал,
На ночь их укрывал.
И берег от прохладной погоды.
Но когда садовод
Нас позвал в огород,
Мы взглянули и все закричали:
-Никогда и нигде,
Ни в земле, ни в воде
Мы таких овощей не встречали!
Показал садовод
Нам такой огород,
Где на грядках,
Засеянных густо,
Огурбузы росли,
Помидыни росли,
Редисвекла, челук и рекуста.

Источник

МБОУ «Общеобразовательная школа-интернат среднего (полного) общего образования»

Открытое занятие на районном семинаре в 1 «А» классе:

игра-соревнование

« Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты».

Провела:

учитель начальных

классов

Губанова Наталья

Николаевна

2014 г.

Игра-соревнование: Овощи, ягоды, фрукты – самые витаминные продукты.

Цели:

1. Систематизировать и расширять знания детей о здоровом питании, необходимости употребления в пищу овощей, фруктов, ягод; способствовать осознанию необходимости правильно питаться.

2.Познакомить с витаминами; раскрыть значение их для человека.

3. Развивать мотивацию здорового образа жизни.

4.Развивать интерес, наблюдательность, воображение, мышление; обогащать словарный запас.

5. Воспитывать деловые отношения при работе в группах, учить работать в коллективе, выслушивать мнения своих товарищей и принимать правильное решение.

Актуальность занятия: укрепление здоровья подрастающего поколения и формирование у школьников осознанного отношения к здоровому питанию. 

Ход занятия:

I. Организация класса.

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие, на нем присутствуют гости.. Поприветствуем гостей, которых очень рады видеть на нашей встрече своей улыбкой.

Учитель:   Я хочу начать занятие со стихотворения. 

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь!

II.Актуализация опорных знаний.

Учитель рассказывает притчу:

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».

Учитель: Закройте глаза и мысленно представьте, что у вас в руках  мотылёк: нежный, хрупкий, требующий бережного отношения. Этот мотылек можно сравнить со  здоровьем человека. И, как сказал мудрец: «Всё в наших руках». Что же в наших руках?

Дети. В руках человека его здоровье. Если не заботиться о здоровье, то  можно его загубить.

Учитель.  От чего зависит здоровье человека? (от  питания,  от занятий спортом, от образа жизни,экологии.)

III. Постановка темы и целей урока.

-Сегодня у нас игра-соревнование. Эта игра для великодушных, добрых, чутких,дружных. Вы себя такими считаете?

Значит игра для вас. Во время игры не надо ссориться, умейте уступать и признавать ошибки, проявлять, где надо находчивость.

1 конкурс.

-Давайте расшифруем тему нашего сегодняшнего соревнования (упражнение на развитие анализа и синтеза.)

-Правильно,витамины.

-А где содержатся витамины? (в овощах, ягодах, фруктах и других продуктах).

-Сегодня мы поговорим о разнообразии овощей, фруктов и их пользе, вспомним какое значение имеют витамины в жизни человека. 
– И наши команды назовём: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды».

(На столы, за которыми сидят команды, ставлю корзины с овощами, фруктами, ягодами. На доске- таблички с названиями команд)

IV. Работа над темой занятия.

-Приглашаю витамин А.

1.Витамин А: (1ученик)

Посмотрите на меня, я – витамин А. Если у вас снижается зрение, если вы в вечернее время нечетко видите предметы, у вас слабая эмаль зубов. Вам не хватает именно меня. Как же вам пополнить организм мной?

Дети: Нужно есть продукты, содержащие витамин А

Предлагаю 2 конкурс.

-Расшифруйте название овоща, ягоды и фрукта, в которых содержится Витамин А.

Учитель раздает карточки с буквами для слов:

– морковь,

-абрикос,

– шиповник.

Физминутка

Немного отдохнём.. Поиграем в игру «Вершки и корешки». Если едим подземные части (корешки) надо присесть, если наземные (вершки) встать во весь рост и вытянуть руки вверх.

Картофель, фасоль, морковь, помидор, свёкла, огурец, тыква, репа, редис, капуста, лук, кабачок, чеснок, горох, редька.

2.Витамин В.(2 ученик)

А я – витамин В. если вы слабы, у вас плохой аппетит, вы часто огорчаетесь, плачете по пустякам – вам не хватает именно меня. Чтобы вы хорошо себя чувствовали, не огорчались, не расстраивались, на лице на образовывались трещинки в уголках рта, не шелушилась кожа, вам крайне необходим я. Где же вы меня сможете найти?

Дети: Нужно есть продукты, содержащие витамин В.

Предлагаю 3конкурс. Каждая команда отгадывает загадки, отгадав их, можно узнать названия овощей, фруктов и ягод, в которых содержится витамин В.

Загадки для команды «Овощи»

Сидит дед во сто шуб одет,
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.
(Лук)

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И посыпались оттуда
Бусинки-дробинки.
(Горох)

Что копали из земли, жарили, варили?
Что в золе мы испекли, ели да хвалили?
(Картофель)

Загадки для команды «Фрукты»

Знают этот фрукт детишки,
Любят есть его мартышки.
Родом он из жарких стран
В тропиках растет …

Банан)

Этот фрукт на вкус хорош 
И на лампочку похож.
(Груша)

Круглое, румяное, 
Я расту на ветке. 
Любят меня взрослые, 
И маленькие детки.

(Яблоко)

Загадки для команды «Ягоды»

Лесная и садовая,
Душистая, медовая,
Вся розовато-красная,
Да и на вкус прекрасная.

(Земляника.)

Близнецы на тонкой ветке

Все лозы родные детки.

Гостю каждый в доме рад.

Это сладкий …

(виноград)

Сам алый, сахарный,

Кафтан зеленый, бархатный.

(Арбуз)

3. Витамин С.(3 ученик)

Я – самый популярный витамин. Я содержусь во всех свежих овощах, фруктах и ягодах. Без меня вы можете болеть часто и продолжительно, а ваш организм не будет сопротивляться. А я, рад вам помочь защититься от простудных заболеваний. Где вы меня можете найти?

Дети: Кушать продукты, которые содержат витамин С.

-Предлагаю четвертый конкурс. Игра- соревнование «Почтальон».

На доске записаны слова: овощи, фрукты, ягоды. На столе лежат карточки, на которых записаны названия овощей, фруктов, ягод. Каждая команда разносит почту своего адреса.

овощи: фрукты: ягоды:

Предлагаются следующие овощи, фрукты и ягоды (перец сладкий, редька, капуста, лимон, апельсин, мандарин, земляника, крыжовник, черная смородина).

Задача: правильно разнести почту.

Музыкальная пауза. (исполнение частушек)

1.Что-то наш Денис грустит,

Очень бледный он на вид.

На уроках он зевает –

Витаминов не хватает.

2.Стасик в счёте преуспел,hello_html_m294f35b5.jpg

Яблок много летом съел.

В яблоках железо есть –

Это нужно всем учесть.

3. А у Настеньки беда –

Не растёт совсем она.

Доктор Насте дал совет: «Ешь морковку на обед».

4.Пейте соки, ешьте фрукты!

Это вкусные продукты.

Витамины принимайте И здоровье укрепляйте.

4.Из истории появления некоторых овощей на нашем столе:

-А сейчас послушаем и узнаем из истории появления некоторых овощей на нашем столе.

Свекла.(рассказывает ученик)

Свекла – древний овощ. Люди выращивали ее две тысячи лет назад на своих огородах. Но сначала в пищу употребляли только вершки. Лишь через тысячу лет люди поняли, что корешки гораздо вкуснее. Свекла бывает кормовая (оранжевая) – для скота, столовая (красная) – для борща и салатов, а также сахарная (белая), из которой вырабатывают сахар.

Капуста.

С давних пор белокочанная капуста – народная любимица. В старину русская деревня почти круглый год кормилась капустой, которую можно заквасить и запасти впрок. Родина капусты – берега Средиземного моря. Кочан капусты похож на голову, а по-латыни голова называется капут, отсюда и произошло слово капуста.

Помидор пришел к нам из Южной Америки. Их называли “ золотые яблоки”. Сначала плоды были маленькие, как вишенки. А сейчас встречаются весом больше 1 кг.

Картофель. На нашем столе картофель появился 250 лет назад. А привезли его к нам из Южной Америки. Долгое время выращивали люди его в ботанических садах. Потребовалось 100 лет , чтобы картофель занял достойное место на нашем столе. В Европе картофель называли «земляные яблоки».

Ученые выяснили, что желательно, чтобы каждый человек потреблял в год по 100 кг фруктов. Это примерно 270 гр в день.

– Ребята, так для чего необходимо есть овощи и фрукты?

V.Рефлексия. А сейчас давайте проверим ваши знания.

 Игра «Да-нет!»

Вам мальчишки и девчонки,

Приготовила куплет.

Если мой ответ хороший

Вы похлопайте в ладоши.

На неправильный ответ

Говорите: « Нет, нет, нет!»

1. Не грызите лист капустный:

Он совсем, совсем невкусный!

Лучше ешьте шоколад,

Вафли, сахар, мармелад.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

2.Помни истину простую

Лучше видит только тот

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет!

Это правильный совет?

3. Навсегда запомните,

Милые друзья:

Не покушав сладостей,

Спать идти нельзя.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

4.От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше есть лимон

Хоть и очень кислый он!

Если мой совет хороший

Вы похлопайте в ладоши!

5.Зубы вы почистили

И идёте спать.

Захватите булочку

Сладкую в кровать.

Это правильный совет?

Дети: Нет, нет, нет!

6. Постоянно нужно есть

Для здоровья нашего

Фрукты, овощи, омлет,

Творог, простоквашу.

Если мой совет хороший,

Вы похлопайте в ладоши.

– Для чего организму нужны витамины?(Каждая команда получает схему о пользе витаминов и готовит ответ).

Вывод: Чтобы хорошо расти, хорошо видеть, иметь крепкие зубы, чтобы быть сильным, иметь хороший аппетит и не огорчаться по пустякам, реже простужаться, быть бодрым.      

-Ягоды, овощи и фрукты – основные источники витаминов и минеральных веществ. Большинство витаминов не образуются в организме человека и не накапливаются, а поступают только вместе с пищей. Вот почему ягоды, овощи и фрукты должны быть в рационе ребенка регулярно.

VI.Подведение итогов игры-соревнования.

Вручение медалей всем участникам.

Ребёнок читает стихотворение про витамины.

Витамины – просто чудо!

Сколько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут,

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

– Вы хорошо работали.

– Я желаю вам быть всегда здоровыми и вырасти сильными, высокими, смелыми и ловкими.

Источник