Отводе земельных участков для разработки полезных ископаемых

Отводе земельных участков для разработки полезных ископаемых thumbnail

Библиографическое описание:


Шайхулина, М. В. Правовые аспекты и особенности предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых / М. В. Шайхулина, Е. А. Колмакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 4 (242). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/242/55821/ (дата обращения: 27.10.2020).



Ключевые слова: полезные ископаемые, земельный участок, участок недр, горный отвод, лицензия, рекультивация.

Законодательная база, регулирующая сферу недропользования, на протяжении многих лет повергалась модификации, направленность которой заключалась в повышении контроля за рациональным использованием природных ресурсов. Согласно установленной законом процедуре, процесс предоставления многоэтапный, сложно структурированный, призванный обеспечить наиболее эффективное использование всех земельных ресурсов и уменьшить негативное воздействие на окружающую среду. В Российской Федерации происходят регулярные изменения в процедуре предоставления земель, направленные на ускорение процесса оформления документов. Процесс предоставления земельных участков для разработки полезных ископаемых значительно отличается от процедуры предоставления земель под промышленные объекты и обладает рядом особенностей.

Несмотря на то, что земля и недра неразрывно связаны, в условиях сегодняшнего законодательства существуют две отдельные отрасли права: земельное законодательство и законодательство о недрах. Как следствие, недропользователь является субъектом сразу двух самостоятельных прав: недропользования и землепользования [1]. Основным нормативно-правовым актом федерального уровня, регулирующим отношения, связанные с землей, является Земельный кодекс РФ, а регулирование отношений в сфере недропользования осуществляет Федеральный закон «О недрах».

В законодательстве описаны требования к образованию земельного участка, необходимого для недропользования. В ст. 11.9 Земельного кодекса РФ, запрещающей образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков, не распространяет это правило на случай образования земельного участка для проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых [2].

Прежде чем земельные участки смогут быть представлены для разработки необходимо провести геологические изыскания, под которыми подразумевается комплексное изучение геологических особенностей участка. Информация, полученная в результате геологических работ, является основой для разработки проектной документации.

Земельные участки для разработки полезных ископаемых предоставляются после оформления горного отвода, утверждения проекта рекультивации земель и восстановления ранее отработанных площадей. Каждое из трех приведенных условий является отличительной особенностью процедуры предоставления.

Первым и самым важным является тот факт, что земли предоставляются в качестве горного отвода — геометризованного блока недр, который выделяется в пользование предприятию, организации или учреждению для разработки месторождения полезных ископаемых [1]. Отличие между горным и земельным отводом заключается в том, что земельный отвод предоставляется контурным земельным участком, а горный отвод — это определенный горный массив. Необходимо отметить, что границы горного отвода устанавливаются по контуру залегания полезных ископаемых, а также при описании границ горного отвода указываются его верхняя и нижняя границы. Границы горного отвода устанавливаются для рационального использования, охраны недр и окружающей среды, безопасности ведения работ [3]. Принципиально важным моментом является тот факт, что право на земельный участок сохраняется до тех пор, пока действует право на горный отвод. Органом, ответственным за выдачу горноотводных актов — является Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор).

Как было отмечено, предоставление участка недр не является возможным, пока организацией не разработан проект рекультивации земель. Работы по рекультивации отработанных земельных участков осуществляются за счет недропользователя, и требуют колоссальных финансовых затрат [4]. В этой связи значительные площади остаются в непригодном для дальнейшего использования состоянии из-за халатного отношения, вызванного слабыми мерами наказания. Штрафы за невыполнение работ по рекультивации в десятки раз ниже, чем, непосредственно, проведение самих мероприятий.

Прием уже восстановленных земель осуществляет Комитет управления муниципальной собственностью, что подтверждается актом приемки.

Предоставление земельных участков для разработки месторождения осуществляется с проведением конкурсов (рис.1) или аукционов (рис.2), а результатом проведения является возможность получения лицензии на право пользования недрами, а не право заключения договора купли-продажи, аренды и тд., как в случаях, не связанных с недропользованием.

Отводе земельных участков для разработки полезных ископаемых

Рис. 1. Схема проведения конкурса на право пользования недрами

Отводе земельных участков для разработки полезных ископаемых

Рис. 2. Схема проведения аукциона на право пользования недрами

В прошлой редакции ФЗ «О недрах» в обязанности Федерального агентства по недропользованию до проведения конкурса или аукциона входило согласование с владельцем земельного участка предоставление его недропользователю на правах аренды либо путем выкупа [5]. Однако, как зачастую случалось, собственник отказывался от своего решения, и недропользователь был не в состоянии получить доступ к земельному участку, либо собственник в разы поднимал стоимость аренды или цены при выкупе [5]. В условиях нынешнего законодательства Федеральное агентство по недропользованию лишь предоставляет недропользователю информацию о владельце земельного участка, под которым находится месторождение полезных ископаемых. Законодательно предусмотрена возможность изъятия земельных участков для государственных нужд с возмещением собственникам стоимости земельных участков. Однако на этом этапе возникает проблема: в законодательстве отсутствует порядок процедуры изъятия земельного участка, находящегося над недрами у его собственника в пользу недропользователя; отсутствует обоснование цены, по которой было бы справедливо изымать землю [6]. Недоработки нормативно-правовой базы регулирования вопросов, возникающих между правообладателями на пользование недрами и владельцами земельных участков, находящимся над ними, приводит к потере времени и отсрочке начала геологического изучения недр, финансовым затратам и, в конечном итоге, не выполнению лицензионных обязательств [6].

Лицензирование деятельности — является значимой особенностью предоставления земельных участков. В соответствии с видами пользования недрами государство выдает лицензии трех видов — на геологическое изучение (поиск и оценку), разведку и добычу или лицензию, включающую геологическое изучение, разведку и добычу полезных ископаемых. Наличие лицензии — это главное основание возникновения права недропользования [7]. Последовательность действий по оформлению лицензии отображена на Рисунке 3:

Изображение выглядит как снимок экрана  Описание создано автоматически

Рис. 3. Схема оформления лицензии на право пользования недрами

После получения лицензии, с уполномоченным органом рассматриваются и согласовываются предварительные границы горного отвода. Далее создается технический проект разработки месторождения полезных ископаемых, который подлежит согласованию и экспертизе, после чего утверждается. Завершающим этапом предоставления земель является уточнение границ горного отвода, получение горноотводного акта и заключения договора аренды (рис. 4).

Изображение выглядит как объект  Описание создано автоматически

Рис. 4. Последовательность предоставления земельных участков для разработки недр

Все работы, проведенные на участке недр без оформления лицензии и горноотводного акта, считаются незаконными, облагаются штрафами, а все постройки устраняются без возмещения ущерба.

Не смотря на регулярную корректировку законодательства, остается ряд недоработанных вопросов. В первую очередь требуется введение рекомендаций по изъятию земельных участков для государственных нужд. В законодательстве указано, что земельные участки могут изыматься для государственных нужд, но не описано, что именно относится к ним относится. На сегодняшний день остается открытым вопрос: почему основанием для изъятия служит формулировка «для государственных нужд», а разработка недр осуществляется за счет недропользователя? Как было отмечено ранее, требуется ужесточение мер наказания за несоблюдение законодательства о недрах, в особенности за не проведение рекультивации. Соблюдение недропользователями требований по рациональному использованию и охране недр — неотъемлемое условие обеспечения устойчивого и эффективного развития экономики.

Литература:

  1. Семенищенков А. А. Предоставление земельных участков для строительства объектов нефтегазового комплекса, промышленности, транспорта, линий связи и электропередачи: практ. пособ. для разработки землеустроительной документации. 4-е изд.  М.: Юни-пресс, 2007. — 532с.
  2. Игнатьева И. А. Земельный участок для недропользования: ретроспектива и актуальное правовое регулирование // Российский юридический журнал.  2016.  № 2.  С. 177–195.
  3. Инструкция по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых (утв. МПР РФ 07.02.1998 N 56, Госгортехнадзором РФ 31.12.1997 N 58) (ред. от 13.07.2006) (Зарегистрировано в Минюсте РФ 13.03.1998 N 1485). [Электронный ресурс]. — Режим доступа: Система «КонсультантПлюс». https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_18140/.
  4. Сулин М. А. Территориальное землеустройство несельскохозяйственных объектов: учеб. пособие / Санкт-Петербургский государственный горный университет — СПб., 2007. — С. 79.
  5. Тельхигова М. Ш. Проблемы правового регулирования изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд для целей недропользования [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2014 г.). — М.: Буки-Веди, 2014. — С. 81–84.
  6. Ламерт Д. А. Особенности процедуры предоставления права пользования земельным участком над недрами с целью геологоразведки и добычи полезных ископаемых // Интерэкспо Гео-Сибирь. — 2015. — № 3. — С. 46–57.
  7. Никишин Д. Л. Правовой механизм предоставления недр в пользование: Дис. … канд. юрид. наук: 12.00.06 / МГЮА, — М., 2013. — 252 с.

Основные термины (генерируются автоматически): горный отвод, земельный участок, пользование недрами, участок, ископаемое, рациональное использование, геологическое изучение, горноотводный акт, земельный отвод, Федеральное агентство.

Источник

В соответствии с вашим обращением по вопросу определения границ горного отвода Федеральное агентство по недропользованию сообщает следующее.

В соответствии с ч.3 ст.11 Закона Российской Федерации от 21.02.92 N 2395-1 “О недрах” (далее – Закон Российской Федерации “О недрах”) лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий.

Согласно п.3 ч.1 ст.12 вышеназванного Закона лицензия на право пользования недрами в качестве неотъемлемой составной части содержит указание границ участка недр, предоставляемого в пользование.

Также согласно пп.3, пп.6 п.24 Административного регламента Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр, утвержденного Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315, в виде текстовых и графических приложений к бланку лицензии на пользование недрами в качестве документов, являющихся ее неотъемлемыми частями, прикладываются указание пространственных границ участка недр, предоставленного в пользование, а также пространственных границ геологического и (или) горного отвода (при наличии), схема расположения участка недр, пространственные границы участка недр, предоставляемого в пользование в виде отражения географических координат угловых точек, а также сведения об участке недр.

Согласно ч.1, ч.2 ст.7 Закона Российской Федерации “О недрах” в соответствии с лицензией на пользование недрами для добычи полезных ископаемых, строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, а также в соответствии с соглашением о разделе продукции при разведке и добыче минерального сырья участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода – геометризованного блока недр.

При определении границ горного отвода учитываются пространственные контуры месторождения полезных ископаемых, положение участка строительства и эксплуатации подземных сооружений, границы безопасного ведения горных и взрывных работ, зоны охраны от вредного влияния горных разработок, зоны сдвижения горных пород, контуры предохранительных целиков под природными объектами, зданиями и сооружениями, разносы бортов карьеров и разрезов и другие факторы, влияющие на состояние недр и земной поверхности в связи с процессом геологического изучения и использования недр.

В соответствии со ст.7 Закона Российской Федерации “О недрах” в случае предоставления лицензии на разведку и добычу минерального сырья участок недр предоставляется в виде предварительного горного отвода. После разработки технического проекта, получения на него положительного заключения государственный экспертизы согласования указанного проекта в соответствии со ст.23.2 Закона Российской Федерации “О недрах”, документы, определяющие уточненные границы горного отвода (с характерными разрезами, ведомостью координат угловых точек), включаются в лицензию в качестве неотъемлемой составной части.

Порядок установления и изменения границ участков недр, предоставленных в пользование, установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 03.05.2012 N 429.

В свою очередь, порядок оформления горных отводов установлен Инструкцией по оформлению горных отводов для разработки месторождений полезных ископаемых, утвержденной МПР России 07.02.98 N 56, Госгортехнадзором России 31.12.97 N 58 (далее – Инструкция).

Согласно п.13 Инструкции границы горного отвода устанавливаются в целях обеспечения рационального использования и охраны недр при разработке месторождений полезных ископаемых, охраны окружающей среды от вредного влияния горных работ при добыче полезных ископаемых, обеспечения безопасности при ведении горных работ, защиты интересов недропользователя и государства.

В соответствии с п.12 Инструкции уточненные границы горного отвода устанавливаются только на ту часть предоставленного в пользование участка недр, запасы полезного ископаемого которого прошли государственную экспертизу. Если лицензией на пользование недрами в целях разведки и (или) геологического изучения недр предусматривается добыча полезных ископаемых, то границы горного отвода устанавливаются в соответствии с условиями лицензии на пользование недрами.

При этом согласно п.10 Инструкции в случае необходимости изменения уточненных границ горного отвода, в пределах предоставленного при лицензировании участка недр из-за изменения условий лицензии, ее переоформления (по результатам поиска, разведки, проектных, научно-исследовательских работ и др.) документы, удостоверяющие границы горного отвода, переоформляются в органах Ростехнадзора.

Вместе с тем законодательство о недрах допускает проведение работ пользователем недр строго в границах участка недр. Согласно ч.4 ст.7 Закона Российской Федерации “О недрах” пользователь недр, получивший горный отвод, имеет исключительное право осуществлять в его границах пользование недрами в соответствии с предоставленной лицензией.

В случае, если пользователю недр предоставлен горный отвод, выходящий за пределы лицензионного участка, у него не возникает права на проведение работ за указанными в лицензии границами участка недр. Осуществление пользования недрами за пределами лицензионного участка недр не допускается.

Процедура уточнения границ горного отвода не является изменением границ участка недр и не влечет за собой расширения границ лицензионного участка.

Согласно п.4 Инструкции при предоставлении в установленном порядке лицензии на пользование недрами устанавливаются предварительные границы горного отвода по согласованию с территориальными органами Ростехнадзора. Уточненные границы горного отвода устанавливаются после рассмотрения технического проекта разработки месторождения полезных ископаемых (проекта проведения опытно-промышленных или геолого-разведочных работ), прошедшего в установленном порядке согласование, экспертизу и утверждение.

Отмечаем, что горноотводный акт, удостоверяющий уточненные границы горного отвода, может оформляться в качестве дополнения к лицензии на право пользования недрами.

Согласно абз.3 п.37 Административного регламента внесение изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр осуществляется по взаимному согласию пользователя недр и Роснедр или его территориального органа осуществляется при возникновении обстоятельств, существенно отличающихся от тех, при которых лицензия была предоставлена.

Согласно абз.2 п.38 вышеназванного Административного регламента основанием для начала осуществления административных процедур в рамках исполнения государственной функции по осуществлению внесения изменений и дополнений в лицензию на пользование участками недр является заявка пользователя недр с просьбой о внесении изменений и дополнений в лицензию на пользование недрами.

Отмечаем, что иного порядка для внесения изменений или дополнений в лицензию на право пользования недрами законодательством не предусмотрено. В связи с этим для включения документов, удостоверяющих границы уточненного горного отвода, в качестве неотъемлемой составной части пользователю недр необходимо подать заявку в порядке, установленном Административным регламентом.

Принимая во внимание вышеизложенное, добыча полезных ископаемых допускается только в границах участка недр, предоставленного в пользование в установленном порядке. Уточнение границ горного отвода не связано с изменением границ участка недр, в связи с чем, как до, так и после включения документов, уточняющих горный отвод, в состав лицензии на право пользования недрами, осуществление добычи полезных ископаемых в границах уточненного горного отвода, но за пределами лицензионного участка, не допускается.

Заместитель Руководителя
Е.В.Штейников

Электронный текст документа
подготовлен ЗАО “Кодекс” и сверен по:
официальный сайт Управления
Росприроднадзора по Саратовской области
www.rpn-saratov.ru (сканер-копия)
по состоянию на 13.01.2015

Источник