Отношение к общественно полезной деятельности к труду

Отношение к общественно полезной деятельности к труду thumbnail

Бобоева Рисолат Козихужаевна
«Воспитание положительного отношения детей к общественно-полезному труду и развитие трудовых навыков» (из опыта работы)

Воспитание положительного отношения детей к общественно-полезному труду и развитие трудовых навыков в младшей группе.

Труд — важнейшая составляющая человеческой жизни. И материальные, и культурные ценности создаются благодаря труду. Воспитывать у детей любовь и уважение к труду необходимо с самого раннего детства. И роль дошкольных образовательных учреждений в этом важном процессе велика.

Трудовое воспитание дошкольников является одной из важнейших задач дошкольного образовательного учреждения (ДОУ). Работу в этом направлении мы начинаем с первых дней пребывания детей в детском саду.

Понимая огромную роль труда в воспитании подрастающего поколения, в своих работах часто затрагивали эту тему К. Д. Ушинский, А. C. Макаренко, В. A. Сухомлинский, Н. К. Крупская.

Важное значение трудовому воспитанию придавал К. Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей.Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть ни достойной, ни счастливой». “Свободный труд нужен человеку сам по себе для развития и поддержания человеческого достоинства”

В. А.Сухомлинский писал: «Труд становится великим воспитателем, когда он входит в жизнь наших воспитанников, даёт радость дружбы и товарищества, рождает новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека».

Цели и задачи трудового воспитания

Основной целью трудового воспитания детей младшей группы, с учётом их возрастных особенностей, является формирование положительного восприятия труда и умения выполнять посильные трудовые действия.

Приучать малышей к труду следует с самого раннего возраста. Задачи трудового воспитания в младшем возрасте не столь обширны, как в старшем, но не менее важны. И от того, сумеем ли мы привить уважение и любовь к труду малышам третьего и четвёртого года жизни, зависит их отношение к важнейшей составляющей человеческой деятельности в последующем.

Задачи трудового воспитанияв младшей группе ДОУ:

1. Знакомить детей с профессиями, людей которых они видят в ближайшем окружении (воспитатель, помощник воспитателя, продавец, строитель, водитель, врач,парикмахер, медсестра, повар).

Мы указываем на связь между профессиями, и инструментами, материалами, которыми пользуются в процессе труда работники разных профессий (Чтобы помощник воспитателя принесла еду ей нужны кастрюли, чайник и т. д.).

2. Формировать навыки самообслуживания, поддерживать в чистоте и опрятности тело, одежду. Мы их учим осмотреть одежду, вытереть нос платочком, рот после еды салфеткой, застегнуть молнию на одежде. Если эти операции вызывают трудности, детей учим обратиться к взрослым с просьбой о помощи, используя вежливые слова.

3. Развивать и поддержать интерес детей к труду взрослых, желание помочь, соблюдать чистоту и порядок. Мы должны поощрять такие проявления. Конечно, иногда воспитателю или няне проще сделать определённую работу (полить цветы, расставить тарелочки с деталями аппликации) самим, но раз-второй отказав малышу в его стремлении сделать что-то самостоятельно, мы рискуем навсегда погасить в маленьких помощниках огонёк трудолюбия, что является серьёзной педагогической ошибкой. На протяжении дня возникает много ситуаций, в которых можно привлечь к несложному трудовому действию, и мы с помощником воспитателя стараемся использовать их по максимуму (поставить на место игрушку, сложить одежду на стульчик, в шкаф, поднять обронённый мусор и т. д.).

Стремление ребёнка к соблюдению чистоты и порядка достойно похвалы. 4. Формировать у детей представления о необходимости и значимости труда, вызывать чувство радости и удовлетворения от произведённых трудовых действий: Если мы не польём цветы, они завянут. Давайте вместе уберём игрушки, в нашей группе станет чисто, красиво. Воспитывать трудолюбие, организованность и старательность при выполнении порученных действий, самостоятельность и инициативность, аккуратность, опрятность, бережное отношение к результатам своего и чужого труда.

5. Работа с родителями. Трудовое воспитание малышей в детском саду невозможно без тесного взаимодействия с семьями воспитанников. Поэтому мы придумали комплекс мероприятий по работе с родителями: групповые и подгрупповые беседы, стенгазеты, папки передвижки, плакаты, тематических папок и т. д. Например. Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны», папка-передвижка «Труд в жизни ребенка» и т. д. Важно, чтобы не только воспитатели, но и родители приучали малыша к самостоятельности и труду.

Виды и приёмы трудового воспитания детей младшей группы

Самообслуживание. Сюда входят умывание, раздевание и одевание на прогулку, ко сну, пользование туалетом, пользование носовым платком, полотенцем, салфеткой, аккуратный приём пищи. У детей мы начинаем развивать умения обслуживать себя, добиваясь аккуратности и тщательности выполнения необходимых действий, самостоятельности, формируем привычку к чистоте и опрятности. Все это требует терпения, настойчивости и доброжелательности, поддержки детей в их порой тщетных усилиях. Руководя самообслуживанием детей, я индивидуально общаюсь с каждым ребенком, устанавливаю с ним разнообразные контакты, поддерживаю его положительное эмоциональное состояние. Во время режимных моментов использую беседы, игровые ситуации,потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико», «Надо, надо умываться», «Мыльные перчатки», Каждая ножка в своем домике», «Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться». Называя предметы одежды и ее частей, необходимые действия, мы расширяем словарь детей. Они ощущают заботу о себе, проникаются чувством любви и доверия к взрослым, их обслуживающим.

Общественно-полезный труд: поддержание порядка в групповой комнате, раздевалке, спальне, выполнение поручений по столовой, то есть дежурство (расставить стаканчики для салфеток, хлебницы, разложить ложки).В своей группе ребятам даем поручения по подготовке занятий: расставить тарелочки с раздаточным материалом, доски для лепки, подставки для кисточек и пр., а по окончания занятия собрать их и сложить в определённое место. При этом мы стараемся обязательно оценивать нравственную сторону трудового участия детей: “Юля и Миша хорошо помогли Галине Михайловне, какие молодцы!”, “Соня – девочка аккуратная, всегда старательно убирает игрушки, наводит порядок!” Такие оценки вызывают у детей желание подражать сверстникам, способствуют формированию представлений о том, как следует поступать в подобных случаях. Проводим с детьми занятия «Путешествие в страну посуды», «Мишка моет посуду», «Инструменты – помощники человека».

Труд в природе. Трудовое воспитание осуществляется главным образом в процессе ознакомления малышей с доступными явлениями, происходящими в природе. Мы как воспитатели планомерно сообщаем детям знания и формируем необходимые умения. Объясняя и показывая материал, способы действия направляем деятельность детей на достижение результата, используя при этом показ действий. повышения выносливости, развития способности к физическому усилию. Дети под нашим контролем могут поливать растения, протирать крупные листья влажной губкой, рыхлить землю в горшочках, высаживать лук на перо, сеять в ящики крупные семена (тыквы, фасоли, гороха, подкармливают зимующих птиц. Руководя трудом малышей, мы называем растения, их части, производимые в труде действия; это расширяет детский словарь, активизирует его.

Труд детейдошкольного возраста в детском саду организуется в трех основных формах: в форме поручений, дежурств, коллективной трудовой деятельности.

Поручения – это задания, которые мы эпизодически даем одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Они являются основной формой трудовой деятельности в младшей группе. Поручение дает нам- воспитателямвозможность индивидуализировать приемы руководства детьми: одному помочь, другого научить, третьему оказать поддержку, одобрить. Поручения, которые мы даем детям индивидуальны, конкретны и просты, содержат в себе одно-два действия (разложить ложки на столе, принести игрушку, снять с куклы платье для стирки и, т. д.). Такие элементарные задания включают детей в деятельность, направленную на пользу коллектива, в условиях, когда они еще не могут организовать труд по собственному побуждению. Выполнение трудовых поручений способствует формированию у детей интереса к труду, чувства ответственности за порученное дело. Ребенок должен сосредоточить внимание, проявить волевое усилие, чтобы довести дело до конца и сообщить воспитателю о выполнении поручения.

Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. И хотя мы должны детей в младшей группе, начиная со второго полугодия, поочередно включать в разные виды дежурств, мы их уже учим дежурить. В процессе выполнения поручений дети приобретают навыки, необходимые для накрывания на стол, становятся к концу года более самостоятельными при выполнении работы. В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями,необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности и т. д. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развиваются самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

Формируя у детей навыки самообслуживания, мы проводим беседы с родителями, уделяя особое внимание на то, что бы они чрезмерно не опекали своих детей. На родительских собраниях и в индивидуальных беседах мы советуем привлекать детское внимание к труду, бытовой технике, имеющейся в доме, побуждать к участию в процессах уборки, приготовлении пищи, стирки и в других бытовых процессах, обсуждать с ребенком, как лучше выполнить домашнюю работу. Проделанная работа приводит не только к совершенствованию умений и навыков детей, необходимых в повседневной жизни, но и развивает у детей самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям.

Поскольку дети ещё очень малы, их внимание рассеянно, неустойчиво, нам следует с особой тщательностью отбирать приёмы мотивации к труду и руководства деятельностью воспитанников.

Наиболее эффективными приёмами являются:

Наблюдение. Известно, что у детей третьего года жизни очень высоко развита подражательность, а основным видом деятельности является предметная. Наблюдая за тем, как взрослые действуют, используя разнообразные предметы, малыш повторяет за ними и тем самым учится новому навыку. Поэтому мы часто организуем наблюдения за работой няни, дворника, воспитателя,которые выполняют простые и понятные малышам действия: накрывают на стол, подметают дорожки, поливают цветы и т. д. Наблюдение за трудом няни развивает представление детей о людях, которые заботятся о них, воспитывает чувство благодарности и желание помочь

Показ. С наблюдением тесно связан показ. Этот приём мы используем постоянно в течение дня при выполнении всех режимных моментов, поскольку малыши ещё не могут выполнять действия самостоятельно, по памяти. Перед мытьём рук мы закатываем рукава своей одежды, а потом помогаем это сделать детям. Пользуясь мылом, стряхивая с рук воду, вытираясь полотенцем, мы делаем это так, чтобы всем ребятам было хорошо видно и понятно, что следует делать.

Пояснение. Кроме показа, необходимо также пояснение. Детям нужно в простой и понятной форме сообщить, зачем выполняется то или иное действие, в чём его польза,каков будет результат: «Если вы повесите одежду каждый на свой стульчик, то она не помнётся и после сна её будет легче найти»

Художественные произведения. Также помогают быстрее запомнить порядок выполнения действий и приучают малышей к аккуратности, опрятности художественные произведения. Использование художественные произведения — очень удачный приём, если произведение не слишком длинное и подходит к режимному моменту (одевание, раздевание, умывание и т. д.). Мы выбрали такие произведения К. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе», А, Барто, П. Барто «Девочка чумазая», Л. Воронкова «Маша растеряша».Например, в русской народной потешке «Тили-бом! Тили-бом!» с детьми разговаривали о взаимовыручке и поддержке друг другу.

Создание игровых и сюрпризных моментов. К детям приходит любимая игрушка (мишка, кукла, просит помочь, научить мыть руки, одеваться, аккуратно складывать вещи. Или вдруг появляется новая яркая расчёска, украшенная пышным бантом, и сообщает, что она пришла расчесать всех кукол в группе. И дети вместе с воспитателем причёсывают кукол, поправляют им наряды, красиво рассаживают в игровом уголке.

Создание проблемных ситуаций. Игровой персонаж озвучивает детям проблему. Например, зайка приходит очень грустный и сообщает, что от него ушли все игрушки, а в беседе выясняется, что герой не умеет складывать и ставить игрушки на место. Ребята вызываются помочь ему, научить, как это правильно делать.

Дидактическая игра. После озвучивания проблемной ситуации решить еёвозможно в ходе дидактической игры: дети «учат» персонажа мыть руки, складывать игрушки, выполнять другие трудовые действия в играх «Волшебный мешочек», «Игрушки, по местам!», «Что для чего», «Что за чем?», «Что умеют наши ручки» и других.

Рассказывание поучительных историй, составленных самим воспитателем. Они также должны быть не длинными, нагруженными информацией, а короткими и обращаться к непосредственному опыту детей: «Сегодня утром я нашла в раздевалке на полу варежку. Она плакала, потому что её забыли положить в шкаф. Я подняла её, положила на место и пообещала, что наши дети никогда не будут бросать свои вещи на пол, или посмотрите, кто-то уронил куклу Катю на пол, подними, пожалуйста, Полина посади её на место».

Поощрение — самый действенный и необходимый в раннем и младшем дошкольном возрасте приём. Поощрение — отличный приём трудового воспитания, поэтому не стоит скупиться на похвалу детям за аккуратность и тягу к чистоте. Хвалить детей необходимо за каждое малое достижение, и даже в случае неудачи нужно найти положительное: «Сегодня ты старался застегнуть пуговицы, и у тебя почти получилось! Мы с тобой немножко потренируемся, и скоро ты сможешь застегнуть их все! Зато рубашку ты сам надел, молодец!» Поощряя ребёнка, мы закрепляем в его памяти, что труд связан с успехом. Это формирует у детей положительное отношение к труду в общем и вызывает желание выполнять трудовые действия в дальнейшем.

Воспитание трудовой деятельности у детей младшего дошкольного возраста – это, на мой взгляд, один из самых важных результатов работы в детском саду. Именно в этом возрасте закладывается фундамент по формированию нравственно-трудовых качеств.

Зная особенности организации труда, владея методами и приёмами с детьми младшего дошкольного возраста, в воспитанниках активно развиваются такие качества личности, как трудолюбие, гуманность, уважение к труду сверстников и взрослых, к результатам их труда. Кроме того, у них формируется чувство дружбы, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, сознательность и т. д.

На данный момент я замечаю, что появились положительные результаты в отношение детей к труду.

Например:- дети проявляют интерес к участию в трудовой деятельности;

– объединяются подгруппами; – доводят начатое дело до конца.

Литература

1. Программы «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: Мозаика-синтез, 2019г.

2. Буре Р. С., Година Г. Н. Учите детей трудиться. М., 1983. -54 с.

3. Куцакова Л. В., Нравственно-трудовое воспитание ребёнка дошкольника. М., 2003. -140с.

4. Дыбина О. В., Ознакомление с предметным и социальным окружением. -М. ; Мозаика- синтез, 2017г.

Источник

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник