Открытый урок на тему полезные ископаемые

Открытый урок на тему полезные ископаемые thumbnail

Открытый урок по предмету «Окружающий мир»

Автор :

Нажмудинова Замира Тельмановна,

учитель начальных классов МКОУ «Какинская СОШ»

Тема: Полезные ископаемые.

Цели: сформировать представление учащихся о полезных ископаемых, их свойствах, использовании; привить любовь к окружающему миру.

Задачи:

1. Познакомить с разнообразием полезных ископаемых и областями их добычи, применения.

2. Раскрыть значение полезных ископаемых  для человека.

3. Развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, оценивать.

4. воспитывать умение работать в группе, выполнение роли в группе.

Оборудование: коллекция полезных ископаемых, смайлики.

Ход урока

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе начались уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим сразу все к работе.

2. Актуализация знаний. (Проверка домашнего задания).

– В качестве проверки задания я предлагаю вам тесты.

1.Какой из перечисленных предметов можно назвать «невидимкой»?

а) почва

б) воздух

в) вода

2. Что относится к искусственным телам природы?

а) человек

б) книга

в) дерево

3. Скорость и направление ветра определяют …

а) флюгером

б) компасом

в) часами

 4. Кусочки льда в виде горошин – это …

а) снежинки

б) град

в) дождь

5. Какие из свойств не являются свойством воды?

а) безвкусная

б) текучая

в) имеет форму

1. Дождь, град, снег – это …

а) части воздуха

б) слои воздуха

в) осадки

2. На метеорологических станциях наблюдают за …

 а) состоянием природы

б) состоянием погоды

в) состоянием человека

3. Сохранить чистоту воздушной среды помогает …

а) разведение животных

б) озеленение

в) выхлопные газы автомобилей

4. Явления природы:

а) река

б) снег

в) солнце

5. Вода – это…

а) тело

б) вещество

в) явление

1. Вода, выходящая из–под земли – это…

а) родник

б) колодец

в) арасан

2. Вблизи рек и озер нельзя возводить хозяйственные постройки, чтобы …

а) не тревожить водных обитателей

б) не уменьшать уровень воды

в) не засорять воду отходами

3. Где быстрее испаряется вода?

а) в лесу

б) в поле

в) в пустыне

4.Какое течение имеют горные реки?

а) быстрое, бурное

б) медленное, спокойное

в) степенное, важное

5.Какую воду использует человек для своих нужд?

а) Из морей

б) из рек

в) из океанов

 Самопроверка тестов учениками.

 Взаимопроверка, поменяйтесь в парах и проверьте друг друга.

3. Мотивация и постановка целей урока:

– Как вы понимаете значение слов «копать», «польза»? (Заслушиваются все варианты ответов) Во время обсуждения ответов в группах 2 ученика по выбору учителя в толковых словарях находят значение данных слов. Ответы зачитываются:

Копать – разрыхлять; отваливая землю, делать углубления; отваливая землю, доставать, извлекать;

Польза – выгода, хорошие последствия.

– Теперь примените данные сведения из словарей для пояснения темы урока «Полезные ископаемые» (Каждая группа дает свой ответ)

– Сегодня на уроке нам предстоит найти научный ответ на вопрос «Что такое полезные ископаемые?». Обсудите в группах, а что еще вам было бы интересно узнать по данной теме. (Заслушиваются вопросы групп и записываются учителем на доске. Например: «Откуда берутся полезные ископаемые?» «Из чего они состоят?» «Много ли их на Земле?» «Есть ли полезные ископаемые в нашей местности?» и др.)

– На все эти вопросы мы постараемся ответить на данном уроке. А сейчас я предлагаю вам поиграть в известную игру «Верите ли вы, что…» (У каждого ученика таблица, в которой он знаками «+» или «-» напротив номера с утверждением отмечает свое согласие или несогласие).

Утверждения:

1. Полезные ископаемые надо всегда «выкапывать» из земли.

2. Дерево является полезным ископаемым.

3. Есть полезные ископаемые, которые лежат у нас под ногами.

4. Полезные ископаемые могут быть белого цвета.

5. Полезные ископаемые могут гореть.

6. Полезные ископаемые могут находиться в жидком состоянии.

– В течение урока вы будете обращаться к таблице, и видеть насколько были правы.

hello_html_59c74d21.jpg

4. Изучение нового материала.

– У каждого из вас лежит листок с текстом. Вы прочитаете этот текст. Во время чтения ставьте на полях пометки:

«+» – уже знал

«-» – новое

« ?» – не понял

Текст

Что называется полезными ископаемыми.

Живёте ли вы в городе, или в сельской местности, в повседневной жизни встречаетесь со многими видами полезных ископаемых. Вы пробовали есть пищу без соли? Конечно, нет. Применяемая нами поваренная соль придаёт пище определённый вкус. А задумывались ли вы когда-нибудь, откуда берётся соль?

Вам, наверное, приходилось наблюдать, как строят дома. Сначала закладывают фундамент. Для этого нужны бетон и камни. На фундамент накладывают кирпичи, которые скрепляются между собой цементным раствором. Затем стены штукатурят, белят. Таким образом, для постройки домов, заводов и фабрик используется огромное количество камня, песка, глины и извести. Всё это добывается из земли.

Для приготовления пищи и отапливания помещений, для работы заводов, фабрик, электростанций, различных видов транспорта расходуется топливо: каменный уголь, нефть, горючий газ, торф, горючий сланец.

Для изготовления предметов домашнего обихода, различных машин, самолётов, станков, строительства железных дорог, мостов нужны металлы. Их получают из руд, извлекаемых из недр земли.

Для получения хорошего и большого урожая в почву ежегодно вносятся миллионы тонн удобрений.

Миллионы лет природа создавала и накапливала полезные ископаемые. Многие из них возникли в результате действия воды, ветра и солнца. Другие образовались из остатков растений и животных. Некоторые появились в результате извержения вулканов или были принесены реками в море и в виде осадка выпали на дно. За миллионы лет накопились в земле известные нам полезные ископаемые – уголь, нефть, газ, металлы, известняк, песок, глина и многие другие

Читайте также:  Самое полезное масло для лица и тела

Всё это извлекается из земли и приносит пользу человеку. Поэтому все природные богатства, которые люди добывают и земли или с её поверхности и используют в хозяйстве, называются полезными ископаемыми. Места, где они сосредоточены в количествах, достаточных для разработки, называется месторождениями полезных ископаемых.

Каждый год из земли добываются целые горы полезных ископаемых, но используется не всё. Часть их теряется при добыче, обработке и перевозке. Можно посадить лес, уничтоженный пожаром, или построить питомник для редких животных. На восстановление запасов угля, нефти, газа потребуется миллионы лет поэтому сейчас учёные получают новые вещества, заменяющие подземные богатства. Для сохранения полезных ископаемых используют вторичное сырьё. Это металлолом, стеклянные бутылки и банки. В сборе вторичного сырья вы можете принять участие. Этим вы поможете сохранить полезные ископаемые.

Проверка понимания прочитанного:

– Что из прочитанного было знакомо?

– Что нового узнали для себя из текста?

– У кого есть вопросы?

– Что осталось непонятным?

Практическая работа. Учитель показывает коллекцию полезных ископаемых.

 5. Закрепление изученного материала. Работа по учебнику.

– А сейчас ребята откройте учебники на странице 86.

Самостоятельно прочитайте информацию, которая дана нам в учебнике.

– Рассмотрите внимательно схему и запомните, на какие группы делятся полезные ископаемые. Назовите эти группы. (Твёрдые, жидкие, газообразные).

hello_html_m193e048b.jpg

hello_html_6ea24572.jpg

– О полезных ископаемых этих групп мы узнаем на следующих уроках.

Итог урока:

У каждого из вас на столе лежат по 3 стикера. Заполните, пожалуйста, их: что вы знали, хотите узнать, узнали.

Знаю Хочу Узнал

узнать

6. Рефлексия:  

– Какова была цель урока? (узнать, что такое полезные ископаемые).

– Как вы думаете, мы достигли своих целей, мы выполнили те задачи, которые стояли перед нами? (Да)

– А что мы узнали?

7. Домашнее заданиес. 86, читать; узнать, как используют в нашей области полезные ископаемые .

– Молодцы, ребята. Все хорошо сегодня поработали.

Источник

Урок по теме: Кладовые Земли (полезные ископаемые).

Цель: Реализация деятельностно-компетентностного подхода в организации учебного процесса.

Задачи: ознакомление учащимся с полезными ископаемыми, расширение представления об их использовании, начать формирование умений определять полезные ископаемые по их основным признакам.

Развитие речи, логического мышления учащихся, умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитание бережного отношения к природе, уважения к труду людей, занятых в добыче полезных ископаемых.

ХОД УРОКА

1.Организация урока.

Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни.

  М. Пришвин

Очень часто богатством, сокровищами мы называем золото, серебро, драгоценные камни, но в недрах земли хранятся и другие богатства.

-Как они называются? ( полезные ископаемые).Слайд 1 «Полезные ископаемые»

-В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? ( в твёрдом, жидком и газообразном).Слайд 2 «В твердом, жидком, газообразном»

 – Наша страна очень богата полезными ископаемыми. Россия занимает 1-е место в мире по добыче полезных ископаемых.

2. Операционно-содержательный этап. 

Коллективная работа.

Сегодня нам предстоит путешествия в недра земли, которые хранят в себе многочисленные природные богатства, и называются они полезными ископаемыми. Что такое “недра”?

Недра Земли – это то, что находится под земной поверхностью.. Слайд 3 «Недра Земли»

Скажите, что означает выражение “разработка недр”?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте глубоко под землей добывают полезные ископаемые – уголь, руду и другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная. Им приходится спускаться вниз на несколько десятков метров. Шахтер знает, что его работа связана с большим риском. Мы должны преклоняться перед трудом этих людей. Слайд 4 «Шахтеры»

Попробуем выполнить работу шахтера и поработаем группами -бригадами

Подойдите возьмите образцы полезных ископаемых.

 -Отгадайте загадки: ( Отгадки демонстрируются образцами из коллекции минералов.)

 1.Он очень прочен и упруг,

 Строителям -надёжный друг:

 Дома, ступени, постаменты

 Красивы будут и заметны. (Гранит)

 2. На кухне у мамы

 Помощник отличный.

 Он синим цветком

 Расцветает от спички. (Газ)

 3.Без неё не побежит

 Ни такси, ни мотоцикл,

 Не поднимется ракета

 Отгадайте, что же это? (Нефть)

 4. Оно варилось долго

 В доменной печи,

 На славу получились

 Ножницы, ключи. (Железная Руда)

 5.Если встретишь на дороге,

 То увязнут сильно ноги.

 А сделать миску или вазу-

 Она понадобится сразу. (Глина)

 6.Покрыают им дороги,

 Улицы в селении,

 А ещё он есть в цементе.

 Сам он удобрение. (Известняк)

 7.Он чёрный, блестящий,

 Людям помощник настоящий.

 От него кругом светло,

 Помогает плавить стали,

 Делать краски и эмали. (Уголь).

Работа в группах

У.А как называют тех людей, которые занимаются поисками полезных ископаемых

Д.Геологи     Слайд 5 «Геологи»

– А почему они ископаемые? И почему полезные? Попробуем ответить в конце урока.

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

Польза – хорошие, положительные последствия, выгода.

 Копать – 1) разрыхлять, отваливать, отделяя и приподнимая

 2) отваливая землю, делать углубления

– Из каких слов состоит выражение «полезные ископаемые»?

 -Выражение «полезные ископаемые» состоит из слов «польза» и «копать»?

 -Как вы понимаете значение слов «польза», «копать»? ( копать с пользой).

Практическая работа учащихся. Попробуем поработать геологами  Слайд 6 «Виды полезных ископаемых) Работа в группах, создание и защита проекта.

Строительство: гранит, песок, глина, известняк. (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

Читайте также:  Полезно ли бегать по утрам мнение врачей

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли. (гранит)

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.(  Глина)

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________. (известняк)

Топливо (каменный уголь, торф, нефть,газ).  (подберите слова полезных ископаемых к отрасли в которой они необходимы)

1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. (каменный уголь)

2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. (торф)

3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. (Нефть)

4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.( Природный газ )

Металлы: железная руда, золото.

1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду. (Железная руда )

2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений (Золото).

Картинный диктант

-Чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование. Кстати, кто такие исследователи? ( это учёные, которые занимаются открытием чего-то нового). Слайд  6 Исследователи

 –А можем ли мы назвать себя исследователями?

 -Так что же будет предметом нашего исследования? ( Полезные ископаемые)

 –Верно, предметом нашего сегодняшнего исследования будут полезные ископаемые

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ.

 -Я предлагаю вам провести исследовательскую работу с помощью инструктивной карточки.

 Название полезного ископаемого________________________

 Твёрдое или жидкое _________ _________________________

 Цвет _______________________________________________

 Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

 Прозрачное или непрозрачное __________________________

 Горючее или негорючее ________________________________

 Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

 – Давайте проверим, как вы выполнили работу.

-Каждый командир подготовил презентацию про своё полезное ископаемое и мы сейчас посмотрим что ещё добили наши исследователи и дополним их рассказ своим исследованием.

 – Молодцы! Но геологи должны быть не только умными, но и физически закаленными. Сделаем перерыв в нашей исследовательской работе и проведем физкультминутку.

Проблема: «Необходимы нам полезные ископаемые ?»

Предметы исследования: полезные ископаемые.

Предположения: 1) да, необходимы; 2) нет.

 Игра «А что у вас?»

Задание: К иллюстрациям объетов (кухня, народное хозяйство, строительство) прикрепить образец полезного ископаемого.

 Представьте, как изменится наша жизнь, если вдруг исчезнут все полезные ископаемые:

I группа – на кухне

II группа – в строительстве

III – в народном хозяйстве

4. Самостоятельная работа. Индивидуальная работа.Тест

 – А теперь, из следователей превращаемся в геологов, вы отправляетесь в самостоятельный поиск.

 – Возьмите на столе карточку для самостоятельной работы.

 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

 1) врачи;

 2) геологи;

 3) строители.

 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

 1) песок, глина;

 2) гранит, торф;

 3) каменный уголь, поваренная соль.

 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

Читайте также:  Нерудные полезные ископаемые месторождения в украине

 1) оловянная и медные руды;

 2) каменный уголь, природный газ;

 3) графит, сера.

 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 1) мрамор, гранит;

 2) природный газ, нефть;

 3) золото,

 5.3ачем мы собираем металлолом?

 1) мы сохраняем запасы руды;

 2) очищаем территорию от мусора;

 3) участвуем в соревновании между классами.

 – Проверьте, правильно ли вы выполнили это задание.

– А теперь переверните листики. Закрасьте звездочку красным цветом, если вы выполнили работу верно, синим – если допустили ошибки.

Возьмите красный карандаш, и там где верный ответ нарисуйте себе красную звездочку.Если звездочек будет 5 значить получаете «5», если 4 значить «4»

На доске правильные ответы.

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Слово “____________” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. ____________состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями _____________. Цвет ______________зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется __________ в горных регионах, в глубинах земли.

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2.Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. ___________ состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому____________, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая ________________ обладает связывающим свойством.

_______________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

3. Образовался из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение. Разновидность ________________.

Я  геолог

1.Миллиарды лет назад я был высоким могучим деревом и горделиво возвышался над моими низкорослыми собратьями. Но случилось несчастье. Сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное, черное вещество и думал, что в таком состоянии придётся находиться вечно. Как вдруг однажды пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним. И от счастья превратился в весёлый горячий огонь. С этих пор я обогреваю жильё, привожу в движение машины и даю моему другу лекарство, чтобы он был всегда здоров. Я твердый, но хрупкий, непрозрачный, плотный, горючий, чёрного цвета, тону в воде. Применяюсь, как топливо для жилых помещений, на заводах, фабриках, железных дорогах; из моей смолы делают лекарство. _________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2.Это полезное ископаемое состоит из остатков вымерших растений. Его можно назвать ступенькой в процессе получения угля. Добывается на болотах. Болотные растения разлагаются и выделяют большое количество углерода. Через несколько лет после такого разложения образуется коричневая смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и есть ____________. Когда воду выкачивают из такого болота, ____________можно разрезать на куски, просушить и обжигать. _______________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

3.А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми полезными ископаемыми. Бегут по дорогам автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся тепловозы. Плавно рассекая воды, плывут корабли. Какое полезное ископаемое помогает человеку привести в движение эти машины? Это ______________.

Чтобы ее достать пробуривают узкие скважины, в которые опускают трубы. По ним _____________выкачивают огромными насосами и выливают в специальные нефтехранилища. ________________.

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

4.Многие видели, как голубым пламенем горит на кухне ________. Это тоже полезное ископаемое. Из него получают пластмассы, каучук, из которого изготавливают резину. Он бесцветен, с еле ощутимым запахом, но быстро воспламеняется. При горении выделяет много тепла. От его месторождений проводят трубопроводы на много километров, по которым он поступает в крупные города и поселки.

_________________________________

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

1.Плотное мелкозернистое вещество. Мелкие кусочки __________притягиваются к магниту. Добывают открытым способом и в шахте, где залегает глубоко. Пласты взрывают и ковшом черпают в образовавшемся карьере руду

Я  геолог

На карточке вставить пропущенное слово,так чтобы описание подходило

2. Встречается в природе почти исключительно в самородном состоянии, главным образом в виде мелких зёрен, вкраплённых в кварц или содержащихся в кварцевом песке. В небольших количествах ________встречается в сульфидных рудах железа, свинца и меди. Следы его открыты в морской воде. Крупные месторождения _________находятся в  Южной Африке, на Аляске, в Канаде и Австралии. Широко используют для изготовления  дорогостоящих украшений.

Карточка исследователя

Название полезного ископаемого________________________  Твёрдое или жидкое _________ _________________________

Цвет _______________________________________________

Плотное или рыхлое (или пластичное)______________ ______

Прозрачное или непрозрачное __________________________

Горючее или негорючее ________________________________

Применение (в строительстве, топливо, для получения металлов)___________________________________

Самостоятельная  работа.

 1. Люди, какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?

 1) врачи;

 2) геологи;

 3) строители.

 2.Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?

 1) песок, глина;

 2) гранит, торф;

 3) каменный уголь, поваренная соль.

 3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?

 1) оловянная и медные руды;

 2) каменный уголь, природный газ;

 3) графит, сера.

 4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?

 1) мрамор, гранит;

 2) природный газ, нефть;

 3) золото,

 5.3ачем  собирают  металлолом?

 1) мы сохраняем запасы руды;

 2) очищаем территорию от мусора;

 3) участвуем в соревновании между классами.

Источник