Открытая разработка рудных месторождений полезных ископаемых

Открытая разработка рудных месторождений полезных ископаемых thumbnail

Основные элементы карьера

При отрытой разработке месторождение, как правило, разделяется на отдельные горизонтальные слои, обычно с учетом однородности полезного ископаемого или пустых пород. В процессе проведения горных работ горизонтальные слои приобретают ступенчатую форму. Толщу горных пород, разрабатываемую самостоятельными средствами выемки и транспорта, называют рабочим уступом.
Площадь уступа, на которой расположено транспортное и другое оборудование, предназначенное для разработки, называется рабочим горизонтом; число рабочих горизонтов в карьере равно числу рабочих уступов.
Совокупность откосов и площадок отдельных уступов, ограничивающих выработанное пространство в карьере, называется бортом карьера. Площадка самого нижнего уступа называется подошвой карьера; линии пересечения борта карьера с земной поверхностью или с подошвой карьера соответственно называют верхним или нижним контурами карьера. Различают рабочие и нерабочие борта карьеров; горные работы по добыче полезного ископаемого производятся в рабочих бортах, по уступам нерабочих бортов часто транспортируются горные породы из карьера.
По своему назначению различают рабочие площадки уступов, на которых размещается основное горное оборудование, и нерабочие площадки, оставляемые между уступами для повышения устойчивости откосов карьера (предохранительные бермы). Ширина рабочих площадок обычно изменяется в пределах от 10 до 60 м, достигая в некоторых случаях 100 м.
Поперечный разрез и план рабочей площадки уступа с размещенным на ней добычным и транспортным оборудованием изображены на рис. 206.

Открытая разработка рудных и нерудных месторождений

Нерабочие площадки устраиваются относительно узкими ширина их часто составляет всего 10—20% высоты уступа.
Высота уступа выбирается в зависимости от однородности толщи горных пород, их устойчивости и применяемого для отбойки оборудования в пределах от 3 до 20 м. Углы откосов уступов выбираются в зависимости от устойчивости горных пород от 40 до 80°.
Глубина карьеров в настоящее время достигает сотен метров; проектная глубина отдельных действующих карьеров установлена в 450—600 м.
При установлении максимальной глубины карьера (нижней границы карьера, при которой открытая разработка будет являться целесообразной), а также при решении вопроса о выборе способа разработки месторождения (открытого или подземного) производятся соответствующие технико-экономические расчеты.
При этих расчетах вводится понятие так называемого коэффициента вскрыши, представляющего отношение количества пустых (вскрышных) пород, удаляемых при открытой разработке месторождения, к единице добытого полезного ископаемого. В угольной промышленности обычно пользуются коэффициентом вскрыши, определяемым по объему удаляемых пустых пород, ,приходящемуся на 1 т угля, т. е. размерность коэффициента вскрыши будет выражаться в м3/т; в горнорудной промышленности пользуются объемным коэффициентом вскрыши, определяемым из соотношения объема породы и объема полезного ископаемого (м3/м3).
Пользуясь коэффициентом вскрыши и стоимостными показателями добычи полезного ископаемого подземным и открытым способом, а также вскрышных работ, можно установить границу экономичности применения открытой разработки месторождений.
Производственная мощность карьеров принимается весьма различной в зависимости от запасов разрабатываемого месторождения и меняется от десятков тысяч до миллионов тонн в год; из некоторых карьеров за год выдается до 30 млн. т и более полезного ископаемого.

Основные производственные процессы при открытой разработке месторождений

Выемка горных пород. Выемку горных пород из массива в карьерах три производстве работ по вскрытию, вскрышных или очистных работ можно вести с применением взрывчатых веществ и без них. Выбор первого и второго способов зависит от механических свойств горных пород. В скальных породах при отбойке применяют взрывные работы. Специфика открытой разработки придает некоторые особенности этому технологическому процессу и механизации взрывной отбойки — работы могут вестись в больших масштабах, отсутствуют стесняющие условия подземных выработок, сохраняются относительная однотипность и постоянство форм и размеров забоя и пр.
Тем не менее, для взрывной отбойки горных пород применяются те же способы, с которыми мы ознакомились ранее, а именно: отбойка зарядами BB, размещенными в шпурах; отбойка зарядами BB, размещенными в скважинах и редко в горных выработках.
Наиболее распространен в карьерах метод отбойки горных пород зарядами в скважинах, пробуренных станками шарошечного бурения (рис. 207).
Скважины на уступе располагают в один или реже в два ряда, диаметр их 150—300 мм, глубина чаще всего изменяется в пределах от 10 до 20 м (глубина скважины обычно на 10—12% больше высоты уступа; этот перебур обеспечивает лучшее разрушение породы около подошвы уступа), а расстояние между скважинами — в пределах 4—6 м.
Для бурения скважин в кварцитах находят применение станки огневого бурения.
Выемку и погрузку горных пород в карьерах ведут экскаваторами. Экскаваторы — механическая лопата применяют для выемки слабых и рыхлых пород; они также являются основным оборудованием в карьерах для ,погрузки скальных горных пород, предварительно разрыхленных с помощью взрывчатых веществ. Драглайны, многочерпаковые и роторные экскаваторы применяют в карьерах, главным образом для выемки мягких и рыхлых, а при хорошем рыхлении и для скальных пород.

Открытая разработка рудных и нерудных месторождений

Канатные, колесные скреперы и бульдозеры относятся к средствам малой механизации выемки горных пород; в карьерах небольшой производительности они могут являться основным горным оборудованием, а на крупных карьерах их используют главным образом на различных вспомогательных работах.
Транспортировка горных пород приоткрытой разработке от забоя до места разгрузки является весьма важной производственной операцией. Объем перемещаемых пород может составлять, как уже указывалось, миллионы и десятки миллионов кубометров в год. Расстояние транспортировки меняется от сотен метров до нескольких километров. Основными видами карьерного транспорта являются железнодорожный, автомобильный и конвейерный.
Наибольшим распространением пользуется железнодорожный транспорт. Подвижной состав состоит из металлических полувагонов и локомотивов. Полувагоны, применяемые на карьерах, приспособлены для автоматической их разгрузки; одни из них являются саморазгружающимися (вагоны-самосвалы, называемые часто думпкарами), другие (гондолы) разгружаются в опрокидывателях,
Грузоподъемность вагонов достигает 100 т и более. Наиболее употребительным видом локомотивов являются электровозы; весьма удобными для карьеров локомотивами являются тепловозы и особенно дизель-электровозы.
В карьерах небольшой производственной мощности применяется узкоколейный (750 мм) железнодорожный транспорт.
Карьерные железнодорожные пути разделяются на стационарные и передвижные; первые сохраняют свое первоначальное положение постоянно или в течение длительного срока, вторые должны периодически перемещаться в процессе проведения горных работ.
Передвижку путей обычно ведут механическим путем, наиболее целесообразным способом передвижки пути в карьере является переноска его отдельными звеньями с помощью кранов.
Автомобильный транспорт получил широкое применение на вскрышных работах, а на добычных работах он используется главным образом в карьерах средней производственной мощности. Порода перевозится в автосамосвалах и прицепах большой грузоподъемности (до 120 т).
Надлежащее устройство и содержание автодорог в карьере является обязательным условием производительной и экономичной работы автотранспорта. По сравнению с железнодорожным этот вид транспорта характеризуется большей маневренностью и менее жесткими условиями к профилю транспортных путей, однако при значительных грузопотоках и больших расстояниях транспортировки он менее экономичен.
Для транспортировки торных пород в карьерах используются также ленточные конвейеры. Этот вид транспорта, применимый при подъемах до 20°, обеспечивает непрерывность процесса транспортировки из карьера и большую ее производительность. В сочетании с добычными машинами непрерывного действия он используется в прогрессивной поточной технологии горных работ.
Конвейерный транспорт успешно применяется в комбинации с автомобильной доставкой горных пород от забоя до места погрузки на конвейер.
Отвальные работы. При вскрышных работах из забоя необходимо удалять большое количество пустых пород, эти породы можно размещать или в выработанном пространстве карьера, образуя так называемые внутренние отвалы, или за пределами карьера — внешние отвалы. Размещение пустых пород во внутренних отвалах экономичнее: при этом породы могут перемещаться на сравнительно короткие расстояния и без подъема их на земную поверхность. Устройство внутренних отвалов возможно при открытой разработке пластовых, пластообразных и линзообразных не очень мощных залежей. Выемка полезного ископаемого в них ведется сразу на всю мощность; в других случаях приходится устраивать внешние отвалы. Внешние отвалы стараются располагать недалеко от карьера, однако с учетом того, чтобы они впоследствии не оказались в пределах контура карьера. Для размещения отвалов целесообразно использовать рельеф местности — овраги, впадины и т. п. На ровной поверхности отвал создается за счет подъема транопортных путей над землей, для этого сооружаются первоначальные насыпи соответствующей высоты.
Во внутренние отвалы порода может перемещаться экскаваторами, отвалообразователями, представляющими собой металлические конструкции на рельсовых или гусеничных тележках и оборудованные ленточными конвейерами, а также в автосамосвалах и вагонах.
Во внешние отвалы порода в основном перемещается железнодорожным или автомобильным транспортом.
Для размещения породы в отвалах и придания отвалам необходимых контуров применяются экскаваторы, отвальные плуги, бульдозеры и оборудование гидромеханизации.
Помимо работ по размещению пустых пород, на отвалах производят работы по переноске транопортных путей, перемещение которых необходимо осуществлять по мере наращивания откосов отвала.

Читайте также:  Полезные вещи для собак своими руками

Вскрытие месторождений

Как уже упоминалось, вскрытие месторождений, подлежащих разработке открытым способом, производится в основном траншеями. Однако в некоторых случаях вскрывающими выработками могут служить и подземные горные выработки и, наконец, иногда месторождение может быть вскрыто без проведения горных выработок.
Траншеи, вскрывающие месторождение, могут располагаться за пределами контура карьера или внутри его, в соответствии с чем они называются внешними или внутренними. Внешние траншеи (рис. 208, а) проводятся с земной поверхности вне карьера до его -проектируемого борта на уровне нижней рабочей площадки вскрываемого горизонта. Внутренние траншеи (рис. 208, б) проводятся с земной поверхности или с уровня вышележащего ранее вскрытого горизонта но (проектируемому борту карьера вплоть до уровня нижней рабочей площадки вскрываемого горизонта.
Траншеи делятся на вскрышные (проходимые для вскрыши месторождения) и добычные (для производства очистных работ) .

Открытая разработка рудных и нерудных месторождений

Бестраншейное вскрытие применяется при разработке главным образом небольших месторождений в тех случаях, когда грузотранспортная связь между рабочими горизонтами карьера и земной поверхностью осуществляется с помощью специальных видов оборудования, транспортирующего горную породу в своих рабочих органах (канатными скреперами, кабельными «ранами, ленточными конвейерами).
Вскрытие подземными выработками — вертикальным стволом с квершлагами (рис. 209, а), наклонными стволами, штольнями (рис. 209, б) применяется при разработке месторождений, залегающих на косогорах или на значительной глубине, при которой вскрытие траншеями становится нецелесообразным.

Системы открытой разработки месторождений

При открытом способе добычи полезных ископаемых под системой разработки понимается комплекс вскрышных, добычных и других работ, осуществляемых в определенном порядке в пространстве и времени.
Среди основных производственных операций открытых горных работ преобладающую роль обычно играет перемещение пустых пород вскрыши. Ниже приведена классификация систем открытой разработки месторождений, основным классификационным признаком которой является способ перемещения пустых пород в карьере:
I класс — системы разработки с перевалкой вскрышных город;
II класс — системы разработки с перевозкой вокрышных пород;
III класс — системы разработки с перевалкой и с перевозкой вскрышных пород;
IV класс — системы разработки с незначительным объемом вскрышных работ.
На рис. 210, а представлена система разработки с перевалкой пород во внутренний отвал непосредственно вскрышными экскаваторами. Эта система применяется преимущественно для разработки неглубоких тонких и средней мощности пластовых и пластообразных залежей. В качестве вскрышных экскаваторов (выполняющих в то же время и функции отвальных) применяются механические лопаты с удлиненными стрелами и рукоятями или драглайны.
На рис. 210, б представлена система с так называемой «кратной» перевалкой вскрыши. При данной системе вскрышные экскаваторы перемещают породу в выработанное пространство, откуда часть ее отвальными экскаваторами перемещается в верхние отвалы.

Читайте также:  Что нужно есть полезного во время беременности

Открытая разработка рудных и нерудных месторождений

Данную систему разработки применяют тогда, когда параметры вскрышных экскаваторов недостаточны для перемещения породы в отвал. Вскрышные работы выполняются механическими лопатами или драглайнами, а перевалка пород — обычно драглайнами, которые располагаются на отвалах.
На рис. 210, в изображена схема системы разработки с перевалкой вскрыши отвалообразователями. В данной системе процесс выемки пород отделен от процесса их перемещения. Первый выполняется вскрышными экскаваторами, второй — специальными машинами — отвалообразователями. Системы с перевалкой вокрыши отвалообразователями применяются для разработки пластовых или пластообразных горизонтальных или весьма пологих залежей, имеющих большие запасы полезного ископаемого.
На рис. 210, г представлена система разработки с перевозкой породы на внутренние отвалы, применяемая для глубоко расположенных месторождений и представленных горизонтальными или пологими залежами, имеющими значительные размеры по простиранию. Перемещение породы от забоя до отвала осуществляется в железнодорожных вагонах или в самосвалах.
На рис. 210, д дана система разработки с перевозкой вскрыши на внешние отвалы. К данной системе прибегают в тех случаях, когда по условиям залегания рудных тел (залежей) расположение внутренних отвалов исключается, что имеет место при разработке крутых, наклонных и очень мощных горизонтальных залежей, а также месторождений, расположенных на косогоре.
Транспортировка пород на внешние отвалы производится обычно в железнодорожных вагонах или автосамосвалах. Расстояния перевозок достигают значительных величин.
На рис. 210, е представлена система разработки с перевозкой вокрыши на внутренние и внешние отвалы, применяющаяся тогда, когда по условиям работ часть породы представляется возможным разместить в выработанном пространстве, а некоторое количество ее приходится транспортировать во внешние отвалы.
На рис. 210, ж, з изображены системы с перевалкой и перевозкой вскрыши, называемые иногда комбинированными. При первой из этих систем производится частичная перевалка пород, и перевозка остальной части пород во внутренние отвалы при второй системе перевалка части пород во внутренние отвалы сочетается с перевозкой остальной части пород на внешние отвалы.
В отдельную группу выделяются системы разработки с незначительным объемом вcкрыши; один из вариантов этой системы представлен на рис. 210, и.

Охрана природы при открытой разработке месторождений

Горнодобывающая промышленность оказывает огромное влияние на окружающую среду — истощаются минеральные богатства земных недр, меняется рельеф поверхности, обедняется флора, загрязняются вода и воздух.
Нарушение земной поверхности является главным образом следствием открытой разработки месторождений. Карьеры и отвалы ежегодно уменьшают земельный фонд страны примерна на 35 тыс. га. Мероприятия по водопонижению приводят к изменению кадастра почвенных вод на больших площадях KMA и ряда других месторождений.
В настоящее время в процессе разработки месторождений и после нее осуществляется ряд горнотехнических мероприятий рекультивации земель: при вскрышных работах производится раздельная выемка и складирование почвенно-растительного слоя и неплодородных пород; породным отвалам придается такая конфигурация, при которой возможно последующее использование рекультивируемых земель для возделывания сельскохозяйственных культур, создания пастбищ и лесопосадок.
Поверхность отвалов перекрывается слоем гумусированных пород из штабелей, образованных при выемке почвенно-растительного слоя, или привозимых с других мест. Восстановление плодородия почв достигается за счет ряда агротехнических мероприятий, отвечающих вновь сложившимся топографическим, почвенным и биологическим условиям.
Горные выработки карьеров по окончании разработки месторождений могут использоваться для различных целей — искусственных водоемов, зон отдыха и т. п.

Источник

ОТКРЫ́ТАЯ РАЗРАБО́ТКА МЕСТОРОЖ­ДЕ́НИЙ, спо­соб до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых, при ко­то­ром про­цес­сы вы­ем­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на по­верх­но­сти Зем­ли (в от­кры­тых гор­ных вы­ра­бот­ках – карь­е­рах). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пенью из­вле­че­ния по­лез­ных ис­ко­пае­мых из недр, воз­мож­но­стью дос­ти­же­ния бoль­шей (по срав­не­нию с шахт­ной до­бы­чей) про­из­водств. мощ­но­сти пред­при­ятия. Гл. тре­бо­ва­ния к О. р. м. – ком­плекс­ное ос­вое­ние всех ре­сур­сов ме­сто­ро­ж­де­ния и ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды. По по­ло­же­нию за­ле­жи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го от­но­си­тель­но зем­ной по­верх­но­сти раз­ли­ча­ют ме­сто­ро­ж­де­ния по­верх­но­ст­но­го (рас­по­ло­жен­ные на по­верх­но­сти или по­кры­тые не­боль­ши­ми на­но­са­ми), глу­бин­но­го (зна­чи­тель­но ни­же гос­под­ствую­ще­го уров­ня по­верх­но­сти), на­гор­но­го (на воз­вы­шен­но­сти или скло­не го­ры) и на­гор­но-глу­бин­но­го (час­тич­но рас­по­ло­жен­ные на го­ре или гор­ном скло­не) ти­пов. Осн. гор­ные вы­ра­бот­ки О. р. м. – ка­пи­таль­ные тран­шеи, обес­пе­чи­ваю­щие до­ступ к по­лез­но­му ис­ко­пае­мо­му, и раз­рез­ные тран­шеи, под­го­тав­ли­ваю­щие карь­ер­ное по­ле к вскрыш­ным и до­быч­ным ра­бо­там.

Осн. тех­но­ло­гич. про­цес­сы О. р. м. вклю­ча­ют: под­го­тов­ку гор­ных по­род к вы­ем­ке – их от­де­ле­ние от мас­си­ва с при­ме­не­ни­ем взрыв­ных тех­но­ло­гий или ме­ха­нич. рых­ле­ния; по­груз­ку (экс­ка­ва­цию) гор­ной мас­сы в сред­ст­ва карь­ер­но­го транс­пор­та и её пе­ре­ме­ще­ние из за­бо­ев до пром. пло­щад­ки и от­ва­лов; раз­ме­ще­ние вскрыш­ных по­род в от­ва­лах.

Открытая разработка рудных месторождений полезных ископаемых

Открытая разработка месторождений. Применение взрывной технологии для отделения горных пород на Михайловском ГОКе (Железногорский район Курской области).

ИПКОН

При О. р. м. безо­пас­ная, эко­но­мич­ная и наи­бо­лее пол­ная вы­ем­ка всех ви­дов по­лез­ных ис­ко­пае­мых обес­пе­чи­ва­ет­ся пра­виль­но вы­бран­ной сис­те­мой раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ния, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­ет оп­ре­де­лён­ный по­ря­док вы­пол­не­ния гор­но-под­го­то­вит., вскрыш­ных и до­быч­ных ра­бот. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в РФ по­лу­чи­ла раз­ра­бо­тан­ная Н. В. Мель­ни­ко­вым клас­си­фи­ка­ция сис­тем О. р. м. по спо­со­бу пе­ре­ме­ще­ния пу­стых по­род вскры­ши в от­ва­лы и ти­пу при­ме­няе­мо­го об­ору­до­ва­ния: бес­транс­порт­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы не­по­сред­ст­вен­но экс­ка­ва­то­ра­ми; транс­порт­но-от­валь­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы при по­мо­щи пе­ре­движ­ных транс­порт­но-от­валь­ных ус­та­но­вок; спе­ци­аль­ная – вскрыш­ные по­ро­ды уда­ля­ют­ся ко­лёс­ны­ми скре­пе­ра­ми, с по­мо­щью средств гид­ро­ме­ха­ни­за­ции и др.; транс­порт­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся на внут­рен­ние или внеш­ние от­ва­лы сред­ст­ва­ми карь­ер­но­го транс­пор­та; ком­би­ни­ро­ван­ная – вскрыш­ные по­ро­ды верх­них ус­ту­пов уда­ля­ют карь­ер­ным транс­пор­том, а по­ро­ды с ниж­них ус­ту­пов пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы не­по­сред­ст­вен­но экс­ка­ва­то­ра­ми или при по­мо­щи пе­ре­движ­ных транс­порт­но-от­валь­ных ус­та­но­вок. По клас­си­фи­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ной В. В. Ржев­ским, сис­те­мы О. р. м. в за­ви­си­мо­сти от по­ло­же­ния ра­бо­чей зо­ны и на­прав­ле­ния пе­ре­ме­ще­ния фрон­та гор­ных ра­бот де­лят: на сплош­ные, при­ме­няе­мые для до­бы­чи ру­ды из го­ри­зон­таль­ных или по­ло­го­падаю­щих за­ле­жей (от­ва­лы вскрыш­ных по­род раз­ме­ща­ют в вы­ра­бо­тан­ной час­ти карь­е­ра или за его пре­де­ла­ми); уг­лу­боч­ные – при раз­ра­бот­ке на­клон­ных и кру­тых за­ле­жей (вскрыш­ные по­ро­ды раз­ме­ща­ют толь­ко во внеш­них от­ва­лах); сме­шан­ные (со­че­та­ют осо­бен­но­сти сплош­ных и уг­лу­боч­ных сис­тем) – для раз­работ­ки ме­сто­ро­ж­де­ний в слож­ных то­по­гра­фич. и гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях. Клас­си­фи­ка­ция сис­тем на ос­но­ве ре­сур­сос­бе­ре­гаю­щих и ма­ло­от­ход­ных тех­но­ло­гий с при­ме­нени­ем но­вых ви­дов гор­но­го и транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния, пред­ло­жен­ная К. Н. Тру­бец­ким, под­раз­де­ля­ет тех­но­ло­гич. схе­мы О. р. м. на цик­лич­ные (13 схем) и цик­лич­но-по­точ­ные (5 схем) спо­со­бы про­из-ва гор­ных ра­бот.

Читайте также:  Как и чем полезна рыба камбала

О. р. м. вклю­ча­ет под­го­то­вит., ос­нов­ной гор­но-строи­тель­ный, экс­плу­та­ци­он­ный и за­клю­чит. пе­рио­ды. В под­го­то­ви­тель­ный пе­ри­од в пре­де­лах карь­ер­но­го по­ля ве­дут­ся ра­бо­ты по под­го­тов­ке тер­ри­то­рии (вы­руб­ка ле­са, кор­чёв­ка пней, от­вод рек, осу­ше­ние ме­сто­ро­ж­дения, пе­ре­нос ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. трасс, воз­ве­де­ние спец. скла­дов, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-бы­то­вых и ком­му­наль­ных со­ору­же­ний, ме­ха­нич. мас­тер­ских, де­по, га­ра­жей, про­кла­ды­ва­ние транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций, се­ти во­до­снаб­же­ния и ка­на­ли­за­ции). В ос­нов­ной гор­но-строи­тель­ный пе­ри­од осу­ще­ст­в­ля­ют­ся гор­но-ка­пи­таль­ные ра­бо­ты по со­ору­же­нию ка­пи­таль­ных и раз­рез­ных тран­шей (см. Вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ния), про­во­дят­ся дре­наж­ные и осу­шит. ра­бо­ты, ве­дёт­ся мон­таж осн. гор­но­го, транс­порт­но­го и тех­но­ло­гич. обо­ру­до­ва­ния, воз­во­дят­ся пром. зда­ния, обо­га­тит. со­ору­же­ния, скла­ды для го­то­вой про­дук­ции и др.

Наи­бо­лее про­дол­жит. этап О. р. м. – экс­плуа­та­ция ме­сто­ро­ж­де­ния. Пла­но­мер­ная вы­ем­ка и пе­ре­ме­ще­ние гор­ных по­род обес­пе­чи­ва­ют­ся ком­плек­сом гор­но­го транс­порт­но­го и вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ния. Вы­бор средств ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции за­ви­сит от при­род­ных (кре­пость гор­ных по­род, фор­ма за­ле­га­ния по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­вия, кли­мат, рель­еф и т. п.), тех­но­ло­ги­че­ских (сис­те­ма раз­ра­бот­ки, схе­ма вскры­тия, ре­жим гор­ных ра­бот и др.), тех­ни­че­ских (вы­емоч­но-по­гру­зоч­ное обо­ру­до­ва­ние, транс­порт, эле­мен­ты сис­тем раз­ра­бот­ки), ор­га­ни­за­ци­он­ных (го­до­вой и су­точ­ный ре­жи­мы ра­бот, сро­ки строи­тель­ст­ва и др.) и эко­но­ми­че­ских (раз­мер ка­пи­таль­ных за­трат, се­бе­стои­мость про­дук­ции, про­из­во­ди­тель­ность тру­да, раз­мер при­бы­ли и др.) фак­то­ров. Ком­плекс­ная ме­ха­ни­за­ция гор­ных раз­ра­бо­ток обес­пе­чи­ва­ет не­раз­рыв­ность транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций от за­бо­ев до пунк­тов раз­груз­ки, а отд. ма­ши­ны и ме­ха­низ­мы (бу­ро­вые, вы­емоч­но-по­гру­зоч­ные, транс­порт­ные, от­валь­ные, вспо­мо­га­тель­ные), вхо­дя­щие в ком­плект обо­ру­до­ва­ния, долж­ны со­от­вет­ст­во­вать друг дру­гу по мощ­но­сти, про­из­во­ди­тель­но­сти и др. осн. па­ра­мет­рам. От­ли­чит. осо­бен­ность ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот – на­ли­чие раз­гру­зоч­но-при­ём­ных пунк­тов, рас­по­ла­гае­мых в оп­ре­де­лён­ных мес­тах, как пра­ви­ло на весь срок от­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ния. Эти пунк­ты вклю­ча­ют в се­бя дро­биль­но-сор­ти­ро­воч­ные ус­та­нов­ки, раз­ме­щае­мые не­по­сред­ст­вен­но в карь­е­ре и на бор­тах. Осн. тре­бо­ва­ние, предъ­яв­ляе­мое к ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот, – обес­пе­че­ние рав­но­мер­ной и бес­пе­ре­бой­ной по­да­чи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го на пе­ре­ра­бот­ку.

Ком­плек­сы для ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот раз­ли­ча­ют по ви­ду вхо­дя­ще­го в них обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет вид тех­но­ло­гии гор­ных ра­бот: цик­лич­ная, при ко­то­рой все осн. про­цес­сы осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ком­плек­сом обо­ру­до­ва­ния цик­лич­но­го дей­ст­вия; цик­лич­но-по­точ­ная – пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ме­не­ние ком­плек­сов с обо­ру­до­ва­ни­ем цик­лич­но­го и не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия; по­точ­ная – осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ком­плек­сов, в ко­то­рых в ка­че­ст­ве осн. гор­но­транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся ма­ши­ны не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия.

За­клю­чи­тель­ный пе­ри­од экс­плуа­та­ции ме­сто­ро­ж­де­ний – вос­ста­нов­ле­ние на­ру­шен­ных при О. р. м. зе­мель и воз­вра­ще­ние их для по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния: пла­ни­ров­ка от­ва­лов, на­не­се­ние на них поч­вен­но­го слоя (пред­ва­ри­тель­но сня­то­го при вскрыш­ных ра­бо­тах), вос­ста­нов­ле­ние и бла­го­ус­т­рой­ст­во вы­ра­бо­тан­но­го про­стран­ст­ва карь­е­ра (см. Ре­куль­ти­ва­ция зе­мель). При раз­ра­бот­ках ме­сто­ро­ж­де­ний по­верх­но­ст­но­го ти­па гор­но­тех­нич. ре­куль­ти­ва­ция мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в про­цес­се экс­плуа­та­ции.

Эф­фек­тив­ность О. р. м. оце­ни­ва­ет­ся сис­те­мой тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­лей – об­щих (при­быль, рен­та­бель­ность, ка­че­ст­во гор­ной про­дук­ции) и спе­ци­аль­ных (ко­эф. вскры­ши, се­бе­стои­мость по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, экс­плуа­тац. за­тра­ты, ка­пи­таль­ные за­тра­ты, про­из­во­ди­тель­ность тру­да и ко­эф. ис­поль­зо­ва­ния гор­но­транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния). Для О. р. м. ср. ко­эф. вскры­ши (от­но­ше­ние все­го объ­ё­ма вскры­ши в кон­ту­ре карь­е­ра ко все­му объ­ё­му по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го) со­став­ля­ет 4–5 м3/м3 (ред­ко 10 м3/м3); та­кие зна­че­ния ко­эф. вскры­ши га­ран­ти­ру­ют рен­та­бель­ность это­го ви­да раз­ра­бот­ки.

Открытая разработка рудных месторождений полезных ископаемых

Открытая разработка месторождений. Алмазодобывающий карьер «Мир» (Якутия, Россия).

О. р .м. про­шла длин­ный ис­то­рич. путь – от вы­ем­ки про­дук­тив­ной за­ле­жи, на­хо­дя­щей­ся пря­мо на зем­ной по­верх­но­сти, и сня­тия слоя по­кры­ваю­щих по­род с по­мо­щью при­ми­тив­ных гор­но­про­ходч. ин­ст­ру­мен­тов и зем­ле­рой­ной тех­ни­ки (6–5-е тыс. до н. э.) до по­яв­ле­ния в 21 в. карь­е­ров глу­би­ной бо­лее 350 м, ос­на­щён­ных мощ­ны­ми бу­ро­вы­ми стан­ка­ми и экс­ка­ва­то­ра­ми, боль­ше­груз­ны­ми ав­то­са­мо­сва­ла­ми. О. р. м. – осн. на­прав­ле­ние раз­ви­тия гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти в РФ, этим спо­со­бом до­бы­ва­ют 80–93% руд чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов, око­ло 64–66% уг­ля, прак­ти­че­ски 100% строит. гор­ных по­род. О. р. м. по­зво­ля­ет соз­да­вать мощ­ные ком­плек­сы по до­бы­че и пе­ре­ра­бот­ке же­лез­ных руд. Так, в РФ на 5 наи­бо­лее круп­ных карь­е­рах – Ле­бе­дин­ском, Ми­хай­лов­ском, Стой­лен­ском, Кос­то­мукш­ском, Се­вер­ном Кач­ка­нар­ском (про­из­во­ди­тель­ность ка­ж­до­го по сы­рой ру­де св. 20 млн. т в год) до­бы­ва­ет­ся ок. 70% же­лез­ной ру­ды, на 3 др. карь­е­рах – Ков­дор­ском, Глав­ном и За­пад­ном Кач­ка­нар­ских (про­из­во­ди­тель­ность ка­ж­до­го бо­лее 10 млн. т в год) – св. 16% об­щей до­бы­чи. Про­ектная глу­би­на карь­е­ров: Ле­бе­дин­ско­го 450 м, руд­ни­ка «Же­лез­ный» Ков­дор­ско­го 850 м, Ми­хай­лов­ско­го 450 м, Оле­не­гор­ско­го 435 м и Стой­лен­ско­го 470 м. Про­ект­ная глу­би­на за­ру­беж­ных карь­е­ров: же­ле­зо­руд­но­го Пол­тав­ско­го ГОКа 700 м (Ук­раи­на), мед­но­руд­ных «Бин­гем» 900 м (США) и «Гас­пе» 546 м (Ка­на­да), зо­ло­то­руд­но­го «Му­рун­тау» 950–1000 м и мед­но­руд­но­го «Каль­ма­кыр» 660 м (Уз­бе­ки­стан).

К наи­бо­лее круп­ным в РФ О. р. м. руд цвет­ных ме­тал­лов и зо­ло­та от­но­сят: карь­ер Олим­пиа­дин­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния зо­ло­та, Сор­ский мо­либ­де­но­вый карь­ер, карь­ер «Эр­дэ­нэт» со­вме­ст­но­го рос.-монг. пред­при­ятия; осн. рай­оны О. р. м. ал­ма­зов – карь­ер «Мир» в Яку­тии, уг­ля – Ба­чат­ский карь­ер в Куз­нец­ком уголь­ном бас­сей­не в Зап. Си­би­ри, гор­но-хи­мич. сы­рья – карь­е­ры ОАО «Апа­тит» на Коль­ском п-ове и др.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия О. р. м. свя­за­ны с оп­ти­ми­за­ци­ей па­ра­мет­ров гор­ных ра­бот и обо­ру­до­ва­ния, при­ме­не­ния тех­ни­ки не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия, ком­плекс­ным ос­вое­ни­ем недр, пе­ре­хо­дом на боль­шие глу­би­ны (до 1000 м), ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем ав­то­ма­ти­зир. сис­тем и ме­то­дов управ­ле­ния, вне­дре­ни­ем ре­сур­сос­бе­ре­гаю­щих, ма­ло­от­ход­ных и ре­сур­со­вос­про­из­во­дя­щих гео­тех­но­ло­гий.

Источник