Открытая разработка месторождений твердых полезных ископаемых

Открытая разработка месторождений твердых полезных ископаемых thumbnail

Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.

Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.

К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.

Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.

Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.

Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.

Карьерный экскаватор

При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели  R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.

Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.

Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.

Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала. 
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика  SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.

Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.

В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того,  обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.

Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.

Карьерный комбайн

На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину  фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.

Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.

На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.

Карьерный самосвал

Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели  Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.

Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.

Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.

Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.

Дробильное оборудование

Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование. Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.

Источник: https://proteh.org/

Источник

ОТКРЫ́ТАЯ РАЗРАБО́ТКА МЕСТОРОЖ­ДЕ́НИЙ, спо­соб до­бы­чи по­лез­ных ис­ко­пае­мых, при ко­то­ром про­цес­сы вы­ем­ки осу­ще­ст­в­ля­ют­ся на по­верх­но­сти Зем­ли (в от­кры­тых гор­ных вы­ра­бот­ках – карь­е­рах). Ха­рак­те­ри­зу­ет­ся вы­со­кой сте­пенью из­вле­че­ния по­лез­ных ис­ко­пае­мых из недр, воз­мож­но­стью дос­ти­же­ния бoль­шей (по срав­не­нию с шахт­ной до­бы­чей) про­из­водств. мощ­но­сти пред­при­ятия. Гл. тре­бо­ва­ния к О. р. м. – ком­плекс­ное ос­вое­ние всех ре­сур­сов ме­сто­ро­ж­де­ния и ох­ра­на ок­ру­жаю­щей сре­ды. По по­ло­же­нию за­ле­жи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го от­но­си­тель­но зем­ной по­верх­но­сти раз­ли­ча­ют ме­сто­ро­ж­де­ния по­верх­но­ст­но­го (рас­по­ло­жен­ные на по­верх­но­сти или по­кры­тые не­боль­ши­ми на­но­са­ми), глу­бин­но­го (зна­чи­тель­но ни­же гос­под­ствую­ще­го уров­ня по­верх­но­сти), на­гор­но­го (на воз­вы­шен­но­сти или скло­не го­ры) и на­гор­но-глу­бин­но­го (час­тич­но рас­по­ло­жен­ные на го­ре или гор­ном скло­не) ти­пов. Осн. гор­ные вы­ра­бот­ки О. р. м. – ка­пи­таль­ные тран­шеи, обес­пе­чи­ваю­щие до­ступ к по­лез­но­му ис­ко­пае­мо­му, и раз­рез­ные тран­шеи, под­го­тав­ли­ваю­щие карь­ер­ное по­ле к вскрыш­ным и до­быч­ным ра­бо­там.

Осн. тех­но­ло­гич. про­цес­сы О. р. м. вклю­ча­ют: под­го­тов­ку гор­ных по­род к вы­ем­ке – их от­де­ле­ние от мас­си­ва с при­ме­не­ни­ем взрыв­ных тех­но­ло­гий или ме­ха­нич. рых­ле­ния; по­груз­ку (экс­ка­ва­цию) гор­ной мас­сы в сред­ст­ва карь­ер­но­го транс­пор­та и её пе­ре­ме­ще­ние из за­бо­ев до пром. пло­щад­ки и от­ва­лов; раз­ме­ще­ние вскрыш­ных по­род в от­ва­лах.

Открытая разработка месторождений твердых полезных ископаемых

Открытая разработка месторождений. Применение взрывной технологии для отделения горных пород на Михайловском ГОКе (Железногорский район Курской области).

ИПКОН

При О. р. м. безо­пас­ная, эко­но­мич­ная и наи­бо­лее пол­ная вы­ем­ка всех ви­дов по­лез­ных ис­ко­пае­мых обес­пе­чи­ва­ет­ся пра­виль­но вы­бран­ной сис­те­мой раз­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ния, ко­то­рая ус­та­нав­ли­ва­ет оп­ре­де­лён­ный по­ря­док вы­пол­не­ния гор­но-под­го­то­вит., вскрыш­ных и до­быч­ных ра­бот. Наи­боль­шее рас­про­стра­не­ние в РФ по­лу­чи­ла раз­ра­бо­тан­ная Н. В. Мель­ни­ко­вым клас­си­фи­ка­ция сис­тем О. р. м. по спо­со­бу пе­ре­ме­ще­ния пу­стых по­род вскры­ши в от­ва­лы и ти­пу при­ме­няе­мо­го об­ору­до­ва­ния: бес­транс­порт­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы не­по­сред­ст­вен­но экс­ка­ва­то­ра­ми; транс­порт­но-от­валь­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы при по­мо­щи пе­ре­движ­ных транс­порт­но-от­валь­ных ус­та­но­вок; спе­ци­аль­ная – вскрыш­ные по­ро­ды уда­ля­ют­ся ко­лёс­ны­ми скре­пе­ра­ми, с по­мо­щью средств гид­ро­ме­ха­ни­за­ции и др.; транс­порт­ная – вскрыш­ные по­ро­ды пе­ре­ме­ща­ют­ся на внут­рен­ние или внеш­ние от­ва­лы сред­ст­ва­ми карь­ер­но­го транс­пор­та; ком­би­ни­ро­ван­ная – вскрыш­ные по­ро­ды верх­них ус­ту­пов уда­ля­ют карь­ер­ным транс­пор­том, а по­ро­ды с ниж­них ус­ту­пов пе­ре­ме­ща­ют­ся во внутр. от­ва­лы не­по­сред­ст­вен­но экс­ка­ва­то­ра­ми или при по­мо­щи пе­ре­движ­ных транс­порт­но-от­валь­ных ус­та­но­вок. По клас­си­фи­ка­ции, раз­ра­бо­тан­ной В. В. Ржев­ским, сис­те­мы О. р. м. в за­ви­си­мо­сти от по­ло­же­ния ра­бо­чей зо­ны и на­прав­ле­ния пе­ре­ме­ще­ния фрон­та гор­ных ра­бот де­лят: на сплош­ные, при­ме­няе­мые для до­бы­чи ру­ды из го­ри­зон­таль­ных или по­ло­го­падаю­щих за­ле­жей (от­ва­лы вскрыш­ных по­род раз­ме­ща­ют в вы­ра­бо­тан­ной час­ти карь­е­ра или за его пре­де­ла­ми); уг­лу­боч­ные – при раз­ра­бот­ке на­клон­ных и кру­тых за­ле­жей (вскрыш­ные по­ро­ды раз­ме­ща­ют толь­ко во внеш­них от­ва­лах); сме­шан­ные (со­че­та­ют осо­бен­но­сти сплош­ных и уг­лу­боч­ных сис­тем) – для раз­работ­ки ме­сто­ро­ж­де­ний в слож­ных то­по­гра­фич. и гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­ви­ях. Клас­си­фи­ка­ция сис­тем на ос­но­ве ре­сур­сос­бе­ре­гаю­щих и ма­ло­от­ход­ных тех­но­ло­гий с при­ме­нени­ем но­вых ви­дов гор­но­го и транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния, пред­ло­жен­ная К. Н. Тру­бец­ким, под­раз­де­ля­ет тех­но­ло­гич. схе­мы О. р. м. на цик­лич­ные (13 схем) и цик­лич­но-по­точ­ные (5 схем) спо­со­бы про­из-ва гор­ных ра­бот.

О. р. м. вклю­ча­ет под­го­то­вит., ос­нов­ной гор­но-строи­тель­ный, экс­плу­та­ци­он­ный и за­клю­чит. пе­рио­ды. В под­го­то­ви­тель­ный пе­ри­од в пре­де­лах карь­ер­но­го по­ля ве­дут­ся ра­бо­ты по под­го­тов­ке тер­ри­то­рии (вы­руб­ка ле­са, кор­чёв­ка пней, от­вод рек, осу­ше­ние ме­сто­ро­ж­дения, пе­ре­нос ав­то­мо­биль­ных и ж.-д. трасс, воз­ве­де­ние спец. скла­дов, ад­ми­ни­ст­ра­тив­но-бы­то­вых и ком­му­наль­ных со­ору­же­ний, ме­ха­нич. мас­тер­ских, де­по, га­ра­жей, про­кла­ды­ва­ние транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций, се­ти во­до­снаб­же­ния и ка­на­ли­за­ции). В ос­нов­ной гор­но-строи­тель­ный пе­ри­од осу­ще­ст­в­ля­ют­ся гор­но-ка­пи­таль­ные ра­бо­ты по со­ору­же­нию ка­пи­таль­ных и раз­рез­ных тран­шей (см. Вскры­тие ме­сто­ро­ж­де­ния), про­во­дят­ся дре­наж­ные и осу­шит. ра­бо­ты, ве­дёт­ся мон­таж осн. гор­но­го, транс­порт­но­го и тех­но­ло­гич. обо­ру­до­ва­ния, воз­во­дят­ся пром. зда­ния, обо­га­тит. со­ору­же­ния, скла­ды для го­то­вой про­дук­ции и др.

Наи­бо­лее про­дол­жит. этап О. р. м. – экс­плуа­та­ция ме­сто­ро­ж­де­ния. Пла­но­мер­ная вы­ем­ка и пе­ре­ме­ще­ние гор­ных по­род обес­пе­чи­ва­ют­ся ком­плек­сом гор­но­го транс­порт­но­го и вспо­мо­гат. обо­ру­до­ва­ния. Вы­бор средств ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции за­ви­сит от при­род­ных (кре­пость гор­ных по­род, фор­ма за­ле­га­ния по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, гор­но-гео­ло­гич. ус­ло­вия, кли­мат, рель­еф и т. п.), тех­но­ло­ги­че­ских (сис­те­ма раз­ра­бот­ки, схе­ма вскры­тия, ре­жим гор­ных ра­бот и др.), тех­ни­че­ских (вы­емоч­но-по­гру­зоч­ное обо­ру­до­ва­ние, транс­порт, эле­мен­ты сис­тем раз­ра­бот­ки), ор­га­ни­за­ци­он­ных (го­до­вой и су­точ­ный ре­жи­мы ра­бот, сро­ки строи­тель­ст­ва и др.) и эко­но­ми­че­ских (раз­мер ка­пи­таль­ных за­трат, се­бе­стои­мость про­дук­ции, про­из­во­ди­тель­ность тру­да, раз­мер при­бы­ли и др.) фак­то­ров. Ком­плекс­ная ме­ха­ни­за­ция гор­ных раз­ра­бо­ток обес­пе­чи­ва­ет не­раз­рыв­ность транс­порт­ных ком­му­ни­ка­ций от за­бо­ев до пунк­тов раз­груз­ки, а отд. ма­ши­ны и ме­ха­низ­мы (бу­ро­вые, вы­емоч­но-по­гру­зоч­ные, транс­порт­ные, от­валь­ные, вспо­мо­га­тель­ные), вхо­дя­щие в ком­плект обо­ру­до­ва­ния, долж­ны со­от­вет­ст­во­вать друг дру­гу по мощ­но­сти, про­из­во­ди­тель­но­сти и др. осн. па­ра­мет­рам. От­ли­чит. осо­бен­ность ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот – на­ли­чие раз­гру­зоч­но-при­ём­ных пунк­тов, рас­по­ла­гае­мых в оп­ре­де­лён­ных мес­тах, как пра­ви­ло на весь срок от­ра­бот­ки ме­сто­ро­ж­де­ния. Эти пунк­ты вклю­ча­ют в се­бя дро­биль­но-сор­ти­ро­воч­ные ус­та­нов­ки, раз­ме­щае­мые не­по­сред­ст­вен­но в карь­е­ре и на бор­тах. Осн. тре­бо­ва­ние, предъ­яв­ляе­мое к ком­плекс­ной ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот, – обес­пе­че­ние рав­но­мер­ной и бес­пе­ре­бой­ной по­да­чи по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го на пе­ре­ра­бот­ку.

Ком­плек­сы для ме­ха­ни­за­ции до­быч­ных ра­бот раз­ли­ча­ют по ви­ду вхо­дя­ще­го в них обо­ру­до­ва­ния, ко­то­рое оп­ре­де­ля­ет вид тех­но­ло­гии гор­ных ра­бот: цик­лич­ная, при ко­то­рой все осн. про­цес­сы осу­ще­ст­в­ля­ют­ся ком­плек­сом обо­ру­до­ва­ния цик­лич­но­го дей­ст­вия; цик­лич­но-по­точ­ная – пре­ду­смат­ри­ва­ет при­ме­не­ние ком­плек­сов с обо­ру­до­ва­ни­ем цик­лич­но­го и не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия; по­точ­ная – осу­ще­ст­в­ля­ет­ся с по­мо­щью ком­плек­сов, в ко­то­рых в ка­че­ст­ве осн. гор­но­транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния ис­поль­зу­ют­ся ма­ши­ны не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия.

За­клю­чи­тель­ный пе­ри­од экс­плуа­та­ции ме­сто­ро­ж­де­ний – вос­ста­нов­ле­ние на­ру­шен­ных при О. р. м. зе­мель и воз­вра­ще­ние их для по­лез­но­го ис­поль­зо­ва­ния: пла­ни­ров­ка от­ва­лов, на­не­се­ние на них поч­вен­но­го слоя (пред­ва­ри­тель­но сня­то­го при вскрыш­ных ра­бо­тах), вос­ста­нов­ле­ние и бла­го­ус­т­рой­ст­во вы­ра­бо­тан­но­го про­стран­ст­ва карь­е­ра (см. Ре­куль­ти­ва­ция зе­мель). При раз­ра­бот­ках ме­сто­ро­ж­де­ний по­верх­но­ст­но­го ти­па гор­но­тех­нич. ре­куль­ти­ва­ция мо­жет осу­ще­ст­в­лять­ся в про­цес­се экс­плуа­та­ции.

Эф­фек­тив­ность О. р. м. оце­ни­ва­ет­ся сис­те­мой тех­ни­ко-эко­но­мич. по­ка­за­те­лей – об­щих (при­быль, рен­та­бель­ность, ка­че­ст­во гор­ной про­дук­ции) и спе­ци­аль­ных (ко­эф. вскры­ши, се­бе­стои­мость по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го, экс­плуа­тац. за­тра­ты, ка­пи­таль­ные за­тра­ты, про­из­во­ди­тель­ность тру­да и ко­эф. ис­поль­зо­ва­ния гор­но­транс­порт­но­го обо­ру­до­ва­ния). Для О. р. м. ср. ко­эф. вскры­ши (от­но­ше­ние все­го объ­ё­ма вскры­ши в кон­ту­ре карь­е­ра ко все­му объ­ё­му по­лез­но­го ис­ко­пае­мо­го) со­став­ля­ет 4–5 м3/м3 (ред­ко 10 м3/м3); та­кие зна­че­ния ко­эф. вскры­ши га­ран­ти­ру­ют рен­та­бель­ность это­го ви­да раз­ра­бот­ки.

Открытая разработка месторождений твердых полезных ископаемых

Открытая разработка месторождений. Алмазодобывающий карьер «Мир» (Якутия, Россия).

О. р .м. про­шла длин­ный ис­то­рич. путь – от вы­ем­ки про­дук­тив­ной за­ле­жи, на­хо­дя­щей­ся пря­мо на зем­ной по­верх­но­сти, и сня­тия слоя по­кры­ваю­щих по­род с по­мо­щью при­ми­тив­ных гор­но­про­ходч. ин­ст­ру­мен­тов и зем­ле­рой­ной тех­ни­ки (6–5-е тыс. до н. э.) до по­яв­ле­ния в 21 в. карь­е­ров глу­би­ной бо­лее 350 м, ос­на­щён­ных мощ­ны­ми бу­ро­вы­ми стан­ка­ми и экс­ка­ва­то­ра­ми, боль­ше­груз­ны­ми ав­то­са­мо­сва­ла­ми. О. р. м. – осн. на­прав­ле­ние раз­ви­тия гор­но­до­бы­ваю­щей пром-сти в РФ, этим спо­со­бом до­бы­ва­ют 80–93% руд чёр­ных и цвет­ных ме­тал­лов, око­ло 64–66% уг­ля, прак­ти­че­ски 100% строит. гор­ных по­род. О. р. м. по­зво­ля­ет соз­да­вать мощ­ные ком­плек­сы по до­бы­че и пе­ре­ра­бот­ке же­лез­ных руд. Так, в РФ на 5 наи­бо­лее круп­ных карь­е­рах – Ле­бе­дин­ском, Ми­хай­лов­ском, Стой­лен­ском, Кос­то­мукш­ском, Се­вер­ном Кач­ка­нар­ском (про­из­во­ди­тель­ность ка­ж­до­го по сы­рой ру­де св. 20 млн. т в год) до­бы­ва­ет­ся ок. 70% же­лез­ной ру­ды, на 3 др. карь­е­рах – Ков­дор­ском, Глав­ном и За­пад­ном Кач­ка­нар­ских (про­из­во­ди­тель­ность ка­ж­до­го бо­лее 10 млн. т в год) – св. 16% об­щей до­бы­чи. Про­ектная глу­би­на карь­е­ров: Ле­бе­дин­ско­го 450 м, руд­ни­ка «Же­лез­ный» Ков­дор­ско­го 850 м, Ми­хай­лов­ско­го 450 м, Оле­не­гор­ско­го 435 м и Стой­лен­ско­го 470 м. Про­ект­ная глу­би­на за­ру­беж­ных карь­е­ров: же­ле­зо­руд­но­го Пол­тав­ско­го ГОКа 700 м (Ук­раи­на), мед­но­руд­ных «Бин­гем» 900 м (США) и «Гас­пе» 546 м (Ка­на­да), зо­ло­то­руд­но­го «Му­рун­тау» 950–1000 м и мед­но­руд­но­го «Каль­ма­кыр» 660 м (Уз­бе­ки­стан).

К наи­бо­лее круп­ным в РФ О. р. м. руд цвет­ных ме­тал­лов и зо­ло­та от­но­сят: карь­ер Олим­пиа­дин­ско­го ме­сто­ро­ж­де­ния зо­ло­та, Сор­ский мо­либ­де­но­вый карь­ер, карь­ер «Эр­дэ­нэт» со­вме­ст­но­го рос.-монг. пред­при­ятия; осн. рай­оны О. р. м. ал­ма­зов – карь­ер «Мир» в Яку­тии, уг­ля – Ба­чат­ский карь­ер в Куз­нец­ком уголь­ном бас­сей­не в Зап. Си­би­ри, гор­но-хи­мич. сы­рья – карь­е­ры ОАО «Апа­тит» на Коль­ском п-ове и др.

Пер­спек­ти­вы раз­ви­тия О. р. м. свя­за­ны с оп­ти­ми­за­ци­ей па­ра­мет­ров гор­ных ра­бот и обо­ру­до­ва­ния, при­ме­не­ния тех­ни­ки не­пре­рыв­но­го дей­ст­вия, ком­плекс­ным ос­вое­ни­ем недр, пе­ре­хо­дом на боль­шие глу­би­ны (до 1000 м), ши­ро­ким при­ме­не­ни­ем ав­то­ма­ти­зир. сис­тем и ме­то­дов управ­ле­ния, вне­дре­ни­ем ре­сур­сос­бе­ре­гаю­щих, ма­ло­от­ход­ных и ре­сур­со­вос­про­из­во­дя­щих гео­тех­но­ло­гий.

Источник