Открытая разработка месторождений полезных ископаемых лекции
МИНСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное профессиональное образовательное
автономное учреждение
«Благовещенский политехнический колледж»
Тематическая (текущая) лекция.
Сущность открытого, подземного и физико-химических способов
добычи полезных ископаемых. Основная терминология.
Выполнила: Шмырина О.Б.
преподаватель спец.дисциплин
г.Благовещенск
2018 г.
При открытой разработке все горные работы проводят в открытых горных выработках непосредственно с земной поверхности.
Горные работы включает два основных вида – вскрышные и добычные.
Вскрышные работы заключаются в удалении пустых пород, обеспечивающем доступ к полезному ископаемому и его добычу и ведутся с опережением добычных работ во времени и пространстве.
Контур открытых выработок непрерывно перемещается в пространстве, занимая ежегодно новое положение.
В результате выемки вскрышных пород и полезного ископаемого образуется выработанное пространство ступенчатой формы.
Выемка пород в нижнем слое возможна только после выемки горной массы во всех вышележащих слоях или их части.
Основные производственные процессы при открытых горных работах:
– подготовка горных пород к выемке,
– выемочно-погрузочные работы,
– перемещение карьерных грузов автомобильным, железнодорожным, конвейерным или комбинированным транспортом,
– отвалообразование вскрышных пород и складирование полезного ископаемого.
Насыпи пустых пород и некондиционных полезных ископаемых, извлекаемых и удаляемых при открытой разработке месторождения, называют отвалами.
Внутренние отвалы размещают в выработанном пространстве, внешние – вне контуров карьера, как правило в понижениях местности.
Отличительные признаки открытых горных работ:
– добыча производится лишь после удаления пустых пород, при этом выемка производится в основном экскаваторным способом слоями с опережением верхними нижних;
– размеры открытых горных выработок по всем направлениям значительны, что позволяет применять мощное оборудование больших размеров и высокой производительности: большегрузные автосамосвалы грузоподъемностью до 180 т, экскаваторы типа мехлопаты с ковшом вместимостью до 20 м3 и драглайны с ковшами вместимостью 40-100 м3 и длиной стрелы 100-150 м, роторные комплексы производительностью до 12,5 тыс. т/ч, думпкары грузоподъемностью 180 т и т.п.
Достоинства и недостатки открытых горных работ:
Преимущества :
– по сравнению с подземными работами заключаются в следующем: на карьерах обеспечивается более высокая безопасность труда;
– производительность труда на карьерах в 5-8 раз выше, а себестоимость в 2-4 раза ниже, чем в шахтах, а капитальные затраты, связанные со строительством карьера, в 2-4 раза меньше, чем при строительстве шахт равной мощности;
– на карьерах меньше потери полезного ископаемого и легче производить раздельную выемку различных сортов руд;
– при открытой разработке легче увеличить при необходимости производственную мощность предприятия.
Недостатки:
– необходимость отчуждения больших земельных угодий под карьер и отвалы;
– серьезное отрицательное воздействие на окружающую среду – понижение уровня грунтовых вод на больших площадях, загрязнение прилегающих сельхозугодий пылегазовыми выбросами; зависимость от климатических условий, особенно в суровом климате.
В большинстве случаев недостатки перекрываются преимуществами.
Подземная добыча связана с необходимостью проведения сети подземных выработок, по которым осуществляется доступ к полезному ископаемому и его транспортирование на поверхность.
При добыче ископаемых углей наиболее распространен механический способ разрушения, при добыче руд – взрывной.
Добытый уголь транспортируют по горным выработкам скребковыми или ленточными конвейерами, в вагонетках электровозами или лебедками, а также под действием собственного веса по желобам или трубам.
Применяют гидротранспорт – перемещение в потоке воды по трубам или желобам.
Руда на рудниках в пределах добычных блоков транспортируется скреперами или виброустановками, а по горизонтальным выработкам – локомотивной откаткой.
Горную массу до ствола транспортирует служба внутришахтного транспорта.
На поверхность горную массу поднимают в специальных подъемных сосудах – скипах или устройствах – клетях, в которые помещают вагонетки.
В клетях осуществляют спуск-подъем людей, оборудования и материалов.
Комплекс подъемных машин и оборудования называют шахтным подъемом.
Выданное на поверхность полезное ископаемое размещают на складах и отгружают его потребителям или на обогатительную фабрику.
Поверхность современных шахт и рудников представляет собой комплекс зданий и сооружений сгруппированных в блоки:
– здания подъемных машин и копры (конструкции для установки шкивов под канаты клетей и скипов и разгрузки последних в специальных направляющих),
– эстакады,
– помещения электроподстанции,
– механических мастерских,
-компрессорной,
– административно-бытового комбината,
– складские помещения.
Для повышения качества добытого полезного ископаемого осуществляет его обогащение на специальных обогатительных фабриках.
Преимущества подземных работ:
– малое влияние на окружающую среду;
– малая зависимость от климатических условий.
Недостатки подземных работ:
– малые размеры выработок и как следствие небольшие размеры горных машин и малая их производительность;
– высокая опасность и низкий комфорт для работающих;
– существенное ухудшение условий и увеличение опасности газодинамических явлений с ростом глубины
Добычу полезных ископаемых со дна озер, морей, океанов (благородные и редкоземельные металлы) осуществляют в пределах континентального шельфа и ложа мирового океана.
Добычу ведут земснарядами, черпаковыми элеваторами и грейферными грузчиками через водную толщу или через горные выработки, проведенные с земной поверхности.
Средняя глубина подводной разработки в России 30 м.
При геотехнических способах разработки бурят скважины с поверхности или из горных выработок, через них воздействуют на полезное ископаемое с целью изменения его физического или химического состояния и извлекают его после этого на поверхность.
Перевод твердых полезных ископаемых в транспортабельное по скважинам состояние осуществляют:
– механическим разрушением,
– плавлением,
– растворением,
– химической
– бактериально-химической обработкой.
Наиболее распространены:
– подземная выплавка серы,
– подземная газификация углей,
– бактериально-химическое выщелачивание меди
– радиоактивных металлов.
В целом объемы таких работ пока невелики.
Скважинная добыча применяется при извлечении жидких (нефть, термальные и минеральные воды) и газообразных (природный газ) полезных ископаемых.
Процесс добычи нефти включает:
– движение нефти по пласту к забою скважины за счет разности давлений в пласте и у скважины (создаваемой естественным или искусственным путем – закачкой газа или жидкости);
– движение нефти от забоя до устья скважины на поверхности; сбор нефти, газа и воды на поверхности и их разделение.
Особенность добычи газа заключается в том, что весь путь газа при его извлечении из недр, сборе, подготовке к транспортированию и транспорт потребителю герметизирован.
По форме залегания месторождения твердых полезных ископаемых подразделяются на:
– правильные
– неправильные.
К правильным месторождениям относятся:
– изометрические – развитые более или менее одинаково во всех направлениях (массивные залежи, штоки, гнезда и пр.);
– плитообразные – вытянутые преимущественно в двух направлениях при относительно небольшой мощности (пласты и пластообразные залежи угля, горючих сланцев, солей, марганцевых руд).
Пласт имеет значительное распространение в земной коре и ограничен двумя более или менее параллельными плоскостями.
Весьма тонкие пласты, не разрабатываемые вследствие малой мощности (до 0,4 м) называют прослойками.
Плоскости соприкосновения пластов отдельных пород называют плоскостями напластования.
Породы над пластом называют кровлей или висячим боком, а под пластом – почвой или лежачим боком.
– трубообразные и столбообразные – вытянутые преимущественно в одном направлении.
К неправильным месторождениям относятся:
– промежуточные
– переходные между правильными формами (линзы, жилы, седловидные залежи,
– складки,
– перегибы,
– тектонически нарушенные свиты пластов и пр.).
Как правило такую форму имеют рудные месторождения.
Жилой называют заполненную минеральным веществом трещину в земной коре, они бывают простые и сложные, ответвления от них называют апофизами.
Большинство месторождений благородных металлов жильные.
Такие формы залегания как штоки, линзы, гнезда, характерны для железных, медных, полиметаллических и других руд.
Они представляют собой полости в земной коре, заполненные минеральным веществом и отличаются друг от друга формой и размерами.
Пласты горных пород в период образования залегали практически горизонтально, но под действием тектонических (горообразовательных) процессов в земной коре их первоначальное положение нарушалось и они могут занимать любое положение и некоторые из них собраны в складки.
Нарушения нормального залегания пластов называют дислокациями.
Дислокации без разрыва сплошности (утонения и утолщения пласта, складчатость) называют пликативными.
Складка выпуклостью вниз называется синклиналью, вверх – антиклиналью.
Дислокации с разрывом сплошности (сбросы, взбросы, надвиги и пр.) называют дизъюнктивными.
Рельеф поверхности месторождения может быть:
– равнинным, в виде склона возвышенности,
– возвышенности,
– залежь может находиться под водой.
От рельефа поверхности зависит порядок разработки и возможные средства механизации.
В зависимости от положения относительно господствующего уровня поверхности и глубины залегания различают месторождения:
поверхностного типа – непосредственно выходящие на поверхность или под наносами небольшой (20-30 м) мощности;
глубинного типа – расположены значительно ниже господствующего уровня поверхности, мощность толщи пустых пород 40-250 м;
высотного типа – выше господствующего уровня поверхности;
высотно-глубинного типа частично расположены выше и ниже господствующей поверхности.
Залегание может быть согласным и несогласным с рельефом поверхности.
Положение пластов в земной коре определяется элементами их залегания :
– простиранием
– падением.
Простирание – протяженность пласта в длину, а линия простирания – линия пересечения пласта с горизонтальной плоскостью.
Линия, лежащая в плоскости пласта перпендикулярно линии простирания – линия падения, а само направление этой линии – падением пласта.
Угол линии падения с горизонтальной плоскостью – угол падения пласта.
Направление падения пласта определяется углом, который составляет линия простирания с меридианом.
По углу падения различают залежи:
– пологие (до 8-10о), частный случай – горизонтальные залежи;
– наклонные – с углом падения 8-30о;
– круто наклонные – 30-56о,
– крутые – 56-90о.
Мощность пласта (залежи) нормальная – расстояние по нормали между кровлей и почвой.
Горизонтальная мощность – то же по горизонтали, вертикальная мощность – по вертикали.
Различают:
– минимальную (возможность применения техники)
– среднюю (для расчетов) мощность пласта.
Количество полезного ископаемого, заключенное в недрах его месторождения, называют запасами (т, м3).
Геологические запасы – общие запасы месторождения или его части, состоят из:
– балансовых запасов,
– забалансовых запасов.
Балансовые запасы – разведанные и изученные запасы, использование которых экономически целесообразно и которые удовлетворяют требованиям, установленным для подсчета запасов в недрах данного месторождения.
Они включают промышленные запасы и потери.
Промышленные запасы – часть балансовых запасов, подлежащая извлечению и выдаче на поверхность.
Отношение промышленных запасов к балансовым называют коэффициентом извлечения.
Потери – часть балансовых запасов, остающаяся в недрах при их разработке.
Отношение потерь к балансовым запасам называют коэффициентом потерь.
Сумма коэффициентов извлечения и потерь равна единице.
Избежать потерь невозможно, их величину можно только снизить за счет удорожающих добычу дополнительных мероприятий.
Фактический уровень потерь колеблется в широких пределах – от нескольких процентов в цветной металлургии до десятков процентов в угольной отрасли.
Забалансовые запасы – разведанные и изученные запасы, использование которых экономически нецелесообразно при современном уровне техники и технологии добычи (малое количество, малая мощность и пр.). С прогрессом техники часть этих запасов переводят в балансовые.
Список используемой литературы
Основные источники:
О.С. Брюховецкий Технология и комплексная механизация разработки месторождений полезных ископаемых, – М.,»Недра» 2011г.
Р.А. Демин, П.П. Зуев Сборник задач по открытой разработке месторождений полезных ископаемых М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2017
В.А. Дьяков Транспортные машины и комплексы открытых разработок, -М., Недра, 2012 г.
В.М. Емельянов Технология бульдозерной разработки вечномерзлых россыпей, М.: Недра, 2016
Б.Л. Евдокимов Железнодорожный транспорт открытых горных работ, – М., Недра, 2015 г.
В.Ф. Замышляев Технического обслуживание и ремонт горного оборудования, – М., Академия , 2013 г.
Методика выполнения курсового проекта по теме «Разработка рудного и нерудного месторождения» составил О.Б.Шмырина, 2015г.
Л.О. Потапов Транспортые машины и комплексы открытых горных разработок, -М., Недра, 2013 г.
Л.О. Потапов Карьерный транспорт, – М., Недра, 2013 г.
Р.Ю. Подэрни Горные машины и автоматизированные комплексы, – М., Недра, 2013 г.
А.К. Радионов Открытые горные работы М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ , 2016
О.А. Томаков Системы разработки при открытых горных работах М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2016
Типовые технологические схемы ведения горных работ на угольных разрезах, 2015г.
К.Л. Хохряков Открытые горные работы М.: Издательство «Горная книга» ИМГГУ, 2016
А.С. Чирков Добыча и переработка строительных горных пород М.: Издательство МГГУ, 2018
В.М. Шорохов Технология и комплексная механизация при разработке россыпных месторождений, М.: Недра, 2015
Дополнительные источники:
С. А. Брылов: Горное дело- М.: Издательство Недра, 2012
М.В. Васильев «Транспорт глубоких карьеров», – М., Недра, 2015 г.
М.В. Васильев «Комбинированный транспорт в карьерах», – М., Недра, 2015 г.
С.А.Демин «Сборник задач по горным работам», – М., Недра, 2015 г.
Лекции по открытым горным работам
скачать (355.5 kb.)
Доступные файлы (8):
Лекция_9 Системы открытой разработки .doc
Лекция №9
Системы открытой разработки месторождений полезных ископаемых
Общие сведения
Под системой открытой разработки месторождений полезных ископаемых понимается определенный порядок выполнения горно-подготовительных, вскрышных и добычных работ. В условиях данного карьера принятая система разработки должна обеспечивать безопасную, экономичную и наиболее полную выемку кондиционных запасов полезного ископаемого при соблюдении мер по охране окружающей среды.
Комплекс горного, транспортного и дробильно-сортировального и вспомогательного оборудования, обеспечивающий планомерную выемку горной массы в забоях и перемещение вскрыши на отвалы, а полезного ископаемого на склады и потребителям, составляет структуру комплексной механизации. Система разработки месторождения и структура комплексной механизации данного карьера тесно взаимосвязаны. если система разработки определяет объемы и порядок воспроизводства горных работ, то структура комплексной механизации определяет виды, мощность и расстановку оборудования, обеспечивающего выполнение этих работ.
^
К элементам системы разработки относят уступы, фронт работ уступа и карьера, рабочую зону карьера, рабочие площадки, транспортные и предохранительные бермы. Опыт разработки месторождений простого строения показывает, что рациональная высота уступа находится в пределах 11-14 и 16-19 м соответственно для экскаваторов с ковшом емкостью 3-5 и 8-12,5 м3 соответственно. В конкретных условиях высота уступа может отклоняться от указанных выше значений. Угол откоса уступа зависит от физико-технических свойств горных пород, применяемого оборудования и времени.
Рабочие площадки уступов. Минимально достижимая ширина рабочих площадок уступов зависит от размеров выемочно-погрузочных машин, вида карьерного транспорта, схемы движения транспортных средств, крепости пород. Минимальная ширина Шр.п рабочей площадки при разработке скальных пород с использованием мехлопат и колесного транспорта складывается из ширины х развала взорванной породы, безопасного расстояния от оси нижней бровки до транспортной полосы, ширины Т транспортной полосы, ширины Пв площадки для вспомогательного оборудования и ширины z бермы безопасности. При разработке мягких пород вместо ширины развала принимается ширина А заходки по целику. Ширина х развала зависит от свойств пород, методов взрывания, величины и типа зарядов ВВ, из расположения на уступе, высоты уступа, порядка взрывания скважин. Для учебных расчетов можно принимать следующую ширину развала: в легковзрываемых породах x=1.2hy , в средневзрываемых x=2.3hy , в трудновзрываемых x=3hy. Ширина транспортной полосы зависит от типа транспортных средств и схемы их движения. Величину С принимают равной 2,5 – 3,5 м. Ширина бермы безопасности определяется величиной призмы возможного обрушения.
При использовании мехлопат ЭКГ-5 и ЭКГ-8 и железнодорожного транспорта ширина рабочей площадки составляет соответственно 26-31 и 29-33 м в мягких породах, 39-52 и 45-60 м в скальных. В случае использования автотранспорта ширина рабочей площадки составляет 23-30 и 37-52 м соответственно в мягких и скальных породах.
Фронт работ уступа – часть уступа по длине, подготовленная к производству горных работ. Подготовка фронта работ уступа заключается в создании на уступе рабочей площадки необходимой ширины и в подводе транспортных и энергетических коммуникаций для обеспечения работы горного и транспортного оборудования. Суммарная протяженность фронтов работ составляет фронт работы карьера, который подразделяется на вскрышной, измеряемый длиной фронтов работ вскрышных уступов, и добычной, измеряемый длиной фронтов работ добычных уступов.
Создание первоначального фронта работ уступа и его перемещение в процессе работ не могут осуществляться произвольно. Нарезку уступов (путем проведения разрезных траншей) и перемещение фронта работ производят таким образом, чтобы в процессе разработки обеспечить заданное число вскрышных и добычных забоев.
Фронт работ уступа может перемещаться параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от одной его границы до другой (однобортовая выемка), параллельно длинной или короткой оси карьерного поля от промежуточного положения к границам (двухбортовая выемка) радиально от центра выемочного слоя к его границам или от периферийных участков к центру, по вееру с поворотным пунктом, расположенным на границе карьерного поля или вблизи нее. Длина Lф.у фронта горных работ на уступе и скорость vф его подвигания должны обеспечить работу экскаваторов с годовой эксплуатационной производительностью
, м3 (9.1)
где Nэ.у – число экскаваторов на данном уступе.
При работе на уступе двух экскаваторов и более фронт работ уступа делится на отдельные экскаваторные блоки, длина которых для экскаваторов ЭКГ-5 и ЭКГ-8 составляет 500-600 и 1000-1400 м соответственно при использовании автомобильного и железнодорожного транспорта.
Рабочая зона карьера – это зона, в которой осуществляются вскрыша и добыча полезного ископаемого. Она характеризуется совокупностью вскрышных и добычных уступов, одновременно находящихся в работе. Положение рабочей зоны определяется высотными отметками рабочих уступов и длиной фронта их работ. Рабочая зона представляет собой перемещающуюся и изменяющуюся во времени поверхность, в пределах которой осуществляются работы по подготовке и выемке горной массы. При разработке горизонтальных и пологих месторождений высотное положение рабочей зоны изменяется незначительно (в основном вследствие изменения рельефа поверхности или погружения полезного ископаемого) и ее размеры в плане изменяются лишь частично за счет изменения конфигурации карьерного поля. Горно-подготовительные работы в период эксплуатации таких месторождений отсутствуют. Поэтому в данном случае рабочую зону можно назвать сплошной. При равнинном рельефе и разработке обоих бортов карьера площадь рабочей зоны
Sр.з=(hр.з(ctgв+ ctgл)+Шд) , м2 (9.2)
где hр.з – высота рабочей зоны, м; в,л – угол откоса рабочих бортов со стороны висячего и лежачего бока залежи, град; Шд– ширина дна карьера, м; – усредненная длина фронта работ уступов, м.
Число экскаваторных блоков, которое разместится в рабочей зоне карьера
(9.3)
где Ко=0,85-0,93 – коэффициент, учитывающий наличие откосов уступов в рабочей зоне; f=0,7-0,8 коэффициент, учитывающий наличие резервных (нерабочих) блоков.
^
Наибольшее применение в горнотехнической литературе и практике получили классификации систем разработки, предложенные чл.-корр. АН СССР В.В.Ржевским, проф. Е.Ф.Шешко и акад. Н.В.Мельниковым.
В основу классификации, предложенной чл.-корр. АН СССР В.В.Ржевским (табл. 9.1), положены горно-геологические и геометрические предпосылки, характеризующие порядок разработки месторождения. Согласно этой классификации имеет место существенное различие систем разработки горизонтальных и пологих месторождений и наклонных и крутых месторождений. Системы разработки горизонтальных месторождений характеризуются только порядком выполнения вскрышных и добычных работ, так как горно-подготовительные работы на таких месторождениях заканчиваются в период строительства карьера. Возобновиться горно-подготовительные работы могут только в период реконструкции карьера. Такие системы разработки называются сплошными (с постоянной рабочей зоной).
Системы разработки наклонных и крутых месторождений характеризуются порядком выполнения вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ, так как горно-подготовительные работы на таких месторождениях ведутся как в период строительства карьера, так и в процессе его работы (для воссоздания фронта вскрышных и добычных работ нарезаются очередные по глубине уступы). Такие системы разработки называются углубочными (с переменой рабочей зоной).
Месторождения со сложным топографическими и горно-геологическими условиями могут разрабатываться смешанными (углубочно-сплошными) системами.
Порядок разработки месторождения связан с развитием горных работ по отношению к контурам карьерного поля. В связи с этим различают следующие системы по направлению выемки в плане:
продольные однобортовые и двухбортовые, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается параллельно длинной оси карьерного поля;
поперечные однобортовые и двухбортовые, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается параллельно короткой оси карьерного поля;
веерные, когда фронт вскрышных и добычных работ перемещается по вееру с центральным (общим) или рассредоточенным (два и более) поворотными пунктами;
кольцевые, когда фронт вскрышных и добычных работ имеет форму кольца и разработка ведется от центра к границам карьерного поля или от границ к центру.
Таблица 7.1- Классификация систем разработки по В.В.Ржевскому
Индекс группы | Группа систем | Индекс подгруппы | Подгруппа | Индекс системы | ^ | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
С | Сплошные (с постоянным положением рабочей зоны) | СД | Сплошные продольные | СДО СДД | Сплошная продольная однобортовая Сплошная продольная двухбортовая | |
СП | Сплошные поперечные | СПО СПД | Сплошная поперечная однобортовая Сплошная поперечная двухбортовая | |||
СВ | Сплошные веерные | СВЦ СВР | Сплошная веерная центральная Сплошная веерная рассредоточенная | |||
СК | Сплошные кольцевые | СКЦ СКП | Сплошная кольцевая центральная Сплошная кольцевая периферийная | |||
^ | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
У | Углубочные (с переменным положением рабочей зоны) | УД | Углубочные продольные | УДО УДД | Углубочная продольная однобортовая Углубочная продольная двухбортовая | |
УП | Углубочные поперечные | УПО УПД | Углубочная поперечная однобортовая Углубочная поперечная двухбортовая | |||
УВ | Углубочные веерные | УВР | Углубочная веерная рассредоточенная | |||
УК | Углубочные кольцевые | УКЦ | Углубочная кольцевая центральная | |||
УС | Смешанные (углубочно-сплошные) | УСД | Углубочно-сплошные продольные | УСДО | Углубочно-сплошная, продольная однобортовая | |
УСП | То же поперечные | УСПД | То же, поперечная двухбортовая | |||
УСВ | То же веерные | УСВР | То же, веерная рассредоточенная | |||
УСК | То же кольцевые | УСКЦ | То же, кольцевая центральная |
В основу классификации, предложенной проф. Е.Ф.Шешко (табл. 9.2) положено направление перемещения вскрышных пород в отвалы. Эта классификация включает следующие группы систем.
Таблица 9.2 – Классификация систем разработки по проф. Е.Ф.Шешко
Группы систем разработки | ^ | Условное обозначение систем разработки |
А. Системы разработки с перевалкой вскрыши (с поперечным перемещением вскрыши в отвалы) Б. Системы разработки с перевозкой вскрыши (с продольным перемещением вскрыши в отвалы) В. Системы разработки с перевалкой и перевозкой вскрыши (с поперечным и продольным перемещением вскрыши в отвалы) А-0 Системы разработки с незначительным объемом вскрышных работ, когда способы перемещения вскрыши в отвалы не имеют существенного значения |
| А-1А-2А-3 Б-4 Б-5 Б-6 В-7 В-8 А-0 |
Группа А включает системы с поперечным перемещением вскрыши в отвалы без применения транспортных средств (бестранспортные системы).
Группа Б включает системы с продольным (вдоль фронта) перемещением вскрыши в отвалы с применением транспортных средств (транспортные системы).
Группа В включает комбинированные системы с поперечным и продольным перемещением вскрыши в отвалы. Эти системы являются комбинацией транспортных и бестранспортных систем.
Системы с поперечной перевалкой вскрыши во внутренние отвалы являются технологически наиболее простыми и экономичными. Однако перевалка породы в рабочих органах экскаваторов ограничивает параметры этих систем и область их применения. Здесь жестко взаимоувязаны вскрышные и добычные работы, а объем вскрытых запасов строго ограничен.
Системы с продольной перевозкой вскрыши на отвалы более сложны и менее экономичны. Однако у них нет такой жесткой взаимоувязки вскрышных и добычных работ, а вскрытые запасы могут быть созданы в большем объеме. Область применения этих систем более широкая.
В основу классификации, предложенной акад. Н.В.Мельниковым, положен способ производства вскрышных работ. Классификация включает следующие системы разработки (табл.9.3): бестранспортную, экскаватор-карьер, транспортно-отвальную, специальную, транспортную и комбинированную.
Классификации систем разработки, в основу которых положены направление перемещения вскрыши в отвалы и способ производства вскрышных работ в неполной мере отражают порядок разработки месторождения. Эти классификации не характеризуют порядок производства добычных работ, а также порядок развития фронта и рабочей зоны карьера. Наиболее универсальной является классификация систем разработки, в основу которой положены горно-геологические и геометрические посылки, характеризующие порядок производства вскрышных, добычных и горно-подготовительных работ.
Таблица 9.3 – Классификация систем разработки по акад. Н.В.Мельникову
Система разработки | Характеристика системы | Условия применения | Применяемое оборудование |
1 | 2 | 3 | 4 |
Бестранспортная (без переэкскавации или с переэкскавацией вскрыши на отвалах) | Вскрыша перемещается во внутренние отвалы непосредственно экскаваторами (возможна переэкскавация пород на отвалах) | Горизонтальные и пологие месторождения ограниченной мощности, мощность покрывающих пород ограничена рабочими параметрами экскаваторов. Наклонные и крутые месторождения при мягких вмещающих породах и глубине карьера, допускающей двойную и тройную переэкскавацию | Мехлопаты и драглайны больших размеров |
Экскаватор-карьер | Вскрышные и добычные работы производятся одним драглайном попеременно. Вскрыша переваливается в выработанное прос- | Горизонтальные и пологие месторождения ограниченной мощности (до 25 м) при покрывающих породах мощностью до 30 м | Драглайн, подвижный бункер с питателем, мехлопата для погрузки из навала |
^ | |||
1 | 2 | 3 | 4 |
транство, полезное ископаемое грузится в передвижной бункер, устанавливаемый на поверхности, или внавал; из бункера полезное ископаемое поступает на конвейер или в средства железнодорожного транспорта | |||
Транспортно-отвальная | Вскрыша перемещается во внутренние отвалы при помощи транспортно-отвальных мостов | Горизонтальные и пологие месторождения с мягкими покрывающими породами | Цепные и роторные экскаваторы и мехлопаты; транспортно-отвальные мосты и консольные отвалообразователи. |
Специальная | Вскрыша удаляется башенными экскаваторами, колесными скреперами, гидромеханизированным способом или кабель-кранами | Горизонтальные и пологие месторождения с мягкими покрывающими породами. При применении кабель-кранов – крутые пласты в крепких породах | Кабельные экскаваторы, колесные скреперы, гидромониторы и землесосные установки, кабель-краны |
Транспортная | Вскрыша транспортными средствами перемещается на внутренние или внешние отвалы | Месторождения различной формы с породами любой крепости | экскаваторы любых типов; рельсовый, автомобильной или конвейерный транспорт |
Комбинированная | Комбинация различных систем | Горизонтальные и пологие месторождения ограниченной мощности с мягкими покрывающими породами. | Экскаваторы любых типов, рельсовый или автотранспорт, транспортно-отвальные установки |
Скачать файл (355.5 kb.)