Открытая разработка месторождений полезных ископаемых диплом
Вид работы:
Дипломная (ВКР)
Предмет:
Геология
Язык:
Русский
,
Формат файла:
MS Word
19,59 kb
Опубликовано:
2011-06-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный открытый университет
Губкинский институт (филиал)
Кафедра техники и технологии горного производства
Курсовой проект
По дисциплине:
Основы горного дела
На тему:
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Выполнил студент
группы
Шифр
Губкин 2009 г
Содержание:
1.Задание на курсовой проект
2.Исходные данные
.Физико-технические свойства
.Расчет параметров карьера
4.1 Поперечный разрез карьера
.2 План карьера
5.Определения срока службы карьера
6.Определение показателей трудности осуществления основных производственных процессов
.Подготовка горных пород к выемке
7.1 Паспорт буровзрывных работ для вскрыши
.2 Паспорт буровзрывных работ для полезного ископаемого
8.Расчет параметров выемочно-погрузочных работ
8.1 Выемка горных пород
.2 Рабочие параметры мехлопаты
.3 Перегрузка породы в думпкары
9.Расчет параметров перемещения груза в карьере
10.Отвалообразование вскрышных пород
10.1 Схема отвалообразования с использованием мехлопаты
11.Сводная таблица показателей курсового проекта
Список используемой температуры
Основные чертежи
1. Задание на курсовой проект
В курсовом проекте «Разработка месторождения полезного ископаемого открытым способом», рекомендуется изложить решение задач, относящихся к основным технологическим процессам горного производства:
·Рассчитать параметры карьера;
·Определить коэффициент вскрыши;
·Рассчитать показатели:
oπр – трудности разрушения пород вскрыши и полезного ископаемого;
oπб – трудности бурения;
oвзрываемости пород вскрыши и полезного ископаемого (эталонный удельный расход ВВ, г/м3);
·Выполнить расчет буровзрывных работ:
oвыбор бурового станка, определение качества буровых станков;
oрасчет параметров взрывных скважин;
oрасчет проектного удельного расхода ВВ;
oрасчет массы заряда в скважине
oсхема размещения зарядов на взрываемом блоке;
oпаспорт буровзрывных работ в масштабе (на листе А-4);
·Выполнить расчет экскавационных работ:
oвыбор экскаватора, техническая характеристика выбранного экскаватора;
oрасчет производительности экскаватора;
oопределение потребного парка экскаваторов;
oпараметры забоя экскаватора;
oпаспорт забоя экскаватора в масштабе;
·Перемещение горной массы в карьере и за его пределы:
oрасчет полезной массы поезда;
oрасчет пропускной и привозной способности дороги, рабочий и инвентарный парк подвижного состава;
·Отвалообразование, расчеты параметров;
·Сводная таблица применяемого основного и вспомогательного горного оборудования.
2. Исходные данные
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиницы измеренияЗначение1.Угол падения залежи полезного ископаемогоαградус592.Мощность наносовhнм103.Мощность толщи полезного ископаемогоmм804.Размер залежи полезного ископаемого по простираниюLqм26005.Граничный коэффициент вскрышикгрм3/м35.06.Грузопотоки: по вскрыше по добычеWвWп.и м3/смена м3/смена290011007.Вид транспорта: на вскрыше на добычекомбинированный: автомобильный – перегрузка – ж.д. транспорт8.Расстояние перевозки груза: по временным путям по постоянным путямLперLпермм200040009.Угол откоса уступа: вскрыша полезные ископаемые отвалы βв βп.и βо Градус Градус градус758030
3. Физико-технические свойства
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиница измеренияВеличинавскрышных породнаносыполезные ископаемые1.Плотностьγн/дм326302.Коэффициент крепостиf1293.Средний размер отдельностиLсрм1.000.954.Коэффициент трещиноватостикт0.900.755.Угол откоса борта карьера: лежащего бока висячего бока βлβв Градус градус4141 41 416.Влажность в массивеW%117.Предел прочности: на сжатие на сдвиг на растяжение δсж δсдв δраст МПа МПа МПа120208 90 11 78.кр1.4 1.4
Руководящий подъем в траншеи iр = 30 ‰
Расстояние до верхнего горизонта добычи от поверхности h = 25.
4. Расчет параметров карьера
4.1 Определяем горизонтальную мощность залежей
mг=m/sinα, м
где m – истинная мощность,
α – угол падения залежи, градус.
mг=80/sin59=93 м.
.2 Определение периметра дна карьера
Рд=(Lд+Bд)*2, м
где Рд – периметр дна карьера, м;
Lд – длинна залежи по простиранию, м;
Вд – ширина дна карьера, изменяется в зависимости от применяемой техники (Вд =30 – 40).
Рд=(2600+40)*2=5280 м.
.3 Определяем площадь дна карьера
Sд=Lд*Bд, м2,
Sд=2600*40=104000 м2.
.4 Определяем глубину карьера по формуле профессора Боголюбова Б.П.:
Нк=кизв*mг*кгр/(ctgβв+ctgβл), м
кизв=(0,95 – 0,98) – коэффициент извлечения полезного ископаемого при открытом способе разработки;
кгр – граничный коэффициент вскрыши м3/м3;
βв – угол откоса борта карьера в конечном положении по висячему боку;
βл – угол откоса борта карьера в конечном положении по лежачему боку;
Если породы висячего и лежачего боков имеют равновеликие свойства и отрабатываются под одним углом откоса борта в конечном положении βл=βв=βср, тогда
Нк=0,5* кизв* mг* кгр*tgβср
Нк=0.97*93*5/(2*ctg41)=196 м.
.5 Угол откоса борта карьера:
При ориентировачных расчетах можно пользоваться данными Гипроруды [стр. 18 П.И. Томаков, И.Н. Наумов; изд II е]:
Таблица 1
ПородыКоэффициент крепости пород по шкале проф. М.М. ПротодьяконоваУгол откоса борта (градусы) при глубине карьера, м≤90≤180≤240≤300>30В высшей степени крепкие и очень крепкие15 – 2060 – 6857 – 6553 – 6048 – 5443 – 49Крепкие и довольно крепкие8 – 1450 – 6048 – 5745 – 5342 – 4837 – 43Средней крепости3 – 745 – 5041 – 5839 – 4536 – 4332 – 37Довольно мягкие и мягкие1 – 230 – 4328 – 4126 – 3926 – 36-Мягкие и землистые0,6 – 0,821 – 3020 – 28—4.6 Определяем объем полезного ископаемого максимально извлекаемого из карьера в конечных контурах:
Vп.и.=[m
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московский государственный открытый университет
Губкинский институт (филиал)
Кафедра техники и технологии горного производства
Курсовой проект
По дисциплине:
Основы горного дела
На тему:
Открытая разработка месторождений полезных ископаемых
Выполнил студент
группы
Шифр
Проверил: Карпов В.В.
Губкин 2009 г
Содержание:
1.Задание на курсовой проект
2.Исходные данные
.Физико-технические свойства
.Расчет параметров карьера
4.1 Поперечный разрез карьера
.2 План карьера
5.Определения срока службы карьера
6.Определение показателей трудности осуществления основных производственных процессов
.Подготовка горных пород к выемке
7.1 Паспорт буровзрывных работ для вскрыши
.2 Паспорт буровзрывных работ для полезного ископаемого
8.Расчет параметров выемочно-погрузочных работ
8.1 Выемка горных пород
.2 Рабочие параметры мехлопаты
.3 Перегрузка породы в думпкары
9.Расчет параметров перемещения груза в карьере
10.Отвалообразование вскрышных пород
10.1 Схема отвалообразования с использованием мехлопаты
11.Сводная таблица показателей курсового проекта
Список используемой температуры
Основные чертежи
1. Задание на курсовой проект
В курсовом проекте «Разработка месторождения полезного ископаемого открытым способом», рекомендуется изложить решение задач, относящихся к основным технологическим процессам горного производства:
·Рассчитать параметры карьера;
·Определить коэффициент вскрыши;
·Рассчитать показатели:
oπр – трудности разрушения пород вскрыши и полезного ископаемого;
oπб – трудности бурения;
oвзрываемости пород вскрыши и полезного ископаемого (эталонный удельный расход ВВ, г/м3);
·Выполнить расчет буровзрывных работ:
oвыбор бурового станка, определение качества буровых станков;
oрасчет параметров взрывных скважин;
oрасчет проектного удельного расхода ВВ;
oрасчет массы заряда в скважине
oсхема размещения зарядов на взрываемом блоке;
oпаспорт буровзрывных работ в масштабе (на листе А-4);
·Выполнить расчет экскавационных работ:
oвыбор экскаватора, техническая характеристика выбранного экскаватора;
oрасчет производительности экскаватора;
oопределение потребного парка экскаваторов;
oпараметры забоя экскаватора;
oпаспорт забоя экскаватора в масштабе;
·Перемещение горной массы в карьере и за его пределы:
oрасчет полезной массы поезда;
oрасчет пропускной и привозной способности дороги, рабочий и инвентарный парк подвижного состава;
·Отвалообразование, расчеты параметров;
·Сводная таблица применяемого основного и вспомогательного горного оборудования.
2. Исходные данные
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиницы измеренияЗначение1.Угол падения залежи полезного ископаемогоαградус592.Мощность наносовhнм103.Мощность толщи полезного ископаемогоmм804.Размер залежи полезного ископаемого по простираниюLqм26005.Граничный коэффициент вскрышикгрм3/м35.06.Грузопотоки: по вскрыше по добычеWвWп.и м3/смена м3/смена290011007.Вид транспорта: на вскрыше на добычекомбинированный: автомобильный – перегрузка – ж.д. транспорт8.Расстояние перевозки груза: по временным путям по постоянным путямLперLпермм200040009.Угол откоса уступа: вскрыша полезные ископаемые отвалы βв βп.и βо Градус Градус градус758030
3. Физико-технические свойства
№ п/пНаименование показателейОбозначениеЕдиница измеренияВеличинавскрышных породнаносыполезные ископаемые1.Плотностьγн/дм326302.Коэффициент крепостиf1293.Средний размер отдельностиLсрм1.000.954.Коэффициент трещиноватостикт0.900.755.Угол откоса борта карьера: лежащего бока висячего бока βлβв Градус градус4141 41 416.Влажность в массивеW%117.Предел прочности: на сжатие на сдвиг на растяжение δсж δсдв δраст МПа МПа МПа120208 90 11 78.кр1.4 1.4
Руководящий подъем в траншеи iр = 30 ‰
Расстояние до верхнего горизонта добычи от поверхности h = 25.
4. Расчет параметров карьера
4.1 Определяем горизонтальную мощность залежей
mг=m/sinα, м
где m – истинная мощность,
α – угол падения залежи, градус.
mг=80/sin59=93 м.
.2 Определение периметра дна карьера
Рд=(Lд+Bд)*2, м
где Рд – периметр дна карьера, м;
Lд – длинна залежи по простиранию, м;
Вд – ширина дна карьера, изменяется в зависимости от применяемой техники (Вд =30 – 40).
Рд=(2600+40)*2=5280 м.
.3 Определяем площадь дна карьера
Sд=Lд*Bд, м2,
Sд=2600*40=104000 м2.
.4 Определяем глубину карьера по формуле профессора Боголюбова Б.П.:
Нк=кизв*mг*кгр/(ctgβв+ctgβл), м
кизв=(0,95 – 0,98) – коэффициент извлечения полезного ископаемого при открытом способе разработки;
кгр – граничный коэффициент вскрыши м3/м3;
βв – угол откоса борта карьера в конечном положении по висячему боку;
βл – угол откоса борта карьера в конечном положении по лежачему боку;
Если породы висячего и лежачего боков имеют равновеликие свойства и отрабатываются под одним углом откоса борта в конечном положении βл=βв=βср, тогда
Нк=0,5* кизв* mг* кгр*tgβср
Нк=0.97*93*5/(2*ctg41)=196 м.
.5 Угол откоса борта карьера:
При ориентировачных расчетах можно пользоваться данными Гипроруды [стр. 18 П.И. Томаков, И.Н. Наумов; изд II е]:
Таблица 1
ПородыКоэффициент крепости пород по шкале проф. М.М. ПротодьяконоваУгол откоса борта (градусы) при глубине карьера, м≤90≤180≤240≤300>30В высшей степени крепкие и очень крепкие15 – 2060 – 6857 – 6553 – 6048 – 5443 – 49Крепкие и довольно крепкие8 – 1450 – 6048 – 5745 – 5342 – 4837 – 43Средней крепости3 – 745 – 5041 – 5839 – 4536 – 4332 – 37Довольно мягкие и мягкие1 – 230 – 4328 – 4126 – 3926 – 36-Мягкие и землистые0,6 – 0,821 – 3020 – 28—4.6 Определяем объем полезного ископаемого максимально извлекаемого из карьера в конечных контурах:
Vп.и.=[mг*Нк – ((mг – Вд)2*tgβв/4)]*Lд, м3
mг – горизонтальная мощность залежи, м3;
Нк – глубина карьера в конечном положении, м;
Вд – ширина дна карьера в конечном положении, м;
βв – угол откоса борта карьера в конечном положении, градус;
Lд – длинна залежи по простиранию, м.
Vп.и.=[93*196-(93-40) 2*tg41/4]*2600=45805613 м3.
.7 Определяем объем горной массы в контурах карьера (м3):
Vг.м.=Sд*Нк + ½*Рд*Нк2*ctgβк + 1/3*π* Нк3*ctg2βк
Sд – площадь подошвы карьера в конечном положении, м2;
Нк – конечная глубина карьера, м;
Рд – периметр дна карьера, м;
βк – угол откоса борта карьера в конечном положении, градус;
Vг.м.=104000*196+5280*1962*ctg41/2+π*1963*ctg241/3=141089902 м3.
.8 Объем вскрыши:
Vв=Vг.м. – Vп.и.
Vв=141089902-45805613=95284289 м3.
.9 Коэффициент вскрыши (средний промышленный):
кср= (Vг.м. – Vп.и.)/ Vп.и.= Vв/ Vп.и, м3/ м3
кср=95284289/45805613=2.1 м3/ м3.
.10 Размеры карьера на дневной поверхности:
.10.1 Площадь:
Sп.к= Sд + Р* Нк*ctgβв + π* Нк2*ctgβк, м2;
Sп.к=104000+5280*196*ctg41+π*1962*ctg41=1433328 м2.
.10.2 Длина:
Lд.к.= Lк + 2* Нк* ctgβк, м;
Lд.к.=2600+2*196*ctg41=3051 м.
.10.3 Ширина:
Вш.д.= Вд + 2* Нк* ctgβк, м.
Вш.д.=40+2*196*ctg41=491 м.
5. Определение срока службы карьера
В исходных данных установлен грузопоток по добыче полезного ископаемого Wп.и., м3/смен (за смену).
По нормам технологического проектирования для рудных карьеров режим работы принимается круглогодовой при непрерывной семидневной неделе – число рабочих дней в году для средней полосы – 300.
Число рабочих смен в сутки – три по 8 часов каждая.
Тогда годовой объем добычи (Аг, м3/год):
Аг= Wп.и*N*n, м3/год или т/год
N=300 – количество рабочих дней в году,
n=3 – число смен в сутке,
Wп.и – сменный грузопоток по добыче (м3 или т)
Аг=1100*300*3=990000 м3/год.
Срок службы карьера:
Р=Vп.и./ Аг, год
Vп.и – запасы полезного ископаемого в контурах карьера, м3 или т.
Р = 45805613/990000=46.5 лет,
С учетом разработки и затухания карьера
Р=53 года.
6. Определяем показатели трудности осуществления основных производственных процессов:
6.1 Показатель трудности разрушения породы (πр):
πр=0,05*[
Добыча полезных ископаемых составляет важную часть экономики многих государств, включая Россию. Кроме подземной добычи ее важную часть составляет разработка открытым способом — в том случае, если залежи располагаются сравнительно неглубоко. Для этого используются современные технологии, применяется множество видов карьерной спецтехники.
Трудно сказать, когда человечество начало разработку первого в своей истории карьера. Но наверняка это произошло раньше, чем был вырыт первый рудник: добывать ископаемые, находящиеся непосредственно под поверхностью, а то и на ней, — много проще. Так или иначе, будет верным сказать, что человечество эволюционировало вместе с технологией добычи полезных минералов и строительных материалов. В ходе разработки карьера вынимаются и подвергаются сортировке миллионы тонн породы, что не может не влиять на состояние окружающей среды, как минимум — в местном масштабе. Тем не менее потребность цивилизации в полезных ископаемых, начиная с угля и заканчивая драгоценными металлами, век от века растет — а соответственно, растут и масштабы добычи.
К положительным сторонам добычи полезных ископаемых открытым способом нужно отнести такие факторы, как простота подготовительных (вскрышных и других) работ, относительная безопасность участников производственного процесса, сравнительно невысокие затраты на изыскательские работы и собственно добычу, большая производительность при извлечении породы.
Однако, помимо достоинств, у открытой разработки есть и свои недостатки. К ним относятся большое число работающей в карьере техники и оборудования, а значит, и немалые затраты на его приобретение и обслуживание. С углублением котлована растут и расходы на разработку залежей: доставка породы на обогатительный комбинат или пункт предварительной сортировки требует все больших усилий и все более длинных маршрутов для техники, следовательно, растут и затраты компании-разработчика.
Технологический цикл добычи полезных ископаемых открытым способом начинается с геологоразведки.
Необходимо не только найти залежи, но и оценить их объем, состав породы и глубину залегания на предмет целесообразности добычи. Далее проводятся предварительные работы на месте будущих разработок, которые включают в себя осушение (иногда обводнение) территории, прокладку коммуникаций (подъездные пути, электричество, связь, Интернет), выкорчевывание леса и возведение административных и вспомогательных построек. Сколько времени проходит с момента завершения геологоразведки до окончания предварительных работ, однозначно сказать нельзя: это зависит от инвестиций в будущий карьер, характера местности, климатических и погодных факторов.
Карьерный экскаватор
При добыче полезных ископаемых открытым способом — будь то залежи угля, марганца, руд, содержащих металлы, — широко используют карьерные экскаваторы — машины циклического действия, малосвязные или черпающие разрушенные породы и перемещающие их последовательно, прерывая копание на время перемещения породы. Вскрытие месторождений, выемка минералов и их последующая погрузка в транспортные средства — основные функции этих машин. Наряду с гигантскими многоковшовыми шагающими экскаваторами, роторными и канатными электрическими машинами наибольшее распространение при разработках открытым способом получили гидравлические карьерные экскаваторы на гусеничном ходу. Характерный образец машин этого типа — Liebherr R9250. Оснащенный ковшом объемом 15 кубометров, он отлично подходит для работы с самосвалами 100-тонного класса. В зависимости от условий работы модель оснащается дизельной либо электрической силовой установкой мощностью 287 л.с.. Скорость вращения поворотного мотора — 8 оборотов в минуту. Машина может оснащаться как прямой, так и обратной лопатой и способна работать даже при экстремально низких температурах: до минус 40—50 градусов Цельсия. У модели R9250, как и у других машин семейства экскаваторов Liebherr, низкий центр тяжести и большая глубина копания: 8,7 метра. Полная масса машины — 253,5 тонны.
Собственно разработка карьера начинается со вскрышных работ.
Необходимо удалить поверхностный, пустой слой породы, под которой находятся залежи полезных ископаемых. Для этого слоями удаляется грунт, в результате чего по периметру будущего карьера образуется каскад уступов. Если раньше для этих целей широко применялись буровзрывные работы, то сегодня для вскрышных работ чаще используется специальная техника, прежде всего — экскаваторы и погрузчики, а для вывоза пустой породы — карьерные самосвалы. Чем тоньше поверхностный слой — тем более эффективны горные работы: эффективность разработки открытым способом определяется соотношением перемещенной пустой породы к результату добычи. Количество кубических метров снятого грунта делится на тоннаж изъятого ископаемого.
Карьерный погрузчик
Обладающие куда более внушительными размерами, чем их строительные собратья, эти землеройно-транспортные машины на колесном или гусеничном ходу имеют в качестве главного рабочего органа ковш вместимостью до 10 кубометров и более, шарнирно закрепленный на конце стрелы и разгружающийся вперед. К функциям карьерных погрузчиков относятся рыхлительные и бульдозерные работы, резка и транспортировка породы, а также ее загрузка в кузов самосвала.
Современные машины этого типа имеют эксплуатационную массу до 62 тонн. Кроме фронтального ковша в качестве сменного оборудования для карьерных погрузчиков используются бульдозерный нож, рыхлитель, грузоподъемная платформа и другие агрегаты.
Яркий представитель семейства карьерных погрузчиков — модель именитого японского производителя спецтехники Komatsu WA600-8. Этот карьерный погрузчик имеет эксплуатационную массу 55 тонн и оснащен ковшом объема 7,03 кубометра. Оригинальный силовой агрегат погрузчика SAS6D170E-7 мощностью 529 лошадиных сил соответствует стандартам экологичности Tier 4 Final. По словам компании-разработчика, модель имеет целый ряд улучшений сравнительно с техникой Komatsu предыдущих поколений — в частности, у WA600-8 существенно улучшена обзорность кабины, а кресло оператора снабжено функцией подогрева.
Та же самая техника используется для непосредственной добычи полезных ископаемых.
В настоящее время из соображений экономической целесообразности многие процессы автоматизируются — например, все более широкое распространение получают беспилотные самосвалы, не требующие наличия водителя и часто вообще не имеющие кабины; встречаются и объекты, где управление процессом добычи осуществляется полностью дистанционно («умный карьер»). При более высоких первоначальных затратах такой подход гарантирует значительную экономию на оплате труда персонала, а кроме того, обеспечивает безопасность жизни и здоровья сотрудников добывающего предприятия. Тем не менее даже работа в технически оснащенном карьере по-прежнему считается довольно тяжелой, а порой и экстремальной для человеческого организма и поэтому требует высокой физической и психологической стабильности. В то же время вред от работы в карьере для человеческого организма намного меньше, чем в шахте, а уровень травматизма — существенно ниже.
Полезные ископаемые, добываемые в карьере, подвергаются дроблению и сортировке на месте либо транспортируются самосвалами в перевалочные пункты и далее — на обогатительные комбинаты. Вывоз породы из карьера осуществляется карьерными самосвалами; наиболее вместительные образцы этой техники способны транспортировать около пятисот тонн груза — однако по дорогам общего пользования эта техника в силу своих габаритов передвигаться не может, поэтому к месту работ ее обычно доставляют в разобранном виде, по железной дороге, автотрассе или морским транспортом.
Карьерный комбайн
На смену буро-взрывным методам при разработке полезных ископаемых открытым способом все чаще приходят карьерные комбайны, позволяющие не только добывать материал, но и погружать его напрямую в грузовики либо укладывать в отвалы. Если самосвал занят другой работой, срезанная комбайном порода подается по конвейеру и отсыпается в отвал. Именно так работают комбайны компании Wirtgen. В зависимости от угла поворота их конвейера материал может складироваться в один отвал с 3—5 заходов срезания породы. В дальнейшем материал загружается в кузов самосвала с помощью карьерного погрузчика. В зависимости от высоты полученного отвала при помощи фронтального погрузчика возможно выполнять погрузку материала.
Наиболее производительные карьерные комбайны Wirtgen для разработки мягких и крепких горных пород 4200SM рассчитаны на глубину фрезерования до 830 и 650 миллиметров при ширине фрезерования 4,2 метра. Кроме своей основной задачи — добычи угля, известняка, боксита, железной руды, фосфатов, горючего сланца, кимберлита, соли — эти карьерные комбайны способны эффективно работать в строительстве, включая дорожное. В частности, этим машинам по силам выполнение таких функций, как прокладка трассы для строительства дорог и сооружения рельсового пути, точное фрезерование траншей, плоскостей и откосов, фрезерование каналов, формирование подошвы тоннеля и восстановление дорог.
Открытым способом добывают множество ценных ископаемых: уголь, янтарь, мрамор, алмазы — список можно продолжать очень долго. А разработка карьера может продолжаться от нескольких лет до многих десятилетий. Например, разработка карьера Бингем-Каньон в США, штат Юта, глубина котлована которого в настоящее время составляет 1200 метров, продолжается с 1863 года.
На особенности добычи влияет множество факторов; горняки говорят, что двух идентичных карьеров в принципе не существует. Тем не менее большинство этих сооружений имеет ряд общих элементов; среди них — рабочий и нерабочий борт; дно или подошва — нижняя площадка уступа; нижний и верхний контуры; вскрышные и очистные уступы; площадки (ниже откоса, выше откоса); пункт приема породы; транспортные коммуникации. Периметр подошвы карьера определяется удобством добычи породы и ее погрузки в карьерные самосвалы.
Карьерный самосвал
Карьерные самосвалы — разновидность внедорожных машин этого типа, используемых при разработке месторождений открытым способом. Из-за внушительных размеров их эксплуатация на дорогах общего пользования невозможна — и к месту работ их доставляют в разобранном виде. Наиболее целесообразной для тяжелых самосвалов признана схема с двумя осями, с разгрузкой назад, с задним или полным приводом Отдельный подкласс карьерных самосвалов составляют машины шарнирно-сочлененной конструкции, для которых используется трехосная схема. Например, такие, как выпускает южноафриканская компания Bell — каждый пятый шарнирно-сочлененный самосвал в мире сходит с ее конвейера. Главная особенность этой техники — наименьшая масса во всех классах грузоподъемности, что достигается благодаря применению высокопрочного сварного шасси из легированной стали и долговечных, оптимизированных для уменьшения веса, компонентов. Среди других особенностей — мощные двигатели Mercedes Benz и трансмиссии со встроенным замедлителем ZF и Allison. Одна из популярных моделей — BELL B50D с колесной формулой 6×6 при собственной массе 34,5 тонны способна перевозить 45,4 тонны груза. Она оснащена дизельным двигателем мощностью 523 л.с. и 640-литровым топливным баком. Из систем безопасности самосвала нужно отметить автоматический горный тормоз, функцию быстрой заливки топлива с сухим затвором и мониторинг давления в шинах и защиту кабины от опрокидывания и падающих предметов.
Как уже было сказано выше, добыча полезных ископаемых не проходит даром для экологии.
Устройство карьера разрушает ландшафт, складывавшийся веками, а порой и тысячелетиями. Выкорчевываются многие гектары лесов, осушаются озера, производятся взрывные работы, изменяется уровень грунтовых вод. Тысячи кубометров почвы, которые могли бы быть использованы в сельскохозяйственных целях, в ходе вскрышных работ превращаются в отвалы. В зависимости от химического состава грунта отвалы могут содержать элементы, опасные не только для растительного и животного мира, но и для здоровья людей, живущих в близлежащих населенных пунктах. Их жители также страдают от высокого уровня шума, загрязнения сточных вод и выбросов угарного газа от двигателей спецтехники и оборудования.
Несмотря на то, что добыча полезных ископаемых открытым способом наносит ощутимый вред окружающей среде, вредные последствия от нее можно минимизировать. Для этого выработанные карьеры часто заполняют водой, создавая искусственные водоемы, а на прилегающих территориях проводят рекультивацию, засаживая их деревьями и кустарниками. Что касается отвальных пород, из них нередко получают минеральные удобрения, глинозем, а также некоторые виды строительных материалов. Все эти меры позволяют не только частично компенсировать ущерб, нанесенный природе открытыми разработками, но зачастую и получить экономическую выгоду. В мире год от года растет число предприятий, специализирующихся, занятых окультуриванием территории выработанных карьеров и переработкой отходов добычи.
Дробильное оборудование
Нередко первичная переработка полезных ископаемых выполняется непосредственно на месте добычи. Для этого используется различное дробильно-сортировочное оборудование. Например, для обработки известняка и других материалов с невысокой абразивностью хорошо подходят роторные дробилки с горизонтальным валом Telsmith первичного и вторичного дробления. Они сконструированы с большим запасом прочности и имеют цельный массивный ротор, что является их основным преимуществом сравнительно с представленными на рынке аналогами, а также большую камеру дробления, которая обеспечивает высокую производительность и кубовидную форму материала на выходе. Наиболее производительная из дробилок для первичного дробления — Telsmith 6071 с приводом мощностью 800—1500 л.с., которая имеет производительность 1000—2100 тонн в час. Дробилка эксплуатационной массой 89 тонн рассчитана на максимальный размер входящего куска 1422 мм. Из дробилок для вторичного дробления наиболее производительная — Telsmith 5263 с приводом мощностью 300 л.с,; ее производительность достигает 320 тонн в час. Эта модель рассчитана на максимальный размер входящего куска 406 мм; вес дробилки — 22 тонны.
Источник: https://proteh.org/