Отклонение поведения может ли оно полезно для общества

Отклонение поведения может ли оно полезно для общества thumbnail

Словосочетание «девиантное поведение» у многих рождает ассоциацию с преступностью, психическими заболеваниями и просто аморальными поступками. Однако в психологии далеко не всякое девиантное поведение считается негативным явлением. Тем более, что социальные нормы и стандарты сами по себе бывают деструктивными и «неправильными».

Девиантное поведение

Что такое девиантное поведение

Под девиантным поведением принято понимать действия, противоречащие установленным социальным нормам.

Устойчивое проявление девиаций заставляет общество применять к данному человеку санкции – изоляцию, наказание, исправление, лечение.

Попросту говоря, девиация – это нарушение каких-либо правил. В связи с этим психологи утверждают, что абсолютное большинство людей на планете являются девиантами. Действительно, трудно прожить всю жизнь, не нарушая ни единого установленного правила – под этим понимаются не только государственное законодательство, но и некие неформальные установления, вроде необходимости общаться с друзьями в свободное время. Слишком высокое трудолюбие («трудоголизм»), увлечение диетами – это тоже девиации.

Признаки отклоняющегося поведения

Выделяются чёткие признаки того, что действия индивида являются отклоняющимся поведением, а именно:

  • Несоответствие общепринятым социальным нормам;
  • Нарушение этих норм;
  • Негативная оценка окружающих, введение санкций;
  • Нанесение ущерба себе и окружающим;
  • Устойчивость – антиобщественный поступок повторяется много раз;
  • Социальная дезадаптация;
  • Общая направленность личности – разрушительная.

Последний признак, однако, является спорным. Ведь под понятие девиантного поведения подпадают и такие случаи, как талант, гениальность, героизм и самопожертвование. Такие действия и проявления тоже нарушают какие-то установленные правила, но в конечном итоге их целью является созидание, иногда даже спасение общества.

Виды отклоняющегося поведения

Психология, социология и медицина имеют свои подходы к определению девиантного поведения и по-разному классифицируют его виды. Разные научные направления даже по-разному определяют поступки и действия – какое-то действие одна школа считает «нормальным», а другая – девиантным.

Одна из существующих классификаций отклоняющегося поведения предложена Ц.П. Короленко и Т. А. Донских – отечественными психиатрами.

  • Нестандартное поведение – при этом индивид нарушает какие-то правила, но в целом его деятельность имеет позитивный характер и полезна для общества.
  • Деструктивное поведение – имеет разрушительную направленность. При этом выделяются внешнедеструктивные и внутридеструктивные поступки. В первом случае человек либо использует некие средства, чтобы уйти от реальности и получить желаемые эмоции (алкоголизм, наркомания, азартные игры и др.), либо напрямую нарушает законы и наносит ущерб окружающим.

Во втором случае действия человека направлены на прямое саморазрушение – суицид, фанатизм, конформизм, нарциссизм и др.

Поведение человека само по себе является реакцией на общественные нормы. Таких реакций может существовать всего несколько, и их описание дал в своё время Роберт Кинг Мёртон – один из крупнейших социологов двадцатого века.

Каждое общество формирует как цели своего существования, так и средства их достижения, и каждый индивид отвечает на это посредством одной из возможных реакций:

  • Подчинение – полное подчинение и целям, и средствам их достижения;
  • Инновация – индивид подчиняется целям общества, но использует иные средства их достижения;
  • Ритуализм – цель отвергается как недостижимая, но остаётся «механическое» следование традициям;
  • Ретретизм – уход из общества вследствие несогласия с его целями и средствами;
  • Мятеж – попытка внести новый порядок в общество, изменить и цели, и средства.

Три из этих типов поведения являются откровенно девиантными. А вот ритуальное поведение в большинстве случаев не воспринимается как девиантное: общество, как правило, обращает внимание лишь на внешнюю сторону поведения отдельных людей. Есть мнение, что почти все члены общества исповедуют ритуальное поведение, не задумываясь о целях существования или даже прямо отрицая их.

Типы

Причины девиантного поведения

«Неправильное» поведение людей может быть продиктовано одним или несколькими возможными факторами:

Биологические факторы

Некоторые люди сами по себе предрасположены действовать не так, как им велят окружающие. Таких людей иногда можно определить по внешнему облику.

Психологические факторы

Девиантное поведение в данном случае объясняется воздействием на человека внешних факторов и раздражителей, а также его психологическим складом, имеющим врождённый характер.

Социологические факторы

В данном случае «неправильное» поведение объясняется непостоянством социальных норм и правил, их изменчивостью, разложением и отторжением, из-за чего образуется некий духовный вакуум в социуме.

Можно сказать, что основная причина девиантного поведения заключается в несоответствии желаний и намерений отдельного человека запросам и установкам большинства. Склонность к «неправильным поступкам» заложена в самой природе человека, который является не только социальным организмом, но ещё и личностью. Человеческий социум имеет много сходного с сообществами так называемых общественных животных (муравьёв, львов, слонов и др.), но есть и существенное отличие: люди в обществе не являются точной копией друг друга и всецело не полагаются в своей жизни на некий общий «сверхразум». Если у животных социум способствует сохранению и продолжению рода, то у человека он играет двоякую роль; социум может не только защищать своих членов, но и подавлять и уничтожать наиболее ценных из них.

Естественно, здесь возникают разногласия между общественным «сверхразумом» и разумением отдельного человека. И это не всегда эгоистическое разумение: многие люди имеют обострённое чувство жалости и справедливости, они хотят и могут сделать мир лучше. Но большая часть людей не хочет «лучше», она хочет лишь стабильности.

Бывает и так, что человек вроде бы и не является носителем каких-то полезных качеств для всего социума, но и разрушительными его желания не назовёшь. Например, он просто хочет танцевать свои любимые танцы и слушать любимую музыку, несмотря на то, что в данном социуме эти танцы и музыка считаются неприемлемыми. Так было, к примеру, в СССР, когда преследовали «рокеров», «стиляг» и тому подобных представителей так называемых гедонистических субкультур. Гедонистическими называют субкультуры, развивающие получение удовольствия и позитивных эмоций от жизни. Однако на участников таких субкультур в разное время навешивали уничижительные ярлыки и объявляли их разрушителями. Признаком девиантного поведения в СССР официально считалась даже улыбка на дискотеке – за неё могли привести в милицию или отчислить из Комсомола.

Является ли девиантным поведением наркомания

На самом деле таковым является лишь употребление тяжёлых наркотиков. Умеренное употребление лёгких наркотиков не наносит вреда окружающим и приносит гораздо меньше время самому потребителю, чем банальное курение сигарет. Между тем употребление лёгких наркотиков в нашем обществе заклеймено как деструктивное поведение, тогда как курение сигарет считается вполне нормальным, а алкоголизм (самое разрушительное явление в обществе) даже всячески поощряется в неких кругах. Больше того, трезвый образ жизни считается девиантным поведением, хоть и неофициально: «А ты чё не пьёшь, не русский, что ли?!».

Условность понятия «отклоняющееся поведение» наглядно показали авторы антиутопий. Так, в романе Брэдбери «451 градус по Фаренгейту» девиантным поведением является чтение. В других антиутопиях это могли быть любые личные отношения, прикосновения, объятия, рациональное поведение, даже уклонение от развлечений («О дивный новый мир» Хаксли). Таким образом, то, что в нашем мире считается нормальным и даже поощряется, в антиутопиях объявлялось преступным и аморальным.

Впрочем, подобные трансформации имеют место не только в антиутопиях. К примеру, в России до революции девиантным поведением считалось уклонение от посещения храма и неверие в бога; в советскую эпоху, наоборот, таковым считались посещение церкви и религиозность; в наше время правящими кругами насаждается прежний, дореволюционный взгляд – пока неофициально, но это вполне может принять официальный вид.

Выше было сказано о биологических факторах девиантного поведения. Они действительно могут иметь некоторое влияние на человека, но нельзя их преувеличивать. Бывают излишне злобные и агрессивные люди, имеющие к тому же сниженный уровень интеллекта и с трудом поддающиеся влиянию окружающих – необучаемые, не способные обуздывать физиологические влечения. Итальянский психиатр Чезаре Ломброзо установил, что примерно у трети рассмотренных им заключённых тюрем помимо этого набора психологических характеристик наблюдаются внешние признаки «криминальности»: неправильная челюсть, длинные руки, редкая борода и др. Однако впоследствии теория Ломброзо была опровергнута. Действительно, не всякий «обезьяноподобный» человек оказывается носителем преступного поведения, и далеко не каждый принципиальный (или «врождённый») преступник имеет указанную внешность.

У разных исследователей неоднократно были попытки объяснить девиантное поведение биологическими особенностями организма. По одной из таких теорий, существенную роль в этом играет фигура: полные люди общительны и дружелюбны, люди с хрупким телом склонны к осторожности, нервозности и самоанализу, а те, кто имеет стройное тело и развитую физическую силу, отличаются напористым характером, малочувствительны к боли и с большей вероятностью оказываются преступниками.

Однако большинство учёных всё-таки отвергает биологические теории девиантности. Единственное, с чем они согласны, – это влияние типа нервной системы на девиантность, но это влияние всё равно не является решающим.

Больший вес имеют социально-психологические теории девиантного поведения. Автором одной из них является Беккер. По его мнению, высшие и влиятельные слои общества склонны навешивать определённые ярлыки на представителей низших слоёв, и эти ярлыки играют роль самоисполняющихся пророчеств. К примеру, традиционно девиантными считаются такие группы населения, как цыгане, бомжи, а также алкоголики и наркоманы. Представители этих категорий населения подвергаются унижениям, оскорблениям, их права нарушаются, несмотря на то, что среди этих людей изначально есть много «нормальных», которые не нарушают законы и не обижают других. Ярлыки и унижения, однако, вынуждают этих людей противодействовать, и не всегда это законные способы. Цыгане, поголовно объявленные преступниками, в итоге действительно становятся преступниками, ведь для них оказываются закрыты законные способы удовлетворения жизненных потребностей.

Однако с психологическими факторами не всё столь однозначно. Скажем, классический бихевиоризм утверждает, что все поступки человека – это реакции на определённые воздействия окружающей среды; и если ребёнка с самого начала строго наказывать за проступки, в дальнейшем у него выработается боязнь совершать такие действия. Это похоже на дрессировку животных. В действительности отнюдь не всякий человек указанным образом реагирует на такую дрессировку. Часто бывает так: как только наказания прекращаются, человек чувствует, что у него развязаны руки, и пускается во все тяжкие. Держать такого человека в рамках дозволенного может только постоянная угроза быть наказанным.

Девиантное поведение и реакция на него наглядно описаны в известной модели «ведро с крабами». Как только один краб пытается выбраться из ведра наружу, остальные тут же втягивают его обратно. Вся вина этого единственного краба заключается в том, что он ведёт себя не так, как остальные, и делает иной выбор в своей жизни; но остальные воспринимают такое поведение как разрушение всего общества.

Смотреть видео

Источник

Ïîíÿòèå îòêëîíÿþùåãîñÿ ñîöèàëüíîãî ïîâåäåíèÿ è êëàññèôèêàöèÿ ôîðì åãî ïðîÿâëåíèÿ. Ïðè÷èíû äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ ðàçíûõ ïîäõîäîâ: òåîðèè ôèçè÷åñêèõ òèïîâ, ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ è ñîöèîëîãè÷åñêèõ òåîðèé. Åãî çíà÷åíèå äëÿ ðàçâèòèÿ ñîöèóìà.

Ñòóäåíòû, àñïèðàíòû, ìîëîäûå ó÷åíûå, èñïîëüçóþùèå áàçó çíàíèé â ñâîåé ó÷åáå è ðàáîòå, áóäóò âàì î÷åíü áëàãîäàðíû.

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Ðàçìåùåíî íà https://www.allbest.ru/

Îñíîâíûå âèäû äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ

Ââåäåíèå

Âñåìó ìèðó, ñîöèàëüíîìó áûòèþ è êàæäîìó ÷åëîâåêó ñâîéñòâåííî îòêëîíÿòüñÿ îò îñè ñâîåãî ñóùåñòâîâàíèÿ, ðàçâèòèÿ. Ïðè÷èíà ýòîãî îòêëîíåíèÿ ëåæèò â îñîáåííîñòÿõ âçàèìîñâÿçè è âçàèìîäåéñòâèÿ ÷åëîâåêà ñ îêðóæàþùèì ìèðîì, ñîöèàëüíîé ñðåäîé è ñàìèì ñîáîé. Âîçíèêàþùåå íà îñíîâå òàêîãî ñâîéñòâà ðàçíîîáðàçèå â ïñèõîôèçè÷åñêîì, ñîöèîêóëüòóðíîì, äóõîâíî-íðàâñòâåííîì ñîñòîÿíèè ëþäåé è èõ ïîâåäåíèè ÿâëÿåòñÿ óñëîâèåì ðàñöâåòà îáùåñòâà, åãî ñîâåðøåíñòâîâàíèÿ è îñóùåñòâëåíèÿ ñîöèàëüíîãî ðàçâèòèÿ.

Îòêëîíåíèå â ïîâåäåíèè – äåâèàíòíîå ïîâåäåíèå – ÿâëÿåòñÿ, òàêèì îáðàçîì, åñòåñòâåííûì óñëîâèåì ðàçâèòèÿ ÷åëîâåêà, æèçíè âñåãî îáùåñòâà. Èíà÷å ãîâîðÿ, äåâèàíòíîå ïîâåäåíèå áûëî, åñòü è áóäåò è â ýòîì çàêëþ÷àåòñÿ àêòóàëüíîñòü åãî èçó÷åíèÿ.

Îñíîâíàÿ öåëü äàííîé êîíòðîëüíîé ðàáîòû çàêëþ÷àåòñÿ â òîì, ÷òîáû ïîíÿòü ñóùíîñòü äåâèàíòíîãî (îòêëîíÿþùåãîñÿ) ïîâåäåíèÿ.

Äëÿ ýòîãî íåîáõîäèìî ðåøèòü ðÿä çàäà÷:

1). äàòü îïðåäåëåíèå îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ è ðàçîáðàòüñÿ ñ ðàçëè÷íûìè ôîðìàìè åãî ïðîÿâëåíèÿ.  ÷àñòíîñòè ñëåäóåò ðàçëè÷àòü äåâèàíòíîå ïîâåäåíèå, êîòîðîå íîñèò ñîöèàëüíî-òâîð÷åñêèé õàðàêòåð, ÿâëÿåòñÿ ïîðîæäåíèåì èëè îòðàæåíèåì ñîöèàëüíîé èííîâàöèè, îò äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ, êîòîðîå ïîðîæäåíî èëè îòêðûâàåò ïóòü ê ñîöèàëüíîé ïàòîëîãèè, íîñèò ñîöèàëüíî íåãàòèâíûé õàðàêòåð [5. C.7];

2). ïîíÿòü ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ, ðàññìîòðåâ ðàçëè÷íûå ïîäõîäû ê èçó÷åíèþ óêàçàííîé ïðîáëåìû.

Ãëàâà 1. Ïîíÿòèå è âèäû äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ

Ïðîöåññ ñîöèàëèçàöèè (ïðîöåññ óñâîåíèÿ èíäèâèäîì îáðàçöîâ ïîâåäåíèÿ, ñîöèàëüíûõ íîðì è öåííîñòåé , íåîáõîäèìûõ äëÿ åãî óñïåøíîãî ôóíêöèîíèðîâàíèÿ â äàííîì îáùåñòâå) äîñòèãàåò îïðåäåëåííîé ñòåïåíè çàâåðøåííîñòè ïðè äîñòèæåíèè ëè÷íîñòüþ ñîöèàëüíîé çðåëîñòè, êîòîðàÿ õàðàêòåðèçóåòñÿ îáðåòåíèåì ëè÷íîñòüþ èíòåãðàëüíîãî ñîöèàëüíîãî ñòàòóñà (ñòàòóñ, îïðåäåëÿþùèé ïîëîæåíèå ÷åëîâåêà â îáùåñòâå). Îäíàêî â ïðîöåññå ñîöèàëèçàöèè âîçìîæíû ñáîè, íåóäà÷è. Ïðîÿâëåíèåì íåäîñòàòêîâ ñîöèàëèçàöèè ÿâëÿåòñÿ îòêëîíÿþùååñÿ (äåâèàíòíîå) ïîâåäåíèå – ýòî ðàçëè÷íûå ôîðìû íåãàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ëèö, ñôåðà íðàâñòâåííûõ ïîðîêîâ, îòñòóïëåíèå îò ïðèíöèïîâ, íîðì ìîðàëè è ïðàâà [1. C. 78]. Ê îñíîâíûì ôîðìàì îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ ïðèíÿòî îòíîñèòü ïðàâîíàðóøàåìîñòü, âêëþ÷àÿ ïðåñòóïíîñòü, ïüÿíñòâî, íàðêîìàíèþ, ïðîñòèòóöèþ, ñàìîóáèéñòâî.

Ìíîãî÷èñëåííûå ôîðìû îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ ñâèäåòåëüñòâóþò î ñîñòîÿíèè êîíôëèêòà ìåæäó ëè÷íîñòíûìè è îáùåñòâåííûìè èíòåðåñàìè. Îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå – ýòî ÷àùå âñåãî ïîïûòêà óéòè èç îáùåñòâà, óáåæàòü îò ïîâñåäíåâíûõ æèçíåííûõ ïðîáëåì è íåâçãîä, ïðåîäîëåòü ñîñòîÿíèå íåóâåðåííîñòè è íàïðÿæåíèÿ ÷åðåç îïðåäåëåííûå êîìïåíñàòîðíûå ôîðìû. Îäíàêî îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå íå âñåãäà íîñèò íåãàòèâíûé õàðàêòåð. Îíî ìîæåò áûòü ñâÿçàíî ñî ñòðåìëåíèåì ëè÷íîñòè ê íîâîìó, ïîïûòêîé ïðåîäîëåòü êîíñåðâàòèâíîå, ìåøàþùåå äâèãàòüñÿ âïåðåä. Ê îòêëîíÿþùåìóñÿ ïîâåäåíèþ ìîãóò áûòü îòíåñåíû ðàçëè÷íûå âèäû íàó÷íîãî, òåõíè÷åñêîãî è õóäîæåñòâåííîãî òâîð÷åñòâà.

Ðàññìîòðèì ðàçëè÷íûå âèäû ñîöèàëüíûõ îòêëîíåíèé.

1. Êóëüòóðíûå è ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ. Ñîöèîëîãîâ èíòåðåñóþò ïðåæäå âñåãî êóëüòóðíûå îòêëîíåíèÿ, òî åñòü îòêëîíåíèÿ äàííîé ñîöèàëüíîé îáùíîñòè îò íîðì êóëüòóðû. Ïñèõîëîãîâ æå èíòåðåñóþò ïñèõè÷åñêèå îòêëîíåíèÿ îò íîðì ëè÷íîñòíîé îðãàíèçàöèè: ïñèõîçû, íåâðîçû è òàê äàëåå. Ëþäè ÷àñòî ïûòàþòñÿ ñâÿçûâàòü êóëüòóðíûå îòêëîíåíèÿ ñ ïñèõè÷åñêèìè. Íàïðèìåð, ñåêñóàëüíûå îòêëîíåíèÿ, àëêîãîëèçì, íàðêîìàíèÿ è ìíîãèå äðóãèå îòêëîíåíèÿ â ñîöèàëüíîì ïîâåäåíèè ñâÿçûâàþò ñ ëè÷íîñòíîé äåçîðãàíèçàöèåé, èíà÷å ãîâîðÿ ñ ïñèõè÷åñêèìè îòêëîíåíèÿìè. Îäíàêî ëè÷íîñòíàÿ äåçîðãàíèçàöèÿ äàëåêî íå åäèíñòâåííàÿ ïðè÷èíà îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ. Îáû÷íî ïñèõè÷åñêè íåíîðìàëüíûå ëè÷íîñòè ïîëíîñòüþ âûïîëíÿþò âñå ïðàâèëà è íîðìû, ïðèíÿòûå â îáùåñòâå, è, íàîáîðîò, äëÿ ëè÷íîñòåé, ïñèõè÷åñêè âïîëíå íîðìàëüíûõ, áûâàþò õàðàêòåðíû âåñüìà ñåðüåçíûå îòêëîíåíèÿ. Âîïðîñ î òîì, ïî÷åìó ýòî ïðîèñõîäèò, èíòåðåñóåò êàê ñîöèîëîãîâ, òàê è ïñèõîëîãîâ.

2. Èíäèâèäóàëüíûå è ãðóïïîâûå îòêëîíåíèÿ

* èíäèâèäóàëüíûå, êîãäà îòäåëüíûé èíäèâèä îòâåðãàåò íîðìû ñâîåé ñóáêóëüòóðû;

* ãðóïïîâîå, ðàññìàòðèâàåìîå êàê êîíôîðìíîå ïîâåäåíèå ÷ëåíà äåâèàíòíîé ãðóïïû ïî îòíîøåíèþ ê åå ñóáêóëüòóðå (íàïðèìåð, ïîäðîñòêè èç òðóäíûõ ñåìåé, ïðîâîäÿùèå áîëüøóþ ÷àñòü ñâîåé æèçíè â ïîäâàëàõ. “Ïîäâàëüíàÿ æèçíü” êàæåòñÿ èì íîðìàëüíîé, ó íèõ ñóùåñòâóåò ñâîé “ïîäâàëüíûé” ìîðàëüíûé êîäåêñ, ñâîè çàêîíû è êóëüòóðíûå êîìïëåêñû.  äàííîì ñëó÷àå íàëèöî ãðóïïîâîå îòêëîíåíèå îò äîìèíèðóþùåé êóëüòóðû, òàê êàê ïîäðîñòêè æèâóò â ñîîòâåòñòâèè ñ íîðìàìè ñîáñòâåííîé ñóáêóëüòóðû) [4. C. 113].

3. Ïåðâè÷íîå è âòîðè÷íîå îòêëîíåíèÿ. Ïîä ïåðâè÷íûì îòêëîíåíèåì ïîäðàçóìåâàåòñÿ îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ëè÷íîñòè, êîòîðîå â öåëîì ñîîòâåòñòâóåò êóëüòóðíûì íîðìàì, ïðèíÿòûì â îáùåñòâå.  äàííîì ñëó÷àå ñîâåðøàåìûå èíäèâèäîì îòêëîíåíèÿ òàê íåçíà÷èòåëüíû è òåðïèìû, ÷òî îí ñîöèàëüíî íå êâàëèôèöèðóåòñÿ äåâèàíòîì è íå ñ÷èòàåò ñåáÿ òàêîâûì. Äëÿ íåãî è äëÿ îêðóæàþùèõ îòêëîíåíèå âûãëÿäèò ïðîñòî ìàëåíüêîé øàëîñòüþ, ýêñöåíòðè÷íîñòüþ èëè íà õóäîé êîíåö îøèáêîé.

Âòîðè÷íûì îòêëîíåíèå íàçûâàþò îòêëîíåíèå îò ñóùåñòâóþùèõ â ãðóïïå íîðì, êîòîðîå ñîöèàëüíî îïðåäåëÿåòñÿ êàê äåâèàíòíîå.

4. Êóëüòóðíî îäîáðÿåìûå îòêëîíåíèÿ. Îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå âñåãäà îöåíèâàåòñÿ ñ òî÷êè çðåíèÿ êóëüòóðû, ïðèíÿòîé â äàííîì îáùåñòâå. Ñëåäóåò âûäåëèòü íåîáõîäèìûå êà÷åñòâà è ñïîñîáû ïîâåäåíèÿ, êîòîðûå ìîãóò ïðèâåñòè ê ñîöèàëüíî îäîáðÿåìûì îòêëîíåíèÿì [4. C. 115-117]:

* ñâåðõèíòåëëåêòóàëüíîñòü. Ïîâûøåííàÿ èíòåëëåêòóàëüíîñòü ìîæåò ðàññìàòðèâàòüñÿ êàê ñïîñîá ïîâåäåíèÿ, ïðèâîäÿùèé ê ñîöèàëüíî îäîáðÿåìûì îòêëîíåíèÿì ëèøü ïðè äîñòèæåíèè îãðàíè÷åííîãî ÷èñëà ñîöèàëüíûõ ñòàòóñîâ. Èíòåëëåêòóàëüíàÿ ïîñðåäñòâåííîñòü íåâîçìîæíà ïðè èñïîëíåíèè ðîëåé êðóïíîãî ó÷åíîãî èëè êóëüòóðíîãî äåÿòåëÿ, â òî æå âðåìÿ ñâåðõèíòåëëåêòóàëüíîñòü ìåíåå íåîáõîäèìà äëÿ àêòåðà, ñïîðòñìåíà èëè ïîëèòè÷åñêîãî ëèäåðà;

* îñîáûå ñêëîííîñòè. Ïîçâîëÿþò ïðîÿâëÿòü óíèêàëüíûå êà÷åñòâà íà î÷åíü óçêèõ, ñïåöèôè÷åñêèõ ó÷àñòêàõ äåÿòåëüíîñòè.

* ñâåðõìîòèâàöèÿ. Ìíîãèå ñîöèîëîãè ñ÷èòàþò, ÷òî èíòåíñèâíàÿ ìîòèâàöèÿ ÷àñòî ñëóæèò êîìïåíñàöèåé çà ëèøåíèÿ èëè ïåðåæèâàíèÿ, ïåðåíåñåííûå â äåòñòâå èëè þíîñòè. Íàïðèìåð, ñóùåñòâóåò ìíåíèå, ÷òî Íàïîëåîí èìåë âûñîêóþ ìîòèâàöèþ ê äîñòèæåíèþ óñïåõà è âëàñòè â ðåçóëüòàòå îäèíî÷åñòâà, èñïûòàííîãî èì â äåòñòâå, èëè Íèêêîëî Ïàãàíèíè ïîñòîÿííî ñòðåìèëñÿ ê ñëàâå è ïî÷åòó â ðåçóëüòàòå ïåðåíåñåííûõ â äåòñòâå íóæäû è íàñìåøåê ñâåðñòíèêîâ;

* ëè÷íîñòíûå êà÷åñòâà – ëè÷íîñòíûå ÷åðòû è ñâîéñòâà õàðàêòåðà, êîòîðûå ïîìîãàþò äîñòè÷ü âîçâûøåíèÿ ëè÷íîñòè;

* ñ÷àñòëèâûé ñëó÷àé. Áîëüøèå äîñòèæåíèÿ – ýòî íå òîëüêî ÿðêî âûðàæåííûé òàëàíò è æåëàíèå, íî è èõ ïðîÿâëåíèå â îïðåäåëåííîì ìåñòå è â îïðåäåëåííîå âðåìÿ.

5. Êóëüòóðíî îñóæäàåìûå îòêëîíåíèÿ. Áîëüøèíñòâî îáùåñòâ ïîääåðæèâàåò è âîçíàãðàæäàåò ñîöèàëüíûå îòêëîíåíèÿ, ïðîÿâëÿåìûå â ôîðìå ýêñòðàîðäèíàðíûõ äîñòèæåíèé è àêòèâíîñòè, íàïðàâëåííîé íà ðàçâèòèå îáùåïðèíÿòûõ öåííîñòåé êóëüòóðû. Íàðóøåíèå æå íðàâñòâåííûõ íîðì è çàêîíîâ â îáùåñòâå âñåãäà ñòðîãî îñóæäàëîñü è íàêàçûâàëîñü.

Ðàññìîòðèì òåïåðü îñíîâíûå ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ.

Ãëàâà 2. Ïðè÷èíû âîçíèêíîâåíèÿ äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ

 èçó÷åíèè ïðè÷èí îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ ñóùåñòâóåò òðè âèäà òåîðèé: òåîðèè ôèçè÷åñêèõ òèïîâ, ïñèõîàíàëèòè÷åñêèå òåîðèè è ñîöèîëîãè÷åñêèå, èëè êóëüòóðíûå, òåîðèè. Îñòàíîâèìñÿ íà êàæäîé èç íèõ.

1. Îñíîâíàÿ ïðåäïîñûëêà âñåõ òåîðèé ôèçè÷åñêèõ òèïîâ ñîñòîèò â òîì, ÷òî îïðåäåëåííûå ôèçè÷åñêèå ÷åðòû ëè÷íîñòè ïðåäîïðåäåëÿþò ñîâåðøàåìûå åþ ðàçëè÷íûå îòêëîíåíèÿ îò íîðì. Ñðåäè ïîñëåäîâàòåëåé òåîðèé ôèçè÷åñêèõ òèïîâ ìîæíî íàçâàòü ×. Ëîìáðîçî, Ý. Êðåòøìåðà, Â. Øåëäîíà.  ðàáîòàõ ýòèõ àâòîðîâ ïðèñóòñòâóåò îäíà îñíîâíàÿ èäåÿ: ëþäè ñ îïðåäåëåííîé ôèçè÷åñêîé êîíñòèòóöèåé ñêëîííû ñîâåðøàòü ñîöèàëüíûå îòêëîíåíèÿ, îñóæäàåìûå îáùåñòâîì [4. C. 118]. Îäíàêî ïðàêòèêà ïîêàçàëà íåñîñòîÿòåëüíîñòü òåîðèé ôèçè÷åñêèõ òèïîâ. Âñåì èçâåñòíû ñëó÷àè, êîãäà èíäèâèäû ñ ëèöîì õåðóâèìîâ ñîâåðøàëè òÿã÷àéøèå ïðåñòóïëåíèÿ, à èíäèâèä ñ ãðóáûìè, “ïðåñòóïíûìè” ÷åðòàìè ëèöà íå ìîã îáèäåòü è ìóõó.

2.  îñíîâå ïñèõîàíàëèòè÷åñêèõ òåîðèé îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ ëåæèò èçó÷åíèå êîíôëèêòîâ, ïðîèñõîäÿùèõ â ñîçíàíèè ëè÷íîñòè. Ñîãëàñíî òåîðèè Ç. Ôðåéäà, ó êàæäîé ëè÷íîñòè ïîä ñëîåì àêòèâíîãî ñîçíàíèÿ íàõîäèòñÿ îáëàñòü áåññîçíàòåëüíîãî – ýòî íàøà ïñèõè÷åñêàÿ ýíåðãèÿ, â êîòîðîé ñîñðåäîòî÷åíî âñå ïðèðîäíîå, ïåðâîáûòíîå. ×åëîâåê ñïîñîáåí çàùèòèòüñÿ îò ñîáñòâåííîãî ïðèðîäíîãî “áåççàêîííîãî” ñîñòîÿíèÿ ïóòåì ôîðìèðîâàíèÿ ñîáñòâåííîãî ß, à òàêæå òàê íàçûâàåìîãî ñâåðõ-ß, îïðåäåëÿåìîãî èñêëþ÷èòåëüíî êóëüòóðîé îáùåñòâà. Îäíàêî ìîæåò âîçíèêíóòü ñîñòîÿíèå, êîãäà âíóòðåííèå êîíôëèêòû ìåæäó ß è áåñîçíàòåëüíûì, à òàêæå ìåæäó ñâåðõ-ß è áåññîçíàòåëüíûì ðàçðóøàþò çàùèòó è íàðóæó ïðîðûâàåòñÿ íàøå âíóòðåííåå, íå çíàþùåå êóëüòóðû ñîäåðæàíèå.  ýòîì ñëó÷àå ìîæåò ïðîèçîéòè îòêëîíåíèå îò êóëüòóðíûõ íîðì, âûðàáîòàííûõ ñîöèàëüíûì îêðóæåíèåì èíäèâèäà.

3.  ñîîòâåòñòâèè ñ ñîöèîëîãè÷åñêèìè, èëè êóëüòóðíûìè, òåîðèÿìè èíäèâèäû ñòàíîâÿòñÿ äåâèàíòàìè, òàê êàê ïðîöåññû ïðîõîäèìîé èìè ñîöèàëèçàöèè â ãðóïïå áûâàþò íåóäà÷íûìè ïî îòíîøåíèþ ê íåêîòîðûì âïîëíå îïðåäåëåííûì íîðìàì, ïðè÷åì ýòè íåóäà÷è ñêàçûâàþòñÿ íà âíóòðåííåé ñòðóêòóðå ëè÷íîñòè. Êîãäà ïðîöåññû ñîöèàëèçàöèè óñïåøíû, èíäèâèä ñíà÷àëà àäàïòèðóåòñÿ ê îêðóæàþùèì åãî êóëüòóðíûì íîðìàì, çàòåì âîñïðèíèìàåò èõ òàê, ÷òî îäîáðÿåìûå íîðìû è öåííîñòè îáùåñòâà èëè ãðóïïû ñòàíîâÿòñÿ åãî ýìîöèîíàëüíîé ïîòðåáíîñòüþ, à çàïðåòû êóëüòóðû ÷àñòüþ åãî ñîçíàíèÿ. Îí âîñïðèíèìàåò íîðìû êóëüòóðû òàêèì îáðàçîì, ÷òî àâòîìàòè÷åñêè äåéñòâóåò â îæèäàåìîé ìàíåðå ïîâåäåíèÿ áîëüøóþ ÷àñòü âðåìåíè. Îøèáêè èíäèâèäà ðåäêè, è âñåì îêðóæàþùèì èçâåñòíî, ÷òî îíè íå ÿâëÿþòñÿ åãî îáû÷íûì ïîâåäåíèåì.

Íàëè÷èå â ïîâñåäíåâíîé ïðàêòèêå áîëüøîãî ÷èñëà êîíôëèêòóþùèõ íîðì, íåîïðåäåëåííîñòü â ñâÿçè ñ ýòèì âîçìîæíîãî âûáîðà ëèíèè ïîâåäåíèÿ ìîãóò ïðèâåñòè ê ÿâëåíèþ, íàçâàííîìó Ý. Äþðêãåéìîì àíîìèåé (ñîñòîÿíèå îòñóòñòâèÿ íîðì). Ïî Äþðêãåéìó àíîìèÿ – ýòî ñîñòîÿíèå, ïðè êîòîðîì ëè÷íîñòü íå èìååò òâåðäîãî ÷óâñòâà ïðèíàäëåæíîñòè, íèêàêîé íàäåæíîñòè è ñòàáèëüíîñòè â âûáîðå ëèíèè íîðìàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ [4. C. 121].

Ðîáåðò Ê. Ìåðòîí âíåñ íåêîòîðûå èçìåíåíèÿ â êîíöåïöèþ àíîìèè, ïðåäëîæåííóþ Äþðêãåéìîì. Îí ñ÷èòàåò, ÷òî ïðè÷èíîé äåâèàöèè ÿâëÿåòñÿ ðàçðûâ ìåæäó êóëüòóðíûìè öåëÿìè îáùåñòâà è ñîöèàëüíî îäîáðÿåìûìè (ëåãàëüíûìè èëè èíñòèòóöèîíàëüíûìè) ñðåäñòâàìè èõ äîñòèæåíèÿ [2. C. 208]. Íàïðèìåð, â òî âðåìÿ êàê îáùåñòâî ïîääåðæèâàåò óñèëèÿ ñâîèõ ÷ëåíîâ â ñòðåìëåíèè ê ïîâûøåíèþ áëàãîñîñòîÿíèÿ è âûñîêîìó ñîöèàëüíîìó ïîëîæåíèþ, ëåãàëüíûå ñðåäñòâà ÷ëåíîâ îáùåñòâà äëÿ äîñòèæåíèÿ òàêîãî ñîñòîÿíèÿ âåñüìà îãðàíè÷åíû: êîãäà ÷åëîâåê íå ìîæåò äîáèòüñÿ áëàãîñîñòîÿíèÿ ñ ïîìîùüþ òàëàíòà è ñïîñîáíîñòåé (ëåãàëüíûå ñðåäñòâà), îí ìîæåò ïðèáåãíóòü ê îáìàíó, ïîäëîãó èëè âîðîâñòâó, íå îäîáðÿåìûì îáùåñòâîì.

Ð. Ìåðòîíîì áûëà ðàçðàáîòàíà òèïîëîãèÿ ïîâåäåíèÿ ëè÷íîñòåé â èõ îòíîøåíèè ê öåëÿì è ñðåäñòâàì. Ñîãëàñíî ýòîé òèïîëîãèè îòíîøåíèå ê öåëÿì è ñðåäñòâàì ëþáîé ëè÷íîñòè óêëàäûâàåòñÿ â ñëåäóþùèå êëàññû:

* êîíôîðìèñò ïðèíèìàåò êàê êóëüòóðíûå öåëè, òàê è èíñòèòóöèîíàëüíûå ñðåäñòâà, îäîáðÿåìûå â îáùåñòâå, è ÿâëÿåòñÿ ëîÿëüíûì ÷ëåíîì îáùåñòâà;

* íîâàòîð ïûòàåòñÿ äîñòèãíóòü êóëüòóðíûõ öåëåé (êîòîðûå îí ïðèíèìàåò) íåèíñòèòóöèîíàëüíûìè ñðåäñòâàìè (âêëþ÷àÿ íåçàêîííûå è êðèìèíàëüíûå);

* ðèòóàëèñò ïðèíèìàåò èíñòèòóöèîíàëüíûå ñðåäñòâà, êîòîðûå àáñîëþòèçèðóåò, íî öåëè, ê êîòîðûì îí äîëæåí ñòðåìèòüñÿ ñ ïîìîùüþ ýòèõ ñðåäñòâ, èãíîðèðóåò èëè çàáûâàåò. Ðèòóàëû, öåðåìîíèè è ïðàâèëà äëÿ íåãî ÿâëÿþòñÿ îñíîâîé ïîâåäåíèÿ, â òî æå âðåìÿ îðèãèíàëüíûå, íåòðàäèöèîííûå ñðåäñòâà èì, êàê ïðàâèëî, îòâåðãàþòñÿ;

* èçîëèðîâàííûé òèï îòõîäèò êàê îò êóëüòóðíûõ, òðàäèöèîííûõ öåëåé, òàê è îò èíñòèòóöèîíàëüíûõ ñðåäñòâ, íåîáõîäèìûõ äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ (íàïðèìåð áîìæè, íàðêîìàíû, àëêîãîëèêè);

* ìÿòåæíèê ïðåáûâàåò â íåðåøèòåëüíîñòè îòíîñèòåëüíî êàê ñðåäñòâ, òàê è êóëüòóðíûõ öåëåé; îí îòñòóïàåò îò ñóùåñòâóþùèõ öåëåé è ñðåäñòâ, æåëàÿ ñîçäàòü íîâóþ ñèñòåìó íîðì è öåííîñòåé è íîâûå ñðåäñòâà äëÿ èõ äîñòèæåíèÿ [4. C. 122-123].

Ïðè èñïîëüçîâàíèè ýòîé òèïîëîãèè âàæíî ïîìíèòü, íàïðèìåð, ÷òî ëþäè íèêîãäà íå ìîãóò áûòü ïîëíîñòüþ êîíôîðìíûìè ê íîðìàòèâíîé êóëüòóðå èëè áûòü ïîëíûìè íîâàòîðàìè.  êàæäîé ëè÷íîñòè ïðèñóòñòâóþò â òîé èëè èíîé ñòåïåíè âñå ïåðå÷èñëåííûå òèïû. Îäíàêî êàêîé-òî èç òèïîâ îáû÷íî ïðîÿâëÿåòñÿ â áîëüøåé ìåðå è õàðàêòåðèçóåò ëè÷íîñòü.

Òàêèì îáðàçîì, îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå èãðàåò â îáùåñòâå äâîéñòâåííóþ ðîëü: ñ îäíîé ñòîðîíû, ïðåäñòàâëÿåò óãðîçó ñòàáèëüíîñòè îáùåñòâà, ñ äðóãîé – ïîääåðæèâàåò ýòó ñòàáèëüíîñòü.

Òàê íàïðèìåð, ïðè íàëè÷èè â îáùåñòâå èëè ñîöèàëüíîé ãðóïïå ìíîãî÷èñëåííûõ ñëó÷àåâ ñîöèàëüíûõ îòêëîíåíèé ëþäè óòðà÷èâàþò ÷óâñòâî îæèäàåìîãî ïîâåäåíèÿ. Ïðîèñõîäèò äåçîðãàíèçàöèÿ êóëüòóðû è ðàçðóøåíèå ñîöèàëüíîãî ïîðÿäêà.

Ñ äðóãîé ñòîðîíû, îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ÿâëÿåòñÿ îäíèì èç ïóòåé àäàïòàöèè êóëüòóðû ê ñîöèàëüíûì èçìåíåíèÿì. Íåò òàêîãî ñîâðåìåííîãî îáùåñòâà, êîòîðîå äîëãîå âðåìÿ îñòàâàëîñü áû ñòàòè÷íûì. Äàæå ñîâåðøåííî èçîëèðîâàííûå îò ìèðîâûõ öèâèëèçàöèé ñîîáùåñòâà äîëæíû âðåìÿ îò âðåìåíè èçìåíÿòü îáðàçöû ñâîåãî ïîâåäåíèÿ èç-çà èçìåíåíèÿ îêðóæàþùåé ñðåäû. Íî íîâûå êóëüòóðíûå íîðìû ðåäêî ñîçäàþòñÿ ïóòåì îáñóæäåíèÿ è äàëüíåéøåãî èõ ïðèíÿòèÿ âñåìè ÷ëåíàìè ñîöèàëüíûõ ãðóïï. Íîâûå ñîöèàëüíûå íîðìû ðîæäàþòñÿ è ðàçâèâàþòñÿ â ðåçóëüòàòå ïîâñåäíåâíîãî ïîâåäåíèÿ èíäèâèäîâ, â ñòîëêíîâåíèè ïîñòîÿííî âîçíèêàþùèõ ñîöèàëüíûõ îáñòîÿòåëüñòâ. Îòêëîíÿþùååñÿ îò ñòàðûõ, ïðèâû÷íûõ íîðì ïîâåäåíèå íåáîëüøîãî ÷èñëà èíäèâèäîâ ìîæåò áûòü íà÷àëîì ñîçäàíèÿ íîâûõ íîðìàòèâíûõ îáðàçöîâ. Ïîñòåïåííî, ïðåîäîëåâàÿ òðàäèöèè, îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ñîäåðæàùåå íîâûå æèçíåñïîñîáíûå íîðìû, âñå â áîëüøåé ñòåïåíè ïðîíèêàåò â ñîçíàíèå ëþäåé. Ïî ìåðå óñâîåíèÿ ÷ëåíàìè ñîöèàëüíûõ ãðóïï ïîâåäåíèÿ, ñîäåðæàùåãî íîâûå íîðìû, îíî ïåðåñòàåò áûòü îòêëîíÿþùèìñÿ.

Çàêëþ÷åíèå

äåâèàíòíîå îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ñîöèàëüíîå

Èòàê, ìû îïðåäåëèëè, ÷òî äåâèàíòíîå (îòêëîíÿþùååñÿ) ïîâåäåíèå – ýòî ïîâåäåíèå èíäèâèäà èëè ãðóïïû, êîòîðîå íå ñîîòâåòñòâóåò îáùåïðèíÿòûì íîðìàì, â ðåçóëüòàòå ÷åãî ýòè íîðìû èìè íàðóøàþòñÿ. Äåâèàíòíîå ïîâåäåíèå – ñëåäñòâèå íåóäà÷íîãî ïðîöåññà ñîöèàëèçàöèè ëè÷íîñòè: â ðåçóëüòàòå íàðóøåíèÿ ïðîöåññîâ èäåíòèôèêàöèè è èíäèâèäóàëèçàöèè ÷åëîâåêà, òàêîé èíäèâèä ëåãêî âïàäàåò â ñîñòîÿíèå “ñîöèàëüíîé äåçîðãàíèçàöèè”, êîãäà êóëüòóðíûå íîðìû, öåííîñòè è ñîöèàëüíûå âçàèìîñâÿçè îòñóòñòâóþò, îñëàáåâàþò èëè ïðîòèâîðå÷àò äðóã äðóãó. Òàêîå ñîñòîÿíèå íàçûâàåòñÿ àíîìèåé è ÿâëÿåòñÿ îñíîâíîé ïðè÷èíîé îòêëîíÿþùåãîñÿ ïîâåäåíèÿ.

Ó÷èòûâàÿ, ÷òî äåâèàíòíîå ïîâåäåíèå ìîæåò ïðèíèìàòü ñàìûå ðàçíûå ôîðìû (êàê íåãàòèâíûå, òàê è ïîçèòèâíûå), íåîáõîäèìî èçó÷àòü äàííîå ÿâëåíèå, ïðîÿâëÿÿ äèôôåðåíöèðîâàííûé ïîäõîä.

Îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ÷àñòî ñëóæèò îñíîâàíèåì, íà÷àëîì ñóùåñòâîâàíèÿ îáùåïðèíÿòûõ êóëüòóðíûõ íîðì. Áåç íåãî áûëî áû òðóäíî àäàïòèðîâàòü êóëüòóðó ê èçìåíåíèþ îáùåñòâåííûõ ïîòðåáíîñòåé. Âìåñòå ñ òåì âîïðîñ î òîì, â êàêîé ñòåïåíè äîëæíî áûòü ðàñïðîñòðàíåíî îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå è êàêèå åãî âèäû ïîëåçíû, à ñàìîå ãëàâíîå – òåðïèìû äëÿ îáùåñòâà, äî ñèõ ïîð ïðàêòè÷åñêè íå ðàçðåøåí. Åñëè ðàññìàòðèâàòü ëþáûå îáëàñòè ÷åëîâå÷åñêîé äåÿòåëüíîñòè: ïîëèòèêó, óïðàâëåíèå, ýòèêó, òî íåëüçÿ âïîëíå îïðåäåëåííî îòâåòèòü íà ýòîò âîïðîñ (íàïðèìåð, êàêèå íîðìû ëó÷øå: âîñïðèíÿòûå íàìè ðåñïóáëèêàíñêèå êóëüòóðíûå íîðìû èëè ñòàðûå ìîíàðõè÷åñêèå, ñîâðåìåííûå íîðìû ýòèêåòà èëè íîðìû ýòèêåòà íàøèõ îòöîâ è äåäîâ?). Óäîâëåòâîðèòåëüíûé îòâåò íà ýòè âîïðîñû äàòü òðóäíî. Âìåñòå ñ òåì íå âñå ôîðìû äåâèàíòíîãî ïîâåäåíèÿ òðåáóþò ñòîëü äåòàëüíîãî àíàëèçà. Êðèìèíàëüíîå ïîâåäåíèå, ñåêñóàëüíûå îòêëîíåíèÿ, àëêîãîëèçì è íàðêîìàíèÿ íå ìîãóò ïðèâåñòè ê ïîÿâëåíèþ ïîëåçíûõ äëÿ îáùåñòâà íîâûõ êóëüòóðíûõ îáðàçöîâ. Ñëåäóåò ïðèçíàòü, ÷òî ïîäàâëÿþùåå ÷èñëî ñîöèàëüíûõ îòêëîíåíèé èãðàåò äåñòðóêòèâíóþ ðîëü â ðàçâèòèè îáùåñòâà. È òîëüêî íåêîòîðûå íåìíîãî÷èñëåííûå îòêëîíåíèÿ ìîæíî ñ÷èòàòü ïîëåçíûìè. Îäíà èç çàäà÷ ñîöèîëîãîâ – ðàñïîçíàâàòü è îòáèðàòü ïîëåçíûå êóëüòóðíûå îáðàçöû â îòêëîíÿþùåìñÿ ïîâåäåíèè èíäèâèäîâ è ãðóïï [4. C. 126].

Ñïèñîê èñïîëüçîâàííûõ èñòî÷íèêîâ

äåâèàíòíîå îòêëîíÿþùååñÿ ïîâåäåíèå ñîöèàëüíîå

1. Ðàäóãèí À.À., Ðàäóãèí Ê.À. Ñîöèîëîãèÿ. Êóðñ ëåêöèé. – Ì.: Öåíòð, 1997.

2. Ñìåëçåð Í. Ñîöèîëîãèÿ. – Ì.: Ôåíèêñ, 1994.

3. Òîùåíêî Æ.Ò. Ñîöèîëîãèÿ. – Ì.: Ïðîìåòåé, 1994.

4. Ôðîëîâ Ñ.Ñ. Ñîöèîëîãèÿ. – Ì.: Ëîãîñ, 1996.

5. Ìîñêîâñêèé ãîñóäàðñòâåííûé ñîöèàëüíûé óíèâåðñèòåò. Äåâèàíòíîå

Ðàçìåùåíî íà Allbest

Источник