Отбор полезной информации 2 класс презентация бененсон
Технологическая карта урока. Бененсон Е.П.. Информатика . 2 класс. ФГОС.
Урок 3. Отбор полезной информации.
Цели урока:
– рассмотреть органы чувства как приемники информации;
– обсудить свойства предметов и выделение признака, общего для набора предметов;
– ввести понятие: полезная и лишняя информация.
1
Организационный момент
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
– формирование навыков самоорганизации
Коммуникативные УУД:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
2
Запись домашнего задания.
с. 18 № задание со знаком домика
Работа с тетрадью
3
Повторение
-Что такое информация?
– Перечислите действия с информацией
– это сведения об окружающем мире
-искать, собирать, передавать, хранить, использовать
4
Проверка домашнего задания в рабочих тетрадях
с. 12 № задание со знаком домика
Читают задания, рассказывают, как выполняли.
5
Формулирование темы и целей урока.
Просмотр презентации.
– Перечислить органы чувств?
Соедините линиями источники информации и органы чувств
-Расскажите, какую информацию принял каждый орган чувств
Информация понятна,
Если всем она ясна,
Информация ______,
Если мне она нужна.
– уши, глаза, нос, язык, кожа;
Соединяют с помощью инструментов презентации
– нос – обонятельную
– глаза – зрительную
– уши – слуховую (звуковую)
– язык – вкусовую
– кожа – осязательную (тактильную)
– полезна;
Регулятивные УУД:
– умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему.
Коммуникативные УУД:
– умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами
6
Объяснение темы + работа с учебником + работа с интерактивной доской
Работа в учебнике
стр. 14 отбор полезной информации
обведите и объясните решения
Какие предметы не подходят к другим?
– Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство…
– Какую информацию о свойствах предметов ты использовал
– Какая бесполезная?
стр.15 Рассмотрите рисунок. Как ты думаешь, какая информация о речке интересует людей на берегу?
Сделаем вывод
– холодильник – остальные связаны с информацией
– записная книжка – остальные электроприборы
– полезную информацию
– форма, цвет, размер, назначение
– человека с удочкой: может интересовать много ли рыбы в реке, чистая ли вода
– мальчик собирающийся купаться – теплая ли вода, чистая ли вода, глубокая ли речка, нет ли ям, в которые можно неожиданно провалиться, сильное ли течение
– если информация помогает тере решить поставленную задачу, это полезная информация
Личностные УУД:
– развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей
7
Физминута
Выполняют упражнения
Личностные УУД:
– формирование здорового образа жизни
8
Исследовательская работа
Работа на компьютере
.Программа «В лес за информацией»
Дети сопоставляют текстовую информацию с графической.
Познавательные УУД:
– развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;
– умение кратко формулировать мысль
– умение обрабатывать информацию
– развитие навыков исследования, закрепление навыков групповой работы,
Коммуникативные УУД:
– формирование владения монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
9
Итоги урока, рефлексия
Можете ли вы назвать тему урока?
– Вам было легко или были трудности?
– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?
– Какое задание было самым интересным и почему?
– Как бы вы оценили свою работу?
Работа с дневниками
Личностные УУД:
– развитие самооценки
1
Организационный момент
Учитель приветствует детей.
Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.
Личностные УУД:
– формирование навыков самоорганизации
2
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности
Проверка домашнего задания.
Давайте выполним задание 9 на стр. 9.
Рассказывают о проделанной работе. О трудностях. Рассуждают, отвечают на вопросы. Соединяют органы чувств и источники информации.
3
Этап актуализации и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Посмотрите на рисунок. Один предмет не подходит к остальным. Запиши этот предмет на стр. 8 № 8, и объясни свое решение.
-Сколько решений вы нашли?
Дети анализируют, сравнивают полученную информацию. Записывают ответ.
Познавательные УУД:
–смысловое чтение
Личностные УУД:
– развитие грамотной речи
4
Этап постановки учебной задачи
Назовите тему и цель урока.
«Отбор полезной информации», цель: узнать, какая информация называется полезной.
Регулятивные УУД:
– самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
Познавательные УУД:
-актуализация сведений из личного опыта
элементов управления компьютером
Личностные УУД:
– умение структурировать знания;
5
Этап построения проекта выхода из затруднения.
Каждый предмет имеет цвет, размер, форму, назначение, устройство… Какую информацию о свойствах предметов ты использовал, а какая оказалась бесполезной?
Заполняют пропуски в таблице на стр. 9.
6
Этап реализации построенного проекта.
Информацию можно собирать в школе, дома, в библиотеке, в лесу, на берегу маленькой речки…Разных людей интересует разная информация.
Рассмотрите рисунок. Как вы думаете, какая информация о речке интересует людей на берегу?
Выполняют задание, объясняют свое решение. Приводят примеры.
Коммуникативные УУД:
– умение слушать и исправлять ошибки других
Личностные УУД:
развитие речи,
– умение кратко формулировать мысль
– умение приводить примеры из личного опыта
-развитие навыков чтения
Общеучебные УД:
– одновременный анализ нескольких разнородных информационных объектов (рисунок, текст, таблица, схема) в целях выделения информации, необходимой для решения учебной задачи;
7
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Предлагает разбиться на МГ.
Маша решила выяснить, какие ягоды растут в ближайшем лесу. Выбрала из книги информацию о лесных ягодах и записала ее в блокнот в виде таблицы. Блокнот она взяла с собой в лес. Давайте посмотрим, что она записала на стр. 10 задание №10
Используя информацию из таблицы, определяют, как называются растения. Поиск информации, которую использовали для определения названия растений.
8
Физминутка
Выполнение физических упражнений.
Личностные УУД:
– понимание важности ведения здорового образа жизни
9
Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.
Индивидуальные консультации, оказании помощи при затруднениях.
Работа на компьютере. Выполняя задания программы, ученик должен:
· Найти все растения, спрятанные на экране, и выяснить, как они называются.
· Найти ответ на вопрос: «Какая информация (какая часть описания) помогает отличить данное растение от других?»
· Поднять руку, когда на экране появятся слова: «Позови учителя».
Регулятивные УУД:
– отбор информации, необходимой для решения учебной задачи
– сбор информации, необходимой для решения задачи, путем наблюдения, измерений, интервьюирования.
10
Домашнее задание
Стр.12 № 11
Записывают домашнее задание в дневник
Личностные УУД:
– формирование навыков самоорганизации
– формирование навыков письма
11
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.
-Какая информация называется полезной, бесполезной?
Оцените вашу работу на уроке с помощью шкалы рефлексии.
Делают выводы.
Высказывают свои мнения.
Самооценка своей деятельности.
Личностные УУД:
–рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса
и результатов деятельности
Краткое описание документа:
Программу обеспечивают;
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
Бененсон Е.П., Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2009.
Паутова А.Г. Информатика. 2 класс: Комплект компьютерных программ. Методическое пособие + СD. — М.: Академкнига/Учебник, 2010.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Цели и задачи курса
Целью изучения информатики в начальной школе является формирование первоначальных представлений об информации и ее свойствах, а также навыков работы с информацией как с применением компьютеров, так и без них. Обучение информатике направлено на решение следующих задач:
• учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для решения стоящих перед ним задач;
• формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности;
• дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях и сформировать первичные навыки работы на компьютере;
• дать представление об этических нормах работы с информацией, об информационной безопасности личности и государства.
Весь материал курса сгруппирован в пять разделов:
1. Информационная картина мира.
2. Компьютер — универсальная машина по обработке информации.
3. Алгоритмы и исполнители.
4. Объекты и их свойства.
5. Этические нормы при работе с информацией и информационная безопасность.
Понятие информации и работа с информацией
В информационном обществе центр тяжести образовательного процесса перемещается с заучивания фактов и теорий на формирование готовности и умения самостоятельно приобретать новые знания. Отсюда вытекает первая задача курса информатики: учить школьника искать, отбирать, организовывать и использовать информацию для достижения стоящих перед ним целей. Эта задача решается на протяжении всего периода обучения информатике в начальной школе в рамках всех пяти разделов курса.
Обучение начинается с введения во 2-м классе понятий информация, источники информации, поиск, передача, хранение и обработка информации.
Понятие информации рассматривается с точки зрения семантической теории информации, то есть с учетом ее содержания, смысла. Обращается внимание на полезность или бесполезность информации для человека с точки зрения решаемых им задач. Информация понимается как сведения об окружающем мире, как сигнал, сообщение о происходящих в нем процессах.
При изучении способов работы с информацией (сбор, хранение, передача, обработка, использование) основное внимание уделяется тем информационным процессам, в которых непосредственное участие принимает человек. В этом контексте компьютер рассматривается как машина, обменивающаяся информацией с человеком. С этой точки зрения изучаются основные устройства компьютера. Называются устройства, которые принимают информацию (устройства ввода — клавиатура, мышь, сканер), обрабатывают ее (процессор), хранят (оперативная и внешняя память) и передают человеку (устройства вывода — монитор, принтер).
Параллельно с постепенным накоплением понятийного аппарата учащиеся выполняют практические задания, связанные:
• со сбором информации путем наблюдения, фиксацией собранной информации и организацией ее различными способами;
• поиском информации в учебниках, энциклопедиях, справочниках и отбором информации, необходимой для решения поставленной задачи;
• обработкой информации по формальным правилам и эвристически.
Практические задания выполняются как с использованием компьютера, так и без него. Содержательно эти задания связаны с различными предметами школьного курса и с жизненным опытом учащихся.
Поиск и отбор информации на начальных этапах обучения (2-й класс) базируется в первую очередь на сюжетных рисунках, коротких литературных рассказах, схемах, помещенных непосредственно в учебнике информатики. При наличии оборудования с этой же целью можно использовать компьютерные программы, которые являются частью методического комплекса. В дальнейшем с этой целью используются также учебники по другим предметам, детские энциклопедии, словари, справочники. При наличии оборудования могут быть использованы мультимедийные энциклопедии и гипертекстовые документы.
Обработка информации по формальным правилам рассматривается в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Выполняя алгоритмы, созданные для формальных исполнителей, учащиеся приобретают умение использовать информацию, содержащуюся в плане, предложенном другими людьми. Составляя такие алгоритмы, школьники учатся четко формулировать цели и самостоятельно составлять план достижения цели на основе информации о начальном и конечном состоянии исполнителя.
Первичное знакомство с приемами планирования целенаправленной деятельности человека
Успех профессиональной деятельности современного человека в значительной степени базируется на умении ставить цели, находить альтернативные пути достижения целей и выбирать среди них оптимальный. В этой связи ставится вторая задача курса информатики в начальной школе — формировать первоначальные навыки планирования целенаправленной деятельности человека, в том числе учебной деятельности.
Знакомство с приемами планирования деятельности осуществляется в основном в рамках раздела «Алгоритмы и исполнители». Составление и выполнение алгоритмов идет в двух направлениях:
• планирование деятельности человека;
• управление формальными исполнителями.
При составлении алгоритмов деятельности человека большое внимание уделяется планированию и организации учебной деятельности школьника, что оказывает положительное влияние на формирование полезных общеучебных навыков.
Изучение различных формальных исполнителей решает двоякую задачу. Во-первых, исполнение алгоритмов, созданных для формальных исполнителей, способствует развитию психической функции принятия внешнего плана. Это имеет первостепенное значение для практического овладения компьютером, так как использование компьютерных информационных технологий связано с формальным исполнением сложных последовательностей технологических действий (при сохранении и открытии электронных документов, при запуске программ и т. д.). Поэтому важно, чтобы на первом этапе овладения компьютерными информационными технологиями школьник умел формально выполнять алгоритмы, предложенные учителем. Во-вторых, самостоятельное составление таких алгоритмов стимулирует активное развитии алгоритмического мышления, что является основой изучения практически всех дисциплин школьного курса.
При наличии необходимого оборудования можно использовать компьютерные программы, которые позволяют, используя систему команд исполнителя, управлять исполнителем в интерактивном режиме. В этом случае параллельно с навыком составления алгоритмов формируются практические навыки работы с клавиатурой и мышью.
Знакомство с приемами планирования деятельности начинается во 2-м классе. Вводится понятие алгоритма как плана достижения цели, состоящего из дискретных шагов. Освоению учебного материала на этом этапе присущи следующие особенности:
• рассматриваются только линейные алгоритмические конструкции;
• перед учащимися не ставится задача самостоятельно формулировать цель алгоритма, она определена в постановке каждой задачи;
• исходную информацию для выполнения практических заданий по составлению алгоритмов деятельности человека школьники получают из учебника по информатике, наблюдений за деятельностью других людей и из личного практического опыта.
Первоначальные представления о компьютере. Практические навыки работы на компьютере
Повсеместное использование компьютерных технологий в трудовой деятельности ставит перед школой задачу формирования практических навыков использования различных компьютерных технологий. В связи с этим перед курсом информатики в начальной школе ставится задача дать первоначальные представления о компьютере и современных информационных технологиях, а также сформировать первичные навыки работы на компьютере. Эта задача решается в разделе «Компьютер — универсальная машина для обработки информации». Весь материал разбит на два подраздела:
• фундаментальные знания о компьютере,
практическая работа на компьютере.
Материал, вошедший в подраздел «Фундаментальные знания о компьютере», изучается как при наличии компьютера, так и при его отсутствии. Материал подраздела «Практическая работа на компьютере» изучается только при наличии необходимого компьютерного оборудования.
К фундаментальным знаниям о компьютере относится следующее:
• представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации;
• название и назначение основных устройств компьютера;
• представление о двоичном кодировании информации;
• представление о программном управлении компьютером;
• представление о профессиях компьютера.
Представление о компьютере как машине для обработки информации и о двоичном кодировании текстовой информации и черно-белых рисунков в компьютере формируется во 2-м классе параллельно с изучением способов работы с информацией. Сопоставляется хранение информации с использованием и без использования компьютера, обработка информации человеком и компьютером.
Изучению устройства компьютера также отведено время во 2-м классе. Часть устройств компьютера (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер) доступна для наблюдения. Поэтому обсуждение этих устройств и их назначения не представляет трудности. Другие устройства (дисководы, процессор, оперативная память, системная плата) скрыты в корпусе и в силу особенностей конструкции плохо доступны для обозрения. В то же время именно представление об особенностях работы оперативной и внешней дисковой памяти имеют практическое значение для формирования навыков работы на компьютере. Изучение этих устройств, а также формирование на наглядном уровне представления об открытой архитектуре компьютера опирается на схематические рисунки, иллюстрирующие процесс сборки компьютера из отдельных устройств, компьютерную программу, моделирующую процесс сборки компьютера, атакже на изготовление макета компьютера из бумаги. В учебнике имеются заготовки для макета и алгоритм изготовления макета. Работа по созданию макета может быть осуществлена на уроках информатики. Однако предпочтительно организовать эту работу на уроках труда.
Кроме того, в данный подраздел в программах 2-го, 3-го и 4-го классов включены гигиенические нормы работы на компьютере (с учетом важности изучения этого вопроса учениками, многие из которых могут иметь дело с компьютером вне школы).
Этические нормы работы с информацией, информационная безопасность личности
Создание и широкое использование локальных, корпоративных и глобальных компьютерных сетей остро поставило проблему этических норм поведения в сети. Однако обсуждение этих проблем доступно учащимся начальной школы, только если у них есть практический опыт работы в сети.
В рамках этого раздела обсуждаются те аспекты проблемы, которые базируются на личном опыте учащихся:
• правила поведения в компьютерном классе (2-4-й классы);
Хотя изложению этого материала в программе курса в сумме отводится всего несколько часов, к нему следует постоянно возвращаться и добиваться не только знания этих правил, но и их сознательного выполнения. Важно с первого урока информатики формировать бережное отношение к оборудованию компьютерного класса, осознание ценности как информации коллективного пользования, так и личной информации ученика. Учащиеся должны принять сознательные самоограничения при удалении и изменении файлов.
2-й класс (34 ч)
Информационная картина мира (9 ч)
Понятие информации
Информация как сведения об окружающем мире.
Восприятие информации человеком с помощью органов чувств.
Источники информации (книги, средства массовой информации, природа, общение с другими людьми).
Работа с информацией (сбор, передача, получение, хранение, обработка информации). Полезная и бесполезная информация. Отбор информации в зависимости от решаемой задачи.
Обработка информации
Обработка информации человеком.
Сопоставление текстовой и графической информации.
Обработка информации компьютером.
Черный ящик.
Входная и выходная информация (данные).
Кодирование информации
Шифры замены и перестановки.
Использование различных алфавитов в шифрах замены.
Принцип двоичного кодирования.
Двоичное кодирование текстовой информации.
Двоичное кодирование черно-белого изображения.
Устройство компьютера (7 ч)
Фундаментальные знания о компьютере
Представление о компьютере как универсальной машине для обработки информации.
Устройство компьютера.
Названия и назначение основных устройств компьютера.
Системная плата, процессор, оперативная память, устройства ввода и вывода информации (монитор, клавиатура, мышь, принтер, сканер, дисководы), устройства внешней памяти (гибкий, жесткий, лазерный диски).
Программа — алгоритм работы компьютера, записанный на понятном ему языке.
Подготовка к знакомству с системой координат монитора.
Адрес клетки на клетчатом поле.
Определение адреса заданной клетки.
Поиск клетки по указанному адресу.
Гигиенические нормы работы на компьютере.