От земли до неба полезное ископаемое

От земли до неба полезное ископаемое thumbnail

Когда мы говорим “камни”, мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему “минералы и горные породы” дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель

наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы – это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще – полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще – поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Малахит – ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

 

Янтарь – это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

 

Коралл – это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

 

Жемчуг – это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки – двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

 

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них – минералы, часть – горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Полевой шпат – минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Кварц – минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом – это аметист. Если белые – молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Слюда – слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Песчаник – горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Пемза – это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните – это кусочки полевого шпата, темные и блестящие – слюда, белые полупрозрачные – кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как “гранум”, отсюда и название породы – гранит. Камень твёрдый и прочный.

Известняк – Мел – Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Особая форма известняка – мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мрамор – это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора – это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Читайте также:  Гранат полезные свойства и противопоказания при сахарном диабете

Торф –  Бурый уголь  –  Каменный уголь –  Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая – мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений – гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Железная руда – основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть – полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Источник

От земли до неба полезное ископаемое

Когда мы говорим “камни”, мы имеем в виду минералы и горные породы. Минералы – это твердые природные вещества, минералы являются составной частью горных пород. Камни с древности выручали людей. Из них строили жилище, орудия труда, делали даже оружие в каменном веке. Некоторые породы используются как топливо, из полудрагоценных и драгоценных камней делали и делают по сей день украшения. Не зря тему “минералы и горные породы” дети начинают изучать еще в первом классе, а потом повторяют и закрепляют во втором, третьем, четвертом. Поможет определиться в мире камней атлас-определитель наподобие атласа Плешакова. В нем есть рисунки, по которым камень можно легко идентифицировать, найти его название. А так же вы многое узнаете о некоторых из них.

Некоторые минералы в природе образуют кристаллы – это такие фигуры с ровными гранями, некоторые образуют вкрапления в горную породу, а другие могут встретиться в природе в виде больших камней.

Самоцветы

Яркие, красивые камни люди зовут самоцветами. Из них делают украшения и поделки. Некоторых минералов так мало в природе и их так трудно добыть, поэтому изделия из них очень дорогие, это драгоценные (или ювелирные) камни. Те, что встречаются чаще – полудрагоценные (топаз, малахит, опал, аметист). Еще чаще – поделочные, из них делают статуэтки, шкатулки, сувениры (агат, яшма, селенит, оникс).

Драгоценных камней не так уж и много, к примеру, алмаз, сапфир, рубин, изумруд. Камни шлифуют, нанося на них грани, и от этого природный кусок минерала становится гораздо красивее. Ограненный алмаз называется бриллиант. 

Но камни годятся не только на украшения. Из отходов от обработки алмазов, а это как известно самый твердый минерал, делают инструменты для резки стекла. Раньше рубины использовали в производстве лазеров, теперь их заменили искусственные рубины.

Бирюза – красивый слегка голубоватый или ярко голубой минерал с темными прожилками. Интересная презентация о бирюзе здесь >>

Бирюза

Малахит – ярко-зеленый минерал с красивым темным рисунком. Раньше в больших количествах добывался на Урале, в горах. В сказах Бажова воспет труд мастеров, обрабатывающих уральский малахит. Из малахита изготавливали украшения, шкатулки, и даже вазы и статуэтки.

Малахит. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Янтарь – это окаменевшая смола деревьев. Она сохраняет свой желто-оранжевый цвет и прозрачность. Иногда в янтаре встречают разных насекомых, которые увязли в смоле многие годы назад.

Янтарь. Атлас-определитель камней и минералов для детей 

Коралл – это скелет морских обитателей, коралловых полипов. Кораллы похожи на окаменевшие пористые ветви дерева разных цветов от желтоватого до красного и даже черного. Из кораллов делают украшения.

Коралл. Атлас-определитель камней и минералов 

Жемчуг – это не минерал и не горная порода, хотя на вид похож на круглый камушек. Жемчуг вырабатывают морские ракушки – двустворчатые моллюски. Каждая жемчужина покрыта слоем перламутра, она гладкая и блестящая. Бывает белый, розовый и черный жемчуг.

Жемчуг. Атлас-определитель камней и минералов 

Камни используют и в строительстве в качестве стройматериалов (известняк, песчаник) и отделочных материалов (гранит, мрамор).

Другие минералы и горные породы

Эти камни объединяют под названием полезные ископаемые. Часть из них – минералы, часть – горная порода, а некоторые образовались из лавовой пены или останков растений.

Каменная соль (минерал галИт). Если очистить этот минерал от примесей, получится обычная поваренная соль, которую мы употребляем в пищу. А в природе она встречается в виде огромных кристаллических глыб. Галит очень хрупкий и легко растворяется в воде.

Каменная соль. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Полевой шпат – минерал, один из самых распространенных на земной поверхности. Цвет камня от желтоватого, зеленоватого до коричневого.

Полевой шпат. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кварц – минерал, образующий красивые продолговатые кристаллы. Если кристаллы прозрачны, в народе его называют горный хрусталь. Если к тому же они окрашены фиолетовым цветом – это аметист. Если белые – молочный кварц. Есть и много других видов кварца. Они используются для изготовления сувениров и украшений. Кварц входит в состав гранита.

Кварц. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Слюда – слоистый и блестящий минерал. Входит в состав гранита и придает ему блеск.

Слюда. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Песчаник – горная порода, состоящая из зёрен песка, сцементированных глинистым или другим материалом. Песчаник может быть разного цвета, но преобладает серый, желтовато-серый или белый, реже красноватый. Его часто используют в строительстве и дизайне участков.

Песчаник. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Кремень. С древних времен этот минерал широко применялся в огнивах — приспособлениях для добывания огня. В связи с этим один из элементов огнива стал называться кремень, хотя сегодня вместо минерала используют закаленную сталь. Кремень, к тому же, легко раскалывается на острые обломки, поэтому ранее первобытные люди его применяли для изготовления орудий труда и острого охотничьего оружия.

Читайте также:  Чем полезен сливочное масло с медом

Кремень. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Пемза – это окаменевшая лава, пористое вулканическое стекло, образовавшееся в результате выделения газов при быстром застывании раскаленной лавы. Она не тонет в воде. Используется пемза для гигиенической чистки пяточек от сухой кожи и вы ее можете обнаружить у себя в ванной.

Пемза

Гранит – это горная порода, которая состоит из кварца, полевого шпата и слюд. От соотношения минералов зависит цвет гранита. Красноватые, коричневатые, зеленоватые или рыжеватые вкрапления в граните – это кусочки полевого шпата, темные и блестящие – слюда, белые полупрозрачные – кварц. Камень как-будто зернистый, а зерно по латыни звучит как “гранум”, отсюда и название породы – гранит. Камень твёрдый и прочный.

Гранит. Атлас-определитель камней и минералов для детей

Известняк – Мел – Мрамор

Основу известняка составляют останки (панцири, раковины, скелеты) моллюсков и других древних обитателей морей. Они за многие годы под землей измельчились и спрессовались. Но порода все равно не прочная, размывается водой. Используют известняк как строительный камень. Известняк, в котором заметны раковины морских животных и их обломки, называется ракушечником.

Известняк

Особая форма известняка – мел. Он образован очень мелкими органическими частичками, оставшимися от мертвых морских обитателей. Мел хрупкий, легко крошится. Существуют целые меловые острова, как-будто выросшие из моря.

Мел

Мрамор – это отвердевший известняк. Он, как и известняк, состоит из кальцита, но содержит в своем составе еще и примеси. От этих примесей и зависит окраска мрамора – это и полоски разного оттенка, и изогнутые линии.  После полировки на поверхности мрамора вырисовывается красивый рисунок, и поэтому его часто используют для декоративной отделки помещений и зданий.

Мрамор

Мрамор

Торф –  Бурый уголь  –  Каменный уголь –  Антрацит.

Торф состоит из разложившихся растений, растущих на болотах. Основная его составляющая – мох сфагнум. Торф активно используется и в качестве топлива, и как удобрение, и даже в качестве фильтра для сточных очистительных сооружений.

Торф

Со временем торф уплотняется и превращается в бурый уголь.

Бурый уголь

А если он еще полежит под землей долгие годы, он станет каменным углем. Залежи каменного угля, который люди добывают сейчас, образовались из растений, которые жили на земле миллионы лет назад. Это очень длительный процесс. Каменный уголь используют в качестве топлива.

Каменный уголь

Со временем каменный уголь становится антрацитом. На антрацитах даже можно иногда увидеть отпечатки древних растений – гигантских папоротников. Из таких растений и получился весь существующий сейчас в мире антрацит.

Антрацит

Железная руда – основной источник получения железа. Она, как правило, черного цвета, слегка блестит, со временем рыжеет, очень твердая, притягивает металлические предметы.

Железная руда

Если говорить о полезных ископаемых, нельзя не упомянуть о нефти, хотя это не камень, не минерал и не горная порода. Нефть – полезное ископаемое вещество, вязкая жидкость темного цвета с запахом бензина, горюча. Нефть образовалась из продуктов распада мелких организмов животных и растений (планктона), живших миллионы лет назад. Ее добывают из самых глубин Земли. Используется для получения топлива, смазок, пластмасс.

Нефть

Видео о красивых камнях из музея самоцветов:

На данной странице часть атласа-определителя, посвященная камням и минералам. Все части атласа:

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ РАСТЕНИЙ >>

ПРО ГРИБЫ И ЛИШАЙНИКИ>>  

РАЗДЕЛ АТЛАСА ПЛЕШАКОВА ПРО ЖИВОТНЫХ >>

АТЛАС ОПРЕДЕЛИТЕЛЬ СОЗВЕЗДИЯ И ЗВЕЗДЫ >>

Источник

Задачи:

  • Дать представление учащимся о полезных
    ископаемых, расширить представления об
    использовании их, формировать умения определять
    полезные ископаемые по их основным признакам.
  • Развивать речь, логическое мышление учащихся,
    умение наблюдать, сравнивать, обобщать и делать
    выводы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе,
    уважение к труду людей, занятых в добыче полезных
    ископаемых.

Оборудование:

  • учебник “Мир вокруг нас” для 2 класса (автор
    – Плешаков А. А. );
  • атлас-определитель: “От Земли до неба”.
  • карточки с заданиями для повторения по теме:
    “Звёздное небо”;
  • коллекция полезных ископаемых; план описания
    полезного ископаемого;
  • иллюстрации добычи полезных ископаемых и
    профессий людей, занятых в добыче.
  • Презентация в программе PowerPoint. Приложение
    1

Ход урока

1. Орг. момент.

2. Проверка дом. задания.

3. Сообщение темы и целей урока.

– На прошлом уроке мы с вами говорили о том, что у
нас расположено над головой, путешествовали по
звёздному небу, а сегодня нам предстоит
путешествия в недра земли, которые хранят в себе
многочисленные природные богатства, и
называются они полезными ископаемыми. Что такое
“недра”? –Недра Земли – это то, что находится
под земной поверхностью..

Скажите, что означает выражение “разработка
недр”?

Д.  Добыча полезных ископаемых.

У.  Ребята, как добывают полезные ископаемые?

Учитель показывает иллюстрации с изображением
разных способов добычи полезных ископаемых.

У.  Какой способ, по-вашему, самый опасный для
жизни человека?

Д.  Когда человек спускается в шахту.

У.  Как вы думаете, почему?

Д.  В шахте может произойти обвал.

У.  Совершенно верно. В шахте (учитель
показывает иллюстрацию
) глубоко под землей
добывают полезные ископаемые – уголь, руду и
другие. Работа шахтеров очень тяжелая и опасная.
Им приходится спускаться вниз на несколько
десятков метров. Шахтер знает, что его работа
связана с большим риском. Мы должны преклоняться
перед трудом этих людей. Слайд 1.

– А почему они ископаемые? И почему полезные? Слайд
2
.

4. Работа по теме урока. -У вас на партах
разложены коллекции полезных ископаемых.

– Рассмотрите их внимательно. Может кто-то из
вас знает, как называются эти камни?

5. Практическая работа учащихся.

На столах лежат образцы полезного ископаемого
(у каждой группы – свой: ) и атлас-определитель
“От Земли до неба”

Слайд 3

План описания полезного ископаемого

  1. Напиши название полезного ископаемого.
  2. Определи его свойства.

3. Где используется это полезное ископаемое?

– С помощью атласа-определителя расскажите о
своем ископаемом по плану.

Проверка с использованием слайдов. – Что вы
узнали о полезных ископаемых? -Расскажите об их
свойствах. – Где они применяются? – А сейчас
давайте посмотрим на экран.

6. Знакомство с составом и свойствами гранита.

Читайте также:  Полезные вещи из пластиковых бутылок с

Слайд 4 –Гранит

– Что можно сказать про этот камень?

Гранит – твердый, непрозрачный, очень плотный,
основное свойство – прочность. Слово “гранит”
происходит от слова “гранум” – в переводе
“зерно”. Т. е. гранит состоит из отдельных зерен
– кристаллов кварца, слюды и полевого шпата,
которые являются составными частями гранита.
Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти
составные части плотно прилегают друг к другу.
Формируется гранит в горных регионах, в глубинах
земли.

– Однороден ли он по составу?

Слайд 5 – Состав гранита

– Где вы встречали гранит? Гранит используется в
строительстве: здания, опоры мостов, ступеньки
лестниц, мостят дороги; хорошо полируется, им
украшают здания, набережные, станции метро;
делают памятники.

  • Слайд6 – Гранитный массив
  • Слайд 7- Применение гранита.
  • обозначается:

7. Работа с учебником.

– Откройте учебники на с. 34-35.

– Рассмотрите образцы слюды, кварца, полевого
шпата.

СЛАЙД – 8 железная руда

– Твердое, непрозрачное, очень плотное,
негорючее, темно-коричневого цвета. Основное
свойство – плавкость; в доменных печах
выплавляют чугун –> сталь –> железо –>
металл.

  • обозначается:

каменный уголь – твердый, непрозрачный,
плотный, горючий, чёрного цвета.

СЛАЙД 9-

применяется как топливо для жилых помещений, на
заводах, фабриках, железных дорогах; из
каменноугольной смолы делают лекарство.
Обозначается:

Миллионы лет назад на земле росли могучие
деревья. Под действием ветра эти деревья
ломались и падали в воду. Там они долго лежали и
превращались в твёрдое, холодное, чёрное
вещество. Так нам в наследство достались залежи
каменного угля. Как добывают каменный уголь?
шахте: роют котлован или поднимают пласты земли)

СЛАЙД 10 – ТОРФ

торф – рыхлый, непрозрачный, горючий,
твердый, светло-коричневого цвета.

  • используется при отапливании жилых помещений,
    на торфе работают некоторые электростанции.
  • обозначается:

Это полезное ископаемое состоит из остатков
вымерших растений. Его можно назвать ступенькой
в процессе получения угля. Добывается на болотах.
Болотные растения разлагаются и выделяют
большое количество углерода. Через несколько лет
после такого разложения образуется коричневая
смешанная масса веточек, ветвей и листьев. Это и
есть торф. Когда воду выкачивают из такого
болота, торф можно разрезать на куски, просушить
и обжигать.

Слайд 11 – глина – твердое, непрозрачное,
рыхлое, негорючее, коричневого цвета.

  • используется в строительстве: из глины с
    добавлением песка изготавливают кирпич; хорошо
    лепится, мягкая под действием воды применяется
    для изготовления посуды.
  • встречается повсюду, очень распространенное
    полезное ископаемое

Учитель: Образуется при разрушении различных
горных пород, например, гранита. Глина состоит из
мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно
скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие
от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает
связывающим свойством.

известняк – твердый, непрозрачный, рыхлый,
негорючий, белого цвета.

Слайд 12 – известняк

  • используется в строительстве для покрытия улиц
    и дорог, получения извести, которая нужна для
    скрепления строительных материалов, побелки
    помещений, приготовления строительных
    растворов.

Образовался из остатков совсем крошечных и
более крупных морских организмов. Чаще всего это
камень белого или светло-серого цвета, состоящий
из мелких частичек, скрепленных между собой. Под
действием уксусной кислоты вскипает, на его
поверхности образуются пузырьки и слышится
шипение. Разновидность известняка: мел. Давайте,
опираясь на свойства полезных ископаемых в нашей
таблице, разделим их на группы.

СЛАЙД 13

(Строительные: известняк, глина, гранит;

рудные: железная руда;

топливные: каменный уголь, торф)

А мне хочется познакомить вас еще с некоторыми
полезными ископаемыми. Бегут по дорогам
автомашины. Рокочут тракторы на полях. Летят
самолеты в воздухе. По железной дороге мчатся
тепловозы. Плавно рассекая воды плывут корабли.
Какое полезное ископаемое помогает человеку
привести в движение эти машины? (Нефть)

– Да, это маслянистая жидкость, темного цвета с
резким запахом. Из нее получают бензин, керосин,
машинное масло. Залегает глубоко в земле. Чтобы
ее достать пробуривают узкие скважины, в которые
опускают трубы. По ним нефть выкачивают
огромными насосами и выливают в специальные
нефтехранилища.

IV. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Мы с вами познакомились с разными
полезными ископаемыми. А теперь попробуем узнать
их по описанию и разгадать кроссворд.

Слайд-14кроссворд 

Слайды 15-22-загадки.

По горизонтали:

1.

Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг:
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны. (Гранит)

3.

Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела:
Пробегает по доске,
Оставляет белый след. (Мел)

4.

Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже. (Песок)

5.

На кухне у мамы помощник отличный.
Он синим цветком расцветает из спички. (Газ)

6.

Без нее не побежит
Ни такси, ни мотоцикл.
Не поднимется ракета.
Отгадайте, что же это? (Нефть)

8.

Она варились долго
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи… (Руда)

По вертикали:

1.

Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги,
А сделать миску или вазу –
Она понадобится сразу. (Глина)

2.

Покрывают им дороги,
Улицы в селении,
А еще он есть в цементе,
Сам он – удобрение. (Известняк)

7.

Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением. (Торф)

9.

Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло.
От него кругом светло.
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь)

Полезные ископаемые, которые не являются
однородными по составу, и состоящие из
нескольких минералов называются горными
породами. Минералы же однородны по составу.

8. Работа в тетради. Слайд 28-34-ГОРНЫЕ ПОРОДЫ И
МИНЕРАЛЫ

Полезные ископаемые, которые не являются
однородными по составу, и состоящие из
нескольких минералов называются горными
породами
.

Минералы – однородны по составу.

 Заполните таблицу, используя материал
учебника и атласа-определителя.

9. Итог урока.

– Что нового вы узнали сегодня на уроке?

– Как вы думаете нужно ли бережно относится к
полезным ископаемым?

Источник