Основные формы рельефа размещение полезных ископаемых 7 класс

Основные формы рельефа размещение полезных ископаемых 7 класс thumbnail

Урок по данной теме содержит большой теоретический материал, требует наглядности, с целью облегчения усвоения темы, было создано электронное приложение к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Евразии». Поскольку это урок изучения и первичного закрепления знаний, электронное приложение в доступной, яркой, наглядной форме представляет учащимся теоретический материал, повышает мотивацию к обучению, активизирует познавательные процессы, повышает эффективность урока. В данное приложение собран из различных источников весь необходимый материал по теме, что делает его удобным в использовании. Оно включает в себя презентацию, видеофрагмент, флэш-анимации, подробную разработку урока, рабочую тетрадь. В изложении материала использовался творческий подход, присутствуют схемы, с помощью которых лучше усваивается материал.

В ходе урока, для проверки домашнего задания и закрепления нового материала, используется интерактивная доска «Smart Board» (в приложении есть файл Notebook «Крайние точки Евразии» для интерактивной доски), а также при работе на контурной карте учащиеся отмечают крайние точки и формы рельефы маркерами на интерактивной доске.

Цель и задачи урока: создать условия для формирования знаний о современном рельефе материка  Евразия; создать условия для формирования образного представления о формах рельефа материка; формирования эмоционально – ценностного отношения к миру; совершенствовать умение называть и показывать крупные формы рельефа на карте; устанавливать причинно- следственные связи, закономерности размещения тектонических структур, форм рельефа и полезных ископаемых .

Оборудование: физическая карта Евразии, атласы, карта строения земной коры, презентация «Рельеф Евразии», рабочая тетрадь, видеофрагмент «Гималаи», интерактивная доска «Smart Board», анимации «Образование складчатых гор», «Равнины мира» «Вулканы Камчатки».

Ход урока.

1. Организационный момент.

2. Проверка знаний

  1. Задание на интерактивной доске: установить соответствие между крайними точками Евразии и их географическими координатами (файл notebook «Крайние точки»).
  2. Фронтальный опрос по вопросам об особенностях ГП Евразии, работа с физической картой Евразии.
  3. Задание на интерактивной доске: отметить и подписать название крайних точек Евразии на контуре материка.

3. Изучение нового материала.

1. Вступительная беседа.

– Какой компонент природы мы всегда изучаем после ГП материка? (Слайд №1)

– Почему знание рельефа необходимо при изучении материка?

2. Задание: посмотрите на физическую карту и попытайтесь дать образное описание рельефа Евразии, выделить особенности. (Слайд №2)

Ответы учащихся, с помощью наводящих вопросов.

– Разнообразен ли рельеф Евразии?

– Что вы можете сказать высоте Евразии?

– Назовите величайшую горную систему земного шара.

– Что вы можете сказать о количестве и размерах равнин?

– Посчитайте колебания высот на материке. (Слайд № 3)

3. Постановка проблемы.

Чем объясняется разнообразие поверхности материка? В чем причины такого расположения гор и равнин? (Слайд №4)

География опять!
Рельеф Евразии мы будем изучать.
Его разнообразие по карте замечается
От других материков он очень отличается.
Почему так? Не поймете, коль причин не разберете.
Мы до сути докопаемся,
И узнать все постараемся.

4. Строение земной коры в пределах Евразии.

-С помощью каких источников информации мы можем узнать, какое строение имеет земная кора в пределах Евразии?

Какой тип земной коры залегает в основании материков? Какие участки на нем выделяются? Какие формы рельефа им соответствуют? (работа по схеме) (Слайд № 5)

5. Анализ карты строения земной коры. (Слайд № 6)

– Что лежит в основании материка Евразии?

– Одинаковый ли возраст участков Евразийской плиты?

– Выделите по карте самые древние участки Евразийской литосферной плиты, определите их возраст.

– Где в основании находятся области складчатости? Назовите их возраст.

– Почему складчатые пояса находятся на южной и восточной окраине материка?

Формулируем вывод: Причина разнообразия поверхности материка в строении и истории развития земной коры.

6. Землетрясения и вулканизм.

– С какими плитами взаимодействует Евразийская плита на востоке и на юге?

– Чем отличаются эти части материка?

– Что происходит в таких зонах и как они называются? (Слайд № 7)

– Что вы помните о Тихоокеанском огненном кольце?

– Когда было последнее крупнейшее землетрясение в этой зоне? (Слайд №8)

7. Вулканы.

– Приведите примеры действующих вулканов (работа с картой, Слайды № 9-10)

– Вулканы Камчатки (просмотр анимации «Вулканы Камчатки»).

8. Древнее оледенение.

– Что еще повлияло на рельеф Евразии?

Сообщение учащегося (индивидуальное задание) «Древнее оледенение на материке Евразия».

9. Основные формы рельефа.

Работа по схеме (Слайд № 11), заполнение таблицы в рабочей тетради с помощью карты (смотри рабочую тетрадь), проверка по слайду (Слайд № 12).

10. Виртуальное путешествие по Евразии.

Горы Евразии. (Слайды №13-23)

Гималаи (просмотр видеофрагмента «Гималаи» (Слайд № 14), просмотр анимации «Образование складчатых гор» (Слайд № 15), работа с картой, беседа)

Памир, Альпы, Тянь– Шань, Кунь– Лунь, Тибет, Кавказ.

Равнины Евразии. (Слайд № 24-26)

(работа с картой, беседа).

11. Полезные ископаемые.

– Вспомнить закономерности распределения полезных ископаемых и тектонических структур (Слайд № 27).

– Богата ли Евразия полезными ископаемыми? (работа с картой, слайд № 28)

Заполнить таблицу в рабочей тетради, проверка по слайду (Слайд № 29)

4. Закрепление изученного материала.

1. Задание на интерактивной доске: на контурной карте Евразии подписать три крупные равнины и три горные системы, по выбору учащегося.

2. Задание (рабочая тетрадь, проверка по слайду №30)

С давних пор привыкли горы
О высотах вести споры,
Трудно это, или просто,
Нам расставить их по росту?

Определить и расставить по мере увеличения высоты горные вершины: Монблан, Эльбрус, Белуха, Джомолунгма, Чогори.

3. Работа по тренажерам на интерактивной доске.

Д/З. п. 60-61 изучить, отметить на контурной карте формы рельефа Евразии.

Интернет – ресурсы, использованные при подготовке презентации:

  1. https://geograph/ucoz/kz/load/videokollekcija/7klass.
  2. https://images/yandex.ru
  3. https://ru.wikipedia/org/wiki/
  4. https://lotoskaj/ucoz/ru
  5. https://narod/ru
  6. https://school-collection/edu/ru
  7. https://img12.nnm.ru
  8. https://img15.nnm/ru
  9. https://0222.bu/upload/world
  10. https://novost.ge/wp-content
  11. https://graphics8/nutimes.com/images
  12. https://upload:wikimedia/org/wikipedia
  13. https://wwwalt-guide.ru
  14. https://wwwtrekkingsclub.ru

Приложение 1 (Рабочая тетрадь)

Источник

Рельеф крупнейшего в мире материка отличается большим разнообразием. Это стало возможным благодаря большой площади континента и особенностям тектонических процессов, происходивших миллионы лет назад. В основном рельеф Евразии представлен огромными равнинами и высочайшими в мире горными системами, сформированными внутри материка.

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Опыт работы учителем географии – 35 лет.

Основные формы рельефа размещение полезных ископаемых 7 класс

Горы Евразии

Евразия – это не только самый крупный континент на планете, но и самый высокий. Средняя высота его составляет 830 м. А на огромной территории много тысяч лет назад были сформированы самые высокие горные системы в мире. Они занимают порядка 65% всей площади материка.

Главная особенность горного рельефа Евразии заключается в том, что горные районы располагаются в глубине материке. На всех остальных континентах горы располагаются не в центре, а на окраинах.

Горные системы Евразии пролегают по континенту в виде двух крупнейших поясов: Альпийско-Гималайского и Тихоокеанского.

  • В южной части континента от Атлантического и до Тихого океана простирается Альпийско-Гималайский пояс. В него входят молодые и самые высокие горы материка: Кавказ, Гималаи, Апеннины, Карпаты, Пиренеи, Памир. Они отличаются остроконечными пиками и большой высотой. Здесь расположено Иранское нагорье – одно из самых крупных на материке.

Памир

Рис. 1. Памир.

  • Тихоокеанский пояс тянется почти по всей восточной части континента с севера на юг. В него входят горы Камчатки, Чукотки, Сихотэ-Алинь, Анды, Кордильеры, островные дуги Тихого океана. В течение многих тысяч лет эти горы испытывали на себе разрушительную силу воды и ветра, постепенно уменьшаясь в размерах и приобретая более пологие склоны.

Самым высоким горным массивом Евразии являются Гималаи. Их протяженность превышает 2,3 тыс. км., а ширина составляет около 350 км. Именно здесь расположена самая высокая точка не только Евразии, но и всего мира – гора Джомолунгма, более известная как Эверест. Ее абсолютная высота – 8848 м.

Эверест

Рис. 2. Эверест.

Равнины Евразии

Низменности и плоскогорья Евразии поражают своими масштабами: они простираются по суше на тысячи километров. Гигантские равнины материка расположены в его периферийных регионах.

ТОП-4 статьикоторые читают вместе с этой

  • Восточно-Европейская равнина. Располагаясь на востоке Европы, большей своей частью она принадлежит территории России. Границами этой равнины служат прибрежные зоны Каспийского, Азовского, Черного, Белого, Балтийского и Баренцева морей, а также цепь Уральских гор. Это самая большая равнина Евразии, площадь которой достигает 4 млн. кв. км.

Основные формы рельефа размещение полезных ископаемых 7 класс

Рис. 3. Восточно-Европейская равнина

  • Западно-Сибирская равнина. Занимает северную часть Азии, простираясь от Уральской горной системы до Среднесибирского плоскогорья. Здесь протекают крупнейшие реки России: Обь, Енисей, Иртыш. Отличается достаточно суровым климатом. Площадь равнины составляет 2,6 млн. кв. км.
  • Туранская низменность. Лежит на территории Средней Азии и Южного Казахстана. Климат этого края резко- континентальный, который на юге меняется на субтропический. Площадь – примерно 2 млн. кв. км.
  • Индо-Гангская равнина. На ее территории расположены такие страны как Пакистан, Индия и Бангладеш. Именно здесь расположены древнейшие центры мировой цивилизации.
  • Великая Китайская равнина. Лежит в Восточной Азии, вдоль Восточно-Китайского и Желтого морей. Климат муссонный, субтропический. Общая площадь – 320 тыс. кв. км.

Евразия невероятно богата полезными ископаемыми, залежи которых располагаются независимо от вида рельефа. На равнинах, в горах, в шельфовой зоне активно ведутся разработки руд, горючих ископаемых, драгоценных камней и иного природного сырья.

Что мы узнали?

При изучении темы «Рельеф Евразии» по программе географии 7 класса мы выяснили, насколько разнообразен рельеф самого большого континента в мире. Мы узнали, какими низменностями и возвышенностями представлен этот материк, каковы их главные особенности.

Тест по теме

Доска почёта

Чтобы попасть сюда – пройдите тест.

    

  • Оля Сурженко

    6/10

  • Григорьев Евгений

    10/10

  • Денис Мехонцев

    10/10

  • Мишка Катеров

    6/10

  • Яна Пыренкова

    8/10

  • Снежана Вольская

    7/10

  • Паша Адюков

    10/10

  • Богдан Быков

    9/10

  • Ксюша Кондратьева

    8/10

  • Фекла Фокина

    10/10

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.2. Всего получено оценок: 1150.

Источник

                               Учитель географии МАОУ СОШ № 7

                        ст.Полтавской Краснодарского края

                            Шахлович Анна Николаевна

Тема урока: ПЛАНЕТАРНЫЕ ФОРМЫ РЕЛЬЕФА.   ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗМЕЩЕНИЯ  КРУПНЫХ              

                                   ФОРМ   РЕЛЬЕФА    И  МЕСТОРОЖДЕНИЙ ПОЛЕЗНЫХ ИСКОПАЕМЫХ.

Цель урока: познакомить учащихся с процессами, формирующими рельеф. Сформировать представление о размещении крупных форм рельефа на поверхности Земли, о связях между полезными ископаемыми и рельефом.

Ожидаемые результаты:  

предметные: сформированность представлений о планетарных формах рельефа, тектонических структурах и закономерностях залегания полезных ископаемых;

Коммуникативные: формирование умений работать в группах

Личностные: прививать самостоятельность в приобретении новых знаний и практических умений.

Познавательные: умение проводить рефлексию своих действий.

Оборудование:

Настенные карты «Строение земной коры», «Физическая карта мира»

Атласы, учебник.

Презентация, мультимедийный проектор, электронный учебник «география 6-9 кл»

Методическое оснащение:  И.В.Душина «География 7 класс», учебник

                                                           ХОД УРОКА

Актуализация  полученных знаний, мотивация на изучение нового материала:

-что такое литосфера?

– Назовите типы земной коры

Чем отличаются материковая и океаническая земная кора

Где в Евразии особенно много вулканов? Объясните этот факт.

Покажите на карте места расхождения литосферных плит.

Приведите примеры столкновения литосферных плит.

«Ученые с пристальным вниманием изучают дно Красного моря. Установлено, что в прибрежных районах здесь очень тонкая материковая земная кора, во многих местах иссеченная трещинами. В расселинах посреди моря – очень молодая земная кора: её возраст не более 5 млн.лет. О чем свидетельствует этот факт?»

«В 1968 г американским ученым удалось взять пробы грунта вдоль СОХ. Они установили, что возраст пород различен: чем дальше от оси хребта, тем…. Вставьте пропущенное слово и объясните.

Изучение нового материала.  Познавательная задача:

Заполнить схему:   Рельеф                    Выступы материков

                                                        ?  впадины океанов— ?.. ( слайд3)

Рельеф сформировался под взаимодействием внутренних и внешних сил. Приведите примеры.

А) Работа со схемой «Образование равнин»   (слайд ). Записать в тетрадь основные понятия.

ПЛАТФОРМА –древний устойчивый участок Земной коры.

ПЛИТА– молодой устойчивый участок земной коры.

Платформам  соответствуют равнины, возвышенные или столовые. Привести пример по карте.

Б) Работа со схемой «Образование старых(средних, молодых гор). Примеры по карте.

СКЛАДЧАТЫЕ ОБЛАСТИ  – активный, подвижный участок земной коры.

Работа с атласом: Горы делятся по возрасту, высоте.   Привести примеры гор.

Область древнейшей  складчатости –  байкальской (каледонской)-горы Забайкалья, Бразил.плоск.

Область  древней  складчатости – герцинской- Аппалачи, Урал, Большой Водораздельный хребет

Область средней  складчатости –  мезозойской-Кордильеры, Гималаи, горыСеверо-Востока Сибири( Верхоянский хр., хр.Черского, колымское нагорье), Сихотэ-Алинь.

Область новой и новейшей складчатости. –  кайнозойской-Анды, Горы и нагорья Альпийско-Гималайского пояса, Срединный хребет на Камчатке…)

Проблемный вопрос:  Почему ОЗК превращается  в горы? (действуют внутренние силы Земли).  Почему  горы превращаются в равнины?

Познавательная задача:  Привести примеры внутренних (внешних) сил, формирующих рельеф (слайды)

-Из чего состоит земная кора?  В чем отличие понятий- горная порода и полезные ископаемые?

-Вспомните типы  происхождений полезных ископаемых. (слайд)

Работа в группах : Каждая группа определяет закономерность размещения полезных ископаемых на платформах, плитах, в складчатых поясах.

Оценивание первичных успехов:  Практическая работа. Описать рельеф Южной Америки по плану ( слайд)

Назвать основные формы рельефа материка.

На какой  тектонической структуре находится материк?

Возраст и свойства этой  структуры.

С какими структурами и как взаимодействует, что при этом происходит?

Какие формы рельефа соответствуют тектоническим структурам Юж.Америки?

Какими полезными ископаемыми богат материк, каковы особенности их залегания.

          Тесты – работа устно.(слайд)

Рефлексия.

Домашнее задание – учить параграф, закончить дома практическую работу.

Индивидуальное задание – Что такое «терриконы»?

                                             Сообщение о самой глубокой скважине на Земле.

Источник

                                   Урок по географии.7 класс.

Тема: Рельеф и полезные ископаемые.

Цели: называть и показывать основные формы рельефа, месторождения полезных ископаемых; описывать географическое положение крупных форм рельефа; объяснять особенности размещения крупных форм рельефа на материке.

Оборудование: физическая карта Евразии, карта «Строение земной коры», рисунки или таблицы крупных форм рельефа.

                                                                           Ход урока.

1.Проверка домашнего задания.

Домашнее задание предлагается провести взаимопроверкой.

Один ученик выполняет работу на доске, за ширмой, остальные – в тетради. По окончании диктанта учащиеся меняются тетрадями и проверяют ответы, делая пометки красной пастой. Образцом для проверки может служить работа на доске.

                                                            Цифровой диктант.

1.Океаны:

                   Северный Ледовитый

                   Атлантический

                   Индийский

                   Тихий

К каким океанам принадлежат моря:

1)Карское;2)Берингово;3)Аравийское;4)Балтийское;5)Черное ;6)Желтое;7)Охотское; 8)Баренцево;9)Белое;10)Северное;11)Средиземное;12)Восточно-Китайское;13)Азовское;14)Лаптевых;15)Японское.

2.Крайние точки:

Северная

Южная

Западная

Восточная

1)Рока;2)Пиай;3)Челюскин ;4)Дежнева.

2.Изучение нового материала.

1.Орг.момент

2.Изучение нового материала.

  Разнообразие природы Евразии связано не только с ее ГП, но и с чрезвычайной сложностью строения земной коры в пределах материка. Каждый из ранее рассмотренных материков представляет собой в геологическом отношении древнюю устойчивую платформу и причленившиеся к ней более молодые и подвижные складчатые пояса.

   Евразия состоит из нескольких древних платформенных ядер, соединенных  разновозрастными складчатыми поясами. Это как будто бы несколько спаянных в единое целое континентов. Основные древние ядра  материка  –  Европейская платформа с равнинным рельефом небольшой высоты, высокая подвижная Сибирская платформа, в пределах которой испытывали и восходящие, и нисходящие движения. К ним причленились части древней Гондваны: Аравийский полуостров и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горнообразовательные процессы.

2.Работа с таблицей.

Задание. Используя карты атласа, заполните таблицу:

Строение земной коры

Составляющие формы рельефа

Древние платформы

Восточно-Европейская

Сибирская

Индийская

Китайско-Корейская

Области складчатости

древней

новой

3.Работа с картой(задания на карточках)

Задание: В складчатых поясах широко развит вулканизм. Используя карту атласа, установите соответствие:

Везувий                      Зондские острова

Этна                             Полуостров Камчатка

Кракатау                     Остров Сицилия

Ключевская сопка   Японские острова

Фудзияма                  Апеннинский полуостров

Задание: Равнины и горы Евразии имеют самую различную высоту. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот.

Данные территории

высота

Западно-Сибирская равнина

Средне-Сибирское плоскогорье

Восточно-Европейская равнина

Прикаспийская низменность

Уральские горы

Нагорье Тибет

Иранское нагорье

Задание: Евразия исключительно богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:

Район Персидского залива                                          драгоценные камни

Полуостров Малакка                                                     железная руда

Шри-Ланка                                                                       нефть и природный газ

Скандинавские горы                                                     оловянные руды

Север Великой Китайской равнины                         медные руды

Район озера Балхаш                                                     каменный уголь

4.Самостоятельная работа.

Задание. Используя карты атласа  и текст учебника, дайте характеристику основных форм рельефа по плану учебника.

1 ряд – Западно-Сибирская равнина

2 ряд – Среднесибирское плоскогорье

3 ряд-  г. Гималаи

3.Итог урока.

Чем отличается рельеф Евразии от рельефа других материков?

Домашнее задание: в контурной карте указать основные формы рельефа Евразии.

Источник