Основной метод получения полезных фактов для декарта

Основной метод получения полезных фактов для декарта thumbnail

«Метод» Декарта известен как источник знаменитой цитаты «Je pense, donc je suis» («Я думаю, поэтому я существуют»), которую можно найти в четвертой работе. Аналогичное латинское высказывание: «Cogito, ergo sum» содержится в «Размышлениях о первой философии» (1641) и «Принципах философии» (1644).

Суть такова

Трактат Декарта “Рассуждения о методе” является одним из самых влиятельных произведений в истории современной философии и важных для развития естественных наук. В этой работе Декарт решает проблему скептицизма, которую ранее изучали Секст Эмпирик, Аль-Газали и Мишель де Монтень. Философ изменил его, чтобы объяснить аксиому, которую он счел неопровержимой. Декарт начал свою линию рассуждений, сомневаясь в том, что мир можно оценить про помощи каких-либо предвзятых понятий.

Портрет Декарта.

История книги

Книга была первоначально опубликована в Лейдене, Нидерланды. Позже она была переведена на латынь и опубликована в 1656 году в Амстердаме. Книга была дополнена тремя приложениями, названными по-гречески и соответствующими изысканиям философа: “Диоптрика”, “Метеоры” и “Геометрия”. Первый том содержит первоначальные концепции Декарта, которые позже превратились в одноименную систему координат. Текст был написан и опубликован на французском языке, а не на латыни, на которой в то время наиболее часто писали и публиковали философские и научные тексты. Большинство других работ Декарта были написаны на латыни.

Значение

Вместе с “Размышлениями о первой философии”, “Принципами философии” и “Правилами направления разума” она составляет основу эпистемологии, известной как картезианство. В работе обосновывается значение рационализма в процессе исследования и основные правила познания, которые позже стали широко известны как научный метод Декарта.

Структура

Книга разделена на шесть частей, описанных в предисловии автора:

  1. Различные соображения касательно наук.
  2. Основные правила метода, которые автор открыл.
  3. Некоторые из правил морали, которые он вывел из этого метода.
  4. Мотивы, посредством которых он устанавливает существование Бога и человеческой души.
  5. Порядок физических вопросов, которые он исследовал, и, в частности, объяснение движения сердца, а также различия между душой человека и животного.
  6. То, что, по мнению автора, требуется для большего прогресса в исследовании природы.

Декарт с книгой.

Важные мысли

Декарт начинает с предупреждения:

“Для того чтобы обладать энергичным умом, недостаточно много знать. Величайшие умы, так как они способны к высшим совершенствам, также открыты для самых больших аберраций, и те, кто путешествует очень медленно, могут добиться гораздо большего прогресса, если они всегда будут придерживаться прямой дороги, чем те, кто спешит, сбиваясь с истинного пути”.

Философия метода Декарта во многом основана на его личном опыте. Он описывает свое юношеское разочарование в образовании: «Как только я окончил весь курс обучения … я обнаружил, что участвовал в стольких сомнительных делах и ошибках, что был уверен, что не продвинулся дальше … чем открытие моего собственного невежества». Он отмечает свое особое наслаждение математикой и противопоставляет свои сильные основы “догмам древних моралистов, которые являются возвышающимися и великолепными дворцами, не имеющими лучшего основания, чем песок и грязь”.

Юный Декарт.

Путь философа

Декарт путешествовал по Германии, привлеченный туда войнами. Он описывает свое исследование «метафорой здания». Отмечает, что здания и города, которые были запланированы одной рукой, более элегантны и удобны, чем те, которые выросли сами по себе. Он решает не опираться на принципы, которые принимал на веру в юности. Декарт стремится выяснить истинный метод, с помощью которого можно познать все, что лежит в пределах его досягаемости. Он выделяет четыре аксиомы:

  1. Никогда не принимать ничего за истину, ведь никто ничего не знает наверняка. Осторожно избегать предрассудков.
  2. Разделять и анализировать каждую из рассматриваемых трудностей на максимально возможное количество частей, которые понадобятся для ее адекватного решения.
  3. Формулировать мысли в особом порядке, начиная процесс осмысления с объектов, простейших для понимания, поднимаясь шаг за шагом к более сложным явлениям.
  4. Делать наиболее полные перечисления интересующих предметов и фактов.

Максимы

На этом “Рассуждения о методе” Рене Декарта не заканчиваются. Философ использует аналогию с восстановлением дома на основе надежного фундамента и связывает ее с идеей необходимости временного проживания, когда его собственный дом перестраивается. Декарт принял следующие три максимы, чтобы эффективно функционировать в реальном мире, экспериментируя со своим методом радикальных сомнений. Они сформировали рудиментарную систему убеждений, из которой можно было действовать до того, как он разработал новую систему, основанную на истинах, которые он открыл с помощью своего метода.

Декарт и формулы.

Первая максима заключалась в том, чтобы подчиняться законам и обычаям своей страны, твердо придерживаясь веры, в которой, по милости Божьей, его воспитывали с детства и регулировали его поведение во всех других вопросах в соответствии с самыми умеренными требованиями. Декарт советует быть таким же решительным, каким был и он сам, особенно в своих сомнениях. Всегда старайтесь побеждать себя, а не удачу, и меняйте свои желания, а не порядок мира, и вообще приучите себя к убеждению, что кроме наших собственных мыслей нет ничего абсолютного в нашей власти. Так что когда мы сделаем все, что в наших силах, любой результат не может считаться неудачей.

Читайте также:  Время на переналадку оборудования это частично полезное время

Космогония

Применяя метод к себе, Декарт бросает вызов собственным рассуждениям и мыслям. Но философ полагает, что три вещи не поддаются сомнению, и поддерживают друг друга, чтобы сформировать стабильную основу для познания. Метод сомнения не может приводить к сомнению в причине, поскольку он основан на самой причине. По логическим заключениям философа, все-таки существует Бог, и Он является гарантом того, что разум не ошибается. Декарт выводит три разных доказательства существования Бога. Среди них есть даже то, что теперь называется онтологическим.

Его работа над такими физико-механическими законами, однако, проецируется в «новый мир». Теоретическое место, которое Бог создал где-то в воображаемых пространствах из особой первоматерии, превратив изначальный хаос в нечто упорядоченное, со своими законами, правилами, структурой. Далее Декарт говорит, что исходя из этих обстоятельств, он не был настроен атеистически и уверен в том, что Бог создал мир.

Молодой Декарт.

Несмотря на это признание, кажется, что проект Декарта для понимания мира – это воссоздание творения, т. е. самая настоящая космологическая система, которая, по образцу экспериментального метода Декарта, направлена на то, чтобы показать не только собственные возможности, но и дать понять, что этот способ взглянуть на мир – один единственный. Никаких других предположений о Боге или природе не может быть, поскольку они не обеспечивают реалистичное и рационалистичное объяснение мироздания. Таким образом, в работе Декарта мы можем увидеть некоторые фундаментальные предположения современной космологии через логические доказательства – проект изучения исторического построения Вселенной посредством набора количественных законов, описывающих взаимодействия, которые позволили бы упорядоченное настоящее построить из хаотического прошлого.

Современный портрет Декарта.

Основы анатомии

Далее в “Рассуждениях о методе” Декарт переходит к описанию движения крови в сердце и артериях, одобряя выводы английских врачей о кровообращении, ссылаясь на Уильяма Харви и его работу De motu cordis. Но в то же время он категорически не согласен с функцией сердца как насоса, приписывая движущую силу циркуляции теплу, а не мышечному сокращению. Он описывает, что эти движения кажутся полностью независимыми от того, что мы думаем, и заключает, что наши тела отделены от наших душ. Этот вывод логически выводится из метода познания Декарта.

Старинный портрет Декарта.

Он, кажется, не различает ум, дух и душу, которые идентифицируются как наша способность к рациональному мышлению. Потому Декарт и вывел свое знаменитое утверждение: «Я думаю, поэтому я есть». Все три этих слова (особенно «ум» и «душа») могут быть идентифицированы одним французским термином «ум».

Заключение

Метод Декарта – это начало рационального познания окружающей действительности, которое на сегодняшний момент является общепринятым. Его книга, описанная в этой статье, положила начало современному научному мышлению. В этом плане она сыграла очень важную роль в формировании современной науки и цивилизации как таковой. Ознакомиться с идеями Декарта нужно всем, кому интересна не только философия, но и наука как таковая.

Источник

Рене Декарта (1596 – 1650) считают одним из основоположников современной западной философии.

Француз по происхождению, Декарт много путешествовал и часто менял место жительство. Декарт получил образование по специальности «право», однако его всегда привлекала философия. Декарт критиковал предшествующие философские традиции, пытаясь создать философию нового типа, опирающуюся на разум. 

Взаимодействие науки и философии

Декарт в своих работах «Правила для руководства ума», «Рассуждение о методе», «Размышление о новой философии» показывает то, что придает философии научный характер и что направлено освободить знание от всяких случайностей, источником которых может быть, по его мнению, только опыт. Он считал, что необходима такая философия, которая будет опираться на некие неопровержимые предпосылки, из которых можно будет вывести всю систему наук. 

В своих исследованиях он использовал математику как основу для философии. Декарт создал современную алгебру и аналитическую геометрию, а так же внес свой вклад в развитие механики, физики и физиологии.

Декарт считал, что философия представляет собой систему, подобную дереву. Корнями этого дерева является метафизика, а наружным стволом – физика. И как в обычном дереве ствол и ветви не смогли бы вырасти без корней, так и другие науки не сформировались бы до метафизики или без нее.

Читайте также:  Какое масло полезней всего для поджелудочной железы

Декарт пытался сделать философию практической, приспособить ее к науке, а науку связывал с философскими принципами. Так взаимодействовали методы науки (естествознания) с философскими методами в Новое время. «Истина не дана заранее, ее только следует открыть, открыть с помощью метода, орудия, которым может пользоваться всякий, как бы ни был  простым его ум»- писал Декарт. 

Картезианское сомнение 

Для нахождения основных положений знания Декарт предлагает воспользоваться принципами сомнения и непосредственной очевидности. 
Идея сомнения состоят в том, что все существующее знание необходимо подвергать сомнению, чтобы отыскать такие положения, которые уже нельзя было бы опровергнуть. Сомнение, с одной стороны, направлено против слепой веры, а с другой стороны, ориентировано на поиск наиболее очевидного и достоверного. 

Проведя трудоемкую философскую работу, Декарт получает то основание очевидности, в которой никто не сможет усомниться. Он берет за основу принцип: «Я мыслю, следовательно, существую». Правдивость этой исходной точки мышления и познания, по утверждению Декарта, гарантирована Богом, вложившим в человека естественный природный свет разума.
Декарт развил «картезианское сомнение» – метод, который направлен на управление человеческим разумом в познании.

Четыре правила метода

Декарт использовал сомнение в качестве научного метода, предлагая четыре правила метода:

  • Первое правило – считать правдивым только то, что с очевидностью признается нами таковым, то есть нужно тщательно избегать поспешности и предубежденности, принимать в свои рассуждения только то, что способно показаться нашему уму отчетливо и ясно, что ни в коем случае не посеет в нас сомнения.
  • Второе правило – необходимо разделять каждое затруднение, которое мы рассматриваем на столько частей, сколько это возможно и сколько потребуется для лучшего их блестящего разрешения.
  • Третье правило – необходимо мыслить по порядку, начиная с простых предметов и тех, которые легко познаются, и восходить понемногу, как по ступеням, до понимания наиболее сложных предметов.
  • Четвертое правило – составлять полные перечни и обзоры, чтобы ничего не пропустить. 

Основное внимание Декарт обращал на деятельность человеческого разума, на поиск правил, из которых должен действовать человеческий ум. Философ считал, что в познании нельзя доверяться чувствам.

Декарт внес свой вклад в изучение физиологии. Он исследовал страсти человеческого тела, выделяя шесть основных страстей: удивление, любовь, ненависть, желание, радость, печаль.

Декарт был одним из тех мыслителей, которые тесно связали развитие научного мышления и общие философские принципы. Труды Декарта оказали огромное влияние на формирование последующего философского знания. 

Источник

С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе.

Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности.

Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.

В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».

Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:

– не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;

– разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;

– свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;

– совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл.

Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше.

Читайте также:  Полезна ли заварка для домашних растений

Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию. Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов.

Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённой систематизации как познанного, так и познаваемого.

Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху.

В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне» считал индукцию (в современных терминах можно сказать «эмпирическую индукцию») основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямой противоположности по отношению к созерцательной и спекулятивной средневековой схоластической философии.

Источник

С проблематикой познания в философии Декарта тесно связан вопрос о способе конкретного достижения наиболее истинного, т. е. наиболее достоверного, познания. Тем самым мы подходим к одной из важнейших частей философского наследия Декарта – к рассуждениям о методе. Эта проблематика в трудах Декарта имеет исключительное значение. Уже говорилось, что главным принципом Декарта было «во всём сомневаться», т. е. чётко определённый методологический скепсис. Этот принцип, однако, был для него лишь определённой предпосылкой для того, чтобы создать правила, гарантирующие достижение познания с высокой степенью правдоподобности. Поэтому основным видом познания, по Декарту, является рациональное познание, инструментом которого служит разум.

В «Рассуждении о методе» Декарт говорит, что его «умыслом не является учить здесь методу, которому каждый должен следовать, чтобы правильно вести свой разум, но лишь только показать, каким способом я стремился вести свой разум».

Правила, которых он придерживается и которые на основе своего опыта полагает важнейшими, он формулирует следующим образом:

  • – не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью; избегать всякой поспешности и заинтересованности; не включать в свои суждения ничего, кроме того, что предстало как ясное и видимое перед моим духом, чтобы не было никакой возможности сомневаться в этом;
  • – разделить каждый из вопросов, которые следует изучить, на столько частей, сколько необходимо, чтобы эти вопросы лучше разрешить;
  • – свои идеи располагать в надлежащей последовательности, начиная с предметов наипростейших и легче познаваемых, продвигаться медленно, как бы со ступени на ступень, к знанию наиболее сложных, предполагая порядок даже среди тех, которые естественно не следуют друг за другом;
  • – совершать везде такие полные расчёты и такие полные обзоры, чтобы быть уверенным в том, что ты ничего не обошёл.

Первое из правил Декарта является концентрированным выражением его методологического скептицизма. Оно имеет ярко выраженный гносеологический характер. Требование: не принимать никогда любую вещь за истинную, если ты её не познал как истинную с очевидностью, – опирается на условия «достоверности» и «очевидности» познания, о которых уже говорилось выше. Это правило также можно считать главной предпосылкой для использования следующих правил. Если условия первого правила не удовлетворяются, остальные правила не могут гарантировать разуму, что он придёт к истинному познанию. Следующее правило является выражением требования аналитичности. При этом оно, как и остальные два, имеет в меньшей или большей степени методический характер.

Третье правило относится к собственно выводам из мыслей. Условия, которые оно содержит, становятся в ходе развития новой философии и науки неотделимой и эффективной составной частью основных методологических принципов. Заключительное же правило подчёркивает необходимость определённой систематизации как познанного, так и познаваемого. Правила Декарта, как и все его «Рассуждения о методе», имели исключительное значение для развития философии и науки Нового времени. Условие «очевидности» и «интуитивной ясности» исходных утверждений научной теории является одним из основных характеристик научного познания в нашу эпоху. В отличие от Ф. Бэкона, который в «Новом Органоне» считал индукцию (в современных терминах можно сказать «эмпирическую индукцию») основным методом получения истинных (и практически полезных) фактов, Декарт таким методом считает рациональную дедукцию. Формулирует он этот метод в прямой противоположности по отношению к созерцательной и спекулятивной средневековой схоластической философии.

Источник