Ориентация подростков на труд и общественно полезную деятельность
Учебная деятельность. Учеба в школе или в училище занимает большое место в жизни подростка.
Позитивное здесь – готовность подростка к тем видам учебной деятельности, которые делают его более взрослым в его собственных глазах. Такая готовность может быть одним из мотивов учения. Для подростка становятся привлекательными самостоятельные формы
занятий. Подростку это импонирует, и он легче осваивает способы действия, когда учитель лишь помогает ему.
Конечно, интерес к учебному предмету во многом связан с качеством преподавания. Большое значение имеют подача материала учителем, умение увлекательно и доходчиво объяснить материал, что активизирует интерес, усиливает мотивацию учения. Постепенно на основе познавательной потребности формируются устойчивые познавательные интересы, ведущие к позитивному отношению к учебным предметам в целом.
В этом возрасте возникают новые мотивы учения, связанные с осознанием жизненной перспективы, своего места в будущем, профессиональных намерений,идеала.
Знания приобретают особую значимость для развития личности подростка. Они являются той ценностью, которая обеспечивает подростку расширение собственно сознания и значимое место среди сверстников. Именно в подростковом возрасте прикладываются специальные усилия для расширения житейских, художественных и научных знаний. Подросток жадно усваивает житейский опыт значимых людей, что дает ему возможность ориентироваться в обыденной жизни. В то же время впервые подросток начинает сам искать художественные и научные знания. Вместе со сверстниками он ездит в художественные и научно-просветительские музеи, ходит на лекции, в театры.
Эрудированный подросток пользуется авторитетом у сверстников как носитель особого фетиша, что побуждает его приумножать свои знания,. При этом сами по себе знания доставляют подростку истинную радость и развивают его мыслительные способности.
Знания, которые получает подросток в процессе учебной деятельности в школе, также могут приносить ему удовлетворение. Однако здесь есть одна особенность: в школе подросток не выбирает сам постигаемые знания. В результате можно видеть, что некоторые подростки легко, без принуждения, усваивают любые школьные знания; другие – лишь избранные предметы. Если подросток не видит жизненного значения определенных знаний, то у него исчезает интерес, может возникнуть отрицательное отношение к соответствующим учебным предметам.
Успех или неуспех в учении также влияет на формирование отношения к учебным предметам. Успех вызывает положительные эмоции, позитивное отношение к предмету и стремление развиваться в этом отношении. Неуспех порождает негативные эмоции, отрицательное отношение к предмету и желание прервать занятия.
Важным стимулом к учению являются притязания на признание среди сверстников. Высокий статус может быть достигнут с помощью хороших знаний: при этом для подростка продолжают иметь значение оценки. Высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального
благополучия подростка. В противном случае могут возникнуть внутренний дискомфорт и даже конфликт.
Понятно, что устойчивые учебные мотивы формируются на основе познавательной потребности и познавательных интересов. Познавательные интересы подростков сильно различаются. У одних они характеризуются неопределенностью, изменчивостью и ситуативностью. У других проявляются применительно к узкому кругу учебных предметов, у третьих – к большинству из них. При этом учащихся могут интересовать различные стороны предметов: фактологический материал, сущность явлений, использование в практике.
Овладение учебным материалом требует от подростков более высокого уровня учебно-познавательной деятельности, чем в младших классах. Им предстоит усвоить научные понятия, системы знаков. Новые требования к усвоению знаний способствуют постепенному развитию теоретического мышления, интеллектуализации познавательной сферы.
Новые требования учебный материал предъявляет и к процессам восприятия. Подростку необходимо не просто запомнить схему, какое-то изображение, а уметь в них разобраться, что является условием успешного усвоения учебного материала. Таким образом постепенно происходит интеллектуализация процессов восприятия, развивается способность выделять главное, существенное.
Усвоению материала младшим подросткам может мешать установка только на механическое запоминание. Объем учебного материала велик и воспроизвести его, пользуясь только старыми приемами запоминания, с помощью неоднократного повторения, сложно. Наибольшую эффективность воспроизведения обеспечивает анализ содержания материала, логики его построения, выделение существенного. Подростки, использующие мышление при запоминании, имеют преимущества перед теми, кто запоминает механически. Развитая речь, умение выражать мысль своими словами, творческое воображение содействуют овладению учебным материалом. Сами подростки при этом особое значение придают развитию собственной речи – ведь речь во многом определяет успех в общении.
Сфера общения в отрочестве выходит за пределы семьи и школы. У подростка появляется необходимость дифференцированного отношения к собеседникам. В связи с этим ускоряется формирование планирующей функции. Изменяется и содержание устных высказываний, все большее место в них занимает описание, растет число слов, словосочетаний и фраз оценочного характера. Повествования делаются более целенаправленными, последовательными и четкими в композиционном отношении; возрастает объем устных высказываний, их синтаксический строй становится все более разнообразным и развернутым. Заметно развивается экспрессивная функция, выражаемая не только описанием,но и интонацией.
Однако в отрочестве можно наблюдать некоторую разорванность, прерывистость звучания устной речи, которая возникает из-за недостаточного развития у подростка способности прогнозирования: часто последующая мысль теряется или он затрудняется ее выразить. Предложения в устной речи нередко наплывают друг на друга, образуя нерасчлененное целое, в речи присутствует масса обрывков несформулированных предложений. Темп речи подростков, как правило, неравномерно ускоренный: пропускаются необходимые синтаксические паузы; много несинтаксических пауз (психологических и физиологических). Из-за обостренной рефлексии на собеседника подросток во время построения речи слишком напрягается эмоционально. Как правило, подростки мыслят лучше, чем оформляют свою мысль в предложение. Так, в сочинениях многие могут легко переставлять предложения, что свидетельствует о их недостаточной связности.
Все большее значение для подростка приобретают теоретическое мышление, способность устанавливать максимальное количество смысловых связей в изучаемом материале.
Ориентация на труд и общественно полезную деятельность. В ориентации на труд, в формировании интересов, склонностей и способностей у подростков большую роль играет активная проба сил в различных областях трудовой деятельности. При этом ориентации во многом определяются возможностью личного самоутверждения и самосовершенствования. В наше время подросток получил новую мотивацию для участия в трудовой деятельности – это возможность заработать деньги. При этом подростки еще недостаточно оценивают значение таких качеств личности, как трудолюбие, упорство в достижении поставленных целей. Особенно это относится к городским подросткам. Они обычно быстро загораются трудовым энтузиазмом и быстро охладевают, ведь в городской квартире у них нет постоянных достаточно серьезных обязанностей. Сельские подростки чаще имеют привычку к систематическому труду, у них может быть развито чувство ответственности.
Однако именно в отрочестве многие подростки испытывают потребность в профессиональном самоопределении, что связано с общей тенденцией этого возраста найти свое место в жизни. Подросток начинает с нарастающим интересом присматриваться с многообразию профессий. Осуществляя предварительный выбор, он оценивает разные виды деятельности с точки зрения своих интересов и склонностей, а также с точки зрения общественных ценностных ориентации.
Здесь важно вовремя увидеть склонности подростка и поддержать его. В настоящее время ситуация складывается таким образом, что любой труд оценивается как общественно значимый. Поэтому важно правильно сориентировать подростка на качество труда, на ответственное отношение к результату труда.
Подростки, имеющие проблемы в усвоении общих знаний на уровне требований государственной школы или частного лицея, получают возможность реализовать себя, обучаясь прикладному мастерству в разного рода училищах. Сфера производства предметного мира испокон веков ценима в человеческой культуре. Подросток может учиться производить: предметы, необходимые человеку в обыденной жизни и в труде; эстетические предметы, украшающие нашу повсеместную жизнь (от одежды до произведений ювелиров, краснодеревщиков и дизайнеров); кондитерские и гастрономические продукты, дарующие людям радость от вкусовых ощущений, запаха и эстетического их вида на праздничном столе или за прилавком кафе, магазина.
Подростки, имея возможность многообразного приложения своих способностей, получая удовлетворение от своего чувства творческого потенциала, становятся уверенными в сегодняшнем дне и в своем будущем. Они начинают планировать свою взрослую жизнь в нормативном пространстве общества, начинают дорожить своей профессией. Все это определяет социальную защищенность человека в обществе.
Подростки обычно участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической жизни, в организаторском труде, в общественно полезной работе и т.п.
По объему затрачиваемого времени подросток в современных условиях занят в наибольшей мере учебой, если он, конечно, учится. Но учение, сохраняя актуальность, по психологической роли не является теперь ведущей деятельностью для подавляющего числа школьников. Подростки, стремясь занять значимое место среди людей, выходят за рамки учебной деятельности, которая выступает для них как неукоснительная обязанность возраста, и ищут применения себе в межличностном общении по поводу разнообразных значимых для них дел. Сюда входят физическая культура, совместный физический труд, направленный на изготовление рукотворных предметов; совместная интеллектуальная деятельность, направленная на обогащение себя рефлексивными способностями и новыми знаниями; общественно-политическая деятельность и др.
В число огромного разнообразия приложения подростковой активности входит общественно полезная деятельность.
Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы в нашей стране занимался Д. И. Фельдштейн, который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу2. В качестве отправных положений для исследования выступали следующие.
Во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основания реализовать потребность в самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.
Во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений.
Д. И. Фельдштейн показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. Было выявлено «привычно положительное отношение большинства подростков к общественно полезной деятельности… Об этом свидетельствуют данные опросников, анкет, бесед, сочинений»3.
Как оказалось в связи с переустройством государственной системы с 1991 г., потребность в общественно полезной деятельности не исчезла – она является потребностью возраста и прямо не зависит от государственной системы. Для подростков 70-80-х годов было значимым участие в радиофикации школы, озеленении территории, труде в ученических производственных бригадах, строительных отрядах, лагерях труда и отдыха. Подростки 90-х годов, по существу, готовы делать то же самое. Архаичными сегодня могут звучать лишь прежние названия отдельных видов общественно полезной деятельности, а сама деятельность для подростков, безусловно, значима. Так, в 90-е годы подростки в рамках программы «Дети России», проводимой в ВДЦ «Орленок» в течение ряда лет, участвовали в социально полезной деятельности по оказанию помощи престарелым жителям окрестных поселков. Они убирали в домах, чинили заборы, работали на огородах у пожилых одиноких людей. Они делали это добровольно, не на случайном порыве, а систематически. О чувстве удовлетворения от общественно полезной деятельности подростки писали в своих рефлексивных самоотчетах.
К числу современных мероприятий, связанных с общественно полезной деятельностью, можно отнести участие подростков летом 1996г. в предвыборной агитации. Подростки активно участвовали в работе избирательных комиссий. Они разрабатывали обращения к взрослым о необходимости принять персональное участие в выборах. Обращения расклеивали и раздавали избирателям в руки. Непосредственное общение с населением с целью повышения его электоральной активности способствовало появлению у этих подростков духа высокой гражданской позиции, что побудило их специально изучать граж-дановедение. Конституцию РФ и Права человека. Все проведенные мероприятия и совместно принятые подростками решения способствовали активизации их гражданского сознания в плане общей социальной позиции: каждый понял для себя, что долгом человека как гражданина является необходимость выбора.
Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентации, своего идеала, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества. Подростки, поняв глубинный смысл и ценность выбора, как самостоятельного интеллектуального и
волевого акта, утверждающего собственное «Я», собственный почин, обретают самоидентичность и готовность взять на себя ответственность за свой выбор.
Рекомендуемые страницы:
Воспользуйтесь поиском по сайту:
Источник
В среднем школьном (подростковом) возрасте (от 10-11 до 14-15 лет) ведущую роль играет общение со сверстниками в контексте с собственной учебной деятельностью подростка. Присущая детям этого возраста деятельность включает в себя такие ее виды, как учебная, общественно- организационная, спортивная, художественная, трудовая. При выполнении этих видов полезной деятельности у подростков возникает осознанное стремление участвовать в общественно необходимой работе, становиться общественно значимым. Он учится строить общение в различных коллективах с учетом принятых в них норм взаимоотношений, рефлексии собственного поведения, умения оценивать возможности своего “Я”. Это наиболее сложный переходный возраст от детства к взрослости, когда возникает центральное психическое, личностное новообразование человека – “чувство взрослости”.
Специфическая социальная активность подростка заключается в большой восприимчивости, сенситивности к усвоению норм, ценностей и способов поведения, которые существуют в мире взрослых и в их отношениях. Один из ведущих исследователей подростничества Д.И. Фельдштейн подчеркивает, что социальное созревание человека, структурирование его самопознания и самоопределения как активно действующего субъекта определяется трансформацией общей позиции “Я по отношению к обществу” на две приходящие на смену друг другу позиции “Я в обществе” и “Я и общество”. При этом существенно, что подростничество, как и другие возрастные периоды, неоднородно, стадиально. В этом периоде Д.И. Фельдштейн выделяет три стадии: локально-капризную (10-11 лет), когда обострена потребность в признании взрослых; “право-значимую” (12-13 лет), характеризующуюся потребностью в общественном признании, в социально одобряемой полезной деятельности, что выражается в речевой форме “я тоже имею право, я могу, я должен”; “утверждающе-действеную” (14-15 лет), когда доминирует готовность проявить себя, применить свои способности.
Как отмечает В.А. Караковский, младшему школьнику особенно присущи потребность в достойном положении в коллективе сверстников и семье; стремление обзавестись верным другом; стремление избежать изоляции, как в классе, так и в малом коллективе; повышенный интерес к вопросу о “соотношении сил” в классе; стремление отмежеваться от всего подчеркнуто-детского; отсутствие авторитета возраста; отвращение к необоснованным запретам; восприимчивость к промахам учителей; переоценка своих возможностей, реализация которых предполагается в отдаленном будущем; отсутствие адаптации к неудачам; отсутствие адаптации к положению “худшего”; тенденция придаваться мечтаниям; боязнь осквернения мечты; требовательность к соответствию слова делу; повышенный интерес к спорту; увлечение коллекционированием; увлечение киноискусством и т. д. Наряду с этим младший подросток характеризуется повышенной утомляемостью, ярко выраженной эмоциональностью, иногда резкостью суждения (до грубости). К концу периода младшего подростничества учащиеся начинают осознавать необходимость самостоятельного выбора дальнейшей программы образования, что предполагает сформированность достаточно устойчивых интересов и предпочтений, ориентацию в различных сферах труда и общественно полезной деятельности.
Если для младшего школьного возраста ведущей является учебная деятельность (вхождение в нее, принятие роли субъекта этой деятельности, формирование учебных мотивов, овладение ее предметным содержанием и структурой и т.д.), то для школьника среднего возраста (подростка) в качестве ведущей выступает общественно полезная деятельность в разнообразных формах, в русле которой и интимно-личное общение со сверстниками, и очень важное общение с представителями другого пола. При этом учебная деятельность становится как бы осуществляемой активностью – она “обеспечивает” индивидуализацию подростка. В особенностях выбора средств, способов учебной деятельности он утверждает себя. Одновременная адаптация к одной новой: общности, индивидуализация в другой, уже знакомой, и последующая интеграция в нее – это сложно переплетенные социально-психологические процессы, наиболее значимые для подростка. Найти себя в себе и в других – основная осознаваемая или интуитивно реализуемая потребность этого возраста.
Его главная ценность – система отношений со сверстниками, взрослыми, подражание осознаваемому или бессознательно следуемому “идеалу”, устремленность в будущее (недооценка настоящего). Отстаивая свою самостоятельность, подросток формирует и развивает на основе рефлексии свое самосознание, образ “Я”, соотношение реального и идеального “Я”. На основе интеллектуализации психических процессов происходит их качественное изменение по линии все большей произвольности, опосредованности.
Эта эпоха отрочества соотносится с макрофазой индивидуализации, которая, по А.В. Петровскому, характеризуется поиском средств и способов для обозначения своей индивидуальности… В максимальной степени реализуя в связи с этим способность быть идеально представленным в своих приятелях, подросток мобилизирует все свои внутренние ресурсы для деятельностной трансляции своей индивидуальности (начитанность, спортивные успехи, “бывалость” в отношениях между полами, смелость, граничащая вместе с бравадой, особая манера в танцах и т.д.), интенсифицирует поиск в… референтной для него группе лиц, которые могут обеспечить оптимальную его персонализацию”. В это же время реализуются все три микрофазы – адаптация, индивидуализация и интеграция.
Как субъект учебной деятельности подросток характеризуется тенденцией к утверждению своей позиции субъектной исключительности, “индивидуальности”, стремлением (особенно проявляющимся у мальчиков) чем-то выделиться. Это может усиливать познавательную мотивацию, если соотносится с самим содержанием учебной деятельности – ее предметом, средствами, способами решения учебных задач. Стремление к “исключительности” входит и в мотивацию достижения, проявляясь в таких ее составляющих, как “награда”, “успех”. Учебная мотивация как единство познавательной мотивации и мотивации достижения преломляется у подростка через призму узколичных значимых и реально действующих мотивов группового, социального бытия. Социальная активность подростка направляется на усвоение норм, ценностей и способов поведения, что, будучи представленным в содержании учебной деятельности и условиях ее организации, отвечает удовлетворению этих мотивов. Именно поэтому педагогическая психология подчеркивает важность, реализации всех активизирующих интеллектуальную деятельность подростка принципов обучения: его проблематизацию, диалогизацию; индивидуализацию, активно-действенные формы организации усвоения. Содержание учебной деятельности должно включаться в общий социокультурный контекст современной литературы, музыки, живописи, танца, как и в современные условия общественно-экономических, жизненно-бытовых отношений.
Показательно для подросткового возраста и отношение к авторитету. Если в младшем школьном возрасте авторитет учителя не менее значим, чем авторитет семьи, то для подростка проблема авторитета взрослого не самоочевидна. С одной стороны, позиция подростка “я – взрослый” как бы противопоставляет его взрослым, с другой – их авторитет остается важным фактором его жизни. Сохранению авторитета взрослого (учителя) способствует следующее:
1. Неизменность общественного положения подростка, он был и остается учеником, школьником;
2. Его полная материальная зависимость от родителей, которые наряду с учителями выступают в роли воспитателя;
3. Отсутствие у подростка умения… действовать самостоятельно.
Подросток как субъект учебной деятельности специфичен не только своей мотивацией, позицией, отношением, “Я” концепцией, но и местом в жизни на отрезке непрерывного, многоступенчатого образования. Он для себя решает, прогнозирует форму продолжения этого образования, в зависимости от этого, ориентируясь на ценности либо учения, либо трудовой деятельности, общественной занятости, межличностного взаимодействия. При ориентации на учение подросток переходит в статус старшего школьника. Старший школьник как субъект учебной деятельности – это человек, сделавший выбор (или подчинившийся выбору референтного для него окружения) продолжить учение. Именно это определяет его специфику как субъекта.
В число огромного разнообразия приложения подростковой активности входит общественно полезная деятельность.
Исследованием общественно полезной деятельности в 60-80-е годы в нашей стране занимался Д.И. Фельдштейн (41, 45), который отнес эту деятельность подростков к ведущему типу. В качестве отправных положений для исследования выступали:
Во-первых, способность подростков осознавать свои растущие возможности, которые дают основания реализовать потребность в самостоятельности, потребность в признании со стороны взрослых его прав, его потенциальных возможностей.
Во-вторых, развитие у подростков ориентированности в нормах человеческих отношений.
Д.И. Фельдштейн (26, 27) показал, что подростки стремятся утвердить и раскрыть себя в реальных отношениях общественно полезной деятельности. Было выявлено “привычно положительное отношение большинства подростков к общественно полезной деятельности… Об этом свидетельствуют данные опросников, анкет, бесед, сочинений”.
К числу современных мероприятий, связанных с общественно полезной деятельностью, можно отнести участие подростков в предвыборной агитации. Подростки активно участвуют в работах избирательной комиссии. Все проведенные мероприятия и, совместно принятые подростками решения способствуют активизации их гражданского сознания в плане общих социальной позиции: каждый понял для себя, что долгом человека как гражданина является необходимость выбора.
Идея выбора жизненного пути, выбора своих ценностных ориентации, своего друга, своей профессии должна стать основополагающей целью отрочества.
Глава 3. Практическая часть
Выявление уровня активности подростка.
Мы постоянно сравниваем себя с другими людьми и на основе этого сравнения вырабатываем мнение о себе, о своих возможностях и способностях, чертах своего характера и человеческих качествах. Так постепенно складывается наша самооценка. Но зачастую взрослые забывают, что процесс этот начинается уже в самом раннем возрасте. Именно из оценок родителей и учителей складывается мнение ребёнка о самом себе. В школьном возрасте у ребёнка появляется ощущение благополучия – неблагополучия, которое в некоторой степени может помочь нам предположить, кем он станет в будущем.
Очень важно, чтобы то, как оценивает себя ребёнок, совпадало с его реальными возможностями.
Для выявления уровня активности и уверенности в себе в 8 классе был проведён тест.
По результатам теста выяснилось, что 56% тестируемых (14 человек) преимущественно предпочитают занимать позицию наблюдателя. Они пассивны: если им требуется сделать что-то значительное, они стремятся уйти в тень. Вполне возможно, что дети просто чувствуют себя слабыми, беззащитными, неуверенными. Им необходимо развивать свои умения и таланты, тогда в дальнейшем им легко будет найти себе дело по душе.
В эту группу входят: Бусагин А., Буланов Д., Громов А., Косивцев А., Киряев А., Ульянова М., Калина С, Писковитина О., Гурова Н., Филатова А., Родионов А., Нахаев А., Рейс А., Бушина Н.
28% тестируемых (7 человек) предпочитают действовать, а не размышлять. У них богатая фантазия, плюс к этому они стараются по возможности изменить ситуацию вокруг себя. В дальнейшем эти дети обязательно выберут то, что требует активных и решительных действий. Они не останавливаются перед трудностями, не боятся риска. Повседневная, однообразная, рутинная жизнь не для него. Они никогда не будут чувствовать себя счастливыми, занимаясь монотонной работой. Ваш ребёнок постарается взять от жизни всё.
Неудачи и трудности не пугают его.
В эту группу входят Швыряева М, Зехова И., Бусагина М., Горбулев М., Дронов В., Максимов П., Гаврилин И.
Отдельно хочется отметить Субочеву Елену. По результатам теста выяснилось, что она является очень практичным и рациональным ребёнком. Умеет трезво оценить свои силы. Ей подойдёт любой вид деятельности, которую она сама сочтёт наиболее интересной, поскольку ваш ребёнок на редкость рассудителен, постарайтесь ни в коем случае не давить на него относительно того или иного дела. Этот ребёнок сам решит, что для него лучше. Любые настойчивые советы и рекомендации для него недопустимы.
Троих детей, это Русланова Б., Буланова А., Мельникова А., трудно отнести к какой-то определённой группе. Им присуши характеристики как одной, так и другой группы в зависимости от тех букв, которые они выбирали чаще.
Фамилия и имя ребёнка | Группа, к которой относится ребёнок | Количество выборов этой буквы |
1 .Бусагин Андрей | б/в | 5/5 |
2. Буланов Дмитрий | в | 9 |
З.Буланова Алина | а/в | 6/6 |
4. Бусагина Марина | а/б | 5/5: |
5. Гаврилин Иван | в | 7 |
6. Горбулев Максим | в | 6 |
7. Громов Ал-др | в | 6 |
8. Гурова Наталья | а | 9 |
9. Дронов Василий | в | 7 |
10. Зехова Ирина | В | 7 |
11. Калина Сергей | в | 9 |
12. Киряев Артем | в | 7 |
13. Косивцев Андрей | а | 7 |
Н.Максимов Павел | в | 7 |
15. Мельников Андрей | а | 6 |
16. Писковитина Ольга | а | 6 |
17. Родионов Александр | в | 7 |
18. Русланов Борис | в | 7 |
19. Рейс Андрей | а | 9 |
20. Субочева Елена | а | 11 |
21 .Ульянова Мария | в | 7 |
22. Филатова Александра | в | 12 |
А теперь несколько советов родителям, заинтересованных в формировании адекватной самооценки их детей.
Не забывайте хвалить других в присутствии ребёнка. Подчеркните достоинства другого и покажите, что ваш ребёнок может также достичь этого.
Показывайте своим примером адекватность отношения к успехам и неудачам. Оценивайте вслух свои возможности и результаты дела. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем, каким он был вчера, и возможно, будет завтра)
3. Детям часто бывает трудно понять, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам. Попробуйте использовать следующее упражнение “Передача чувств”, которое лучше проводить в два этапа. На первом этапе, когда вы недовольны ребёнком, похлопывайте его тихонько по плечу, объясняя причины своего недовольства. Когда вы хвалите ребёнка, поглаживайте его по спине. (Надо отметить, что вместо поглаживания или похлопывания родители могут использовать и другие движения, которые им нравятся.) Через несколько дней начинается второй этап. Теперь мы не будем говорить ребёнку о чувствах, а будем лишь поглаживать или похлопывать его. Он должен сам догадаться, почему и объяснить.
Советы учителям.
Не сравнивайте детей с другими детьми в классе. Сравнивайте ребёнка с самим собой (тем, каким он был вчера и, возможно будет завтра). Никогда не перехваливайте отдельных детей, но и не забывайте поощрять учеников, когда они этого заслуживают. Помните, что похвала, так же как и наказание, должна быть соизмерима с поступком.
Если вы хвалите ученика в присутствии класса, подчеркните его преимущества и покажите, что другие дети также могут достичь этого. По Торндайку только те реакции полезны, которые помогают ему приспособится к окружающей среде.
Оценивайте вслух ответы детей, объясняя, что ученику удалось, а что нет. Объясните, что ребёнку надо сделать, что бы достичь лучшего результата.
Поощряйте в детях инициативу. Постирайтесь сделать так, чтобы каждый ребёнок побывал в роле лидера.
На классном часе проведите игру “Имя”. Можно предложить ребёнку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или оставить своё. Спросите ребёнка, почему ему нравится или не нравится его имя, почему бы он хотел, чтобы его назвали по другому. Эта игра может дать вам дополнительную информацию о самооценке ребёнка, Ведь отказ от своего имени означает, что ребёнок недоволен собой или хочет быть лучше (в своём сознании), чем он есть сейчас.
Эту игру также можно провести на классном часе. “Расскажи свой страх”. Учитель рассказывает о детских страхах, или неприятных ситуациях. “А вот когда я была такими как вы, то … А кто чего боится, расскажите!” Дети, по желанию, рассказывают о ситуациях, когда им было страшно, неприятно. Учитель каждый раз просит поднять руку тех, у кого было похожее. Предостережение: Следите, чтобы сюжеты рассказов были непохожими, обговаривайте все ситуации и пути выхода из них.
На уроках английского языка по темам “Спорт”, “Еда”, “Внешность” предлагаются ситуации для проигрывания. Ребёнку предлагается ситуация, в которой он должен изобразить самого себя. Иногда после разыгрывания ситуации бывает полезно поменять роли.
Ситуации:
А) Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоится.
Б) Мама принесла 3 апельсина: тебе и твоему брату (сестре). Как ты поделишь их? Почему?
В) Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а отдал её сломанной.
Источник