Организмы полезные для человека биология 5 класс

Организмы полезные для человека биология 5 класс thumbnail

1) Заполните таблицу

  • Ответ:

                                                    Организмы, окружающие человека

    Организмы

    Полезные для человека

    Вредные для человека

    Растения

    Лекарственные и съедобные

    Ядовитые растения, сорняки

    Животные

    Рыба, рогатый и другой скот, большинство животных, которых человек употребляет в пищу

    Мыши, крысы

    грибы

    Съедобные грибы

    Ядовитые грибы, грибы – паразиты, плесень

         

2) Объясните, нужно ли уничтожать в природе ядовитые грибы и растения?

  • Ответ: Нет, они являются важным звеном в цепи

3) Укажите, какую роль в природе играют животные.

  • Ответ: Животные – важное звено в цепи питания (потребители 1 и 2 порядка), а так же опылители

4) Ответьте на вопросы о сорных растениях.

а) Какие растения называют сорняками?

  • Ответ: дикорастущие растения, мешающие расти культурным

    б) Какой вред причиняют сорняки?

    • Ответ: Занимают пространство, истощают почву

    в) Какую пользу приносят сорняки?

    • Ответ: Звено в цепи питания, удобрение почв( некоторые), съедобность (некоторые)

    с) Сформулируйте общий вывод

    • Ответ: Сорняки  наносят вред человеку, но абсолютно безвредны для природы, иногда сорняки бывают полезны и для человека.

    5) Назовите несколько видов дикорастущих растений в вашей местности, которые являются лекарственными.

    • Ответ: ромашка, чистотел, одуванчик, подорожник, облепиха

    6)* Используя дополнительную литературу, Интернет, подготовьте сообщение «Домашние животные нашей местности». Составьте план сообщения.

    • Ответ: 1. Кошки.

      1. Собаки.
      2. Крупный рогатый скот.

      4.Парнокопный скот.

    Подведём итоги –  что вы узнали о многообразии живых организмов

1) Заполните таблицу.

Ответ:

Организмы

Сходство

Различия

Бактерии

Одна клетка, способны к движению, имеют цитоплазму и рибосомы

Не имеют ядра и многих органоидов

Простейшие

Имеют ядро и органоиды

2) Объясните, почему жизнь животных и грибов невозможна без растений.

  • Ответ: Потому что растения  – производители. Они синтезируют органику из неорганики, являются ключевым звеном в цепи питания.

3) Заполните таблицу.

  • Ответ:

    Способы питания живых организмов

    Царство

    Характерный способ питания

    Как происходит питание

    Растения

    автотрофный

    Под действием солнечного света в хлоропластах

    Животные

    Гетеротрофный

    Поглощают готовые органические вещества

    грибы

    Гетеротрофный

    Получают готовые органические вещества от симбиотических организмов

         

4) Выберите правильный ответ и отметьте его.

  • Ответ:

    1 – Б

    2 – Д

    3 – Б

5) Составьте слова из предложенных согласных букв и любых подходящих гласных.

  • Ответ: 1. Л, ш, й, н, к    Лишайник

    2.г, р, б   Гриб

    1. ш, л, к ,п ,р, д Шелкопряд
    2. п, д, р, ж, н, к Подорожник

6)* В середине прошлого века на сельскохозяйственных угодьях в южных регионах России специально высаживали лесные деревья между полями – создавали лесополосы, которые помогали удерживать снег и сохранять влагу в почве, предотвращали вредное влияние сильных ветров на урожай и разрушение плодородного слоя почв под воздействием ветра и воды. Однако деревья очень плохо приживались. Тогда было решено привезти и высыпать под деревьями почву из леса. Студенты и школьники собирали в лесу землю и высыпали её вокруг деревьев в лесополосах. После этого деревья начали расти, и сегодня лесополосы почти не отличаются от настоящего леса. Выскажите предположение: что помогло деревьям прижиться?

  • Ответ: Минеральные и органические вещества, находящиеся в привезённой почве

7) Решите кроссворд. Запишите слово, которое получилось из букв, находящихся на тёмном фоне.

  • Ответ: Микроскоп

     Организмы полезные для человека биология 5 класс

Источник

Тема: Значение живых организмов в природе и жизни человека.

Автор, разработчик: Учитель Талицких М.В.

(рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, авторской программы по биологии И.Н. Пономаревой и ориентирована на использование учебника под ред. И.Н. Пономаревой «Биология. 5 класс»)

Цели урока:
Обучающие:
• актуализировать знания учащихся о вредных и полезных для человека живых организмов; раскрыть важность сохранения природного разнообразия; охарактеризовать значение живых организмов для человека и природы. Развивающие:
• развивать понятия о многообразии живых организмов;
• продолжить развитие основных биологических понятий, элементов творческой деятельности через погружение в решение проблемных вопросов и вовлечение школьников в самостоятельную работу частично-поискового и исследовательского характера.
Воспитательные:
• Воспитывать любовь к природе;
• развивать умения слушать и слышать других, уважение к мнению товарищей;

Технологическая карта урока

Содержание

ДУ

Методы

УУД

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

Звенит звонок и учащиеся готовятся к уроку

Приветствие учителя. (Ответ учащихся)
Учитель организует работу учащихся на уроке. Активизирует деятельность учеников, просит их прочитать отрывок из стихотворения Б.В. Заходера:

Все-все,

Все на свете

На свете нужны,

И мошки

Не меньше нужны,

Чем слоны.

Нужны все на свете!

ДУ 1

Д 1

Л4

Р1

II. Актуализация имеющихся знаний учащихся

Фронтальный опрос:

1. Какая наука изучает лишайники?

2. Почему лишайник называют симбиозом?

3. Приведите примеры лишайников с разными типами слоевищ?

4. Какие функции в организме лишайника выполняют гриб и водоросль?

5. Почему лишайники могут жить в самых бесплодных местах?

6. Почему лишайники могут играть роль показателей чистоты воздуха?

ДУ 2

ДУ 8

Д 5

Л4

III. Постановка учебной задачи, формулировка темы урока и целей.

  • Учитель подводит учащихся к формулировке темы урока, ставит проблему “Почему некоторые организмы можно назвать спутниками человека?”. (Учащиеся выдвигают гипотезы, обсуждают их).

ДУ 3

ДУ 4

Д 5

Р2

IV. Объяснение нового материала

Читайте также:  Полезен ли массаж лица с медом

1. Животные и растения, вредные для человека.

Учитель организует работу учащихся по изучению животных и растений, вредных для человека и предлагает учащимся ответить на вопросы:

1. Какие организмы живут вокруг нас?

2. Каков состав пищи животных и человека?

3. Есть ли среди животных и растений вредные виды?

4. Почему некоторых животных называют вредителями?

5. Что означает слово “сорняк”, когда мы говорим о растениях?

Учащиеся структурируют знания о вредных растениях и животных, отвечают на вопросы, рассматривают коллекции насекомых – вредителей леса, поля, сада и огорода, слайд презентации с изображением сорных растений и животных-вредителей, анализируют текст и рисунки с. 69, 70 о животных-вредителях, ЭОР “Насекомые-вредители” 

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7b16f3eb-0a01-022a-0128-215d402086e4/%
5BBIO7_07-29%5D_%5BMV_01%5D.WMV

Затем учащиеся изучают текст с.70 о мерах защиты посевов и урожая и делают вывод о важности и необходимости для природы всех видов организмов.

2. Живые организмы, полезные для человека.

Учащиеся анализируют текст с. 70 о лекарственных растениях, их использовании в медицине и ветеринарии, рассматривают рисунок 62 с. 71 “Лекарственные растения”, соответствующий слайд презентации, приводят свои примеры лекарственных растений, произрастающих в нашей местности.

После этого учащиеся просматривают ЭОР “Культурные растения”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1b-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm

“Домашние животные”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d1a-8b8c-11db-b606-0800200c9a66/index.htm .

Затем учащиеся актуализируют имеющиеся знания о полезной роли бактерий, грибов и лишайников.

После этого учащиеся анализируют текст с. 71 и слайд презентации о разведении ценных видов рыб человеком, восстановлении численности лососевых и осетровых рыб на рыборазводных заводах.

На следующем этапе учитель направляет деятельность учащихся по изучению значения бабочек тутового и дубового шелкопрядов, божьих коровок; подводит учащихся к выводу о биологических методах защиты растений как наиболее эффективных и безопасных.

Затем учитель предлагает учащимся проанализировать ЭОР, иллюстрирующие пример использования человеком знаний о живых организмах для решения инженерных задач на примере соломины злаков и телескопической трубы

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/644999e6-e73c-47d3-88e
7-29aa2c08fbfa/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_05%5D.swf

и демонстрацию применения знаний о строении живых организмов на примере Эйфелевой башни и моста Эйфеля

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/27073181-70f1-4e9b-8155-
d26dacc601a3/%5BEST5_03-17%5D_%5BPD_03%5D.swf .

3. Жизнь живых организмов в тесной связи друг с другом.

Учащиеся анализируют текст с. 71, 72 о взаимосвязи организмов в природе, важности изучения человеком связей между различными живыми организмами о необходимости сохранения природного и биологического разнообразия для выживания человека, необходимости охраны природы.

Учащиеся просматривают фотографии животных и растений, занесённых в Красную книгу РФ, ЭОР “Редкие виды животных, занесённые в Красную книгу”

https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2c-8b8c-11db-
b606-0800200c9a66/index.htm

“Исчезающие виды растений” 
https://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/740e2d2b-
8b8c-11db-b606-0800200c9a66/04_04_04_24.jpg

Учитель предлагает выполнить физкультминутку.

ФИЗМИНУТКА

ДУ 3

ДУ 7

ДУ 9

ДУ 8

О

Л4

Р4

Р5

К3

К6

Л5

V. Закрепление и проверка изученного материала

Проведем анализ стихотворения Б.В. Заходера:

Нужны все подряд –

Кто делает мёд

И кто делает яд.

Нельзя обойтись

Без чудищ нелепых

И даже без хищников –

Злых и свирепых.

Плохие дела

У кошки без мышки,

У мышки без кошки

Не лучше делишки.

Да если мы с кем-то

Не очень дружны,

Мы всё-таки ОЧЕНЬ

Друг другу нужны,

ДУ12

ДУ14

Р6

П3

А если нам кто-нибудь

Лишним покажется,

То это, конечно,

Ошибкой окажется…

Все-все, все

На свете

На свете нужны,

И это все дети

Запомнить должны!

Формулирование вывода о том, что в природе организмы не делятся на вредные и полезные: все виды растений, животных, грибов, бактерий и вирусов необходимы природе.

Вопросы тестового контроля:

1. Человек в своей жизни использует растения для … .

2. Животные, важные для человека … .

3. Сорняки – это … .

4. Для восстановления численности ценных пород промысловых рыб человек … .

5. Человечеству необходимо сохранять природное равновесие и биологическое разнообразие, потому что …

VI. Рефлексия

-Как вы оцениваете свою работу на уроке?

(Мнение учителя о работе каждого из отвечающих.)

-Пригодятся ли вам в жизни знания по биологии?

Дополните предложение высказав своё мнение об уроке

Сегодня на уроке …. Было легко…

Я узнал Мне понравилось

Я научился Не понравилось

Было сложно Меня удивило

ДУ15

VII. Д/з

§16, вопросы в конце параграфа, рис по выбору

  • Творческое задание: написать краткое сочинение-эссе об участии в мероприятиях по охране природы своего региона или о заповедниках (либо заказниках), расположенных на территории своего региона .

Спасибо за урок!!!

ДУ16

Д 6

Л5

Р7

Источник

1. Что общего в строении всех живых организмов? Перечислите основные признаки живого.
Общее в строении всех живых организмов – это клетки из которых состоят все живые организмы.
Признаки:
1. Движение.
2. Дыхание.
3. Питание.
4. Рост.
Основные признаки живого:
1. Способность к движению. Признаки наглядно появляющиеся у животных, многие из которых способны активно передвигаться.
2. Способность расти. Все живое способно увеличиваться в размерах и массе за счет растяжения, деления клеток и т.д.
3. Питание, дыхание, выделение – процессы посредством которых обеспечивается обмен веществ.
4. Раздражимость – способность реагировать и давать ответные реакции на внешнее воздействие.
5. Размножение и связанное вместе с ним явление изменчивости и наследственности – самый характерный признак живого.

2. О чем свидетельствует сходство в строении растительных и животных организмов?

Свидетельствует о том, что все живые организмы на планете Земля имеют общее происхождение. Единое происхождение жизни на земле можно увидеть в том, что все живые организмы, вне зависимости от сложности своего строения или особенностей состоят из клеток и только из них. Все клетки имеют общий план строения, вне зависимости от того, что источник жизни на планете был единый, из которого, с течением времени и под воздействием изменений окружающей среды, развились разные живые организмы. Клетка, является единой и неделимой для всего живого на Земле, общее строение – общее происхождение.

Читайте также:  Рыжиковое масло и его полезные свойства

3. Достаточно ли одного признака, чтобы отличить живое от неживого? Приведите примеры.

Нет, одного признака не достаточно. Например, вирусы обладают целым рядом признаков, характерных живым организмам. (Они размножаются, двигаются и эволюционируют) однако их не считают живыми организмами.

4. Что такое обмен веществ?

Обмен веществ – это совокупность процессов, происходящих в организме при усвоении пищи, вдыхании кислорода (дыхания) и выделения органических веществ.

5. В чем сущность питания?

Сущность питания заключается в получении организмом достаточного количества различных веществ, необходимых для его существования, роста, развития и продолжения рода, а также обеспечения безопасности жизнедеятельности.

6. Что такое раздражимость?

Раздражимость – способность живого организма реагировать на внешнее воздействие изменением своих физико-химических и физиологических свойств.

7. Какова роль выделения в жизни организмов?

В процессе метаболизма образуется множество растворимых в воде веществ, которые либо просто не нужны организму, либо вовсе токсичны. Таким образом, организм выделяет эти продукты обмена в составе биологических жидкостей (моча, пот и т.д.). Благодаря выделительной системе животные способны избавляться от токсичных веществ, а не накапливать их в организме.

8. Способны ли растения к движению? Приведите примеры.

Растения способны к движению. Рост растений не ограничен, т.к. они могут расти в течение всей жизни. Но вот движения их ограничены: лианы обвиваются вокруг опоры, многие цветки закрываются на ночь. Однако эти перемещения несравнимы с движением животных.

9. Чем рост растения отличается от роста животных?

Рост у животных осуществляется за счет деления клеток, а рост у растений осуществляется за счет удлинения клеток в длину и увеличения органоидов.

10. Сформулируйте интересующие вас вопросы, на которые вы ожидаете получить ответ при изучении данного курса.

Устно.

Источник

Биология как наука. Роль биологии в жизни и практической деятельности человека. Признаки и свойства живого. Уровни организации живой природы.

Термин «биология» образуется из двух греческих слов «bios» —жизнь и «logos» — знание, учение, наука. Отсюда и классическое определение биологии как науки, изучающей жизнь во всех ее проявлениях.

Биология исследует многообразие существующих и вымерших живых существ, их строение, функции, происхождение, эволюцию, распространение и индивидуальное развитие, связи друг с другом, между сообществами и с неживой природой.

Биология рассматривает общие и частные закономерности, присущие жизни во всех ее проявлениях и свойствах: обмен веществ, размножение, наследственность, изменчивость, приспособляемость, рост, развитие, раздражимость, подвижность и т.д.

Методы исследований в биологии

  1. Наблюдение — самый простой и доступный метод. Например можно наблюдать сезонные изменения в природе, в жизни растений и животных, поведение животных и т.д.

  2. Описание биологических объектов (устная или письменная характеристика).

  3. Сравнение– нахождение сходств и различий между организмами, применяется в систематике.

  4. Экспериментальный метод (в лабораторных или естественных условиях) – биологические исследования с использованием различных приборов и методов физики, химии.

  5. Микроскопия – исследование строения клеток и клеточных структур с помощью световых и электронных микроскопов. Световые микроскопы позволяют увидеть формы и размеры клеток, отдельных органоидов. Электронные – мелкие структуры отдельных органоидов.

  6. Биохимический метод – исследование химического состава клеток и тканей живых организмов.

  7. Цитогенетический– метод изучения хромосом под микроскопом. Можно обнаружить геномные мутации (например, синдром Дауна), хромосомные мутации (изменения формы и размеров хромосом).

  8. Ультрацентрифугирование- выделение отдельных клеточных структур (органелл) и дальнейшее их изучение.

  9. Исторический метод– сопоставление полученных фактов с ранее полученными результатами.

  10. Моделирование – создание различных моделей процессов, структур, экосистем и т.д. с целью прогнозирования изменений.

  11. Гибридологический метод – метод скрещивания, главный метод изучения закономерностей наследственности.

  12. Генеалогический метод – метод составления родословных, применяется для определения типа наследования признака.

  13. Близнецовый метод – метод, позволяющий определять долю влияния факторов среды на развитие признаков. Применяется к однояйцевым близнецам.

Связь биологии с другими науками.

Многообразие живой природы столь велико, что современную биологию нужно представлять как комплекс наук. Биология лежит в основе таких наук, как медицина, экология, генетика, селекция, ботаника, зоология, анатомия, физиология, микробиология, эмбриология и др. Биология совместно с другими науками образовала такие науки, как биофизика, биохимия, бионика, геоботаника, зоогеография и др. В связи с бурным развитием науки и техники появляются новые направления изучения живых организмов, появляются новые науки, связанные с биологией. Это еще раз доказывает, что живой мир является многогранным и сложным и он тесно связан с неживой природой.

Основные биологические науки-объекты их изучения

  1. Анатомия – внешнее и внутреннее строение организмов.

  2. Физиология – процессы жизнедеятельности.

  3. Медицина — заболевания человека, их причины и методы их лечения.

  4. Экология – взаимосвязи организмов в природе, закономерности процессов в экосистемах.

  5. Генетика – законы наследственности и изменчивости.

  6. Цитология- наука о клетках (строении, жизнедеятельности и т.д.).

  7. Биохимия – биохимические процессы в живых организмах.

  8. Биофизика – физические явления в живых организмах.

  9. Селекция – создание новых и улучшение существующих сортов, пород, штаммов.

  10. Палеонтология – ископаемые останки древних организмов.

  11. Эмбриология- развитие зародышей.

Читайте также:  Полезные вещества которые содержатся в ананасе

Знания в области биологии человек может применить:

  • для профилактики и лечения заболеваний

  • при оказании первой помощи пострадавшим при несчастных случаях;

  • в растениеводстве, животноводстве

  • в природоохранных мероприятиях, способствующих решению глобальных экологических проблем(знания о взаимосвязях организмов в природе, о факторах, отрицательно влияющих на состояние окружающей среды и т д.).БИОЛОГИЯ КАК НАУКА

Признаки и свойства живого:

1. Клеточное строение. Клетка является единой структурно-функциональной единицей, а также единицей развития почти для всех живых организмов на Земле. Исключением являются вирусы, но и у них свойства живого проявляются, лишь когда они находятся в клетке. Вне клетки у них признаки живого не проявляются..

2. Единство химического состава. Живые существа образованы теми же химическими элементами, что и неживые объекты, но в живых существах 90% массы приходится на четыре элемента: С, О, N, Н, которые участвуют в образовании сложных органических молекул, таких, как белки, нуклеиновые кислоты, углеводы, липиды.

3. Обмен веществ и энергии – главное свойство живого. Он осуществляется в результате двух взаимосвязанных процессов: синтеза органических веществ в организме (за счет внешних источников энергии света и пищи) и процесса распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом. Обмен веществ обеспечивает постоянство химического состава в непрерывно меняющихся условиях окружающей среды.

4. Открытость. Все живые организмы представляют собой открытые системы, т. е. системы, устойчивые лишь при условии непрерывного поступления в них энергии и вещества из окружающей среды.

5. Самовоспроизведение (репродукция). Способность к самовоспроизведению является важнейшим свойством всех живых организмов. В ее основе лежит информация о строении и функциях любого живого организма, заложенная в нуклеиновых кислотах и обеспечивающая специфичность структуры и жизнедеятельности живого.

6. Саморегуляция. Благодаря механизмам саморегуляции сохраняется относительное постоянство внутренней среды организма, т.е. поддерживается постоянство химического состава и интенсивность течения физиологических процессов – гомеостаз.

7. Развитие и рост. В процессе индивидуального развития (онтогенеза) постепенно и последовательно проявляются индивидуальные свойства организма (развитие) и осуществляется его рост (увеличение размеров). Кроме того, все живые системы эволюционируют — изменяются в ходе исторического развития (филогенеза).

8. Раздражимость. Любой живой организм способен реагировать на внешние и внутренние воздействия.

9. Наследственность. Все живые организмы способны сохранять и передавать основные признаки потомству.

10. Изменчивость. Все живые организмы способны изменяться и приобретать новые признаки.

Основные уровни организации живой природы

Вся живая природа представляет собой совокупность биологических систем. Важными свойствами живых систем является многоуровневость и иерархическая организация. Части биологических систем сами являются системами, состоящими из взаимосвязанных частей. На любом уровне каждая биологическая система уникальна и отличается от других систем.

Ученые на основании особенностей проявления свойств живого выделили несколько уровней организации живой природы:

1. Молекулярный уровень – представлен молекулами органических веществ (белков, липидов, углеводов и др.), находящихся в клетках. На молекулярном уровне можно исследовать свойства и структуры биологических молекул, их роль в клетке, в жизнедеятельности организма и так далее. Например, удвоение молекулы ДНК, структуры белков и так далее.

2. Клеточный уровень – представлен клетками. На уровне клеток начинают проявляться свойства и признаки живого. На клеточном уровне можно исследовать строение и функции клеток и клеточных структур, процессы, протекающие в них. Например, движение цитоплазмы, деление клетки, биосинтез белков в рибосомах и так далее.

3. Органо-тканевой уровень – представлен тканями и органами многоклеточных организмов. На этом уровне можно исследовать строение и функции тканей и органов, процессы, идущие в них. Например, сокращение сердца, передвижение воды и солей по сосудам и так далее.

4. Организменный уровень – представлен одноклеточными и многоклеточными организмами. На этом уровне изучается организм, как целое: его строение и жизнедеятельность, механизмы саморегуляции процессов, приспособление к условиям обитания и так далее.

5. Популяционно-видовой уровень – представлен популяциями, состоящими из особей одного вида, длительно обитающих совместно на какой-то территории. Жизнь одной особи генетически определена, а популяция при благоприятных условиях может существовать неограниченно долго. Так как на данном уровне начинают действовать движущие силы эволюции – борьба за существование, естественный отбор и др. На популяционно-видовом уровне изучают динамику численности особей, половозрастной состав популяции, эволюционные изменения в популяции и так далее.

6. Экосистемный уровень– представлен популяциями различных видов, совместно обитающими на определенной территории. На данном уровне изучаются взаимоотношения организмов и среды, условия, определяющие продуктивность и устойчивость экосистем, изменения в экосистемах и так далее.

7. Биосферный уровень– высшая форма организации живой материи, объединяющая все экосистемы планеты. На этом уровне изучаются процессы в масштабе всей планеты – круговороты веществ и энергии в природе, глобальные экологические проблемы, изменения климата Земли и т д. В настоящее время первостепенное значение имеет изучение влияния человека на состояние биосферы в целях предотвращения глобального экологического кризиса.

Источник