Организация педагогом общественно полезной деятельности обучающихся
Выступление на ШМО учителей начальных классов по теме:
«Организация социально – значимой деятельности в моей педагогической практике»
Подготовила: ___________________,
учитель начальных классов, воспитатель ГПД
Сегодня, в век компьютеризации мы часто не замечаем, что происходит
рядом с нами, в нашем городе, на нашей улице, в нашем доме. Порой, мы
даже не знаем, кто наши соседи. Часто мы остаемся равнодушными к чужому
горю и стараемся избегать ситуаций, где важно проявить заботу, активно
действовать и нести ответственность. Неслучайно стандарты нового поколения акцентируют внимание на «формировании у обучающихся
активной деятельностной позиции», а один из девяти видов внеурочной
деятельности – социально преобразовательная. Социально значимая деятельность важна как для отдельной личности, так и для общества в целом, так как она обеспечивает:
- привлечение внимания школьников к актуальным социальным проблемам;
- включение школьников в реальную практическую деятельность по разрешению этих проблем;
- формирование социальных компетенций;
Цель выступления – показать эффективные формы организации социально значимой деятельности, выявить их особенности, проследить динамику и познакомить с некоторыми примерами из опыта работы.
Социально значимая деятельность – один из видов внеурочной деятельности, который позволяет формировать у детей такие ценности, как ответственность, доверие, милосердие, доброта, патриотизм, а также
устанавливать новые способы социального взаимодействия с миром взрослых.
В своей практике выделяю три основные формы организации социально значимой деятельности:
- Социально значимое мероприятие
- Социально значимое дело
- Социально значимый проект
Социально значимые мероприятия | Социально значимые дела | Социально значимые проекты |
Озеленение школьного двора | Новогодняя сказка для детей ГПД; | Проект «Наша школьная столовая» |
Изготовление кормушек для птиц | Игровая программа для детей детского сада №4; | Проект «Ёлочка – зелёная иголочка» |
Благотворительная акция «Ходит книжечка по кругу»; | Посещение долго болеющих детей на дому; | Проект «Цветок в подарок» |
Субботники на территории микрорайона | Организация поздравлений ветеранов с праздниками |
Социально значимые мероприятия организуются чаще всего в
начальной школе или в классном коллективе, который еще не имеет опыта
участия в социально значимой деятельности. Учащиеся организоваться сами
для решения каких-либо, а тем более, социальных задач еще не могут. В
этом случае роль организатора и генератора идей берет на себя педагог, а дети будут только исполнителями (участниками мероприятия).
Алгоритм проведения социально значимого мероприятия на примере благотворительной акции «Ходит книжечка по кругу»
| Работники сельской библиотеки предложили поучаствовать в благотворительной акции. Организую классный час «Читайте книги!», в ходе которого предлагаю принять участие в акции |
школьников | Формируется группа учащихся, которым данноепредложение стало интересно |
мероприятия педагогом | Определяются сроки мероприятия, фронт работы |
задуманного под руководством педагога | Под руководством педагога проходит сбор литературы, сортировка книг по направлениям и жанрам произведений и передача книг в сельскую библиотеку |
5.Подведение итогов | Классный руководитель анализирует работу, делает выводы о социальной значимости мероприятия |
После серии социально значимых мероприятий, когда дети
справляются с заданиями и начинают предлагать свои идеи можно перейти к другой форме организации деятельности, а именно к социально значимому
делу.
Алгоритм проведения социально значимого дела на примере социально значимого дела «Поздравим бабушек и дедушек»
1. Предварительная работа | Классный руководитель организует тематический классный час «Родители наших родителей» |
2. Коллективное целеполагание | В ходе беседы у школьников возникает идея поздравить и поблагодарить бабушек и дедушек |
3. Коллективное планирование | Классный руководитель вместе с активом дела определяют формы поздравлений, планируют концертные номера, разрабатывают проекты поздравительных открыток. Класс делится на группы. Каждая из групп определяет, чем она будет заниматься, что ей для этого необходимо. |
4. Проведение социально значимого дела | Работа школьников по группам: составление списка приглашённых оформление поздравительных открыток подготовка поздравления и концертных номеров, организация чаепития и т.п. |
5. Коллективный анализ | Совместный анализ и обсуждение проведенного социально значимого дела. |
6. Последействие | Появление идеи сделать концерт для ветеранов к празднику Победы. |
При появлении идей и готовности их самостоятельного воплощения
школьниками возможен переход к высшей форме организации социально
значимой деятельности, к социально значимому проекту. Создание
проекта требует:
- Расчетов и более серьезного анализа;
- Более сложного алгоритма;
- Дополнительных ресурсов.
Приведенный материал позволяет отследить динамику форм социально
значимой деятельности и выявить их структуру и различия.
Наряду с отличиями есть и черты, объединяющие все формы социально
значимой деятельности. К нам относятся:
- Цели, которые затрагивают и преобразуют как личностные
качества ребенка, так и окружающую его действительность,
- Направленность на позитивные изменения в обществе,
- Проблема активизации и побуждения школьников к социально
значимой деятельности.
На последней черте сходства хотелось бы остановиться более подробно. Безусловно, мы понимаем, что чем выше активность, тем будет больше эффективность работы, но какими же средствами мы можем повысить активность школьников и инициировать их в социально значимую деятельность? Моя педагогическая практика показывает, что таких средств сегодня огромное количество – это могут быть и видео-, киноматериал, социальные ролики, проблемные ситуации и вопросы, новости СМИ, социологические опросы, статистические данные, различные тексты, эмоциональный рассказ педагога.
В своей работе я поняла, что целесообразнее использовать несколько
средств для активизации школьников и, самое главное, быть самому
педагогу заинтересованным в данном виде работы, а значит, не оставаться
равнодушным к проблемам общества, в котором мы живем.
Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.
Шестакова Л.В., учитель технологии
Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»
Глушковского района Курской области
Ключевые слова: общественно – полезная деятельность, трудовая деятельность, опыт включения учащихся.
Аннотация: В настоящей работе говорится о роли трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности, раскрывается опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.
Общественно-полезная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.
Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания школьников, подготовке учителя к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.
В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.
В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом формируется положительная мотивация относительно любого вида труда у каждого школьника. Он раскрыл связь между мотивацией и выбором способа действия в конкретных условиях повседневного труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом. [4]
А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, – писал он, – что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости. [10]
Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А.Сухомлинского наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия. Ученики В.А.Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села.
3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
Эффективное трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся. [7]
Огромное значение в деле трудового воспитания имеет включение учащихся в общественно полезную трудовую деятельность и производительный труд учащихся на учебно-опытном участке, на полях и фермах, в летних лагерях труда и отдыха, в школьных лесничествах и других формах внеклассной работы. Очень важно при этом добиваться тесной связи трудовой деятельности учащихся с теорией, применения знаний биологических закономерностей в процессе трудовой деятельности. Общественно полезная трудовая деятельность включает в себя элементы труда, в процессе которого не всегда создаются те или иные материальные ценности. Однако такой труд способствует применению комплексного подхода к решению задач воспитания: умственного, нравственного, эстетического и развития учащихся, проверке истинности полученных знаний, экологического и экономического воспитания. [5]
Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь даёт использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных норм организации. [9]
МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области в организации включения учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность руководствуется «Положением об организации общественного труда учащихся», разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном положении определены основные задачи общественно-полезной трудовой деятельности:
– Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание трудовой и производственной дисциплины: чувство причастности к результатам труда, привитие навыков самообслуживания.
– Экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, производственном плане, учёте и нормировании труда, заработной плате.
– Оказание посильной помощи в благоустройстве школьной территории.
– Самообслуживание по наведению порядка и чистоты в здании школы, предметных кабинетах, пришкольной территории.
– Привитие навыков самообслуживания.
– Формирование осознанной потребности в общественно полезном труде.
– Воспитание бережного отношения к природе, имуществу школы, уважительного отношения к селу.
– Воспитание трудовой дисциплины, коллективизма, оказание помощи социальной адаптации учащихся.
– Формирование обоснованной мотивации профессиональных намерений тех учащихся, которые пожелают посвятить себя какому-то делу.
– Удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей учащихся, развитие их умственных способностей, ознакомление с научно-технической и технологической культурой, помощь в определении личной трудовой творческой деятельности.
– Обучение грамотного отношения к своему здоровью.
В «Положении об организации общественного труда учащихся» раскрывается содержание и организацию общественно полезного труда.
Главными направлениями общественно полезного труда являются:
– общественная работа – активное участие в работе актива класса, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной работе;
– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закреплённой территории, помощь учителям, библиотекарю;
– практическое овладение учащимися технологией (помощь руководителям кружков, изготовление учебных макетов и т.Д.);
– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственного опытничества (работа на производственном участке: перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);
– техническим творчеством;
– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.
При организации работы учитываются возрастные особенности учащихся.
Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда. [2]
Физический и другой труд, дающий целесообразный продуктивный выход детским силам и потребностям, содержит предпосылки формирования активно- волевого ядра личности, что актуализируется рядом воспитательных систем. Труд, соединяющий мускульные усилия с интеллектуальными, нравственными, социальными силами детей, вовлекает в деятельное участие наибольшее число органов и мозговых центров, требует их согласованного взаимодействия, а также подчинения тела и нервной системы воле. Он становится прочным основанием для укрепления внутренней активности в той мере, в какой несёт возможности для:
а) свободного проявления продуктивных сил и стремлений детей;
б) развития этих сил вместе с обогащением желаний приводить их в действие.
Осуществление первого аспекта обусловлено разнообразием объектов труда, доступных и привлекательных для детей данного возраста, а также степенью субъективности ребёнка в определении содержания и средств трудовой деятельности. Второй аспект предполагает развитие трудовой сноровки – длительное, всё более полное и совершенное овладение воспитанниками своим телом и орудиями труда, а также смекалки – способности применять в деле знания об объектах труда, способах и средствах их преобразования. Для этого требуется сопутствующее «включение» трудовой мотивации, адекватной концепции воспитательной системы. [6] Человек не мыслит своего существования без труда. Радость труда- могучая сила воспитания. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых не мыслима и невозможна жизнь человека.
Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать включению учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность, правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.
Список использованных материалов.
- Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной ориентации.- М.,1988.
- Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.
- Котов В.Н. Труд дарит красоту// школа и производство.-1990.-№4
- Методы трудового воспитания учащихся.-studopedia.net
- Общественно полезный труд.- https://www.template-cms.ru/)
- Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история и современность: монография. Изд. 2, перераб. И доп./А.Г.Пашков;Славянский –на Кубани государственный педагогический институт.- Славянск – на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011.-144с. (с.107-108)
- Педагогические условия организации трудового воспитания.- textfighter.org)
- Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик).-Изд.2-е.-М.6Политиздат, 1975.- 272 с.
- Харламов И.Ф. Педагогика. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.- М.: Гардарики, 1999.-520с.
- Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики,1999.-520с.