Организация общественно полезной деятельности детей в микрорайоне

Организация общественно полезной деятельности детей в микрорайоне thumbnail

Организация работы с детьми и
подростками по месту жительства – одна из острых
проблем современности. Небольшой, но достаточно
успешный опыт решения данной проблемы, накоплен
в нашем учреждении.

Проект “У нас во дворе” направлен на
разработку системы организации работы по месту
жительства в современных условиях. /Приложение №1/

Сама идея проекта возникла на основе
тщательного изучения актуальных проблем
современного дополнительного образования и
воспитания подрастающего поколения.

Актуальность данного проекта
заключается в социальном заказе личности
подростка, родителей, общественности в
организации полноценного здорового досуга; в
реализации краевой межведомственной программы
“Дети улиц”.

Правовой основой для организации
воспитательной деятельности по месту жительства
являются:

  • Конституция Российской Федерации;

  • Конвенция ООН о правах ребенка;

  • Закон РФ “Об образовании”;

  • Федеральный закон “Об основных
    гарантиях прав ребенка”;

  • Закон Российской Федерации “Об
    основах социального обслуживания населения в
    Российской Федерации”;

  • Закон Российской Федерации “Об
    общественных объединениях”;

  • Федеральный закон “О
    государственной поддержке молодежных и детских
    общественных объединений”;

  • Закон Российской Федерации “О
    благотворительной деятельности и
    благотворительных организациях”;

  • Федеральный закон “Об основах
    системы профилактики безнадзорности и
    правонарушений несовершеннолетних”;

  • инструктивное письмо Минобразования
    России, Госкоммолодежи России и Госкомспорта
    России “О работе подростковых и молодежных
    клубов по месту жительства граждан” № КШ 21/294-04/53
    от 12.03.96;

В структуре населения каждого
микрорайона значительную часть составляют дети
и подростки, которые половину своего свободного
времени проводят вне школы. /Приложение №2/

Результаты проведенных нами
социологических исследований отношения
родителей и общественности к проблеме
организации работы по месту жительства таковы: 90
% опрошенных считают, что утрачена традиция в
созидательной работе на общественных началах в
микрорайоне по созданию дворовых площадок; 87 %
респондентов отмечают недостаточной социально
– психологическую помощь, оказываемую
образовательными учреждениями; 82% опрошенных
отмечают низкий уровень правовых знаний детей,
подростков и родителей в области защиты прав
детей; 79 % респондентов считает недостаточным
количество совместных мероприятий для детей и
родителей.

Результаты опроса детей и подростков
по теме “Что такое дворовой досуг?” таковы:
“Дворовой досуг – это, прежде всего…” – свобода
считают 98% респондентов, компания друзей – 82%,
общение – 94%, были высказаны также другие мнения
(общие интересы, яркость впечатлений и т.д.) – 11%,

Таким образом, мы пришли к следующему
выводу. Полученные нами данные свидетельствуют о
том, что возникла необходимость в педагогическом
руководстве организации позитивного
взаимодействия социума.

Определили основные задачи по решению
проблемы организации работы по месту жительства.
А именно:

1) Пподготовить общественников –
организаторов (взрослых и подростков –
инструкторов) к работе с детским коллективом по
месту жительства;

Как мы уже отметили, дворовой досуг в
представлении ребят – это всегда компания
товарищей, это яркость и разнообразие
впечатлений. В этом плане считаем целесообразным
привлечение к организации досуга по месту
жительства подростков, для которых ребячья игра
перерастает потом в работу, общественную
деятельность и которых, несомненно, следует
целенаправленно к этому готовить. В этих целях в
Центре разработана специальная программа
подготовки организаторов досуга.

2) Обеспечить условия комфортности в
жизнедеятельности детей и подростков разных
социальных групп; различной национальной
принадлежности.

Выполнение этой задачи особенно важно,
учитывая современное социальное расслоение в
обществе, миграционные процессы, характерные для
нашего региона в целом и района в частности.

3) Способствовать разнообразию и
расширению сфер деятельности дворовых площадок
и клубов по месту жительства в соответствии с
запросами и интересами детей и подростков;

Двор и клуб во дворе привлекают ребят
возможностью удовлетворить способности, энергию
и интересы. И здесь очень важно профессионально
грамотно направить энергию и разностороннюю
активность детей на интенсивную положительную
деятельность, развитие самостоятельности ребят.
Микрорайон, двор – места непрерывного
педагогического влияния на детей и подростков,
особенно в летний период. В связи с этим
планируется организация социоклубной работы по
месту жительства в период с мая по сентябрь.

Новизна проекта заключается в
становлении и развитии новых организационных
структур – сети клубов и дворовых площадок по
месту жительства на основе развития и поддержки
социального творчества и инициатив детей,
родителей и общественности;

За последние три летних
оздоровительных сезона педагогами Центра была
организована работа на 8 дворовых площадок
разных по оборудованию и направлениям
деятельности. Все площадки были
паспортизированы. Мы классифицировали площадки
по следующим типам: спортивные, игровые,
досуговые и смешанного типа. Руководители
площадок совместно с детьми и родителями
организовали и провели конкурс на лучший проект
обустройства своей площадки. Следует отметить,
что все проекты отличаются экономичностью и
доступностью реализации. Особенно важно то, что
предполагается практическое участие детей и
родителей в созидательной деятельности в
микросоциуме

4) новая практика концентрации
деятельности, направленной на улучшение
отношений детей, родителей и общественности;

Следует отметить, что определяющей
особенностью воспитательной работы по месту
жительства является постоянное изучение состава
населения микрорайона для организации
позитивного взаимодействия социума. Результатом
работы наших педагогов в этом направлении стали
социальные паспорта дворовых площадок,
организация взаимодействия с председателями
квартальных комитетов, участковыми инспекторами
милиции, специалистами комитета по делам
молодежи, проведение социально – значимых акций
“Наш двор”, “Острова одиночества”, организация
дней коллективного отдыха детей и родителей и др.

5) в решении проблем отдаленности и
малодоступности учреждений культуры и
дополнительного образования.

Особенно важно это направление в
сельской местности.

Механизмы реализации проекта:

  • организационно – практическая деятельность по
    созданию, восстановлению и благоустройству
    дворовых площадок и клубов по месту жительства;
  • методическая деятельность по поиску
    педагогических приемов и методов работы,
    организация и проведение практических семинаров
    для руководителей клубов и дворовых площадок;
  • исследовательская деятельность по изучению
    влияния социоклубной среды на формирование
    положительного имиджа подростка и определение
    оперативности реакции педагогов на изменяющиеся
    условия среды и поведение подростков;

– воспитательная деятельность,
направленная на предупреждение
антиобщественного поведения подростка и
организацию здорового досуга и занятости;
вовлечение детей и подростков в игровую,
соревновательную деятельность;

Условия реализации проекта:

  • наличие подготовленного педагогического
    персонала для работы с детьми по месту
    жительства;

Ведь истинная сущность воспитательной
работы заключается вовсе не в разговорах с
ребенком на хорошо оборудованной площадке, не в
прямом на него воздействии, а в организации его
жизни.На практике мы уже убедились в том,
что наличие хорошо оборудованной площадки – это
еще не показатель качества работы. Ключевая
фигура в этом процессе – педагог, его
профессиональные и личностные качества.

  • научно – методическое обеспечение программы;

Выполнение этого условия строится на
основе организации тесного взаимодействия с
информационно-методическим центром, через
осуществление интеграции образовательных
курсов и изменение направления деятельности
детских объединений с учетом интересов детей.

– наличие жилых помещений и земельных
участков, отвечающих санитарно

– гигиеническим и техническим нормам
для организации социоклубной работы;

– организационно-финансовая поддержка;

Реализация проекта в рамках
эксперимента рассчитана на 3 года. На 1-м
подготовительном этапе проведены такие
мероприятия, как: изучение и анализ методической
литературы, опыта деятельности учреждений
дополнительного образования по проблеме
организации социоклубной работы по месту
жительства; разработка программ деятельности
площадок, а также документов, регламентирующих
работу дворовых площадок и клубов, уточнение
механизмов управления и внесение необходимых
корректив в программу деятельности социоклубных
образований. Педагогами Центра проделана
следующая работа: составлен реестр площадок и
подготовлена проектно – сметная документация;
разработаны программы; рассмотрены и приняты на
заседании педагогического Совета такие
документы, регламентирующие работу площадок и
клубов, как: должностная инструкция руководителя
площадки, положение о площадке, формы планов и
отчетов, инструкции по технике безопасности. На
заседаниях методических объединений и на
семинарах изучен опыт по организации работы по
месту жительства.

2-й практический этап направлен
непосредственно на работу по программе “У нас во
дворе”, по ходу реализации, которой произошло
внесение необходимых корректив в программу
деятельности социоклубных образований;
постоянное проведение мониторинга в целях
определения эффективности работы. Организация
учебы подростков – организаторов досуга
проводится на базе Центра опытными педагогами и
методистами. Проведены обучающие семинары по
проблемам: “Формы и методы организации работы по
месту жительства”, “Личность организатора” и
др.

На 3-м аналитическом этапе предстоит
проанализировать данные экспериментальной
работы; проверить эффективность новых
образовательных программ, методов и способов
организации социоклубной работы, приемов
саморазвития участников проекта. Выпустить
сборники методических пособий и рекомендаций по
организации работы по месту жительства, обобщить
опыт работы. Предстоит провести исследования
эффективности деятельности, сделать
заключительную экспертизу.

Ожидаемые результаты:

  • Обеспечение доступности педагогической помощи
    семье и подростку по месту жительства;
    дополнительный охват социоклубной
    деятельностью в микрорайоне около 500 детей и
    подростков.
  • Повышение социальной активности детей,
    подростков и их родителей в жизни местного
    сообщества.
  • Развитие социально – педагогических условий
    для формирования личности подростка и развития
    его индивидуальности в социоклубном
    пространстве.
  • Повышение профессионального мастерства
    педагогов дополнительного образования по
    организации работы по месту жительства.
  • Приобретение подростками опыта созидательной,
    творческой деятельности, взаимодействия в
    работе.

Оценка результатов проекта и
отчетность.

В ходе реализации проекта педагогами
осуществляется непрерывный мониторинг. По
результатам мониторинга составляется отчет о
проделанной работе. Оценка эффективности
проекта осуществляется на основе установления
следующих количественных показателей:

  • количество детей и подростков, посещающих клубы
    и площадки;
  • количество детей, подростков и их родителей,
    привлеченных к различным формам деятельности;
  • численность детских объединений по месту
    жительства;
  • удовлетворенность детей, подростков и их
    родителей, общественности результатами
    социоклубной работы;
  • уровень культуры общения детей и подростков,
    действующих в социоклубном пространстве;
  • степень педагогического мастерства педагогов,
    инструкторов – подростков.

Говорят, что игры уходят из наших
дворов, а вместе с ними общение, взаимопонимание
и дружба. Наверное, сейчас самое время педагогу
(чья профессия дословно переводится с греческого
как “ведущий за руку ребенка”) помочь детям
подняться по ступенькам взросления.
Организовать работу так, чтобы при встрече дети
наперебой рассказывали друг другу самые
интереснейшие истории о том, как “у нас во
дворе”…

Источник

Виды и содержания общественно-полезной деятельности в ГПД

    1.Самообслуживание – дежурство в классе, выполнение обязанностей санитаров, хозяйственников, цветоводов, библиотекарей. Уборка класса, школьного двора. Изготовление и ремонт наглядных пособий, книг и учебных принадлежностей. Оформление альбомов, витрин, выставок, коллекций. Помощь родителям в уборке жилища, уход за домашними животными и зелеными насаждениями. Выполнение разных поручений родителей. Уход за собой, содержание в порядке домашнего имущества, личных вещей и учебных принадлежностей.

   2. Труд на пришкольном участке.  Охрана зеленых насаждений. Участие в благоустройстве.

   3. Волонтерская работа – забота о малышах, больных и престарелых ( участие в благотворительной акции «Шаг навстречу»). Шефство над первоклассниками. Уборка территорий двора.

   4.Разные трудовые операции. Сбор макулатуры, металлолома, природного материала. Сбор корма для зимующих птиц и подкормка их зимой. Изготовление игрушек и поделок. Шитье и вышивание. Работа с природным материалом, пластилином, глиной, картоном, мягкой проволокой и деревом.  

Учитель делает следующее, чтобы общественно полезная деятельность стала содержательной?

1. Отбирает такое содержание, которое отражало бы  новые, перспективные и конкретные воспитательные задачи школы и классного коллектива и вело бы к достижению поставленной цели.

2. Насыщает труд познавательным и творческим содержанием, раскрывает общественную и практическую значимость труда.

3. Ставит творческие и достаточно трудные задачи, требующие нравственно-волевых усилий детей и развивающие в них пытливость, любознательность, желание преодолевать трудности, достигать успеха.

4. Использует в системе такие трудовые задания, которые требуют применения на практике знания, национальных действий, умений пользоваться инструментами, приспособлениями, повышающими производительность труда.

В своей деятельности учитель использует различные памятки.

Памятка по организации коллективной общественно полезной деятельности.

1.Проверь, все ли готово к работе.

2.Приступай работе сразу, не теряй ни минуты.

3.Выполняй задания старательно, не отвлекайся от дела.

4.Думай, что нужно сделать, чтобы ускорить работу.

5.Выполнил свое задание – помоги товарищу.

Правила дружной работы

1.Сначала выясни, какое значение имеет работа, в которой предстоит участвовать.

2.Точно определи объем своего задания и задания для всех. Помни : твое задание – часть общего задания.

3.Точно знай, кто и  что будет делать, за какой участок будет отвечать.

4.Выполняй свою работу в срок и как можно лучше.

5.Смотри за работой товарищей. Если надо, ускорь работу, чтобы не задерживать других.

6.Помогай товарищам. Научи, посоветуй тому, у кого не ладится работа. 7.Проверяй качество своего труда, требуй от других, добивайся, чтобы все работали на совесть.

8.Будь справедливым в оценке своей работы и труда товарищей. Учись хорошей работе у других.

Содержи в порядке свое рабочее место

1.На рабочем месте не должно быть ничего лишнего.

2.Используй подкладные листы во время выполнения каждой работы.

3.Закрепляй заготовки надежно, так, чтобы они не двигались и не портили стол.

4.Не забивай гвоздей в стол, не делай надписей и пометок на нем.

5.Не пробуй остроту инструментов на деталях и столе.

6.Бумагу, стружку и прочий мусор выбрасывай в отведенное для этого место.

Памятка бережливых

1.В материалах, которые ты расходуешь на занятиях, труд многих людей. Экономно, без потерь, расчетливо расходуй их. Помни правило: у нас расходы идут в доходы.

2.Береги инструменты, осторожно обращайся с ними.

3.Наглядные пособия, книги, журналы, газеты, рисунки, чертежи: не мни, не ври, сохраняй и береги.

4.Береги время, используй каждую минуту в деле.

5.Силы тоже береги: не теряя времени, приступай к делу, не делай лишних движений, не отвлекайся, работай сосредоточенно и внимательно.

Знай, люби и охраняй природу

1.Природа – это солнце, небо, земля, вода, почва, растения и животные. Это богатство береги и охраняй.

2.Не бросай на землю стекло, металлические предметы, не засоряй почву.

3.Береги зеленую растительность, не ломай зря деревья, не рви цветы, обходи газоны и клумбы, напоминай об этом маленьким и взрослым.

4.Не обижай зверей, птиц и насекомых. Проявляй заботу о них, помогай им. Учи этому маленьких детей.

Учитель вместе с библиотекарем и воспитателем подготовил –

Примерные планы подготовки и проведения нескольких видов общественно полезной деятельности учащихся  во внеурочное время.

1.Операция «Книжка заболела»

Цель этой операции – воспитание  у детей бережного отношения к книге.

2. Операция «Мы каждое деревце сбережем!»

  Цель этой операции – воспитание чувства ответственности, общественной активности и бережливости.

3. Операция «Поиск волшебных трав»

  Цель этой операции – воспитание чувства долга, причастности к важному общественно полезному делу, ознакомление учащихся с целебными свойствами различных  лекарственных растений.

4.Рейд «Скорая зеленая помощь»

  Цель этой деятельности – воспитание у детей исполнительности, готовности в любую минуту включиться в общественно полезную работу.

5.Рейд-смотр «Как живешь учебник?»

       Цель работы – воспитать у детей стремление бережно относиться к учебнику.

   Во внеурочное время с учащимися проводятся разные по целям и задачам беседы – вводные, по сообщению новых знаний, инструктажей, этические и политические беседы, комментарии при просмотре картин.  Многообразно и содержание бесед: в них раскрывается значение общественно полезной деятельности, сообщаются сведения о труде людей в разных сферах народного хозяйства, об объектах труда, материалах, машинах, инструментах, профессиях, о способах выполнения трудовых действий и операции, отношении к труду и правилах поведения.

Тематика бесед подобранных учителем и воспитателем разнообразны.

 Цели :необходимо, чтобы беседа пробуждала у детей мысль, стремление к действию, совершению добрых поступков.

«Содержи и ты в порядке свои книги и тетрадки»,

«Всякая вещь трудом создана»,

«Что значит быть бережливым?»,

 «Буду маме помогать, буду всюду убирать»,

«За что надо любить и беречь книгу?»,

«Береги бумагу сам, посоветуй и друзьям»,

«Про колосок и хлеба кусок»,

«Крошка хлеба на землю упала»,

«Каждой вещи свое место!»,

«Береги воду!»,

«Мой друг – режим»,

«Как завтрак к тебе на стол пришел?»,

«Кто своим трудом радует других?»,

«Дневник, книги, тетрадь – лицо ученика»,

«Учись приносить людям пользу»

«Всегда найдется дело для умелых рук»,

«Чем я могу помочь школе?»,

«Где и кем работают мои родители»,

«Давайте же вместе, ребята, родную природу беречь!»

«Учеба – это тоже труд»,

«Больше дела, меньше слов»,

«Герои труда живут рядом»

«Птицы наши друзья»,

«Папа, мама, я – спортивная семья!»,

«Кем я буду?»,

«Я люблю свою страну»,

 «Наши защитники»,

«Что могут сделать наши руки?»,

«Как много на свете интересных профессий!»,

«Минута час бережет»,

«Что мы знаем друг о друге»,

Источник