Опыты с полезными ископаемыми в начальных классах
Урок-исследование по окружающему миру в 3 классе.
Тема: Полезные ископаемые.
УМК «Школа России». Плешаков А.А. Окружающий мир. 3 класс.
Цели:
1. Сформировать понятие «полезные ископаемые»; познакомить с группами полезных ископаемых и их представителями; со свойствами полезных ископаемых; их применением и способом добычи; месторождениями полезных ископаемых.
2. Воспитывать бережное отношение к природным богатствам.
3. Развивать мышление, наблюдательность, умение обобщать материал, делать выводы, выделять главное, излагать мысли логически верно.
Оборудование: Образцы полезных ископаемых, оборудование для опытов, лупа или микроскоп, учебники, тетради, тесты, инструкция, листы с заданиями, карта Московской области.
Применяемые технологии: проблемное обучение, групповая и игровая технологии.
Ход урока:
Организационный момент.
Вот уже звенит звонок
Начинается урок
Хозяйка подземных богатств
В свое царство зовет сегодня нас.
-О каком царстве сказано в стихотворении?
– О каких богатствах пойдёт речь?
– Какие материалы люди используют для строительства?
– Чем люди отапливают дома?
– Где люди берут эти материалы?
Под землёй их добывают,
Приложив немалый труд.
Уголь среди них бывает,
Нефть и газ, и много руд.
Посмотрите на нашу Землю. Богата и разнообразна природа нашей Земли. Одни богатства находятся на поверхности Земли, другие спрятаны глубоко в Земле.
Какие хитрые секреты
Таят обычные предметы:
Блестят в солонке минералы!
Снежинки – это же кристаллы!
Фольга, скрывавшая конфету –
Металл такой же, как в ракетах.
Таит его простая глина,
Сестра сапфира и рубина!
А коль споткнешься ты о камень,
Не думай, что виной булыжник,
И тут всесильная природа
Тебе подсунула породу!
Сегодня мы проводим урок в научной лаборатории по изучению полезных ископаемых. Мы с вами – научные сотрудники. Я жду от вас интересных идей, активности.
2. Постановка проблемы на уроке:
Изучая полезные ископаемые, чтобы вы хотели узнать?
Дети задают вопросы я записываю их на доске.
Проблема: Как вы думаете? «Можно ли обойтись без полезных ископаемых?»
Дети клеют желтые и красные бумажки на доску.
Предположения: 1) да, можно; 2) нет, нельзя.
3. Знакомство с новым материалом.
– Итак, коллеги, переходим к теме урока. На этом уроке вы узнаете, что мы называем полезными ископаемыми, какими они бывают, узнаете их основные свойства, месторождения полезных ископаемых и для чего их добывают, какие полезные ископаемые добывают в нашей местности.
1) Фронтальная беседа:
– А сейчас ответьте на вопрос: из чего строят дома, школы, заводы?
– А из чего делают автомобили, самолёты?
– Правильно. Для того, чтобы построить дом, нужно много песка, цемента, известняка; чтобы сделать машины, станки, необходимы чугун, сталь, медь, алюминий. Но вот построили автомобили, самолёты, только ведь сами они не поедут и не полетят. Что ещё нужно для них? (Ответы детей)
– Да, им нужно горючее, которое получают из нефти. Топливо необходимо и для отопления жилых помещений и промышленных предприятий. Все эти вещества залегают на разной глубине в недрах земли и на её поверхности. Чтобы пользоваться этими богатствами, их необходимо добыть. Поэтому нефть, уголь, торф, песок и другие, необходимые для людей вещества, которые добывают из недр земли или с её поверхности, называют ископаемыми.
– А почему они полезные? (Ответы детей)
2) Работа по учебнику и тетради.
– Молодцы! А сейчас откройте учебники на с. 48, найдите определение полезных ископаемых и запишите его в тетрадь на с.25.
3) Беседа.
– Все полезные ископаемые делятся на три группы: горючие, рудные (металлические) и нерудные (строительные). Мы будем знакомиться с полезными ископаемыми и делить их на группы.
– Знаете ли вы, какие полезные ископаемые используют в качестве топлива?
– К горючим ископаемым относятся уголь, торф, нефть, природный газ. Всё это разные виды ископаемого топлива.
– А какое значение имеет топливо?
– При сжигании этих ископаемых образуется тепло. Оно необходимо для работы фабрик, заводов, отопления домов, приготовления пищи. Ископаемое топливо является ценным сырьём для химической промышленности. Например, из нефти делают вазелин, лекарства, мыло, пластмассы, бензин, керосин. А из каменного угля – краски, духи, также лекарства и пластмассы. Пластмассы делают и из природного газа.
– Поговорим о рудных полезных ископаемых. Многие из окружающих нас предметов сделаны из чугуна, стали, железа, которые не встречаются в природе в чистом виде. Эти металлы выплавляют из руды. Из железной руды – чугун, сталь, из медной – медь. Разведано 800 млрд. тонн железной руды.
– Посмотрите вокруг. Какие предметы сделаны из металлов?
– Молодцы. Перейдём к третьей группе.
– Как вы думаете, почему они называются строительными?
– Назовите полезные ископаемые, относящиеся к этой группе ( песок, глина, известняк, торф, уголь).
Физкультминутка.
По дорожке шли, шли,
Много камешков нашли.
Присели, собрали и дальше пошли.
По дорожке, по дорожке
Прыгаем на левой ножке
И по это же дорожке
Прыгаем на правой ножке.
По дорожке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки.
Стоп! Немножко отдохнем!
И опять работать мы пойдем!”
11. Отгадаем о каких ископаемых идет речь
1)Он Черный блестящий
Людям помощник настоящий.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали
Делает краски и эмали (уголь)
2)Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением (торф)
3)Без него не побежит
Ни такси, ни мотоцикл,
Не поднимется ракета.
Отгадайте что же это? (нефть)
4)Если встретишь на дороге,
То увязнет сильно ноги.
А сделать миску или вазу-
Она понадобиться сразу, (глина)
4) Практическая работа. Работа в группах.
(Изучение свойств песка, известняка, торфа, угля, гранита)
– А сейчас мы проведём практическую работу по группам (на группы можно разделиться еще в начале урока). В вашу лабораторию принесли образцы полезных ископаемых для исследования. Ваша задача: рассмотреть полезное ископаемое, изучить, перечислить его свойства. Поможет вам в этом инструкция, учебник, Все исследования вам надо записать в таблицу и сделать вывод о возможном применении этого полезного ископаемого. Даю время на исследование и запись результатов. По моему сигналу работу прекращаем.
Инструкция:
1. Название полезного ископаемого.
2. Твёрдое или жидкое ископаемое?
3. Прочное или хрупкое?
4. Определить цвет, прозрачность.
5. Тяжелое или легкое
6. Состав, однородный или нет.
7. Где можно использовать, применить.
Выступление каждой группы. Отвечает капитан команды или любой ученик, назначенный своей группой (по выбору).
Делаем вывод: Какой из полезных ископаемых самый важный? Почему? У кого другое мнение? (Ответы детей. Полезные ископаемые нужны все. Это природное богатство, которое нужно беречь, расходовать экономно, бережно.)
4) Закрепление знаний, полученных в практической работе.
– А теперь всё обобщим и заполним кроссворд.
4. Добыча полезных ископаемых.
1) Чтение по учебнику с комментированием.
2) Дополнение: в карьере – песок, глину, известняк;
в шахте – уголь, руду;
в скважине – нефть, природный газ.
3) Словарная работа: месторождение, геолог.
Работа с картой.
Просмотр фильма.
6. Итог урока. Вернёмся к проблеме нашего урока. Так можно ли обойтись без полезных ископаемых? (Ответы детей).
7. Закрепление изученного материала.
Можно дать вопросы по группам.
1) – С чем мы познакомились на уроке?
– Что мы называем полезными ископаемыми?
– На какие группы делятся полезные ископаемые?
– Где их применяют?
– Какие полезные ископаемые добывают в нашем крае?
2) Можно провести тест на карточках для оперативного контроля:
– Вспоминая наш урок, ответьте на вопросы теста.
Тест.
Какие из полезных ископаемых используют в строительстве?
а) песок, глину
б) гранит, торф
в) уголь, соль
Какие из полезных ископаемых служат топливом?
а) нефть, руда
б) уголь, торф
в) известняк, газ
Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
а) гранит, песок
б) уголь, руда
в) нефть, газ
Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых?
а) строители
б) геологи
в) шахтёры
Проверка ответов.
3) Можно дать группам задания повышенной сложности.
Задание: найди одну ошибку в каждом предложении-утверждении. Подсказка! Заменить нужно только одно слово на подходящее по смыслу.
Найди ошибки в следующих утверждениях.
Большинство полезных ископаемых жидкие.
Месторождениями называются места, где хранят полезные ископаемые.
Нефть добывают в карьерах.
Как удобрение для растений используется каменный уголь.
Изучают полезные ископаемые и отыскивают месторождения биологи.
Представители от команд выходят к доске и сравнивают ответы, подсчитывают количество баллов.
Ответы:
Жидкие твёрдые
Хранят залегают
В карьерах в недрах земли
Каменный уголь торф
Биологи геологи
8. Рефлексия. Спрашиваю командиров групп:
– Как работала твоя команда? Кого бы ты отметил как самого активного?
А теперь каждый из вас оцените свою активность (работу в группе) по 5-ти бальной шкале и изобразите своё настроение смайликом – нарисуйте в тетради. Понравилось ли тебе работать в группе, вместе?
Домашнее задание: прочитать в учебнике параграф «Полезные ископаемые», в тетрадях выполнить № 4, 6, 7, 8. Желающим подготовить сообщение об одном из полезных ископаемых.
Цели урока:
- Организовать постановку детьми задач
исследования, свойств горных пород. - Найти пути решения проблемы: любая ли горная
порода является полезным ископаемым (путем
проведения опытов с горными породами). - Учить, рационально распределять работу,
выслушивать разные версии, выбирать наилучший
вариант ответа.
Оборудование:
- Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок,
глина, гранит, кварц, соль, мел, известь. - Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с
водой, лупа. - Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные
углем.
Предварительная подготовка:
- Экскурсия в городской музей.
- Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
- Индивидуальные задания (работы, рисунки).
- Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.
Тип урока: изучение и первичное закрепление
знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей.
- Планирование.
- Практическая работа.
- Контроль.
- Оценка.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Сегодня мы продолжаем постигать
тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить
сегодня, давайте выясним.
2. Актуализация знаний.
Эта планета солнечной системы,
имеет шарообразную форму, окружена
воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы,
равнины, овраги. На поверхности – вода, почва,
растительность, животные, люди. Внутри (в недрах)
– ?
– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет
речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите
текст? (Земля)
– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что
находится в недрах Земли, как она устроена, что
внутри Земли ядро, о богатствах Земли).
– Что является богатствами Земли? (полезные
ископаемые)
ПЕСОК | ГЕОЛОГ | ПОЧВА | |||
ГРАНИТ | ВОДА | УГОЛЬ |
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего?
Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему?
Оставшиеся слова разделите на группы.
Песок | Почва |
Гранит | Вода |
Уголь |
– Как правильно назвать первую группу?
(полезные ископаемые или горные породы)
3. Постановка целей.
– У нас получилось три мнения:
полезные ископаемые,
горные породы,
это одно и тоже
– Перед нами проблема – является ли любая
горная порода полезным ископаемым. Для решения
этой проблемы нам необходимо вспомнить, что
такое полезные ископаемые и горные породы
– Найдите в толковом словаре понятия: “горные
породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.
Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. | Минералы – однородные природные соединения. | Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека. |
– Все ли признаки полезных ископаемых
мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста,
цель сегодняшнего урока (изучить свойства
полезных ископаемых).
– А какие свойства вы знаете? (Цвет,
запах, твердость, прочность, растворимость,
горючесть, вкус)
4. Планирование.
– У вас на столах образцы горных пород, можем ли
мы определить их свойства? Вспомните, какую цель
мы с вами поставили (изучить свойства).
– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы
выяснить какие свойства горных пород использует
человек и доказать или нет)
– Что мы должны получить в конце работы?
– По какому плану будем работать?
План:
- Название
- Состав
- Свойства
- Использование человеком
5. Практическая работа (групповая
работа).
– Командиры групп получите задание,
распределите работу в группах
- Учащиеся проводят опыты, определяя свойства
горных пород. - Заполняют таблицу.
- Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек
от группы).
Свойства | Горная порода | Способ определения |
1. Цвет | ||
2. Запах | ||
3. Твердость, мягкость | ||
4. Прочность, хрупкость | ||
5. Сыпучесть | ||
6.Растворимость | ||
7. Тяжелее, легче воды | ||
8. Горючесть | ||
9. Другие свойства | ||
10. Состав |
6. Контроль.
– Все ли учла группа в своей работе по плану?
-Какая проблема была нами поставлена? (Являются
ли горные породы полезными ископаемыми?)
– К какому выводу мы пришли? (Да – если
горные породы человек использует в хозяйстве)
7. Оценка.
– Оцените каждый свою работу на уроке по нашему
плану.
У учащихся план на парте, они оценивают свои
знания по каждому пункту плана.
– Кто поделится своим мнением?
8. Итог урока.
– Решили ли мы с вами проблему,
достигли ли мы целей?
9. Домашнее задание.
Предлагаются следующие вопросы для
обсуждения на следующем уроке:
- Меняются ли свойства полезных ископаемых, при
изменении их размера? - Можно ли по свойствам определить происхождение
полезных ископаемых?
Мамаева Юлия Алексеевна
Занятие по экспериментированию «Полезные ископаемые нашего района»
Воспитатель: Вот мы и пришли в наш зал, давайте поздороваемся с сидящими здесь гостями! А теперь повернитесь все ко мне, сегодня на нашу электронную почту пришло письмо, но это не простое письмо, нас всех вместе с вами приглашают принять участие в научной конференции. Мы приглашение принимаем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а скажите, что такое научная конференция?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще кто как думает, что такое научная конференция.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какой большой наш подмосковный район – это наш край. В Подмосковье очень много районов и среди них наш, скажите как он называется?
Дети: Сергиево – Посадский.
Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мою юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья. Подмосковный край, как и другие районы нашей страны очень богаты полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые мы добываем в нашем районе.
Ответы детей.
Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?
Дети: Круг.
Воспитатель: Известняк?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Торф?
Дети: Кирпичик.
Воспитатель: Молодцы, а какие полезные ископаемые добывают в нашем Сергиево –
Посадском районе?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?
Дети: Песок. глина.
Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А в народе полезные ископаемые как еще называются?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые – это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи? давайте уточним.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь.
Дети: Машины
Воспитатель: А какие машины, посмотрите?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! А теперь расскажите какие именно полезные ископаемые добывают в нашем районе? Начнем с песка
Посмотрите на слайд, как люди добывают песок и для чего они его используют?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно А теперь давайте посмотрим на слайд и расскажем где и для чего используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда мы ходили в музей на экскурсию, что мы видели?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: У нас тоже есть глина и мы ее сейчас рассмотрим, а потом приготовим ее и сделаем свои игрушки. Так, посмотрим на следующий слайд. что делают из известняка?
Ответы детей.
Воспитатель: А в какой одежде нужно работать с известняком?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем нужна маска?
Ответы детей.
Воспитатель: Следующий слайд. посмотрите, где у нас используют торф?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. где сажают помидоры. вот посмотрите сколько пользы могут принести нам полезные ископаемые. Но иногда бывают такие случаи. когда происходит возгорание торфяников. Тогда всему живому приходится очень трудно. Вот сейчас у нас весна люди выходят отдыхать разжигают костры, жарят шашлыки, отдыхают, а уходя забывают тушить костры, и что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: поэтому нужно очень бережно относиться к природе. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и узнаем много нового. А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все готовы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Как ребята отдохнули?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?
Ответы детей.
Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и глиной и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь рассмотрим содержимое второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой научной лаборатории есть главный научный сотрудник. Сегодня таким буду я, а что бы ваши опыты были успешными надо соблюдать технику безопасности. ребята, а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп. Мы с микроскопом будем работать в паре, так, что не торопитесь рассматривайте все внимательно. Мальчики уступите девочкам. На что похожи песчинки
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран – это песок со стократным увеличением. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?
Дети: Нет
Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стоканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок – рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?
Ответы детей.
Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. А теперь последний самый интересный опыт, поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: что произошло с песчинками?
Ответы детей.
Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка. Наши опыты окончены. Вы были молодцы. Когда вы вырастете кто – то станет ученым, кто – то геологом, а может и кем – то другим. а пока о нашем занятии расскажите дома и берегите природу. а теперь давайте попрощаемся.