Опыты с полезными ископаемыми 4 класс
Цели урока:
- Организовать постановку детьми задач
исследования, свойств горных пород. - Найти пути решения проблемы: любая ли горная
порода является полезным ископаемым (путем
проведения опытов с горными породами). - Учить, рационально распределять работу,
выслушивать разные версии, выбирать наилучший
вариант ответа.
Оборудование:
- Горные породы: каменный уголь, мрамор, песок,
глина, гранит, кварц, соль, мел, известь. - Инструменты: молоток, гвоздь, стекло, стаканы с
водой, лупа. - Работы детей: сообщения; рисунки, выполненные
углем.
Предварительная подготовка:
- Экскурсия в городской музей.
- Экскурсия в Нерюнгринский Угольный Разрез.
- Индивидуальные задания (работы, рисунки).
- Сбор коллекции полезных ископаемых Якутии.
Тип урока: изучение и первичное закрепление
знаний.
Структура урока:
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Постановка целей.
- Планирование.
- Практическая работа.
- Контроль.
- Оценка.
- Итог урока.
- Домашнее задание.
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
– Сегодня мы продолжаем постигать
тайны планеты Земля. А о чем мы будем говорить
сегодня, давайте выясним.
2. Актуализация знаний.
Эта планета солнечной системы,
имеет шарообразную форму, окружена
воздушной оболочкой. Поверхность ее – горы,
равнины, овраги. На поверхности – вода, почва,
растительность, животные, люди. Внутри (в недрах)
– ?
– Прочитайте текст, как вы думаете, о чем идет
речь? (о планете Земля). Как вы озаглавите
текст? (Земля)
– Что нам предстоит сегодня выяснить? (Что
находится в недрах Земли, как она устроена, что
внутри Земли ядро, о богатствах Земли).
– Что является богатствами Земли? (полезные
ископаемые)
ПЕСОК | ГЕОЛОГ | ПОЧВА | |||
ГРАНИТ | ВОДА | УГОЛЬ |
– Все ли слова вам знакомы? Что в них общего?
Какое слово лишнее? (геолог) Докажите почему?
Оставшиеся слова разделите на группы.
Песок | Почва |
Гранит | Вода |
Уголь |
– Как правильно назвать первую группу?
(полезные ископаемые или горные породы)
3. Постановка целей.
– У нас получилось три мнения:
полезные ископаемые,
горные породы,
это одно и тоже
– Перед нами проблема – является ли любая
горная порода полезным ископаемым. Для решения
этой проблемы нам необходимо вспомнить, что
такое полезные ископаемые и горные породы
– Найдите в толковом словаре понятия: “горные
породы”, “минералы”, “полезные ископаемые”.
Горные породы – породы, слагающие земную кору. Из них образуются горы, они находятся под слоем почвы, на дне морей. Состоят из минералов. | Минералы – однородные природные соединения. | Полезные ископаемые – залегающие под землей природные вещества, свойства которых позволяют использовать их в хозяйственной деятельности человека. |
– Все ли признаки полезных ископаемых
мы знаем и можем назвать? Поставьте, пожалуйста,
цель сегодняшнего урока (изучить свойства
полезных ископаемых).
– А какие свойства вы знаете? (Цвет,
запах, твердость, прочность, растворимость,
горючесть, вкус)
4. Планирование.
– У вас на столах образцы горных пород, можем ли
мы определить их свойства? Вспомните, какую цель
мы с вами поставили (изучить свойства).
– Для чего мы их будем изучать? (Чтобы
выяснить какие свойства горных пород использует
человек и доказать или нет)
– Что мы должны получить в конце работы?
– По какому плану будем работать?
План:
- Название
- Состав
- Свойства
- Использование человеком
5. Практическая работа (групповая
работа).
– Командиры групп получите задание,
распределите работу в группах
- Учащиеся проводят опыты, определяя свойства
горных пород. - Заполняют таблицу.
- Защищают у доски свою таблицу по плану (1 человек
от группы).
Свойства | Горная порода | Способ определения |
1. Цвет | ||
2. Запах | ||
3. Твердость, мягкость | ||
4. Прочность, хрупкость | ||
5. Сыпучесть | ||
6.Растворимость | ||
7. Тяжелее, легче воды | ||
8. Горючесть | ||
9. Другие свойства | ||
10. Состав |
6. Контроль.
– Все ли учла группа в своей работе по плану?
-Какая проблема была нами поставлена? (Являются
ли горные породы полезными ископаемыми?)
– К какому выводу мы пришли? (Да – если
горные породы человек использует в хозяйстве)
7. Оценка.
– Оцените каждый свою работу на уроке по нашему
плану.
У учащихся план на парте, они оценивают свои
знания по каждому пункту плана.
– Кто поделится своим мнением?
8. Итог урока.
– Решили ли мы с вами проблему,
достигли ли мы целей?
9. Домашнее задание.
Предлагаются следующие вопросы для
обсуждения на следующем уроке:
- Меняются ли свойства полезных ископаемых, при
изменении их размера? - Можно ли по свойствам определить происхождение
полезных ископаемых?
Мамаева Юлия Алексеевна
Занятие по экспериментированию «Полезные ископаемые нашего района»
Воспитатель: Вот мы и пришли в наш зал, давайте поздороваемся с сидящими здесь гостями! А теперь повернитесь все ко мне, сегодня на нашу электронную почту пришло письмо, но это не простое письмо, нас всех вместе с вами приглашают принять участие в научной конференции. Мы приглашение принимаем?
Дети: Да.
Воспитатель: Ребята, а скажите, что такое научная конференция?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще кто как думает, что такое научная конференция.
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите, а как называются люди занимающиеся наукой?
Дети: Ученые.
Воспитатель: Вот, сегодня я вам предлагаю выступить в роли юных ученых. И так, мои юные ученые, мы с вами отправляемся на научную конференцию. Посмотрите пожалуйста на карту, какой большой наш подмосковный район – это наш край. В Подмосковье очень много районов и среди них наш, скажите как он называется?
Дети: Сергиево – Посадский.
Воспитатель: Вы его наверное сразу узнали? На карте он обозначен ярко зеленым цветом. Как вы думаете почему?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо ребята. А теперь, мою юные ученые, прошу подойти ко мне. Я приглашаю вас в нашу научную лабораторию. Занимайте свои места. Я предлагаю вам посмотреть научный фильм о полезных ископаемых Подмосковья. Подмосковный край, как и другие районы нашей страны очень богаты полезными ископаемыми. Давайте вспомним, мы уже об этом говорили, какие полезные ископаемые мы добываем в нашем районе.
Ответы детей.
Воспитатель: Так, все правильно! ребята. а посмотрите пожалуйста на карту и скажите, каким графическим знаком обозначен песок на карте?
Дети: Круг.
Воспитатель: Известняк?
Дети: Треугольник.
Воспитатель: Торф?
Дети: Кирпичик.
Воспитатель: Молодцы, а какие полезные ископаемые добывают в нашем Сергиево –
Посадском районе?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите внимательно на эти значки. что это?
Дети: Песок. глина.
Воспитатель: Правильно! А мне бы хотелось узнать почему такое интересное название полезные ископаемые?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель: А где у нас полезные ископаемые находятся в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: А в народе полезные ископаемые как еще называются?
Ответы детей.
Воспитатель: Отлично! Полезные ископаемые – это наше богатство. Скажите мне пожалуйста ребята, а как люди узнают, что именно в этом месте есть полезные ископаемые и кто занимается их поиском?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно! Геологи, а кто же такие геологи? давайте уточним.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы! А знаете, профессия геологов не простая, им часто приходится сталкиваться с разными трудностями, преодолевать большие расстояния, порой на поверхности земли ничего не видно, и им приходиться долго работать, чтобы определить, где находятся полезные ископаемые, и вот когда место положение полезных ископаемых найдено надо определить, как их извлечь.
Дети: Машины
Воспитатель: А какие машины, посмотрите?
Ответы детей.
Воспитатель: Какие вы у меня молодцы! А теперь расскажите какие именно полезные ископаемые добывают в нашем районе? Начнем с песка
Посмотрите на слайд, как люди добывают песок и для чего они его используют?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно А теперь давайте посмотрим на слайд и расскажем где и для чего используют глину?
Ответы детей.
Воспитатель: А когда мы ходили в музей на экскурсию, что мы видели?
Дети: Игрушки.
Воспитатель: У нас тоже есть глина и мы ее сейчас рассмотрим, а потом приготовим ее и сделаем свои игрушки. Так, посмотрим на следующий слайд. что делают из известняка?
Ответы детей.
Воспитатель: А в какой одежде нужно работать с известняком?
Ответы детей.
Воспитатель: Зачем нужна маска?
Ответы детей.
Воспитатель: Следующий слайд. посмотрите, где у нас используют торф?
Ответы детей.
Воспитатель: Посмотрите на эту картинку. где сажают помидоры. вот посмотрите сколько пользы могут принести нам полезные ископаемые. Но иногда бывают такие случаи. когда происходит возгорание торфяников. Тогда всему живому приходится очень трудно. Вот сейчас у нас весна люди выходят отдыхать разжигают костры, жарят шашлыки, отдыхают, а уходя забывают тушить костры, и что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: поэтому нужно очень бережно относиться к природе. Сейчас мы с вами посмотрим фильм и узнаем много нового. А теперь пришло время немножко отдохнуть. Все готовы?
Физкультминутка.
Воспитатель: Как ребята отдохнули?
Дети: Хорошо.
Воспитатель: А теперь мы пойдем в нашу научную лабораторию и проведем опыты с некоторыми полезными ископаемыми. мы одеваем рабочую одежду. Сотрудники лаборатории должны ходить в белых халатах. Кто оделся тот помогает другому. Вы сейчас будите настоящими лаборантами. Кто готов садитесь ровненько на стульчики. Обратите внимание перед вами лежит научное оборудование. Скажите, что вы видите на своем столе?
Ответы детей.
Воспитатель: Скажите ребята зачем нужна лупа?
Ответы детей.
Воспитатель: для чего нам нужен микроскоп?
Ответы детей.
Воспитатель: Хорошо вы все правильно сказали. а теперь перейдем к первому опыту. Возьмем стаканчики с песком и глиной и рассмотрим содержимое через лупу, лупу держите повыше. так вы лучше все рассмотрите. Кто рассмотрел?
Ответы детей.
Воспитатель: а теперь рассмотрим содержимое второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: Молодцы. А теперь давайте сравним содержимое первого и второго стаканчика.
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете, что в каждой научной лаборатории есть главный научный сотрудник. Сегодня таким буду я, а что бы ваши опыты были успешными надо соблюдать технику безопасности. ребята, а вы хотите рассмотреть песчинки через микроскоп. Мы с микроскопом будем работать в паре, так, что не торопитесь рассматривайте все внимательно. Мальчики уступите девочкам. На что похожи песчинки
Ответы детей.
Воспитатель: А теперь посмотрите на экран – это песок со стократным увеличением. Камушки похожи на конфетки, а можно их кушать?
Дети: Нет
Воспитатель: вам понравилось? Продолжаем опыты. Отставьте микроскопы, а со стоканчиками мы продолжим. Возьмите две лабораторные палочки, будте осторожны они острые. Воткните одну палочку в песок. а вторую в глину. Что произошло?
Ответы детей.
Воспитатель: Все правильно глина плотный материал, песок – рыхлый. Вспомните, как растения растут на песке и глине?
Ответы детей.
Воспитатель: Вытащите палочки и поставьте на место. Возьмите мерный стаканчик, налейте половину воды в глину. а вторую в песок, а теперь посмотрим, что происходит?
Ответы детей.
Воспитатель: Это доказывает. что глина плотный материал. А теперь последний самый интересный опыт, поставьте перед собой тарелочки с песком и глиной. А теперь возьмите лабораторные трубочки и подуйте. в рот трубочки не берите, посмотрите. что получилось?
Ответы детей.
Воспитатель: что произошло с песчинками?
Ответы детей.
Воспитатель: Сухие разлетелись, а мокрые нет, они склеились. А теперь посмотрим на экран, какие скульптуры бывают их мокрого песка. Наши опыты окончены. Вы были молодцы. Когда вы вырастете кто – то станет ученым, кто – то геологом, а может и кем – то другим. а пока о нашем занятии расскажите дома и берегите природу. а теперь давайте попрощаемся.
Тема: «Нерудные полезные ископаемые»
Цель: сформировать понятие о полезных ископаемых нерудного происхождения.
Задачи:
Образовательная: познакомить детей с полезными ископаемыми нерудного происхождения (глина, песок, известняк, гранит), их применением, свойствами.
Развивающая: формирование умений учебного сотрудничества — умений договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в общий результат деятельности; развивать познавательный интерес к предмету путем вовлечения учащихся в исследовательскую работу.
Воспитательная: развивать коммуникативные навыки при работе в группе.
Тип урока: урок – исследование с применением ИКТ
Методы урока: практический, исследовательский, репродуктивный, частично-поисковый, проблемный
Формы урока: групповая, классная
Оборудование: коллекция минералов, стаканы, стеклянные колбы, вода, презентация PowerPoint, карточки с названием полезных ископаемых, названия групп, бейджики с указанием имени ребенка и его обязанностей в группе, камушки для рефлексии, таблицы для заполнения (по количеству групп), шапочки для выступающих с названием горных пород.
Ход урока:
1. Психологический настрой.
– Посмотрите друг на друга, пожелайте товарищу хорошего рабочего настроения на весь урок. Теперь посмотрите на меня. Я тоже всем вам желаю интересного урока.
- Актуализация знаний:
– Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки и вспомнить домашнее задание.
На кухне у мамы
Помощник отличный.
Он синим цветком
Расцветает от спички. (Газ)
Камни, почву раздробил
Специальный бур –
Из земли фонтан забил,
Маслянист и бур.
Та, что есть в фонтане этом,
Всем нужна зимой и летом.
В ней потом найдут бензин,
И мазут, и керосин. (Нефть)
Не зря она варилась
В доменной печи,
На славу получились
Ножницы, ключи. (руда)
Он чёрный, блестящий,
Людям помощник настоящий.
От него кругом тепло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали. (Уголь).
Ни огня,
Ни света,
А огнем блестит. (Золото)
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже. (Песок)
Если встретишь по дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу. (Глина)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение. (Известняк)
Он очень прочен и упруг,
Строителям – надежный друг.
Дома. Ступени, постаменты
Красивы будут и заметны. (гранит)
Этот мастер белый-белый
В школе не лежит без дела.
Пробегает по доске,
Оставляет белый след (мел)
– Как одним словом мы можем назвать все эти природные богатства? (полезные ископаемые)
– Что такое полезные ископаемые? (это горные породы, которые человек добывает из-под земли и использует для своих нужд)
– Разделите на три группы названия полезных ископаемых. (на доске в разноброс расположены карточки с названием полезных ископаемых, дети располагают их в три столбика )
– Почему вы так объединили ископаемые? (горючие, рудные и нерудные)
– Поверьте правильность выполнения работы. (слайд)
Горючие рудные нерудные
Газ железо мрамор
Нефть золото песок
Уголь медь глина
Торф алюминий известняк
гранит
мел
– Какие полезные ископаемые мы называем горючими? (Они хорошо горят, выделяют тепло)
– Почему полезные ископаемые называют рудными? (они содержат металл)
– На какие две группы можно разделить все рудные полезные ископаемые? (руды черных и цветных металлов)
– А как можно различить изделия из цветной руды и черной руды? (при помощи магнита)
– Каждое полезное ископаемое имеет своё условное обозначение на карте. Соотнеси условный знак и название ископаемого. (в группах)
Золото
Железная руда
Нефть
Газ
Уголь
Торф
– Проверьте свою работу. (слайд)
3. Сообщение темы урока.
– Вы уже многое знаете о полезных ископаемых. Сегодня на уроке мы продолжим разговор о полезных ископаемых нашей страны и более подробно остановимся на некоторых нерудных полезных ископаемых.
– Как вы думаете, почему они называются нерудные? (не содержат металл).
– Нам сегодня предстоит ответить на вопрос, какое нерудное полезное ископаемое самое важное для человека?
4. Работа над темой урока.
– Работать мы будем в группах. Каждая группа – это маленькая исследовательская лаборатория. Вы будет исследовать одно ископаемое и должны доказать, что это ископаемое самое важное.
Задание: Послушайте рассказ ископаемого, заполните таблицу- подсказку. Она пригодится вам для ответа.
название | свойства | состав | использование |
ученик №1. «Песок».
Я состаю из мелких крупинок , очень нужен детворе, лежу на дорожках во дворе, можно встретить на стройке и на пляже, я в стекле расплавлен даже.
Песок – это рыхлая порода, состоящая из минеральных частиц, размером от 2мм до пяти сотых миллиметра. Цвет у меня бывает различный – чёрный, зеленоватый, красноватый. Жёлтый и белый песок встречается чаще всего. Я представляю собой продукт разрушения твёрдых пород под действием солнца, ветра, воды. Чаще всего я образуюсь из кварца. Его жилы пронзают гранит, слюду, доломит, полевой шпат и другие породы. Обычно во мне больше всего кварца. Благодаря его присутствию, я незаменим в стекольном производстве. Миллионы тонн песка используют в литейном деле, при плавление металла. Да и кирпич не сделаешь без песка. Песок широко применяем в строительстве.
ученик №2. «Глина»
Я – твердая, непрозрачная порода, рыхлая, негорючая, коричневого цвета. Используюсь в строительстве: из глины с добавлением песка изготавливают кирпич; когда в меня добавляют воду, то я становлюсь мягкой, и из меня лепят посуду. Из разных сортов глины получают фарфор, фаянс, огнеупорные материалы. Я – осадочная порода. Как и песок, образуюсь в результате выветривания различных горных пород, но осаждаюсь на дне морей и озёр.
ученик №3. «Известняк»
Я – твердый, непрозрачный, рыхлый, негорючий, белого цвета камень. Используюсь в строительстве для покрытия улиц и дорог, получения извести, которая нужна для скрепления строительных материалов, побелки помещений, приготовления строительных растворов.
Мы залегаем в земле громадными слоями. К известнякам относятся хорошо знакомый мел, обыкновенный известняк и мрамор.
Мел – самый мягкий известняк. Мелом пишут на доске. Мрамор – твёрдый плотный камень разнообразной окраски, хорошо полируется. Мрамор используется для украшений зданий.
Учитель: Образовался известняк из остатков крошечных и более крупных морских организмов. Чаще всего это камень белого или светло-серого цвета, состоящий из мелких частичек, скрепленных между собой. Под действием уксусной кислоты вскипает, на его поверхности образуются пузырьки, и слышится шипение.
ученик №4 «Гранит»
Я – очень прочная, твердая, непрозрачная порода. Прочность – моё основное свойство. Меня можно найти и на равнине, но есть даже целые горы, состоящие из гранита. Я очень красивая горная порода. Могу быть и серого, и тёмно-красного цвета, и дымчатого. Есть во мне и черные, и белые крапинки. Больше всего человек любит гранит за то, что может построить фундамент здания, ступеньки лестниц, памятники, опоры мостов, используя мои свойства. Мостят мной дороги. А из-за того что хорошо полируюсь – гранитом украшают здания, набережные, станции метро; делают памятники. Я состаю из кварца, слюды и полевого шпата.
Учитель: Слово “гранит” происходит от слова “гранум” – в переводе “зерно”. Т.е. гранит состоит из отдельных зерен – кристаллов кварца, слюды и полевого шпата, которые являются составными частями гранита. Цвет гранита зависит от полевого шпата. Эти составные части плотно прилегают друг к другу. Формируется гранит в горных регионах, в глубинах земли.
– Посмотрите еще раз в таблицу, сравните горные породы и скажите, какое же нерудное полезное ископаемое самое важное? (они все важны)
– Правильно, ребята. Нерудные полезные ископаемые человек научился использовать еще в глубокой древности. Еще не зная, как выплавлять металл, человек уже во всю пользовался глиной: делал посуду, игрушки, обмазывал глиной своё жилище.
5. Физминутка. (танцевальная)
– Перед тем , как нам приступить к опытам в наших лабораториях, я предлагаю вам хорошо отдохнуть.
6. Проведение опытов:
– Наша работа в лабораториях продолжается. И нам предстоит ответить на вопрос, какие же свойства нерудных полезных ископаемых использует человек?
За работу принимаются лаборанты со своими помощниками.
– Демонстраторы, пронесите и покажите ученикам полезные ископаемые. А лаборанты с помощниками должны определить, какого цвета полезное ископаемое, имеет или не имеет запаха.
Секретари не забудьте заполнять таблицу.
Полезное ископаемое | цвет | запах | Пропускает ли воду | Растворяется ли в воде | Другие свойства |
Песок | желтый белый красный серый | не имеет | пропускает | Нет | сыпучесть |
Глина | коричневый разного цвета | Имеет сухая глина не имеет, сырая имеет | плохо | Нет | пластичность, вязкость |
Гранит | красный, розовый, серый и др. | не имеет | не пропускает | Нет | прочность, хорошо полируется |
известняк | белый, серый, желтый | имеет | пропускает | нет | хрупкий |
ОПЫТ 1: – Лаборанты, пожалуйста, подойдите к демонстрационному столу и проведите опыт, в котором мы убедимся, пропускает ли полезное ископаемое воду.
(В стакан ставится стеклянная воронка, на дно которой ложится промокательная бумага, сверху насыпается ископаемое, затем наливается вода. Если вода прошла в воронку – пропускает воду, если вода осталось на ископаемом – не пропускает)
Вывод: песок – пропускет, глина – плохо пропускает, гранит – не пропускает, известняк – пропускает
– Не забывайте выводы заносить в таблицу.
ОПЫТ 2: – А теперь определим, растворяются ли данные ископаемые в воде.
(в стакан наливается вода, опускается в него ископаемое и размешивается ложечкой).
Вывод: данные ископаемые не растворяются в воде.
ОПЫТ 3: – А теперь давайте определим прочность ископаемых.
(Опыты проводит учитель):
- Пересыпает песок из одной чашечки в другую.
Вывод: песок – сыпучий
- В блюдце положить глину и добавить в него воды, затем размять глину. (она стала вязкой).
Вывод: пластичная, вязкая (этот опыт можно начать на перемене)
Учитель: Образуется при разрушении различных горных пород, например, гранита. Глина состоит из мелких частиц, похожих на чешуйки, сильно скрепленные между собой. Поэтому глину, в отличие от песка, нельзя пересыпать. Сырая глина обладает связывающим свойством.
- Стучит твердым предметом по граниту.
Вывод: Гранит очень твердый, прочный
- Известняк: ломает мел
Вывод: известняк – хрупкий
7. Обобщение знаний:
– Посмотрите на свои записи, посовещайтесь и ответьте на вопросы, поставленные на урока.
Вывод: все нерудные полезные ископаемые необходимы человеку.
Человек использует нерудные ископаемые в строительстве, потому что они не растворяются в воде, твердые.
Учитель:
– Помимо рассмотренных нами на уроке существует большое множество нерудных полезных ископаемых. Среди них:
Фосфориты. Это осадочные горные породы, из которых получают удобрения. Фосфориты измельчают в муку и получают фосфорное удобрение, которые добавляют в почву, чтобы растения лучше росли.
Ракушечник – пористый камень, состоящий из спрессованных морских раковин. Используется в строительстве для облицовки стен.
Поваренная соль – это твердый белый камень, который человек в измельченном виде использует в пищу. Некоторые залежи соли образовались на дне древних высохших морей и озер.
Добывают поваренную соль в Атырауской, Кызылордиской, Жамбылской и Павлодарской областях. (рассматривание карты на стр.112 – 113)
8. Оценивание: Наш урок подходит к концу. Старшие группы, пожалуйста, оцените работу своих одноклассников. Таблица оценок на экране. (слайд)
Поднимите руку, кто получил «5», «4». Молодцы, ребята!!!!
9. Домашнее задание: Поднимите руку, кто из вас хочет больше узнать о полезных ископаемых? Дома подготовьте сообщение о полезном ископаемом. Прочитайте текст на стр.35-36, ответьте на вопросы.
10. Рефлексия: Один искатель счастья увидел большой камень, на котором было написано
“Переверни и ты узнаешь что-то новое”
Он долго и с огромным трудом старался перевернуть камень. И когда он все же перевернул его, то увидел надпись на обратной стороне “Зачем ты ищешь новые знания, если ты не обращаешь внимания на то, что уже знаешь. И зачем тебе знать, если то, что ты знаешь, ты не обращаешь в действие”.
– Надеюсь, что знания, которые вы получили сегодня на уроке, помогут вам в дальнейшем, и вы сможете их применить в жизни.
Подойдите и опустите камень в один из стаканов :
В первый – если вам было интересно на уроке, вы были активны, и вы узнали новое о полезных ископаемых;
Во второй стакан – вам не очень интересно,
В третий стакан – если урок для вас был просто тяжелым камнем, вам было скучно и неинтересно на уроке.
Судя по наполняемости стаканов, урок прошел для вас интересно, вы открыли для себя что-то новое.
В вашей жизни будет много интересных уроков, на которых вы будете делать открытия и узнавать много нового. Спасибо за работу. Молодцы.