Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся thumbnail

Общественно – полезная деятельность – один из основных компонентов системы трудового воспитания школьников. Общественно полезный труд предполагает разнообразную трудовую и общественную деятельность школьников, направленную непосредственно на удовлетворение каких-либо общественных потребностей и нужд.

Цель: содействовать всестороннему развитию личности.

Его основными задачами: являются формирование осознанной потребности в труде, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию, родной природе, трудовой активности и дисциплины, творческого отношения к труду;

– воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни: ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества;

– ценностное и творческое отношение к учебному труду;

-трудолюбие;

-элементарные представления о различных профессиях;

-первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми; осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;

-первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности; потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;

– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Организуется два вида общественно полезного труда: труд, результат которого предназначен для нужд своего коллектива: уборке классных помещений, изготовление дидактического материала, дежурства по классу, по школе, столовой и др. труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: шефство над детским садом, участие в озеленении и благоустройстве района и др. В процессе общественно полезного труда школьники учатся использовать на практике и совершенствуют полученные на уроках трудового обучения элементарные знания и умения в области техники, технологии обработки материалов, экономики, закрепляют трудовые умения, развивают интересы и способности к определенным видам деятельности, творческую инициативу. Для осуществления тесной взаимосвязи с уроками трудового обучения и повышения эффективности общественно полезного труда надо постоянно ориентировать учащихся на использование знаний и умений, приобретенных на уроках, широко использовать методы, активизирующие познавательную деятельность детей(постановка проблемных задач, создание проблемных ситуаций, побуждение к самостоятельному поиску решений). В процессе общественно полезного труда следует не только обучать детей элементарными трудовыми навыками, необходимо обращать пристальное внимание на формирование у них первоначальных навыков: культуры труда, рациональной организации индивидуальной и коллективной работы, предварительного её планирования, умения организовать свое рабочее место, самоконтроля своей работы, бережного отношения к материалам, инструментам и оборудованию. Особое внимание следует обращать на развитие творческих способностей детей, их трудовой активности, самостоятельности. Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива.

Главными направлениями трудовой деятельности школьников являются самообслуживание, посильное участие в благоустройстве и охране природы, работах для школы, библиотеки. В зависимости от содержания и объема трудового задания, постоянного или временного характера работы, многообразия видов труда на данном рабочем месте, уровня материальной оснащенности и других факторов создаются различные коллективы учащихся: постоянные, и временные.

Школьники должны осознавать необходимость и целесообразность своего труда, понимать, что их труд необходим.Труд, результат которого предназначен для нужд других коллективов: участие в озеленении и благоустройстве территории. Воспитание творческой, социально-активной личности, ответственно относящейся к общественно-полезному труду.

Содержание общественно полезного труда школьников определяется с учетом их возраста, здоровья, потребностей классного, школьного коллектива. Волонтерская работа. Мелкий ремонт учебно-наглядных пособий, книг школьной и районной библиотеки.

 Главное в организации трудовой деятельности учащихся школы – не сводить её только к усвоению программного материала. Труд в школе должен стать основой, на которой строится вся учебно-воспитательная работа. Результативность труда определяется его общественной полезностью. Однако каждое трудовое усилие должно завершаться видимым, ощутимым и для самого ученика результатом. Только при этом условии труд может стать для него потребностью. Поэтому в нашей системе воспитания исключительное значение имел общественно полезный труд.

 На первых порах общественно полезная работа помогает нам установить товарищеские взаимоотношения между учащимися, воспитать у них трудолюбие, самостоятельность. Научить ценить труд других.

    Мы приобщаем к общественно полезной работе учащихся с первых дней их пребывания в школе.

    Уже на первых порах общественно полезная работа помогает нам  установить товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитывать общественно-трудовые навыки.

   Сначала мы организуем дежурство учеников по классу. Обычно назначаем двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу – это лишь один из видов общественно полезной работы учащихся.

    Школа не может общественно полезную деятельность ограничивать только привлечением детей к дежурству (так как дежурство в сущности является для учащихся периодической обязанностью).  Настоящая общественно полезная работа должна быть для каждого школьника постоянной, повседневной, систематической.

    Общественно полезная работа, к которой могут быть привлечены учащиеся вспомогательной школы, многообразна. Однако воспитательная значимость всех видов такой работы неодинакова. Поэтому мы тщательно отбираем виды общественно полезной деятельности, учитывая интересы, силы и возможности учащихся.

              Виды общественно полезной деятельности по годам обучения

                                        1 класс

Протереть своевременно классную доску.

Протереть своевременно парты.

Протереть своевременно подоконники, вымыть и полить цветы.

Прибрать на отдельных полках  в шкафу.

Убрать после завтрака посуду, протереть столы.

Раздать и собрать тетради, альбомы, карандаши.

Сделать и повесить кормушки для птиц.

Выполнить обязанности санитара, старосты.

                        2 класс

То же, что  в I классе, и дополнительно:

Уход за цветами.

Заведование шкафом.

Дежурство в столовой.

Уборка комнаты после труда.

Выполнение обязанностей помощника учителей по отдельным предметам: ритмике, рисованию, труду.

Ремонт пособий.

Помощь в изготовлении наглядных пособий.

                       3 класс

То же, что во II классе, и дополнительно:

Уход за цветами в зале.

Организация классной библиотеки.

Шефство над учащимися I класса.

Забота о больных товарищах.

Принести, повесить и отнести учебные пособия.

                       4 класс

То же, что в III классе, и дополнительно:

Уход за цветами в школе.

Шефство в I и II классах.

Мытье полов, дверей и панелей в классе.

Участие в санитарной комиссии по школе.

Работа в составе совета дружины.

                     5 класс

То же, что в IV классе, и дополнительно:

Шефство в I, II и III классах.

Помощь библиотеке (подбор книг, их ремонт, уборка помещения и т.д.).

Мытье окон, стен, школьной лестницы, полов в классе.

Украшение школы к праздникам.

Помощь слабым ученикам.

                     6 класс

То же, что в V классе, и дополнительно:

Работа в библиотеке (выдача книг, их проверка).

Озеленение двора. Посадка деревьев, уход за ними и цветами.

Помощь в уборке школы.

Помощь в столовой.

Самостоятельный ремонт наглядных школьных пособий.

Мытье панелей в школе.

Уборка снега около двора.

                     7-9 классы

То же, что в  VI классе, и дополнительно:

Уход за садом.

Посадка деревьев и цветов на своих участках.

Починка парт, столов, стульев.

Организация уголка по подготовке к экзаменам.

Товарищеская помощь в подготовке к экзаменам.

Сбор утильсырья.

Шефство над пенсионерами.

     Как видно из перечисленного выше, общественно полезную работу мы постепенно усложняем из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Так, например, если ученик первого класса следил за порядком одной полки в шкафу, то во втором классе он уже отвечает за порядок всего шкафа. Если ученики второго года обучения ухаживают за цветами только своего класса, то на следующих годах обучения они ухаживают за цветами сначала в зале, затем в учительской и в других общих местах школы. Так постепенно расширяется круг обязанностей по каждому виду общественно-трудовой деятельности, увеличивается и количество поручений, выполняемых одним учеником. В старших классах эти обязанности выполняются более тщательно и самостоятельно.

    Общественно полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, а затем и школы: дети озеленяют дворы, шефствуют над пенсионерами, помогают отстающим ученикам готовить домашние задания, собирают утильсырье и пр.

Вся общественно полезная работа продумывается, планируется нами до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ученика. Важно также учитывать обстановку и условия работы.

-Формирование умения жить и трудиться в коллективе; -формирование твердой уверенности в необходимости труда, в том, что труд в нашей стране является делом чести, доблести и геройства, что самоотверженный труд— основа личного и общественного благополучия; – развитие познавательного интереса и любви к труду; -обучение умению планировать свою работу; – вооружение учащихся трудовыми знаниями, умениями и навыками; -воспитание необходимой культуры труда; • выработка умения четко представлять конечный результат труда; условия, необходимые для его осуществления; -воспитание уважения к людям труда; -воспитание бережного отношения к продуктам труда, материальным ценностям и к окружающей среде; -формирование социально значимых мотивов трудовой деятельности; -выработка навыков рациональной организации труда и экономного использования времени; -воспитание высоких моральных качеств: чувства долга и ответственности, патриотизма, взаимопомощи, коллективизма, дисциплинированности; -формирование активной жизненной позиции.

Мы стремимся вызвать к жизни, мобилизовать  и развить лучшие стороны личности своих учеников в процессе деятельности. Яркий пример этому – способность выпускников школы самостоятельно жить и трудиться с максимальной пользой для общества. Эффективность учебно-воспитательного процесса в школе определяется той суммой навыков, которыми овладевает ученик, и степенью их прочности.

Источник

Классный руководитель 11 класса Дубровская о.Н. Опыт организации общественно-...

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Классный руководитель 11 класса Дубровская о.Н. Опыт организации общественно-

Описание слайда:

Классный руководитель 11 класса Дубровская о.Н. Опыт организации общественно-полезной деятельности учащихся

2 слайд

Труд - это единственный титул истинного благородства! Это - мощь и радость ч

Описание слайда:

Труд – это единственный титул истинного благородства! Это – мощь и радость человека-творца… Труд проявляется в каждом – скромном и великом – творческом деянии, направленном на благо человеческого общества. (Р. Роллан)

3 слайд

Критерием эффективности и важным средством нравственного воспитания являются

Описание слайда:

Критерием эффективности и важным средством нравственного воспитания являются общественно -полезная деятельность школьников. Общественно- полезный труд в самых разнообразных его формах особенно прочно вошел в жизнь школы.

4 слайд

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру

Описание слайда:

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей; условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс. (Большой энциклопедический словарь)  Общественной называют деятельность, активность и т. п., направленную на то, чтобы принести пользу своей стране.

5 слайд

Общественными называют поручения, обязанности и т. п., которые вы выполняете

Описание слайда:

Общественными называют поручения, обязанности и т. п., которые вы выполняете в интересах какого-либо коллектива в свободное от работы время. (Толковый словарь Дмитриева)

6 слайд

В общественно -полезной деятельности учащихся формируются их моральные качес

Описание слайда:

В общественно -полезной деятельности учащихся формируются их моральные качества, накапливается личный нравственный опыт, знания превращаются в убеждения, воспитываются чувство коллективизма, выдержка, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, преодолевать трудности.

7 слайд

Основные цели и задачи: формирование у детей  трудовых навыков и умений воспи

Описание слайда:

Основные цели и задачи: формирование у детей  трудовых навыков и умений воспитание  потребности в трудовой деятельности создание условий для проявления детей, раскрытие их способностей, инициативы и активности развитие чувства ответственности за порученное дело, привитие санитарно-гигиенические навыков.

8 слайд

Наши дела Благотворительная акция «Тропинка к школе» (15 человек) Благотворит

Описание слайда:

Наши дела Благотворительная акция «Тропинка к школе» (15 человек) Благотворительная акция «Ты не один»( 1 человек: Дубровский Максим) Благотворительная акция «Твори добро!»(2 человека: Локтев Дмитрий, Каталина Анастасия) Благотворительная акция «Живи, лес»(1 человек: Попов Сергей – 1 кг 250 г)

9 слайд

Благотворительная акция «Дарим тепло детям»(от 5 до 8 человек) Благоустройст

Описание слайда:

Благотворительная акция «Дарим тепло детям»(от 5 до 8 человек) Благоустройство территории школы и школьного двора Благоустройство парка Благоустройство улицы Чернышевского Помощь ветеранам (мальчики) Благоустройство мест захоронения

10 слайд

ФОТООТЧЁТ

Описание слайда:

ФОТООТЧЁТ

11 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

12 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

13 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

14 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

15 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

16 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

17 слайд

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

18 слайд

У учащихся сформировались:  -бережное отношение  к окружающему миру, положит

Описание слайда:

У учащихся сформировались:  -бережное отношение  к окружающему миру, положительное отношение к труду -умения применят навыки взаимопомощи, формировать самостоятельность, навыки работы в коллективе -умения контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении, на территории школьного двора.

19 слайд

 Где дело само говорит за себя, к чему слова. (Цицерон)

Описание слайда:

Где дело само говорит за себя, к чему слова. (Цицерон)

Выберите книгу со скидкой:

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка – книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

Курс повышения квалификации

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

Курс повышения квалификации

Опыт организации общественно полезной деятельности учащихся

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДВ-191977

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

Опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

Шестакова Л.В., учитель технологии

Министерство образования и науки Российской Федерации

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа»

Глушковского района Курской области

Ключевые слова: общественно – полезная деятельность, трудовая деятельность,  опыт включения учащихся.

Аннотация: В настоящей работе говорится  о роли   трудовой деятельности как одного из важных факторов воспитания личности,  раскрывается опыт включения учащихся в общественно полезную трудовую деятельность.

      Общественно-полезная трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Включаясь в трудовой процесс, ребенок коренным образом меняет свое представление о себе и об окружающем мире. Радикальным образом изменяется самооценка. Она изменяется под влиянием успехов в трудовой деятельности, что в свою очередь меняет авторитет школьника в классе.

     Педагогическая наука уделяла и продолжает уделять значительное внимание проблемам трудовой подготовки подрастающего поколения, трудового воспитания  школьников, подготовке учителя  к педагогической деятельности в области трудового воспитания. Большой вклад в разработку методологических и теоретических основ трудового воспитания школьников, подготовку учителя  к этой работе внесли К.Д.Ушинский, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинский, В.Я.Стоюнин, Н.В. Касаткин, Д.Д. Семенов, Н.И. Пирогов, В.В. Водовозов, К. А. Сент-Илер, А.Ф. Гартвиг и многие другие.

    В трудах классиков хорошо показана роль трудовой деятельности в познании мира и его преобразовании.

      В. А. Сухомлинский разработал психолого-педагогические основы трудового воспитания школьников в различных видах трудовой деятельности, убедительно показав, каким образом формируется положительная мотивация относительно любого вида труда у каждого школьника. Он раскрыл связь между мотивацией и выбором способа действия в конкретных условиях повседневного труда, осуществляемого учащимися, последовательно, в определенной системе, разработанной педагогическим коллективом. [4]

     А.С. Макаренко считал труд существенным элементом выработки у воспитанников жизненной сноровки, укрепления характера и гражданских чувств. «Мы хорошо знаем, – писал он, – что от природы все люди обладают приблизительно одинаковыми трудовыми данными, но в жизни одни умеют работать лучше, другие – хуже, одни способны только к самому простому труду, другие – к труду более сложному и, следовательно, более ценному. Эти различные трудовые качества не даются человеку от природы, они воспитываются в нём в течение его жизни и в особенности в молодости. [10]

    Успех трудового воспитания зависит от его правильной организации, соблюдения следующих педагогических условий:
1. Подчинение труда детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда. В общественно полезном и производительном труде учащихся должны находить практическое применение знания и умения, полученные в учебном процессе. И наоборот, в учебном процессе, в домашнем труде, кружковой работе, на занятиях в учреждениях дополнительного образования решаются задачи трудового обучения и воспитания детей.
2. Сочетание общественной значимости труда с личными интересами школьника. Дети должны быть убеждены в целесообразности и полезности предстоящей деятельности для общества, их семьи и для себя. Смысл труда раскрывается учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей. Педагогический опыт В.А.Сухомлинского наглядно показывает эффективность соблюдения данного педагогического условия. Ученики В.А.Сухомлинского решили использовать пустующий косогор. Они его вспахали, засадили виноградом, ухаживали, спасали от заморозков, а когда вырастили виноград, первые грозди вынесли прямо из сада ветеранам войны и труда, пенсионерам, жителям села.
3. Доступность и посильность трудовой деятельности. Непосильный труд нецелесообразен уже потому, что он, как правило, не приводит к достижению желаемого результата. Такой труд подрывает духовные и физические силы детей, веру в себя. Из этого не следует, однако, что труд детей не должен требовать от них никакого напряжения сил — трудовые задания подбираются в соответствии с силами и способностями учащихся.
4. Добросовестность и обязательность трудовой деятельности учащихся. Иногда учащиеся с энтузиазмом берутся за дело, но быстро теряют к нему интерес. Задача учителя состоит в том, чтобы в процессе выполнения взятого обязательства поддерживать у детей желание довести работу до конца, приучить их работать систематически и равномерно. В отдельных случаях классный коллектив вправе потребовать от школьников выполнения взятого обязательства.
5. Сочетание коллективных и индивидуальных форм трудовой деятельности. С одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, бригадах, цехах, с другой — каждый член детского коллектива должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения.
    Эффективное трудовое воспитание — фундамент творческой активности и нравственного становления личности учащихся. [7]

    Огромное значение в деле трудового  воспитания  имеет включение учащихся в общественно полезную трудовую деятельность и производительный труд учащихся на учебно-опытном участке, на полях и фермах, в летних лагерях труда и отдыха, в школьных лесничествах и других формах внеклассной работы. Очень важно при этом добиваться тесной связи трудовой деятельности учащихся с теорией, применения знаний биологических закономерностей в процессе трудовой деятельности. Общественно полезная трудовая деятельность включает в себя элементы труда, в процессе которого не всегда создаются те или иные материальные ценности. Однако такой труд способствует применению комплексного подхода к решению задач воспитания: умственного, нравственного, эстетического и  развития учащихся, проверке истинности полученных знаний, экологического и экономического воспитания. [5]

    Вообще нужно стремиться к тому, чтобы в организацию ученического труда непрерывно вносились новые творческие элементы, чтобы её формы постоянно обновлялись и приобретали свежие, а иной раз и романтические черты. Многое здесь даёт использование методики коллективных творческих дел учащихся, привлечение их самих к поиску объектов труда и придание ему привлекательных норм организации. [9]

     МКОУ «Нижнемордокская средняя общеобразовательная школа» Глушковского района Курской области  в  организации включения учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность руководствуется  «Положением об организации общественного труда  учащихся», разработанного в соответствии с законодательством Российской Федерации. В данном положении определены основные задачи  общественно-полезной трудовой деятельности:

– Формирование осознанной потребности в труде, уважения к людям труда, заботливого и бережного отношения к общественному достоянию и родной природе, воспитание трудовой и производственной дисциплины: чувство причастности к результатам труда, привитие навыков самообслуживания.

– Экономическое воспитание, формирование представлений о производительности труда, производственном плане, учёте и нормировании труда, заработной плате.

– Оказание посильной помощи в благоустройстве школьной территории.

– Самообслуживание по наведению порядка и чистоты в здании школы, предметных кабинетах, пришкольной территории.

– Привитие навыков самообслуживания.

– Формирование осознанной потребности в общественно полезном труде.

– Воспитание бережного отношения к природе, имуществу школы, уважительного отношения к  селу.

– Воспитание трудовой дисциплины, коллективизма, оказание помощи социальной адаптации учащихся.

– Формирование обоснованной мотивации профессиональных намерений тех учащихся, которые пожелают посвятить себя какому-то делу.

– Удовлетворение духовных и интеллектуальных потребностей учащихся, развитие их умственных способностей, ознакомление с научно-технической и технологической культурой, помощь в определении личной трудовой творческой деятельности.

– Обучение грамотного отношения к своему здоровью.

  В «Положении об организации общественного труда  учащихся» раскрывается содержание и организацию общественно полезного труда.

Главными направлениями общественно полезного труда являются:

– общественная работа – активное участие в работе актива класса, участие в организации школьных и классных мероприятий, участие в художественной самодеятельности, в спортивной работе;

– дежурство по школе, участие в субботниках на территории школы и на закреплённой территории, помощь учителям, библиотекарю;

–  практическое овладение учащимися технологией (помощь руководителям кружков, изготовление учебных макетов и т.Д.);

– овладение основами экономики и организации сельскохозяйственного опытничества (работа на производственном  участке: перекопка почвы, посадка, прополка, уход за растениями);

– техническим творчеством;

– участие в труде по самообслуживанию (поддержание порядка и чистоты в классе, несложный ремонт школьной мебели, ремонт учебной и художественной литературы, учебно-наглядных пособий.

При организации работы учитываются возрастные особенности учащихся.

    Основным результатом трудовой деятельности школьников является практическая и психологическая готовность их к труду. Психологическая готовность к труду означает такой уровень развития личности, который является достаточным для успешного овладения любым видом производительного труда.   [2]

     Физический и другой труд, дающий целесообразный  продуктивный выход детским силам и потребностям, содержит предпосылки формирования активно- волевого ядра личности, что актуализируется рядом воспитательных систем. Труд, соединяющий мускульные усилия с интеллектуальными, нравственными, социальными силами детей, вовлекает в деятельное участие наибольшее число органов и мозговых центров, требует их согласованного взаимодействия, а также подчинения тела и нервной системы воле. Он становится прочным основанием для укрепления внутренней активности в той мере, в какой несёт возможности для:

а) свободного проявления продуктивных сил  и стремлений детей;

б) развития этих сил вместе с обогащением желаний приводить их в действие.

    Осуществление первого аспекта обусловлено разнообразием объектов труда, доступных  и привлекательных для детей данного возраста, а также степенью субъективности ребёнка в определении содержания и средств трудовой деятельности. Второй аспект предполагает развитие трудовой сноровки – длительное, всё более полное и совершенное овладение воспитанниками своим телом и орудиями труда, а также  смекалки – способности применять в деле знания об объектах труда, способах и средствах их преобразования. Для этого  требуется сопутствующее «включение» трудовой мотивации, адекватной концепции воспитательной системы.  [6]     Человек не мыслит своего существования без труда. Радость труда- могучая сила воспитания. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых не мыслима и невозможна жизнь человека.

   Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать включению учащихся в общественно-полезную трудовую деятельность, правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

Список использованных материалов.

  1. Антология педагогической мысли. Т. 1. Прогрессивная зарубежная педагогическая мысль о трудовом воспитании и профессиональной ориентации.- М.,1988.
  2. Иващенко Ф.И. Психология воспитания школьников. 2-е изд. Мн.: Университетское, 1988. С. 63-70.
  3. Котов В.Н. Труд дарит красоту// школа и производство.-1990.-№4
  4.  Методы трудового воспитания учащихся.-studopedia.net
  5. Общественно полезный труд.- https://www.template-cms.ru/)
  6. Пашков А.Г. Труд как средство воспитания: история  и современность: монография. Изд. 2, перераб. И доп./А.Г.Пашков;Славянский –на Кубани государственный педагогический институт.- Славянск – на Кубани: Издательский центр СГПИ, 2011.-144с.   (с.107-108)
  7. Педагогические условия организации трудового воспитания.- textfighter.org)
  8. Сухомлинский В.А. О воспитании. (Сост. и авт. вступит. очерков С.Соловейчик).-Изд.2-е.-М.6Политиздат, 1975.- 272 с.
  9. Харламов И.Ф. Педагогика. Организация трудовой деятельности учащихся и формирование у них трудовых умений и навыков.- М.: Гардарики, 1999.-520с.
  10. Харламов И.Ф. Педагогика.- М.: Гардарики,1999.-520с.

Источник