Описание полезного ископаемого 4 класс таблица
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Цели урока:
- Сформировать представления учащихся о подземных богатствах.
- Познакомить детей с полезными ископаемыми, их применением, свойствами, способами добычи, охраной подземных богатств.
- Развивать познавательную активность, умение работать с картой, атласом-определителем, коллекционным материалом.
- Развивать речь детей, умение сравнивать, делать выводы, мыслить логически.
Оборудование:
Физическая карта России, коллекция полезных ископаемых, слайды «Полезных ископаемых», фильм «Озеро Баскунчак».
Ход занятия.
- Орг. момент. Сообщение темы и целей урока.
– Сегодня мы на уроке поговорим о богатствах, хранящихся в недрах земли, но прежде чем приступить к новой теме проверим домашнее задание.
- Проверка домашнего задания.
Это мы сделаем при помощи тестов, которые лежат у вас на столе.
Тест «Поверхность и водоемы нашего края»
1. Углубление в земной поверхности, имеющее крутые осыпающиеся склоны, называется…
а) балка; б) холм; в) овраг.
2. Возвышенность, имеющая вершину высотой 300 м, называют…
а) холм;
б) гора;
в) плоскогорье.
3. Горы, созданные людьми, называют…
а) холмы;
б) плоскогорья;
в) терриконы.
4. Хранилища воды называют…
а) низменности;
б) водоемы;
в) плато.
5. К естественным водоемам относятся…
а) пруд, озеро, канал;
б) ручей, море, река;
в) водохранилище, океан, пруд.
6. Какие океаны омывают Россию?
а) Индийский, Тихий, Атлантический;
б) Северно-Ледовитый, Тихий, Атлантический;
в) Северно-Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический.
7. Водоемы-это…
а) хранилища воды, место обитания животных и растений, место отдыха людей, транспортные магистрали, источник питьевой и хозяйственной воды;
б) место обитания животных и растений;
в) украшение Земли.
8. С водоемами связана жизнь следующих животных:
а) утки, лебеди, цапли;
б) трясогузки, совы, кукушки;
в) орлы, аисты, кедровки.
– Заполните схему реки: Заполните таблицу:
Водоёмы | |
Естественные | Искусственные |
- Работа над новой темой.
– Ребята, давайте вспомним, что мы называем полезными ископаемыми? (Природные богатства, которые добывают люди).
-Откуда добывает человек природные ископаемые? (Из недр земли).
-Как же образовались полезные ископаемые в недрах земли?
Ответ на этот вопрос вы найдёте в учебнике на стр.
- Работа в группах.
-Каждый из вас возьмёт карточку. На ней написано название полезного ископаемого. Используя учебник вы должны подготовить рассказ по плану карточки-помогайки. На столе вы должны отыскать ваше полезное ископаемое и найти у доски условное обозначение и рассказать всё по плану.
План.
1.Название.
2.Условное обозначение.
3.Свойства.
4.Способы добычи.
5.Значение и применение.
6.Крупные месторождения.
(Гранит, известняк, торф, железная руда, каменный уголь,
Нефть, природный газ) показ слайдов.
Слайд 1.
Уголь.
-А знаете ли вы, что из каменного угля после переработки делают много самых разных лекарств? Аспирин, нашатырный спирт, пирамидон. При переработки угля получают каменноугольный дёготь из которого делают красители для ткани.
Слайд 2
Нефть.
Упаковка конфет-парафиновая бумага-продукт переработки нефти.
Пластмасса.
Газ. Слайд 3.
Железная руда.
Железо получают из руды. Слово руда происходит от древнерусского «рудый», что означает «рыжий», «красный».
Слайд 4.
Торф.
Торф называют- младшим братом каменного угля. Почему? Эти полезные ископаемые произошли от растений. Для образования торфа потребовалось несколько тысяч лет, а для образования каменного угля-несколько миллионов лет.
Слайд 4.
Известняк.
-Почему Москву иногда называют белокаменной?
В Москве каменные здания в 17-18 веках строили из белого известняка. Известняк для постройки домов добывали недалеко от Москвы и на баржах по реке доставляли в город. В Москве и сейчас можно найти некоторые здания построенные из известняка:
Слайд 5,6,7.
колокольня «Иван Великий» в Кремле, Большой театр.
Слайд 8,9.
Мрамор-вид известняка, который можно встретить на станциях метро, во дворцах культуры. Особенно красив полированный мрамор. Он бывает самых разных цветов.
-Какой драгоценный камень является известняком?
-Это жемчуг.
Физ. минутка.
Руки подняли и покачали-это деревья в лесу
Руки согнули, кисти встряхнули-это ветер сбивает росу
Руки в стороны, плавно помашем-это к нам птицы летят
Как они сядут ,тоже покажем-крылья сложим назад.
Песок и глина.
Доклад о месторождениях песка и глины в городе Электроугли и заводе керамических изделий.
Заполнение таблицы.
Полезные ископаемые | ||
Рудные | Нерудные | |
Строительные | Горючие | |
Железная руда | Гранит, известняк, песок, глина. | Уголь, торф, нефть, природный газ. |
Посмотрите какие полезные ископаемые ещё есть.
(золото,драгоценные камни)
-Я расскажу ещё об одном полезном ископаемом. О каком вы догадаетесь сами.
Раньше люди не умели добывать это полезное ископаемое, поэтому оно было очень дорогим. В некоторых странах были деньги из из этого полезного ископаемого. Любую покупку можно было оплатить кусками этого полезного ископаемого. Его выдавали за какие-либо заслуги как награду. Но не спешите. Долгое время добыча этого полезного ископаемого была очень трудоемкой. Сейчас стали известны крупные месторождения . Стало возможным добывать это полезное ископаемое в большом количестве и сейчас это полезное ископаемое есть в каждом доме и стоит совсем не дорого. Это необходимо каждому человеку.
V. Продолжение новой темы
Показ фильма «Озеро Баскунчак».
– Человек получил в дар подземные богатства, использует их. Как вы думаете, может ли человек опустошить все подземные кладовые? (Если относиться к добыче полезных ископаемых не по-хозяйски, то они могут совсем исчезнуть.)
– Это ответ настоящего хозяина. Конечно, такое может случиться. Вспомните, ведь для образования полезных ископаемых понадобились миллионы лет, и расходовать их надо экономно.
VI. Закрепление изученного
– Что же мы называем полезными ископаемыми? (Все природные богатства, которые добывают люди.)
-Почему они полезные?
– В каком состоянии находятся полезные ископаемые в природе? Приведите примеры. (В твердом – гранит, в жидком -нефть, в газообразном – природный газ.
Кроссворд.
1. Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постамент,
Красивы станут и заметны.
Белый камешек растаял,
На доске следы оставил.
Он очень нужен детворе.
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
И он в стекле расплавлен даже.
По трубе течет,
Пироги печет.
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета.
Отгадайте же, что это?
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…
Если встретишь на дороге,
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях.
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.
Росли на болоте растения
Стали топливом и удобрением.
Он несет в дома тепло,
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный, блестящий,
Помощник настоящий.
Итог урока.
Окружающий мир
4 класс. 1 часть
- По карте определи, какими условными знаками обозначают различные полезные ископаемые. Есть ли среди них те, которые добывают в вашем крае? Узнай по карте, где ещё добывают эти полезные ископаемые.
Практическая работа
- Определите название полезного ископаемого, образец которого вам выдан учителем. Используйте для этого атлас-определитель.
- Изучите свойства этого полезного ископаемого и заполните таблицу в рабочей тетради.
- Познакомьтесь с применением данного полезного ископаемого. Эти сведения найдите в учебнике.
- Узнайте, где и как добывают в вашем крае данное полезное ископаемое. Эту информацию можно найти в краеведческой литературе.
- Обобщите изученное. С этой целью составьте описание изученного полезного ископаемого по плану: 1) название; 2) условное обозначение на карте; 3) основные свойства; 4) применение; 5) места и способы добычи в нашем крае.
- Результаты работы представьте классу. Выслушайте сообщения других групп. Сравните изученные полезные ископаемые по тому же плану, по которому описывали их.
Разнообразие полезных ископаемых
Используйте эти тексты для получения информации о полезных ископаемых вашего края.
Нефть
Нефть — густая маслянистая жидкость тёмного цвета, с резким запахом, горючая. Попадая в воду, растекается тонкой плёнкой по её поверхности. Учёные считают, что нефть образовалась из остатков растений и животных, которые жили много миллионов лет назад.
При переработке нефти получают жидкое топливо (бензин, керосин, мазут), смазочные масла, пластмассы, волокна для изготовления тканей.
Вы уже знаете, что для добычи нефти строят буровые вышки и бурят глубокие скважины. По ним нефть сначала сама поднимается из земли, а потом её выкачивают мощными насосами.
Добытая нефть используется не только внутри страны. Россия — один из самых крупных в мире экспортёров нефти. (Экспорт — это вывоз товаров за границу для их продажи.)
В разные районы России и за границу нефть поступает по нефтепроводам. Это длинные подземные магистрали из труб. Кроме того, нефть перевозят по железным дорогам в цистернах и на морских судах — нефтеналивных танкерах.
Природный газ
Природный газ — бесцветный, лёгкий (легче воздуха), горит голубым пламенем. По мнению учёных, он, как и нефть, образовался из остатков растений и животных, которые когда-то жили на планете.
Природный газ — очень хорошее топливо. Его используют не только в быту, но и на электростанциях, в котельных, на заводах. На предприятиях химической промышленности из него получают пластмассы, волокна и другую продукцию.
От месторождений природного газа на тысячи километров проложены газопроводы, по которым газ поступает в разные районы нашей страны и за границу. Россия — один из крупнейших в мире экспортёров газа.
Часть природного газа залегает под землёй вместе с нефтью. Этот газ как бы попутчик нефти, поэтому он называется попутным. Добывая нефть, попутный газ обычно сжигают. Это очень расточительно, ведь его можно использовать, как и обычный природный газ.
Запасы природного газа в нашей стране большие. Но ничего нельзя расходовать бездумно. Природный газ нужно экономить и на производстве, и в быту. Никогда не оставляйте газовую плиту гореть впустую!
Торф
Торф имеет тёмно-коричневый цвет, состоит из остатков растений. Он рыхлый, непрочный, легче воды. Сухой торф впитывает воду. Важное свойство торфа — горючесть.
Образуется торф в болотах из отмерших остатков растений. Во многих местах залегает слой торфа толщиной в несколько метров. А за год образуется всего 1 миллиметр торфа. Значит, нужно очень много лет, чтобы образовались залежи этого полезного ископаемого.
Торф используется как топливо в жилых домах. На фермах торф служит подстилкой для животных. Дело в том, что 1 килограмм торфа может впитать до 20 килограммов влаги. Кроме того, в торфе содержатся вещества, которые убивают болезнетворные бактерии. Торф — хорошее удобрение.
Использовать торф надо экономно. Очень важно также оберегать залежи торфа от пожаров. Такие пожары трудно потушить. А ведь возникнуть они могут из-за забытого костра, от неосторожно брошенной спички…
Уголь
Эта горная порода образовалась в недрах Земли из остатков древних растений. Причём сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Различают несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит. Об их особенностях можно прочитать в атласе-определителе.
Уголь — горючее полезное ископаемое, при горении даёт много тепла. В хозяйстве уголь используют как топливо. Кроме того, он служит сырьём для химической промышленности: из него получают краски, пластмассы и другие ценные материалы.
Железная руда
Это общее название нескольких разновидностей минералов, которые служат источником железа. Они бывают чёрного, бурого, желтоватого или красноватого цвета. Самое главное свойство железной руды — плавкость.
На металлургических заводах из железной руды выплавляют чугун, а из чугуна — сталь. Чугун и сталь — это сплавы железа с углеродом. (Железо в чистом виде почти не используется.) Чугун хрупок, поэтому он идёт на изготовление только некоторых изделий. Сталь же имеет огромное значение для экономики. Очень многое делают из стали — от обыкновенных кухонных ножей до сложных машин и механизмов. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Железную руду нужно расходовать экономно. Одна тонна металлолома сберегает две тонны железной руды!
Кроме железа, в железной руде содержатся другие ценные металлы: титан, ванадий, кобальт.
Нередко они попадают в отходы. Сейчас их всё чаще стараются извлекать из руды и использовать. Без титана, например, нельзя обойтись при создании современных самолётов и космических ракет.
Гранит
Как вы знаете, гранит состоит из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Отделить их друг от друга не удаётся. Это говорит о большой прочности гранита.
Прочность — главное свойство гранита. К тому же он хорошо полируется и становится после этого очень красивым. Поэтому гранит применяют для строительства набережных рек, станций метро, памятников, для облицовки зданий, мощения улиц и площадей. Так, Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в земле. В некоторых местах на поверхность выдаются глыбы, скалы, даже целые горы. Здесь и добывают гранит.
Песок и глина
Это очень распространённые горные породы. Они образуются в природе при разрушении гранита. Песок используют в строительстве, а также для изготовления стекла. Из глины делают кирпичи, черепицу для крыш, облицовочную плитку, цветочные горшки, посуду, красивые вазы. Ведь влажная глина хорошо лепится и сохраняет форму, которую ей придают. Это свойство глины называют пластичностью.
Изготовленные из влажной глины изделия в специальных печах обжигают, чтобы они стали твёрдыми. Изделия из обожжённой глины называются керамическими или керамикой (от греческого слова «керамос» — глина).
Известняк
Это довольно прочный камень белого или серого цвета. Интересно, что люди, которые добывают в карьере известняк, работают как бы на дне моря! Конечно, моря на этом месте сейчас нет, но оно было в далёком прошлом, много миллионов лет назад (тогда моря, океаны, материки располагались на Земле не так, как сейчас). Морские организмы, погибая, оседали на дно. Из их скелетов, раковинок и образовались постепенно толщи известняка. Рассматривая кусочек этой горной породы, можно увидеть остатки живых существ.
Известняк с давних пор используют при строительстве зданий и дорог. Многие старинные русские церкви и стены древних кремлей построены из него. Для дорожного строительства используется щебень — мелкие неровные камни.
Особая разновидность известняка — мел. Он менее прочен, чем обычный известняк.
- Прочитай текст. Используй его при рассказе о подземных богатствах.
Полезные ископаемые относятся к неживой природе. Но многие из них образовались из остатков живых организмов. Это удивительно! Выходит, растения и животные, которые жили очень давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет превратились в известняк, уголь, нефть, природный газ. И этими полезными ископаемыми мы пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой и живой природой, между природой и человеком!
Проверь себя
- Определи по образцам и назови важнейшие полезные ископаемые своего края.
- Опиши любое полезное ископаемое вашего края (по своему выбору).
- Почему к подземных богатствам нужно относиться бережно?
Наша страна богата полезными ископаемыми. Но их запасы в недрах Земли не безграничны, а использованные месторождения невозможно восстановить. Поэтому необходимо экономно использовать подземные богатства.
Задания для домашней работы
- Подумай, использует ли твоя семья в домашнем хозяйстве какие-нибудь полезные ископаемые или продукты их переработки. Если да, то какие и с какой целью?
- В краеведческом музее познакомьтесь с разделом о полезных ископаемых вашего края и их переработке. На каких предприятиях вашего края перерабатывают полезные ископаемые? Что из них производят?
- В книге «Великан на поляне» прочитай рассказ «И камень достоин уважения». Проанализируй своё поведение в природе. Чему может научить тебя этот рассказ?
Странички для любознательных
Памятники Санкт-Петербурга
Ты уже знаешь, что памятник Петру Первому в Санкт-Петербурге установлен на таком огромном гранитном камне, что в перевозке его участвовало более пяти тысяч человек.
Другой памятник этого города — Александровская колонна — тоже из гранита. Основная часть этой колонны, изготовленная из одного камня, имеет массу 650 тонн. Поднимали колонну 1260 человек, а полировали её 200 человек!
На следующем уроке
Узнаем о разнообразии почв, о том, какие почвы в нашем крае, как нужно охранять почву. Будем учиться ответственному отношению к природе.
Вспомни, что такое почва. Каково её главное свойство?