Окружающий мир что такое полезные ископаемые
Нефть — природная густая маслянистая горючая жидкость тёмного цвета со специфическим запахом. Большинство учёных считает, что нефть образовалась из органического вещества осадочных пород (остатков древних живых организмов).
Из нефти получают топливо (бензин, керосин, дизельное топливо, реактивное топливо), пластмассы, смазочные масла, химические волокна для производства тканей.
Нефть добывается с помощью специально пробуренных скважин и мощных насосов.
Нефть является главной статьёй российского экспорта. (Экспорт — это вывоз товаров в другие страны для их продажи.) Нефть поступает в различные районы России и за границу по нефтепроводам (длинные подземные трубы). Ещё нефть перевозят на нефтеналивных танкерах (специальных морских судах) и по железным дорогам в цистернах.
Природный газ не имеет цвета и запаха. Относится к горючим ископаемым. Используется как топливо для обогрева помещений, для приготовления пищи, на электростанциях, в котельных, на заводах, а также как сырьё для получения пластмасс, резины, волокна и других полезных веществ.
Россия — один из крупнейших экспортёров газа в мире. Природный газ поступает по газопроводам.
Торф — это горючее полезное ископаемое тёмно-коричневого цвета. Торф образуется из растительных остатков при их перегнивании в условиях недостатка кислорода. Как правило, основным местом формирования торфа являются болота.
Некоторое время назад торф практически повсеместно использовался в качестве топлива. Кроме этого, торф — отличное органическое удобрение, широко использующееся в сельском хозяйстве. На фермах торф служит подстилкой для животных.
Залежи торфа необходимо оберегать от пожаров, так как такие пожары очень трудно тушить.
Уголь — горная порода, которая образуется в недрах Земли из остатков древних растений. Сначала образовался торф, а со временем он превратился в уголь. Существует несколько разновидностей угля: бурый уголь, каменный уголь, антрацит.
Бурый уголь. Сорт образовался из остатков торфа позже всех, поэтому он считается самым молодым. Особенность его в том, что у него очень низкая температура сгорания.
Каменный уголь. Это самая распространённая разновидность угля в деятельности человека. Он используется как топливо, из него получают пластмассы, краски и другие полезные материалы. Добывается как открытым способом, так и закрытым, в шахтах.
Антрацит. По своей структуре этот вид очень твёрдый, имеет самую высокую температуру сгорания. Залежи этого угля находятся очень глубоко под землёй.
Железо — это прочный металл, использовать который люди начали ещё много веков назад. Но найти его в чистом виде невозможно. Железо содержится во многих горных породах в виде соединения с другими минералами. Самое большое содержание железа — в железной руде.
Самое главное свойство железной руды — плавкость. Из железной руды на металлургических заводах выплавляют чугун, а из чугуна — сталь.
На сегодняшний день чугун и сталь используются во многих сферах жизни и деятельности человека, в том числе и во всех видах промышленного производства. Сталь — основное сырьё для машиностроения.
Известняк — обычно белый, серый или желтоватый камень. Он образовался из остатков морских организмов. Их отпечатки можно хорошо рассмотреть в известняке-ракушечнике. Применяется при строительстве зданий и дорог. Из известняка получают известь для приготовления строительных растворов. Особая разновидность известняка — мел.
Песок и глина — одни из самых распространённых горных пород. Они образуются в природе при разрушении других горных пород, например гранита.
Глина бывает белая, красная, коричневая, жёлтая, серая. Она непрозрачная, твёрдая, плотная, негорючая. При намокании глина становится вязкой и пластичной, а при высыхании сохраняет свою форму. Из глины изготавливают кирпичи, черепицу, посуду. Изделия из обожжённой глины называются керамическими.
Песок — сыпучая горная порода жёлтого или белого цвета, непрозрачная. Используется в строительстве, при изготовлении стекла.
Гранит — горная порода, состоящая из зёрен полевого шпата, кварца и слюды. Гранит очень прочный. Хорошо полируется. Применяется в строительстве. Из него изготавливают лестницы, колонны, памятники. Многие станции метро облицованы гранитом. Красная площадь в Москве вымощена гранитной брусчаткой.
Гранит залегает глубоко в недрах Земли, но в некоторых местах глыбы горной породы выходят на поверхность. Здесь его и добывают.
Полезные ископаемые – это ресурсы, содержащиеся в недрах нашей планеты. Добыть их нелегко, однако без них экономика человечества просто не может существовать.
Какие бывают полезные ископаемые?
Существует огромное разнообразие ресурсов, добываемых из недр Земли. Их принято делить по их назначению.
Горючие ископаемые используются как источники энергии. Их либо напрямую сжигают на электростанциях, либо преобразуют в топливо (бензин, солярка, дизель). К этой группе относят нефть, газ, природный газ, уголь, торф, горючие сланцы.
Руда, или рудные ископаемые – это ископаемые, содержащие ценные вещества, обычно металлы. Например, из железной руды добывают железо, из марганцевой руды – марганец. Есть и неметаллические рудные ископаемые, содержащие графит и асбест. Руды, в которых содержится много полезного компонента, называют богатыми. Если же концентрация полезного компонента мала, то руда считается бедной. Для получения полезного компонента руду подвергают какому-то физическому воздействию, обычно ее просто плавят.
К категории нерудных ископаемых относят мел, песок, глина. В отличие от руды нерудные ископаемые не надо подвергать особой физической обработке.
Драгоценные камни – это алмазы, сапфиры, изумруды и прочие камни, традиционно используемые ювелирами. Однако многие такие камни находят применение и в промышленности. Так как алмаз – самое твердое природное вещество, то из него делают инструмент для резки металлов.
Рассмотрим эти группы полезных ископаемых поподробнее.
Горючие ископаемые
Изначально развивающаяся промышленность отдавала предпочтение такому ископаемому, как уголь. Это твердое вещество, которое относительно легко добывать и транспортировать. Лишь в конце XIX в. стала расти популярность нефти. Ее сложнее добыть, но и энергии из нее можно получить больше. В XXI в. растет популярность газа. Его важное преимущество – экологичность.
Все горючие ископаемые чем-то схожи друг с другом. В их составе высока доля углерода и водорода. Считается, что нефть и уголь образовались из останков умерших животных. Существуют технологии, которые позволяют получать из угля нефть.
Горючие ископаемые используются не только в энергетике. Из нефти получают парафин, различные масла и смазки, лаки, краски, пластмассы и многие другие химические вещества.
Рудные ископаемые
Руды являются главным, но не единственным источником металлов. В природе встречаются также и самородки – это большие куски чистого металла. В руде же металл содержит много примесей. Однако самородки встречаются чрезвычайно редко, и для нужд промышленности их недостаточно. Металлы редко используют в чистом виде, куда чаще из нескольких металлов получают сплавы.
Все металлы можно условно разделить на три группы. Черные металлы – это в основном железо, но также сюда включают ванадий, хром и марганец. Железо является основой для всех сплавов, которые называют сталью либо чугуном. Существуют тысячи различных марок сталей и чугунов, которые отличаются своими свойствами, а также своим составом. Например, если добавить к железу хром, то получается нержавеющая сталь, а при добавлении никеля сталь становится жаропрочной.
Почти все остальные металлы, кроме железа, относят к категории цветных. Это свинец, алюминий, титан, медь. Сплавы на основе цветных металлов сильно отличаются от сталей и чугунов. Например, алюминиевые сплавы очень легкие и потому используются при создании кораблей.
В отдельную категорию выделяют драгоценные сплавы. Это золото, серебро, платина. Они используются для создания ювелирных украшений.
Нерудные ископаемые
Большинство нерудных ископаемых используется в строительстве. Наиболее популярны такие вещества, как песок, гранит, известь, мрамор. Также из нерудных ископаемых получают другие важные вещества. Например, из известняка, глины и гипса можно получить цемент.
Подведение итогов
Большинство полезных ископаемых относится к категории горючих ископаемых, руде или нерудным ископаемым. Запасы полезных ископаемых ограничены, поэтому их надо рационально использовать.
Не нашли, то что искали? Используйте форму поиска по сайту
Презентация+урок
Класс: 3
Программа: ПНШ
Тема: Полезные ископаемые.
Цели:
1. Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространенности в природе, привести знания детей о горных породах в систему. Усвоить понятия: полезные ископаемые, месторождения, минерал (составная часть горных пород)
2 .Развивать умения различать полезные ископаемые.
3. Воспитывать бережное отношение к природе, охрана и рациональное использование полезных ископаемых.
Тип урока: открытие новых знаний
Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый, деятельностный
Ход урока
1. Самоопределение к учебной деятельности
Проведение психологического энергизатора – это игра, которая связана с психическими процессами человека, то, что даёт энергию и стимулирует к жизни.
Массаж “Друг за другом”.
Дети становятся в круг друг за другом, глядя в затылок впереди стоящего. Проводится массаж по спине соседа:
Светит солнце (поглаживание)
Пошёл мелкий дождик (лёгкое постукивание пальчиками)
Налетел ветерок, и полетели листья (похлопывание по спине)
Дождик переходит в град (более сильное постукивание пальчиками по спине)
Снова налетел ветер, и всё смёл (поглаживание справа налево)
Начинается листопад (похлопывание ладошками по спине) и т.д.
– Скажите, какой раздел в окружающем мире мы начали изучать? (Горные породы)
– Что такое горные породы? (Это различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами)
– Назовите места, где могут залегать горные породы? (Горные породы лежат повсюду: под фундаментами домов, под асфальтом улиц и площадей в городах, под слоем почвы лесов, полей, лугов, на дне рек, озер, морей и океанов)
2. Актуализация знаний. Для того чтобы вспомнить горные породы разгадаем кроссворд.
Вертикаль:
Горизонталь:
Очень прочен и упруг,
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы, станут и заметны. (Гранит)
– На какие группы можно распределить эти горные породы? (Ответы детей)
1 вариант.
Горные породы бывают: твердыми (уголь, руда, известняк, гранит, торф), жидкими (нефть), газообразными (газ).
2 вариант.
Горные породы, состоящие из одного минерала (газ, нефть, известняк)
Горные породы, состоящие из нескольких минералов (руда, гранит, торф)
– Что такое минерал? (Естественное образование кристаллической структуры, залегающее в глубинах или на поверхности Земли)
– Назовите однокоренные слова к слову минерал. (Минеролог, минералогия, минералка)
– Минералогия –наука о минералах.
– Минералог – специалист по минералогии.
– Минералка – столовая минеральная вода. Чем является вода? (Горной породой)
Итог – вывод: Различные вещества, которые залегают на поверхности и в толще Земли большими массами называют горными породами. Они состоят из минералов. Бывают жидкими, твердыми, газообразными.
3. Постановка цели деятельности
– Сегодня на урок я принесла вырезку из газеты №11, ноябрь 2015. Зачитаю цитаты:
“…на проведение ГРР за отчетный период государством было потрачено 18,9 млрд. рублей. В частности, на поиск углеводородного сырья в прошлом году предполагалось выделить 10,65 млрд. рублей бюджетных средств…”.
“…в области геологоразведки приоритет, как и в прошлом году, отдается изучению Восточной Сибири и Республики Саха (Якутия). Речь идет об участках недр, примыкающих к трассам строительства нефтегазопроводов. В сибирском регионе планируют потратить 4,3 млрд. рублей на бурение…”
– Как вы думаете, почему государство готово выплачивать такие деньги на добычу горных пород?
(Горные породы полезны человеку)
– Так, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке, сформулируйте тему урока и поставьте цель.
(Тема: горные породы полезные человеку. Цель: узнать и исследовать, чем они полезны человеку.)
4. Изучение нового материала
– Чем полезны: – песок? (Применяют в строительстве, в песочнице дети играют с песком )
– глина? (Изготавливают посуду, кирпичи)
– известняк? (Мел, строительный материал)
– нефть? (Из неё получают бензин, краски, керосин)
– природный газ? (Отопление в деревенских домах, для газовых плит)
– торф? (Топливо)
– гранит? (Памятники)
– Молодцы! Все верно. Вы смогли доказать, что эти горные породы полезны. Дополним наши знания, используя учебник. Разделимся на семь групп.
1 группа – найдет информацию о песке;
2 группа – о глине;
3 группа – об известняке;
4 группа – о нефти;
5 группа – о торфе;
6 группа – об угле;
7 группа – о железных рудах;
8 группа – о граните
Один ученик от группы рассказывает о пользе горных пород.
Песок используют для производства стекла. Для этого песок специально смешивают с известью и содой, ставят в специальные печи. От сильного жара смесь плавится и получается жидкое стекло. Его заливают в формы, где оно остывает и становится твердым.
Из белой глины делают прекрасную тонкую фарфоровую посуду, керамзитовые шарики, которыми засыпают потолки, они служат утеплением
Известняк является строительным материалом, идет на изготовление цемента, бетона, железобетона и пенобетона. Из него получают известь, строительные камни, известковые растворы. Много лет назад здания в Москве строили из белого известняка. Некоторые из них сохранились до сих пор: Колокольня Ивана Великого, Большой Театр.
Из гранита сооружают набережные опоры мостов. Отполированный гранит используют для облицовки зданий, станций метро, складывают из кусочков гранита настенные картины – мозаики.
Из нефти получают краски, лекарства, духи, синтетические материалы, солярку, керосин, мазут, шины, камеры колес, рыболовную леску, полиэтиленовые пакеты.
Торф – это прекрасная теплая подстилка для домашних животных, так как сухой торф хорошо впитывает влагу. А если смешать с навозом, становится прекрасным удобрением для огородов и полей – это гарантия хорошего урожая. Торф можно использовать как топливо для печей и на электростанциях. Из торфа получают спирт, уксус, газ, технический воск, кокс – т.е. он хорошее химическое сырье.
Уголь – источник тепла и электроэнергии. На специальных электростанциях ток вырабатывается с помощью каменного угля. Из каменного угля делают краски, пластмассы, резину, даже лекарства. Без угля невозможна выплавка металлов.
Из железных руд получают железо и его сплавы: чугун и сталь. Из руд цветных металлов получают медь, алюминий, цинк, свинец, серебро, золото и многие другие металлы. Эти металлы называют цветными, потому что имеют разнообразную окраску. Металлы хорошо проводят тепло и электричество. Поэтому электрические провода делают из металла. Рельсы, кровля для крыш, водопроводные трубы изготовлены из различных металлов.
– Как можно назвать горные породы, которые полезны людям? (Предположения детей)
– Такие горные породы называют полезными ископаемыми. Почему ископаемыми? (Так как их выкапывают из недр Земли)
– А место скопления полезных ископаемых в земле называется месторождением. От каких слов образовалось слово месторождение? (Место, родиться)
– На какие группы можно разделить полезные ископаемые в зависимости от назначения? (Дети высказывают предположения, например: “Одни полезных ископаемых, такие как песок, глина, мрамор, гранит, известняк – применяют в строительстве”)
– Каким общим свойством объединены: уголь, нефть, природный газ, торф? (Они горят)
– Поэтому их называют горючими полезными ископаемыми и используют в основном как топливо.
– Полезные ископаемые, в состав которых входят железо и цветные металлы, называют рудами.
Итог – вывод: Все природные богатства, которые люди добывают из глубин земли, называются полезные ископаемые. Полезные ископаемые бывают: горючие, строительные, рудные.
– Обратите внимание на дома в нашем городе. Какие полезные ископаемые были использованы при их строительстве?
– Назовите горючие полезные ископаемые. Как их используют?
– Есть ли в нашем городе памятники? Из чего они сделаны?
– Вспомните сказку Х.-К. Андерсена, герой которой был сделан из металла. Из какого металла? Что с ним случилось в конце сказки и почему?
5. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону
Тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
Шахта
Карьер
Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
Из угля
Из гранита
Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
Из угля
Из нефти
Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
Гранит
Нефть
Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
Каменный уголь
Гранит
Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
Нефть
Глина
Газ
Ответы на тест
1. Как называется место, где залегают полезные ископаемые?
Шахта
Карьер
Месторождение
2. Из какого полезного ископаемого получают металлы?
Из угля
Из гранита
Из руды
3. Из какого полезного ископаемого получают бензин?
Из угля
Из нефти
Из газа
4. Какое полезное ископаемое идет на изготовление посуды?
Гранит
Нефть
Глина
5. Что не является горючим полезным ископаемым?
Каменный уголь
Гранит
Торф
6. Какое полезное ископаемое является жидким?
Нефть
Глина
Газ
6. Итог урока
– Какая тема урока была рассмотрена сегодня? (Полезные ископаемые)
По ходу урока учитель показывает слайды из презентации “Подземные богатства земли”
Образовательные
цели:
1. Обучение умению обобщать знания,
полученные из разнообразных источников.
2. Обобщить знания учащихся о
полезных ископаемых.
3. Обобщить знания учащихся о
разнообразии окружающей нас природы.
4. Формирование коллективных умений
и навыков труда на уроках окружающего мира.
Воспитательные
цели:
1. Развитие любви и уважения к
окружающему нас миру.
2. Воспитание у детей бережного
отношения к природе.
Развивающие цели:
1. Развитие коммуникативных
отношений учащихся.
2. Развитие речи и памяти учащихся.
Оборудование: полезные ископаемые из
раздаточного материала для начальной школы (железная руда, гранит, нефть,
каменный уголь), кроссворд, таблица (свойства полезных ископаемых), листы опорных
сигналов.
Ход урока
1.
Постановка цели урока
– Сегодня мы с
вами поговорим о полезных ископаемых, обобщим полученные знания, выясним для
чего нужно бережно относится к полезным ископаемым.
– Какие вы полезные ископаемые знаете?
– Почему их называют полезными ископаемыми?
Полезные ископаемые – это природные богатства, которые люди добывают из глубин земли или с
её поверхности и используют в народном хозяйстве. Так не похожи друг на друга
железная руда и нефть, гранит и известняк на самом деле очень близки между
собой.
Называются они, так же как и очень многие другие
вещества, с которыми вы познакомитесь в старших классах, полезными ископаемыми.
Ископаемые –
потому что извлекаются из недр Земли, отторгаются человеком от её каменной
оболочки.
Полезные –
потому что служат человеку, то есть по его воле превращаются в разнообразные
необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают,
кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде,
оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь.
– Сейчас
вам ребята расскажут о полезных ископаемых, а ваша задача разбить их на 3
группы.
– По
ЛОСу (листку опорного сигнала) расскажет…
– Итак, на какие 3 группы можно разбить
полезные ископаемые?
1.Горючие полезные ископаемые.
2. Рудные
полезные ископаемые.
3. Строительные полезные ископаемые.
– Сейчас мы с вами продолжим слушать сообщения о полезных
ископаемых, а ваша задача разбить (отнести) эти полезные ископаемые к
соответствующей группе.
…продолжит рассказ о граните по ЛОСу.
Приложение
1
– Что образуется при разрушении гранита из кварца?
Песок.
–
О песке нам расскажет…
Во
что превращается полевой шлам и слюда?
В
глину.
–
О глине нам расскажет…
–
Ребята, в г.Туймазы фарфоровый завод выпускает прекрасную посуду, которая
ценится за пределами Республики.
–
Об известняке нам расскажет…
В
старину из известняка нарезали даже камни, из которых делали стены домов и
крепостей. В Москве было много таких зданий, за что Москву и прозвали
белокаменной.
О железной руде расскажет…
Приложение 2
–
Кто же добывает полезные ископаемые?
–
Прочитаем о геологах.
–
Откройте учебник на с.50, 2 абзац читает…
Железная
руда в Башкортостане добывается с 1775 года. Наиболее крупные месторождения
железной руды находится в карьере близ посёлка Тукан (флажок и
значок железной руды на карте). Они транспортируются по железной дороге на
Белорецкий металлургический комбинат (флажок).
Белорецкий сталепроволочный комбинат –
варят сталь и делают проволоку. Проволока микронной толщины используется для
операций глаза до троса.
Можно смело тащить танкер, нефтяную
вышку.
О каменном угле узнаем с вами из
сообщения…
– По опорному листку расскажет…
Приложение 3
В Башкортостане наиболее крупные месторождения
расположены в Кумертауском районе (на карте флажок и значок угля).
– О нефти расскажет…
– По ЛОС расскажет…
Приложение 4
Первые
нефтяные залежи были разведаны в 1932 году близ деревни Ишимбаево (крепим на
карте флажок и значок нефти).
В 1937 году было открыто крупное месторождение нефти в
г.Туймазы. (флажок и значок нефти).
В городе Уфе находится Нефтеперерабатывающий завод
(флажок на карте).
Сегодня наши нефтяники работают в Ханты-Мансийском
округе (это находится в Сибири). Организация БашСиб расширяет своё производство
и добывает нефть уже и в Коми и Оренбургской области.
Мы арендуем только землю – это выгодно, так как платят
только за землю, а за нефть не платят.
На уровне правительства решили восстановить добычу
Башкирской нефти. Так как мы с вами уже знаем, что нефть залегает глубоко в
недрах Земли, а выкачивали только сверху, поэтому сейчас будет вестись работа
по восстановлению старых буровых и выкачивать нефть до конца.
Физкультминутка
Потрудились
– отдохнём
Встанем
глубоко вздохнём
Руки
в стороны, вперёд
Влево,
вправо поворот
Наклонились,
прямо встали
Руки
вниз и вверх подняли
Руки
плавно опустили
Всем
улыбки подарили.
–
Мы с вами прослушали сообщения о полезных ископаемых.
Так
какие же полезные ископаемые отнесём к строительным
гранит
песок
глина
известняк
к
рудным полезным ископаемым?
железная
руда
и,
наконец, к горючим полезным ископаемым?
каменный
уголь
нефть.
Физкультминутка
–
Поработали, пора и отдохнуть.
Солнце
небо греет слабо,
(руки
вверх и вниз)
По
ночам трещит мороз,
(руки
на пояс, наклоны в стороны)
Во
дворе у Снежной Бабы
(руки
на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел
морковный нос.
(дети показывают на нос)
В
речке стала вдруг вода
Неподвижна
и тверда.
(прыжки
на месте)
Вьюга
злится,
Снег
кружится,
(дети
кружатся)
Заметает
всё кругом
Белоснежным
серебром.
(имитируют
движения руками)
2.
Викторина
– Дети, вам были даны вопросы
викторины. Давайте проверим, как вы к ней подготовились.
Приложение 5
3.
Кроссворд
Отгадаем кроссворд
Приложение 6
По горизонтали
1. Помните сказку
Андерсена о маленьком горшочке? Он замечательно пел старинную песенку и всегда
знал, что готовят на обед в каждом доме. Горшочек был, конечно, волшебным. Как
называется полезное ископаемое из чего был сделан горшочек? Глина.
2. Бела, кристаллическая, твердая порода, применяется для облицовки
лестниц, стен. Является разновидностью известняка. Мрамор.
3. Какое слово пропущено в пословице «Куй …., пока
горячо». Железо.
4. Это полезное ископаемое называют «младшим братом» каменного
угля. Торф.
5.
Образуется при разрушении гранита и кварца. Песок.
По
вертикали
1. С итальянского языка название этого ископаемого
переводится как «зернистый»? Гранит.
2. Без него не может обойтись учитель на уроке. Мел.
3. В
природе находится в виде мощных залежей. Его разновидности – мел, мрамор. Известняк.
4. Это полезное ископаемое нельзя тушить водой. Нефть.
4.
Беседа по прочитанному
– Для чего добывают полезные
ископаемые?
Потому что полезные
ископаемые нам необходимы всегда и везде.
Как
вы думаете, почему нужно бережно использовать полезные ископаемые?
– Прочитаем об этом на с.51 …
Как
вы думаете, почему могут иссякнуть полезные ископаемые на нашей планете?
5. Письменный опрос
а)
Тест «Полезные ископаемые».
Приложение
7
На листочках у детей.
1.
1)
2)
3)
2.
1)
2)
3)
3.
1)
2)
3)
4.
1)
2)
3)
5.
1)
2)
3)
–
Ответьте на вопросы теста. Напротив правильного ответа поставьте знак «+»
Проверка с доски
– Кто выполнил правильно без
единой ошибки?
– Молодцы!
б)
Фронтальный письменный опрос.
– На доске под номерами
записаны названия различных свойств полезных ископаемых.
1 вариант – выбирает из предложенного списка свойства
каменного угля и песка.
2 вариант – свойства нефти и железной руды.
На листочках
1 вариант.
каменный уголь: 1, 4, 5,
7
песок: 2, 4, 6,10, 9;
2
вариант.
нефть:
1, 3, 8,11
железная
руда: 2, 4, 5, 14.
6. Составление таблицы
На парте полезные ископаемые.
–
Показывают образцы полезных ископаемых.
– Рассмотрите образец. Пользуясь
иллюстрациями учебника на с.48 и сведениями из сообщений ребят давайте заполним
таблицу.
(показывают гранит)
Как называется это полезное ископаемое.
Основные его свойства?
(зернистый, твердый и прочный)
– Где используется?
(строительство фундаментов, зданий, набережных, дорог,
памятников, отделка станций метро).
Каменный уголь
– Черного цвета, твёрдый, но хрупкий, горюч.
– Отопление жилых помещений, кокс-краски, лекарства,
пластмассы, духи.
Нефть
– Жидкость темного цвета, с запахом бензина, горюча.
– Керосин, бензин, смазочные масла, вазелин,
лекарство, технический спирт.
Железная руда
– Черного цвета, твёрдое, плотное вещество,
притягивает металлические предметы.
– Машины, железнодорожные рельсы, вагоны, ножницы…
Песок
– В виде крупинок, сыпучий.
– Дороги, стекло.
(Приложение 8, Приложение 9)
7. Итог
На Земле очень много полезных ископаемых. В природе
нет ничего бесполезного Сегодня мы с вами поговорили о самых важных полезных
ископаемых. Геологи и сейчас продолжают открывать новые месторождения полезных
ископаемых. К сожалению, полезные ископаемые – это такие богатства, которые
нельзя восстановить. Ведь они образовались в недрах Земли за многие миллионы
лет! Вот почему необходимо очень экономно использовать подземные богатства.
1 тонна металлолома сберегает 2 тонны железной руды.
Сталь тоже надо использовать экономно. Вот почему
везде, где это возможно вместо неё применяют пластмассу.
1 тонна пластмассы может заменить 6 тонн стали.
Как известно, полезные ископаемые, относятся к неживой
природе. Но, оказывается, многие из них образовались из остатков живых
организмов. Это удивительно!
Выходит, растения и животные, которые жили очень
давно, когда ещё не было людей, не исчезли бесследно. Их остатки за миллионы лет,
превратились в уголь, нефть, известняк. И этими полезными ископаемыми мы
пользуемся сейчас. Вот какая тесная, неразрывная связь существует между неживой
и живой природой, между природой и человеком!
А как вы, ребята, можете помочь в охране подземных богатств?
– Собирать металлолом. Не нужно жечь лишний свет, этим
экономим каменный уголь. И когда вы вырастите вам предстоит решать проблемы
связанные с охраной нашей природы и в частности полезных ископаемых